Научная статья на тему 'Азиатско-Тихоокеанский регион в современной мировой политике'

Азиатско-Тихоокеанский регион в современной мировой политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
15363
1623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланцова И. С.

В статье рассматривается место и роль Азиатско-Тихоокеанском региона в экономике и политике современного мира. Анализируются интеграционные проблемы в регионе, проблемы обеспечения региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Asia-Pacific region in modern world politics

The role and place of Asia-Pacific region in the world economy and politics is considered. Integration processes in the region and problems ofregional security guarantee are analyzed.

Текст научной работы на тему «Азиатско-Тихоокеанский регион в современной мировой политике»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, нып. 3

И.С. Ланцова

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

На современном этане Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляет собой одни из основных мировых экономических и политических центров. Существуют различные варианты определения его географических границ. Согласно первому варианту, к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. Это определение региона наиболее широкое. По второму варианту - в АТР входят страны Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, однако латиноамериканские государства исключаются. Третье определение локализует зону ATI' в Восточной Азии и рассматривает США, Австралию, Индию, Канаду как внерегнопальные державы, оказывающие влияние на события в АТР. В данной статье мы будем придерживаться третьего варианта, в соответствии с которым наша страна также имеет отношение к данному региону.

В настоящее время для АТР характерны динамичное развитие интеграционных процессов и расширение экономического сотрудничества. Это связано с бурным экономическим ростом Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Большинство развивающихся стран Азии прошло фазу экономической либерализации, это облегчило им сотрудничество друг с другом. За 80-90-е годы XX в. удельный вес взаимных торговых и инвестиционных связей в Восточной Азии значительно возрос. Так, если в 1980 г. доля экспорта во внешней торговле внутри региона Восточной Азии составляла 22%, а импорта - 15,5%, то к 2001 г. доля экспорта увеличилась до 37,.4%, а импорта до 43,2%'. Стремительное усиление экономических позиций Китая и его активная инвестиционная политика также привели к нарастанию взаимозависимости в регионе. Если в 1994 г. товарооборот между странами АСЕАН и Китаем составлял 15 млрд долл., то в 2003 г. он достиг уже 50 млрд долл.2 В настоящий момент подавляющее большинство стран ATI3 связывают будущее своих экономик с усилением региональной интеграции.

Движение по созданию в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г. Тихоокеанского экономического совета ТЭС (Pacific-Basin Economic Council, РВЕС), который объединил крупнейшие компании и корпорации государств Азиатско-Тихоокеанского региона (в настоящее время в эту организацию входит более 1500 компаний). В 1968 г. возникли Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference, PAFTAD), а в 1980 г. -Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества СТЭС (Pacific Economic Cooperation Council, РЕСС). Все эти три организации были неправительственными. В 1967 г. после подписания Бапкогской декларации была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - ACEAII (Association of South East Asian Nations, ASEAN), целью

© И.С. Ланцова, 2006

которой являлось содействие региональному сотрудничеству и ускорение экономического роста. Однако некоторые специалисты отмечают, что главный побудительный мотив создания АСЕАН был не экономическим, а военно-политический. В основе организации лежало не стремление к региональной экономической интеграции, а попытки противостоять коммунистической угрозе в Азии'. Действительно, война в Индокитае, укрепление коммунистической идеологии на севере Юго-Восточной Азии, ее экспансия на юг - все это способствовало усилению нестабильности в регионе. Но даже если при создании данного объединения политический фактор превалировал, начиная с 80-х годов XX в. экономическая составляющая становится все более заметной.

