Научная статья на тему 'Стратегические направления евразийского сотрудничества государств - участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму'

Стратегические направления евразийского сотрудничества государств - участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
799
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВЫМ ВЫЗОВАМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙ-СТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИН-ФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / COUNTERACTION TO NEW CHALLENGES IN THE FIELD OF SECURITY / COMBATING INTERNATIONAL TERRORISM / TRANSNATIONAL CRIME / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье сказано, что развитие сотрудничества в рамках ШОС направлено на противодействие традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как меж-дународный терроризм, транснациональная преступность, угрозы информационной безо-пасности и др. Оно осуществляется в целях реализации глобальных и региональных меха-низмов международной и региональной безопасности, разработанных ООН. Стратегиче-ские направления сотрудничества государств участников ШОС по обеспечению безо-пасности, закрепленные в Ташкентской декларации ШОС от 24 июня 2016 года, обсужда-лись ранее на межгосударственном уровне, включая встречи секретарей советов безопас-ности государств членов ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article said that the development of cooperation within the SCO framework aimed at countering traditional and new security challenges such as international terrorism, transnational crime, threats to information security and others. It takes place in order to implement the global and regional mechanisms of international and regional security, developed by the United Nations. Strategic directions of cooperation of the states-participants of the SCO security enshrined in the SCO Tashkent Declaration of 24 June 2016, discussed earlier on international level, including the meeting of Secretaries of Security Councils of the SCO member states.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления евразийского сотрудничества государств - участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму»

Стратегические направления евразийского сотрудничества государств — участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму

(Об итогах юбилейного XV Саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 23-24 июня 2016 года в Ташкенте и 11-той встречи секретарей Советов безопасности государств — членов ШОС 13-14 апреля 2016 года в Ташкенте)

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Директор Института проблем безопасности СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: экономика, политика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье сказано, что развитие сотрудничества в рамках ШОС направлено на противодействие традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как международный терроризм, транснациональная преступность, угрозы информационной безопасности и др. Оно осуществляется в целях реализации глобальных и региональных механизмов международной и региональной безопасности, разработанных ООН. Стратегические направления сотрудничества государств — участников ШОС по обеспечению безопасности, закрепленные в Ташкентской декларации ШОС от 24 июня 2016 года, обсуждались ранее на межгосударственном уровне, включая встречи секретарей советов безопасности государств — членов ШОС.

Ключевые слова: противодействие новым вызовам в сфере безопасности, противодействие международному терроризму, транснациональной преступности, обеспечение информационной безопасности

Strategic directions of cooperation of the SCO Eurasian security of the states- parties, combating international terrorism and extremism

(On the results of the anniversary 15 th of the Summit of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) on 23-24June 2016 in Tashkent and the 11th meeting of the Secretaries of Security Councils of the SCO member states on 13-14 April 2016 in Tashkent)

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH

Director of Institute of the security problems CIS, chief editor of journal "International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences

Abstract: The article said that the development of cooperation within the SCO framework aimed at countering traditional and new security challenges such as international terrorism, transnational crime, threats to information security and others. It takes place in order to implement the global and regional mechanisms of international and regional security, developed by the United Nations. Strategic directions of cooperation of the states-participants of the SCO security enshrined in the SCO Tashkent Declaration of 24 June 2016, discussed earlier on international level, including the meeting of Secretaries of Security Councils of the SCO member states.

