Научная статья на тему 'Вьетнам в реализации концепции большого евразийского партнерства'

Вьетнам в реализации концепции большого евразийского партнерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
548
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / VIETNAM / РОССИЯ / RUSSIA / БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE GREAT EURASIAN PARTNERSHIP / ЕАЭС / ЗСТ / FTA / АСЕАН / ASEAN / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / SOUTHEAST ASIA / EEMA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шпаковская Марина Анатольевна, Куклин Никита Сергеевич, Ву Тхуи Чанг

Стратегические интересы расширения политического и экономического влияния России, концептуальным подходом в продвижении ее стратегии в АТР становится идея «Большого евразийского партнерства». В статье рассматривается вопросы участия СРВ в инициативе РФ по формированию БЕП. Также анализируется роль Вьетнама и российско-вьетнамских отношений в контексте меняющихся геоэкономических и геополитических условий в регионе Евразии. Обобщается практический опыт сопряжения экономико-политических инициатив стран ЕАЭС, АСЕАН, ШОС, БРИКС и ряда других объединений и организаций региона Евразии и АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnam in the implementation of the concept of a large Eurasian partnership

The strategic interests of expanding the political and economic zone of Russia's influence is expressed by the conceptual approach in advancing its strategy in the APR. This approach became known as the idea of a "Greater Eurasian partnership". The authors analyses the role of the Socialist Republic of Vietnam involvement in the Russian Federation initiative to form the "Greater Eurasian Partnership". The authors also make an attempt to summarize the practical experience of economic and political initiatives interfacing. In this regard they reviewing the countries of the EAEC, ASEAN, SCO and BRICS, along with a number of the other associations and organizations of the Eurasia and APR.

Текст научной работы на тему «Вьетнам в реализации концепции большого евразийского партнерства»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Шпаковская М.А.

РУДН

Куклин Н. С.

РУДН

Ву Тхуи Чанг

АОН, Вьетнам

ВЬЕТНАМ в РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА *

Введение

Азиатско-Тихоокеанский регион и относящиеся к нему организации, в первую очередь - АСЕАН, занимают на сегодняшний день одно из наиболее значимых направлений во внешнеполитической стратегии России. Согласно Концепции внешней политики РФ «Россия рассматривает укрепление своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики».1 Государства-члены АСЕАН определяют свои национальные интересы, прежде всего, с точки зрения экономического развития. Они хотят достичь состояния всестороннего и открытого регионализма, в котором все страны могут извлечь выгоду из регионального сотрудничества и интеграции.

На азиатско-тихоокеанском направлении Россия акцентирует внимание на потенциале сотрудничества с крупными социально-экономическими проектами АСЕАН. Реорганизация и создание инфраструктуры - строительство железных дорог, газопроводов, магистралей, реконструкция автомобильных дорог, модернизация морских и воздушных портов, создание рабочих мест - все эти меры позволят выйти на формирование единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Позиция России в данном случае как страны, не имеющей прямых и глобальных интересов в ЮВА, в отличие, например, от США или КНР, может способствовать стимулированию элит АСЕАН к активному взаимодействию. Сотрудничество России с региональной межправительственной организацией АСЕАН, при правильно выстроенной стра-

* Данная работа выполнена в рамках гранта РФФИ №18-514-92003/18

тегии, может стать эффективным инструментом повышения роли РФ в АТР, реализации экономических и политических интересов России, а также значительно повлиять на развитие дальневосточного региона России.

Однако, страны АСЕАН представляют собой сплоченную и довольно закрытую группировку, которая часто выступает на международной арене, базируясь на идеях асеановского единства, коллективного подхода к взаимодействию с внешним миром, что традиционно позволяло отстоять важный для региона суверенитет его наций. Таким образом, России важно расширить свое присутствие в региональной повестке дня. Такое расширение невозможно произвести, не имея ключевых партнеров в АСЕАН, которые бы способствовали развитию дружеских отношений России и стран региона.

