УДК 378
Молодиченко Т.А.
СУЩНОСТЬ СОЦИОАКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
Рассматривается сущность авторской концепции социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства вуза в аспекте подготовки преподавателей к образованию акме-типа, принципы социоакме-ологической профподготовки, использование социоакмеологических технологий и их авторская классификация. Акцент делается на системном и комплексном подходах к этому аспекту социоакмеологического конструирования вузовского образования.
Ключевые слова: социоакмеология, акмеологизация, социоакмеологическая подготовка, социоакмеологические технологии, системный подход, комплексный подход.
На современном этапе становления информационного общества в России и, в целом - информационной цивилизации усиливается необходимость не только системного (разностороннего в русле одной науки, сферы деятельности), но и комплексного подхода (участия специалистов, ученых и практиков из разных наук).
Актуализируемые по всем направлениям человеческой активности процессы глобализации обуславливают, в свою очередь, интегральность и комплексность развития социальных институтов и социальных процессов современности. Как изучение социальных явлений, так и управление ими усложняется, приобретая форму и содержание, соответствующие методологии и технологии комплексного подхода, принципу комплексности.
В становление комплексных научных исследований внесли большой вклад Б.Г. Ананьев (комплексное изучение человека), Б.Ф. Ломов (инженерная психология), Д.А. Керимов (право), В.А. Ядов (социология), Е.С. Кузьмин (социальная психология), Н.В. Кузьмина (педагогика, педагогическая психология, акмеология), В.Р. Полозов (социально-экономические исследования) и другие.
Нас, прежде всего, интересует развитие в настоящем и будущем социального института образования. Особое значение для подготовки кадров имеет совершенствование института высшего педагогического образования. Это убеждение основывается на неоспоримой роли всех учебных заведений, в которых работают выпускники педагогических институтов и университетов. По определению И. Яр-макеевым сущности высшего педагогического образования, оно осуществляет духовную миссию в нашем обществе [5, с. 41].
Следует отметить, что в этом смысле, высшее педагогическое образование в настоящее время имеет общие тенденции, цели и, в какой-то степени, технологии с религиозным образованием. Считаем необходимым подчеркнуть, в связи с отмеченным выше, что педагоги ориентированы на сотрудничество, а не на соперничество в сфере духовного развития молодежи и всего населения. Это обстоятельство также отражает потребность комплексного под-
хода в образовании.
В данный период совершенствования вузовского педагогического образования актуализировалась потребность во внедрении и дальнейшей разработке комплексных общеобразовательных технологий подготовки педагогических кадров.
Под комплексными общеобразовательными технологиями мы будем понимать систему технологий из разных профессиональных сфер, обеспечивающих успешность образования (обучения, воспитания, развития и просвещения) и самообразования (самообучения, самовоспитания, саморазвития и самопросвещения). Данный подход основывается на концепции социакмеологического конструирования развития образовательного пространства, разработанной Т.А. Молодиченко [1, 3] и концепции социального здоровья, разработанной О.А. Ра-гимовой [4].
Вузовская акмеология является наиважнейшей прикладной наукой и практикой, отличающейся спецификой, обусловленной как видами деятельности (учебной, педагогической, научной - в первую очередь), так и психологическими половозрастными и личностными особенностями включенных в образовательный процесс людей. Кроме этих факторов, обуславливающих развитие акмеологии в вузе, есть огромный пласт социальных проблем и идей, социальной практики, которые детерминируют в той или иной степени его содержание, форму и процесс
Социоакмеология рассматривает в теоретическом плане и реализует на практике влияние различных социальных факторов на процесс и результат акме-развития личности, группы, общества. В вузовской социоакмеологии эти социальные влияния представлены: социальной политикой государства в отношении высшего образования; преобладающей научной образовательной парадигмой; региональными особенностями управления образованием, демографическими, гендерными, возрастными характеристиками образовательных систем; образом жизни студентов и преподавателей, их социальной стратификацией в вузе и социуме. В целом как социальная структура, так и социальные процессы в образовательных системах довузовской и послеву-
52
© Молодиченко Т.А. 2014
зовской подготовки влияют на центральный феномен, изучение которого входит в предмет социоак-меологии, - акмеологизацию.