Key words: counteraction to new challenges in the field of security, combating international terrorism, transnational crime, information security

Новые векторы евразийского партнерства на Саммите ШОС 2016 года и перспективы взаимодействия ЕАЭС, ШОС и ЭПВШП

Наметившиеся тенденции расширения сотрудничества в сфере безопасности и борьбы с терроризмом и экстремизмом, формирование экономического и стратегического партнерства между Россией и евразийскими государствами в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) отражают новые векторы создания скоординированной внешней политики по этим вопросам. Особенно это актуально в контексте ежегодного Саммита Шанхайской организации сотрудничества, который прошел 23-24 июня в столице Узбекистана г. Ташкенте. Подписание Ташкентской декларации, приуроченной к 15-летнему юбилею ШОС, а также Меморандумов об обязательствах Индии и Пакистана в целях получения ими статуса государств-членов, является важным шагом в укреплении интеграционных процессов и безопасности на евразийском пространстве. В Ташкентской Декларации Саммита ШОС 23-24 июня 2016 года страны - члены ШОС поддержали необходимость принятия универсальных правил поведения государств в информационном пространстве, поскольку информационное пространство должно быть мирным, безопасным, справедливым, открытым, основанном на принципах сотрудничества, уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран1.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении в Ташкенте на Саммите ШОС 23 июня 2016 года подчеркнул, что сотрудничество в рамках ШОС имеет высокий потенциал взаимодействия, отвечающий интересам безопасности и экономического развития государств

в евразийском регионе. В ходе выступления В.В. Путина на Саммите ШОС 2016 года собравшиеся участники форума отметили, что ШОС и Экономический пояс Великого Шелкового пути (ЭПВШП), благодаря высокому экономическому, финансовому и торговому потенциалу Китая, Индии и активной позиции стран - членов ШОС, могут стать выгодными и надежными партнерами Евразийского экономического союза. Россия и Китай ведут переговоры о партнерстве ЕАЭС, ШОС и ЭПВШП с 2015 года после Саммита ШОС 2015 года в Уфе. По итогам переговоров в течении прошедшего года видно, что экономическое партнерство ЕАЭС, ШОС и ЭПВШП на основе договоров о сотрудничестве и создании общего экономического пространства имеет реальные перспективы2.

На заседании Совета глав государств - членов ШОС в рамках Саммита ШОС 2016г. в Ташкенте Президент России Владимир Путин еще раз подтвердил, что участие стран - членов ШОС, государств - участников СНГ в интеграции с ЕАЭС и Экономическим поясом Великого Шелкового пути может стать прологом к формированию большого евразийского партнерства.

В.В. Путин также отметил, что заинтересованность в сотрудничестве с ШОС по экономическим вопросам высказывают страны Юго-Восточной Азии, о чем недавно шла речь в Сочи на Саммите АСЕАН. По мнению В.В. Путина, успешной реализации экономических проектов в рамках ШОС могли бы способствовать такие финансовые институты развития, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Банк развития БРИКС3.

1 Текст Ташкентской Декларации ШОС, принятой на Саммите ШОС 24.06.2016 г. к 15-летнему юбилею ШОС. http://tass.ru/ ро!Шка/3391221; http://www.utro.ru/news/2016/06/24/1287666.shtm

2 Россия и Китай договорились о «состыковке» ЕАЭС и «Шелкового пути» // Экономика и бизнес. 8 мая 2015 г. http://tass. ги/екопот1ка/1956881

3 Выступление В.В. Путина на Саммите ШОС 24.06.2016 в Ташкенте: Интеграция ШОС, ЕАЭС и Шелкового пути -шаг к формированию евразийского партнерства. Евразийский коммуникационный центр. http://eurasiancenter.ru/ news/20160624/1004382764.html

Развитие сотрудничества в рамках ШОС, направленное на противодействие традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как международный терроризм, транснациональная преступность, угрозы информационной безопасности и др. проходит в целях реализации глобальных и региональных механизмов международной и региональной безопасности, разработанных ООН. Стратегические направления сотрудничества государств - участников ШОС по обеспечению безопасности, противодействию

международному терроризму и экстремизму, укреплению мер информационной безопасности и стабильности, закрепленные в Ташкентской декларации ШОС от 24 июня 2016 года, обсуждались ранее представителями стран - членов ШОС на межгосударственном уровне, включая встречи секретарей советов безопасности государств - членов ШОС.