Безусловно, Россия как глобальный актор, способна развивать конструктивные отношения со всеми странами Ассоциации. Вьетнам является одним из ключевых партнеров Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Российско-вьетнамские отношения носят традиционно дружественный характер, опираются на многолетний опыт тесного взаимодействия по широкому спектру направлений2. В связи с этим, следует уделить особое внимание анализу текущего этапа российско-вьетнамских отношений, роли и месту Вьетнама в российской внешнеполитической стратегии в регионе Юго-Восточной Азии, а также восприятия Вьетнамом роли России в развитии отношений в рамках АСЕАН.

Основа сотрудничества

Вьетнам с момента установления дипломатических отношений с СССР в 1950 г. всегда оставался важным партнером как для Советского Союза, так и впоследствии для России. СССР как лидер социалистического блока всегда отстаивал внешнеполитические интересы Социалистической республики Вьетнам, поддерживал страну по линии политического, научного, экономического и воен-

3

но-технического сотрудничества .

Большую роль сыграл Советский Союз и в тяжелый период войны во Вьетнаме, которая длилась в целом более 20 лет с 1955 по 1975 годы. К сожалению, после распада, в период, когда Россия «переживала сложную пору смены своих политических приоритетов и находилась в процессе концептуального формирования новой внешней политики» отношения между Россией и Вьетнамом «оказались в критическом состоянии. Однако, в конечном счете обе

V.» 4 "ТТ

стороны сумели найти новую модель взаимоотношений..» . Действительно, после сложного периода начала 90-х гг. ХХ в. стороны снова вернулись к взаимопониманию и диалогу. Руководство России вернулось к многовекторной модели политики, которая позднее будет воплощена в «Доктрине Примакова».

Итогом возращения вьетнамского направления стало подписание в 1994 г. Договора об основах дружественных отношений5. Данный договор вполне можно охарактеризовать как декларативный, однако сам факт провозглашения дружеских отношений определил дальнейший вектор развития отношений двух стран. В начале XXI в. выработке новой модели взаимоотношений способствовали, прежде всего, визиты лидеров двух стран. В ходе визита Президента В.В. Путина в 2001 г. в Ханой был подписан важный и основополагающий документ - Декларация о стратегическом партнерстве в XXI в.6. В рамках двусторонних отношений подписание данного документа свидетельствовало о выходе отношений между странами на новый уровень. С точки зрения общего присутствия России в Юго-Восточной Азии можно было констатировать, что Россия возвращается в регион АСЕАН и сделала это при активном содействии Вьетнама. Стратегическое партнерство, таким образом, стало одним из основных факторов развития как двусторонних отношений, так и контактов между Россией и

АСЕАН . К этому времени Вьетнам превращается также в один из центров развития АСЕАН. Задачи, которые стояли перед Вьетнамом как новым членом АСЕАН (с 1995 г.) были достаточно непростые -необходимо было сократить разницу в экономическом развитии, прежде всего, в ВВП на душу населения по сравнению с другими участниками Ассоциации. Усилия, предпринятые Вьетнамом, позволили стране выйти в списки лидеров и стать конкурентом таких традиционных лидеров АСЕАН как Индонезия, Малайзия или Сингапур .

Вьетнам - единственное государство Юго-Восточной Азии, в которое Президент России совершил визиты четыре раза. В последние годы контакты между двумя странами активизировались: прошел ряд официальных встреч на высшем уровне - визиты Генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама в Россию (ноябрь 2014 г.), Председателя Правительства Российской Федерации в СРВ (апрель 2015 г.), Премьер-министра Правительства СРВ в увязке с участием в третьем саммите Россия-АСЕАН в Сочи (май 2016 г.). Кроме того, руководители двух государств регулярно встречаются «на полях» многосторонних форумов. Последняя встреча прошла в ноябре

2016 г. в ходе саммита АТЭС в Лиме (Перу)9. Традиционной основой двусторонних отношений еще со времен СССР служит углубленное взаимодействие в сфере безопасности и военно-техническом сотрудничестве. На современном этапе Россия и Вьетнам уделяют особое внимание проблемам стабильности и безопасности в АТР. Стороны являются связующим звеном различных региональных механизмов сотрудничества, например, таких как форум АТЭС и Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ).

В рамках двустороннего сотрудничества активно развивается и торгово-инвестиционное направление, координируемое Межправительственной Российско-Вьетнамской комиссией по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством вице-премьеров двух стран10.

