УДК 37.017 ББК 74
А.И.Субетто
ноосферное образование как механизм ноосферной человеческой революции в XXI веке и прорыва человечества к космоноосферной парадигме будущей истории*
Постановка проблемы ноосферного образования в России есть выражение действующего императива восстановления евразийского союза бывших советских социалистических республик на основе ноосферной объединяющий идеи. Становление ноосферного образования в евразийском пространстве - это императив ноосферизации российской Евразии, которая призвана стать «точкой» глобального ноосферного резонанса, началом ноосфе-рогенеза в системе образования в мире. Ноосферное развитие человечества возможно в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Это определяет глубокие онтологические, аксиологические и гносеологические основания ноосферной парадигмы модернизации российской школы.
Ключевые слова:
глобализация, Глобальная экологическая катастрофа, глобальный империализм, евразийский союз государств, ноосферная глобалистика, ноосферное образование, ноосфер-ный социализм, цивилизация.
В настоящей работе мы продолжим «мозговой штурм» по разработке целостной концепции ноосферного образования. Еще в 90-х годах ХХ века Н.Н. Моисеев, размышляя над проблемой перехода человечества в «эпоху ноосферы», пришел к выводу, что главным механизмом такого перехода должна стать «система Учитель», где под «системой Учитель» необходимо понимать систему обучения (в процессе адаптации к новым условиям среды, жизни) как эволюционный механизм [3, с. 254]. В этом контексте моисеевская «система Учитель» шире понятия «образование»: к ней может быть отнесена вся культура, но, конечно, и вся система воспитания и социализации человека в обществе.
Постановка проблемы становления ноосферного образования в России XXI века и в целом в евразийском пространстве на всей территории, которую занимал до конца 1991 года СССР, является не случайной. Эта постановка есть выражение действующего императива восстановления евразийского союза государств, бывших советских социалистических республик, входивших в Советский Союз, но в новом качестве - на основе ноосферной объединяющий идеи.
Рыночно-капиталистическая, империалистическая или неоколониальная по своим методам, глобализация ускоряет падение человечества в «бездну экологического небытия» в форме уже состоявшейся и прогрессирующей первой фазы Глобаль-
ной экологической катастрофы (ГЭК). Это означает, что рыночно-капиталистическая глобализация (или глобализация по-американски) по своей сути утопична, она не имеет будущего и предстает «механизмом» экологической гибели человечества.
Глобалистика в том или ином теоретическом представлении уже вошла в систему высшего образования России (в МГУ уже в начале XXI в. появился целый новый «Факультет глобальных процессов»). И, однако, находясь под значительным влиянием идеологии империалистической глобалистики США и Западной Европы (ее можно условно назвать «мондиалистской парадигмой», поскольку она направлена, на установление «Нового Мирового Порядка», в котором бы мировые ресурсы находились под контролем глобального империализма мировой финансовой капиталократии), глобалистика оказалась «полем» идеологического конфликта - между империалистической идеологией мировой финансовой капита-лократии (в этой идеологии «глобализация» и «глобалистика» служат маскировочными идеологемами, призванными завуалировать, скрыть беспощадную, античеловеческую суть глобального империализма [1; 2; 6]) и ноосферно-социалистической идеологией, Ноосферизмом, за которыми стоит императив выживаемости человечества, т.е. императив выхода из первой фазы ГЭК, в форме ноосферизма и ноосферного социализма - в форме управляемой социоприродной эво-
* Статья подготовлена на основе доклада автора на Четвертой Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», Санкт-Петербург, 2-3 апреля 2012 г.
Среда обитания
Terra Humana
люции на базе общественного интеллекта и образовательного общества [9; 10].
Таким образом, рыночно-капиталистической глобалистике противостоит ноосферная глобалистика (понятие предложено автором [12]), к которой наиболее близко приблизилась концепция глобалистики А.П. Федотова. По Федотову, глобалистика - это «наука о запредельном мире, т.е. о мире, вышедшем за антропогенные пределы Земли», при этом, она «гармонично синтезирует основы социально-экономического и философского учения Маркса и основы учения Вернадского о биосфере и ноосфере и развивает этот гармоничный синтез для наступившей эпохи антропогенно перегруженной Земли». «В глобалистике, - пишет А.П. Федотов, - учение Маркса и учение В.И.Вернадского сливаются воедино, и далее это гармоничное единство будет изменяться с изменением единого мира» [16, с. 19].
