УДК 341
Д-Н- Назарчук ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ С АССОЦИАЦИЕЙ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основы социально-экономических отношений России и стран Юго-Восточной Азии. Автором обоснована необходимость сбалансированного подхода к внешнеэкономическим отношениям России и АСЕАН как динамично развивающемуся интеграционному сотрудничеству, играющему весомую роль в мировой экономике и в интеграционных процессах.
Ключевые слова: взаимодействие, организации, международные проблемы, сотрудничество, экономические отношения.
Dmkry Nazarchuk BASIS FOR ECONOMIC COOPERATION BETWEEN
RUSSIA AND THE ASSOCIATION OF SOUTH-EAST ASIAN NATIONS
Annotation. The article covers the basics of social and economic relations between Russia and the countries of South-East Asia. The author stresses the necessity of a balanced approach to foreign economic relations between Russia and ASEAN as a dynamic integration group, which plays a significant role in the global economy and in the integration processes. Keywords: interaction, organization, international issues, cooperation, economic relations.
Официальное взаимодействие России с государствами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) началось после получения статуса полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН в июле 1996 г. Россия ориентировалась на основополагающие принципы принятой в Малайзии 15 декабря 1997 г. комплексной программы АСЕАН, которая получила амбициозное название «АСЕАН -видение в 2020 г.» и включала 10 разделов:
— 1 раздел - укрепление экономического и финансового сотрудничества;
— 2 раздел - укрепление масштабной экономической интеграции;
— 3 раздел - содействие научно-техническому развитию и развитие инфраструктуры информационных технологий;
— 4 раздел - содействие социальному развитию и направление усилий на борьбу с социальными последствиями финансового и экономического кризисов;
— 5 раздел - содействие развитию людских ресурсов;
— 6 раздел - защита окружающей среды и содействие устойчивому развитию;
— 7 раздел - укрепление мира и стабильности в регионе;
— 8 раздел - укрепление роли АСЕАН в качестве эффективного фактора мира, справедливости и сдержанности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в мире;
— 9 раздел - содействие пропаганде АСЕАН и ее позиции в международном сообществе;
— 10 раздел - модернизация структур и механизмов в АСЕАН.
Документ, в котором были сформулированы основные цели и направления, непосредственно касающиеся взаимодействия России с АСЕАН, был принят 13 декабря 2005 г. в Малайзии на первом саммите «АСЕАН - Россия». Констатировался переход от отношений диалогового партнерства (1996 г.) к развитому всеобъемлющему партнерству по форме «10+1». На саммите в Малайзии была утверждена программа сотрудничества России и АСЕАН на период до 2015 г. Помимо программ развития экономических отношений на саммите были обнародованы согласованные позиции по самым актуальным международным проблемам. Стороны заявили, что они усиливают координацию коллек-
© Назарчук Д.Н., 2014
Вестник Университета № 20, 2014
тивных действий в рамках ООН и других соответствующих международных организаций. Урегулирование любых международных и региональных конфликтов и кризисов должно осуществляться в строгом соответствии с Уставом ООН и другими принципами и нормами международного права при учете законных интересов всех вовлеченных сторон.
Россия и АСЕАН заявили, что они в равной степени озабочены террористической угрозой и признают ее одним из наиболее серьезных вызовов, стоящих перед мировым сообществом. Подтверждают обоюдную решимость развивать контртеррористическое сотрудничество на основе конвенции ООН и протоколов, касающихся терроризма, резолюций Совета Безопасности ООН, а также Совместной декларации Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, подписанной в 2004 г. в Джакарте (Индонезия), и других антитеррористических конвенций, участниками которых являются Российская Федерация и отдельные государства - члены АСЕАН, и рассматривают такое взаимодействие как важную составную часть глобальных усилий по искоренению террора. Российская Федерация и АСЕАН заявили, что будут наращивать взаимодействие в противодействии транснациональной организованной преступности, в том числе незаконной торговле наркотиками, торговле людьми, морскому пиратству, контрабанде оружия, отмыванию денег, международным экономическим преступлениям и киберпреступности путем активного участия в совещаниях старших должностных лиц Российской Федерации и АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП) с целью углубления эффективных институциональных связей, обмена информацией и реализации согласованных программ, представляющих взаимный интерес.