На одиннадцатой встрече секретарей советов безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества 13-14 апреля 2016 года в Ташкенте были поддержаны глобальные контртеррористические механизмы и стратегии ООН по взаимодействию в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, а также с насильственным экстремизмом и радикализацией. Секретари советов безопасности государств -членов ШОС отметили, что международная и региональная безопасность остаются подверженными риску вследствие сохраняющейся политической, экономической и социальной нестабильности, растущих масштабов терроризма, экстремизма, радикализма.

Обсуждение мер противодействия современным международным и региональным угрозам на межгосударственном уровне сотрудничества органов государственной безопасности стран — участников ШОС

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев в своем выступлении на встрече секретарей советов безопасности государств - членов ШОС в г. Ташкенте 14 апреля 2016 года отметил важность данной встречи с точки зрения укрепления международной и региональной безопасности4.

В выступлении Н.П. Патрушева сделан комплексный анализ современных угроз международной и региональной безопасности, а также

оценка международных отношений в различных регионах мира. Содержание высказанных подходов по актуальным проблемам международной, региональной и национальной безопасности приведено ниже.

Отмечено, что несмотря на завершающую стадию подготовки ряда важных документов в сфере безопасности текущее положение дел в международных и региональных делах требует от России и других стран - участниц ШОС более решительных

4 Об итогах одиннадцатой встречи секретарей советов безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества 13-14 апреля 2016 года в Ташкенте. Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации http:// www.scrf.gov.ru/news/1064.html

и согласованных действий. Это касается следующих тревожных факторов, создающих международную напряженность:

• Не дает поводов для оптимизма развитие ситуации на Украине, поскольку нежелание Киева выполнять Минские договоренности от 12 февраля 2015 года отодвигает перспективы установления мира в юго-восточных районах страны.

• Серьезный характер приобретает эскалация противостояния в Нагорном Карабахе, которую подстегивают отдельные внешние игроки.

• Необходимо также учитывать непредсказуемость ситуации на Корейском полуострове, рост напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нестабильную ситуацию в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Подчеркнуто, что, в целом, оценивая происходящие в мире события и усиливающиеся негативные тенденции, можно сказать, что создается впечатление, будто мир пытаются фрагмен-тировать, а затем путем обещаний и давления объединить страны по региональному принципу в форматы, доминирующим центром в которых будут отдельные внерегиональные государства. Имея печальные примеры Афганистана, Югославии, Украины, а также некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки, страны ШОС должны проявлять осторожность и осмотрительность в выборе партнеров.

Констатировано общее ухудшение атмосферы международных отношений, обусловленное сознательным наращиванием Западом антироссийской и антикитайской риторики, принятием односторонних санкций, усилением внерегио-нальной активности на пространстве ШОС и расширением американской военной инфраструктуры. При этом в западных столицах не воспринимают нынешние политические и экономические процессы в Евразии, направленные на консолидацию континента и становление его как ведущего политико-экономического полюса мира. Государства - участники ШОС, по-прежнему оцениваются сквозь призму понятий холодной вой-

ны. Согласно такой логике, ШОС рассматривается в качестве серьезной помехи для реализации западных замыслов, а входящие в ШОС страны будут предсказуемо подвергаться дальнейшему давлению. Будет продолжена политика ослабления существующих режимов, направленная на создание условий для смены руководства и отказа от внешнеполитической самостоятельности. При этом нельзя исключать, что, начиная с 2017 года, западниками будет проводиться еще более наступательный, жесткий курс.

Отмечены негативные стороны возрождаемой блоковой дипломатии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе выстраивается глобальная система американской противоракетной обороны, раздуваются противоречия между региональными игроками, укрепляются существующие и создаются новые военно-политические альянсы. Становится очевидным, что на практике навязываемое Западом «Транстихоокеанское партнерство» является замаскированным блоком, направленным на сдерживание государств - участников ШОС под предлогом борьбы с терроризмом и пиратством, для укрепления мира и стабильности в АТР в целом. Указанные действия нарушают стратегический баланс сил, затрудняют движение в направлении военно-политической разрядки и создают непосредственную угрозу на пространстве ШОС.

