РОССИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЕВРОАЗИАТСКОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Е.В. Батурин
Кафедра национальных и федеративных отношений Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
Статья посвящена роли России в развитии межрегиональной и международной антинаркотической безопасности в XXI в. Отмечено значение развивающихся программ Международного антинаркотического партнерства России с международными организациями в азиатском и европейском направлении.
Ключевые слова: межрегиональная безопасность, международная безопасность, антинаркотическая деятельность, международные организации.
Благодаря своему географическому положению, этноконфессиональной мо-заичности и исторической дружественности мировому сообществу Россия в начале XXI в. остается в центре стратегических партнеров многих государств и негосударственных сил на евро-азиатской орбите. Европейские страны, смотрящие на Россию как на младшего брата, воспринимают нашу страну и как надежного источника сырьевых ресурсов (63% экспорта нефти и 65% экспорта газа из России приходится на ЕС [5. С. 77]), и как гарант геополитической стабильности.
Происходящие политические и социально-экономические процессы в мире формируют особую присущую Востоку модель создания безопасности, выстраиваемую на основе межкультурного и этноконфессионального партнерства с непосредственными соседями и со странами сопредельных регионов.
Благодаря этому к России постоянно приковано внимание Пакистана, Индии, Ирана, стран Центральной Азии, КНР и Афганистана. Геополитически и геостра-тегически Россия на протяжении всей истории связанна с Азией. Наши предки это прекрасно понимали и рассматривали среднеазиатские страны как буфер Российской империи на юго-востоке.
В недавние годы многие государства региона демонстрируют достаточную политическую стабильность, подчас в силу комплекса причин (этноконфессио-нальных, социоэкономических, цивилизационных, военно-политических), вместе с тем являясь и центрами достаточно серьезных проблем. Прежде всего это развитие на территории нашей страны транзита наркотиков из Афганистана через страны Центральной Азии в Европу.
Еще двадцать лет назад, когда мировые полюса начали свое развитие по новому историческому вектору, мало кто предполагал, что России предстоит серьезная проверка на прочность ее социально-политических, финансово-экономических реформ. Появившиеся новые угрозы, такие как экстремизм, терроризм, наркоэкспансия, добавили России и всему миру в повестку дня новые задачи, решение
которых должно происходить совместными усилиями. Ни для кого ни секрет, что современный наркобизнес получил свое развитие благодаря протекционистской политике двойных стандартов США в Афганистане. Развитие наркобизнеса и международных преступных организаций, сотрудничающих с афганскими боевиками и полевыми командирами, способствовали углублению политического кризиса в Афганистане.
Россия, определившая для себя приоритеты на международной арене, заняла политику невмешательства в «ошибки» сил НАТО и Администрации Президентов США — «миротворческой» миссии в Афганистане, вызывающей не только у местного населения этой страны, но и у электората США и европейских стран нарастающее недовольство [4. С. 85].
По данным агентства «Гэллап», к началу августа 2010 г. более 43% опрошенных американцев считали ошибкой сам ввод американских войск в Афганистан в 2001 г.
Политику администрации Б. Обамы по отношению к афганской операции не одобряло 57%, а поддерживало всего 36% (См.: [6]). Несмотря на лозунги глобальной «борьбы с международным терроризмом», желание США создать в Афганистане эффективную демократию все же получит в ближайшие годы свое продолжение.
Вывод войск МССБ с территории Афганистана, планировавшийся на лето 2011 г., вероятно, будет перенесен еще как минимум на два года (См.: [7]).
Недееспособность альянса в сферах борьбы с производством и трафиком наркотиков и противодействия коррупции на фоне трудностей в диалоге с местными элитами и населением на уровне провинций ставят под сомнение жизнеспособность всей создаваемой системы.
Учитывая потребность Афганистана в мировой финансовой помощи для обеспечения деятельности своих вооруженных сил, восстановления инфраструктуры и поддержания функционирования учреждений сферы здравоохранения и образования, американцы и мировое сообщество через миссии ООН будут финансировать Афганистан еще минимум лет 15.