Акмеологизация - это социоакмеологический процесс, содержанием которого является достижение субъектом образовательной среды вершин физического, личностного, профессионального, социального и духовного развития. Результатом акмео-логизации является сформированность акмеологич-ности личности (или группы) и акмеологизма как общественного явления.
Научное изучение и проектирование образования в русле социологической акмеологии основывается на приоритетных концептуальных подходах и образовательных парадигмах. Уходит в историю приоритет и единственность зуновской парадигмы образования, ориентирующей профессионалов-практиков на реализацию главной цели - приращение у человека, получающего образование, только знаний, умений и навыков (ЗУН). Одна из новых образовательных парадигм включает в себя такие основания для образования как субьектность, духовность, саморазвитие, ориентированные на современную культуру и особенности исторического развития.
Социоакмеологическая ориентация вузовского образования имеет отражение не только во всех компонентах образовательной среды, но и конкретно в ее субъектах. Собственно говоря, субъекты образовательной среды (и шире - образовательного пространства) являются содержательной и процессуальной основой образования акме-типа. Именно поэтому проблема субъектности - центральная в нашей концепции проекта вузовского образования акмеологической ориентации. Социоакмеологичес-кое конструирование вузовского образования связано с ориентацией на имеющие место в обществе, в культуре, в реальном существовании людей акме-типа высшие достижения во всестороннем самосовершенствовании. Развитие и саморазвитие - главный смысл и сегодняшняя сущность образования. Согласно социоакмеологическому подходу в вузовском образовании профессионализм предполагает творчество, сотворение собственной деятельности и субъектности.
Субъекты вузовского образования - это: 1) студенты; 2) преподаватели, ассистенты, доценты, профессора; 3) старшие лаборанты, лаборанты, техники; 4) руководители кафедр, факультетов, вузов; 5) персонал клубов (спортивных, художественной самодеятельности, театральных и т.д.) и общевузовские организаторы воспитательной работы; 6) персонал общежитий (комендант, вахтеры и т.д.). Есть еще субъекты образовательной среды вуза; непосредственно и постоянно не участвующие в процессах обучения, воспитания, развития и просвещения студентов, но оказывающие воздействие на образо-
вание, - экономисты, юристы, медицинские работники, персонал отдела кадров. Однако преподаватель вуза является знаковой фигурой образования и самообразования, поэтому социоакмеологическая подготовка преподавателей необходима в первую очередь.
Социоакмеологический подход предполагает целенаправленный отбор и подбор всего персонала вуза на основе критерия наличия у него творческого подхода к делу и стремления к саморазвитию, и в целом, акмеологической направленности личности. Сущностными характеристиками вузовских преподавателей акме-типа являются: универсальный подход к деятельности и саморазвитию; креативность в общении и деятельности; мотивация самоактуализации; преобладание интернальности над экстернальностью; приоритет в мировоззрении духовного над материальным; интеллигентность; интеллектуальность; склонность к конструктивным конфликтам. Вузовское образование акме-типа обязательно реализует политику и психолого-педагогические технологии народосбережения, поддержания на хорошем уровне здоровья субъектов, образовательной среды, через образовательный процесс, здоровый образ жизни.
В русле авторской концепции социоакмеологи-ческого конструирования образовательного пространства (начало разработки - 2000 год) нами предложена социоакмеологическая диагностика акмео-логизирующихся субъектов образования, ведущей деятельностью которых является акмеологизация. Сущность концепции изложена более чем в 90 научных публикациях, из которых 14 монографий (индивидуальных и коллективных) и 24 учебных и научных пособия.
Важнейшая проблема социоакмеологической подготовки преподавателей - это использование специальных социоакмеологических технологий. Приведем основные принципиальные подходы к их реализации:
1. В подготовке преподавателей (и в целом субъектов образовательной среды) необходимо решать проблемы, профессиональные задачи, создавать условия для выявления проблем (и их формулирования, если это касается их преподавательской и научной деятельности). Причем, отношение к проблемам, проблемным ситуациям и их разрешению задано на основе принципа усложнения, повышения степени включенности субъекта в их видение, нахождение и разрешение.