Эффективным инструментом продвижения инвестиционного сотрудничества служит Российско-Вьетнамская рабочая группа высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам под председательством министров промышленности и торговли. Главным направлением стратегического партнерства России и Вьетнама остается сфера энергетики и добычи энергоресурсов. Развивается и сотрудничество в сфере атомной энергетики, однако проект строительства АЭС совместно с Росатомом «Ниньтхуан-1» не был реализован по решению вьетнамской стороны11.

При этом стороны активно развивают сотрудничество в сфере образования, культуры и туризма, что подтверждается большим количеством квот для вьетнамских студентов и их заявок на обучение в российских учебных заведениях. Все более частыми становятся выставки культуры, искусства, фотографии, а Вьетнам занимает прочные позиции как популярное туристическое направление.

Можно отметить, что отношения России и Вьетнама всегда характеризовались высокой интенсивностью контактов, углубленным взаимодействием и прочными основами к взаимопониманию. Вьетнам по-прежнему остается единственным стратегическим партнером в АСЕАН для России и единственной ключевой страной для вовлечения России в региональные проекты ЮВА.

При этом надо отметить, что современная политика Вьетнама отличается многовекторностью, асеаноцентричностью и стремлением занять прочные позиции на многосторонних площадках с целью усилить свои позиции не только в регионе, но и в целом в международном сообществе.

Экономическое сотрудничество и перспективы ЗСТ Вьетнама и ЕАЭС

Как уже было отмечено, экономическое сотрудничество исторически является приоритетным в отношениях России и Вьетнама. Регион ЮВА в последние годы выступил своеобразным «магнитом» для крупных интеграционных инициатив. До избрания Д. Трампа президентом США, в регионе активно развивались и конкурировали такие проекты, как Транстихоокеанское партнерство, Шелковый путь и асеановская зона свободной торговли. Страны АСЕАН привлекательны своим рынками сбыта, товаров, услуг, а также динамично развивающимися экономиками, людскими ресурсами, дешевой рабочей силой и высокой мобильностью человеческого капитала. Неудивительно, что такой крупный интеграционный проект, как ЕАЭС вызвал интерес у ряда стран АСЕАН. В свою очередь перспектива продвижения евразийской инициативы, поддерживаемой и важной для России на внешние и крайне привлекательные рынки ЮВА, также являлась приоритетной. Значительную роль в продвижении Евразийского проекта сыграло Соглашение о свободной торговле (подписано 29 мая 2015 года). Вьетнам стал первым государством, с которым Евразийский

12

экономический союз, заключил подобное соглашение . Действительно с введением соглашения о ЗСТ наблюдался рост объемов торговли в рамках двусторонних экономических отношений. Так в 2016 г. показатель объема торговли между Россией и Вьетнамом достиг 3,83 млрд долл. США13, а в 2018 внешнеторговый оборот составил 5,20 млрд долл. США14. Довольно значительный рост наблюдается в рамках показателей экспорта и импорта, однако в отношении имплементации подобного партнерства есть и несколько особых моментов, на которые стоит обратить внимание.

Можно отметить ряд проблем при реализации договора о ЗСТ с Вьетнамом: некоторые направления «экономического сотрудничества осталось не охваченным либерализацией. В списки исключений попали довольно обширные группы товаров. Евразийский союз в рамках защиты своих товаров сохранил прежние значения пошлин для таких товаров как мясо, молоко, сахар, трубы, машины, а Вьетнам — отдельные виды мяса, птицы, соль, изделия из драгоценных металлов».15 Также можно отметить введение различных таможенных мер, триггерных значений по импорту ряда категорий товаров и т.д. Как можно наблюдать, соглашение выдержано в традициях уважения к суверенитету контрагентов, что для стран

АСЕАН является важным фактором реализации каких-либо договоренностей.

С экономической точки зрения такой проект, безусловно, представляется выгодным для Вьетнама, который, как и многие страны АСЕАН, видит в инвестициях и либерализации торговли инструмент развития государства и повышения его статуса на международной арене. С другой стороны, очевидно, что ЕАЭС - не является единственным партнером Вьетнама. В регионе действуют ряд проектов, инициаторами которых явились не только страны «Запада» и США, но и Китай.

