Международно-правовые основы сотрудничества Республики Таджикистан с ШОС в сфере обеспечения безопасности и стабильности в многополярном мире
К.Х. Рахимов
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Республика Таджикистан была одним из соучредителей при появлении ШОС. Исторический шаг на пути трансформации «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества был сделан шесть лет назад в июле 2000 года в столице Таджикистана во время Душанбинского саммита. Последний сыграл важную роль в последовательном утверждении среди государств-участников особого «шанхайского духа». Республика Таджикистан, имеющая более 1300 километров государственной границы с Афганистаном и являющаяся своего рода буфером на пути афганского наркотрафика в Европу, активно выступает за создание широкой международной коалиции. Только на основе объединения усилий можно бороться с этой глобальной опасностью XXI века, финансирующей международный терроризм. Исходя из этого, наша страна была инициатором подписания в рамках ШОС Соглашения о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и выступает за создание единого антинаркотического центра. Кроме того, Республика Таджикистан обладает значительным невостребованным потенциалом, который мог бы быть выгодно использован в интересах экономического развития всего нашего региона. Используя возможности и механизмы ШОС, мы предложили ряд перспективных проектов в области гидроэнергетики и усовершенствования транспортной инфраструктуры. В статье охарактеризовано одно из ключевых направлений совместной деятельности стран участников ШОС по обеспечение региональной и внутригосударственной безопасности путем борьбы с третьими силами, проведения двусторонних и многосторонних военных учений, принятия антитеррористических мер, а также сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности. В работе рассматривается так же становление ШОС, анализируется вклад Республики Таджикистан, внесенный в развитие сотрудничества в сфере безопасности.
Ключевые слова: история, международная межправительственная организация, безопасность, Шанхайская организация сотрудничества, саммит, декларация, международное право, афганская проблема, терроризм, наркоторговля, экстремизм, ОДКБ.
International legal cooperation fundament of the Republic of Tajikistan with the SCO in the field of security and stability in a multipolar world
K. Kh. Rahimov
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract: The Republic of Tajikistan was one of the co-founders when the SCO appeared. A historic step towards the transformation of the Shanghai Five into the Shanghai Cooperation Organization was taken six years ago in July 2000 in the capital of Tajikistan during the Dushanbe summit. That summit latter played an important role in the consistent establishment among the participating states of a special "Shanghai spirit". The Republic of Tajikistan, which has more than 1300 kilometers of the state border with Afghanistan and is a kind of buffer on the way of Afghan drug trafficking to Europe, is actively advocating the creation of a broad anti-drug coalition. Only by joining forces can we fight this global 21st-century danger financing international terrorism. Based on this, our country initiated the signing of the Agreement on the fight against drug trafficking within the framework of the SCO and advocates the creation of a single anti-drug center. In addition, the Republic of Tajikistan has significant unclaimed potential, which could be advantageously used in the interests of economic development of our entire region. Using the capabilities and mechanisms of the SCO, we proposed a number of promising projects in the field of hydropower and improvement of transport infrastructure. The article outlines one of the key areas of joint activities of the SCO member countries to ensure regional and national security by combating third forces, conduct-
ing bilateral and multilateral military exercises, adopting anti-terrorist measures, and cooperating in the field of ensuring international information security. The work also considers the formation of the SCO, analyzes the contribution of the Republic of Tajikistan to the development of cooperation in the field of security.
Keywords: history, international intergovernmental organization, security, Shanghai Cooperation Organization (SCO), summit, declaration, international law, Afghan problem, terrorism, drug trafficking, extremism, Collective Security Treaty Organization (CSTO).
Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) была создана 15 июня 2001 г. в Шанхае Республикой Казахстан, КНР, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Прообразом ШОС была «Шанхайская пятерка», участницами которой были все вышеперечисленные страны, за исключением Узбекистана. Это политическое объединение было основано в результате подписания Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области (Шанхай, 1996 г.) и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 1997 г.) [Рахимов, Курылев 2018: 19].
Таким образом, был заложен механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, создались условия для установления поистине партнерских отношений между странами. После включения в Организацию Узбекистана (2001 г.) «пятерка» превратилась в «шестерку» и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время четыре страны (Иран, Белоруссия, Монголия и Афганистан) имеют в Организации статус наблюдателя, а шесть (Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка) являются партнерами по диалогу. В ШОС входят два постоянных члена Совбеза ООН - «ядерные» Китай и Россия. Еще две ядерные державы - Индия и Пакистан не давно в 2017 г. в саммите (Астане) Казахстане стали полноправными членами ШОС. Индия и Китай к тому же принадлежат к самым быстро развивающимся экономикам мира и являются самыми населенными странами на планете [Рахимов 2019: 241].
