Научная статья на тему 'Основы ноосферной педагогики'

Основы ноосферной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / НООСФЕРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ / СОЦИО-АКМЕОЛОГИЯ / NOOSPHERISM. SOCIAL INSTITUTIONS / NOOSPHERIC PEDAGOGICS / EDUCATIONAL SPACE / ACMEOLOGISATION / SOCIOACMEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молодиченко Тамара Алексеевна

В статье представлена авторская идея ноосферной педагогики как составной части концепции ноосферизма, разрабатываемой рядом авторов (А.И. Субетто, В.Н. Василенко и др.). Ядром ноосферной педагогики, по мнению автора, должна стать акмеология. В этой связи автор водит понятия «акмеологизация», «акме-личность», «человек акме-типа», «социоакмеологическое конструирование» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of noospheric pedagogics

The article describes the author's idea of noospheric pedagogics as a constituent part of noosphere conception developed by a number of researches (А.I. Subetto, V.N. Vasilenko, etc.). The author supposes that the central part of noospheric pedagogics is acmeology and introduces the notion «acmeologization», «acme-person», «acme-type of a person», «socioacmeological construction», etc.

Текст научной работы на тему «Основы ноосферной педагогики»

© Т.А. Молодиченко, 2008

УДК 1:37 ББК 60561.9

ОСНОВЫ НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Т.А. Молодиченко

В статье представлена авторская идея ноосферной педагогики как составной части концепции ноосферизма, разрабатываемой рядом авторов (А.И. Субетто, В.Н. Василенко и др.). Ядром ноосферной педагогики, по мнению автора, должна стать акмеология. В этой связи автор водит понятия «акмеологизация», «акме-личность», «человек акме-типа», «социоакмеологическое конструирование» и др.

Ключевые слова: ноосферная педагогика, ноосферизм, социальные институты, образовательное пространство, акмеологизация, социо-акмеология.

Категория «ноосферизм» введена

A.И. Субетто и рассматривается «как учение об управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, выдвигает на передний план образование и просвещение, более того, ставит вопрос, что “общество будущего”, в форме которого может появиться динамическая социопри-родная гармония, есть образовательное общество» [12, с. 15].

Развитие ноосферизма осуществляется учеными, работающими в этом направлении (А.И. Субетто, В.Н. Василенко, В.Г. Горшков,

B.П. Казначеев, В.Ф. Крапивин, И.Ф. Малов, Д.Л. Медоуз, Д.Х. Медоуз, В.А. Фролов) [там же, с. 30-31].

Становление ноосферизма позволяет на самом высоком уровне обобщения подходить к решению актуальных проблем и профилактике будущих проблем как конкретных социальных институтов (прежде всего - образования, выполняющего вместе с религией духовную миссию в обществе), так и глобальной проблемы устойчивого позитивного развития природы, общества, человека.

Наиболее значимыми основаниями для развития образования и, в частности, педагогики, в русле ноосферизма, на наш взгляд, являются следующие:

а) ноосферизм - комплексное (опирающееся на разные науки) научное направление, позволяющее обобщить научные достижения, ориентируясь на перспективы не только земного, но и космического будущего человечества;

б) ноосферизм, делая акцент на ценностно-смысловом и информационном глобальном совершенствовании человека и человечества, «учитывает технологический детерминизм, как сопутствующий» [там же, с. 16];

в) ноосферизм опирается на глобалистику;

г) ноосферизм исходит из фундаментального значения семьи для воспроизводства человека, сохранения и развития здоровья народа в целом;

д) ноосферизм задает новое качество человека и жизни социума;

е) ноосферизм являет собой основание для неклассического гуманизма всех социальных институтов, в частности - институтов образования.

В.Н. Василенко разработана ноосферная концепция развития социальных институтов [1], в которой убедительно доказано, что самореализующийся человек особенно эффективно действует в качестве субъекта институтов, человека в системе социально и нормативно закрепленных функций [там же, с. 4], а при глобализации угроз выживания необходимо формирование его ноосферного (биосферосовместимого) отношения к своему соци-оприродотехногенному потенциалу.

