Научная статья на тему 'Профессиональная полиция Афганистана: опыт подготовки кадров в 2003-2006 гг'

Профессиональная полиция Афганистана: опыт подготовки кадров в 2003-2006 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПОЛИЦИИ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПОЛИЦИИ / КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мифтахов Ильдар Зуфарович

В статье рассматривается опыт подготовки кадров для полиции Исламской Республики Афганистан с 2003 до 2006 годы, когда остро встал вопрос о комплектовании Министерства внутренних дел в кратчайшие сроки новыми сотрудниками. Исследуются разные подходы к организации обучения полицейских, эффективность интенсивных программ подготовки, возникающие в процессе их реализации трудности. Особое внимание уделено подготовке полицейских на краткосрочных курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Police of Afghanistan: Experience Training in 2003-2006

The article discusses the experience of training personnel for the police of the Islamic Republic of Afghanistan from 2003 to 2006, when the question of staffing the Ministry of Interior as soon as possible with new staff members became acute. Various approaches to the organization of police training, the effectiveness of intensive training programs arising in the process of their implementation are investigated. Particular attention is paid to the training of police officers on short courses.

Текст научной работы на тему «Профессиональная полиция Афганистана: опыт подготовки кадров в 2003-2006 гг»

УДК 378(581)

Мифтахов И.З.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ АФГАНИСТАНА: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В 2003-2006 ГГ.

PROFESSIONAL POLICE OF AFGHANISTAN: EXPERIENCE TRAINING IN 2003-2006

ТУ статье рассматривается опыт подготовки кадров для полиции Исламской Республики Афганистан с 2003 до 2006 годы, когда остро встал вопрос о комплектовании Министерства внутренних дел в кратчайшие сроки новыми сотрудниками. Исследуются разные подходы к организации обучения полицейских, эффективность интенсивных программ подготовки, возникающие в процессе их реализации трудности. Особое внимание уделено подготовке полицейских на краткосрочных курсах.

Ключевые слова: профессиональная полицейская служба, программа подготовки полицейских, комплектование полиции, учебный центр полиции, краткосрочные курсы

T

e article discusses the experience oftraining personnel for the police of the Islamic Republic of Afghanistan from 2003 to 2006, when the question of staffing the Ministry of Interior as

94 J jo J i J JJ о у J 94

soon as possible with new staff members became acute. Various approaches to the organization of police training, the effectiveness of intensive training programs arising in the process of their implementation are investigated. Particular attention is paid to the training of police officers on short courses.

Keywords: professional police service, police training program, police recruitment, police training center, short-term courses

Для цитирования: Мифтахов И.З. Профессиональная полиция Афганистана: опыт подготовки кадров в 2003-2006 гг. // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2018. Т.3. №6. С. 94-101. DOI: 10.24420/KUI.2018.22.58.008

For citation: Miftahov I.Z. Professional Police of Afghanistan: Experience Training in 20032006 // Uchenye Zapiski of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. T.3. №6. P. 94-101. DOI: 10.24420/KUI.2018.22.58.008

Выбор и актуальность данной темы обусловлены тем, что в образовательных организациях МВД России уже на протяжении нескольких лет осуществляется профессиональная подготовка иностранных слушателей - будущих сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим интересен и показателен опыт подготовки кадров для полиции Афганистана до 2006 года, когда после падения режима Талибана (организация, запрещенная на территории Российской Федерации) остро встал вопрос о необходимости комплектования силовых структур, в том

числе Министерства внутренних дел, новыми сотрудниками. Уже на начальном этапе выявились разные подходы к организации данного процесса со стороны стран-доноров, решению проблем, имеющих иногда ярко выраженную специфику.