2. Второй принцип осуществления социоакмео-логических технологий - это базовая акмеологичес-кая подготовка персонала вуза. Субъекты вузовской образовательной среды должны знать об акме-ологии как системной науке и о социоакмеологии как о комплексе социологических, психологических и других проблем акмеологического характера. Этот
принцип может быть (и должен, если вуз выбрал акмеологическую ориентацию образования) реализован посредством дополнительных спецкурсов, спецпрактикумов в русле профессий и специальностей вуза.
В отношении педагогических вузов задача усложняется, поскольку именно в них должна, по нашему мнению, осуществляться подготовка специалистов-акмеологов для системы образования России. В педагогических вузах есть для этого объективно-субъективные и субъективные условия.
3. Третий принцип реализации социоакмеологи-ческих технологий заключается в организации обучения преподавателей и студентов конкретным со-циоакмеологическим технологиям, рассмотрении их отличий от других видов технологий, применяемых в вузе.
Комплексность сущности и существования образовательных технологий подготовки современных педагогических кадров рассматривается нами, во-первых, в аспекте становления российского общества, во-вторых, в аспекте сохранения и развития социального (физического, психического и психологического) здоровья субъектов образования и, в-третьих, в аспекте приоритетного максимального нравственно-духовного, творческого развития субъектов образовательной среды и образовательного пространства.
Существенным основанием для развития и применения комплексных образовательных технологий в педагогическом вузе является рассмотрение нами образования как системы из восьми, влияющих друг на друга, интегрированных образовательных процессов: обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, просвещения и самопросвещения [1, 2, 3].
Комплексные образовательные технологии должны обладать также свойством интегрированнос-ти, т.е. непротиворечивой неравновесной гармоничности в их реализации (в каждом из восьми образовательных процессов).
Важнейшим основанием комплексности образовательных технологий подготовки педагогических кадров является приоритет такой образовательной парадигмы, в соответствии с которой образование является комплексным стимулированием его субъектов к самообразованию и здоровому образу жизни, подготовкой для общества агентов акмеоло-гизации (термин Т.А. Молодиченко, введенный в 1999 г.).
Исходя из рассмотренных выше оснований развития и реализации интегрирования - комплексных образовательных технологий - предлагаем следующую их классификацию: 1) здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие образовательные технологии; 2) социоакмеологические образовательные технологии.
Приведем краткую характеристику второй группы технологий.
Социоакмеологические технологии ориентированы на совершенствование социального развития общества посредством акмеологизации его субъектов, т.е. достижения ими вершин физического, личностного, профессионального, социального и духовного самообразования. Социоакмеологические технологии предполагают, прежде всего, создание условий для такого самообразования.
Нами выделяются 3 группы социоакмеологичес-ких образовательных технологий.
Акмеологизация студентов как главного субъекта вузовской образовательной среды посредством первой группы технологий осуществляется как игры-драматизации, постановка этюдов на социо-акмеологическую тематику, расширение эрудиции в области литературы и искусства.
Вторая группа технологий, используемых в высшем образовании акме-типа - это технологии разных наук, которые, также как искусство, актуализируют потенции и тенденции человека, ресурсы и резервы субъектов образования. Этих технологий много. В качестве примера приведем некоторые: тренинг социальной чувствительности, тренинг личностного роста, телесноориентированная психотерапия В. Райха; имитационные игры на социоакме-ологическую тематику (деловые, ролевые, психотехнические); кейс-стади - технология; «мозговой штурм» и другие.
