Евразийские векторы сотрудничества стран — участников Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной и региональной безопасности
НИКИТЕНКО ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ,
кандидат военных наук, доцент, старший научный сотрудник Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации
Аннотация: Статья посвящена вопросам функционирования и перспективам интеграции евразийских государств в контексте расширения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как института обеспечения региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В статье подчеркнуто, что повышение роли ШОС обусловлено историческими и современными реалиями сотрудничества государств — участников ШОС и их готовностью обеспечить национальную и региональную безопасность с учетом культурно-исторической общности Евразии, военно-политической ситуации в сопредельных с Центральной Азией регионах, антитеррористическим взаимодействием государств — членов ШОС, стратегическим сближением России и Китая, военными контактами и сотрудничеством государств — членов ШОС в формате ОДКБ и др.
Ключевые слова: военно-политическое сотрудничество, нормативно-правовое обеспечение, правосубъектность, целеполагание в региональной безопасности, национальная и коллективная безопасность
Eurasian cooperation vectors of the Shanghai Cooperation Organization member countries to ensure international and regional security
NIKITENKO VALERY IVANOVICH,
Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Military Institute of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the functioning and prospects of integration of the Eurasian states in the context of the expansion of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) as an institution for ensuring regional security in the Asia-Pacific region. The article emphasizes that the increasing role of the SCO is conditioned by the historical and modern realities of cooperation of the SCO member states and their readiness to ensure national and regional security, taking into account the cultural and historical commonality of Eurasia, the military and political situation in the regions adjacent to Central Asia, the antiterrorist interaction of the member states SCO, the strategic rapprochement between Russia and China, military contacts and cooperation of the SCO member states in the CSTO format, etc.
Key words: military-political cooperation, regulatory support, legal personality, goal-setting in regional security, national and collective security
Трансформация ШОС в евразийский институт обеспечения международной и региональной безопасности
Актуальность темы статьи обусловлена состоянием современной системы международных отношений, которая продолжает осложняться. Намерения США удержать свои слабеющие позиции в качестве глобального гегемона приводит к увеличению объема насилия в международных отношениях, инициирует вооруженные конфликты различной интенсивности, провоцирует глобализацию международного терроризма и массовую нелегальную миграцию.
В результате, мировая военно-политическая система теряет свою устойчивость, генерирует напряжение в структуре и логике отношений между Западом и Востоком и порождает новые технологии доминирования и новые подходы к организации военного дела.
Становится все более очевидно, что существующий миропорядок нуждается в серьезной модернизации, а глобальный характер современных вызовов и угроз требует ответа консолидированными усилиями всего мирового сообщества в рамках международного права.
Одним из перспективных направлений обеспечения международной безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в многополярном мире Российская Федерация рассматривает сотрудничество евразийских государств, представленных такими организациями, как ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС и БРИКС.
Каждая из перечисленных организаций представляет несомненный интерес, обладает большими возможностями и способна решать многие вопросы глобальной и региональной безопасности. В то же время непосредственно для Центрально-Азиатского региона одной из наиболее привлекательных по потенциалу участников,способных эффективно влиять на происходящие в регионе процессы, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
ШОС была образована 15 июня 2001 г. по инициативе Китая на базе форума «Шанхайской пятерки». По мере решения приграничных вопросов, доставшихся сторонам от бывшего противостояния КНР и СССР (подписание соглашений об укреплении доверия в области отношений военного сотрудничества и сокращения вооруженных сил взаимными усилиями на границе в 1996 г., о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 г.), позволило «Шанхайской пятерке» обратиться к вопросам безопасности, требовавшим совместных усилий всех ее участников. Начиная с 1998 г. на саммитах «пятерки» повесткой дня стала безопасность в Центрально-Азиатском регионе и совместная борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным сепаратизмом.