В этой связи сценарий хаоса и нового конфликта в Афганистане, а также перспективы обострения как пакистано-афганских, так и пакистано-индийских отношений не выгодны не только странам Азиатского региона, но и России и европейским государствам. Вот почему развитие со стороны России многостороннего сотрудничества и ее посредническая роль с Пакистаном и Афганистаном позволит в будущем не только объединить усилия в борьбе с общими угрозами — незаконной торговлей наркотиками, контрабандой оружия, бандитизмом и терроризмом, но и откроет для России возможность осуществления в будущем различных экономических проектов. Это, кстати, во многом объясняет нынешнюю позицию России, которая выступает за глубокое реформирование структуры международной безопасности при консолидирующей роли ООН и других международных и межрегиональных организаций.
В связи с дальнейшим развитием эффективной системы межгосударственной безопасности возрастает роль и таких региональных и международных организаций, как ОДКБ, ШОС, АТР, АСЕАН, ОБСЕ, НАТО и др.
Россия в силу ее геополитического положения стала проводить комплексную антинаркотическую политику как в странах — донорах-производителях, в стра-нах-транзитерах, являющихся в основном промежуточными в транспортировке наркотиков на пути мирового наркотрафика, так и внутри собственно своего государства, являющегося реципиентом природных и синтетических наркотиков.
Рост наркопроизводства в азиатском регионе имеет важнейшее значение для России прежде всего потому, что она является его неотъемлемой частью, и притом немалой. Интересно, что извечный российский вопрос о том, кто мы — Европа или Азия, в последние годы активно обсуждается на разных уровнях. Давний философский спор российских славянофилов и западников, в ходе которого наш знаменитый поэт А. Блок однажды с пафосом сказал: «Да, азиаты мы...», в эпоху глобализации приобрел новое международное политико-экономическое измерение. Для российских специалистов-практиков в области внешней политики ответ на этот «извечный вопрос» однозначен в плане интересов нашей безопасности и экономического развития: Россия — это и Европа, и Азия. У нас такие же жизненно важные интересы на Востоке, как и на Западе, что и отражено в Концепции внешней политики России. Нынешнее движение России на авансцену мирового развития лишний раз свидетельствует о верности этого тезиса.
Договоренности об оперативном обмене информации заключены Россией с рядом приграничных стран и в двустороннем формате. Принципы взаимовыручки и коллективных действий стали императивом, незаменимым рецептом на случай террористических, экстремистских действий.
Одна из важнейших магистралей новых интеграционных процессов антинаркотической безопасности России является деятельность ШОС и ОДКБ в рамках двусторонних и многосторонних операций «Канал».
Очаги террористической активности и экстремизма придали дополнительный импульс развитию в евроазиатском регионе интеграции по субрегиональному принципу. В долгосрочной перспективе процесс создания сети многосторонних программ безопасности будет иметь тенденцию к укреплению с возможным последующим выходом на единую азиатско-европейскую программу антинаркотической безопасности.
Выдвижение России на ведущие позиции в мировом развитии безопасности в условиях глобализации объективно предлагает евроазиатскому региону объединительную повестку дня на принципах многосторонности и коллективности. Этот фактор — ключевой для интересов России. Он полностью соответствует российскому концептуальному видению глобальной архитектуры безопасности и сотрудничества.
Нужно иметь в виду, что многосторонние форумы и институты сотрудничества России со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, АТР и Евросоюза имеют свою специфику, которая в целом объясняется исторически сложившейся
неоднородностью этого огромного региона. Ядром резко ускорившихся интеграционных процессов стала интегрирующая и партнерская роль России в работе международных площадок и организаций — ШОС, ОДКБ, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Формирующиеся вокруг России многосторонние партнерские объединения по своим функциям и иерархии составляют многослойный пирог многоуровневой безопасности.
Отдельного упоминания заслуживает Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ), который занимается проблематикой мер доверия и кроме заседаний межсессионных групп по профильной тематике проводит ежегодные сессии министров иностранных дел в стране — текущем председателе АСЕАН. Его ценность в том, что он объединяет не только диалоговых партнеров «десятки», но и другие страны АТР (Канаду, Пакистан, Бангладеш, Папуа — Новую Гвинею, Монголию и др.). АРФ — единственное межправительственное многостороннее объединение в АТР, в котором участвует КНДР. Северокорейские представители принимают также участие в так называемой «второй дорожке» АРФ — Азиатско-тихоокеанском совете сотрудничества по безопасности (АТССБ), который является своеобразной лабораторией идей для АРФ. В АТССБ работают неправительственные эксперты, ученые, а также официальные лица, но в личном качестве.
