Научная статья на тему 'Россия в интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: проблемы и перспективы'

Россия в интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3064
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / АТР / РОССИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / АТЭС / АСЕАН / NATIONAL INTEREST / ASIA-PACIFIC REGION / RUSSIA / INTEGRATION PROCESSES / GLOBALIZATION / SECURITY THREATS / ECONOMIC COOPERATION / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / MILITARY PRESENCE / APEC / ASEAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бобыло Андрей Михайлович

Рассмотрены основные национальные интересы РФ в АзиатскоТихоокеанском регионе. Показаны наиболее важные стратегические ориентиры российской внешней политики, ее место и роль в региональных интеграционных процессах. Оцениваются перспективы сотрудничества России со странами АТР, предлагаются меры по повышению эффективности ее внешнеполитической стратегии в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia in the Asia-Pacific Region Integration Processes: Challengesand Prospects

The primary national interests of Russia in the Asia-Pacific region are considered. The basic strategic goals of Russia's foreign policy and its role in the regional integration processes are shown. Prospects of Russia’s cooperation with the Asia Pacific countries are assessed and the measures for improving the effectiveness of its foreign policy strategy in the region are proposed.

Текст научной работы на тему «Россия в интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: проблемы и перспективы»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2017. Т. 20. С. 42-50

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 327

Россия в интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: проблемы и перспективы

A. М. Бобыло

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация. Рассмотрены основные национальные интересы РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Показаны наиболее важные стратегические ориентиры российской внешней политики, ее место и роль в региональных интеграционных процессах. Оцениваются перспективы сотрудничества России со странами АТР, предлагаются меры по повышению эффективности ее внешнеполитической стратегии в данном регионе.

Ключевые слова: национальный интерес, АТР, Россия, интеграционные процессы, глобализация, угрозы безопасности, экономическое сотрудничество, международные организации, военное присутствие, АТЭС, АСЕАН.

Глобальные перемены в международной политике в последнее десятилетие ХХ в., связанные с распадом СССР и окончанием холодной войны и ставшие причиной заметного ослабления политического, экономического, военного и культурного присутствия России в АТР при одновременном нарастании влияния со стороны США, Китая и Японии, во многом предопределили внешнеполитические ориентиры России в начале ХХ1 в., в частности ее повышенное внимание к Азиатско-Тихоокеанскому региону как наиболее динамично развивающемуся району мира, в котором сосредоточена большая часть человеческих, материальных и производственных ресурсов планеты, происходят важнейшие политические и экономические процессы. Поэтому вопросы, связанные с различными аспектами интеграции России в АТР, стали объектом для анализа со стороны многих исследователей, среди которых особо стоит отметить работы Л. Е. Бляхера [1], С. И. Большакова [2], В. Владимирова [3], Л. Н. Гарусовой [4], Е. В. Колдуновой [5], С. В. Кортунова [7],

B. Л. Ларина [8] и др.

Поворот России на Восток был обусловлен не только желанием российской политической элиты восстановить традиционное для СССР военное присутствие в регионе, но, главным образом, необходимостью более активного включения РФ в региональные интеграционные процессы АТР, прежде всего экономического развития Сибири и Дальнего Востока, улучшения качества жизни населения и самое главное - предотвращения угрозы утраты огромных по величине и богатых ресурсами восточных территорий страны. С рядом государств, расположенных в данном регионе, Россия имеет общие сухопут-

ные и морские границы, обладает уникальным многовековым опытом взаимодействия, что дает ей определенные геополитические преимущества и перспективы стать одним из ключевых игроков на азиатско-тихоокеанском пространстве.

