Научная статья на тему 'Россия в АТР: аспекты политико-экономического обзора'

Россия в АТР: аспекты политико-экономического обзора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1151
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРУМ АТЭС / АСЕАН / ВАС / ДСА / АРФ / СМОА ПЛЮС / АСЕМ / АТПФ / АБИИ / RUSSIAN FEDERATION / ASIA PACIFIC REGION / INTEGRATION / APEC FORUM / ASEAN / EAC / DAC / ARF / ADMM PLUS / ASEM / APPF / AIIB

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Владимир Иванович, Стецюк Виктор Викторович

Проведена систематизация и охарактеризовано участие России в ключевых интеграционных объединениях АТР. Рассмотрена ретроспектива участия России в интеграции в АТР за период 2010-2017 гг., выявлена роль Российской Федерации. Произведена попытка выявить ключевые этапы данного участия, прежде всего, в интересах России. Дана оценка экономико-политической эффективности и перспективам участия России в интеграции в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation is an active participant in integration associations in the Asia Pacific region. The authors systematize and characterize Russia’s participation in the key integration associations of the APR. A retrospective of Russia’s participation in integration in the APR is considered for the period 2010-2017, and the role of the Russian Federation is determined. An attempt was made to identify the main stages of this participation, primarily in the interests of Russia. The estimation of economic and political efficiency and prospects related to Russia’s participation in the integration in the APR are given.

Текст научной работы на тему «Россия в АТР: аспекты политико-экономического обзора»

ИНТЕГРАЦИЯ В АТР

УДК 339.9

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.4.62 В. И. ДЬЯКОВ*, В. В. СТЕЦЮК*

Россия в АТР:

аспекты политико-экономического обзора

ДЬЯКОВ

Владимир Иванович - доктор исторических наук, профессор, и. о. проректора-директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии. [email protected].

DYAKOV V. I. — Doctor of Historical Sciences, Professor, prorector-director at Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy.

СТЕЦЮК

Виктор Викторович -кандидат экономических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела. [email protected].

STETSUK V. V. - Candidate of Economic Sciences, senior research officer at the Department of Research and Development Office.

Проведена систематизация и охарактеризовано участие России в ключевых интеграционных объединениях АТР. Рассмотрена ретроспектива участия России в интеграции в АТР за период 2010-2017 гг., выявлена роль Российской Федерации. Произведена попытка выявить ключевые этапы данного участия, прежде всего, в интересах России. Дана оценка экономико-политической эффективности и перспективам участия России в интеграции в АТР.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, интеграция, форум АТЭС, АСЕАН, ВАС, ДСА, АРФ, СМОА плюс, АСЕМ, АТПФ, АБИИ.

V. I. DYAKOV, V. V. STETSYUK

Russia in the Asia Pacific Region:

Aspects of the Political and Economic Review

The Russian Federation is an active participant in integration associations in the Asia Pacific region. The authors systematize and characterize Russia's participation in the key integration associations of the APR. A retrospective of Russia's participation in integration in the APR is considered for the period 2010-2017, and the role of the Russian Federation is determined. An attempt was made to identify the main stages of this participation, primarily in the interests of Russia. The estimation of economic and political efficiency and prospects related to Russia's participation in the integration in the APR are given.

Keywords: Russian Federation, Asia Pacific region, integration, APEC forum, ASEAN, EAC, DAC, ARF, ADMMPLUS, ASEM, APPF, AIIB.

Отношение России к восточной политике и АТР было предметом неоднократных

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

высказываний Президента РФ, других высших должностных лиц, а также подчеркнуто их регулярным непосредственным участием в саммитах, организованных в рамках АТЭС, АСЕАН, ВАС и многих других альянсах экономического, торгового, политического, военного, таможенного направлений. Восточный экономический форум, проводимый во Владивостоке на регулярной основе, демонстрирует последовательное внимание президента к российскому Дальнему Востоку как тихоокеанскому форпосту России в АТР. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. В. В. Путин подчеркнул долговременность и последовательность этих действий: «активная восточная политика России продиктована отнюдь не какими-то там конъюнктурными соображениями сегодняшнего дня, не охлаждением даже отношений с Соединенными Штатами Америки или Евросоюзом, а долгосрочными национальными интересами и тенденциями мирового развития»1.