Во всех указанных механизмах АСЕАН принадлежит, как принято выражаться в странах «десятки», «водительское кресло». Это означает, что именно асеа-новцы определяют «правила игры» в этих объединениях. В целом до сих пор это позволяло сбалансировать интересы и влияние крупных держав региона, в известной степени нивелировать потенциальные риски доминирования какой-либо одной из них. В этом, пожалуй, состоит одна из основных характеристик специфики многостороннего взаимодействия в АТР.
Важнейшим моментом в новых интеграционных процессах в АТР стало создание по инициативе той же АСЕАН механизма ежегодных восточноазиатских саммитов (ВАС), первый из которых состоялся в Куала-Лумпуре в декабре 2005 г.
ВАС задумывался асеановцами как «зонтичная» структура для обсуждения на высшем уровне ключевых, стратегических вопросов политики безопасности в регионе. При этом, если посмотреть на состав ее участников (страны АСЕАН плюс КНР, РК, Япония плюс Австралия, Новая Зеландия, Индия), станет ясно, что для его инициаторов Восточная Азия является отнюдь не географическим, а политико-экономическим понятием. Для асеановцев ВАС — это объединяющая площадка для дискуссий с теми партнерами по диалогу, которые наиболее далеко продвинулись в сотрудничестве с «десяткой». Этот принцип становится понятным, если взглянуть на выработанные Ассоциацией три критерия членства в ВАС: наличие у страны статуса полномасштабного диалогового партнера АСЕАН, присоединение к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г., «субстантивные отношения» с Ассоциацией.
Россия подала официальную заявку на участие в ВАС в том же, 2005-м г., поскольку полностью отвечала всем трем асеановским критериям.
Затянувшееся обсуждение российской заявки происходило в условиях, когда не только сами асеановцы, но и их партнеры по диалогу искали новые формы объединительных структур с более широким, отвечающим нынешним интеграционным реалиям охватом. Так, в 2009 и 2010 гг. в регионе активно обсуждались идея бывшего премьер-министра Австралии К. Радда о формировании широкого механизма сотрудничества в АТР — Азиатско-тихоокеанского сообщества, в каких-то чертах напоминающего ЕС, а также японская инициатива создания Вос-точноазиатского сообщества.
Некоторые из асеановцев усмотрели в этих новых построениях угрозу потери «водительского кресла» Ассоциации. В итоге «десятка» уже в этом году вышла с другим предложением — одновременного подключения в той или иной форме России и США к работе ВАС.
Несомненно, роль России и США в АТР трудно переоценить.
Правда, США пока не высказывались однозначно о своих намерениях относительно присоединения к ВАС, а российская заявка лежит на асеановском столе уже пять лет. Таким образом, можно ожидать, что реализация заявки России на участие в ВАС (в той или иной модальности) — дело недалекого будущего.
В любом случае важно, что асеановцы пришли к консенсусу о незаменимой роли России в новых объединительных процессах в АТР.
Упомянутые выше региональные многосторонние объединения создают благоприятную атмосферу для России по дальнейшему мощному развитию безопасности, во многом обеспечивая ее продвижение на передовые рубежи в глобальном масштабе. Вместе с тем осуществляемые в ряде стран Юго-Восточной Азии и др. терроризм и наркотрафик накладываются на возникающие новые вызовы (изменение климата, чрезвычайные ситуации, активизация борьбы за природные ресурсы, прежде всего энергетические, нелегальная миграция, резко возросшая радикализация ислама в ряде стран Юго-Восточной Азии и др.).
На сохраняющиеся риски и угрозы в сфере безопасности некоторые страны региона предпочитают отвечать деятельностью блоковых структур (японо-американский союз, так называемая «сиднейская тройка» — США, Япония, Австралия и др.). Представляется, что повышение их военного замкнутого профиля при фактически неконтролируемом росте расходов на вооружение не отвечает доминирующим в странах АТР тенденциям к поиску коллективных, многосторонних ответов на вызовы безопасности.
Конструктивным шагом в решении глобальной наркоугрозы может стать идея об организации ежегодных совещаний министров полицейских ведомств, здравоохранения России с участием стран АТР, АСЕАН и Европы.