В настоящее время интересы России в АТР многообразны и заключаются в восстановлении статуса мировой и тихоокеанской державы при поддержании необходимого уровня ее безопасности, а также создании условий для дальнейшего развития государства в новой системе координат мировой политики. К числу важных интересов страны относится повышение мер доверия по отношению к России со стороны различных государств региона, в том числе бывших союзников СССР (Китай, Монголия, КНДР, Вьетнам, Лаос, Индия). Так, например, являясь ядерной державой, Россия могла бы рассматриваться в качестве одного из гарантов по поддержанию безопасности и стабильности в АТР, а с учетом ее географического положения могла бы стать связующим экономическим, финансовым, коммуникационным, культурным звеном, транспортным и энергетическим коридором для европейской и азиатской экономики, и еще шире - мостом между атлантической и тихоокеанской цивилизациями [7].

Политические и экономические интересы России в АТР прежде всего заключаются в том, чтобы экономическая интеграция стала основным вектором российской внешней политики в данном регионе. Усиление политической и экономической активности России в АТР необходимо в условиях ослабления ее военного присутствия. Большое значение для России имеет региональное сотрудничество по актуальным вопросам, связанным с решением глобальных проблем, таких как борьба с международной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, бедностью, преодоление последствий экономических кризисов, экологических проблем, ликвидация смертельно опасных заболеваний, развитие образования, науки и культуры.

Развитие двусторонних отношений со странами АТР - важнейшая задача России на ближайшую перспективу. Приоритетными направлениями взаимодействия является выстраивание добрососедских отношений с Китаем, преодоление сложностей в российско-американских и российско-японских отношениях, выход на новый уровень сотрудничества с Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Республикой Корея, странами АСЕАН. Важной задачей является восстановление экономических связей с бывшими союзниками СССР в Азии. В последние годы Россия списала КНДР, Монголии и Вьетнаму значительные суммы долга перед СССР и в обмен на это вправе рассчитывать на определенные льготы и преференции, в частности - на участие России в перспективных проектах этих стран [3; 4; 7].

К числу главных среднесрочных целей России во внешней политике относится ее поэтапная интеграция в экономическое и финансовое пространство АТР, прежде всего посредством членства в АТЭС [6]. Полноправное участие России в работе данной организации выводит ее в число стран - лидеров региональных экономик, укрепляет ее политический статус и позволяет отчасти влиять на происходящие в регионе экономические процессы.

Не менее важна работа в рамках сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В настоящее время Россия реализует со странами АСЕАН более 60 проектов, связанных с поставкой и обслуживанием в эти страны российских самолетов и вертолетов, подготовкой кадров для авиационной промышленности, созданием совместных технологических и инновационных альянсов в сфере телекоммуникационных сетей, систем поиска и системы ГЛОНАСС, использованием мирного атома, совместным освоением углеводородных месторождений, строительством железных дорог и т. д. [11].

Другим перспективным направлением региональной экономической интеграции при участии России, по оценкам президента РФ В. В. Путина во время его выступления на встрече с представителями делового форума «Россия - АСЕАН» 20 мая 2016 г., может стать сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщества АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) [11]. По данному вопросу 8 мая 2015 г. Россией и Китаем было подписано совместное заявление. Российская сторона полагает, что при наличии достаточной поддержки со стороны таких финансовых институтов, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Азиатский банк развития (АБР), станет возможным участие РФ в реализации ряда перспективных, прежде всего транспортных проектов, например в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Казань с вероятностью ее продления до Екатеринбурга и далее через Астану до Пекина, а также автомагистрали Западный Китай - Западная Европа с выходом на Казань и Санкт-Петербург.

В целом за последние годы России удалось наладить политический диалог практически со всеми ведущими странами АТР, с опорой преимущественно на дипломатические способы решения объективно существующих региональных проблем. Именно в результате этого Россия смогла вновь вернуться на азиатскую политическую сцену, выйти на качественно новый уровень отношений с Китаем, стала активным участником переговоров по корейской проблеме, восстановила свои позиции во Вьетнаме, Индонезии, вступила в активный диалог с Японией и другими странами региона [7].