Третья группа технологий - это собственно со-циоакмеологические технологии, применяемые в образовательных процессах социоакмеологически ориентированных вузов. Например, нами разработаны и применяются следующие социоакмеологи-ческие методы и приемы:
- обучение нестандартным, проблемным ситуациям: разработки студентами и преподавателями нестандартных (в том числе - профессиональных) ситуаций и их проигрывание; разработки тренингов самоактуализации, обеспечивающей акмеоло-гизацию мотивационно и операционально; создания и защиты проектов физической, личностной, профессиональной, социальной и духовной деятельности в будущем; применение психорисуночных техник социоакмеологического содержания; проведение «мозгового штурма» («Напиши буриме», «Нарисуй интеллигента», «Скажи тост во славу своей профессии», «Нарисуй образ человека будущего» и другие); проведение конкурсов в области искусства и литературы; написание сочинений на темы акме-развития;
- междисциплинарное профессиональное сотрудничество: многоаспектное, в русле разных наук, профессий и специальностей, рассмотрение преподавателем каждой проблемы; чтение лекций двумя преподавателями разных дисциплин, рассматрива-
ющими тему лекции в русле своих наук; научно -профессиональное взаимное консультирование друг друга преподавателями разных дисциплин; междисциплинарное, системно-функциональное и системно-логическое консультирование студентов по рассматриваемой проблеме образования (в русле обучения, воспитания, развития и просвещения); проигрывание студентами игр в форме дискуссий, в которых каждый студент играет свою, заранее выбранную роль акме-типа [1, с. 268-270].
Интегрированно-комплексное применение трех рассмотренных групп образовательных технологий в педагогическом вузе нацелено на подготовку:
а) физически и психологически здоровых профессионалов - педагогов, от которых, в свою очередь, зависит социальное здоровье субъектов образования на всех его ступенях (дошкольное, школьное, средне-специальное, высшее, послевузовское);
б) профессионалов акме-типа, характеризующихся максимизацией, в первую очередь, нравственно-духовного развития и творческостью (креативностью), являющихся основой будущего духовного, ноосферно-ориентированного общества, последующего за информационным.
Актуализация подтекстных и контекстных характеристик духовного общества в значительной степени зависит от высшего педагогического образования, готовящего воспитателей, учителей, преподавателей, просветителей не только для всех образовательных учреждений, но, по большому счету, для всех социальных институтов, для всех сфер жизнедеятельности человека.
Комплексность социоакмеологических технологий, ориентированность на максимальные достижения, универсальные в смысле освоения разных направлений самосовершенствования и разных видов деятельности, в процессе решения различных проблем и проблемных ситуаций - это их сущностые характеристики.
Результатами применения социоакмеологичес-ких технологий в вузовском образовании являются: развитие образовательной среды акме-типа и, шире, -образовательного пространства.
Подготовка в вузах специалистов с акмеологи-ческой направленностью и другими качествами личности акме-типа - это не только образовательная тактика и стратегия, но и образовательная политика, поскольку в период обострения глобальных противоречий (главные из них: «Быть или не быть?» и «Быть или иметь?») выжить как вид способен лишь человек духовный (каковым, по сути, является акме-че-ловек), для которого смысл жизни, прежде всего, быть Человеком (с большой буквы), а не смысл накопительства, приобретения движимого и недвижимого имущества. В высшем смысле: глобальные проблемы могут быть решены Человеком глобальной, космического уровня, духовности.
Диагностика и самодиагностика являются первым структурным компонентом организации и самоорганизации процесса акмеологизации субъектов образовательного процесса (в первую очередь, преподавателей).
Менеджмент и самоменеджмент акмеологиза-ции образования возможен лишь при условии владения диагностической информацией о приоритетных структурах сознания и самосознания. В этом случае могут быть реализованы дифференциально-групповой и личностно-ориентированный подходы как эффективные технологии образования. Относительно каждого субъекта образовательного процесса посредством такой диагностической работы выявляются уровни осознания Я и значимости для него разных факторов акмеологизации (объективных, объективно-субъективных и субъективных).
В социоакмеологическом подходе к вузовскому образованию субъектами образования являются не только отдельные личности, но и группы (гендер-ные, возрастные, профессиональные, студенческие), а также весь персонал вуза, поэтому диагностика и самодиагности должна осуществляться не только на индивидуально-личностном, но и на групповом уровнях (малых и больших групп). Очень существенной является информация о взаимодействии субъектов образовательной среды (и шире - образовательных сред в образовательном пространстве).
Второй структурный компонент акмеологизации преподавателей вуза - это систематический мониторинг и самомониторинг достижений вершин самосовершенствования (психофизиологической, личностной, профессиональной, социальной и духовной).