В программе было сказано, что АСЕАН приветствует готовность Российской Федерации платить финансовые взносы в Финансовый фонд диалогового партнерства Российской Федерации — АСЕАН, который будет использоваться для осуществления взаимовыгодных совместных мероприятий и программ в рамках диалогового партнерства Российской Федерации - АСЕАН. Российская Федерация и АСЕАН подтвердили верховенство международного права, включая такие его базовые принципы, как уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, недопустимость применения силы или угрозы применения силы в обход Устава ООН. В этой связи Российская Федерация и АСЕАН едины в том, что Организация Объединенных Наций и, в частности, ее Совет Безопасности и Генеральная ассамблея играют центральную роль в обеспечении международного мира и безопасности. Они придают большое значение дальнейшему укреплению российско-асеановского взаимодействия в решении проблем глобального характера.
В АСЕАН Россия пользуется влиянием как гарант азиатской безопасности, что доказано динамичным развитием стратегического партнерства России также с Китаем, Индией, Вьетнамом, участием России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в шестисторонних переговорах по разрешению ядерного кризиса на Корейском полуострове. Россия активно участвует в поддержке инициатив АСЕАН по борьбе с международным терроризмом [1].
В Декларации саммита АСЕАН о совместных действиях в борьбе с терроризмом (Бруней, 7-й Саммит АСЕАН, 2001 г.) терроризм был определен как угроза миру и безопасности и как прямой вызов миру, прогрессу и процветанию АСЕАН. Программа АСЕАН по борьбе с терроризмом стала составной частью ее регионального плана по пресечению транснациональной преступности, принятого в 2002 г. В Коммюнике встречи министров иностранных дел стран АСЕАН и министра иностранных дел Российской Федерации на саммите в Лаосе в 2005 г. отмечалось, что роль ООН в борьбе с терроризмом ослабела, хотя этой организации должна принадлежать центральная координирующая роль в мировых процессах, включая обеспечение безопасности и борьбу с международной преступностью.
Страны АСЕАН приветствовали оформленное во Вьентьяне в 2004 г. присоединение Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, который стал основой кодекса поведения государств региона применительно к поддержанию мира и стабильности. Рос-
сийская Федерация и АСЕАН подчеркнули важность строгого соблюдения его положений всеми государствами-участниками и призывают диалоговых партнеров АСЕАН, которые еще этого не сделали, рассмотреть возможность скорейшего присоединения к Договору.
Заявлено, что Российская Федерация и АСЕАН стремятся развивать взаимодействие в рамках различных региональных организаций и объединений. В частности, Российская Федерация и АСЕАН будут наращивать сотрудничество в рамках Регионального форума АСЕАН (АРФ), форума «Азиатско-Тихоокеанское экологическое сотрудничество» (АТЭС) и Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА). Российская Федерация и АСЕАН предпримут усилия для дальнейшего развития сотрудничества между АСЕАН и ШОС.
В Малайзии на саммите «Россия - АСЕАН» в декабре 2005 г. были приняты основополагающие документы, которыми страны руководствовались в своем взаимодействии в последующие годы, в том числе:
— совместная декларация России и стран АСЕАН о всеобъемлющем партнерстве (13 декабря 2005 г.);
— межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г.);
— комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 гг. (13 декабря 2005 г.).
В комплексной программе действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 гг. были подробно названы основные отраслевые приоритеты.
По выводам российских вьетнамоведов, экономическое взаимодействие России с АСЕАН отстает от политического сотрудничества, которое находится на подъеме [2]. Однако именно интенсивное политическое сотрудничество на протяжении ряда лет диалогового партнерства позволило заложить солидную договорно-правовую базу для развития торгово-экономических связей России с АСЕАН.
Библиографический список
1. Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, международные организации и экономические группировки. — М.: Восток-Запад, 2010.
2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. — М., 2010.