ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_
© Шпаковская М.А.
РУДН
Куклин Н. С.
РУДН
Ву Тхуи Чанг
АОН, Вьетнам
ВЬЕТНАМ в РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА *
Введение
Азиатско-Тихоокеанский регион и относящиеся к нему организации, в первую очередь - АСЕАН, занимают на сегодняшний день одно из наиболее значимых направлений во внешнеполитической стратегии России. Согласно Концепции внешней политики РФ «Россия рассматривает укрепление своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики».1 Государства-члены АСЕАН определяют свои национальные интересы, прежде всего, с точки зрения экономического развития. Они хотят достичь состояния всестороннего и открытого регионализма, в котором все страны могут извлечь выгоду из регионального сотрудничества и интеграции.
На азиатско-тихоокеанском направлении Россия акцентирует внимание на потенциале сотрудничества с крупными социально-экономическими проектами АСЕАН. Реорганизация и создание инфраструктуры - строительство железных дорог, газопроводов, магистралей, реконструкция автомобильных дорог, модернизация морских и воздушных портов, создание рабочих мест - все эти меры позволят выйти на формирование единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Позиция России в данном случае как страны, не имеющей прямых и глобальных интересов в ЮВА, в отличие, например, от США или КНР, может способствовать стимулированию элит АСЕАН к активному взаимодействию. Сотрудничество России с региональной межправительственной организацией АСЕАН, при правильно выстроенной стра-
* Данная работа выполнена в рамках гранта РФФИ №18-514-92003/18
тегии, может стать эффективным инструментом повышения роли РФ в АТР, реализации экономических и политических интересов России, а также значительно повлиять на развитие дальневосточного региона России.
Однако, страны АСЕАН представляют собой сплоченную и довольно закрытую группировку, которая часто выступает на международной арене, базируясь на идеях асеановского единства, коллективного подхода к взаимодействию с внешним миром, что традиционно позволяло отстоять важный для региона суверенитет его наций. Таким образом, России важно расширить свое присутствие в региональной повестке дня. Такое расширение невозможно произвести, не имея ключевых партнеров в АСЕАН, которые бы способствовали развитию дружеских отношений России и стран региона.
Безусловно, Россия как глобальный актор, способна развивать конструктивные отношения со всеми странами Ассоциации. Вьетнам является одним из ключевых партнеров Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Российско-вьетнамские отношения носят традиционно дружественный характер, опираются на многолетний опыт тесного взаимодействия по широкому спектру направлений2. В связи с этим, следует уделить особое внимание анализу текущего этапа российско-вьетнамских отношений, роли и месту Вьетнама в российской внешнеполитической стратегии в регионе Юго-Восточной Азии, а также восприятия Вьетнамом роли России в развитии отношений в рамках АСЕАН.
Основа сотрудничества
Вьетнам с момента установления дипломатических отношений с СССР в 1950 г. всегда оставался важным партнером как для Советского Союза, так и впоследствии для России. СССР как лидер социалистического блока всегда отстаивал внешнеполитические интересы Социалистической республики Вьетнам, поддерживал страну по линии политического, научного, экономического и воен-
3
но-технического сотрудничества .
Большую роль сыграл Советский Союз и в тяжелый период войны во Вьетнаме, которая длилась в целом более 20 лет с 1955 по 1975 годы. К сожалению, после распада, в период, когда Россия «переживала сложную пору смены своих политических приоритетов и находилась в процессе концептуального формирования новой внешней политики» отношения между Россией и Вьетнамом «оказались в критическом состоянии. Однако, в конечном счете обе
V.» 4 "ТТ
стороны сумели найти новую модель взаимоотношений..» . Действительно, после сложного периода начала 90-х гг. ХХ в. стороны снова вернулись к взаимопониманию и диалогу. Руководство России вернулось к многовекторной модели политики, которая позднее будет воплощена в «Доктрине Примакова».