Точкой отсчета начала международной помощи Афганистану в становлении полиции после падения режима Талибана (организация, запрещенная на территории Российской Федерации) принято считать конференцию стран-доноров в Токио в январе 2002 года, когда Федеративная Республика Германия приняла на себя

95

обязательства оказать помощь Временному правительству, возглавляемому Ха-мидом Карзаем, в реформировании этого важного сегмента сектора безопасности. В феврале того же года на конференции в Берлине Германия представила уже конкретный план предоставления помощи.

В апреле 2002 года на конференции G8 в Женеве за Федеративной Республикой Германия, которая уже имела опыт взаимодействия с Афганистаном в деле подготовки полицейских, было закреплено проведение реформы полиции в Афганистане. Странами-донорами была достигнута договоренность о создании профессиональной полицейской службы численностью 62 тысячи человек. Какие-либо сроки комплектования полиции установлены не были.

В плане подготовки кадров для афганской полиции Германия сконцентрировала свои усилия в основном на возрождении Полицейской академии в Кабуле, где кандидаты в офицеры полиции проходили обучение по программе, рассчитанной на 3 года [1]. Однако вскоре стало очевидно, что ситуация с безопасностью в стране требует интенсификации обучения. В целях подготовки к проведению президентских выборов в октябре 2004 года Соединенные Штаты Америки взяли на себя обязательства по реформированию армии Афганистана и в 2003 году инициировали свою программу подготовки полицейских (в основном патрульных).

Бюро по международным вопросам контроля над наркотиками и охраны правопорядка Государственного департамента США, которое стало ответственным за подготовку полицейских Афганистана, заключило контракт с компанией DynCorp International (далее - DynCorp) на строительство учебных центров, а также комплектование их наставниками и инструкторами.

DynCorp завершила строительство Центрального учебного центра полиции в Кабуле в мае 2003 года. 9 международных инструкторов подготовили учебную программу, основанную на опыте работы

Школы полицейской службы в Косово. Это были 8-недельная подготовка для грамотных курсантов, сокращенная 5-не-дельная - для неграмотных и 15-дневный курс - для опытных полицейских. В действительности основная масса обучающихся проходила только 15-дневный курс [2]. Сотрудники дорожной и пограничной полиции получали дополнительную двухнедельную специализированную подготовку. Позднее сроки подготовки и количество курсов претерпели незначительные изменения (таблица).

В 2004 году подготовка рядового и сержантского состава полиции проводилась уже в семи региональных центрах по всей стране - Кандагаре, Герате, Гарде-зе, Мазари-Шарифе, Кундузе, Джелала-баде, Бамиане.

Как правило, до направления в учебный центр новобранец имел опыт службы в полиции от нескольких месяцев до года, выполняя различные административные или охранные обязанности.

Использовался также принцип подготовки инструкторов. Более 800 афганцев, которые закончили трехнедельный курс подготовки инструкторов, проводили обучение совместно с консультантами из DynCorp.

В связи с последующей необходимостью объединения ресурсов и повышения уровня подготовки кадров в обстановке ухудшения ситуации с безопасностью в апреле 2005 года руководство американской программы помощи полиции было передано министерству обороны США. Управление по военному сотрудничеству в Афганистане, которое занималось обучением афганской армии, после получения дополнительных функций в мае 2006 года было переименовано в Объединенное командование по обеспечению безопасности в Афганистане на переходном этапе.

Передача функций мало повлияла на характер обучения афганских полицейских стажеров, поскольку основной курс по-прежнему оставался очень непродолжительным. Несмотря на передачу ответ-

95

96

ственности, в 2005-2009 годах Бюро по международным вопросам контроля над наркотиками и охраны правопорядка США де-факто занималось обучением полицейских Афганистана.

Несмотря на то, что благодаря американской программе быстро увеличилось количество афганских полицейских, уровень их подготовки был весьма поверхностным.

При подготовке полицейских в Афганистане пришлось столкнуться с многочисленными проблемами.