На сегодняшний момент членами АСЕАН являются Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма, Бруней, Лаос, Вьетнам п Камбоджа. Интеграционные процессы в АСЕАН развиваются достаточно динамично. Последствия финансового кризиса 1997 г. практически преодолены, к 2008 г. планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН. Следует отметить, что со второй половины 90-х годов XX в. началось активное интеграционное сотрудничество АСЕАН и стран Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея). Все основные многосторонние контакты но экономическим вопросам осуществляются но формуле АСЕАН плюс три (т.е. Китай, Япония, Республика Корея). Так, на Сингапурском саммите в ноябре 2000 г. было принято решение об организации рабочей группы для изучения вопроса о создании общерегиональной зоны свободой торговли. Однако уже в 2001 г. на саммите в Брунее стало ясно, что даже в среднесрочной перспективе создание такой зоны представляется затруднительным. Связано это, прежде всего, со сложными политическими взаимоотношениями между странами Северо-Восточной Азии. И Китай, и Республика Корея крайне недовольны тем, что Япония не высказывает должного раскаяния за преступления начала прошлого века, когда Корея была превращена в японскую колонию, а Китай с трудом избежал такой участи. Регулярные паломничества премьер-министра Японии Коидзуми в храм Ясукуни (где в списки воинов-героев, погибших за императора, включены главные военные преступники, казненные в 1948 г. по приговору Международного Токийского трибунала) усугубляют ситуацию. В настоящее время ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли (Asian Free Trade Association, AFTA) и инвестиций (Asian Investment Association, AIA) между АСЕАН и Китаем, такие зоны могут быть созданы в течение ближайших десяти лет. Однако создание Восточно-Азиатского экономического форума (идея которого была озвучена премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом еще в декабре 1990 г.) представляется маловероятным.

В настоящее время наиболее влиятельной экономической организацией в АТР является Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC). АТЭС был создан в ноябре 1989 г. на 1 -й конференции mi.....стров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского

региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Дж. Хоука. В него вошли шесть стран - участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада. В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну и территорию АТР: десять стран - участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Мьянма, Лаос и Камбоджа), Японию, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию, Соединенные Штаты Америки, Канаду, Китайскую Народную Республику, Гонконг, являющийся особым административным районом Китая, Тайвань, Мексику, Папуа - Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию1. IIa долю 21

участников ЛТЭС в настоящее время приходится 47% мировой торговли, ВВП составляет свыше 18 триллионов долл. Важнейшими формами деятельности ЛТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик - участниц Форума'.

Па первой встрече в Канберре были определены цели и основополагающие принципы работы форума. Его участники договорились, что, во-первых, ЛТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок. Во-вторых, ЛТЭС - экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целыо дальнейшей либерализации торговли. В-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно путем переговоров на равноправной основе. С 1993 г. ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран - членов ЛТЭС. Первый саммит прошел в Сиэтле (США). Па нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства. Такое сообщество в перспективе должно было содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, уменьшению экономических различий в регионе, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование «видение ЛТЭС». Также было оказано содействие успешному завершению Уругвайского раунда ГАТТ, что привело к созданию в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО).

11а втором саммите ЛТЭС в Богаре (Индонезия, 1994 г.) была принята «Декларация об общей решимости экономических лидеров ЛТЭС», которая определила в качестве долгосрочной цел и формирование к 2010-2020 гг. системы свободной и открытой торговли и инвестиций в ЛТР. В 1995 г. была принята Осакская программа действий (Osaka Action Agenda, ОАЛ), в которой были обозначены три базовых направления Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество. В результате четвертого саммита ЛТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 г.) участники договорились приступить, начиная с 1997 г., к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильскин план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы rio либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития''.

Таким образом, развитие АТЭС шло ускоренными темпами, что позитивно влияло на экономические и политические связи в регионе. Однако Россия, чья физико-географическая принадлежность к АТР неоспорима, вплоть до середины 1990-х годов ориентировала свою внешнюю политику, прежде всего, на европейские страны, на сотрудничество с ЕС. Тем не менее в начале 1990-х годов Россия предприняла ряд шагов rio сближению со странами АТР. Так, в сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (С-ТЭС), а в мае 1994 г. - в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). В марте 1995 г. Россия заявила о своем намерении принять участие в ЛТЭС и направила в Секретариат форума соответствующую заявку. В 1997 г., в Ванкувере, на 5-й ежегодной встрече лидеров стран, входящих в

форум ЛТЭС, Россия вместе с Вьетнамом и Перу стала членом данной организации . 11а шестом саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 г.) Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС7.

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая Зеландия, сентябрь 1999 г.) стали уроки азиатского финансового кризиса, меры но восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров в рамках Всемирной Торговой Организации. Были также рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития АТЭС в новом тысячелетии. В работе Форума принял участие В.В. Путин, в то время Председатель Правительства Российской Федерации. Работа саммита показала, что Россия постепенно утверждается в качестве участника АТЭС, располагающего обширным промышленным и ресурсным потенциалом'4. Форум в Брунее, состоявшийся в 2000 г., позволил.закрепить России свои позиции и почувствовать себя равноправным тихоокеанским партнером. Важным моментом стало участие в саммите уже Президента России В.В. Путина, который в своем выступлении подчеркнул, что Россия представляет собой интеграционный узел, связывающий между собой Азию, Европу и Америку.