Кроме того, трансформацию «Шанхайской пятерки» в ШОС подтолкнуло резкое осложнение военно-политической обстановки в Центрально-Азиатском регионе, вызванное распадом СССР. Начиная с 1990-х гг. в страны Центральной Азии хлынул поток эмиссаров и боевиков различных международных террористических и экстремистских организаций. Резко возрос контрабандный поток оружия и наркотических веществ. Угрожающие масштабы приобрела нелегальная миграция. Обострение военно-политической обстановки сопровождалось активизацией в регионе деятельности США и их союзников, которые стремились во что бы то ни стало ослабить российское влияние на постсоветском пространстве и путем дестабилизации обстановки в регионе привести к власти режимы, подконтрольные или лояльные США.
Сложившаяся обстановка и понимание государствами региона невозможности противостояния таким глобальным вызовам и угрозам в одиночку послужили основанием для интеграцион-
ных процессов и объединению усилий, выразившихся в образовании ШОС.
Правовой особенностью ШОС является тот факт, что по уставным документам организация не является ни военным блоком, ни военно-политической структурой, ни полноценным институтом региональной безопасности. Механизм взаимодействия стран - участников ШОС ограничен сферой безопасности, экономикой, гуманитарной сферой и в соответствии с ее нормативными документами предусматривает неприменение силы или угрозы силой и исключает ведение военной деятельности.
Однако сегодня существующих механизмов реагирования на новые военные опасности и военные угрозы государствам региона явно недостаточно. На этом фоне наблюдается общая заинтересованность в обеспечении национальной безопасности и укреплении обороноспособности государств ШОС, которая имеет положительную динамику и сказывается на интеграции в военной сфере.
Такая позиция обусловлена целым рядом обстоятельств, определяющих готовность участников организации решать вопросы национальной и региональной безопасности на своем пространстве, к числу которых относятся: культурно-историческая общность Евразии; военно-политическая ситуация в сопредельных с Центральной Азией регионах; антитеррористическое взаимодействие государств - членов ШОС; стратегическое сближение и сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой; военные контакты и сотрудничество государств -членов ШОС в формате ОДКБ и др.
Значение культурно-исторической общности Евразии в обеспечении безопасности
Культурно-историческая общность народов Евразии обусловлена единой системой ценностей, совпадающей с единым геополитическим пространством и едиными интересами безопасности проживавших и проживающих сегодня на территории Евразии народов.
Такая ценностно-идеологическая общность и совместимость взглядов и основных элементов моделей развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона является следствием тесной интеграции славянских и тюркских народов, совместно проживавших в течение многих столетий на евразийском пространстве - от Центральной Европы до Сибири и Казахстана. Результатом данной интеграции стало устойчивое добрососедство славян, татар, башкир, казахов, киргизов, узбеков и
других народов Евразии и эволюционное формирование единой культурно-исторической среды с сохраняющимся владением большинством элит и жителей региона русским языком. Данный фактор, даже несмотря на колоссальные изменения, вызванные приобретением в конце ХХ столетия рядом стран Центрально-Азиатского региона независимости и суверенитета, по-прежнему является конкурентным преимуществом России в регионе и интуитивно побуждает народы Центральной Азии к сохранению добрососедства и интеграции.
Однако следует заметить, что данное преимущество не может быть бесконечным. Лимит доверия к России во многом зависит от ее политико-экономической привлекательности для со-
седей по региону и способности к консолидации усилий евразийских государств в интересах обеспечения суверенитета, территориальной целостности, равной безопасности и стабильности развития всех государств региона.
Очевидно, что Россия должна использовать свой исторический шанс и, на фоне общего ос-
ложнения международных отношений, стать поставщиком безопасности на евразийское пространство, способной обеспечить сохранение ценностных ориентиров, уникальной идентичности каждого народа и устойчивость моделей экономического и политического развития государств региона.
Оценка военно-политической ситуации в сопредельных с Центральной Азией регионах в контексте безопасности
Военно-политическая обстановка в регионах, пограничных с территориями государств Центральной Азии, характеризуется географическим расположением государств - членов ШОС в так называемой масштабной дуге нестабильности, начинающейся в Северной Африке и на Ближнем Востоке и проходящей через Кавказ и Каспий в Центральную и Южную Азию и бурным экономическим ростом Китая, Японии, Республики Корея, Сингапура, Малайзии и других стран евразийского региона.