Итогом возращения вьетнамского направления стало подписание в 1994 г. Договора об основах дружественных отношений5. Данный договор вполне можно охарактеризовать как декларативный, однако сам факт провозглашения дружеских отношений определил дальнейший вектор развития отношений двух стран. В начале XXI в. выработке новой модели взаимоотношений способствовали, прежде всего, визиты лидеров двух стран. В ходе визита Президента В.В. Путина в 2001 г. в Ханой был подписан важный и основополагающий документ - Декларация о стратегическом партнерстве в XXI в.6. В рамках двусторонних отношений подписание данного документа свидетельствовало о выходе отношений между странами на новый уровень. С точки зрения общего присутствия России в Юго-Восточной Азии можно было констатировать, что Россия возвращается в регион АСЕАН и сделала это при активном содействии Вьетнама. Стратегическое партнерство, таким образом, стало одним из основных факторов развития как двусторонних отношений, так и контактов между Россией и
АСЕАН . К этому времени Вьетнам превращается также в один из центров развития АСЕАН. Задачи, которые стояли перед Вьетнамом как новым членом АСЕАН (с 1995 г.) были достаточно непростые -необходимо было сократить разницу в экономическом развитии, прежде всего, в ВВП на душу населения по сравнению с другими участниками Ассоциации. Усилия, предпринятые Вьетнамом, позволили стране выйти в списки лидеров и стать конкурентом таких традиционных лидеров АСЕАН как Индонезия, Малайзия или Сингапур .
Вьетнам - единственное государство Юго-Восточной Азии, в которое Президент России совершил визиты четыре раза. В последние годы контакты между двумя странами активизировались: прошел ряд официальных встреч на высшем уровне - визиты Генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама в Россию (ноябрь 2014 г.), Председателя Правительства Российской Федерации в СРВ (апрель 2015 г.), Премьер-министра Правительства СРВ в увязке с участием в третьем саммите Россия-АСЕАН в Сочи (май 2016 г.). Кроме того, руководители двух государств регулярно встречаются «на полях» многосторонних форумов. Последняя встреча прошла в ноябре
2016 г. в ходе саммита АТЭС в Лиме (Перу)9. Традиционной основой двусторонних отношений еще со времен СССР служит углубленное взаимодействие в сфере безопасности и военно-техническом сотрудничестве. На современном этапе Россия и Вьетнам уделяют особое внимание проблемам стабильности и безопасности в АТР. Стороны являются связующим звеном различных региональных механизмов сотрудничества, например, таких как форум АТЭС и Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ).
В рамках двустороннего сотрудничества активно развивается и торгово-инвестиционное направление, координируемое Межправительственной Российско-Вьетнамской комиссией по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством вице-премьеров двух стран10.
Эффективным инструментом продвижения инвестиционного сотрудничества служит Российско-Вьетнамская рабочая группа высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам под председательством министров промышленности и торговли. Главным направлением стратегического партнерства России и Вьетнама остается сфера энергетики и добычи энергоресурсов. Развивается и сотрудничество в сфере атомной энергетики, однако проект строительства АЭС совместно с Росатомом «Ниньтхуан-1» не был реализован по решению вьетнамской стороны11.
При этом стороны активно развивают сотрудничество в сфере образования, культуры и туризма, что подтверждается большим количеством квот для вьетнамских студентов и их заявок на обучение в российских учебных заведениях. Все более частыми становятся выставки культуры, искусства, фотографии, а Вьетнам занимает прочные позиции как популярное туристическое направление.
Можно отметить, что отношения России и Вьетнама всегда характеризовались высокой интенсивностью контактов, углубленным взаимодействием и прочными основами к взаимопониманию. Вьетнам по-прежнему остается единственным стратегическим партнером в АСЕАН для России и единственной ключевой страной для вовлечения России в региональные проекты ЮВА.
