Научная статья на тему 'Общественный интеллект акмеологизирующихся субъектов образования:ноосферологический аспект'

Общественный интеллект акмеологизирующихся субъектов образования:ноосферологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НООСФЕРИЗАЦИЯ / АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL INTELLECT / NOOSPHERIZATION / ACMELOGIZATION OF INSTITUTIONAL EDUCATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молодиченко Тамара Алексеевна

Обсуждается проблема ноосферизации общественного интеллекта. Показано, что основой для формирования ноосферного интеллекта и ноосферной личности является успешная акмеологизация субъектов вузовского образования. Предложена авторская типология акме-личности, критериальным основанием которой выступает ноосферная направленность как индивидуального, так и общественного сознания. Показано,что формированию ноосферной направленности общественного интеллекта (и его составляющих – общественного сознания и общественного знания) способствуют системно и комплексно осуществляющиеся в вузовской акмеологизации ее субъктов:общесоциальные процессы (гомеостаз, адаптация, социализация и социальная самоактуализация); институционально-образовательные процессы (обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, просвещение и самопросвещение); организационно-управленческие процессы(конструирование, проектирование, моделирование, диагностика, мониторинг, стимулирование, консультирование, прогнозирование). Предлагается (в кратком изложении) проект ноосферизации общественного интеллекта россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Intellect of Acmeolized Subjects of Education: Noospherological Aspect

The problem of social intellect noospherization is being discussed. It is shown that the basis for formation of noospheric intellect and noospheric personality is the successful acmelogisation of institutional education subjects. The author’ classification of acme-personalities is suggested, with the criteria basis of noospheric orientation for both individual and social consciousness. It is shown that formation of noosperic orientation of social intellect (and its components –social consciousness and social knowledge) is encouraged by systematic and complex general social processes in institutional acmelogisation of its subjects (homeostasis, adaptation, socialization and social self-actualization); institution-educational processes (studying, self-studying, education and self-education, development and self-development, enlightenment and selfenlightenment); organizational-managerial processes (constructing, projecting, modeling, diagnostics, monitoring, stimulating, counseling, predicting). The project for noospherization of Russians’social intellect is briefly presented.

Текст научной работы на тему «Общественный интеллект акмеологизирующихся субъектов образования:ноосферологический аспект»

Chteniy ( The Matherials of Second Strakhov Memorial Readings). Saratov, 1992, pp. 117-120.

4. Golovanova A. A., Strelkova I. E. Metodika issledova-niya vzaimnoj svyazi neskol'kikh pokazatelej kreativnosti

(The method of research of interrelation between several creativity's indexes). Voprosy prakticheskoj psikhologii (The practical psychology's questions). Vyp. VI. Saratov, 1996, pp. 81-82.

УДК 159.3

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ АКМЕОЛОГИЗИРУЮЩИХСЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ: НООСФЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т. А. Молодиченко1

Саратовский государственный университет (Россия) E-mail: molodichenko @mail.ru

Аннотация. Обсуждается проблема ноосферизации общественного интеллекта. Показано, что основой для формирования ноосферного интеллекта и ноосферной личности является успешная акмеологизация субъектов вузовского образования. Предложена авторская типология акме-личности, критериальным основанием которой выступает ноосферная направленность как индивидуального, так и общественного сознания. Показано, что формированию ноосферной направленности общественного интеллекта (и его составляющих - общественного сознания и общественного знания) способствуют системно и комплексно осуществляющиеся в вузовской акмеологизации ее субъктов: общесоциальные процессы (гомеостаз, адаптация, социализация и социальная самоактуализация); институционально-образовательные процессы (обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, просвещение и самопросвещение); организационно-управленческие процессы (конструирование, проектирование, моделирование, диагностика, мониторинг, стимулирование, консультирование, прогнозирование). Предлагается (в кратком изложении) проект ноосфериза-ции общественного интеллекта россиян.

Ключевые слова: общественный интеллект, ноосферизация, акмеологизация субъектов вузовского образования.