В 2016-2017 гг. вьетнамская дипломатия проявила себя довольно активной в диверсификации внешней политики. После своего переизбрания на пост Генерального секретаря ЦК КПВ в январе 2016 г., Нгуен Фу Чонг совершил визит в Китай, в рамках которого было подписано около 15 соглашений о сотрудничестве. Также, обе страны опубликовали совместное коммюнике, в котором они согласились «уладить свои противоречия и защищать мир в ЮжноКитайском море», также стороны отметили необходимость устранения значительного дисбаланса в торговле16. Аналитик The Diplomat - Николас Чапмэн указывает также на тот факт, что в тот же период, Вьетнам посетил представитель уходящей администрации Обамы, Госсекретарь Керри. Кроме встреч с ветеранами Вьетконга и участия в ряде памятных церемоний, он также обсудил развитие американо-вьетнамских отношений, с учетом уже имеющегося соглашения США и Вьетнама «О всеобъемлющем партнерстве» от

17

2013 г. . Все это, по мнению Чэпмэна, указывает на то, что Вьетнам, в период администрации Обамы выступал точкой приложения сил США в регионе Юго-Восточной Азии18. В 2016 г. состоялся визит во Вьетнам премьер-министра Индии Нарендра Моди, в рамках которого между странами также были заключены соглашения о всеобъемлющем партнерстве19. После визита канадского премьера

Трюдо, в ноябре 2017 г., Вьетнам и Канада также выпустили сов-

20

местное заявление об установлении всеобъемлющего партнерства20. Стоит также учитывать, что Вьетнам к 2018 г. вывел свои отношения на уровень стратегического партнерства с одиннадцатью стра-

21

нами, среди которых почти все постоянные члены СБ ООН .

Таким образом, хотя отношения между Россией и Вьетнамом и вышли на уровень стратегических, тем не менее, Россия на сегодняшний день не является единственным партерном, подписавшим подобное соглашение. Несмотря на имеющиеся непростые отноше-

ния меду Вьетнамом и Китаем, любые выгодные инициативы со стороны Китая или США, могут оказаться привлекательными для вьетнамского бизнеса. При такой масштабной конкуренции с глобальными и региональными игроками, усилия России, направленные на выстраивание отношений с вьетнамской стороной, могли бы быть направлены на дальнейшее развитие традиционных сфер сотрудничества: в военно-технической области, безопасности и гуманитарной сфере.

В условиях неопределенности региональных акторов в отношении выбора интеграционных, экономических проектов, нейтральная позиция России в долгосрочной перспективе может быть привлекательной для стран региона.

Основы стратегии

Россия поддерживает процесс многополярного мира и верховенства международного права при решающей роли ООН. Это делает позицию России в регионе привлекательной, она пользуется авторитетом надежного партнера. Как уже отмечалось, Россия способна содействовать в регионе развитию таких важных для АСЕАН направлении, как рост человеческого потенциала и создание перспективных инфраструктурных проектов.

Однако, такая политика может вызвать довольно негативную реакцию со стороны Китая, что может привести к увеличению как китайского присутствия в регионе, так и увеличению интеграционных инициатив со стороны КНР или наоборот способствовать усилению работы китайской дипломатии с целью привлечения России как партнера для своих инициатив.

Россия пока уступает в вопросах по изучению АСЕАН Китаю, Австралии или американским ученым, которые во многом являются лидерами по изучению региональных и становых процессов. Однако потенциал российских ученых позволяет им составить достойную конкуренцию, что повысит имидж российской науки и российских центров по изучению АСЕАН. Россия имеет выигрышные позиции в вопросах реализации совместных культурно-образовательных проектов, развитии сферы туризма и др.

Заключение

На современном этапе Юго-Восточная Азия является одним из наиболее перспективных регионов мира, в котором заинтересованы как Россия, так и многие другие глобальные и региональные акторы. Для России основной задачей в регионе выступает продви-

жение российских интеграционных инициатив, таких проектов, которые смогли бы не только конкурировать с АСЕАН, но и быть привлекательными для других стран региона. Россия и ее проекты в форме ЕАЭС или инициативы Большого евразийского партнерства представляют собой весомые политико-экономические стратегии, однако они развиваются в условиях острой конкуренции с многочисленными акторами в ЮВА. Для России Вьетнам является стратегическим партнером, ее ключевым партнером для выхода России в АСЕАН. Но при этом Россия для Вьетнама не является единственным стратегическим партнером. СВР активно развивает сеть стратегических контактов и она растет с каждым годом.

