184
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
УДК 327(470+571)
НОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ИНТЕГРАЦИОННОМ ПОЛЕ АТР
В.В. ОГНЕВА
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиалы в г.г. Брянске, Орле)
e-mail: ognevavv@yandex.ru
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам нарастающей тенденции регионализации в пространстве Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР). Обосновывается важность участия России на интеграционном поле АТЭС (Форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества), позиционирования нашей страны как евразийской державы. Акцентируется внимание на безусловном приоритете экономического партнерства в сравнении с политическим в формате АТЭС. Рассматриваются пути повышения эффективности участия России и субъектов федерации Дальнего Востока как стратегической площадки в интеграционном взаимодействии со странами АТР.
Ключевые слова: регионализация, интеграционные процессы, АТЭС, стратегия России в АТР, потенциал международных связей дальневосточных субъектов Российской Федерации.
На протяжении двух последних десятилетий Азиатско-Тихоокеанский регион заявляет о себе как о новом мощном полюсе экономического развития. Это стало возможным в результате набирающего силу интеграционного взаимодействия государств в рамках АТЭС - Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, созданного в 1989 году в целях поддержания экономического роста стран региона, укрепления взаимной торговли, ликвидации ограничений на передвижение товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО1.
Участниками форума ныне являются 21 страна и территория - Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-НоваяГвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китай), Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония. В странах АТЭС проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 54% мирового ВВП и 44% мировой торговли1 2.
Согласно принятым лидерами АТЭС Богорским целям (Bogor Goals), изложенным в одноименной декларации 1994 года, в регионе АТР к 2020 году планируется создать зону свободной и открытой торговли, обеспечить либеральный инвестиционный режим для развитых и развивающихся экономик. Основными направлениями сотрудничества при этом выступают: а) либерализация торговли и инвестиций; б) содействие бизнесу; в) экономическое и техническое сотрудничество. Как видно, особенность данной интеграционной парадигмы заключается в построении модели взаимодействия как развитых стран, так и развивающихся, существенно различающихся по уровню своего экономического развития.
Приоритетные сферы деятельности АТЭС определяются на ежегодных саммитах и совещаниях министров иностранных дел и отраслевых министров, обсуждаются на встречах рабочих групп и комитетов организации. Основными задачами АТЭС на саммите, состоявшемся 10 ноября 2014 года в Пекине, определены:
• дальнейшее развитие региональной экономической интеграции;
• продвижение реформы экономики;
• инновационное развитие и рост;
• форсирование инфраструктурного инвестирования и комплексной взаимосвязанности3.
1 Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/ minec/ activity/sections/foreignEconomicActivity/economic_organization/ doci07i839593594
2 Что представляет собой АТЭС и каковы его цели? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/ dontknows/ file/1378326
3 Leaders' Declaration. Beijing Agenda for an Integrated, Innovative and Interconnected Asia-Pacific. Beijing,
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
185
Субъектами региональной интеграции в настоящее время все активнее наряду с государственными институтами становятся бизнес-структуры и научные сообщества. Все большую заинтересованность в сотрудничестве проявляют административно - территориальные единицы национальных государств, а применительно к России - субъекты Федерации.
Следует отметить, что под регионализацией понимаются экономические, военнополитические, социокультурные и иные процессы, породившие многообразие региональных структур, которых в мире в настоящее время насчитывается более 100. При этом следует отметить, что политический аспект регионального сотрудничества с конца 80-90-х гг. прошлого столетия стал заметно уступать первенство экономическому. Особенностью современного регионализма является то, что он носит открытый характер. Отличается многомерностью решения проблем (это не только экономическая сфера, но и такие, как охрана окружающей среды, социальная политика, наука, культура и др.), активным участием неправительственных акторов. По мнению Г. Мосея, «рациональная модель» регионального сотрудничества предоставляет возможности выгодной интеграции для государств, находящихся на разных уровнях экономического развития* 4.
Процесс регионализации экономических пространств, все более набирающий силу в современном мире, предстает как тенденция, идущая параллельно процессу глобализации. В одних случаях обе тенденции отличаются противоречивостью, в других обеспечивают несомненное использование выгод большого экономического пространства. Эта точка зрения обстоятельно аргументирована О.Н. Бабуриной, К.В. Кременюком, Е.М. Примаковым, Е. Ратлендом и др.5 Известный американский политолог Дж. Розенау апеллирует термином «фрагмегративность» (fragmegrative), соединяющим в себе понятия фрагментации (fragmentation) и интеграции (integration), отмечая, что в современном мире процессы фрагментации и интеграции идут рука об руку, составляя единое целое6.