Social Intellect of Acmeolized Subjects of Education: Noospherological Aspect T. А. Molodichenko2

Abstract. The problem of social intellect noospherization is being discussed. It is shown that the basis for formation of noospheric

1 Молодиченко Тамара Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский государственный университет им.

Н. Г. Чернышевского; ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия.

2 Molodichenko Tamara Alekseevna - candidate of psychological sciences, associate professor, the Chair of Special Psychology, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia.

intellect and noospheric personality is the successful acmelogisation of institutional education subjects. The author's classification of acme-personalities is suggested, with the criteria basis of noospheric orientation for both individual and social consciousness. It is shown that formation of noosperic orientation of social intellect (and its components - social consciousness and social knowledge) is encouraged by systematic and complex general social processes in institutional acmelogisation of its subjects (homeostasis, adaptation, socialization and social self-actualization); institution-educational processes (studying, self-studying, education and self-education, development and self-development, enlightenment and selfenlightenment); organizational-managerial processes (constructing, projecting, modeling, diagnostics, monitoring, stimulating, counseling, predicting). The project for noospherization of Russians' social intellect is briefly presented.

Key words: social intellect, noospherization, acmelogization of institutional education subjects.

Введение

В современном информационном российском обществе, все более приобщающемся к успехам и вынужденном решать проблемы мировой глобализации, нарастает острота противоречий социального развития и угроз жизнеспособности населения. Прежде всего, это связано с лавинообразными процессами деонтологизации, деаксиологизации, деэкологизации (в целом - в снижении национальной безопасности) за счет: а) отрицательной нравственно-смысловой аномии в экономике, технологии, правоведении, жизнедеятельности регионов; б) отрицательного влияния на индивидуальное и общественное сознание граждан России «желтых» и «черных» разновидностей СМИ, направленных не на реализацию воспитательной и развивающей функций прогрессивного и позитивного мировосприятия и мироустройства, а на получение корпоративной и личной прибыли любой ценой; в) за счет превращения института

© Молодиченко Т. А., 2015

образования в сферу услуг с вытекающей отсюда перестройкой общественного сознания субъектов образовательного пространства в направлении: его экономизации «эгоизмизации», получения материальных выгод; лишения традиционной нравственно-духовной миссии, сопровождающегося сознанием «уничижения» значимости и специфичности этой сферы деятельности. Конечным результатом охарактеризованной выше регрессивной линии развития России сначала на личностном, затем - общественном и государственном уровнях постепенно становится потеря таких универсумов Бытия Homo sapiens, как Совесть, Любовь, Добро, Красота, Милосердие, Истина и Правда. Вместе с тем автор считает, что если бы не существовало феноменов прогрессивного развития в разных сферах жизнедеятельности россиян, то не стоило бы живописать «черный квадрат» российской действительности.

«Вид пропасти у одних вызывает мысль о бездне, у других - о мосте», - сказал когда-то С. Эйзенштейн. В настоящее время обострилось противостояние индивидуальных и общественных субъектов этих двух противоположных по знаку мировосприятия и мироустройства.

Традиционное разрешение этого противоречия содержится в стихах В. Высоцкого:

Но в сумерках морского дна,

В глубинах тайных, кашалотьих Родится и взойдет одна, неимоверная волна, На берег ринется она И наблюдающих поглотит...

На наш взгляд, такой «неимоверной волной» является ноосферизм как мировоззренческое по научной сути, комплексное и системное направление развития Человека, Общества, Цивилизации, Вселенной. Ноосферизм - это «мост» в позитивное, устойчивое будущее, которое может наступить при условии ноосферной направленности сначала индивидуального, а затем - общественного интеллекта.

По определению основателя ноосферизма

A. И. Субетто, категория общественного интеллекта включает общественное сознание и общественное знание в их взаимовлиянии и вза-имообусловливании, в первую очередь, в сферах науки, культуры и образования [1, с. 36].

Большой вклад в развитие ноосферизма и ноо-сферологии внесли российские ученые В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, Н. Н. Моисеев, В. П. Казначеев, А. Д. Урсул,

B. Н. Василенко, В. Т. Пуляев, А. П. Федотов, П. Г. Никитенко, Н. Н. Лукьянчиков, Л. Д. Пагут, Г. Е. Каневец, О. Л. Краева, Н. В. Маслова и многие другие.