В современный период весьма устойчивой тенденцией развития мирового сообщества являются процессы добровольного объ-
единения государств в различные интеграционные объединения, имеющие различную правовую природу и организационно-правовые выражения. Добровольное объединение государств означает в первую очередь не политический союз, а интеграцию экономик, установление интеграционных связей между хозяйствующими субъектами государств [Саидов 2014: 42-56].
Интеграция государств тесно связана с международно-правовым регулированием и понимается как объединение государств, основанное на международно-правовых актах. При этом подчеркивается роль и значение общепризнанных норм и принципов международного права во взаимоотношениях государств-участников интеграционных объединений.
Основным звеном организационно-правового механизма сотрудничества и интеграции государств являются Международные межправительственные организации (ММПО). Региональные ММПО обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений. Они оказывают содействие государствам в решении их экономических, социальных и иных проблем [Мирзоев 2014: 56].
В сотрудничестве Республики Таджикистан (далее - РТ) с Шанхайской организацией сотрудничества в обеспечении региональной безопасности следует отметить, особую роль ШОС в формировании эффективной глобальной системы безопасности перед лицом новых вызовов и угроз.
Внешняя политика РТ успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических и геополитических условиях, всемерно способствуя определению достойного места
республики в мировом сообществе. В провозглашённой Таджикистаном политике «открытых дверей» фактически отражен многовекторный характер внешней политики РТ, который сегодня является одним из фундаментальных параметров внешнеполитической идеологии государства.
Внешняя политика РТ построена на здоровом прагматизме, конструктивности и поиске общности в основополагающих интересах на региональной и мировой арене, на осознании необходимости компромисса при решении всех, даже самых острых проблем межгосударственного и международного характера [Худоберди 2014: 116].
В процессе формирования внешнеполитического курса РТ одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Таджикистан - ШОС. Актуальность сотрудничества Таджикистана с ШОС объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход СССР с политической арены, коллапс биполярной системы, создание ряда новых государств и, следовательно, появление новых проблем - все это вместе взятое заставило многие страны искать утерянный баланс в новых условиях коллективной безопасности и экономического сотрудничества в так называемых региональных объединениях [Лукин 2004: 8-10].
Как известно, идея создания «Шанхайской пятерки» возникла при урегулировании границ между Китаем, Россией и новыми независимыми государствами Центральной Азии, когда в результате переговоров 16 октября 1996 г. в г. Шанхае было подписано «Соглашение об укрепления доверия в военной области в районе границы». Подписание указанного соглашения в г. Шанхае реально укрепило взаимное доверие сторон и способствовало тому, что стороны согласились сократить свои Вооруженные силы в районе границы [Рахимов 2018: 46-47].
Государства-члены ШОС за время деятельности организации активизировали диалог, сотрудничество, продемонстрировали взаимопонимание, разработали стратегию и создали управленческие структуры для реализации намеченных целей. На саммитах государств-членов ШОС в рамках этой ор-
ганизации (1996, 1997, 1998) Китай решил все проблемы о спорных участках границы со всеми соседними государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций.
Последующие пять саммитов «Шанхайской пятерки» составили законченную историческую фазу. В результате поисков и согласования подходов и развития «пятерка» практически завершила этап организационного становления. Изначально сформировавшаяся как совещательная структура по вопросам обеспечения безопасности в пограничных районах, «пятерка» с каждым саммитом расширяла область интересов сотрудничества. Произошло смещение акцентов сотрудничества, которое стало уделять внимание вопросам региональной безопасности, экономики, культуры и другим сферам. Принятые декларации по итогам встреч в Алма-Ате (3-4 июля 1998 г.), Бишкеке (25 августа 1999 г.) и Душанбе (5 июля 2000 г.) в целом определили будущий облик организации и направления ее идейно-политического вектора (равноправие, многополярность, сотрудничество и т.д.) [Саи-дов и Майтдинова 2014: 42-56]. Были заложены основы некоторых институциональных механизмов современной структуры ШОС. Сложившиеся за этот период формы взаимодействия между ведомствами государств-участников в дальнейшем составили основной костяк системы органов ШОС в виде Совета глав государств (СГГ), Совета министров иностранных дел (СМИД), Совещания руководителей министерств и ведомств.
За короткое время ШОС удалось сформировать эффективную структуру, правовую базу, привлекательную для новых потенциальных участников, и стать ведущим игроком в Азии и в мировой политике. В этом сказался заложенный ранее мощный потенциал развития ШОС. Площадь, численность населения и природные ресурсы стран-членов ШОС во много раз превышают аналогичные показатели существующих глобальных и региональных структур безопасности. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61 % от всей территории Евразии. Здесь проживают свыше 3,5 млрд. человек (более половины чело-
вечества), производятся 55% мирового валового национального продукта, сосредоточены 40% мировой торговли. Экономический потенциал включает в себя мощь России, Китая, Индии и ресурсы других членов и наблюдателей организации [Худоберди 2014:143]. Центральноазиатские государства обладают уникальными и достаточными природными ресурсами, производственным, научно-интеллектуальным и кадровым потенциалом.
