Научная статья на тему 'Перспективы расширения партнерства Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Асеан) в политике, экономике и обеспечении безопасности'

Перспективы расширения партнерства Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Асеан) в политике, экономике и обеспечении безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
750
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММИТ РОССИЯ / АСЕАН / ДИАЛОГ И ПАРТНЕРСТВО В ТОРГОВЛЕ И ФИНАНСАХ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО СОЗДАНИЮ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / RUSSIA-ASEAN SUMMIT / DIALOGUE AND PARTNERSHIP IN TRADE AND FINANCE / INTERNATIONAL COOPERATION FOR THE CREATION OF A COMMON ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

В статье отмечены новые перспективы сотрудничества Россия и АСЕАН. Анали-зируется Декларация Саммита Россия АСЕАН в связи с 20-летием установления диало-гового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», принятая 20 мая 2016 года в Сочи. Участники Саммита Рос-сия АСЕАН 2016 года высоко оценили успехи диалогового партнерства, достигнутые за 20 лет взаимодействия между Российской Федерацией и АСЕАН по широкому кругу направ-лений, в том числе в сфере политики и безопасности, торговли и экономики, культуры, кон-тактов между гражданами, подчеркнули, что сотрудничество в целях развития способство-вало укреплению и продвижению отношений России и АСЕАН, а также обеспечению мира, стабильности и процветания региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article noted new prospects for cooperation between Russia and ASEAN. We analyze the Declaration of ASEAN-Russia Summit in connection with the 20th anniversary of the dialogue partnership between ASEAN and the Russian Federation «On the way to a mutually beneficial strategic partnership, adopted on 20 May 2016 in Sochi. Summit Russia-ASEAN 2016. praised the success of the dialogue partnership, achieved over 20 years of cooperation between Russia and ASEAN on a wide range of areas, including in the sphere of politics and security, economy and trade, culture and contacts between citizens podcherkunli that development cooperation helped to strengthen and promotion of relations between Russia and ASEAN, as well as peace, stability and prosperity in the region.

Текст научной работы на тему «Перспективы расширения партнерства Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Асеан) в политике, экономике и обеспечении безопасности»

Перспективы расширения партнерства Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в политике, экономике и обеспечении безопасности

(По итогам Саммита Россия — АСЕАН 19-20 мая 2016 года в г. Сочи) ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА

Заместитель Директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности

Аннотация: В статье отмечены новые перспективы сотрудничества Россия и АСЕАН. Анализируется Декларация Саммита Россия — АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», принятая 20 мая 2016 года в Сочи. Участники Саммита Россия — АСЕАН 2016 года высоко оценили успехи диалогового партнерства, достигнутые за 20 лет взаимодействия между Российской Федерацией и АСЕАН по широкому кругу направлений, в том числе в сфере политики и безопасности, торговли и экономики, культуры, контактов между гражданами, подчеркнули, что сотрудничество в целях развития способствовало укреплению и продвижению отношений России и АСЕАН, а также обеспечению мира, стабильности и процветания региона.

Ключевые слова: саммит Россия — АСЕАН, диалог и партнерство в торговле и финансах, международное сотрудничество по созданию общего экономического пространства

Prospects for expansion of the Russian Federation Partnership and the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) in the political, economic and providing security

(On the basis of Russia-ASEAN Summit on 19-20 May 2016 in Sochi) ZADORINA ANASTASIA MIHAYLOVNA

Deputy Director of the Institute of CIS security issues, head of Center for International and Regional Security

Abstract: The article noted new prospects for cooperation between Russia and ASEAN. We analyze the Declaration of ASEAN-Russia Summit in connection with the 20th anniversary of the dialogue partnership between ASEAN and the Russian Federation «On the way to a mutually beneficial strategic partnership, adopted on 20 May 2016 in Sochi. Summit Russia-ASEAN 2016. praised the success of the dialogue partnership, achieved over 20 years of cooperation between Russia and ASEAN on a wide range of areas, including in the sphere of politics and security, economy and trade, culture and contacts between citizens podcherkunli that development cooperation helped to strengthen and promotion of relations between Russia and ASEAN, as well as peace, stability and prosperity in the region.