Межправительственный свободный консультативный форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), образованный в ноябре 1989 г., включающий 21 экономику (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Тайвань, Гонконг, КНР, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам), представляет наибольший интерес для РФ. Россия стала членом АТЭС в 1998 г. Экономики стран АТЭС в совокупности составляют 40 % мирового населения, 54 % мирового ВВП, 44 % мировой торговли [14].

В саммитах АТЭС с 1999 г. ежегодно участвует Президент РФ (исключением стал 2015 г., в Маниле (Филиппины) в саммите участвовал председатель правительства Д. А. Медведев). Наибольшего успеха Россия достигла в 2012 г., это был год ее председательства в АТЭС, саммит проходил во Владивостоке. Было проведено более 100 мероприятий: отраслевые министерские совещания, заседания старших должностных лиц и профильных рабочих органов, семинары и конференции. По итогам одобрено около 60 российских инициатив, связанных с торгово-инвестиционной либерализацией, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, совершенствованием транспортно-логистических систем, поддержкой инновационного роста. Результаты закреплены в Заявлении совместного совещания министров иностранных дел и министров торговли АТЭС и Декларации встречи лидеров экономик АТЭС.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Таким образом, в АТР существует глобальная площадка для универсального обмена мнениями по разным вопросам от экономики до образования и культуры. Россия - полноправный участник этого форума.

Важнейшее направление деятельности, связанное с реализацией Бо-горского соглашения о свободе торговли, не реализовано, как это планировалось, в полной мере к 2010 г. для развитых и вряд ли может быть реализовано к 2020 г. для развивающихся стран, к числу которых отнесена и Россия.

В 2011-2012 гг. в рамках АТЭС одобрено более 30 российских проектов, получивших финансирование из бюджетных средств АТЭС на общую сумму порядка 3,2 млн долл. США [18]. В то же время на добровольной основе в 2009 и 2010 гг. РФ вносила в фонд АТЭС по 250 тыс. долл. США [15], в 2011 г. - 1 млн долл. США, в 2012 г. - 2 млн долл. США [16], в 2013 и 2014 г. - по 500 тыс. долл. США, в 2015-2017 гг. - до 3 млн долл. США, из расчета до 1 млн долл. США в год [18]. Расходы на председательство России в АТЭС, по словам первого вице-премьера Правительства России И. Шувалова, составили 15 млрд руб. [12].

Отдельное направление финансирования, вызвавшее одобрение большинства жителей Владивостока, составляет вклад в инфраструктуру города. По данным Счетной палаты, общие расходы на строительство объектов саммита АТЭС во Владивостоке за 2008-2012 гг. составили 679,33 млрд руб. [20].

Ряд стран, входящих в АТЭС, образуют ядро старейшего из наиболее влиятельных объединений в АТР - Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданную 8 августа 1967 г. (Бангкокская декларация). Членами АСЕАН являются 10 стран (Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Статус наблюдателей предоставлен Папуа - Новой Гвинее и Восточному Тимору. Сейчас рассматривается вопрос о членстве Восточного Тимора в АСЕАН [3].

Россия на протяжении более 20 лет проявляет активный интерес к АСЕАН как политико-экономической структуре, дающей возможности участия в консультациях экспертов по актуальным вопросам, торговле и особенно туризме через двусторонние договоры со странами, входящими в Ассоциацию. В 2014 г. зафиксировано 2,37 млн въездов россиян на территорию государств АСЕАН [13].

Юридической основой взаимоотношений в АСЕАН являются три Декларации согласия (1976, 2003, 2011 г.). Особое значение имеет Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор, 1976 г.), с 1987 г. допускающий присоединение внерегиональных

государств. В настоящий момент к нему присоединились 31 государство и Евросоюз. В 2004 г. - Россия [3].