Так, в новой полиции имелась необходимость в квалифицированных инструкторах. Для решения этой проблемы DynCorp заключало контракты с недавно ушедшими на пенсию офицерами полиции из небольших и средних по численности полицейских участков США, часть инструкторов составляли действующие сотрудники полиции, откомандированные для работы в Афганистане, около половины инструкторов имели опыт военной службы до поступления на работу в полицию. Однако большинство инструкторов не имели опыта работы за границей и не понимали, как следует работать в афганском обществе.

Кроме того, большие трудности возникали с поиском квалифицированных переводчиков из числа местного населения для работы с инструкторами.

К новобранцам, идущим на службу рядовыми полицейскими, не предъявлялись требования по наличию образования. Отбором занимались только в Полицейской академии в Кабуле, где учитывались образование (необходимо было окончить 12 классов школы), возраст, рост и состояние здоровья. В других случаях на службу в полицию шли по представлениям местных чиновников, полевых командиров или старейшин.

Не было возможности провести полную проверку биографических данных рекрутируемых в связи с отсутствием баз данных и традицией большинства людей использовать только имя, без фамилии и отчества. Имели место случаи

неоднократного прохождения курсов одними и теми же людьми, так как во время обучения курсанты были на полном довольствии, а учет прошедших обучение не всегда был точным.

Но и после окончания обучения в учебных центрах их выпускники не всегда стремились продолжить работу в полиции. Ввиду разницы в зарплате многие из них уходили работать в частные охранные компании, часто с закрепленным оружием.

Никакой последующей подготовки на местах не предусматривалось - это был отход от предыдущих программ США в Панаме, на Гаити и на Балканах, -и никаких последующих шагов для оценки того, что происходило на практике, не проводилось. В начале 2005 года первые 16 инструкторов были направлены на места для оценки эффективности обучения и оказания помощи. Однако такая практика не нашла широкого применения в связи с отсутствием достаточного количества инструкторов и проблемами обеспечения их безопасности.

Несмотря на объективные трудности, по состоянию на январь 2005 года Федеративная Республика Германия и Соединенные Штаты Америки обучили более 35 тысяч афганских полицейских (33903 человек - регулярная полиция, 220 - дорожная полиция, 1151 - пограничная полиция) [4]. К июню 2006 года количество обученных полицейских превысило 60 тысяч человек [5].

Базовый I курс был разработан для обеспечения служащих полиции пониманием основ полицейской службы и демократических принципов работы полиции. Этот курс считался наиболее предпочтительным методом обучения для должностей начального уровня Афганской национальной полиции (далее - АНП). Каждому рекруту выдавались учебные материалы, напечатанные на языке дари.

Этот курс преподавался более 2 лет для регулярной, пограничной и дорожной полиции.

96

97

Базовый II курс читался для неграмотных новобранцев и действовал примерно 2 года.

Однако неграмотные выпускники учебных центров могли выполнять только дополнительные или вспомогательные полицейские обязанности. Учебный план Базового II курса предусматривал получение неграмотными полицейскими базовых знаний, которые могли быть улучшены во время будущей полицейской службы дополнительным образованием, в которое, не в последнюю очередь, должно было войти обучение грамотности.

Базовый III курс в итоге заменил Базовый II курс. После прохождения 5-не-дельного курса обучения грамотности студенты приступали к 9-недельному курсу, который читался грамотным слушателям. Это было сделано для того, чтобы уравнять общие навыки всех обучаемых курсантов.

Курсы по интеграции в переходный период представляли собой необходимый этап развития процесса обучения персонала АНП, окончивших один из базовых курсов I, II или III, а также сотрудников полиции, не посещавших базовые курсы.

Курс по интеграции в переходный период I - курс повышения квалификации действующих офицеров АНП был заменен курсом по интеграции в переходный период III.

Курс по интеграции в переходный период II был разработан как дополнение к курсу по интеграции в переходный период I, также был заменен на курс по интеграции в переходный период III.