Международный вес организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом стран-участниц, но и осуществляемым в рамках ШОС стратегическим диалогом двух ядерных держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН - России и КНР. Это, собственно, и определяет ключевую системообразующую роль ШОС в обеспечении коллективной безопасности не только самой Центральной Азии, но и - гораздо шире - Азиатско-Тихоокеанского региона [Мирзоев 2014:165].
Интенсивность политического взаимодействия на различных уровнях - от уровня глав государств и правительств до руководителей министерств, ведомств и специализированных служб, агентств государств-членов ШОС - свидетельствует о несомненной важности саммитов и специальных органов организации.
При образовании ШОС главы шести государств были едины в том, что её создание будет способствовать продвижению многополярности мира и демократизации международных отношений. Они высказались за активизацию усилий, направленных на укрепление стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях, сохранение и совершенствование системы международных договоров и соглашений по контролю над вооружением и разоружением. Это позволило впервые в истории объединить Китай, Россию и большинство государств Центральной Азии, создав, таким образом, многосторонний механизм региональной безопасности и экономического сотрудничества в одном из крупнейших регионов мира [Алимов 2014: 276].
Активная деятельность, осуществляемая в рамках «Шанхайской пятерки» диплома-
тами, военными, представителями правоохранительных органов и спецслужб государств - членов ШОС, позволила создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» - начиная с атмосферы взаимного доверия, взаимных консультаций и до механизма достижения консенсуса и добровольного согласия в выполнении достигнутых договоренностей. Постепенно круг вопросов расширился до сферы внешней политики, экономики, культуры, охраны окружающей среды, включая рациональное использование водных ресурсов, и т.д.
Республика Таджикистан принимала активное участие в процессе формирования и трансформации «Шанхайской пятёрки» в ШОС. В XXI веке, в условиях динамичного развития процессов многополярности, экономической и информационной глобализации, распространение механизма «шанхайской пятерки» на более высокий уровень в целях равномерного распределения водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии будет способствовать дальнейшему эффективному использованию открывающихся возможностей, а также противостоянию новым вызовам и угрозам.
Х. Худоберди отстаивает идею сотрудничества Таджикистана в рамках ШОС в торгово-экономической, инвестиционной, научно-культурной и образовательной сферах [Худоберди 2013: 217].
Анализируя историю формирования ШОС и трансформации «Шанхайской пятерки» в ШОС, можно проследить, как реализация проектов в рамках ШОС способствовала решению важнейших стратегических задач, обозначенных президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном. Основная цель проектов - вывод РТ из коммуникационной изоляции, обеспечение круглогодичного и систематического транспортного сообщения центральных районов с севером республики и государствами-членами ШОС путем реконструкции 354 км автомагистрали, строительство тоннелей Шахристан и Майхура. Проект «Линия электропередачи 500 кВ «Юг-Север» способствовал выводу РТ из энергетической изоляции, т.е. присоединению энергетической системы республики к северу страны и
созданию единой системы энергетики республики.
Впервые вопрос о борьбе против проявлений национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма в основополагающих документах был зафиксирован в «Совместном заявлении участников Алма-атинской встречи (3 июня 1998 г.) - представителей Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан», а также в Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Исторический шаг на пути трансформации «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества был сделан 17 лет тому назад во время Душанбинского саммита 5 июля 2000 г. В тексте «Душанбинской декларации», главы государств «пятёрки» заложили основные цели, задачи, направления и определили приоритетные сферы деятельности будущей международной региональной организации. В целом Душанбинский саммит сыграл важную роль в деле трансформации «Шанхайской пятёрки» в полноценную международную организацию под названием ШОС [Саидов 2014: 42].
Особую роль в ШОС Таджикистан стал играть после терактов в США 2001 г., когда афганская проблема стала ключевой в проблематике безопасности ШОС.
Хотя сразу же после 11 сентября 2001 г. было опубликовано совместное коммюнике глав правительств государств - членов ШОС, в котором осуждались теракты и декларировались твердые антитеррористические позиции, все же ШОС в целом и страны-участницы заняли пассивную позицию. В это время в регионе совершенно изменилась геополитическая расстановка сил - резко возросло присутствие США и НАТО в Центральной Азии и Среднем Востоке.
Не будучи военным и политическим блоком, ШОС сосредоточила свои усилия в сфере экономического развития и сотрудничества. С конца 2001 г. ШОС форсировала разработку Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС, которая была подписана в 2003 г.