Поворот России на Восток создал благоприятные условия для укрепления экономических связей России с ведущими странами АТР. Яркой иллюстрацией начавшегося экономического диалога, например, можно считать российскую инициативу по созданию международной топливно-энергетической системы Северо-Восточной Азии (Азиатского энергетического кольца) и международной транспортной инфраструктуры, которые должны будут охватить все граничащие с Россией страны региона, при активном включении в эти проекты российского Дальнего Востока и Сибири. Данная инициатива активно обсуждалась президентом России В. В. Путиным с лидером Республики Корея Пак Кын Хе и премьер-министром Японии Синдзо Абэ на состоявшемся в начале сентября 2016 г. Восточном экономическом форуме во Владивостоке [9].

Сотрудничество в области энергетики со странами АТР представляется России весьма перспективным. Так, например, за последние годы были подписаны крупнейшие контракты в сфере топливной энергетики с Китаем (в апреле 2009 г. - соглашение по поставкам нефти по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) между российскими компаниями «Роснефть», «Транснефть» и китайской СОТС, в мае 2014 г. - соглашение на поставку в КНР российского природного газа на сумму свыше 400 млрд долл. между ОАО «Газпром» и 8торес) [10]. Успешно реализуются нефтегазовые проекты ОАО «НК Роснефть» по освоению шельфовых углеводородных месторождений в Японском (Сахалин-1, Сахалин-2) и Южно-Китайском морях (Вьетнам, Индонезия). При поддержке ГК «Росатом» осуществляется строительство АЭС «Ниньтхуан-1» во Вьетнаме, морского угольного терминала, АЭС и нефтеперерабатывающего завода в Индонезии.

Помимо энергетики в АТР существуют и другие масштабные проекты, реализуемые при участии России. Реальные контуры обретают, например, совместные проекты России с Индонезией, связанные со строительством глиноземного завода, осуществляемым «РУСАЛ». Прорабатывается идея создания сборочного производства автомобилей КАМАЗ. Россия готова также наращивать поставки в Индонезию среднемагистральных самолетов «Сухой Су-перджет 100». Интересен экологический проект с Японией, связанный с глобальным изменением климата на планете в результате парникового эффекта [10]. Данные соглашения имеют для России стратегическое значение, поскольку способствуют установлению тесных связей между российской и тихоокеанской экономикой и обеспечивают продвижение интересов России в АТР.

Вместе с тем наряду с достижениями существуют и определенные трудности на пути интеграции России в азиатско-тихоокеанское пространство, которые в первую очередь связаны с развитием восточных территорий страны, прилегающих к Тихоокеанскому побережью - Сибири и Дальнего Востока. Основными проблемами здесь являются их малонаселенность, удаленность от центра, труднодоступность, суровый климат и т. д. В последние годы усиливается экономический, технологический и социальный разрыв между Тихоокеанской Россией и соседними странами АТР, сохраняется заметное отставание региона по условиям и комфортности жизни от остальной России, происходит разрушение стихийно сложившейся в регионе в 1990-е гг. интеграционной инфраструктуры (автомобильный и челночный бизнес, привлечение рабочей силы из стран Восточной Азии, международные транспортные пути), вследствие низкого уровня зарплат наблюдается отток населения в центральные регионы страны [8, с. 20].

В этой связи улучшение жизни россиян в Сибири и на Дальнем Востоке -одна из наиболее важных и трудных задач нашего государства на ближайшие десятилетия, решение которой неизбежно связано с развитием многостороннего взаимодействия, выстраиванием долгосрочного экономического сотрудничества и партнерства России со странами АТР. Одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки по развитию экономического сотрудничества России с сопредельными государствами являются регулярно

проводимые на территории нашей страны различные экономические форумы, которые выступают площадками для налаживания диалога российских предприятий и бизнеса с потенциальными зарубежными инвесторами. В качестве примера можно назвать Восточный экономический форум во Владивостоке, целью которого является содействие включению регионов в общероссийское и международное разделение труда, привлечение инвесторов посредством размещения новых предприятий, повышение деловой активности Сибири и Дальнего Востока. Так, благодаря вступившим в действие федеральным законам «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» и «О свободном порте Владивосток» на Дальний Восток уже удалось привлечь более 200 млрд руб. инвестиций [10].

