Научная статья на тему 'Перспективы развития регионализма и регионального подхода к сотрудничеству в АТР'

Перспективы развития регионализма и регионального подхода к сотрудничеству в АТР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / АСЕАН / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОГОВОР / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОН / ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / REGIONALISM / ASEAN / COOPERATION / AGREEMENT / GOVERNING / LAW / CRIMINALITY / INTERNATIONAL ORGANISATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербина Евгения Михайловна, Ница Валерия Николаевна

Рассматривается процесс повышения роли субрегиональных отношений в архитектуре международных отношений в рамках АТР и значение данного процесса для Дальнего Востока России по итогам прошедшего в мае 2016 г. в Сочи саммита Россия АСЕАН. Показаны возможности расширения участия дальневосточных субъектов РФ в международных связях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербина Евгения Михайловна, Ница Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for Regionalism Development and Regional approach to the Cooperation with the Asia Pacific Region

The paper dwells on increasing role of sub-regional relations in architecture of international relations within the Asia Pacific Region and its significance for the Far East of Russia for results of Russia -ASEAN Summit that took place in May, 2016 in Sochi. The authors show the possibilities that exist for increased cooperation for the Far Eastern territorial units.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития регионализма и регионального подхода к сотрудничеству в АТР»

УДК 339.9 ББК 65.5-65

Е. М. ЩЕРБИНА, В. Н. НИЦА

Перспективы развития регионализма и регионального подхода к сотрудничеству в АТР

Рассматривается процесс повышения роли субрегиональных отношений в архитектуре международных отношений в рамках АТР и значение данного процесса для Дальнего Востока России по итогам прошедшего в мае 2016 г. в Сочи саммита Россия -АСЕАН. Показаны возможности расширения участия дальневосточных субъектов РФ в международных связях региона.

Ключевые слова: международные отношения, регионализм, АСЕАН, сотрудничество, договор, регулирование, закон, преступность, международная организация.

E. M. Scherbina, V. N. Nitsa

Prospects for Regionalism Development and Regional approach

to the Cooperation with the Asia Pacific Region

The paper dwells on Increasing role of sub-regional relations In architecture of International relations within the Asia Pacific Region and its significance for the Far East of Russia for results of Russia -ASEAN Summit that took place in May, 2016 in Sochi. The authors show the possibilities that exist for increased cooperation for the Far Eastern territorial units.

Keywords: international relations, regionalism, ASEAN, cooperation, agreement, governing, law, criminality, international organisation.

Прошедший в мае 2016 г. в Сочи саммит с участием Президента РФ и глав 10 стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Association of South-East Nations, АСЕАН) мог бы затеряться среди многочисленных международных мероприятий, но пресса и специалисты отнеслись к нему как к историческому событию,

ЩЕРБИНА Евгения Михайловна — кандидат юридических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой уголовно-правовых дисциплин. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. shcherbina.evgenija@vfrta.ru. НИЦА Валерия Николаевна — аспирант Юридической школы. Дальневосточный федеральный университет. 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. opnpk@dvfu.ru.

© Щербина Е. М. , Ница В. Н., 2016

отражающему структурные сдвиги в системе международных отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и создающему благоприятные внешние условия для участия российского Дальнего Востока в различных областях региональной жизни - политике, экономике, науке и образовании, борьбе с преступностью и незаконной миграцией, в сфере оказания гуманитарной помощи и охраны окружающей среды.