Key words: Russia-ASEAN Summit, dialogue and partnership in trade and finance, international cooperation for the creation of a common economic space

Укрепление диалогового партнерства России и АСЕАН: Итоги Саммита Россия — АСЕАН 2016 г.

Сотрудничество России и АСЕАН активно развивается и согласуется с международными принципами ООН и международными региональными принципами и нормами, отражающими центральную роль АСЕАН в формирующейся региональной архитектуре Юго-Восточной Азии. Такое сотрудничество основано на соблюдении взаимных международных обязательств, взятых на себя государствами в рамках Совместной декларации Главы государства Российской Федерации и Глав государств и правительств государств - членов АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве, подписанной 13 декабря 2005 года в г. Куала-Лумпуре (Малайзия).

На межведомственном уровне при координирующей роли министерств иностранных дел России и государств АСЕАН в рамках совещания Россия - АСЕАН, состоявшегося 5 августа 2015 года, было решено создать совместную рабочую группу по подготовке Саммита Россия - Асеан 2016. Она включила видных деятелей и специалистов в области международных отношений в Юго-Восточной Азии и партнерства Россия -АСЕАН с целью анализа российско-АСЕАНовских отношений со времени установления полномасштабного диалогового партнерства в 1996 году и изучения возможных способов дальнейшего укрепления и углубления этих отношений. Перед рабочей группой была поставлена задача выработать практические рекомендации относительно будущего вектора развития отношений между Россией и АСЕАН, которые будут представлены на рассмотрение лидеров стран - участников юбилейного XX Саммита Россия - АСЕАН 19-20 мая 2016 года в Сочи (Россия)1.

Государствами - членами Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) являются: Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины. Основные документы АСЕАН: Декларация о создании АСЕАН (Бангкокская Декларация) 1967 г., Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (Куала-Лумпур-ская Декларация) 1971 г.; Договор о дружбе и сотрудничестве стран - членов АСЕАН (о принципах взаимоотношений стран АСЕАН) 1976 г.; Маниль-ская Декларация АСЕАН, (о порядке урегулирования споров) 1992 г.; Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) 1995 г. Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму 2001 г. С 1994 года действует АСЕАНовский Региональный Форум (АРФ). 2

В последнем форуме АСЕАН, помимо стран АСЕАН, участвовали Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, ЕС, Индия, Канада, КНДР, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Пакистан, Республика Корея, Россия, США.

Отношения Россия - АСЕАН за 20 лет способствовали укреплению и продвижению идей сотрудничества, обеспечению мира,стабильности и процветания региона, основываясь на принципах, целях, общих ценностях и нормах, закрепленных в Уставе ООН, Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийском договоре), Декларации Восточноазиатского саммита (ВАС) о принципах взаимовыгодных отношений (Балийских принципах). Расширение границ евразийского сотрудничества с участием России и стран СНГ делает актуальным сотрудничество

1 Доклад Группы видных деятелей Россия - АСЕАН «Россия - АСЕАН: Обращенное в будущее многоплановое стратегическое партнерство»/ Официальный сайт Саммита Россия- Асеан 19-20 мая 2016 г. в г. Сочи. http://russia-asean20.ru/

2 Основные учредительные и межгосударственные соглашения АСЕАН: Декларация о создании АСЕАН (Бангкокская Декларация) 1967г, Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии(Куала-Лумпурская Декларация) 1971 г. и др. Официальный сайт АСЕАН / Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (ASEAN / Association of South East Asian Nations). http://www aseansec.org

со странами АСЕАН, принимая во внимание, что Сингапур, Малайзия, Филиппины являются быстро развивающимися финансовыми рынками.

Сочинская Декларация Юбилейного Саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» была принята 20 мая 2016 года по итогам обсуждения актуальных проблем международных отношений. Участники Саммита Россия - АСЕАН 2016 года высоко оценили успехи диалогового партнерства, достигнутые за 20 лет взаимодействия между Российской Федерацией и АСЕАН по широкому кругу направлений, в том числе в сфере политики и безопасности, торговли и экономики, культуры, контактов между гражданами, подчеркнули, что сотрудничество в целях развития способствовало укреплению и продвижению отношений России и АСЕАН, а также обеспечению мира, стабильности и процветания региона3.