Ноосферной функцией институтов устойчивого жизнеобеспечения поколений, безопасной жизнедеятельности общества и устойчивости хозяйства государства [там же, с. 7] является (по В.Н. Василенко) экотехнополис. В качестве ноосферных оснований института образования выступают: наука, научная мысль, философия, искусство, религия, общественная жизнь (по В.И. Вернадскому).

Ноосферный статус человека предполагает, по В.Н. Василенко, научно-мировоззренческий учет социоприродных основ развития цивилизации; «ноосферный подход к ценностям цивилизации и культур с точки зрения выживания всего человечества»; «сочетание ценностей цивилизаций и диалог культур как основы безопасности стран глобальной системы устойчивого развития» [там же, с. 20].

Рассмотрение различных аспектов ноос-ферного статуса человека и структур экологического сознания приводит к выводу, что социальный, экологический и гендерный аспекты статуса граждан в настоящее время являются базовыми.

Вместе с тем для развития современного образования как ноосферно ориентированного и становления ноосферной педагогики, на наш взгляд, необходима опора на современные акмеологические исследования. Акмеология (психология развития) в настоящее время становится не только системной (разносторонней за счет отраслей психологии), но и комплексной наукой, опирающейся на разные науки. Теснейшие связи у акмео-логии с педагогикой.

Нами разработана концепция социоакме-ологического конструирования развития образовательного пространства, содержание которой отражено более чем в 50 научных и научно-методических публикациях [см.: 2, с. 144147; 3, с. 39-44; 4; 5; 6, с. 126-134; 7, с. 136138; 8; 9, с. 177-186; 10, с. 122-127; 11, с. 108111; и др.].

Методологическая база концепции представлена философскими, биологическими, социологическими, педагогическими, психологическими, акмеологическими подходами, теориями, методами исследования. Комплексный подход является важнейшим

в изучении и разрешении проблемы конструирования развития образовательного пространства. В частности, для реализации на практике разработанных нами моделей со-циоакмеологической службы педагогического вуза (структурно-функциональной и кадровой) и модели позиционирования и взаимодействия социоакмеологической службы в организационной структуре вуза, а также модели построения социоакмеологически ориентированных образовательных программ необходимо участие специалистов разного профиля и акме-типа (широко образованных, интегрирующих знания различных наук, эрудированных, творческих, нравственно и духовно развитых).

В проведенных исследованиях субъектов образования нами открыт феномен, названный акмеологизацией. Это социокультурный, психолого-педагогический, социоакме-ологический феномен, обозначающий деятельность субъектов вузовского образования по достижению ими вершин (акме) психофизиологического, профессионального, личностного, социального и духовного самообразования, осуществляемого непрерывно. Самообразование есть комплекс процессов самообучения, самовоспитания, саморазвития и самопросвещения.

В вузовской акмеологизации мы выделяем блок процессов, востребованных в со-циоакмеологическом конструировании образовательного пространства:

а) общесоциальные - гомеостаз, адаптация, социализация, социальная самоактуализация;

б) институционально-образовательные -обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, просвещение и самопросвещение;

в) организационно-управленческие - конструирование, проектирование, моделирование, диагностика, мониторинг, стимулирование, консультирование, прогнозирование.

Социоакмеологическая ориентация вузовского образования предполагает учет и развитие социальных факторов, влияющих на процесс и результат акме-развития личности, группы, общества. Эти социальные влияния представлены: социальной политикой государства в отношении высшего педагоги-

ческого образования; преобладающей научной образовательной парадигмой (в настоящее время - это непрерывное образование и самообразование, в которых развитие и саморазвитие играют ведущую роль); региональными особенностями управления образованием; демографическими, гендерными, возрастными характеристиками образовательных систем; образом жизни всех субъектов образования, их социальной стратификацией в вузе и социуме.

Социоакмеологический подход к совершенствованию вузовского образования позволяет изучать макро- и микросредовые процессы и разрешать противоречие между задачами массовой социализации и задачами формирования яркой индивидуальности как субъекта жизнедеятельности. На основании результатов многолетних исследований нами проведена типологизация субъектов акмео-логизации (акме-личностей). Из 7 типов выявлен тип ноосферно-центрированной личности, что является одной из существенных предпосылок развития оснований ноосферной педагогики.

Социоакмеологический подход включает рассмотрение проблем повышения интеллектуальной зрелости человека на протяжении жизненного пути, в процессе взаимодействия с объективными, объективно-субъективными и субъективными факторами вузовского образования.