Попытки США и их союзников игнорировать сложившиеся при их же участии правила международной торговли и иной экономической деятельности в рамках ВТО и АТЭС путем создания так называемых «партнерств» в Атлантике и в Тихоокеанском бассейне, позволяющих американским компаниям преодолевать национальные барьеры в этих регионах, вынуждают страны, входящие в БРИКС, АСЕАН и другие международные организации, ускоренно развивать и поддерживать любые региональные и двусторонние инициативы для обеспечения своего участия в региональной международной торговле на взаимовыгодной основе. Именно по такому пути пошел Китай, не участвуя в создаваемом Тихоокеанском партнерстве, а реализуя свои планы по созданию международного экономического объединения с заинтересованными странами. По этому пути идет и Россия, став в 1996 г. полноценным партнером по диалогу Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Двадцать лет равноправного партнерства без создания преимуществ для одной из сторон и без угроз для третьих стран показали правильность выбранного пути, отвечающего интересам развития ускоренного и тесного сотрудничества с такими важными государствами, как Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Сингапур, на двусторонней и региональной основе. Исторические дружественные взаимовыгодные связи с Вьетнамом помогали и сейчас помогают найти общий язык с другими странами объединения, имеющими целый ряд общих задач и проблем развития. С Вьетнамом Евразийский экономический союз уже заключил соглашение о зоне свободной торговли, а на момент проведения сочинского саммита рассматривались заявки и других стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), что создает основу для оформления в перспективе особых торговых отношений между ЕАЭС и АСЕАН в целом.

С момента создания в 1967 г. и расширения в 1995 г. с присоединением Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы АСЕАН - субрегиональная международная организация с общим населением в 600 млн чел., смогла создать широкую сбалансированную систему диалоговых партнерств с ведущими мировыми игроками, включая США, КНР, РФ, Индию, Японию, Австралию и Евросоюз, так что отношения России с ней развиваются не в пику другим форматам и без ущерба для третьих стран.

Нормативной базой отношений стала Комплексная программа действий по развитию сотрудничества РФ и АСЕАН на 2005-2015 гг. [4],

дополненная целым рядом соглашений по отдельным областям и направлениям сотрудничества, а на сочинском саммите ей на смену логично пришел принятый Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (2016-2020 гг.) [3]. В свою очередь, как специально указано, основой для подписанных документов и регулируемых ими отношений являются Устав ООН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор), а само сотрудничество осуществляется с учетом процессов, принципов и норм АСЕАН, включая центральную роль АСЕАН в формирующейся региональной архитектуре.

Министр иностранных дел РФ С. Лавров отмечает, что в ходе обсуждения и реализации текущего сотрудничества РФ и АСЕАН стороны не ограничиваются этим и обсуждают новые открывающиеся перспективы: «В декабре 2015 г. Президент РФ В. Путин выдвинул инициативу формирования экономического партнерства с участием государств - членов Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества (с подключением Индии и Пакистана как будущих членов ШОС). Такое партнерство, опирающееся на принципы равноправия и взаимного учета интересов и открытое для всех заинтересованных сторон, охватывало бы почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности и половину населения нашей планеты» [6].

Отмечена в документах сочинского саммита и необходимость использования других асеаноцентричных механизмов для расширения и укрепления сотрудничества в регионе - Восточноазиатского саммита (ВАС), Регионального форума по безопасности (АРФ), Совещания министров обороны государств АСЕАН с партнерами по диалогу («СМОА плюс»), и др. Но если рассматривать формирующийся региональный механизм как противоядие от так называемого Тихоокеанского партнерства, настойчиво продвигаемого США, то следует отметить, что участники G-7 (семерки крупнейших государств Запада) тоже не забыли пригласить на свое совещание в мае 2016 г. в Японии представителей Индии и ряда других азиатских стран для обсуждения мировых и региональных проблем экономики и устойчивого развития. Это реалии современной мировой политики.

Однако при всей важности политических аспектов регионального и мирового противоборства и сотрудничества у стран АСЕАН, как и у стран Восточной Азии, есть конкретные практические потребности в налаживании взаимовыгодных всесторонних связей с РФ и ЕАЭС, в том числе по экономичной доставке своих грузов и пассажиров в Европу наземным, воздушным и морским путем через Россию или через Россию и другие страны по возрождающемуся Великому шелковому пути,