Еще раньше, в 1991 г., между Россией и АСЕАН в ходе встречи на министерском уровне, на которую представители России были приглашены правительством Малайзии, был начат диалог о возможности партнерских отношений с Ассоциацией. Для достижения положительного результата потребовалось пять лет. В конечном итоге Россия получила статус партнера по диалогу в июле 1996 г. на 29-м Совещании министров АСЕАН в Джакарте (Индонезия) [3]. Статус партнера расширяет возможности для консультаций и взаимодействия между Россией и АСЕАН в виде прямого диалога. Первый саммит Россия-АСЕАН состоялся в Куала-Лумпуре в декабре 2005 г. Второй - в октябре 2010 г. в Ханое. Можно считать успехом встречу 19-20 мая 2016 г. в Сочи в связи с 20-летием установления диалогового партнерства. Участникам был представлен доклад: «Россия-АСЕАН: обращенное в будущее многоплановое стратегическое партнерство». По итогу была принята Сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» и утвержден Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН на период 2016-2020 гг.

Для обеспечения международных обязательств РФ, вытекающих из ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и правительствами государств - членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития от 10.12.2005, размер ежегодного взноса с 2011 г. составляет 1,5 млн долл. США [3].

Особую важность имеет то, что статус партнера способствует вхождению в ряд самостоятельных форумов, образованных в АТР, в которых велика роль АСЕАН или стран, входящих в АСЕАН. В первую очередь, саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС).

ВАС создан в 2005 г. и обеспечивает возможность диалога лидеров стран АТР по широкому кругу стратегических, политических и экономических вопросов. Встречи проводятся ежегодно и коррелированны с мероприятиями АСЕАН. Участниками являются 18 государств: страны, входящие в АСЕАН, и диалоговые партнеры: Россия, Австралия, Индия, Китай, Республика Корея, Новая Зеландия, США и Япония.

Первый саммит ВАС состоялся 14 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре. Президент России В. В. Путин был почетным гостем Малайзии. На 5-м саммите ВАС в 2010 г. принято решение, что с 01.01.2011 Россия и США станут полноправными участниками ВАС [6].

Основные направления взаимодействия и дискуссий: финансы, энергетика, чрезвычайные ситуации, экология, здравоохранение, образование, региональное взаимодействие.

Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА) был инициирован Таиландом на совещании министров иностранных дел АСЕАН в 2002 г. Первый саммит ДСА состоялся 15-17 октября 2012 г. в Эль-Кувейте. Россию представлял заместитель министра иностранных дел И.В. Моргулов. Цель создания - «навести мосты» между различными азиатскими региональными форумами и стать ведущей структурой общеазиатского социально-экономического взаимодействия [10].

Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) является площадкой общерегионального диалога по всему спектру вопросов обеспечения мира и стабильности в АТР. В нем принимают участие 27 субъектов: члены АСЕАН, диалоговые партнеры, а также Бангладеш, Восточный Тимор, КНДР, Монголия, Пакистан, Папуа - Новая Гвинея, США, Шри-Ланка. В рамках АРФ проводятся встречи представителей оборонных ведомств и ежегодные конференции по политике в сфере безопасности с участием военных и дипломатов высокого уровня [8].

Совещания министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров («СМОА плюс») было создано по инициативе Вьетнама в период председательства в АСЕАН. Первое заседание «СМОА плюс» состоялось 12 октября 2010 г. в Ханое. Россию представлял первый заместитель министра обороны Н. Е. Макаров [11]. Второе - 29 августа 2013 г. в Брунее. Принимал участие заместитель министра обороны А. И. Антонов. Несколькими месяцами раньше, в апреле, прошла встреча старших должностных лиц, на которой принято решение передать России совместно с Таиландом со-председательство в Экспертной рабочей группе «СМОА плюс» по военной медицине. В сентябре 2013 г. состоялось четвертое заседание рабочей группы по противодействию терроризму и первые учения «СМОА плюс» по данной теме. В 2014 г. проведены показательные учения «Рубеж-2014» под Санкт-Петербургом. Третье заседание прошло 4 ноября 2015 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия). Заместитель министра обороны А. И. Антонов подтвердил готовность России принять участие в трех учениях «СМОА плюс» для отработки взаимодействия военных ведомств: 1) по взаимодействию медицинских служб при ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф (в Таиланде); 2) по морской безопасности и борьбе с терроризмом (в мае 2016 г., Южно-Китайское море); 3) по миротворчеству и гуманитарному разминированию (март 2016 г., Индия) [9].

