136 Высшее образование в России • № 11, 2007
мого текста. В конечном счете данная форма активизации процесса преподавания обеспечивает более успешное усвоение программного материала. Использование документа при освоении гуманитарных дисциплин предполагает знакомство с первоисточниками. Непосредственное созерцание старинного документа способно вызвать самый живой и искренний интерес студента. Подобный «лабораторный» метод (имеется в виду работа с первоисточниками) позволяет индивидуализировать преподавание, учитывая возраст и степень подготовленности студента.
Особой формой активизации учебного процесса являются наглядные материалы (фотографии, схемы, изображения), выполняемые в присутствии самого студента или одновременно с ним. Так, при составлении схемы «Государственные органы Российской Федерации» студенты с неподдельным интересом включаются в учебный процесс, оживляя в памяти знания, которые были получены ими ранее. В рамках изучения курса политологии на семинарских занятиях предлагается проведение занятия по практической политологии. Тема занятия: «Приемы актуализации имиджа кандидата в депутаты». Ряд студентов предварительно с помощью преподавателя готовят сообщения о современных избирательных технологиях. После обсуждения подготовленного докладчиками материала студентам предлагается агитационный материал сегодняшнего дня (различные формы листовок,
плакаты, значки, программные документы политических партий и пр.). Проходит обсуждение подобных документов, а затем студент выполняет свой проект листовки, символа партии, значка и т.д.
Активизирует обучение и использование докладов, рефератов, сообщений по предложенной тематике. Наибольшую ценность приносит последующий разбор услышанного материала. При рецензировании доклада следует учесть достоверность использованных источников информации, полноту сообщений по теме, отметить недостатки и достоинства сообщения.
Концентрация усилий педагогов гуманитарных дисциплин должна быть направлена на формирование взглядов, на основе которых студенты могли бы выработать собственную систему убеждений. Обучение нравственным ценностям в контексте великих идей не должно быть «воспитательноназидательным», но иметь форму диалога между самими идеями, преподавателем и студентом. Только так они могут быть ин-тернализованы и восприняты как свои собственные.
Задача преподавателя вуза состоит в том, чтобы включить каждого студента в активную, конструктивную деятельность. Лишь реальные дела студенческой молодежи в сфере образования и труда, политической и культурно-эстетической деятельности могут стать важными факторами гражданского становления молодого специалиста.
Т. МОЛОДИЧЕНКО, доцент Саратовский государственный университет
Аля конца ХХ - начала XXI вв. характерно обострение противоречий в развитии многих сфер российского общества. Укрепляющийся в общественном бытии и сознании приоритет материального благо-
К вопросу о вузовской социоакмеологии
получия перед духовным совершенствованием, отказ от прежних нравственных и социальных идеалов, расширение и углубление различных форм агрессивности - все это актуализировало появление противопо-
Редакционная почта
137
ложных тенденций. Рост численности и качественные проявления акмеологически ориентированных личностей, стремящихся достичь вершин самообразования (самообучения, самовоспитания, саморазвития и са-мопросвещения) являются свидетельством этих позитивных процессов. В связи с последними возникла потребность в разработке новой междисциплинарной отрасли социальной науки, названной нами социоак-меологией.
Актуализация таких образовательных процессов, как воспитание и развитие (наряду с обучением и просвещением), приоритетное формирование у будущего специалиста ориентации на науку и искусство (как важнейшие формы общественного сознания), а также обращение к истории религий в культурологическом аспекте - важнейшие направления не только совершенствования профессиональной подготовки специалистов, но и управления социально-психологическим развитием российского общества. Нельзя не согласиться с И.А. Ильиным, подчеркивавшим, что россиянам всегда «не хватало ни времени, ни сил на качество: на спокойную и сосредоточенную культуру, на взращивание и творческое оформление нашей природной даровитости...». Именно поэтому сейчас, придя к выводам о важности влияния гуманитарной культуры на все стороны жизни, сотни ученых занимаются исследованиями в русле нашего направления. Под акмеологизацией мы понимаем достижение в процессе самообразования психофизиологических, личностных, профессиональных, социальных и духовных вершин (акме).
Институциализированно передача психологической культуры акмеологизации в аспекте социального развития общества может осуществляться через образование в широком смысле этого слова. Ценность акмеологически ориентированного вузовского педагогического образования определяется следующим: наличием акме-образ-ца творческого, духовного и нравственного профессионала - проводника бытийных
ценностей в обществе; максимизацией приращения позитивных ресурсов и резервов человека; актуализацией самообразования как деятельности самообучения, самовоспитания, саморазвития и самопросвещения; максимальной прогрессивностью процессов гомеостаза, адаптации, социализации и самоактуализации.