Согласно принятым документам, в 27 мероприятиях Республика Таджикистан выступает и как совместная страна-участница, и как совместный исполнитель мероприятий. В этот перечень входили мероприятия в области сотрудничества в сфере транспорта, в сфере топливно-энергетического комплекса, в области агропромышленного комплекса, в сфере науки и новых технологий, в области высоких информационных и телекоммуникационных технологий, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, здравоохранения, образования, туризма и т.д.
ШОС не является военным блоком, однако, страны организации рассматривают вопросы, связанные с безопасностью и борьбой с терроризмом. С 2002 г. в рамках сотрудничества в сфере безопасности страны - члены ШОС регулярно проводят совместные антитеррористические учения (как на двусторонней, так и на многосторонней основе). Самыми крупными из них являются учения «Мирная миссия», проводящиеся с 2003 г.
В 2004 г. между министерствами иностранных дел стран ШОС был подписан протокол о сотрудничестве. В документе подчеркивалось, что для выработки общих точек зрения стран ШОС по основным международным проблемам необходимо проводить консультации на различных уровнях [Шарипов 2010: 7]. Среди основных вопросов были названы безопасность в Центральной Азии, формирование эффективной системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, борьба с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков.
В 2006 г. организация заявила о планах борьбы с международной наркомафией, в 2008-м г. - об участии в нормализации обстановки в Афганистане.
В 2009 г. под эгидой ШОС состоялась первая масштабная международная конференция по Афганистану с участием представителей ЕС, ОДКБ, НАТО и других организаций.
15 июня 2011 г. на юбилейном саммите ШОС главы государств организации
утвердили Антинаркотическую стратегию государств - членов ШОС на 2011-2016 гг. и программу действий по ее выполнению, призванные способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию наркотической угрозе на пространстве ШОС [Худоберди 2014: 276]. Тогда же были подписаны соглашения о проведении совместных антитеррористических мероприятий на территории государств ШОС, о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории стран ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.
В 2012 г. лидеры стран ШОС приняли программу сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг.
В Бишкекской декларации ШОС, подписанной в 2013 г., страны организации заявили о намерении противодействовать «использованию информационно-
коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности государств-членов, противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также усилить борьбу с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия».
Региональная антитеррористическая структура (РАТС), созданная в июне 2004 г., призвана содействовать координации и взаимодействию компетентных органов государств - членов ШОС в одном из приоритетных направлений деятельности Организации - в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В РАТС работают 30 человек, в том числе два от Таджикистана [Шарипов 2010: 18]. В ряде случаев статус «малого» государства не позволяет в достаточной мере использовать потенциал такого государства для эффективной реализации целей соответствующей организации. В частности, Таджикистан, имеющий большой опыт в противодействии терроризму и экстремизму, недостаточно представлен в основных органах ШОС. Хотя решения в ШОС принимаются путем консенсуса, количество голосов, зависящее от размера взноса государства-члена в бюджет Организации, имеет определяющее значение при
выборе представителей государств в органы ШОС.
Неравное представительство государств в органах ШОС расходится с принципом суверенного равенства государств, в соответствии с которым каждое государство-член имеет право на равное представительство в органы международных организаций.
Мощным пособником международного терроризма и его финансовой опорой является незаконное производство наркотиков. Являясь такой же глобальной проблемой, как терроризм, оно требует к себе более решительного и бескомпромиссного отношения. 17 июня 2004 г. по инициативе Таджикистана в рамках ШОС было подписано Соглашение о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Бедность в сочетании с такими сопутствующими ей социальными проблемами, как незаконный оборот наркотиков, высокий уровень безработицы и нелегальная миграция населения, представляют благоприятную почву для распространения терроризма, религиозного экстремизма. В связи с этим необходимо создание Фонда развития ШОС, который в перспективе может участвовать в финансировании экономических проектов слаборазвитых в экономической сфере государств-членов, в том числе Таджикистана [Худоберди 2014: 198].
В настоящее время достигнута степень полного взаимодоверия стран-участников ШОС по вопросам политики и военной сферы, дальнейшие усилия будут направлены на совместную борьбу с третьими силами, а именно: предотвращение цветных революций, борьбу с наркотиками, укрепление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности и борьбу с интернет-терроризмом, пресечение финансирования терроризма с целью прекращения распространения оружия. Таким образом, основными вопросами сотрудничества государств-участников ШОС являются укрепление международного сотрудничества в области безопасности и борьба с третьими силами.