По мнению В. Л. Ларина, основой для успешного решения стратегических задач России в Сибири и на Дальнем Востоке должны быть не программы социально-экономического развития, а пакет политико-административных, правовых решений и управленческих воздействий. В его основу должны быть положены следующие стратегические цели: создание «пояса безопасности» и обеспечение геополитического присутствия России на Тихом океане; решение социальных и гуманитарных задач; реализация инвестиционных проектов в тех зонах, где это экономически целесообразно. Альтернативой «комплексному экономическому развитию» региона могут стать зональное развитие и ан-тропоцентричный подход, при котором главной сферой капитальных вложений государства становятся интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал, экономика знаний, информационное и гражданское общество [8, с. 22-23].

Национальные интересы России в сфере безопасности АТР. Помимо политического и экономического аспектов взаимодействия со странами АТР, крайне важным для России является сотрудничество в сфере безопасности.

Мощные производственные ресурсы, развитая транспортная система и, как следствие, особое геостратегическое положение в целом делают данный регион объектом политических притязаний со стороны многих стран. В этих условиях Россия также вынуждена принимать меры по обеспечению своей безопасности, в том числе путем участия в формировании структур, ставящих целью обеспечить стабильное мирное развитие. По мнению ряда российских экспертов [1-5; 7; 8], деятельность России по обеспечению безопасности и сотрудничества в АТР могла бы развиваться по следующим основным направлениям:

- наполнение двусторонних отношений со странами региона конкретным содержанием;

- активное участие в создании субрегиональных и региональной систем безопасности и сотрудничества;

- миротворческая деятельность, посредничество при урегулировании региональных конфликтов в АТР;

- использование практических мер по снижению уровня агрессии, военного противостояния, укреплению доверия, проведение консультаций.

Продвижение на этих направлениях, скорее всего, будет постепенным: посредством развития двусторонних отношений (прежде всего с ведущими

державами АТР), через укрепление роли межгосударственных (правительственных и неправительственных) институтов сотрудничества, например в рамках Регионального форума АСЕАН, в котором Россия участвует с 1994 г. и сегодня имеет хорошие шансы заявить о себе в качестве одного из основателей будущей системы безопасности в АТР. Принимаемые в рамках данного форума решения все в большей мере приобретают характер международных режимов (кодексов поведения), а сам форум, по сути, становится организацией коллективной безопасности [2, с. 29]. Большое внимание также уделяется Россией сотрудничеству с государствами в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Что касается двустороннего сотрудничества, то прежде всего это возобновление политического диалога с США, укрепление отношений с Японией, стратегическое партнерство с Китаем и динамичное развитие всесторонних связей с КНДР и РК, другими странами и группами государств АТР, в частности с АСЕАН. Для обеспечения интересов России в постсоветском централь-ноазиатском регионе важную роль может играть тесное сотрудничество с Индией. При этом Россия готова к выстраиванию новых отношений только на основе ее равноправного участия в обсуждении ключевых вопросов, таких как сокращение вооруженных сил и вооружений в АТР, признание самостоятельности действий России в обеспечении ее национальных интересов и т. д.

Таким образом, российская стратегия должна основываться на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами региона, решении спорных вопросов преимущественно политическими средствами. При существующей в регионе многополярности и большом количестве возникающих противоречий вопрос об ограничении и сокращении вооруженных сил встает достаточно остро.

В настоящее время Россия практически не подвержена каким-либо значимым военным угрозам со стороны государств АТР, что позволяет ей сокращать до разумного предела свой обширный оборонный потенциал на Дальнем Востоке. Однако реальные экономические возможности России, связанные, в том числе, с большими расходами на развитие военно-промышленного комплекса, вряд ли позволят ей применять силовые методы в решении своих проблем в АТР [3].