Все эти социоакмеологические процессы обеспечиваются специальными технологиями и техникой акме-типа, ориентированными на прогрессивное развитие общества, в первую очередь - духовное. Предложенная нами классификация социоакмеологи-ческих методов и методик представляет собой систему, вобравшую в себя достижения социологов, психологов, педагогов, медиков и содержащую собственные разработки автора. Социоакмеологические технологии направлены на совершенствование общества посредством акмеологизации его субъектов, т.е. достижения ими вершин физического, личностного, профессионального, социального и духовного самообразования.
Нами выделяются три группы социоак-меологических образовательных технологий: 1) используемые в разных отраслях искусства и заимствованные акмеологами; 2) реализуемые в науках, явившихся источниками развития акмеологии (в возрастной, педагогической, социальной психологии, в педагогике, психотерапии, физиогномике, биологии и медицине, в частных методиках преподавания); 3) созданные в русле акмео-логии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет исследования, измерительный и коррекционно-развивающий инструментарий.
Акмеологизация студентов как главных субъектов вузовской образовательной среды посредством первой группы технологий осуществляется посредством игр-драматизаций, постановок этюдов на социоакмео-логическую тематику, расширения эрудиции в области литературы и искусства.
Вторая группа технологий позволяет реализовать потенции человека, ресурсы и
138 Высшее образование в России • № 11, 2007
резервы субъектов образования. Среди них: тренинг социальной чувствительности, тренинг личностного роста, телесно-ориентированная психотерапия В. Райха, имитационные игры на социоакмеологическую тематику (деловые, ролевые, психотехнические), кейс-стади-технология и др.
К третьей группе относятся следующие:
а) технологии обучения проблемным ситуациям и личностного развития: разработка студентами и преподавателями нестандартных (в том числе профессиональных) ситуаций и их проигрывание; тренинги самоактуализации, обеспечивающие акмеологиза-цию мотивационно и операционально; создание и защита проектов физической, личностной, профессиональной, социальной и духовной деятельности в будущем; применение психорисуночных техник социоакме-ологического содержания; проведение «мозгового штурма» («Напиши буриме», «Нарисуй интеллигента», «Скажи тост во славу своей профессии», «Нарисуй образ человека будущего» и др.); проведение конкурсов в области искусства и литературы; написание сочинений на темы акмеразвития;
б) технология междисциплинарного профессионального сотрудничества: многоаспектное, в русле разных наук, профессий и специальностей, рассмотрение преподавателем каждой проблемы; чтение лекций двумя преподавателями разных дисциплин, рассматривающими тему лекции в контексте своих наук; научно-профессиональное консультирование друг друга преподавателями разных дисциплин; системно-функциональное и системно-логическое консультирование студентов по рассматриваемым проблемам обучения,воспитания,развития и просвещения; проигрывание студентами игр в форме дискуссий, в которых каждый студент играет свою, заранее выбранную роль акме-типа (профессиональную, социальную, духовную и др.).
Результаты вузовского образования акме-типа уникальны. Они выражаются в многоаспектном позитивном влиянии на духовно-ценностную сферу общества, на его социальную структуру, на функции и процессы, осуществляющиеся в российском обществе, его социодинамику, социальную стратификацию. Важнейшим результатом вузовского образования акме-типа является формирование ответственных, творческих, нравственных, продуктивных, здоровых личностей.
В социоакмеологически ориентированных вузовских образовательных программах закладываются возможности творения уникальных, системно подготовленных специалистов - агентов акмеологизации. Особая роль в этом принадлежит педагогическим высшим учебным заведениям.
На наш взгляд, лишь на этом пути возможно разрешение присущего современному образованию противоречия между духовностью, с одной стороны, и коммерциализацией, узкой профессионализацией, ремесленничеством, информационностью, нездоровым образом жизни - с другой стороны. Акмеологизация позволяет осуществлять на деле, прежде всего через систему вузовского образования и самообразования, народосберегающую и народоразвивающую политику российского государства. В этом смысле она является социальным механизмом политики национальной безопасности, равно как и механизмом непрерывного самообразования.
Ожидаемыми, реальными, глобальными результатами вузовского образования акме-типа являются: формирование нового вида социальной стратификации российского общества - акмеологической и, позднее, становление идеационального (с приоритетом духовного развития) общества и «ноосферноцентрированной» цивилизации.