При этом надо отметить, что современная политика Вьетнама отличается многовекторностью, асеаноцентричностью и стремлением занять прочные позиции на многосторонних площадках с целью усилить свои позиции не только в регионе, но и в целом в международном сообществе.
Экономическое сотрудничество и перспективы ЗСТ Вьетнама и ЕАЭС
Как уже было отмечено, экономическое сотрудничество исторически является приоритетным в отношениях России и Вьетнама. Регион ЮВА в последние годы выступил своеобразным «магнитом» для крупных интеграционных инициатив. До избрания Д. Трампа президентом США, в регионе активно развивались и конкурировали такие проекты, как Транстихоокеанское партнерство, Шелковый путь и асеановская зона свободной торговли. Страны АСЕАН привлекательны своим рынками сбыта, товаров, услуг, а также динамично развивающимися экономиками, людскими ресурсами, дешевой рабочей силой и высокой мобильностью человеческого капитала. Неудивительно, что такой крупный интеграционный проект, как ЕАЭС вызвал интерес у ряда стран АСЕАН. В свою очередь перспектива продвижения евразийской инициативы, поддерживаемой и важной для России на внешние и крайне привлекательные рынки ЮВА, также являлась приоритетной. Значительную роль в продвижении Евразийского проекта сыграло Соглашение о свободной торговле (подписано 29 мая 2015 года). Вьетнам стал первым государством, с которым Евразийский
12
экономический союз, заключил подобное соглашение . Действительно с введением соглашения о ЗСТ наблюдался рост объемов торговли в рамках двусторонних экономических отношений. Так в 2016 г. показатель объема торговли между Россией и Вьетнамом достиг 3,83 млрд долл. США13, а в 2018 внешнеторговый оборот составил 5,20 млрд долл. США14. Довольно значительный рост наблюдается в рамках показателей экспорта и импорта, однако в отношении имплементации подобного партнерства есть и несколько особых моментов, на которые стоит обратить внимание.
Можно отметить ряд проблем при реализации договора о ЗСТ с Вьетнамом: некоторые направления «экономического сотрудничества осталось не охваченным либерализацией. В списки исключений попали довольно обширные группы товаров. Евразийский союз в рамках защиты своих товаров сохранил прежние значения пошлин для таких товаров как мясо, молоко, сахар, трубы, машины, а Вьетнам — отдельные виды мяса, птицы, соль, изделия из драгоценных металлов».15 Также можно отметить введение различных таможенных мер, триггерных значений по импорту ряда категорий товаров и т.д. Как можно наблюдать, соглашение выдержано в традициях уважения к суверенитету контрагентов, что для стран
АСЕАН является важным фактором реализации каких-либо договоренностей.
С экономической точки зрения такой проект, безусловно, представляется выгодным для Вьетнама, который, как и многие страны АСЕАН, видит в инвестициях и либерализации торговли инструмент развития государства и повышения его статуса на международной арене. С другой стороны, очевидно, что ЕАЭС - не является единственным партнером Вьетнама. В регионе действуют ряд проектов, инициаторами которых явились не только страны «Запада» и США, но и Китай.