По моему мнению, концепция ноосфер-ной глобалистики была уже представлена в виде концепции «второй волны» Глобальной социалистической цивилизационной революции в XXI веке, начало которой было положено Великой Русской Социалистической Революцией 7 ноября 1917 г., и которая началась с России, с «периферии» системы глобального империализма, противостоя Глобальной капиталистической цивилизационной революции, вот уже 300 лет пытающейся установить свой «новый мировой порядок» на Земле. В 2001 г. я написал следующее: «противостояние капитализма и социализма в форме противоборства двух Глобальных Революций - Капиталистической Революции Запада и Социалистической Революции Востока приобретает черты глобального противоречия между Капиталом и Трудом, или глобальным Капиталом и глобальным человеком (человечеством), что одно и то же. Это противоречие перестает быть по-литэкономическим, общественным (хотя им и остается), а приобретает характер глобального противоречия ноосферного становления человечества, глобального противоречия его исторического освобождения в XXI веке» [11, с. 363].
Еще в 1990-1992 гг. я сформулировал жесткий «вердикт», который вынесла на своем «суде» Природа человечеству в форме первой фазы ГЭК: или дальнейшее развитие человечества в форме ноосферного социализма, обеспечивающего управляемость социоприродной эволюцией и, соответственно, социоприродной динамической гармонией через всемерное развитие и повышение качества общественного ин-
теллекта и становление образовательного общества, или экологическая гибель в пространстве глобального империализма, диктатуры мировой финансовой капита-лократии, олицетворяющих собой финал Стихийной Истории [7; 13]. Позже А.П. Федотов повторил этот «вердикт» в виде «третьей аксиомы» глобалистики: «Любая космическая цивилизация, Земная или внеземная, оставленная на стихийное, неуправляемое развитие, растрачивает свою творческую энергию на бессмысленную борьбу внутри «общества» за планетное господство и материальное богатство, выходит за «антропогенные» пределы своей планеты и погибает на ранней стадии своего развития» [16, с. 23].
Ноосферная социалистическая революция - «вторая волна» Глобальной социалистической цивилизационной революции -включает в себя как свое «ядро» и основу одновременно ноосферную человеческую революцию, в свою очередь, предполагающую ноосферную образовательную революцию, имеющую миссией становление ноосферных сознания, мировоззрения, духовно-нравственной системы в каждом человеке и ноосферного общественного интеллекта, а, следовательно - ноосферных науки и культуры [10].
В этом контексте становление но-осферного образования в евразийском пространстве - это императив ноосфери-зации российской Евразии, которая призвана стать «точкой» глобального ноосфер-ного резонанса, началом ноосферогенеза в системе образования в мире.
В 2009 году, рефлексируя основания ноосферного образования, я сформулировал следующие положения:
1. Отрицание «частичного» человека как момент ноосферной человеческой революции и соответственно ноосферной социалистической революции [14, с. 10]. «Частичный» человек как продукт капиталистического общества, усилившегося отчуждения человека от Природы, вступил в конфликт с целостностью Природы на Земле, с Биосферой как планетарной экосистемой, - и выход из экологического тупика Истории, проявившегося в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, связан с возвращением человека к своей универсальности, к своей природности, но на новой качественной основе - ноосферной. В этом состоит призвание ноосферный парадигмы образования в XXI веке и ноосферной человеческой революции на его основе.
2. Становление, таким образом, ноо-сферного универсального человека и, со-
ответственно, ноосферного общественного интеллекта, способных через переход к обществу и цивилизации управляемой социо-природной эволюции реализовать императив выживаемости человечества на планете Земля в XXI веке, - важнейшая миссия ноосферного образования и важнейшее условие спасения человечества от экологической гибели. Речь идет об образовательном обществе, в котором соблюдается важнейший закон ноосферного устойчивого развития - закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Нарушение требований этого закона является источником состоявшейся «Глобальной интеллектуальной черной дыры» - увеличивающейся неадекватности человека реальности, в которой он живет, увеличивающееся запаздывание в реакции совокупного разума человечества на темпы развития первой фазы ГЭК.