что объективно ведет к инвестициям в транспортную и иную инфраструктуру российского Дальнего Востока на основе Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия -АСЕАН, одобренной в 2012 г., и регулярно обновляемой по взаимной договоренности программы действий по ее реализации в целях наращивания взаимовыгодных торговых и инвестиционных потоков между Россией и АСЕАН. Есть и надежные источники для таких масштабных инвестиций - помимо уже вложенных федеральным правительством средств в размере 1 трлн руб. и финансов заинтересованных компаний, есть Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и банк БРИКС с уставным капиталом в 100 млрд долл. США каждый, есть и Гонконгская фондовая биржа, давно ожидающая участия дальневосточных российских предприятий и готовая создать площадку во Владивостоке для облегчения совместной работы. Есть и перечень крупных инвестиционных проектов, согласованный сторонами, а также конкретные задачи по организации прямых связей бизнеса, изложенные в пунктах 49 и 50 Комплексного плана: «Организовывать на регулярной основе взаимные поездки делегаций предпринимателей России и государств - членов АСЕАН с целью установления прямых контактов и обмена информацией о торговых инвестиционных возможностях, упрощение получения информации, в особенности относительно норм, правил и политики, оказывающих влияние на инвестиции».

Предполагается также расширить сотрудничество в сфере образования посредством налаживания партнерских отношений между университетами, проведения совместных исследований и обменов между учеными, преподавателями и студентами во взаимодействии с университетской сетью АСЕАН и другими университетскими сетями (п. 126). Эта задача представляется одной из важных, поскольку отсутствие практики приглашения руководителей дальневосточных субъектов на проводимые мероприятия и в создаваемые рабочие группы на министерском уровне напрямую связано с отсутствием на местах подготовленных квалифицированных кадров для такой работы. Видимо, уходит время, когда можно было готовить абстрактных экономистов и юристов, нужна более четкая профессиональная ориентация в сочетании с глубоким знакомством со странами-партнерами, их законами, экономикой и традициями. Пока же на востоке России страноведение преподается только в Дальневосточном федеральном университете, поскольку эта дисциплина традиционно присутствовала в вошедших в его состав университетах.

Инициативность дальневосточных регионов и возможности, закрепленные в Федеральном законе от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», могут заметно повысить роль субъектов РФ и их бизнеса

в согласованном сотрудничестве и формировании договорных связей с регионами государств - членов АСЕАН, и задача обеспечения условий для этого прямо формулируется в Сочинской декларации - содействовать налаживанию контактов между коммерческими структурами, развитию микро-, малых и средних предприятий и укреплению взаимодействия между предприятиями частного сектора России и АСЕАН, а также «укреплять взаимосвязанность между Россией и АСЕАН, в том числе посредством повышения эффективности транспортного сообщения и развития контактов между людьми» (п. 45). Уверены, что речь должна идти не только о дополнительных рейсах Москва - Сингапур для ускоренной перевозки министерских чиновников, включенных в созданные рабочие группы; регионы сами должны искать и использовать возможности для полноценного включения в эту деятельность.

Что касается сотрудничества в области образования, заслуживает внимания проект создания совместного российско-китайского университета на базе МГУ им. М. В. Ломоносова и Пекинского технологического института в г. Шенчжень, где функционирует режим свободной экономической зоны с широким привлечением гонконгского и иностранного капитала. Помимо математики и информатики, в которых МГУ традиционно силен, ожидается обучение и другим специальностям, например международному коммерческому праву, чем вполне могли бы воспользоваться и дальневосточные вузы, настроенные на взаимовыгодное международное сотрудничество. В данном регионе исторические и культурные традиции, сложившиеся под влиянием многих факторов, часто не менее важны, чем содержание законов и местных постановлений. К примеру, в Сингапуре, который славится простотой правил создания, регистрации и деятельности бизнеса, традиционно предпочитают не вкладывать интеллектуальную собственность в уставный капитал компании, чтобы не иметь проблем в случае возникновения внутреннего спора между учредителями, а готовы использовать ее на контрактной основе, например, по лицензионному договору. Есть здесь и существенные национальные особенности ведения бизнеса. В 2010 г. в МГИМО был открыт Центр АСЕАН, деятельность которого ориентирована на реализацию совместных проектов и исследований в области образовательных обменов, на расширение контактов между представителями академических кругов и неправительственных организаций России и государств АСЕАН; его опыт может быть крайне полезен для дальневосточных вузов, готовых к такому сотрудничеству.