Как было подчеркнуто на Саммите в г. Сочи, Россия и АСЕАН за 20 лет сотрудничества выполнили и продолжают выполнять обязательства, которые содержат межгосударственные соглашения, в частности, Совместное заявление по итогам Второго саммита Россия - АСЕАН от 30 октября 2010 года, принятое в г. Ханое (Вьетнам).

Выполняются также Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, подписанное в 2005 году, Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - членов АСЕАН о сотрудничестве в области культуры, подписанное в 2010 году, Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН на 2005-2015 годы.

На Саммите подчеркивались тенденции усиления формирующихся региональных объединений государств, что потребует новой «архитектуры» безопасности, которая должна быть открытой, транспарентной, основанной на правилах, соответствующих международному праву, включая принцип равенства государств. Этот форум показал, что установление более прочных, глубоких и взаимовыгодных отношений между Россией и АСЕАН направлено на обеспечение мира, стабильности, процветание региона и защиту прав человека.

Утверждая по итогам Саммита практические меры более тесного сотрудничества, в частности, на международных площадках, были рассмотрены все аспекты развития диалогового партнерства Россия - АСЕАН, включающие нижеследующее положения.

Комментируя результаты, достигнутые на Саммите, можно констатировать, что дальнейшее развитие диалогового партнерства России и АСЕАН означает возможность: 1) продолжения укрепления диалогового партнерства на основе принципов равенства, взаимной выгоды и общей ответственности для содействия обеспечению мира,стабильности, безопасности, процветания, экономического роста, а также устойчивого развития и социального прогресса в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях продвижения к стра-

3 Сочинская Декларация Юбилейного Саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» 20 мая 2016 г. // Официальный сайт Саммита Россия - Асеан 19-20 мая 2016 Сочи. http://russia-asean20.ru/news/20160520/179633.html

тегическому партнерству; 2) расширения взаимодействия на высоком уровне и сотрудничество в рамках диалогового партнерства Россия -АСЕАН и АСЕАНоцентричных механизмов, таких

как Восточноазиатский саммит (ВАС), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и Совещания министров обороны государств - членов АСЕАН с партнерами по диалогу («СМОА плюс»)4.

Сотрудничество в области политики и безопасности России и АСЕАН

Сотрудничество в области политики и безопасности России и АСЕАН означает возможность:

1) подтверждения приверженности принципам и нормам международного права, закрепленным в Уставе ООН, Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийском договоре), включая принципы взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела других государств и неприменения силы или угрозы силой, а также уважение процессов, принципов и норм АСЕАН;

2) продолжения содействию углубления региональной интеграции, в том числе посредством реализации Декларации «АСЕАН-2025: вместе в будущее» и сохранения центральной роли АСЕАН в таких механизмах, как ВАС, АРФ и «СМОА плюс», а также приветствовать роль России в обеспечении мира, безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

3) содействия активизации усилий, прилагаемых государствами - участниками Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокского договора) и государствами, обладающими ядерным оружием, по урегулированию остающихся вопросов, касающихся подписания и ратификации Протокола к данному Договору;

4) поощрения расширения сотрудничества по противодействию традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как международный терроризм,транснациональная преступ-

ность, угрозы информационной безопасности, а также в области борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков в рамках глобальных и региональных механизмов, в первую очередь по линии ООН;

5) развития на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и Глобальной контртеррористической стратегии ООН взаимодействия в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, а также с насильственным экстремизмом и радикализацией. В этих целях поощрять умеренность в качестве средства противодействия экстремизму, как призывает Глобальное движение умеренных сил;

6) содействия сотрудничеству в области борьбы с транснациональной организованной преступностью, в том числе торговлей людьми, нелегальной миграцией, морским пиратством, контрабандой оружия, отмыванием денег, международной экономической преступностью и кибер-преступностью. АСЕАН высоко ценит готовность Российской Федерации и дальше организовывать соответствующие обучающие программы повышения квалификации, включая программы обеспечения морской безопасности, свободы судоходства и воздушной навигации, беспрепят-ственой торговли;

7) выступления за сдержанность в отношениях, неприменения силы и (или) угрозы силой и разрешения споров мирными средствами в соответствии с общепризнанными принципами международного права, в том числе закреплен-

4 Сочинская Декларация Юбилейного Саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» 20 мая 2016 г. http://russia-asean20.ru/news/20160520/179633.html

ными в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а также согласно соответствующим стандартам и рекомендуемой практике

Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организации (ИМО).