Россия в обозримой перспективе останется одним из стержневых элементов региональной архитектуры безопасности на евроазиатском направлении, важным центром интеграционных процессов. Участие России в работе ОДКБ уже сейчас становится не только практическим взаимовыгодным механизмом кооперации в целях общего развития, но и все более значимым элементом новой многослойной системы сотрудничества и безопасности. Важно отметить, что России совместно
с союзниками по ОДКБ удалось придать импульс работе ОБСЕ, а именно проведению в 2010 г. конференции по комплексному рассмотрению путей противодействия наркоугрозе, включая борьбу с распространением афганского героина и необходимых для его создания прекурсоров, пресечение потоков латиноамериканского кокаина в страны ОБСЕ, а также производства в ряде европейских стран синтетических наркотиков и их последующего экспорта [1. С. 39].
Мощный импульс дальнейшему развитию нашего партнерства дала работа совместной рабочей группы Россия — АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности, утвержден соответствующий рабочий план.
Россия активно участвует и в других многосторонних форматах взаимодействия в АТР, таких как трехсторонний диалог Россия — Индия — Китай (РИК), основанный на близости подходов трех стран к ключевым глобальным и региональным вопросам и нацеленный на раскрытие возможностей их сотрудничества в деле решения задач социально-экономического развития, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМ ДА), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА). Отдельного внимания заслуживает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой Россия и Китай объединили усилия с центральноази-атскими странами (Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией) для решения общих задач безопасности. В настоящее время ШОС является наиболее удобной площадкой для обсуждения и принятия решений, поскольку объединяет практически всех соседей Афганистана [3. С. 20].
Тенденции работы России во всех этих многосторонних объединениях таковы, что степень политической составляющей антинаркотической деятельности будет во все большей степени зависеть от того, насколько успешно и активно Россия в них участвует.
При этом нужно иметь в виду, что задача ликвидации наркотрафика и нар-коассоциированных преступлений внутри страны является лишь составляющей антинаркотической работы и не может снизить наркопотребление даже в краткосрочной перспективе.
Российские регионы Сибири и Дальнего Востока в нынешних социально-экономических и демографических условиях с ее многокилометровыми коридорами свободных территорий также имеют низкий наркобарьер. Постоянная ликвидация вновь появляющихся наркодиллеров может быть решена только с учетом интеграции антинаркотических ведомств России с приграничными странами на основе схем многостороннего и двустороннего сотрудничества в Азии, на Дальнем Востоке, в европейской части и, в более широком плане, со странами АТР, АСЕАН, а также участницами ШОС, ОДКБ и других международных организаций.
Нынешняя работа России в многосторонних объединениях региона призвана создавать внешние условия для решения этой стратегической для нашей страны задачи. Разумеется, антинаркотические усилия должны органично сочетаться с государственными программами по инфраструктурному развитию страны, и особенно восточных и западных регионов.
Повышение качества и продолжительности жизни, повышение рождаемости, снижение материнской смертности, повышение доступности образования,
модернизация системы здравоохранения, образования, инвестиции в развитие промышленного сектора экономики и аграрного комплекса данных регионов и многие другие программы являются оборотной стороной программ устойчивого развития общества.
Иными словами, модернизацию нужно начинать с себя, но вместе с тем используя уже в значительной мере подготовленный дипломатический фундамент наших связей с соседями как в двустороннем, так и многостороннем форматах. России есть что предложить нашим азиатским и европейским партнерам — от проектов построения системы антитеррористической, антинаркотической безопасности в регионе до взаимовыгодного сотрудничества в научно-промышленных и гуманитарных сферах.
С целью создания эффективного механизма по обеспечению безопасности в Азиатском регионе вот уже более 10 лет действует Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
В рамках этой диалоговой площадки 20 стран — членов СВМДА из разных регионов азиатского континента проводят работу в пяти актуальных направлениях, одним из которых является борьба с нелегальным оборотом наркотиков [2. С. 103].
С точки зрения российских усилий в региональной, в том числе антинаркотической безопасности по «врастанию» в многосторонние партнерские связи в ШОС, ОДКБ, АТР, АСЕАН, ЕС и ООН, которые как раз и формируют условия для политического диалога для нашей страны в евроазиатском регионе, сейчас наступает во многом уникальный этап.
Во-первых, в нынешнем году состоится второй саммит Россия — АСЕАН, который придаст мощный импульс нашему практическому взаимодействию с этим «ядром» новой интеграции в АТР.