Важным преимуществом является авторитет России в сфере безопасности, ее нейтральная роль в регионе при отсутствии заинтересованности в изменении региональной архитектуры отношений, а также потенциальная способность участвовать в крупных экономических и транспортно-логистических инициативах. И Вьетнам, и страны АСЕАН заинтересованы в привлечении российских туристов и инвестиций в свои страны. Однако по вопросам экономического сотрудничества позиция Россия усложняется географической удаленностью, а также наличием острой конкуренции на рынках, что создают трудности для закрепления на региональных площадках.

Сегодняшний «поворот на Восток», корректировка политического курса, развитие экономических проектов, могут укрепить позиции России в этом регионе.

1 Концепция внешней политики РФ 2016. URL:

http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-

/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом. МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-v-etnamom

33

Мосяков Д.В., Астафьева Е.М. Научно-практический семинар «Перспективы развития российско-вьетнамских отношений на новом этапе» (краткий обзор) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. №25. URL: https://cyb erleninka.ru/article/n/nauchno-prakticheskiy-seminar-persp ektivy-razvitiya-rossiysko-vietnamskih-otnosheniy-na-novom-etape-kratkiy-obzor (дата обращения: 19.05.2018).

4 Кобелев Е.В. Российско-вьетнамские отношения: реальность и перспективы // Вьетнамские исследования. 2015. №5. URL:

https://cyberleninka.ra/article/nrossiysko-vietnamskie-otnosheniya-realnost-i-perspektivy (дата обращения: 19.05.2018).

5 Договор об основах дружественных отношений (1994 г.). Правовой департамент МИД РФ. URL:

http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-326/48253

6 Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/3283

Андреев П.С. Россия Вьетнам: текущее состояние двустороннего сотрудничества и перспективные направления развития экономических отношений // Общество: политика, экономика, право. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rossiya-vietnam-tekuschee-sostoyanie-dvustoronnego-sotrudnichestva-i-perspektivnye-napravleniya-razvitiya-ekonomicheskih-otnosheniy (дата обращения: 19.05.2018).

Ву Тхуи Чанг. Некоторые итоги членства Вьетнама в АСЕАН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2011. - №4. - C. 115-123.

9 Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом. МИД РФ

10 Саммит Россия-АСЕАН в Сочи 2016. URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/20160308/23710.html

11 Ведомости. Вьетнам отказался от строительства АЭС с «Росатомом». URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/11/664452-vetnam-otkazalsya-

ot-aes

12

Подписан закон о ратификации соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/126/events/51852

13

ФТС России. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24926 &Itemid=1977

14 Trading Economics. Russia Balance of Trade 1997-2018. URL: https://tradingeconomics.com/russia/balance-of-trade

15 РСМД. Шесть вопросов о ЗСТ ЕАЭС — Вьетнам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shest-voprosov-o-zst-eaes-vetnam/?sphrase_id=69752

16 Nhan Dan. Vietnam, China issue joint statement. URL:

http://en.nhandan.com.vn/politics/external-relations/item/5641902-vietnam-china-issue-joint-statement.html

17

U.S. Department of State. U.S.-Vietnam Comprehensive Partnership. URL:

https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2013/218734.htm

18

Chapman, N., 2017. Vietnam's Foreign Policy Balancing Act. The Diplomat, Date Views 29.05.2018 thediplomat.com/2017/01/vietnams-foreign-policy-balancing-act/.

19 Sanghamitra Sarma, 2016. India-Vietnam Relations After Modi's Visit. The Diplomat, Date Views 29.05.2018 thediplomat.com/2016/09/india-vietnam-relations-after-modis-visit/.

20

Nhan Dan. Vietnam, Canada establish comprehensive partnership. URL: http://en.nhandan.com.vn/politics/external-relations/item/5627102-vietnam-canada-

establish-comprehensive-partnership.html

21

Carlyle A. Thayer, "Australia-Vietnam Strategic Partnership: Why Now?" Thayer Consultancy Background Brief, March 8, 2018. URL: http://www.viet-studies.net/kinhte/Thayer_VNAustPartnerNow.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.