3. Евразийское измерение ноосферного образования в России, которое, по нашей оценке, является выражением евразийства российской цивилизации, в понятии которого преломляются и синтезируются особые природные, экосистемные особенности России (большие «пространство-время» или «большой хронотоп бытия», холодность климата, которая материализовалась в соответствии с концепцией закона энергетической стоимости, сформулированного мной, в большой энергоемкости воспроизводства жизни российского общества или народов России), требующие долгосрочного управления, стратегического резервирования, мобилизационных механизмов в экономике, централизации власти, идеок-ратии - власти большой (национальной) идеи и т.д. А.С. Панарин подчеркивал, что Россия как Евразия «не может быть организована на началах западнического эпигонства» и «требует самостоятельного с особенностями евразийских (в первую очередь, славяно-тюркских) синтезов. Эпигоны здесь явно не годятся, о чем убедительно свидетельствует банкротство нынешнего западнического режима России» [4, с. 247]. И далее он предупреждает, и тех, кто живет в России, является участником российского историко-цивилизационного не прекращающегося творчества, в том числе породившего концепцию ноосферного императива будущей истории через творчество В.И. Вернадского и его последователей, и тех, кто живет на Западе, оставаясь в плену утопии потребительского идеала, с помощью которого капиталократия стремится продлить время своего бытия: «Россия эпигонствующая, капитулировавшая духовно
и политически, превращается в сырьевой придаток Запада, создает соблазн продлить существование экологически безответственных потребительских обществ за счет огромной ресурсной подпитки. Этим она оказала бы плохую услугу человечеству, в том числе Западу. Достанет ли у нее мужества и воодушевления, чтобы в конце ХХ века возродить цивилизационную альтернативу, обещанную миру в начале этого века? Достанет ли у Запада мудрости признать своевременность этой альтернативы...» [4, с. 285].
Такой альтернативой, рождаемой духом и интеллектом евразийской цивилизации под именем «Россия» является ноосферизм или ноосферный экологический духовный социализм как единственная модель будущего устойчивого ноосферного развития человечества в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества [8].
Ноосферное образование в России и выступает механизмом Ноосферного прорыва человечества, пример которого должна показать Россия, исходя из кредо глубокой веры в человека, сохраняющего «статус существа, судьба которого определяется не столько силами внешнего порядка, сколько внутренними духовными факторами. Динамика смещения центров мирового развития, - замечал А.С. Пана-рин, - несомненно, состоит в какой-то связи с ноосферной динамикой, со сдвигами в духовном пространстве человека» [4].
В чем же состоит суть ноосферной парадигмы образования? Что представляет собой ноосферное образование? Насколько реалистична сама такая постановка проблемы такого образования в России, когда мы переживаем не только кризис самого образования, но и кризис либеральной идеологии самих реформ образования, которые подвергаются все более жесткой публичной критике?
Современная деградация российского образования под воздействием рыночно-капиталистической контрреволюции показывает полную импотентность последней в области созидания, позитивного решения вопросов в области прогрессивного развития качества жизни населения. Одна катастрофа в области жизнедеятельности российского общества следует за другой - демографическая, технологическая, особенно в области технологического базиса жилищно-коммунального хозяйства, системная и др.
Постановка проблемы ноосферной парадигмы образования, также как и более
Среда обитания
Terra Humana
широкая постановка ноосферной социалистической цивилизационной революции, диктуется более глубокими основаниями в бытии не только России, но и человечества, - а именно теми основаниями, которые уже проявились в ГЭК на переходе от второго тысячелетия от Рождества Христова к третьему тысячелетию истории, когда на повестку дня ближайших десятилетий поставлен вопрос: «Быть или не быть не только России, но человечеству в целом?».