Совместные антитеррористические военные учения в рамках ШОС сдерживают
третьи силы. С момента основания ШОС было проведено несколько совместных антитеррористических учений: «Восточное», серии «Тянь-Шань» и «Мирная миссия», в том числе 7 раз проводились многосторонние совместные военные учения, 15 раз -двусторонние, 9 раз - совместные военные учения правоохранительных органов и служб безопасности [Бобоев 2011: 68]. Необходимо отметить, что совместные антитеррористические военные учения являются эффективным сдерживающим фактором третьих сил в Центральной Азии. Кроме того, учения - это эффективное средство поддержания мира и стабильности в Центральной Азии. Проведение военных учений демонстрирует решимость и волю к борьбе с терроризмом, а также показывает, насколько серьезно отношение глав государств к возможности террористических угроз.
Роль означенных учений трудно переоценить, однако только их недостаточно для эффективной борьбы с третьими силами. Необходимо присутствие гибкости в политике лидеров государств. Кроме того, учения осуществляются на отдаленном расстоянии от мест нахождения террористических групп, поэтому сдерживающий эффект подобных мероприятий оценить довольно трудно. Создание РАТС (Региональной антитеррористической структуры, г. Ташкент) в рамках ШОС также явилось важным шагом на пути борьбы с террористической деятельностью. Это координирующий орган, ответственный за сбор разведывательной информации и обмен ею.
Таджикистан является одним из государств учредителей ШОС и придает важное значение взаимодействию в рамках данного объединения. Для нее вхождение в ШОС означало открытие новых, перспективных направлений многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, экономики и культурно-гуманитарного взаимодействия.
Усилия таджикской стороны, которая несомненно, вносит свой достойный вклад в развитии Организации с момента ее основания, и впредь будут направлены на дальнейшее укрепление добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудниче-
ства между государствами членами Организации, повышение авторитета ШОС в региональных и мировых делах [Бобоев 2011: 72].
Республика Таджикистан всегда исходит из того, что государства-члены должны ценить, сохранять, укреплять и передавать будущим поколениям традиции добрососедства, которые были заложены нашими предками. Совместными усилиями государства-члены многого добились, но постоянно меняющийся мир, новые угрозы и вызовы требуют от нас эффективных решений, обеспечивающих сохранение в регионе мира и безопасности, условий для устойчивого развития и улучшения социального самочувствия.
С помощью и поддержкой государств-членов, наблюдателей и партнёров по диалогу Таджикистан окажет всестороннее содействие для дальнейшего развития ШОС.
В настоящее время продолжается процесс совершенствования деятельности Организации, ежегодно состоятся заседания органов ШОС, в том числе заседания на высшем уровне [Лукин 2004: 8].
Высшим органом ШОС является Совет глав государств-членов Организации. Таджикистан является председательствующим государством в ШОС, которая проводит год своего председательства в этой динамично развивающейся Организации под девизом «Сотрудничество, Соразвитие, Сопроцветание».
Главной и ключевой целью Таджикистана в качестве председательствующей стороны в Организации, прежде всего, дальнейшее продвижение политического и экономического взаимодействия в рамках ШОС.
Под председательством РТ были проведены заседания Совета национальных координаторов ШОС, а также консультации между министерствами иностранных дел государств-членов ШОС по различным вопросам деятельности Организации, 24-ое заседание Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, а также состоялись 1 апреля 2014 г. в городе Кайраккуме РТ Совещание министров обороны государств-членов ШОС, 17 ап-
реля 2014 г. в г. Душанбе девятая Встреча секретарей совета безопасности государств-членов ШОС, 14-15 мая 2014 г. в г. Душанбе Международная научно-практическая конференция на тему: «Шанхайская организация сотрудничества в обеспечении региональной безопасности: проблемы и перспективы», 10-11 июня 2014 г. в г. Душанбе Совещания министров культуры государств-членов ШОС, 19 июня 2014 г. Совещания руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, 25-26 июня 2014 г. в городе Худжанде заседание Руководителей пограничных служб компетентных органов государств-членов ШОС и 21 -22 в г. Кайроккуме июня заседания Молодежного форума ШОС [Лукин 2004: 8].
Для формирования солидной международной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом и экстремизмом за это время в республике были приняты такие законы, как «О борьбе против терроризма» (16 ноября 1999 г.), «О борьбе с экстремизмом» (21 ноября 2003 г.), «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (25 марта 2011 г.), «О внесении дополнений в Закон РТ «О борьбе с терроризмом», а также другие законы и подзаконные акты [Рахимов 2019: 68-69].
Таким образом, компетентные органы Таджикистана ведут активную оперативную работу совместно с другими своими коллегами из государств-членов ШОС в деле пресечения деятельности экстремистских организаций на территории государств-членов ШОС. В результате такой деятельности все попытки международного терроризма по укреплению позиций своих сторонников в странах Центральной Азии, и в особенности в Таджикистане, провалились.