Ориентация на максимально возможный уровень обученности, воспитанности, развитости и просвещенности субъектов высшего педагогического образования, развитие у них качеств акме-человека (здорового образа жизни, искренности, альтруизма, интерналь-ности, духовности, самоактуализации, само-менеджмента, прежде всего, в горизонтальных структурах) позволяет считать акмео-логизирующихся субъектов образования агентами акмеологизации субъектами выявления ноосферных характеристик личности в жизни общества.

Нами было выявлено, что, несмотря на имеющиеся существенные недостатки в развитии современного высшего педагогического образования, именно педагогические вузы готовят для российского общества большее число людей акме-типа (по сравнению с вуза-

ми технического и медицинского профиля) [5, с. 80-100] с базовыми характеристиками но-осферной личности.

В кризисные периоды развития общества, в соответствии с нашим теоретическим анализом и результатами проведенных в течение более чем двух десятилетий исследований, численность акме-личностей возрастает. В педагогике это выражает потребности формирования ноосферных основ личности.

Акме-личности - носители не только здорового образа жизни, интеллектуальности, креативности, но и интеллигентности, нравственности, духовности. В связи с этим ак-меологизация, которая становится у них образом жизни, является не только социально, но и ноосферно-ценным феноменом (глобально, в масштабе экологии Земли). Внутреннее начало акмеологизации связано с нарастанием противоречия между требованиями и целями социализации поколений граждан государств, с одной стороны, и устаревшими образовательными технологиями - с другой.

Можно выделить 4 направления (вектора) акмеологизации:

1) до плюс-бесконечности (исчерпание ресурсов);

2) до минус-бесконечности (исчерпание резервов);

3) «заказ» общества и государства (контролируемая акмеологизация);

4) скрытая, спонтанная акмеологиза-ция, не выходящая на государственный уровень, когда самосовершенствование субъектов, их непрерывное образование не является государственной необходимостью, а является личностной (или групповой) ориентацией, ценностью для узкого референтного круга людей.

Первый и второй варианты акмеологи-зации являются основой для социоакмеологи-ческого конструирования развития вузовского образования. Четвертый вариант наиболее распространен (акмеологизация - не благодаря хорошим ресурсам и социальным контекстам, а вопреки их отсутствию, только за счет ресурсов и резервов самой личности). Третий вариант акмеологизации (прогосударственная поддержка и контроль) только начал реализовываться с конца XX века.

Концепция социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства ориентирована на формирование базисного акме-типа человека (личности) будущего духовного (идеационального, по П. Сорокину) общества, но ориентированного на цели ноосферного развития.

Сравнительный анализ ноосферизма и социоакмеологического подхода показывает, что социоакмеология является частным случаем ноосферно ориентированного образования и ноосферной педагогики, поскольку выявленный нами феномен акмео-логизации субъектов высшего педагогического образования в качестве цели имеет не только максимальное всестороннее индивидуальное самосовершенствование и личностную успешность, здоровый образ жизни и сформированное экологическое сознание, но и - повышение потенциала национальной безопасности России за счет возвышения нравственно-духовного и ноос-ферного статуса акме-человека до ресурсно-резервного максимума [5, с. 80, 104109; 11, с. 108-111].

Ноосферная педагогика как научное направление и, соответственно, ноосферно-педа-гогический подход к решению проблемы национальной безопасности России методологической основой имеет ноосферизм.

Анализируя разработки ученых в этом научном направлении и результаты наших исследований в русле социоакмеологии, мы приходим к выводу о нарастании потребности в развитии, прежде всего, на базе высшего педагогического образования, ноосферной педагогики как научного направления и образовательной практики (то есть практики обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, просвещения и самопросвещения).

Феномены духовности, креативности и акмеологичности человека, доходящие до максимума формирования, являются основными критериями его психологического здоровья и относятся к базовым критериям ноосферной педагогики. Духовная миссия высшего педагогического образования - это главная предпосылка развития нового, ноосферно ориентированного типа образования.