В 2016-2017 гг. вьетнамская дипломатия проявила себя довольно активной в диверсификации внешней политики. После своего переизбрания на пост Генерального секретаря ЦК КПВ в январе 2016 г., Нгуен Фу Чонг совершил визит в Китай, в рамках которого было подписано около 15 соглашений о сотрудничестве. Также, обе страны опубликовали совместное коммюнике, в котором они согласились «уладить свои противоречия и защищать мир в ЮжноКитайском море», также стороны отметили необходимость устранения значительного дисбаланса в торговле16. Аналитик The Diplomat - Николас Чапмэн указывает также на тот факт, что в тот же период, Вьетнам посетил представитель уходящей администрации Обамы, Госсекретарь Керри. Кроме встреч с ветеранами Вьетконга и участия в ряде памятных церемоний, он также обсудил развитие американо-вьетнамских отношений, с учетом уже имеющегося соглашения США и Вьетнама «О всеобъемлющем партнерстве» от
17
2013 г. . Все это, по мнению Чэпмэна, указывает на то, что Вьетнам, в период администрации Обамы выступал точкой приложения сил США в регионе Юго-Восточной Азии18. В 2016 г. состоялся визит во Вьетнам премьер-министра Индии Нарендра Моди, в рамках которого между странами также были заключены соглашения о всеобъемлющем партнерстве19. После визита канадского премьера
Трюдо, в ноябре 2017 г., Вьетнам и Канада также выпустили сов-
20
местное заявление об установлении всеобъемлющего партнерства20. Стоит также учитывать, что Вьетнам к 2018 г. вывел свои отношения на уровень стратегического партнерства с одиннадцатью стра-
21
нами, среди которых почти все постоянные члены СБ ООН .
Таким образом, хотя отношения между Россией и Вьетнамом и вышли на уровень стратегических, тем не менее, Россия на сегодняшний день не является единственным партерном, подписавшим подобное соглашение. Несмотря на имеющиеся непростые отноше-
ния меду Вьетнамом и Китаем, любые выгодные инициативы со стороны Китая или США, могут оказаться привлекательными для вьетнамского бизнеса. При такой масштабной конкуренции с глобальными и региональными игроками, усилия России, направленные на выстраивание отношений с вьетнамской стороной, могли бы быть направлены на дальнейшее развитие традиционных сфер сотрудничества: в военно-технической области, безопасности и гуманитарной сфере.
В условиях неопределенности региональных акторов в отношении выбора интеграционных, экономических проектов, нейтральная позиция России в долгосрочной перспективе может быть привлекательной для стран региона.
Основы стратегии
Россия поддерживает процесс многополярного мира и верховенства международного права при решающей роли ООН. Это делает позицию России в регионе привлекательной, она пользуется авторитетом надежного партнера. Как уже отмечалось, Россия способна содействовать в регионе развитию таких важных для АСЕАН направлении, как рост человеческого потенциала и создание перспективных инфраструктурных проектов.
Однако, такая политика может вызвать довольно негативную реакцию со стороны Китая, что может привести к увеличению как китайского присутствия в регионе, так и увеличению интеграционных инициатив со стороны КНР или наоборот способствовать усилению работы китайской дипломатии с целью привлечения России как партнера для своих инициатив.
Россия пока уступает в вопросах по изучению АСЕАН Китаю, Австралии или американским ученым, которые во многом являются лидерами по изучению региональных и становых процессов. Однако потенциал российских ученых позволяет им составить достойную конкуренцию, что повысит имидж российской науки и российских центров по изучению АСЕАН. Россия имеет выигрышные позиции в вопросах реализации совместных культурно-образовательных проектов, развитии сферы туризма и др.
Заключение
На современном этапе Юго-Восточная Азия является одним из наиболее перспективных регионов мира, в котором заинтересованы как Россия, так и многие другие глобальные и региональные акторы. Для России основной задачей в регионе выступает продви-
жение российских интеграционных инициатив, таких проектов, которые смогли бы не только конкурировать с АСЕАН, но и быть привлекательными для других стран региона. Россия и ее проекты в форме ЕАЭС или инициативы Большого евразийского партнерства представляют собой весомые политико-экономические стратегии, однако они развиваются в условиях острой конкуренции с многочисленными акторами в ЮВА. Для России Вьетнам является стратегическим партнером, ее ключевым партнером для выхода России в АСЕАН. Но при этом Россия для Вьетнама не является единственным стратегическим партнером. СВР активно развивает сеть стратегических контактов и она растет с каждым годом.