Форум «Азия-Европа» (АСЕМ) учрежден в Бангкоке в марте 1996 г. В настоящее время в его состав входят 53 участника: 31 - от европейской группы (28 членов ЕС, Норвегия, Швейцария и Еврокомиссия) и 22 от азиатской (10 от АСЕАН, Австралия, Бангладеш, Индия, Казахстан, Китай, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Россия, Япония,

Секретариат АСЕАН). Россия вошла в состав на 8-м саммите в октябре 2010 г. в Брюсселе [22].

АСЕМ - открытый неформальный межрегиональный диалоговый форум, в рамках которого осуществляется взаимодействие в области политики и безопасности, финансово-экономической и социально-культурной сферах. Встречи глав государств и правительств созываются раз в два года поочередно в азиатских и европейских государствах. В 2012 г. в Лаосе на 9-м саммите Форума Россию представлял председатель правительства Д. А. Медведев. На 10-м саммите в Милане - В. В. Путин. 11-й саммит в рамках 20-летнего юбилея Форума состоялся в 2016 г. в Монголии, с докладом «Продвижение партнерства в АСЕМ для повышения взаимосвязанности» на пленарном заседании выступил Д. А. Медведев. В частности, он сказал: «Опыт показывает, что наиболее прочная основа для повышения взаимосвязанности - это постоянные контакты, укрепление гуманитарного и торгово-экономического сотрудничества. Мы последовательно выступаем за гармонизацию интеграционных процессов на всем пространстве АСЕМ - и в Европе, и в Азии, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В этом докладе он выразил убежденность, «что будущее за общим экономическим пространством от Атлантики до Тихого океана» [23].

Между саммитами проходят совещания министров иностранных дел. Рабочий орган АСЕМ - заседания старших должностных лиц, которые собираются на регулярной основе.

Россия на добровольной основе ежегодно вносит 150 тыс. долл. США [17].

Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ) образован в 1993 г. в Токио при участии России. Цели: обеспечение мира и стабильности в АТР, содействие торговле и инвестициям, налаживание регионального взаимодействия в областях защиты окружающей среды, противодействия транснациональной преступности и терроризму, культуры и образования.

В АТПФ входят 27 стран: Австралия, Вьетнам, Индонезия, Канада, Камбоджа, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Лаос, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Микронезия, Монголия, Новая Зеландия, Папуа -Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Чили, Эквадор, Япония. Пленарные сессии проводятся ежегодно [2]. Делегации Федерального Собрания России регулярно в них участвуют.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) создан летом 2015 г., когда был принят устав, правила и процедуры функционирования совета управляющих и совета директоров, определены доли стран в капитале банка. Россия была среди инициаторов его создания в 2014 г.

в Пекине и в числе 21 государства подписала меморандум о его создании, а в 2015 г. стала его региональным членом в числе 57 учредителей. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры владеют 75 % капитала банка, а нерегиональные - 25 %. Китай, Индия, Россия выступают крупнейшими акционерами, располагая соответственно долями в 29,78; 8,37; 6,54 %. Разрешенный к выпуску капитал - 100 млрд долл. США, из которых 20 млрд оплачиваемый акционерами, 80 млрд - оплачиваемый по требованию. Банк начал работу 16 января 2016 г. Каждому учредителю предоставлено определенное количество «базовых голосов», а также по одному голосу на каждую принадлежащую ему акцию. Китайская сторона - 26, голосующая доля России -5,93 % [1].