В числе актуальных, первостепенных задач ноосферной педагогики:

- выявление ноосферно ориентированных субъектов образования и изучение факторов их акмеологизации;

-изучение субъектов образования со сверхнормативным развитием и способствование формированию у них качеств акме-человека (и акме-личности) с выраженными ноосферной ориентацией и ноосферным статусом;

- формирование экологического сознания и самосознания субъектов образования общества как условия и основы обеспечения экологической безопасности государства в системе национальной безопасности;

- укрепление и развитие здорового образа жизни субъектов образования;

- ориентирование субъектов высшего педагогического образования на экологически безопасные деятельность и поведение, и в целом - на укрепление всех видов национальной безопасности страны, цивилизации, мира;

- создание и использование в образовательных процессах вуза, в соответствующих процессах самообразования ноос-ферно-центрированных образовательных технологий, методов и приемов как основ ноосферной педагогики.

Контроль за качеством подготовки выпускников в русле ноосферно-педагогичес-кого направления может осуществляться работниками социоакмеологической службы, так как ноосферная ориентация субъектов образования - это показатель максимально высокого уровня акмеологизации. Диагностические и мониторинговые функции может выполнять научно-методическая лаборатория сверхнормативного развития и творчества субъектов образования (такая, например, создана под нашим руководством в Саратовском педагогическом институте).

Развитие ноосферной педагогики - важнейшее (и, на наш взгляд, - основное) направление гарантирования устойчивого прогрессивного развития Российского государства в условиях обострения угроз и рисков глобализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко, В. Н. Ноосферная концепция развития социальных институтов : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В. Н. Василенко. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2005. - 51 с.

2. Молодиченко, Т. А. Акме-личность: сущность и существование / Т. А. Молодиченко // Социокультурные измерения существования человека : межвуз. науч. сб. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2000. - С. 144-146.

3. Молодиченко, Т. А. Акмеологизация вузовского образования как феномен социального развития // Стратегии психологического развития человека в современном обществе : научно-тематический сборник / Т. А. Молодиченко. - Саратов : Изд-во В. П. Латанова, 2003. - 147-212 с.

4. Молодиченко, Т. А. Акмеологическая ориентация вузовского образования (социологический аспект) / Т. А. Молодиченко. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2005. - 280 с.

5. Молодиченко, Т. А. Акмеологическая ориентация трансформирующегося российского общества / Т. А. Молодиченко. - Саратов : Науч. кн., 2005. - 111 с.

6. Молодиченко, Т. А. Базисный тип личности в российском обществе в свете проблемы национальной безопасности России : межвуз. сб. тр. / Т. А. Молодиченко. - Саратов : Юл, 2003. - С. 126-134.

7. Молодиченко, Т. А. К вопросу о вузовской социоакмеологии / Т. А. Молодиченко // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. С. 136-138.

8. Молодиченко, Т. А. Перспективы развития вузовского образования: социоакмеологический аспект / Т. А. Молодиченко. - Саратов : ИЦ «Наука», 2007. - 32 с.

9. Молодиченко, Т. А. Развитие вузовского образования в российском обществе (социоак-меологический подход) / Т. А. Молодиченко // Социально-гуманитарные издания. - 2007. -№3.- С. 177-186.

10. Молодиченко, Т. А. Социоакмеологичес-ки ориентированные образовательные программы / Т. А. Молодиченко // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 122-127.

11. Молодиченко, Т. А. Сущность социоакмео-логического подхода к проблеме национальной безопасности / Т. А. Молодиченко // Цивилизационный кризис и национальная безопасность России : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. - Саратов : ИЦ «Наука», 2007. - С. 108-111.

12. Субетто, А. И. Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества (научный доклад на Первом ноосферном северном форуме, Санкт-Петербург, 20-24 нояб. 2007 г.) / А. И. Субетто. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - 448 с.

FUNDAMENTALS OF NOOSPHERIC PEDAGOGICS

Т.А. Molodichenko

The article describes the author’s idea of noospheric pedagogics as a constituent part of noosphere conception developed by a number of researches (A.I. Subetto, V.N. Vasilenko, etc.). The author supposes that the central part of noospheric pedagogics is acmeology and introduces the notion «acmeologization», «acme-person», «acme-type of a person», «socioacmeological construction», etc.

Key words: noospheric pedagogics, noospherism. Social institutions, educational space, acmeologisation, socioacmeology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.