В выступлении Секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева 14 апреля 2016 года в г. Ташкенте прозвучала убежденность, что общим интересам отвечало

бы дальнейшее усиление влияния и авторитета ШОС, в том числе за счет принятия новых членов. Также была высказана полная поддержка председательству Узбекистана в отношении императивности реализации решений Уфимского саммита ШОС 2015 года в части, касающейся приема Индии и Пакистана.

Отмечено, что подключение новых государств к сложившимся механизмам взаимодействия, в том числе к Региональной антитеррористической структуре ШОС, учрежденной 7 июня 2002 года (РАТС), потребует «точечных» практических шагов, к проработке которых необходимо приступить уже сейчас.

Давая общую оценку мировым угрозам, докладчик ясно подчеркнул, что ошибочная и агрессивная политика Запада на международной арене, а также развязанные войны и внутриполитические конфликты породили целый ряд новых вызовов и угроз, из которых наибольшую опасность для всего мирового сообщества представляют терроризм и экстремизм.

Особенно подробно в этой связи были освещены российско-турецкие отношения. Трагедия с российским самолетом над Синаем, череда терактов в Европе и других точках планеты заставили мировое сообщество задуматься над тезисом, который России и ее союзники по ШОС давно пытаются до него донести. Суть этого тезиса в том, что необходимо обеспечить сплочение усилий стран мира в борьбе с терроризмом, поскольку объединение усилий всех государств мира в борьбе с терроризмом - главный приоритет, а имеющиеся противоречия должны отойти на второй план.

Убедительно аргументировано, что именно рост террористической угрозы обусловил начало операции Воздушно-космических сил России в Сирии. Россия с самого начала обозначила основную цель - борьба с терроризмом на дальних рубежах. В среднем российские летчики совершали до 80 боевых вылетов в день, наносили по 300-350 ударов по позициям террористов. Таким образом, были созданы необходимые предпосылки для вытеснения джихадистских боевиков на земле правительственными силами, прекращения огня и запуска политического процесса. При этом раскрыли себя покровители и спонсоры террористов, в том числе в лице турецкого руководства. При выполнении боевого задания над сирийской территорией турками был вероломно сбит российский военный самолет. Однако Россия не пошла на обострение ситуации. Но какие переговоры о партнерстве с Турцией в рамках ШОС можно после этого в принципе вести?

Подчеркнуто, что Президентом Российской Федерации целенаправленно принято решение о частичном сокращении присутствия Воздушно-космических сил России в Сирии. Сейчас нужно действовать аккуратно и постепенно, сконцентрировать усилия на контроле за соблюдением режима прекращения огня. Конечно, параллельно важно запустить политический процесс. Необходимо принять приемлемую для всех сирийцев Конституцию, работать над формированием переходного правительства и проведением досрочных президентских выборов под плотным международным контролем. Конечно, определять, кто станет будущим президентом страны, должен исключительно сам сирийский народ.

В выступлении отмечено, что конструктивное взаимодействие России и США по Сирии является ярким примером того, что такое сотрудничество не только возможно, но и эффективно. Это особенно важно в условиях, когда международные террористические организации продолжают вовлекать в свою деятельность все новых сторонников на пространстве ШОС. Наблюдается активиза-

ция деятельности террористов в отношении национальных вооруженных сил и правоохранительных органов государств-членов. Отмечается рост вербовочной работы, в том числе с использованием социальных сетей. В этом процессе играют роль материальное вознаграждение новобранцам, запугивание населения и продолжающаяся финансовая подпитка извне. Особую опасность представляют граждане, вернувшиеся из-за рубежа.