Таджикистан всегда выступает за расширение ШОС и принятие в ШОС новых членов из числа региональных держав при согласии ключевых основателей ШОС -Китая и России. Еще на предыдущем саммите ШОС Душанбе поддерживал идею
расширения организации. Принятие Индии лоббировала Россия, а Пакистана - Китай. Позиция Таджикистана была одинаково положительной по отношению к обеим странам, т.к. Таджикистан имеет добрые дипломатические и торгово-
экономические отношения и с Индией, и с Пакистаном. Более того, в решении афганского вопроса ключевую роль играют и Пакистан, и Индия. Вхождение обеих стран может способствовать разрешению афганского конфликта, а более активное вовлечение Афганистана в повестку обсуждаемых вопросов ШОС, сможет ускорить стабилизацию в регионе Центральной Азии. После включения этих двух стран в ШОС можно будет поднять статус Афганистана до полноправного члена ШОС.
Гораздо более заинтересован Таджикистан в снятии барьеров на пути включения Исламской Республики Иран (ИРИ) в число равноправных членов ШОС. Однако, к решению этого вопроса пока не готовы другие члены ШОС, включая Узбекистан и Казахстан. Ведь в настоящее время устав ШОС запрещает принимать в организацию страны, находящиеся под санкциями ООН [Олимов 2005: 66].
Как известно, в настоящее время идут переговоры о смягчении и снятии санкций Запада в отношении Ирана связанных с его ядерными программами. Если санкции будут сняты, то для поднятия статуса ИРИ до членства в ШОС не будет барьеров. Тем не менее, Россия выдвинула ряд предложений, среди которых - принятие специального заявления по перспективам членства Ирана в организации, задействование площадки ШОС для сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского мегапроекта «Экономический пояс Шелкового пути», создание Международного центра предпроектной подготовки и финансирования проектов ШОС [Куры-лев, Рахимов и др. 2016: 75-76]. Таджикистан поддерживает эти предложения. Что касается перспектив вхождения Ирана в ШОС, то начиная с 2010 г., Таджикистан инициирует расширение клуба ШОС в том числе и по культурно-языковым причинам. Если в перспективе Иран и Афганистан станут членами ШОС, то образуется груп-
па фарсиязычных стран - в противовес тюркоязычным, а фарси-таджикский язык может стать одним из официальных рабочих языков заседаний саммитов ШОС. Кроме того, сотрудничество с Ираном заметно повышают уровень безопасности для Таджикистана. Иран играет важную роль в решении афганского вопроса. Иран также представляется хорошим партнером в развитии инфраструктурных проектов.
В Таджикистане считают необходимым создание войск быстрого реагирования. «Террористическая деятельность осуществляется независимо от границ государств, а антитеррористические операции, как правило, ограничены национальными границами. Этот фактор имеет большое влияние на степень эффективности борьбы с терроризмом» [Умаров 2006: 69].
Укрепление сотрудничества с Организации Договора о Коллективной Безопасности. ОДКБ является военно-политической организацией в рамках СНГ, построенной по приказу московского Объединенного командования, и базируется на основе сил быстрого реагирования. ШОС и ОДКБ имеют сходные стратегические цели и общие интересы, обе организации преследуют цели борьбы с третьими силами и с наркоманией. Учитывая складывающуюся ситуацию в регионе, формирование эффективной и надежной системы региональной безопасности становится для РТ одной из актуальных задач. В этой связи, дальнейшее углубление и расширение отношений в рамках ШОС во всех сферах взаимодействия отвечает интересам целого государства и региона.
Государства Центральной Азии, будучи связующим звеном между Европой и Азией, способны обеспечить транзит российских и китайских грузов по своей территории. Кроме того, Казахстан и Узбекистан играют важную роль как экспортеры углеводородов, а Киргизия и Таджикистан экспортируют электроэнергию. Большие перспективы имеет межрегиональное и приграничное сотрудничество стран - членов ШОС. Все это служит основой для развития многостороннего экономического взаимодействия, цель которого - обеспе-
чение всеобщего устойчивого развития и процветания, создание социально-экономических гарантий безопасности и стабильности, улучшение жизни людей.
Выводы.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в тесном взаимодействии с партнерами Республике Таджикистан удастся придать новую динамику процессу поступательного развития ШОС и дальнейшего повышения своей роли в деле обеспечения мира и процветания в регионе.
Таким образом, историография поставленной проблемы позволяет сделать вывод, что за годы своего существования ШОС превратилась в авторитетную международную региональную организацию и доказала собственную жизнеспособность путем сотрудничества в области региональной безопасности, торгово-экономической сферы, энергетической отрасли, а также при привлечении наблюдателей и партнёров к диалогу. Все вышесказанное подтверждает, что тема исследования имеет особую актуальность не только для Республики Таджикистан, но и для всех государств-членов ШОС.