Саммит АТЭС в Шанхае (КНР, октябрь 2001 г.) стал важнейшим событием в политической и экономической жизни АТР. Повестка дня этой встречи включала обсуждение макроэкономической ситуации в регионе и в мире в целом, вопросы запуска нового раунда переговоров в ВТО, дальнейшее развитие Форума как ведущей региональной интеграционной структуры, проблематику наращивания потенциала людских ресурсов. В качестве основных задач АТЭС на второе десятилетие существования Форума были поставлены дальнейшие шаги по формированию в регионе системы свободной торговли и инвестиций, сплочение Форума в целях более тесного взаимодействия. В выступлении Президента В.В. Путина па Деловом саммите АТЭС перед представителями свыше 500 крупнейших компаний, действующих либо имеющих интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, были намечены стратегические направления действий по вхождению России в мировое и региональное экономическое сообщество. Стоит отметить, что Форум был посвящен не только вопросам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной безопасности. Лидеры стран - членов АТЭС в заключительной декларации Шанхайского саммита осудили теракты в США и призвали к международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Это было первое серьезное политическое заявление, прозвучавшее на форуме за 20 лет его существования''. На саммите в Лос-Кабосе (Мексика, 2002 г.) вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Па Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран - участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. На Форуме АТЭС, состоявшемся в Сантьяго (Чили, ноябрь 2004 г.), обсуждались такие вопросы, как торговля и инвестиции; безопасность людей, включая контртеррористнческие действия; обеспечение эффективности, стабильности и безопасности финансовых рынков; борьба с коррупцией и меры транспарентности. Для России важным итогом Форума в Сантьяго стало заключение соглашений с Чили, Тайванем, Сингапуром, Южной Кореей и Новой Зеландией по вступлению России во Всемирную торговую организацию. В ноябре 2005 г. в Пусане (Республика Корея) состоялась очередная встреча министров иностранных дел и торговли и неформальный самми т глав государств и правительс тв стран-участниц. Девизом Форума стало «К единому сообществу: навстречу вызовам и

переменам». Основными темами Форума стали: обсуждение развития ВТО и ускорение вступления в нее России и Вьетнама; детализация планов по достижению целей, поставленных в Богорской декларации10.

Успехи экономической интеграции в АТР очевидны. На этом фоне особенно заметны «провалы» в сфере военно-политического партнерства, создания региональных блоков безопасности. И это не тенденция последних десятилетий, в годы «холодной войны» попытки создать региональные военно-политические блоки также чаще всего заканчивались провалом. Начиная с конца 40-х годов XX в. Соединенные Штаты в целях реализации курса на «сдерживание коммунизма» стремились создать в регионе систему военно-политических блоков и двусторонних союзов. И если двусторонние соглашения об обеспечении безопасности с Японией, Южной Кореей, Тайванем, Таиландом, Филиппинами, Южным Вьетнамом продемонстрировали свою эффективность, то военно-политические блоки (АЗПЛК, СЕАТО, CEIITO) оставались малоэффективными и неустойчивыми. Более того, план по созданию Организации Азиатско-Тихоокеанского договора (Pacific Asian Treaty Organization, PATO, по замыслу двойник НАТО в Азии) так и остался нереализованным. Попытки США в начале 80-х годов XX в. включить в блок AII3IOC (Австралия, 11овая Зеландия, США) Японию и Республику Корея (с этими странами у США сохраняются наиболее тесные двусторонние военно-политические отношения) также окончились неудачно. Не удалось реализовать и трехсторонний блок США- Япония-Южная Корея, хотя начиная с 70-х годов XX в. Соединенные Штаты стремились к его созданию. В настоящее время в АТР действует лишь одно образование, которое призвано регулировать военно-политические проблемы, - это Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в области безопасности (АТССБ). В Совет входят 18 стран: Австралия, Вьетнам, Индонезия, КНР. КНДР, Республика Корея, Малайзия, Монголия, Новая Зеландия, Россия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония, Канада, США, Евросоюз. Индия является ассоциированным членом этого Совета. Данная организация разрабатывает рекомендации, направленные на поддержание в регионе стабильности, однако реальным влиянием не обладает, а подписание меморандумов, изданных Советом, обычно не влечет за собой конкретных юридических обязательств".