Акцентировано внимание на том, что укреплению безопасности на пространстве ШОС не способствует сохраняющаяся нестабильность в Афганистане. Влияние талибов давно вышло за пределы традиционно контролируемых ими территорий. На сегодняшний день они способны проводить военные операции в любой точке страны с возможностью одновременного привлечения до трех тысяч человек. Таким образом, на деле наметившийся ранее раскол в движении не повлиял на его военный потенциал. Велика вероятность того, что в ходе начавшейся весенне-летней кампании талибы получат под контроль целый ряд провинциальных и административных центров, поставив под вопрос дальнейшее существование правящего режима в Кабуле.

На этом фоне усилия западников по подготовке, консультативной и логистической поддержке афганских национальных сил безопасности не приносят результата. Не прекращающиеся боевые действия бьют по социально-экономическому положению страны. В текущем году зафиксирован обвал валового национального про-

дукта на 50 %. Число временно перемещенных лиц превысило один миллион. Еще около восьми миллионов нуждаются в гуманитарной помощи.

В этих условиях в Кабуле ожидают от ШОС более существенного вклада в стабилизацию ситуации, в том числе - в борьбу с наркопроизводством и наркотрафиком, а также в повышение эффективности афганских национальных сил безопасности.

Высказана убежденность, что скорейшее восстановление мира и экономическое возрождение Афганистана отвечают интересам всех государств - членов ШОС. При этом ясно, что усилия по политическому урегулированию ситуации в этой стране должны осуществляться самими афганцами при координирующей роли ООН. Констатировано, что особых сдвигов в деле национального примирения в ближайшее время ожидать не приходится. На этом фоне ИГИЛ (организация запрещена России) наращивает деятельность и присутствие в северных афганских провинциях, прилегающих к границам с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Всего, по нашим оценкам, в Афганистане насчитывается уже около 10 тысяч ИГИЛовцев. Сторонники ИГИЛ выявлены в 25 из 34 афганских провинций. Создано 8 лагерей подготовки боевиков по всей стране, в половине из которых проходят обучение русскоговорящие выходцы из стран СНГ. Затем их перебрасывают на север Афганистана. Образована группировка «Лашкар-е-Хорасан», целью которой является установление в центральноазиатских государствах законов шариата.

Предложения Российской Федерации по дальнейшему взаимодействию государств — участников ШОС на антитеррористическом направлении

Опираясь на перечисленные выше факторы международной напряженности и, отмечая возможные пути их урегулирования, секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев сформулировал принципиальные моменты позиции Российской Федерации и предложения

по дальнейшему взаимодействию государств -участников ШОС на антитеррористическом направлении. Они включают следующие меры:

1. Создание широкого фронта противодействия ИГИЛ на основе норм и принципов международного права при центральной координирующей роли

ООН, а также консолидация усилий государств -членов ШОС на основе партнерского взаимодействия, при уважении суверенитета и территориальной целостности, соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств.

2. Полное и своевременное выполнение антитеррористических резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Важно, чтобы в данном контексте ШОС и ее Региональная антитеррористическая структура способствовали налаживанию конструктивного международного сотрудничества в деле борьбы с терроризмом и противодействия выдвижению предварительных условий, связанных с конъюнктурными политическими и экономическими соображениями.

3. Параллельное проведение работы по выявлению и эффективному блокированию денежных средств, направляемых на финансирование ИГИЛ, наращивание усилий по локализации государств, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические отношения с террористами, проведение линии на включение в стандарты ФАТФ запрета на любые торговые, коммерческие и финансовые операции стеррористиче-скими организациями.

4. Всемерное наращивание усилий в рамках ШОС на антинаркотическом направлении, прежде всего путем поддержки мер по укреплению международной системы контроля над наркотиками, основанной на трех базовых конвенциях ООН. Давно пора переходить к созданию эффективной системы правового реагирования на по-

явление новых синтетических наркотиков и других психоактивных веществ, пресекать любые попытки их легализации. В этом контексте поддержана необходимость завершения согласования и утверждения на предстоящем Саммите в Ташкенте 23-24 июня 2016 г. Антинаркотической стратегии ШОС и Программы действий по ее выполнению на период 2017-2022 годов.