Краткий историографический обзор и анализ опубликованных работ, а также обзор имеющейся литературы дают основание утверждать, что в области изучения историографии взаимоотношений РТ с ШОС имеются несомненные достижения.
К настоящему времени основные этапы взаимодействия РТ в рамках ШОС стали предметом изучения историков, политологов и международников и получили более или менее полное отражение в научной литературе. Но, вместе с тем, ряд важных вопросов, а именно: расширение торгово-экономического сотрудничества в процессе становления и развития ШОС, укрепление регионального сотрудничества в области безопасности, гуманитарное сотрудничество государств-членов ШОС и др, ещё нуждаются в глубоком историческом исследовании. Предстоит проделать немалую работу, чтобы всесторонне раскрыть и показать и значительные достижения, и трудности на пути становления и развития сотрудничества Таджикистана с
государствами - членами ШОС.
Международное сотрудничество Таджикистана в области безопасности в рамках ШОС привело к значительным достижениям и созданию механизма регулярных встреч глав государств и правительств, в ходе которых были подписаны соответствующие международной правовой системе программы и соглашения. Также Таджикистаном регулярно проводятся масштабные двусторонние и многосторонние совместные военные учения по борьбе с терроризмом, что является сильным сдерживающим фактором для третьих сил в Центральной Азии. ТАкже, для эффективного обеспечения региональной стабильности Таджикистаном реализуются механизмы безопасности, организуются международные конференции по реализации Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития, 20182028 годы», «Противодействие терроризму и насильственному экстремизму-2018-2019 гг.» и мировые спортивные игры.
ШОС ведет активную работу по урегулированию региональных конфликтов, играет конструктивную роль при демаркации границ и решении водных споров между
странами Центральной Азии. На высшем уровне потеплели отношения Таджикистана с Узбекистаном и Кыргызстаном. ШОС в полной мере проявляет инициативу и энтузиазм государств-наблюдателей и партнеров по диалогу, концентрирует ресурсы и усилия в борьбе с третьими силами.
Таджикистаном, в свою очередь, ведется широкое международное сотрудничество с ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ и ОДКБ, акцент в этом вопросе делается на сотрудничестве в области безопасности и экономического развития. Реализуются меры по предотвращению террористической деятельности, в том числе и в виртуальном мире путем укрепления международного сотрудничества в области информационной безопасности.
Дальнейшая политика ШОС должна состоять в осуществлении сотрудничества с международным сообществом (ООН, ЕС, ОБСЕ, БРИКС+ЕАЭС) и др международные объединение с целью построения многополярного мира и демократизации международных отношений, установления справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
Алимов Р. К. Таджикистан и Китай. Курсом стратегического партнерства. Издательство: Весь мир, М., 2014. - 384 с.
Annick Valleau, Komron Rahimov, Aleksandr Cherkasov. The Soft Dimension of the Shanghai Cooperation Organization's Fight Against the "Three Evil Forces". Insights on Counter-terrorism Preventive Measures and Youth Education. // European Journal of Contemporary Education. Vol. 7. (4) 2018: P. 858-873.
Бобоев Ш. Шанхайская организация сотрудничества в геополитической структуре Среднего Востока. Душанбе: ООО «Контраст», 2011. - 268 с.
Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озинковская Е., Рахимов К.Х. (2016) Евразийский экономический союз во внешнеполитической стратегии России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Т. 16. № 1. С.75-86.
Курылев К.П., Савичева Е.М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего содружества независимых государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 1. С. 61 -72.
Лукин А. Шанхайская Организация Сотрудничества: проблемы и перспективы // Международная жизнь. 2004. № 3. С. 8-10.
Мирзоев Н.М. Таджикистан-ШОС: магистраль сотрудничества. Душанбе, 2014. 178 с.
Олимов М. Проблемы безопасности в Центральной Азии: взгляд на ШОС из Республики Таджикистан // ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии: Материалы международной конференции (5 октября 2005 г.). - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2005. - С. 66 - 71.
Рахимов К.Х. Курылев К.П. Роль ШОС в обеспечении безопасности Центральной Азии // [б. м.]: Издательские решения, Екатеринбург. 2018. 202 с.
Рахимов К.Х. Шанхайская организация сотрудничества как международная межправительственная организация // Евразийский юридический журнал №1 (116) 2018. С. 46-51.
Рахимов К.Х. Правовые проблемы обеспечения и укрепления международной безопасности: терроризм, экстремизм и наркоугроза // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2018. №9. С. 241-249.
Рахимов К.Х. Правовое регулирование противодействия терроризму и экстремизму в государствах Шанхайской организации сотрудничества // Евразийский юридический журнал. №2 (129) 2019. C.67-70.