Общественный интеллект как базовая категория и феномен ноосферизма и ноосферологии (наряду с категорией «ноосфера») представляет собой сложное явление, прежде всего, из-за

сложности включенных в него общественного сознания и общественного знания.

Общественное сознание реализуется в известных формах: философии, науке, искусстве, религии и др. Сложность категории и феномена «знания» (в том числе общественного) подробно и основательно рассмотрена А. И. Субетто [1, с. 34-37]. Нами же будут представлены и проанализированы результаты исследований на протяжении двух десятков лет субъектов общего, специального и вузовского образования, относящихся к акме-личностям.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе анализа региональных исследований (в Саратове и Саратовской области, Барнауле и Алтайском крае (Россия), Актюбинске и Ак-тюбинской области (Казахстан) было выделено 7 типов акме-личностей.

Среди пяти типов акме-личностей есть три с наиболее выраженной ноосферной направленностью общественного интеллекта (приводим по степени убывания этой направленности): ноосферно-центрированный (трансцендентный), альтруистско-творческий (альтруистско-креатив-ный), рефлексивно-эмпатийный; далее ранжированный ряд продолжается следующим образом: конформно-новаторский, социально-акцентированный, адаптивно-социализованный. Низший уровень ноосферной направленности общественного интеллекта у центрированно-амбициозного (эгоистически самоактуализирующегося) типа акме-личности. Ноосферно-ориентированные типы акме-личности в процессе ноосферизации проявляют: бескорыстие, альтруизм, интерналь-ность, высокую потребность в достижениях, высокий уровень социальной самоактуализации, искренность. У них выявлены наиболее высокие показатели: самоменеджмента в горизонтальных структурах, всесторонней успешной деятельности, конструктивной конфликтологической компетентности, креативности. Ноосферно-ориентиро-ванные типы акме-личности ведут здоровый образ жизни и характеризуются наиболее высокими показателями психического и психологического здоровья, а также хорошим или средним уровнем физического здоровья. Ноосферная направленность общественного интеллекта преподавателей и студентов медицинского и педагогического вузов г. Актюбинска, педагогических вузов г. Барнаула и г. Саратова, педагогов и психологов институтов и факультетов усовершенствования Актюбинска, Барнаула и Саратова, а также учителей и учащихся профильных педагогических и медицинских классов из названных выше регионов характеризуется также:

признанием высшего образования как сферы повышения возможностей, резервов и ресурсов самообучения, самовоспитания, саморазвития

и самопросвещения, т.е. самообразования; возможностью стать культурным человеком и использовать свой интеллект на благо России [2];

признанием наибольшей актуальности философского, гуманитарного, педагогического и психологического образования для достижения вершин самосовершенствования;

высокой активностью акме-личностей в сферах науки и искусства;

значимостью исследования и решения проблем: Совести, Любви, Правды, смысло-жиз-ненных ориентаций, духовности, национальной безопасности (в частности, экологической).

Рассмотрим теперь особенности яркой ноосферной направленности общественного интеллекта у двух типов акме-личности. Трансцендентный, или ноосферно-центрированный тип акме-личности (0,5% от численности исследованной выборки): проявляет милосердие, мучительно переживает по поводу падения нравственности в обществе, верит в Бога, проявляет высокую ответственность за все виды своей деятельности, обладает многогранными интересами; поглощен самотрансценденцией, саморефлексией, высококреативен, живет «по правде», а не «по лжи»; смысл жизни видит в самосовершенствовании себя и помощи в самосовершенствовании других людей. Представители этого типа акме-личности осуществляют акмеологизацию [3] преимущественно в философской и гуманитарной сферах профессиональной деятельности. Актуализированными формами общественного интеллекта у трансцендентного типа личности являются (независимо от профессии и специальности): философия, искусство, наука, религия.