Во-вторых, как ожидается, в этом же году на саммите АСЕМ в Брюсселе Россия (вместе с Австралией) будет принята в этот форум в качестве полноформатного участника.
В-третьих, в 2012 г. Россия будет председательствовать в АТЭС и проводить саммит этой самой представительной в регионе структуры многостороннего сотрудничества на своей территории.
В-четвертых, судя по всему, приближается момент начала российского участия в работе ВАС.
Все эти факторы в сумме наряду с наращиванием возможностей таких многосторонних объединений, как ШОС, и дальнейшей активизацией нашего партнерства со странами региона в двустороннем формате создают надежную платформу для повышения конструктивной роли России в евроазиатском регионе и движения этого региона с новым качеством нашей работы в нем к решению общих задач безопасности, регионального и глобального развития. Важно, что практически все государства АТР приветствуют такой настрой России, понимая, что у нее нет скрытой повестки дня, а также то, что без нее (или же с ее половинчатым присутствием) новая роль региона в глобальном развитии, как минимум, не полностью востребована.
В последнее время активно ведется дискуссия о модификациях архитектуры безопасности и сотрудничества с Россией, что отражает происходящие быстрые изменения в глобальном политическом развитии и, в частности, перераспределение ролей регионов и отдельных стран в мировой политике.
Иными словами, трансформирующемуся политическому базису требуется обновление политико-дипломатической надстройки. Но ее модернизация в силу отмеченной выше специфики евроазиатских стран, скорее всего, будет проходить поэтапно и напоминать движение вверх по спирали. Одномоментные новые построения представляются на этом направлении невозможными.
Для российских и, очевидно, общерегиональных интересов важно, чтобы поэтапное движение на пути к единой евроазиатской безопасности было инклюзивным, транспарентным, коллективным, основывалось на нормах и принципах международного права и признании центральной роли ООН.
В этой связи поднимаемая Россией в ООН тема афганской наркоугрозы должна в скором времени перейти из дискуссионной в практическую доктрину уничтожения силами МССБ ООН наркоплантаций в Афганистане.
Многослойность региональной архитектуры безопасности и сотрудничества в обозримой перспективе будет сохраняться. В ближайшее время продвижение к построению общего евроазиатского дома видится на путях развития «сетевой» дипломатии и, в частности, реализации Ташкентской инициативы ШОС, выдвинутой в 2004 г., о создании партнерской сети отношений между многосторонними организациями и форумами в АТР. Практическое партнерство между ними позволило бы гармонизировать усилия региональных и субрегиональных объединений, избегать дублирования в их деятельности и, самое главное, стирать как остающиеся в ряде случаев разделительные линии, так и более мягкие различия в направленности и модальностях движения к общей антинаркотической безопасности и совместному процветанию. Такой вклад в глобальное развитие с весомым российским участием будет оптимальным и востребованным.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Азимов А.С. ОБСЕ: пришла пора Европе меняться? // Международная жизнь. — 2010. — № 2.
[2] Бакишев Д. Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. —2010. — № 3.
[3] Моисеев Л.П. Через ШОС снимается масса проблем // Международная жизнь. — 2010. — № 6.
[4] Рогозин Д. Россия перед вызовом «публичной дипломатии» Запада // Международная жизнь. — 2010. — № 8.
[5] Чижов В.А. Россия и Европейский союз // Международная жизнь. — 2009. — № 10.
[6] In U.S., New High of 43% Call Afghanistan War a «Mistake» // Gallup. — 2010. — August 3. URL: http://www.gallup.com/poll/141716/New-High-Call-Afghanistan-War-Mistake.aspx
[7] Interview with Defense Secretary Robert Gates by James Rosen / Fox News. — September 02. — 2010 / См.: URL: http://www.foxnews.com/politics/2010/09/02/transcript-fox-news-interview-defense-secretary-robert-gates-james-rosen
RUSSIA AS THE POLITICAL CENTRE OF THE EUROASIAN ANTINARCOTIC SAFETY IN XXI CENTURY
E.V. Baturin
The Department of National and Federative Relations The Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation
Vernadskogo ave., 84, Moscow, Russia, 119606
The article evaluates the role of Russia in development of international and inter-regional safety in the XXI century. The importance of development of the international programs of anti-drug partnership of Russia with the international organizations in the Asian and European direction is considered in the article.
Key words: inter-regional security, international security, anti-drug partnership, international organizations.