В целом можно сформулировать следующие основные национальные интересы России в АТР:

- участие в формировании эффективной системы региональной безопасности на основе интеграционных объединений;

- углубление экономического сотрудничества со странами региона, запуск крупных инфраструктурных инвестиционных и инновационных проектов совместно с Японией, КНР, Республикой Корея, Индией и Индонезией в области освоения сырьевых ресурсов, топливной и атомной энергетики, строительства транспортно-логистических объектов, создания высокотехнологичного производства и т. д.;

- создание механизмов наращивания культурного влияния в регионе, продвижение национального языка, образования и культуры с помощью госу-

дарственных органов МИД РФ (Россотрудничество), российских вузов, различных учреждений в области культуры, спорта и туризма, независимых фондов, общественных организаций и движений.

В этой связи основными приоритетными задачами внешнеполитической стратегии России на ближайшее десятилетие на азиатско-тихоокеанском направлении должны стать:

- более активная интеграция России в политические, экономические и культурные процессы АТР в соответствии с ее национальным потенциалом и закрепление в регионе в качестве уникального евразийского государства, способного стать связующим звеном между Европой и Азией;

- опережающее развитие Сибири и Дальнего Востока, связанное с привлечением иностранных инвестиций в эти регионы, прежде всего в «точки экономического роста» и отрасли высоких технологий; удержание имеющейся и привлечение дополнительной квалифицированной рабочей силы, создание благоприятных условий для российского и иностранного капитала (принятие комплекса мер по улучшению инвестиционного законодательства в России), решение социальных и экономических проблем населения, разработка и реализация перспективных инновационных проектов;

- перенос акцента с переселения соотечественников на Восток на удержание местного населения, поощрение и регулирование внутрирегиональной миграции, создание социальных условий для привлечения высокопроизводительных трудовых ресурсов и концентрации их в «точках» экономического роста и стратегического присутствия (региональные «мегаполисы» как средство притяжения человеческого капитала);

- использование монопольного положения России как страны, непосредственно примыкающей к Тихоокеанскому региону, для развития и укрепления отношений со странами СНГ (в том числе через осуществление посреднических функций);

- поддержание имиджа разумной, прагматичной и независимой державы, фокусирующей усилия на практических вопросах развития своей экономики, повышении жизненного уровня населения, поддержании стабильности и безопасности во всем регионе АТР;

- поддержание и развитие переговорного процесса по всем, в том числе военно-политическим и военным, направлениям как фактора создания благоприятного климата в отношениях между всеми странами региона;

- налаживание интенсивного экономического, военно-технического, инновационного и технологического сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе; создание в странах АТР совместных предприятий, базирующихся на российских технологических и научных достижениях, усиление взаимодействия бизнеса и НИОКР; конкурентоспособное производство в географических и климатических условиях Дальнего Востока возможно либо при государственной поддержке и государственном протекционизме, либо в прорывных областях, основанных на передовых достижениях науки;

- реализация идеи по созданию Азиатского энергетического кольца между странами Северо-Восточной Азии (Россия, КНР, РК, КНДР, Япония);

- развитие широкого экономического партнерства с ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, создание оптимальной структуры евро-азиатских транспортных коридоров и логистических связей со странами АТР; диверсификация цепочек поставок грузов из Азии в Европу и обратно;

- преимущественное вложение государственных инвестиций не в материальные ресурсы, не в производство, а в человека, его интеллект; использование инструментов «мягкой силы» в российской политике в АТР; оказание государственной поддержки направлению в средние специальные и высшие учебные заведения стран АТР российских студентов и иностранных студентов из стран АТР на обучение в Россию.

Таким образом, предпосылки для формирования цельной стратегии по обеспечению национальных интересов России в регионе объективно уже существуют. Для дальнейшей успешной работы по данному направлению необходимо согласование, унификация и утверждение выдвигаемых концептуальных положений на различных уровнях, как со стороны общественности, так и со стороны различных органов власти. Новая региональная архитектура отношений между странами региона, вероятно, будет формироваться постепенно, с выстраиванием системы баланса сил и интересов с опорой в большей степени на торгово-экономическое сотрудничество, нежели на военно-стратегическое взаимодействие.