Альтруистско-творческий тип акме-лич-ности (10% всей выборки) имеет два подтипа:

а) целеустремленно-деятельностный (2,1%);

б) рефлексивно-эмпатийный (7,9%). Первый отличается ярко выраженной деловой, профессиональной направленностью, а второй - в равной степени - деловой и коллективистской. Оба подтипа акме-личности высокоальтруистичны (реализуют антиэгоизм) и высококреативны; сферы их разносторонней деятельности - образование, наука, искусство, философия. Почти 60% представителей альтруистско-творческого типа акме-лич-ности являются верующими (но не принадлежат к определенной конфессии), 19% - верующие в Бога и принадлежат к определенной конфессии. Около 90% представителей альтруистско-творче-ского типа акме-личности писали или пишут до сих пор стихи.

У этого типа акме-личности развита социальная мотивация (кроме мотивов власти и обогащения), а также ноосферная мотивация: они стараются осмыслить проблемы национальной и цивилизационной безопасности во всех их видах (экологическая, социальная, экономическая,

психологическая и др.), смысла существования Человека и Человечества. 25% представителей альтруистско-творческого типа акме-личности имеют несколько профессий и специальностей. Все они постоянно занимаются самообразованием (самообучением, самовоспитанием, саморазвитием, самопросвещением). Характерной чертой этого типа акме-личности является альтруистическая самодостаточность (щедрость, материальная и духовная).

У других трех типов акме-личности ноосфер-ная направленность общественного интеллекта количественно менее выражена:

среди представителей адаптивно-социализо-ванного типа (19% общей численности выборки) с признаками ноосферного интеллекта (ноосферно направленного общественного интеллекта) - 23%;

среди представителей конформно-новаторского типа (27% общей численности выборки обследованных на сегодняшний день) с признаками ноосферного интеллекта - 14%;

среди представителей социально-центрированного типа (29% всей выборки) выделено 2 подтипа: социально-деловой (14%) и центри-рованно-амбициозный (15%); в первом подтипе

- 3% представителей с признаками ноосферного интеллекта, а во втором подтипе представителей с ноосферным интеллектом нет.

Главным итогом проведенных исследований процессов акмеологизации ноосферно ориентированных субъектов образования является вывод, что предпосылками формирования ноосферной личности как базовой для российского общества можно считать акмеологизирующихся личностей в сфере, прежде всего, высшего педагогического образования. В настоящее время выявлен феномен ноосферизации акме-личностей в образовании.

Формированию ноосферной направленности общественного интеллекта и его составляющих - общественного сознания и общественного знания - способствуют системно и комплексно осуществляющиеся в вузовской акмеологизации ее субъктов: а) гомеостаз, адаптация, социализация и социальная самоактуализация (общесоциальные процессы); б) обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, просвещение и самопросвещение (институционально-образовательные процессы);

в) конструирование, проектирование, моделирование, диагностика, мониторинг, стимулирование, консультирование, прогнозирование (организационно-управленческие процессы).

Акмеологизирующиеся субъекты вузовского образования овладевают социоакмеологическими технологиями и техникой акме-типа, позволяющей осуществлять прогрессивное социальное развитие общества, в первую очередь, духовное как творчество духа, души и многогранной культуры

14

Научный отдел

человека. Акмеологизация и ее высший уровень

- ноосферизация общественного интеллекта -как социокультурный феномен способствуют накоплению человеческого капитала (ресурсов), непрерывному развитию человеческого потенциала (резервов человека - психофизиологических, психических, креативных, социальных).

Противодействие регрессивным социальным процессам посредством акмеологизации (и ноосферизации) осуществляется в сферах общественного сознания: религиозно-этической, философско-этической, общественно-политической, психолого-педагогической.

Актуальной задачей государственного и высшего, ноосферного уровня, по нашему убеждению, является создание условий для акмеоло-гизации, начинающейся с перестройки индивидуального сознания, и ноосферизации, перестраивающей общественный интеллект. Выведение их на государственный уровень осуществляется

через придание им системно-социологического и ноосферологического смыслов и использование социоакмеологических технологий. Важнейшей стратегией реализации данной задачи при этом является организация системно-комплексного, неравновесно-гармоничного содействия четырех названных выше сфер общественного сознания в образовательном пространстве России.