Расходы федерального бюджета России по формированию уставного капитала банка составят суммарно 1,31 млрд долл. США.

Целью АБИИ, указанной в уставе, является содействие реализации инфраструктурных проектов в странах АТР и сокращение разрыва в их экономическом развитии, искоренение бедности. Финансирование будет преимущественно осуществляться в госсекторе или с привлечением госгарантий (доля частных проектов - не более 30 %).

Подписание первого Рамочного соглашения о софинансировании проектной деятельности между АБИИ и Всемирным банком на сумму с каждой стороны не менее 1,2 млрд долл. США состоялось 13 апреля 2016 г. в Вашингтоне.

Россия рассчитывает на финансирование своих проектов на Дальнем Востоке. На рассмотрение АБИИ передано 16 проектов с общим объемом инвестиций 8 млрд долл. США. Глава Минвостокразвития России А. С. Галушка заявил на брифинге в рамках делового форума Россия АСЕАН: «Кроме того, мы передали проекты по развитию международных транспортных коридоров "Приморье-1", "Приморье-2" как проекты, возможные для участия АБИИ. Проинформировали... о ТОРах и свободном порте Владивосток. .пригласили АБИИ уже на ранней стадии подключиться к проекту Северного морского пути» [19].

Надежды России в этом случае вряд ли основательны. АБИИ планировал в 2016 г. рассмотреть для финансирования 30 проектов, из которых собирались одобрить 5-10 на общую сумму около 0,5-1,2 млрд долл. США. В 2017 г. АБИИ планирует одобрить около 20 проектов на сумму 1,5-2,5 млрд долл. США [19]. Ни один российский проект пока не профинансирован [24].

Помимо форумов в АТР с российским участием, о которых шла речь выше, отдельного внимания заслуживает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой Россия, наряду с КНР, играет ведущую

роль, при этом влияние этой организации на процессы в АТР не очень значительны.

Есть ряд других площадок, по-своему важных для России, сложившихся в регионе, называемом японскими учеными «кольцо Японского моря». Это - Экономический форум и конференция СВА, Газовый форум СВА, Диалог сотрудничества в СВА (NEACD), Совет по проблемам безопасности и сотрудничества в Тихоокеанской Азии (CSCAP), Туманганская инициатива, Восточный экономический форум.

Если политическая и военная эффективность участия России в процессах взаимодействия в АТР имеет положительное значение, то экономические достижения не столь очевидны.

В 2010-2013 гг. прослеживается тенденция общего роста объемов торговли с Россией как стран ЕС, так и АТЭС (табл. 1). В 2012-2013 гг. страны АТЭС обеспечивали около четверти внешнеторгового оборота России (24 %), а на ЕС приходилась почти половина внешней торговли РФ (49 %). С 2013 по 2016 г. внешнеторговый оборот РФ сократился почти вдвое с 840,8 до 471,2 млрд долл. США, при этом доля стран ЕС снизилась с 49,5 до 42,8 % (менее 7 %), а доля стран АТЭС снизилась почти на треть (в денежном выражении с 208,5 млрд до 141,4 млрд долл. США).

Таблица 1

Структура внешнеторгового оборота России по группам стран (в текущих ценах), млрд долл. США

Группа стран 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (янв.-май)

Все страны 626,12 822,4 842,3 840,8 794,01 530,6 471,2 218,998

ЕС 306,80 (49) 393,93 (47,9) 409,36 (48,6) 416,20 (49,5) 381,92 (48,1) 237,71 (44,8) 201,674 (42,8) 97,58 (44,6)

АТЭС 145,26 (23,2) 195,73 (23,8) 208,89 (24,8) 208,52 (24,8) 213,58 (26,9) 149,10 (28,1) 141,36 (30,0) 65,2 (29,8)

Примечание. Здесь и в табл. 2 в скобках доля, %. Составлено по: [5].