Возникает вопрос: почему в этом регионе попытки создать военно-поли тические союзы чаще всего оканчиваются неудачей? Почему именно отношения на двусторонней основе остаются наиболее эффективными? 11ам представляется, что в основе этого лежат два фактора, первый из них - цивнлизацнопный. Вплоть до середины XIX в. международные отношения в Восточной Азии складывались по схеме вассал - сюзерен. Срединная империя (Китай) и остальные страны региона были связанны системой двусторонних договоров, по которым все иноземные правители рассматривались в качестве слуг китайского императора. Совершенно иная картина складывалась в Европе -коалиции, союзы, блоки - непременный атрибут европейской внешней политики на протяжении веков. Таким образом, исторически международные отношения в Восточной Азии строились именно на двусторонней основе, блоки и союзы - это европейская традиция, привнесенная в Восточную Азию за последние 60 лет.

Второй фактор - историко-полнтический. Большинство государств указанного региона долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрели суверенитет около 50 лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учета исторически сложившихся общностей, а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. Отголоски такого разделения проявляются до сих пор во взаимных территориальных претензиях. Кро-

метого, в годы «холодной нойны>> некоторые государства Восточной Дани принадлежали к разным полюсам биполярной системы, и, несмотря на ее распад, до настоящего времени в их отношениях присутствует определенная степень недоверия12. В настоящее время наиболее значимыми проблемами в регионе Восточной Азии являются: разделения Корейского полуострова, взаимоотношений Китая и Тайваня, спор за острова Южно-Китайского моря (в нем участвуют Бруней, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Китай), конфликт между Китаем и Вьетнамом по поводу Парасельских островов, споры между Филиппинами и Малайзией но поводу провинции Сабах, а также между Индонезией и Малайзией из-за островов Сипадан и Лнгитан.

Таким образом, политическая обстановка в этом регионе не способствует формированию стабильных военно-политических блоков, а тем более системы коллективной безопасности. Более того, многие исследователи полагают, что субрегион Восточной Азии в составе региона АТР может стать источником конфликтов is недалеком будущем. Следует отмстить, что в последние годы силовая тактика решения спорных вопросов заменяется экономической. Так, создание зоны свободной торговли (ЗСТ) со странами АСЕАН не является экономически выигрышным для КНР (отток прямых инвестиции в Юго-Восточную Азию, конкуренция рынков, малая взаимодополняемость экономик), экономисты полагают, ч то в основе этих действий лежат не экономические, аполитические интересы. Создание ЗСТ может привести к тому, что страны АСЕАН окажутся в зависимости от китайского рынка, китайских инвестиции и капиталов, ч то, в свою очередь, приведет к политическому доминированию Китая". Тем не менее сам факт того, что Китай отказывается от силовых мер в пользу экономических, подчеркивает важность интеграционных процессов, происходящих в АТР. Это дает надежду на то, что стабильность и гарантия мирного разрешения конфликтов в регионе могут быть обеспечены при помощи интеграционных образовании, таких как ACEAII, АТЭС, а не военно-политических блоков и союзов.

' Целищев И. Восточная Алия: интеграция? // Мировая экономика и международные отношении. 2003. № 7. С. 46.

-' Мосякоп Д. Китай и страны АСЕАН // Азия н Африка сегодня. 2004. № 8. С. 24. ' Карчава А. Перспек тивы дальнейшей интеграции // Алия и Африка сегодня. 2003. 1. С. 4.

I http://www.apee.oi-g

' Самойлепко В. АТР: станет ли Великий океан мелководным озером? // Проблемы Дальнего Востока. I999. № 5. С. 7 -13.

II Троекурова И. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества в новых условиях // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 1. С. 48-49.

7 Топчаренко С. Саммит АТЭС" в Куала-Лумпуре // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 1. С. 30 39. " ГЬнчарепко С. Саммит стран АТЭС в Окленде // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 1. С. 13 1 4. 11Топчаренко С. Саммит АТЭС в Шанхае// Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1. С. 37 42 .

III http://www.apec.org

11 Агафонов Г. АТР. Сотрудничество азиатских стран крепнет //Азии и Африка сегодня. 2004. № 4. С. 12.

12 Васильев А. Потенциально конфликтный регион // Азия и Африка сегодня. 2004. № 3. С. 8. 1:1 Мосяков Д. Китай и страны АСЕАН // Алии и Африка сегодня. 2004. № 8. С. 26.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.