В настоящий период кризисного социального развития цивилизации ноосферизация общественного интеллекта становится все более востребованной на микро-, мезо- и макроуровнях этого пространства. Таким образом, может быть актуализировано формирование новой базовой культуры в российском обществе - культуры акмеологизации, а затем - ноосферизации, т.е. построение нового, ноосферного общества, которое придет на смену информационному. Ниже приводится схема ноосферизации общественного интеллекта россиян (рисунок).

Ноосферизация общественного интеллекта россиян

Заключение

Результатом нооосферизации является формирование ноосферного интеллекта, включающего ноосферное сознание и ноосферные знания, что, в свою очередь, является фактом становления ноосферной личности как базисной для нового ноосферного общества, так как личность - всегда человек сознательный. Ноосферная же личность не только обладает развитым интеллектом, по сути общественным гносеологически - комплексным и системным; аксиологически - высоконравственным, реализующимся в бытийных ценностях (Совести, Милосердии, Красоте, Добре, Истине и Правде); праксиологически-успешным в профессиональном творчестве и в целом - в жизнетвор-честве, а также природо- и народосберегающем.

Список литературы

1. Субетто А. И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (Ноосферная парадигма универсализма). СПб, 2010. 556 с.

2. Молодиченко Т. А. Акмеологическая ориентация транс-

формирующегося российского общества. Саратов, 2005. 111 с.

3. Молодиченко Т. А. Акме-личность: сущность и существование. Социокультурные измерения существования человека. Саратов, 2000. С. 144-147.

References

1. Subetto A. I. Teoriya fundamentalizatsii obrazovaniya i universal'nye kompetentsii (Noosfernayaparadigma uni-versalizma) ( The theory of educatoin's fundamentalization and universal competencies {Universalism's noospheric paradigm}). St. Petersburg, 2010. 556 p.

2. Molodichenko T. A. Akmeologicheskaya orientatsiya transformiruyuchshegosya rossijskogo obchshestva (The acmeological orientation of metamorphose Russian society). Saratov, 2005. 111 p.

3. Molodichenko T. A. Akme-lichnost': suchshnost' i suchshestvovanie (Acme-personality: essence and exist). Sotsio-kul 'turnye izmereniya suchshestvovaniya cheloveka (Sociocultural dimensions of person's exist). Saratov, 2000, pp. 144-147.

УДК i59.922

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ

В. Л. Блинова1

Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт филологии и искусства (Россия)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования готовности к саморазвитию, жизнестойкости во взаимосвязи с характеристиками копинг-стратегий и механизмов защитного поведения личности. Представлена авторская модель готовности личности к саморазвитию. Исследование выполнено на студенческой выборке педагогического института Казанского федерального университета (п = 188). Применение комплекса методик - тест^ «Готовность к саморазвитию»

В. Л. Павлова, опросник «Совладание с трудными жизненными ситуациями» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, опросника Плутчика - Келлермана - Конте «Эго-защиты», «Опросника ОСС (WCQ)», теста «Доминирующая стратегия психологической защиты» А. Мехрабиан, методов сравнительного и корреляционного анализов - позволило выявить структурную организацию готовности к саморазвитию: продуктивные стратегии копинг-по-ведения, личностные качества и ресурсы. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной

1 Блинова Виолина Лорэнсовна - старший преподаватель, кафедра музыкального исскуства, Казанский

(Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусства; ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420021, Россия.

практике психологических служб, а также в разработке программ преодоления барьеров саморазвития у студентов с низкой выраженностью готовности к этому процессу.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, готовность к саморазвитию, жизнестойкость, совладание, копинг-поведение.

Theoretical Model of Personality's Readiness for Self-development Formation V. L. Blinova2

Abstract. In this work the author discusses results of theoretical and empirical research on readiness for self-development, and on viability in connection with coping-strategies characteristics and protective behavior strategies. The author's model of personality's readiness for self-development is presented. The research was made on the student community sample collected from the students of

2 Blinova Violina Lorensovna - senior teacher, the Chair of Musical Art, Institute of Philology and Art of Kazan Federal University; 2, Tatarstan street, Kazan, 410012, Russia.

© Блинова В. Л, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.