Более того, реалии регионализации заставляют ученых и практиков концентрировать внимание на решении глобальных проблем на региональном уровне, а также различных формах включения в международные и внешнеэкономические связи регионов государств. Это становится возможным потому, что процессы регионализации развиваются вширь и вглубь и протекают на нескольких пространственных уровнях: а) континентального масштаба (региональное сотрудничество), примером которого являются такие организации как ЕС, АТЭС, Меркосур, НАФТА и др.; б) отдельных стран (субрегиональное сотрудничество), к примеру, Андская зона: в) административно - территориальных единиц государств (например, приграничное сотрудничество).
В связи с этим трудно согласиться со скептиками, считающими, что процессы регионализации носят кратковременный характер ввиду неустойчивости существующего мирового порядка7. В условиях его динамичного равновесия, полагают они, роль интеграционных объединений будет минимизироваться. Как нам представляется, тенденции регионализации, напротив, будут усиливаться благодаря влиянию целой совокупности факторов8, среди которых наиважнейшим является экономический фактор, отражающий сложившееся региональное разделение труда, вклад регионов в мирохозяйственные связи. Не меньшее значение имеет геополитический фактор, связанный с неравномерностью роли различных регионов в мировой политике, появлением новых центров силы, контролирующих важнейшие стратегические коммуникации. Нельзя сбрасывать со счетов культурно-цивилизационный фактор, заключающийся в цивилизационной общно-
China, November 11, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2014/2014_aelm.aspx
4 Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике / / Экономист. 2002. №9. С.28.
5 Бабурина О.Н. Регионализация и глобализация: к проблеме взаимосвязи // Проблемы современной
экономики. 2008. № 3; Кременюк К.В. Глобальные проблемы в научном измерении//Мировая экономика и международные отношения. 2014. №1; Примаков Е.М. Россия и международные отноше-
ния в условиях глобализации // Международная жизнь. 2001. № 3. С. 3-9.
6 Rosenau J. Turbulence in world politics: a theory of change and continuity. Princeton, 1990; Rosenau J. Citizenship without moorings: individual responses to a turbulent world. Pittsburgh, 1992.
7 Kelly R. Security Theory in the «New Regionalism» // International Studies Review. 9(2). 2007. P. 199.
8 Терновая Л.О. Региональная конфигурация современного мира // Проблемы региональной интеграции: политические, экономические и культурные процессы. М., 2007. С.12-15.
186
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
сти народов и, конечно, географический фактор, имеющий ресурсно-сырьевые параметры заинтересованности в интегративном взаимодействии государств.
Разумеется, экономическая регионализация в определенной мере ограничивает торговую свободу государств. Так, например, в соответствии с законом о запрете на импорт, принятом в 1998 году в Малайзии, являющейся членом АСЕАН, предусмотрена группа товаров, на импорт которых в целях защиты внутреннего рынка могут быть наложены временные ограничения9.
Однако, несмотря на определенные барьеры, регионализация не препятствует развитию процессов глобализации, не являет собой попытки ущемления интересов национальных государств. Региональные интеграционные сообщества осуществляют координирующие функции, обеспечивая выход стран региональных и субрегиональных систем на глобальный уровень. Это в принципе означает, что региональная интеграция содействует экономической и политической стабильности в регионе. Она способствует развитию конкуренции на основе имеющихся преимуществ с учётом интересов всех членов интеграционного объединения.
Об этом свидетельствует Осакская программа действий, реализуемая с 1997 года государствами АТЭС и охватывающая 15 конкретных областей10 11, на которые распространяется либерализация. К ним, в частности, относятся: тарифы; нетарифные меры; сфера услуг (телекоммуникации, энергетика, туризм); инвестиции; стандарты и соответствия; таможенные процедуры; интеллектуальная собственность; политика конкуренции; мобильность бизнесменов и др.
Экономическое и техническое сотрудничество распространяется на область людских ресурсов; индустриальную науку и технологию; малое и среднее предпринимательство; экономическую инфраструктуру; транспорт; энергетику; телекоммуникационную и информационную структуру; стимулирование торговли, сохранение морских ресурсов; рыболовство и др.