Развивается также сотрудничество сторон в сфере безопасности. В 2004 г. в Джакарте была подписана Совместная декларация РФ -АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом [8], а в 2011 г. в Сингапуре состоялось совещание старших должностных лиц

по транснациональной преступности (7-е ССДЛ-ТНП), что наглядно показывает процесс углубления сотрудничества в данной области. В 2010 г. Россия председательствовала на межсессионной встрече Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), где главной темой были международная информационная безопасность и защита критической инфраструктуры. В регионе отмечается востребованность российского опыта в правоохранительной сфере, включая содействие в укреплении соответствующего потенциала «десятки». Заметный шаг вперед был сделан с установлением партнерства России с Ассоциацией национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ) в 2014 г. и его последующим выводом на министерский уровень [6].

У России есть негативный в целом опыт привлечения вьетнамских трудовых ресурсов в начале 1990-х гг., когда были грубо нарушены законные интересы вьетнамских трудовых мигрантов, а в результате во многих областях России и других стран СНГ появились и существуют до сих пор вьетнамские общины; очевидно, что сейчас есть все условия по-другому и в точном соответствии с законом выстраивать в этой сфере взаимовыгодные отношения с участием местных властей.

Не случайно в одном из пунктов Сочинской декларации объединены представляющие интерес для обеих сторон задачи борьбы с транснациональной преступностью, торговлей людьми и незаконной миграцией, морским пиратством, контрабандой оружия, отмыванием денег, международной преступностью и киберпреступностью. АСЕАН высоко ценит готовность Российской Федерации организовывать соответствующие обучающие программы повышения квалификации (п. 8). Представляется, что обсуждение практических проблем сотрудничества правоохранительных органов российского Дальнего Востока и государств - членов АСЕАН с участием представителей АРФ логично было бы начать с тематических научно-практических конференций, и примером может служить международная научно-практическая конференция «Теория и практика противодействия преступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (к 95-летию со дня образования Дальневосточного юридического института МВД России)», которую в этом году проводит в Хабаровске Дальневосточный юридический институт совместно с Хейлунцзянским институтом профессиональной подготовки офицеров МОБ КНР. В ее рамках проводятся и круглые столы по конкретным практическим вопросам подготовки кадров и сотрудничества правоохранительных органов двух стран и соседних регионов.

Практически все страны мира сталкиваются с таким видом преступлений, как незаконный ввоз мигрантов, приносящим огромный доход. Действия преступников сопровождаются коррупцией, дачей и получением

взяток, организованной преступностью, терроризмом. Речь не идет о том, что мигранты напрямую связаны с терроризмом, однако проработанные каналы могут быть использованы террористами для переброски сил, например в Европу, что и вызывает опасения в последнее время и заставляет принимать все новые меры защиты от потоков беженцев и мигрантов. В борьбе с миграционным кризисом перекрытие каналов может спровоцировать поиск более изощренных путей и методов проникновения в ЕС.

Проблема незаконного ввоза мигрантов подрывает целостность страны и общества и уносит тысячи жизней каждый год. Государства в их усилиях по выполнению Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху [7] поддерживает Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), выполняя функцию контроля за исполнением Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Конвенция против организованной преступности) [5] и протоколов к ней. Главная задача УНП ООН в борьбе с незаконным ввозом мигрантов - способствовать всеобщему присоединению к Протоколу против незаконного ввоза мигрантов, цель которого заключается в предотвращении незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ним, обеспечении защиты прав незаконно ввезенных мигрантов, поощрении сотрудничества между государствами, и оказывать государствам помощь в эффективном осуществлении его положений.