Важным преимуществом является авторитет России в сфере безопасности, ее нейтральная роль в регионе при отсутствии заинтересованности в изменении региональной архитектуры отношений, а также потенциальная способность участвовать в крупных экономических и транспортно-логистических инициативах. И Вьетнам, и страны АСЕАН заинтересованы в привлечении российских туристов и инвестиций в свои страны. Однако по вопросам экономического сотрудничества позиция Россия усложняется географической удаленностью, а также наличием острой конкуренции на рынках, что создают трудности для закрепления на региональных площадках.
Сегодняшний «поворот на Восток», корректировка политического курса, развитие экономических проектов, могут укрепить позиции России в этом регионе.
1 Концепция внешней политики РФ 2016. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-
/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом. МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-v-etnamom
33
Мосяков Д.В., Астафьева Е.М. Научно-практический семинар «Перспективы развития российско-вьетнамских отношений на новом этапе» (краткий обзор) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. №25. URL: https://cyb erleninka.ru/article/n/nauchno-prakticheskiy-seminar-persp ektivy-razvitiya-rossiysko-vietnamskih-otnosheniy-na-novom-etape-kratkiy-obzor (дата обращения: 19.05.2018).
4 Кобелев Е.В. Российско-вьетнамские отношения: реальность и перспективы // Вьетнамские исследования. 2015. №5. URL:
https://cyberleninka.ra/article/nrossiysko-vietnamskie-otnosheniya-realnost-i-perspektivy (дата обращения: 19.05.2018).
5 Договор об основах дружественных отношений (1994 г.). Правовой департамент МИД РФ. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-326/48253
6 Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/3283
Андреев П.С. Россия Вьетнам: текущее состояние двустороннего сотрудничества и перспективные направления развития экономических отношений // Общество: политика, экономика, право. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rossiya-vietnam-tekuschee-sostoyanie-dvustoronnego-sotrudnichestva-i-perspektivnye-napravleniya-razvitiya-ekonomicheskih-otnosheniy (дата обращения: 19.05.2018).
Ву Тхуи Чанг. Некоторые итоги членства Вьетнама в АСЕАН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2011. - №4. - C. 115-123.
9 Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом. МИД РФ
10 Саммит Россия-АСЕАН в Сочи 2016. URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/20160308/23710.html
11 Ведомости. Вьетнам отказался от строительства АЭС с «Росатомом». URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/11/664452-vetnam-otkazalsya-
ot-aes
12
Подписан закон о ратификации соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/126/events/51852
13
ФТС России. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24926 &Itemid=1977
14 Trading Economics. Russia Balance of Trade 1997-2018. URL: https://tradingeconomics.com/russia/balance-of-trade
15 РСМД. Шесть вопросов о ЗСТ ЕАЭС — Вьетнам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shest-voprosov-o-zst-eaes-vetnam/?sphrase_id=69752
16 Nhan Dan. Vietnam, China issue joint statement. URL:
http://en.nhandan.com.vn/politics/external-relations/item/5641902-vietnam-china-issue-joint-statement.html
17
U.S. Department of State. U.S.-Vietnam Comprehensive Partnership. URL:
https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2013/218734.htm
18
Chapman, N., 2017. Vietnam's Foreign Policy Balancing Act. The Diplomat, Date Views 29.05.2018 thediplomat.com/2017/01/vietnams-foreign-policy-balancing-act/.
19 Sanghamitra Sarma, 2016. India-Vietnam Relations After Modi's Visit. The Diplomat, Date Views 29.05.2018 thediplomat.com/2016/09/india-vietnam-relations-after-modis-visit/.
20
Nhan Dan. Vietnam, Canada establish comprehensive partnership. URL: http://en.nhandan.com.vn/politics/external-relations/item/5627102-vietnam-canada-
establish-comprehensive-partnership.html
21
Carlyle A. Thayer, "Australia-Vietnam Strategic Partnership: Why Now?" Thayer Consultancy Background Brief, March 8, 2018. URL: http://www.viet-studies.net/kinhte/Thayer_VNAustPartnerNow.pdf