Сотрудничество в области политики, экономики, торговли, финансов России и АСЕАН в целях формирования условий общего экономического пространства

Сотрудничество в области политики, экономики, торговли, финансов России и АСЕАН в целях формирования условий общего экономического пространства означает возможность5:

1) поддержания эффективной реализации в полном объеме Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море (ЮКМ) и скорейшее принятие на основе консенсуса Кодекса поведения в ЮКМ;

2) усиления роли Восточноазиатского саммита (ВАС) как основной площадки диалога лидеров по широкому кругу стратегических, политических и экономических вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих общую озабоченность, в том числе продолжать в рамках ВАС многосторонние консультации по формированию архитектуры региональной безопасности;

3) содействия дальнейшему развитию сотрудничества в рамках различных глобальных и региональных объединений, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), форумы «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и «Азия - Европа» (АСЕМ), а также «Группа двадцати»;

4) экономического сотрудничества, развития диалога о возможных путях укрепления сотрудничества в целях поддержки Экономического сообщества АСЕАН (ЭСА) и содействия выполнению Программы развития ЭСА на период до 2025 года;

5) рассмотрения вопроса о возможности взаимовыгодного сотрудничества между АСЕАН, ЕАЭС и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), что будет способствовать устойчивому внутреннему и внешнему экономическому росту, созданию более представительной системы управления международной экономикой в целях эффективного реагирования на глобальные и региональные экономические и финансовые вызовы;

6) содействия реформированию международной финансовой системы с учетом интересов и растущего влияния развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой;

7) поддержания разработки правил многосторонней торговли, обеспечивающих равные права и возможности, а также всеобщее процветание и благополучие;

8) содействия региональному экономическому сотрудничеству посредством регулярных консультаций в рамках существующих механизмов в целях развития торговли и инвестиций, в том числе в интересах создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе открытого и недискриминационного рынка, учитывающего интересы всех экономик;

5 Комплексный План действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (2016-2020 гг.) // Официальный сайт Саммита Россия - Асеан 19-20 мая 2016 г. в Сочи. http://russia-asean20.ru/

9) изучения перспектив кооперации в области электронной торговли в интересах увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций;

10) приложения усилий для значительного увеличения объема торговли между Россией и государствами - членами АСЕАН;

11) рассмотрения в АСЕАН выдвинутого Россией предложения о проведении совместного исследования перспективы создания всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН;

12) содействия развитию партнерских отношений между государственным и частным секторами, в том числе посредством механизмов государственно-частного партнерства, налаживанию контактов между коммерческими структурами, развитию микро-, малых и средних предприятий и укреплению взаимодействия между предприятиями частного сектора России и АСЕАН;

1) укрепления контактов между предпринимателями и деловыми ассоциациями Российской Федерации и государств - членов АСЕАН, в том числе по линии Делового совета Россия -

АСЕАН и посредством взаимных визитов делегаций представителей деловых кругов;

14) содействия созданию благоприятных условий для экономической деятельности путем взаимного улучшения инвестиционного и делового климата, облегчения торговых режимов;

15) изучения перспектив активизации усилий, направленных на обеспечение финансового благополучия населения и повышения его информированности о сложных финансовых продуктах и услугах в условиях быстро развивающейся цифровой среды;

16) изучения перспектив сотрудничества в целях расширения финансирования инфраструктурных проектов в России и АСЕАН.

Сотрудничество в области энергетической безопасности, транспорта, продовольствия науки России и АСЕАН

Сотрудничество в области энергетической безопасности, транспорта, продовольствия науки России и АСЕАН означает возможность:

1) укреплять сотрудничество, направленное на обеспечение энергетической безопасности, включая энергоэффективность, а также повышение доступности энергоресурсов, снижение их стоимости и обеспечение устойчивости, в том числе посредством совместной разработки технологий в области возобновляемых источников энергии и экологически чистой энергетики;

2) развивать сотрудничество в транспортной сфере по таким направлениям, как гражданская авиация, а также создание сетевой инфраструк-