Средиземное море — основной и самый опасный путь переправки людей, покидающих родину в поисках защиты и лучшей жизни. В первые пять месяцев 2016 г. две с половиной тысячи человек утонули при попытке перебраться таким образом в Европу. Для сравнения: число погибших за аналогичный период в прошлом году составило 1 855 чел., а в 2014 г. -57 чел. Согласно докладу Интерпола и Европола на перевозке мигрантов в Европу в 2015 г. контрабандисты заработали 5 млрд долл. США. Девять из десяти мигрантов и беженцев, попавших на территорию Евросоюза в прошлом году, обращались за помощью к контрабандистам, в основном для составления маршрутов. Как ожидается, доля таких мигрантов в 2016 г. будет еще больше. Основной поток беженцев идет из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Европейцы должны укрепить потенциал поисково-спасательных операций, более активно противодействовать незаконному ввозу мигрантов по маршрутам Эгейского и Средиземного морей. Генеральный секретарь ООН призывает проявить всесторонний коллективный подход к решению проблем, связанных с крупными перемещениями беженцев и мигрантов. В качестве одной из мер он предлагает расширить легальные каналы миграции.

Россия также столкнулась с потоком мигрантов на российско-норвежской и на российско-финской границах на Кольском полуострове.

В связи с этим на границе России и Финляндии приняты временные меры по ограничениям на международных пунктах пропуска. Возможность пересекать границу буду иметь только граждане Финляндии, России и Белоруссии, а также члены их семей вне зависимости от их национальной принадлежности. У иностранцев не будет возможности проехать в Финляндию через КПП «Лотта» и «Салла», расположенные в Мурманской области. Предлагается выбирать другие маршруты, к примеру через Карелию. По данным Генерального консульства Норвегии, в Мурманске в мае 2016 г. вырос спрос на визы среди жителей региона [1].

На очередном заседании Совбеза РФ Президент В. Путин призвал усилить охрану госграницы, активнее бороться с легализацией мигрантов, находящихся вне закона, не допускать втягивания приезжих в криминал и сделать выводы из миграционного кризиса в Европе. В любом случае странам необходимо объединить усилия и продолжать работать сообща для достижения общих целей. Эта задача актуальна и для российского Дальнего Востока.

В настоящее время, когда есть законодательные и политические условия для учета и реализации интересов субъектов Федерации и национальных интересов России в целом без острых противоречий между ними, необходимо воспользоваться этой ситуацией для эффективного решения неотложных социально-экономических задач страны и регионов, в том числе за счет максимального использования благоприятных внешних факторов, поэтому в рамках рассматриваемой темы можно согласиться со сделанным в Совете по внешней и оборонной политике РФ выводом о том, что к приоритетным задачам в конкретной политике РФ можно отнести наполнение поворота на Восток реальными проектами, курс на создание вместе с Китаем, Индией, Ираном, вероятно, странами АСЕАН, Республикой Кореей, союзниками по ЕАЭС, другими странами сообщества Большой Евразии, открытого для мира и нацеленного на сотрудничество с ЕС [2].

Список литературы

1. Информационное агентство Северпост: В норвежском консульстве сообщили о росте спроса на визы в Мурманске. URL: http://severpost.ru/ read/42813 (дата обращения 18.06.2016).

2. Караганов С. Российская внешняя политика: новый этап? // Российская газета. 2016. 26 мая.

3. Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и ассоциации государств Юго-Восточной Азии (2016-2020 гг.). URL: russia-asean20.ru (дата обращения 16.06.2016).

4. Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3708 (дата обращения 18.06.2016).

5. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения 20.06.2016).

6. Лавров С. В. Россия и АСЕАН: новые грани 20-летнего партнерства // Международная жизнь. 2016. № 5. С. 3-7. URL: http://www.mid.ru/ web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/2295065 (дата обращения 20.06.2016).

7. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol2.shtml (дата обращения 10.05.2016).

8. Совместная декларация Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом. URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/regprla/-/asset_publisher/ YCxLFJnKuD1W/content/id/465706 (дата обращения 20.06.2016).

Ладыгин Ю.М. На пороге важных перемен: интервью с начальником Дальневосточного таможенного управления Ю.М. Ладыгиным / записала П. Стецуренко // Таможня: информ.-ан. обзор. 2016. №4. С. 21-24.

АКТУАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.