Поскольку Природа, когда человечество оказалось в «запредельном мире», т.е. в мире, вышедшем за «антропогенные пределы Земли», подписала «приговор» именно рынку и капитализму как анти-экологическим механизмам развития человечества, ведущим к социоприродному коллапсу уже в 2025±5 году, постольку вопрос о содержании реформации образования, о научной картине мира и социально-экономическом устройстве жизни человечества на Земле выходит далеко за узкие рамки чисто российских кризисных явлений, приобретая именно ноосферный космопланетарный масштаб.
Появление именно в России Ноосфе-ризма как новой научно-мировоззренческой системы, ноосферного научнообразовательного движения является не случайным, этот факт вызван Эпохой русского возрождения (XVIII-XXI вв.) с ее космоноосферным вектором философско-культурных и научно-рефлексивных устремлений, Русским космизмом как течением научно-философской, философско-православной, философско-литературной, художественной мысли, Ноосферной научной школой (1915 - по настоящее время), у истоков который стоит творчество Владимира Ивановича Вернадского [12; 15].
Данная констатация всемирно-исторического масштаба и определяет глубокие онтологические, аксиологические и гносеологические основания именно ноосфер-ной парадигмы модернизации российской школы и одновременной ноосферной социалистической модернизации экономики, технологического базиса, общества в России. Речь идет о той «цивилизационной альтернативе» из России, о которой вопрошал А.С. Панарин, которую продемонстрировала Россия своим социалистическим прорывом в форме советской цивилизации в ХХ веке [5], и которая снова возникает в России в XXI веке, но в новом, ноосферно-социалистическом, качестве, и в которой так нуждается весь мир, в том числе и сам Запад - носитель нынешней катастрофической рыночно-капиталис-
тической цивилизационной парадигмы, ставшей в XXI веке экологически несостоятельной и смертельной для жизни всех людей, всех, больших и малых, народов на Земле.
Были проведены три конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», на материале которых издано три тома коллективных монографий. В них были представлены разработки по структуре ноосферной педагогики (С.И. Григорьев, В.Г. Егоркин, В.И. Патрушев, Л.Н. Засорина, Г.М. Иманов, Т.А. Моло-диченко, И.И. Колисник, О.А. Рагимова, и др.), по ноосферной парадигме акмео-логии (Г.М. Иманов, М.И. Потеев, Т.А. Молодиченко и др.), по ноосферной социологии и ноосферной парадигме социально-гуманитарного образования в системе высшей школы России (С.И. Григорьев, В.И. Патрушев, А.В. Савка, А.И. Субетто, О.П. Краснова, О.Л. Краева, В.Н. Турченко и др.), по ноосферному естествознанию (А.Ф. Бугаев, В.П. Казначеев, Н.В. Петров, И.В. Каткова, В.Б. Сапунов,
A.И. Субетто и др.), по ноосферной экономике (А.А. Горбунов, О.А. Грунин, К.М. Басангова, П.Г. Никитенко, А.И. Субетто,
B.П. Пилявский и др.), по ноосферной философии (И.А. Бирич, В.Н. Василенко, А.И. Субетто, Г.Н. Дульнев, Г.М. Иманов, И.И. Колисник, Г.М. Комарницкий, С.А. Емельянов и др.), по проблемам ноосфер-ной парадигмы языкознания, отражения ноосферной проблематики в филологии (С.А. Вешнякова, Л.В. Столбовая, А.А. По-лухин, Т.К. Донская, Е.А. Сущенко и др.), по проблемам и теории ноосферного воспитания (И.П. Арефьев, А.И. Дзюра, Т.И. Сидненко, Г.М. Иманов, А.И. Субетто и др.), по ноосферной валеологии (Л.Г. Та-тарникова, О.А. Рагимова, Е.А. Ковалев, Н.К. Морозов и др.), по проблеме становления ноосферной культуры жизни (Е.М. Лысенко, И.И. Колсиник, В.Б. Самсонов, А.А. Понукалин, К.И. Шилин и др.).