туры морского, автодорожного и железнодорожного транспорта, в том числе посредством наращивания потенциала и обмена наилучшими практиками;

3) изучить возможность сотрудничества в нефтегазовой сфере, в области электроэнергетики, энергоэффективности, гражданской атомной энергетики, возобновляемых источников энергии в целях укрепления энергетической безопасности;

4) способствовать взаимодействию в сфере сельского хозяйства, обеспечению национальной и региональной продовольственной безопасности, а также расширению торговли и инве-

ДЕЛОВОЙ ФОРУМ РОССИЯ-АСЕАН

стиций в производство полезных и экологически чистых продуктов питания;

5) содействовать развитию практики ответственного рыболовства и бороться с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом;

6) вносить вклад в устойчивое развитие морского хозяйства, основанного на балансе между экологической стабильностью и благосостоянием населения, а также между ответственным управлением водными ресурсами и их эффективным использованием;

7) способствовать расширению контактов между исследовательскими центрами, университетами, научными фондами, научно-технологическими объединениями и компаниями в целях разработки и распространения новых технологий;

8) содействовать научному и техническому сотрудничеству, направленному на развитие инновационной экономики в таких областях, как аэронавтика, биотехнологии, нанотехнологии и космические технологии, медицина;

9)изучить возможность налаживания сотрудничества в сфере передачи технологий, совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также наращивания потенциала в области космических технологий и их применения;

10) распространения инновационных продуктов, обмена знаниями в ходе реализации совместных проектов, проведения исследований, семинаров и симпозиумов.

Сотрудничество

в области социально-культурного взаимодействия России и АСЕАН

Сотрудничество в области социально-культурного взаимодействия России и АСЕАН означает возможность:

1) поддержать проведение в 2016 году мероприятий перекрестного Года культуры России и АСЕАН, нацеленных на расширение и укрепление культурных связей между Российской Федерацией и государствами - членами АСЕАН, поощрять усилия и инициативы, направленные на обеспечение прогресса в данной области;

2) развивать сотрудничество в сфере образования в целях укрепления контактов, взаимопонимания и дружбы между людьми, расширять программы профессиональной подготовки, способствовать повышению уровня информирован-

ности и более глубокому пониманию истории, традиций, наследия и культурного разнообразия друг друга посредством организации культурных обменов, художественных выставок, кинофестивалей и иных культурных мероприятий.

3) содействовать межцивилизационному и межкультурному диалогу, укреплять сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, изменения климата, здравоохранения, управления водными ресурсами, расширять возможности доступа к чистой воде и чистому воздуху;

4) поддержать принятие Парижского соглашения на основе Рамочной конвенции ООН об изменении климата;

5) углублять сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий посредством улучшения работы национальных и региональных кризисных центров, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников национальных служб чрезвычайного реагирования и оказания помощи в случае чрезвычайных ситуаций;

6) изучить перспективы сотрудничества в сфере повышения уровня жизни и обеспечения рав-

ного доступа к возможностям для всех, поощрения и защиты прав женщин, детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов;

7) использовать возможности Центра АСЕАН при Московском государственном институте международных отношений (Университете) Министерства иностранных дел Российской Федерации для содействия развитию контактов между людьми, в том числе между представителями академических кругов и молодежи, а также культурных обменов между Российской Федерацией и АСЕАН.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Основные учредительные и межгосударственные соглашения АСЕАН: Декларация о создании АСЕАН (Бангкокская Декларация) 1967 г.; Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (Куала-Лумпурская Декларация) 1971 г. и др. // Официальный сайт АСЕАН / Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (ASEAN / Association of South East Asian Nations) http://www aseansec.org

2. Сочинская Декларация Юбилейного Саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» 20 мая 2016 года. http://russia-asean20.ru/news/20160520/179633.html

3. Доклад Группы видных деятелей Россия - АСЕАН «Россия - АСЕАН: Обращенное в будущее многоплановое стратегическое партнерство» // Официальный сайт Саммита Россия - АСЕАН 19-20 мая 2016 г. в г Сочи. http://russia-asean20.ru/

4. Комплексный План действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (20162020 гг.) // Официальный сайт Саммита Россия -АСЕАН 19-20 мая 2016 г. в г Сочи. http://russia-asean20.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.