Курс по интеграции в переходный период III - обязательный для всех служащих полиции, даже если они посещали курс по интеграции в переходный период I и/или II.

Принципиальная разница с предыдущими курсами состояла в дополнительном двухнедельном курсе управления, объединенном с усовершенствованным трехнедельным курсом демократической полицейской деятельности.

Новый курс по интеграции в переходный период III начали преподавать в центральном учебном центре в апреле 2006 года, а в региональных центрах - в конце 2006 года. Курс был предложен в 3 вариантах, каждый из которых был приспособлен к имеющимся званию и опыту офицеров полиции. Офицеры полиции в звании лейтенанта и капитана посещали курс «А», который сосредоточился на приобретении навыков управления первой стадии.

Офицеры полиции в звании от майора до полковника посещали курсы «В», которые, в свою очередь, давали знания управления среднего уровня.

Генералы посещали курсы «С».

В случае продвижения по службе от офицера требовалось пройти курс III уровня или, по меньшей мере, пройти двухнедельную часть этого курса, посвященную управлению, в соответствии с новым званием.

Курс пограничной полиции должен был (но не всегда) преподаваться как продолжение базового полицейского курса. Был разделен на два вида - один для грамотных учащихся, другой - для неграмотных, но изучаемые предметы не отличались.

Курс уголовного расследования был предназначен для начального уровня обучения следователей по уголовным делам основам расследования преступлений и возбуждения дел для судебного преследования.

В классе было предусмотрено единовременное обучение не более 20 слушателей. Первоначально курс преподавался только в Центральном учебном центре.

Программа подготовки сотрудников на местах: по возвращении в свои полицейские участки выпускники данной программы должны были инструктировать и оценивать новых выпускников базового курса полиции АНП. Этот курс преподавался в Центральном учебном центре и в некоторых региональных центрах.

Учебные курсы по огневой подготовке преподавались в составе других базовых курсов. Курсы постоянно обновлялись в

97

связи с обновлением стоящего на вооружении в полиции оружия.

Курс подготовки инструкторов был разработан для офицеров, имеющих потенциальную способность обучения других полицейских в провинциях, в том числе, грамотности, а также инструкторов по уголовным расследованиям.

Полицейское вождение - курс был предназначен для обучения лицензированных водителей АНП для безопасного управления полицейским транспортным средством. Первые две недели изучались устройство автомобиля и правила

Содержание курсов подготовь (по состоянию на

дорожного движения. На заключительной неделе проходило практическое вождение один на один с преподавателем.

Факультатив по тактическому обучению полиции - интенсивный курс, основная целевая группа которого - пограничная полиция и другая полиция, работающая в районах повышенного риска.

Цель данного обучения - уменьшить количество смертей и ранений по-лицей-ских и повысить безопасность в обществе благодаря лучше подготовленным офицерам полиции. Занятие предусматривало не более 75 учащихся в классе.

Таблица

1 кадров полиции Афганистана ноябрь 2006 года)

98

Базовые полицейские курсы

Название курса Срок, условия Содержание курса

Базовый I 9 недель, - ценности и нормы профес-

для грамотных сиональной этики сотрудника

курсантов полиции;

- основы демократической

полицейской деятельности

и соблюдение достоинства

человека;

- уголовное право и процесс;

- взаимодействие с населением

при

охране общественного поряд-

ка;

- первая помощь;

- права человека;

- преступления на почве нена-

висти;

- осмотр места преступления;

- служба на контрольно-про-

пускных пунктах;

- регулирование движения;

- уголовное расследование;

- методика проведения опроса;

- протоколирование;

- составление рапортов.