Нестабильность в регионе вызвана прежде всего беспокойным соседством с Афганистаном. При попустительстве, а зачастую и при поддержке США, в Афганистан после поражения в Сирии устремились толпы боевиков Исламского государства и представители всевозможных террористических и экстремистских организаций. Они не отказались от идеи распространить объявленный ими халифат на все пространство «Большого Ближнего Востока» и используют территорию Афганистана как плацдарм для перегруппировки и накапливания сил.
В настоящее время их количество стремительно растет, особенно в северных районах Афганистана. Эмиссары ИГИЛ активно и успешно ведут вербовку в свои ряды представителей афганских группировок движения типа «Талибан», «Хизб-ут-Тахрир» и «Джабхат Фатах аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра»), а также молодежи, которой обещают религиозную и социальную справедли-
вость, приключения и общение со сверстниками и единоверцами. Открыто звучат пропаганда и призывы к радикально настроенному мусульманскому населению стран Центральной Азии с оружием в руках сражаться на их стороне. Ведется работа по привлечению новых адептов и спонсоров как из числа исламистов, так и неофитов.
Активизировав свою деятельность на территории Афганистана, боевики ИГИЛ демонстрируют, что действуют не хаотично, а достаточно организованно и на основе разработанной стратегии с четко поставленными целями и задачами. Они последовательно восстанавливают свою террористическую активность, источники финансирования и подминают под себя производство и торговлю наркотиками (производство опиума в Афганистане составляет почти 90% мирового), что рано или поздно приведет к их самодостаточности.
Кроме того, угроза распространения влияния ИГИЛ в Центральной Азии объясняется наличием восприимчивой к этой идее социальной базы, способной возрасти в численности в случае активизации сторонников ИГИЛ по их возращении на родину. Установлено, что в рядах афганских и пакистанских талибов и боевиков в Сирии и Ираке воюет около 4000 выходцев из Центрально-Азиатских стран, а на территории Северного Вазиристана (Пакистан) созданы «Исламское движение Восточного Туркестана» и «Исламское движение Узбекистана». Все они прошли воен-
ную подготовку, обросли международными связями и могут концентрироваться на территории Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Синь-цзян-Уйгурского автономного района Китая как «спящие ячейки».
В складывающихся условиях возможность повторения событий «арабской весны» в странах Центральной Азии недооценивать нельзя. Необходимо уже сейчас предпринимать соответствующие превентивные меры, направленные на усиление антитеррористического взаимодействия государств евразийского региона и, что вполне
обоснованно, на создание военной составляющей ШОС - как одной из наиболее перспективных организаций региональной безопасности.
Взаимодействие государств — членов ШОС по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму
Антитеррористическое взаимодействие государств - членов ШОС продиктовано стремлением участников организации объединить усилия для эффективного реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность на пространстве организации.
С этой целью сформирована нормативная база противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, которая включает:
Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от
15.06.2001 г.;
Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре от
07.06.2002 г.;
Концепцию сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 05.07.2005 г.;
Положение о постоянных представителях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества при региональной антитеррори-
стической структуре Шанхайской организации сотрудничества от 05.07.2005 г.;
Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 15.06.2006 г.;
Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности» от 15.06.2006 г.;
Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества от 28.08.2008 г.;
Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16.06.2009 г.;
Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 16.06.2009 г. и др.1
1 Международные соглашения государств - участников ШОС. Официальный сайт МИД России http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
В рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) налажена система регулярных совещаний руководителей компетентных органов, обмен информацией, экспертные встречи, разрабатываются механизмы привлечения к антитеррористической деятельности государств - наблюдателей и партнеров по диалогу. Активно ведется работа по созданию Единого перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств - членов ШОС.
Реализуя Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества на регулярной основе на территории одного из государств - членов организации проводятся военные антитеррористические учения «Мирная миссия». В учениях, в зависимости от решаемых учебных вопросов, бывает задействовано от 1500 до 7000 военнослужащих. В их числе подразделения Воздуш-
но-десантных войск России, Аэромобильных войск Казахстана, Мобильных сил Таджикистана, спецназа Министерства Обороны Кыргызстана, подразделения Национально-Освободительной армии Китая, а также авиация, артиллерия, бронетехника и подразделения других видов и родов войск государств - членов ШОС.