Конференции одновременно стали площадкой обсуждения научных проблем Ноосферной общественной академии наук, которая в единстве с рядом вузов и НИИ России (такими, как Смольный институт РАО, Государственная полярная академия, Костромской государственной университет им. Н.А. Некрасова, Крестьянский государственный институт им. Кирилла и Мефодия в г. Луга Ленинградской области, Вологодский государственный педагогический университет, Всероссийский центр уровня жизни, Институт качества высшего образования при Московском институте стали сплавов - технологическом
университете, Волгоградский государственный университете и др.) разработала программу по созданию ноосферной научной и учебной библиотеки. Благодаря творческой и научно-организационной работе В.Н. Бобкова, С.И. Григорьева, А.А. Горбунова, В.Н. Василенко, Г.М. Има-нова, Е.М. Лысенко, В.И. Патрушева, А.И. Субетто, В.Б. Сапунова и др. уже выпущен целый ряд научных монографий и учебных пособий по ноосферной футурологии, ноосферной экологии, ноосферной социологии, ноосферной экономике, ноосферной парадигме развития России в XXI веке.
Ноосферному образованию, также как и космоноосферной парадигме будущей Истории, ни у России, ни у человечества альтернативы нет.
В 2011 г. автор данной статьи написал «Манифест ноосферного социализма». Он заканчивается набатными словами: «Над миром человечества бьет набат экологической тревоги! Времени на осознание ситуации, в которой оказалось человечество, становится все меньше и меньше! Снова над будущим человечества восходит солнце социализма, призванного решить эко-
логические проблемы, возникшие в XXI веке. Это означает, что у человечества нет будущего вне ноосферного экологического духовного социализма! Обладая свободной волей, человек может спасти себя, проявив волю к воссоединению с целостностью космоса! Пробил час «экспроприации экспроприаторов», т.е. экспроприации капи-талократии, что и совершит человек труда в союзе в Её Величеством Природой! Призрак бродит по планете Земля - призрак ноосферного экологического духовного социализма! И это есть истина из России, которая обращена ко всем здравомыслящим людям на Земле!» [8, с. 107].
Наступила Эпоха великого эволюционного перелома. И ноосферное образование призвано к жизни самой Историей, чтобы вооружить человека таким знаниями, духовно-нравственными ориентирами и профессионализмом, которые позволили бы ему достойно пройти испытания этой «Эпохой» и открыть для человечества на Земле новую страницу своей эволюции -космоноосферную, а это и будет преодоление опасности экологической гибели и прорыв в Будущее в XXI веке!
Список литературы:
[1] Ленинская теория империализма и современная глобализация (коллективная монография) / Под науч. ред. А.И. Субетто. В 2-х кн. Т. 1. - СПб.: Астерион, 2004. -260 с.
[2] Ленинская теория империализма и современная глобализация (коллективная монография) / Под науч. ред. А.И. Субетто. В 2-х кн. Т. 2. - СПб.: Астерион, 2004. - 496 с.
[3] Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351 с.
[4] Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Логос, 1998. - 392 с.
[5] Субетто А.И. Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму - СПб.: Астерион, 2010. - 492 с.
[6] Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, СПб.: Астерион, 2004. - 98 с.
[7] Субетто А.И. Г уманизация российского общества (Авторская концепция). - СПб.: ПАНИ, М.: Иссле-доват. центр, 1992. - 156 с.
[8] Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма. - СПб.: Астерион, 2011. - 108 с.
[9] Субетто А.И. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система (открытое письмо - ответ некоторым «борцам» против ноосферизма). - СПб.-Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. - 88 с.
[10] Субетто А.И. Ноосферизм как идеология и форма спасения человечества от возможной экологической гибели в XXI веке (научный доклад на Всемирном Форуме духовный культуры, Астана, 18-22 октября 2010 г.). - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, СПб.: Астерион, 2010. - 32 с.
[11] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, Луга: Крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 537 с.
[12] Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы. - СПб.: Астерион, 2012. -75 с.
[13] Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив. - М.: Исследоват. центр, 1990. - 84 с.
[14] Субетто А.И. Основания становления ноосферного образования в России (вместо введения) // Но-осферное образование в евразийском пространстве (Коллективная монография) / Под науч. ред. А.И. Субетто. - СПб.: Астерион; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. - 688 с.
[15] Субетто А.И. Эпоха Русского Возрождения в персоналиях. Том первый. Титаны Русского Возрождения. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. - 500 с.
[16] Федотов А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире / Курс лекций / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 224 с.
Среда обитания