Надо отметить, что диагностический инструментарий для функционирования первого и второго структурных компонентов акмеологизации можно считать в настоящий период развития акмеологии (как системной науки) достаточно развитым. Это и опросники по изучению ценностных ориентаций; саморефлексии сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности; и социопсихологические методы исследования уровня психического и психологического здоровья, и методы медицинской диагностики и мониторинга и др. Достаточно хорошо развита в настоящее время социально-психологическая диагностика.
Два структурных компонента вузовской акмео-логизации являются, в то же время и компонентами социоакмеологического сопровождения образовательного процесса, под которым мы понимаем целостный, систематический и непрерывный процесс изучения и анализа, самоизучения и самоанализа, а также коррекции и самокоррекции формирования и саморазвития субъектов образования (прежде всего преподавателей).
Третий компонент акмеологизации вузовского
образования - целевой, заключающийся в процессе осознания максимально возможных достижений посредством саморазвития, т.е. того, к чему стремится целостный процесс акмеологизации, чего надо и возможно достичь. Целевой компонент по сути совпадает с объектами акмеологизации.
Четвертый компонент вузовской акмеологиза-ции - его субъекты. Это базовый компонент, поскольку ими и ради них осуществляется акмеологи-зация (главные субъекты - преподаватели и студенты).
Пятый компонент - социоакмеологические и акмеологические технологии, используя которые субъекты образования могут осуществлять акмео-логизацию - достижение разнообразных вершин самосовершенствования. Технологии сами являются не только средствами акмеологизации, но и ее объектами, поскольку тоже совершенствуются субъектами.
Шестой компонент - механизмы акмеологиза-ции в вузе, основной из которых - самоактуализация - и многочисленные ее пути, способы и приемы. Многогранность феномена самоактуализации является предпосылкой акмеологизации. Самоактуализация - это необходимый, базовый компонент акмеологизации вузовского образования.
Социоакмеологическая подготовка преподавателей вуза - главная форма управления процессом акмеологизации и самих преподавателей, и через них - других субъектов образовательной среды (прежде всего студентов).
Значение социоакмеологической подготовки преподавателей вуза заключается в том, что она: а) является залогом конкурентоспособности выпуск-
ников вузов (и самих акмеологически ориентированных преподавателей); б) повышает уровень креативности образовательной среды; в) позволяет формировать личностей акме-типа и повышать духовность общества; г) значительно актуализировать совершенствование образовательных технологий; д) повышает толерантность субъектов образования; е) укрепляет национальную безопасность России (за счет акме- личностей); ж) является значимым фактором народосбережения, так как имеет в качестве основных задач сохранение и приращение психического, психологического и физического здоровья субъектов вузовской образовательной среды.
Библиографический список
1. Молодиченко Т.А. Акмеологическая ориентация вузовского образования (социологический аспект) / Т.А. Молодиченко. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. - 280 с.
2. Молодиченко Т.А. Перспективы развития вузовского образования: социоакмеологический аспект / Т.А. Молодиченко. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2007. - 32 с.
3. Молодиченко Т.А. Социоакмеологическое конструирование развития высшего педагогического образования / Т.А. Молодиченко. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. - 164 с.
4. Рагимова О.А. Социальное здоровье: методологические и теоретические основы / О.А. Рагимо-ва. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2006. - 130 с.
5. Ярмакеев И. Гуманитарные смыслы педагогического образования / И. Ярмакеев // Высшее образование в России. - 2006. - №2 1. - С. 41-45.
Molodichenko T.
THE ESSENCE OF SOCIAL AND ACMEOLOGICAL PREPARATION OF HIGH SCHOOLTEACHERS
The essence of the author s concept of social and acmeological designing of high school educational space development in aspect ofpreparing teachers to akme-type education, principles of social and acmeological professional training, the use of social and acmeological technologies and their author's classification are considered. System and complex approaches to this aspect of social and acmeological designing of high school education are emphasized.
Keywords: social acmeology, acmeologization, social and acmeological preparation, social and acmeological technologies, system approach, complex approach..