В 2010-2013 гг. прямые инвестиции стран АСЕАН и АТЭС имели маятниковую тенденцию, они увеличивались и снижались как в денежном, так и в процентном отношениях (табл. 2). В 2013 г. отмечено превышение оттока прямых инвестиций стран АСЕАН в экономику РФ над их притоком в размере 524 млн долл. США. Объем прямых инвестиций стран АТЭС в 2010 г. составлял 1,97 млрд долл. США, а в 2013 г. - 1,05 млрд долл. США. В результате доля стран АСЕАН в общем объеме иностранных инвестиций в экономику РФ снизилась с 0,72 до 0 %, а доля стран АТЭС - с 4,6 до 1,5 %.

Таблица 2

Прямые иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации по группам стран, млн долл. США

Группа стран 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Все страны 43 168 55 084 50 588 69 219 22 031 6 478 32976

АСЕАН 312 (0,72) 46 (0,08) 570 (1,13) -524 (0) 127 (0,576) 159 (2,45) 16 282 (49,38)

АТЭС 1 967 (4,56) 499 (0,91) 1 877 (3,71) 1 052 (1,52) 2 674 (12,14) 1 712 (26,43) 17 203 (52,17)

ЕС 33 126 (76,74) 39 829 (72,31) 40 625 (80,31) 58 313 (84,24) 7 755 (35,20) -7 855 (0) 3 290 (9,98)

Составлено по: [21].

Таким образом, в период 2010-2013 гг. страны АСЕАН и АТЭС составляли небольшую долю в общем объеме прямых иностранных инвестиций в экономику России, и к тому же их доля уменьшалась.

С 2014 г. имел место рост прямых инвестиций стран АСЕАН до 159 млн долл. США в 2015 и 2016 гг. - произошло дальнейшее увеличение в 102 раза: до 16,3 млрд долл. США. По факту на 2016 г. это составило 49,4 % общего объема прямых инвестиций в экономику РФ.

В динамике прямых иностранных инвестиций стран АТЭС в экономику РФ за период 2014-2016 гг. наблюдается рост с показателем 17,2 млрд долл. США в 2016 г., что в 17 раз превышает цифры 2013 г. (1,05 млрд долл. США).

Это похоже на чудо, но таковым не является. Резкое увеличение суммы инвестиций в 2016 г. со стороны стран АСЕАН и АТЭС обусловлено вложением 16,3 млрд долл. США Сингапуром, который является членом обоих интеграционных объединений. Компания, являющаяся резидентом Сингапура, в составе консорциума приобрела 19,5 % акций Роснефти (10,2 млрд евро) [7]. Другая сингапурская компания при участии «Базового элемента» Олега Дерипаски и Российского фонда прямых инвестиций объявили о покупке аэропорта Владивосток (с равными долями по 33,3 %) [4]. Эти и другие сделки обеспечили весьма успешный тренд прямых инвестиций в российскую экономику со стороны стран АТР в 2014-2016 гг.

Таким образом, Россия имеет шанс продолжить укрепление своих позиций в АТР путем развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока на долговременной основе, закрепления населения действенными мерами.

Необходимо продолжать наращивать военно-морское присутствие за счет увеличения современных средств морского базирования, восстановления как минимум базы «Камрань» во Вьетнаме, обеспечения взаимодействия с КНР и не только.

Полагаем, что у России практически нет шансов на полную интеграцию в те ассоциации, которые созданы в АТР, слишком велики отличия, но с Россией будут считаться как с членом этих объединений, если она сохранит силу и самобытность и перестанет себя позиционировать только как поставщика сырьевых продуктов.

Проводимая руководством страны, дипломатическим и военным ведомствами политика участия в различных ассоциациях в АТР может казаться излишне затратной, экономически не эффективной и неоправданно широкой, но сейчас это единственная возможность утвердить равное право России взаимодействовать с другими странами в Тихоокеанском регионе.

Список литературы

1. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. URL: http:// www.mid.ru/international_organizations/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/ content/id/2517438 (дата обращения 22.09.2017).

2. Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (справочный материал). URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/ 0vP3hQoCPRg5/content/id/958626 (дата обращения 21.09.2017).