В 2001 году положения Осакской программы действий были скорректированы с учетом изменений в мирохозяйственных связях, связанных с ускорением процессов глобализации, развитием «новой экономики» на основе быстро прогрессирующих информационных и коммуникационных технологий. В новом документе указаны конкретные пути взаимодействия государственных, деловых и научных кругов по обеспечению устойчивого развития экономик через экономическое и техническое сотрудничество. Предложены и реализуются научные и образовательные обмены.
Важно то, что интеграционные объединительные процессы в АТР открывают для России перспективу наращивания экономических связей, привлечения инвестиций, выработки скоординированной политики по защите своего внутреннего рынка, что становится важным в условиях «санкционного похода» Запада против нашей страны. В свою очередь, Россия привлекательна для соседей своими энерго и минеральными ресурсами, морскими продуктами, научными технологиями, транзитной территорией, связывающей АТР с Европой. Любопытно, что в период председательства России в АТЭС (2012 год) было отмечено восходящее развитие взаимной торговли с экономиками - участницами АТЭС - в 2011 году их доля во внешнеторговом обороте России составила 23,9% против 16,4% в 2002 году11.
Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать реальное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири. Еще в 2002 году во Владивостоке по инициативе местных властей, поддержанной Правительством России и официальными структурами организации Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества, состоялся инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка АТЭС. В 2012 году Владивосток принял саммит стран АТЭС. Для подготовки к саммиту в рамках федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» была разработана и утверждена подпрограмма «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в
9 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/my/about_my/laws_ved_my/customs_tariff_my
10Осакская программа действий [Электронный ресурс]. Режим доступа:
h1:tp://newsmss.m/doc/mdex.php/Осакская_программа_цействий
11 Лавров С.В. Россия в АТЭС: к новым горизонтам азиатско-тихоокеанской интеграции // Международная жизнь. Специальный выпуск. АТЭС (Россия). 2012.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
187
АТР»12. Приморье, таким образом, реализует контактные функции России во взаимоотношениях со странами АТР. Более значимые объёмы иностранных инвестиций в Приморье в 2013 году были вложены в такие отрасли, как финансовая - 76% (295 млн. долл.), сельское и лесное хозяйство - 10% (37,2 млн. долл.), рыболовство - 1,2% (4,6 млн. долл.), обрабатывающие производства - 2,4% (9,5 млн. долл.), добыча полезных ископаемых -4% (16,2 млн. долл.), здравоохранение - 0,8% (3,3 млн. долл.). Наибольшее количество инвестиций в январе-сентябре 2013 г. поступило из Германии - 76%, Республики Корея -5%, Японии - 4%, КНР - 7% 13.
На расширение международных связей нацелена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинской область) на 2016-2025 годы)», в соответствии с которой планируется полномасштабная реализация новой модели развития Курильских островов, создание конкурентоспособных производств, продвижение новой продукции на рынки РФ и стран АТР, завершение процесса обеспечения необходимой транспортной, портовой инфраструктурой Курильских островов на уровне, достигнутом в особых экономических зонах АТР14. География международной деятельности Сахалина в настоящее время представлена компаниями более чем из 100 стран мира. Главные иностранные партнеры сахалинских деловых кругов - компании Республики Корея, Японии и КНР. В 2013 году объем внешней торговли региона вырос по сравнению с 2012-ым на 1,2% и превысил отметку 18 млрд. долларов США. При этом доля Сахалинской области в совокупном внешнеторговом обороте ДФО составила 45,2%15.
Целям экономического развития подчинена государственная целевая программа Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае"16. Она предполагает в частности создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций и создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности края; развитие внешнеэкономической деятельности в крае; создание и развитие портовой особой экономической зоны "Советская Гавань" и др.