В новой системе складывающегося мирового порядка и расстановки сил в АТР свое место ищет и Россия. Стремясь к выстраиванию долгосрочных и взаимовыгодных отношений со странами АТР, она, с одной стороны, рассчитывает стать полноправным участником региональных политических и экономических интеграционных процессов, с другой стороны, как великая мировая и азиатская страна, остающаяся мощной в военном отношении, претендует на роль одного из ключевых гарантов по поддержанию стабильности и безопасности в АТР. Оттого, как Россия проявит себя на азиатско-тихоокеанской политической сцене, в ближайшее время будет зависеть ее будущее и процветание.

Список литературы

1. Бляхер Л. Е. Возможные коммуникативные сбои на саммите АТЭС / Л. Е. Бляхер // Пространствен. экономика. - 2012. - № 2. - С. 134-135.

2. Большаков С. И. Проблемы моделирования системы коллективной безопасности в АТР: АРФ и евро-атлантические структуры через призму национальных интересов РФ / С. И. Большаков. - М. : Дипломат. Акад. МИД России, 2004. - 41 с.

3. Владимиров В. Безопасность в АТР: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. Владимиров. - URL: http://observer.materik.ru_/observer/ N27_ 93/27_ 05 .HTM (дата обращения: 18.04.2016).

4. Гарусова Л. Н. Региональные аспекты современных международных отношений. Азиатско-Тихоокеанский регион / Л. Н. Гарусова. - Владивосток : Изд-во ВГУ-ЭС, 2012. - 228 с.

5. Колдунова Е. В. Can Russia be a leader in East Asian economic integration? [Electronic resource] / Е. В. Колдунова // East Asia forum. - 2016. - August 17. - URL: http://www.eastasiaforum.org/ 2016/08/17/can-russia-be-a-leader-in-east-asian-economic-integration/ (дата обращения: 09.09.2016).

6. Концепция внешней политики России [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февр. 2013 г. - URL: http: //www.mid.ru /foreign_policy/ offi-cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186 (дата обращения: 09.09.2016).

7. Кортунов С. В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности, 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://uchebnik-online.com/131/1491.html (дата обращения: 09.03.2016).

8. Ларин В. Л. Стратегические приоритеты развития Тихоокеанской России / В. Л. Ларин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2015. - № 6. - С. 18-27.

9. Официальный сайт Восточного экономического форума [Электронный ресурс]. - URL: https:// fommvostok.ru/wpcontent/ uploads/2016/09/ 03.09_Plenarnoe_zasedanie.pdf (дата обращения: 05.09.2016).

10. Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://dvtu.customs.ru/ in-dex.php?option=com_content&view=article&id=18472:—2015-&catid=50:obzors-public-cat&Itemid=101 (дата обращения: 15.06.2016).

11. Официальный сайт Саммит Россия - АСЕАН [Электронный ресурс]. - 1920 мая 2016 г., г. Сочи. - URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/ 20160309/7163.html (дата обращения: 15.06.2016).

Russia in the Asia-Pacific Region Integration Processes: Challenges and Prospects

A. M. Bobylo

Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract. The primary national interests of Russia in the Asia-Pacific region are considered. The basic strategic goals of Russia's foreign policy and its role in the regional integration processes are shown. Prospects of Russia's cooperation with the Asia Pacific countries are assessed and the measures for improving the effectiveness of its foreign policy strategy in the region are proposed.

Keywords: national interest, the Asia-Pacific region, Russia, integration processes, globalization, security threats, economic cooperation, international organizations, military presence, APEC, ASEAN.

Бобыло Андрей Михайлович

Bobylo Andrey Mikhailovich

кандидат политических наук, докторант, Candidate of Sciences (Political Science),

кафедра международных отношений, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований, директор Департамента интернационализации образования Дальневосточный федеральный университет

690000 г. Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, 10 тел.: 8(423)2652424 e-mail: bobylo.am@dvfu.ru

Doctoral Student,

Department of International Relations, Oriental Institute - the School of Regional and International Studies Head of International Education Department, Far-Eastern Federal University 10, Ayaks, Russkiy island, Vladivostok, 690000

тел.: 8(423)2652424 e-mail: bobylo.am@dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.