Саидов Х.С., Майтдинова Г.М. Шанхайская организация сотрудничества - стабильность, доверие и сотрудничество на основе «шанхайского духа» // Внешняя политика, 2014. № 2. С. 42-56.
Умаров Ф.Б. Роль ШОС в процессе региональной глобализации // Таджикистан и современный мир. № 3 (12). 2006. - С. 69 - 75.
Худоберди Х.Х. Таджикистан-ШОС: стабильность и процветание. Душанбе, 2013.
Худоберди Х.Х. Деятельность Республики Таджикистан в процессе становления и развития ШОС. Душанбе: Ирфон, 2014. - 381 с.
Шарипов Ш.Ш. Установление и укрепление торгово-экономических, научно-технических и культурных отношений между Таджикистаном и Китайской Народной Республикой (1991-2008 гг.): автореф... канд. истор. наук. Душанбе: ТНУ, 2010. - 21 с.
Об авторе: Рахимов Комрон Хакимджонович, аспирант 3-го года обучения кафедры международного права РУДН (email: [email protected]).
REFERENCES
Alimov R.K. Tadzhikistan i Kitaj. Kursom strategicheskogo partnerstva. Izdatel'stvo: Ves' mir, M., 2014. - 384 s.
Boboev Sh. Shanhajskaya organizaciya sotrudnichestva v geopoliticheskoj strukture Sredne-go Vostoka. Dushanbe: OOO «Kontrast», 2011. - 268 s.
Kurylev K.P., Naryshkin V.S., Ozinkovskaya E., Rahimov K.Kh. (2016) Evrazijskij ekonomicheskij soyuz vo vneshnepoliticheskoj strategii Rossii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. T. 16. № 1. S.75-86.
Kurylev K.P., Savicheva E.M. Faktor kul'tury v modernizacii i prognozirovanii budushchego sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 1. S. 61-72.
Lukin A. Shanhajskaya Organizaciya Sotrudnichestva: problemy i perspektivy // Mezhdu-narodnaya zhizn'. 2004. № 3. - S. 8 - 10.
Mirzoev N.M. Tadzhikistan-SHOS: magistral' sotrudnichestva. Dushanbe, 2014. - 178 s.
Olimov M. Problemy bezopasnosti v Central'noj Azii: vzglyad na SHOS iz Respubliki Tadzhikistan // SHOS i problemy bezopasnosti v Central'noj Azii: Materialy mezhdunarodnoj konfer-encii (5 oktyabrya 2005 g.). - Almaty: Kazahstanskij institut strategicheskih issledovanij pri Pre-zidente RK, 2005. - S. 66 - 71.
Rahimov K.Kh. Kurylev K.P. Rol' SHOS v obespechenii bezopasnosti Central'noj Azii / K.H. Rahimov, K.P. Kurylev. - [b. m.]: Izdatel'skie resheniya, Ekaterinburg. 2018. - 202 s.
Rahimov K.Kh. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva kak mezhdunarodnaya mezhpravitel'stvennaya organizaciya // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal №1 (116) 2018. S. 46-51.
Rahimov K.Kh. Pravovye problemy obespecheniya i ukrepleniya mezhdunarodnoj bezopas-nosti: terrorizm, ekstremizm i narkougroza // Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo uni-versiteta. Seriya social'no-ekonomicheskih i obshchestvennyh nauk. - 2018. - №9. S. 241-249.
Rahimov K.Kh. Pravovoe regulirovanie protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu v gosu-darstvah Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. №2 (129) 2019. C.67-70.
nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T.2. № 6 (2019)
Saidov H.S., Majtdinova G.M. Shanhajskaya organizaciya sotrudnichestva - stabil'nost', do-verie i sotrudnichestvo na osnove «shanhajskogo duha» // Vneshnyaya politika, 2014. № 2. S. 4256.
Umarov F.B. Rol' SHOS v processe regional'noj globalizacii // Tadzhikistan i sovremennyj mir. № 3 (12). 2006. - S. 69 - 75.
Hudoberdi H.H. Tadzhikistan-SHOS: stabil'nost' i procvetanie. Dushanbe, 2013. - 248 s.
Hudoberdi H.H. Deyatel'nost' Respubliki Tadzhikistan v processe stanovleniya i razvitiya SHOS. Dushanbe: Won, 2014. - 381 s.
Sharipov Sh.Sh. Ustanovlenie i ukreplenie torgovo-ekonomicheskih, nauchno-tekhnicheskih i kul'turnyh otnoshenij mezhdu Tadzhikistanom i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj (1991-2008 gg.): avtoref... kand. istor. nauk. Dushanbe: TNU, 2010. - 21 s.
About the author: Rahimov Komron Khakimjonovich, Postgraduate student of the Department of international law of the Law Institute of the RUDN University (e-mail: [email protected]).