В 2006 году был введен курс

стрельбы длительностью 3,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дня

98

99

Базовый II 5 недель, для неграмотных курсантов

Программа соответствовала Базовому I, но включала 32 урока, которые могли быть прочитаны только грамотным слушателям: составление рапортов, протоколирование, методика проведения опроса, более углубленное изучение уголовного права и уголовного процесса Программа соответствовала Базовому I, но включала 32 урока, которые могли быть прочитаны только грамотным слушателям: составление рапортов, протоколирование, методика проведения опроса, более углубленное изучение уголовного права и уголовного процесса. 3,5-дневный курс по обучению стрельбе был добавлен к Базовому II курсу в 2006 году

Базовый III 14 недель 5-недельный курс обучения навыкам грамотности плюс 9-недельный Базовый I

Курсы повышения квалификации

Название курса Срок, условия Содержание курса

Курс по интеграции в переходный период I 3 недели, для грамотных полицейских в звании от лейтенанта и выше Курс фокусировался на следующих дисциплинах: - демократические основы защиты прав человека, - запрет дискриминации и соблюдение международного права

Курс по интеграции в переходный период II 3 недели Курс включал в себя, в том числе, следующие предметы: - начальные курсы управления; - этика; - досмотр автотранспортных средств; - информирование о минной опасности; - основы демократической полицейской деятельности; - защита прав человека; - недопущение дискриминации; - соблюдение международного права

99

100

Курс по интеграции в переходный период III 5 недель Основные темы курса: - уголовное право; - отработка навыков полицейской службы; - методика проведения опроса; - основы экспертной подготовки; - осмотр места преступления; - огневая подготовка

Специализированные курсы

Название курса Срок, условия Содержание курса

Курс пограничной полиции 2 недели (2 вида: для грамотных и неграмотных курсантов) - борьба с контрабандой; - распознавание наркотиков; - распознавание опасных материалов; - розыск; - работа на контрольно-пропускных пунктах; - обеспечение безопасности

Курс уголовного расследования 3 недели - составление рапортов; - осмотр места происшествия; - составление рапортов; - осмотр места происшествия; - обучение сбору и сохранению доказа-тельств; - проведение опроса и допроса; - расследование конкретных видов преступлений, таких как убийства, незаконный оборот наркотиков, нападения и кражи

Программа подготовки сотрудников на местах 5 недель - технические аспекты полицейской деятельности; - обучение навыкам наставничества и оценки новых сотрудников полиции

Учебные курсы по огневой подготовке 3,5 дня - многоуровневый подход к обучению: от обучения навыкам стрельбы из пистолетов и автоматов до подготовки инструкторов по стрельбе

Курс подготовки инструкторов 2-4 недели этот курс был разработан для офицеров, имеющих потенциальную способность обу-чения других полицейских в провинциях (в том числе, грамотности), а также инструкторов по уголовным расследованиям

100

Полицейское вождение 3 недели - устройство автомобиля; - правила дорожного движения; - практическое вождение

Факультативный курс по тактическому обучению полиции 6 дней - базовые знания и практические навыки пресечения преступной деятельности и выживания во враждебных условиях

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зарифи А., Мифтахов И.З. Образовательный процесс в Полицейской академии Афганистана: история и современность // Сборник трудов молодых ученых и преподавателей КЮИ МВД России. Выпуск 11 / под ред. С.Н. Миронова. Казань: КЮИ МВД России, 2016. С. 55-58.

2. The Police Challenge: Advancing Afghan National Police Training. URL: http://project2049.net/ publications.html (accessed 3 December 2017).

3. Afghanistan security: Efforts to Establish Army and Police Have Made Progress, but Future Plans Need to be Better Defined. URL: http://www.gao.gov/products/GAO-05-575 (accessed 2 December 2017).

4. Interagency Assessment of Afghanistan Police Training and Readiness. URL: https://oig.state. gov/reports/7973 (accessed 17 December 2017).

Мифтахов Ильдар Зуфарович, помощник начальника Казанского юридического института 101 МВД России 101

e-mail: mifild@yandex.ru © Мифтахов И.З.

Статья получена: 18.10.2018. Статья принята к публикации: 15.11.2018. Статья опубликована онлайн:15.11.2018.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.