5. Безотлагательные и решительные усилия по совершенствованию Региональной антитеррористической структуры ШОС, в том числе за счет придания ей антинаркотических функций. Конкретные действия до сих пор не просматриваются, что требует активизировать работу на данном направлении, отодвинув на второй план имеющиеся разногласия технического характера. Первым практическим шагом могло бы стать формирование в рамках РАТС рабочей группы по борьбе с финансированием террористической деятельности за счет доходов от незаконного оборота наркотиков. При этом не ставится под сомнение важность усилий Центральноазиатского регионального информационного координационного центра, с учетом соответствующих инициатив по повышению эффективности взаимодействия в этой сфере и, в частности, предложения Таджикистана о создании Антинаркотического центра.

6. Пресечение деятельности по распространению террористических и экстремистских идей в медиапространстве с использованием сети Интернет, а также защита от вмешательства во внутренние дела государств - членов ШОС с помощью информационно-коммуникационных технологий для подрыва их национального суверенитета.

7. Продвижение практического сотрудничества РАТС с профильными структурами ООН, СНГ. ОДКБ и АСЕАН. Важно наращивать взаимодействие по предупреждению и пресечению деятельности иностранных террористов-боевиков как в зонах вооруженных конфликтов, так и после их возвращения на родину. Необходимо активизировать обмен информацией в отношении

перемещений террористов и их участия в радикализации политических и общественных настроений в наших государствах. В рамках реализации данной задачи возрастает востребованность Международного банка данных по противодействию терроризму, действующего под эгидой Национального антитеррористического комитета, а также потребность в налаживании эффективного механизма взаимного информирования по вопросам беженцев в целях своевременного выявления лиц, причастных к деятельности ИГИЛ, и других террористических группировок.

В заключение своего выступления Н.П. Патрушев поблагодарил коллег из государств - членов ШОС за выступление на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2015 года в качестве соавторов проекта резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Он отметил, что в дальнейшем в рамках ШОС важно проводить скоординированную политику по продвижению совместного проекта «Правил поведения к области обеспечения международной

информационной безопасности», обновленная редакция которого была представлена в январе 2015 года в качестве официального документа 69-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Активное продвижение единых подходов государств - членов ШОС в области международной информационной безопасности важно обеспечить в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности, в частности - при обсуждении мер укрепления доверия, направленных на снижение рисков возникновения конфликтов в результате использования информационных и коммуникационных технологий.

Продвижение идей единых подходов государств - членов ШОС в области международной безопасности, включая информационную безопасность, в рамках Регионального форума АСЕАН нашло отражение в Сочинской Декларации Юбилейного Саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому пар-тнерству»5.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Выступление В.В. Путина на Саммите ШОС 24.06.2016 г. в Ташкенте: Интеграция ШОС, ЕАЭС и Шелкового пути - шаг к формированию евразийского партнерства. Евразийский коммуникационный центр. http://eurasiancenter.ru/news/20160624/ 1004382764.html

2. Текст Ташкентской Декларации ШОС, принятой на Саммите ШОС 24 июня 2016г. к 15-летнему юбилею ШОС http://tass.ru/politika/3391221; http://www. utro.ru/news/2016/06/24/1287666.shtm

3. Об итогах одиннадцатой встречи секретарей советов безопасности государств - членов Шан-

хайской организации сотрудничества 13-14 апреля 2016 г. в Ташкенте. Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov. ru/news/1064.html

4. Декларации Юбилейного Саммита Россия -АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», принятая 19-20 мая 2016 г. в Сочи. http:// russia-asean20.ru/news/20160520/179633.html

5 Декларация Юбилейного Саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», принятая 19-20 мая 2016 г. в Сочи. http://russia-asean20.ru/news/20160520/179633.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.