3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (справочный материал). URL: http://www.mid.ru/summit-russia-asean/-/asset_publisher/ FX0KRdXqTkSJ/content/id/2141874 (дата обращения 22.09.2017).

4. «Базэл» и сингапурский инвестор купили аэропорт Владивостока. URL: http://www.rbc.ru/business/25/11/2016/5837e3379a7947071d730e07 (дата обращения 24.09.2017).

5. Внешняя торговля. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade (дата обращения 24.09.2017).

6. Восточноазиатский саммит (справочный материал). URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/ id/958591 (дата обращения 22.09.2017).

7. Дайджест новостей Сингапура. URL: http://www.rsbctrade.ru/ news_2001 (дата обращения 24.09.2017).

8. Делегация Минобороны России приняла участие в работе конференции Регионального форума АСЕАН по безопасности. URL: http://function.mil.ru/news_page/world/more.htm?id=12131410%40egNews (дата обращения 22.09.2017).

9. Документы и материалы официального сайта Министерства обороны Российской Федерации. URL: http://mil.ru (дата обращения 21.09.2017).

10. Диалог по сотрудничеству в Азии (справочный материал). URL: http://www.mid.rU/atr/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/958842 (дата обращения 22.09.2017).

11. Заместитель министра обороны России Анатолий Антонов принял участие в Совещании министров обороны стран-членов АСЕАН и партнеров по диалогу. URL: http://syria.mil.ru/news/more.htm?id=12062544@ egNews (дата обращения 22.09.2017).

12. Инфраструктура не считается // Эксперт. URL: http://expert.ru/ 2012/09/10/infrastruktura-ne-schitaetsya (дата обращения 21.09.2017).

13. История диалогового партнерства Россия-АСЕАН. URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/20160309/7211.html (дата обращения 22.09.2017).

14. Об АТЭС. URL: http://apec-center.ru (дата обращения: 21.09.2017).

15. О внесении в 2009-2010 гг. РФ на добровольной основе в фонд поддержки форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) целевого взноса: распоряжение Правительства РФ от 30.07.2007 № 1014-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

16. О внесении в 2011-2012 гг. на добровольной основе целевого взноса РФ в фонд поддержки форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС): распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 № 1208-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. О выделении с 2013 года ежегодного добровольного взноса из бюджета Российской Федерации в фонд форума «Азия - Европа»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 2008-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Россия и АТЭС. URL: http://www.mid.ru/forum-aziatsko-tihookeanskoe-ekonomiceskoe-sotrudnicestvo-ates-/-/asset_publisher/ 0vP3hQoCPRg5/content/id/91586 (дата обращения 21.09.2017).

19. Россия передала в АБИИ 16 проектов на Дальнем Востоке. URL: http://www.fondvostok.ru/press-tsentr/publikatsii/rossiya-peredala-v-abii-16-proektov-na-dalnem-vostoke/?sphrase_id=2184 (дата обращения 22.09.2017).

20. Рябухин С. Н., Богомолов В. Н. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования государственных средств, выделенных на проектирование и строительство объектов саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в г. Владивостоке и социально-экономическое

развитие Дальнего Востока и Забайкалья» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2012. № 12 (180). С. 148-189.

21. Статистический учет прямых инвестиций. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=st_dir-inv (дата обращения 23.09.2017).

22. Форум «Азия-Европа». URL: http://www.mid.ru/sotrudnicestvo-po-linii-evropa-azia.-asem/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/958698 (дата обращения 22.09.2017).

23. 11-й саммит Форума «Азия-Европа» (АСЕМ). URL: http:// government.ru/news/23837 (дата обращения 21.09.2017)

24. Asian Infrastructure Investment Bank. Projects. URL: https://www.aiib. org/en/index.html (дата обращения 23.09.2017).

© Дьяков В. И., Стецюк В. В., 2017 © Dyakov V. I., Stetsyuk V. V., 2017

Для цитирования:

Дьяков В. И., Стецюк В. В. Россия в АТР: аспекты политико-экономического обзора // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4(81). С. 62-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.