Для полноценного освоения территории Дальнего Востока со всей очевидностью требуется привлечение азиатского капитала к реализации масштабных инфраструктурных проектов. Нужны на Дальнем Востоке и новые производства (энергомашиностроение, автомобильные сборочные заводы), в Амурской области — сельское хозяйство, что также невозможно без азиатских инвесторов. К сожалению, процесс совершенствования механизма участия России в АТЭС все еще несет отпечатки неустоявшихся общественнополитических взглядов на необходимость ускорения участия страны в интеграционных процессах в АТР, АТЭС, в том числе ввиду ограниченности ресурсов, неиспользованных резервов17. В частности, сохраняется широкое поле для дальнейшей либерализации торгового режима, упрощения режима посещения страны представителями деловых кругов, регулирования передвижения рабочей силы и проч. Эффективная стратегия включения российского Дальнего Востока в региональные азиатско-тихоокеанские интеграционные процессы осложняется серьезной демографической проблемой, низкой численностью населения, что влияет на качество трудовых ресурсов. Добавим к этому относительно
12 Самохин А. В. — Саммит АТЭС 2012. Итоги для России. (По материалам российской и зарубежной прессы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.apircenter.org/archives/1889; Саммит АТЭС. Владивосток, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apec.primorsky.ru/information/all_about_apec.html
13 Справка о внешнеэкономических связях Приморского края за 9 месяцев 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-
agencies/departments/touгism/business/Итоги%20%20Пк%20%20ВЭД%20-%209%20мес%202013.pdf
14 Концепция федеральной целевой программы «Социально - экономическое развитие Курильских островов (Сахалинской область) на 2016-2025 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mmvostokrazvitia.m/upload/iЫock/48a/Концепция%20утвержд%202572-р%20оy%2017.12Л4-1.pdf
15 Доля Сахалинской области в совокупном внешнеторговом обороте Дальневосточного региона превысила 45 процентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sakhalin.info/business/90989/
16 Постановление от 02 мая 2012 г. N 137-пр «Об утверждении государственной целевой программы
Хабаровского края «Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://tnu.podelise.ru/docs/index-255603.html
17 Салин П. Три пути России в Азии//Россия в глобальной политике. 2012. №5; Потапов М. Состояние и перспективы экономического развития Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношений. 2014. №1.
188
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
низкую развитость территории по сравнению с европейской частью России, малую компактность населения, более высокую стоимость электроэнергии и транспортных услуг. Но главные причины недоверия инвесторов к Дальнему Востоку кроются в дефиците предложений инвесторам. В настоящее время Министерством по развитию Дальнего Востока подготовлено к реализации 20 из 320 рассмотренных инвестиционных проекта18. Среди них - строительство нефтехимического комплекса на юге Приморского края, завода по производству минеральных удобрений в Находке, рыбопромышленного комплекса на острове Шикотан, угольного терминала в порту Ванино Хабаровского края и др. Большинство инвестиций вкладывают при этом российские бизнес-компании.
Поскольку Сибирь и Дальний Восток являются стратегической базой России в АТР, важное значение приобретает деятельность России в таких направлениях, как:
- участие в работе международных региональных организаций;
- развитие двухсторонних отношений с государствами региона и прежде всего Северо-Восточной Азии - Китаем, Японией, Республикой Корея.
В рамках сотрудничества назрела необходимость формирования полноценного правового поля, единого инвестиционного режима, единых стандартов. Необходимо принятие закона о территориях опережающего социально-экономического развития. Нужен закон о приграничном сотрудничестве. Единое правовое поле защитит интересы работодателей и работников, обеспечит передвижение финансовых потоков, товаров, рабочей силы, инноваций. Единый инвестиционный режим обеспечит потребность в финансовых вливаниях в производство товаров и услуг. Единые стандарты позволят производить необходимую рынку продукцию.
В целом при строгом учете проблемных компонентов, можно сказать, что интересам России отвечает более энергичное, более полное использование возможностей двух-и многостороннего сотрудничества со странами АТР, в том числе в формате АТЭС, что вполне отвечает объективным потребностям геостратегического положения России в качестве евразийской державы.
NEW COMPONENTS OF RUSSIA'S STRATEGY ON INTEGRATION FIELD OF ASIA-PACIFIC REGION
The article is devoted to theoretical and practical aspects of the growing trend of regionalization in the space of the Asia - Pacific region (APR). Draws attention to the multidimensionality of integration, the subject of which is not only the economic sphere, but the environmen-VV OGNEVA tal, technical and scientific communication, educational exchanges, and
others the importance of Russia's participation in the integration field
The Russian Presidential Acade- APEC (A®ia-Pacific co°peration), positioning °ur country as a Eurasian my of National Economy and power. Focuses on the unconditional priority of economic partnership Public Administration in comparison with the political format of APEC. Discussed ways to
improve the effectiveness of Russia's participation and regions in the e-mail: ognevavv@yandex.ru Far East as a strategic site of integration with Asia Pacific countries.
Key words: regionalization, integration processes, APEC, Russia's strategy in the Asia Pacific region, the potential of international relations of the far Eastern regions of the Russian Federation.
18 Дальний Восток готов к приходу инвесторов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://invest-don.com/ru/news/new_element_347/