Ценность создания института совместных учений «Мирная миссия» в Центрально-Азиатском регионе вполне очевидна. Во-первых, на учениях проводится демонстрация силы, готовность и решимость ее применения для пресечения в регионе террористической деятельности. Во-вторых, на учениях отрабатываются вопросы всестороннего взаимодействия, боевого сла-живания, приобретения навыков противодействия террористическим угрозам и проведения совместных спасательных операций. В-третьих, учения способствуют приобретению и совершенствованию войсками и штабами вооруженных сил государств - участников ШОС такого важного качества, как оперативная совместимость, то есть способность совместно и эффективно действовать в условиях боевой обстановки.
В целом, можно сказать, что антитеррористическое взаимодействие государств - членов ШОС не только углубляет их взаимодействие в сфере противодействия терроризму, но и способствует укреплению связей в военно-техническом и оборонном сотрудничестве, что, в конечном итоге, ведет к расширению влияния ШОС на мировой арене.
Значение стратегического сближения России и Китая для евразийской безопасности
Стратегическое сближение и сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой вызвано значительным расширением двухсторонних экономических отношений и поиском соединительных звеньев между китайским проектом «Экономический пояс Великого
Шелкового пути» и ЕАЭС, Таможенным Союзом и ШОС.
Большинство экспертов и аналитиков сходятся во мнении, что экономическая интеграция в рамках указанных проектов будет носить многоэтапный характер, потребует выработки консоли-
дированного мнения всех участников организаций и актуальна в долгосрочной перспективе. Поэтому, несмотря на наличие различных видений перспектив дальнейшего сотрудничества, все три евразийских проекта имеют огромное значение для каждого из их участников и для интеграционного развития всего региона в целом.
Интерес Китая к стратегическому сближению и расширению сотрудничества с Россией вполне очевиден.
Во-первых, Пекин крайне заинтересован воплощением в жизнь амбициозного китайского проекта «Экономический пояс Великого Шелкового пути», который можно реализовать только при тесном сотрудничестве и поддержке Российской Федерацией.
Во-вторых, учитывая темпы роста экономики, а они одни из самых высоких в мире, Китай остро нуждается в крупных и долгосрочных поставках углеводородов, необходимые запасы которых, а также требуемая инфраструктура для их доставки имеются у России. При этом поставки осуществляются напрямую и лишены рисков, связанных со странами транзитерами, по причине отсутствия последних.
В-третьих, взаимодействие Китая с Россией обусловлено растущими техническими и финансовыми возможностями китайской армии, демонстрация которых осуществляется посред-
Взаимодействие государств региональной безопасности
Военные контакты и сотрудничество государств - членов ШОС в формате ОДКБ продиктованы необходимостью дальнейшего развития сотрудничества между государствами - членами ШОС и укрепления международной, региональной и национальной безопасности.
Особенностью ШОС является тот факт, что после вступления в организацию Индии и Пакистана в ее составе присутствует две крупней-
ством института совместных учений в формате ШОС. Пекин таким образом пытается повысить статус своего участия в учениях и одновременно проявляет готовность показать современную боевую технику, которая стоит у него на вооружении. Кроме того, в ходе совместных учений Китай проявляет живой интерес к технике других участников, главным образом к российским вооружениям. Несмотря на некоторое уменьшение доли российской оборонной промышленности на китайском рынке, в Пекине по-прежнему видят Россию источником важного военно-технического ресурса, так как основой вооружения китайской армии остается российская или скопированная с российских образцов военная техника. Иными словами, военные контакты в ШОС выступают для Китая источником новых контрактов на поставку военной техники и оживляют сотрудничество в этой сфере. Кроме того, на фоне растущего напряжения в отношениях между КНР и США, руководитель военного ведомства Китая официально заявил о активизации в военной сфере и о целесообразности трансформации ШОС в полноценную военную организацию. Поэтому следует ожидать, что в ближайшей перспективе сотрудничество с Китаем будет не только устойчивым, но и получит более выраженную военную и военно-техническую направленность.
шие экономики мира и четыре ядерные державы. Кроме того, с учетом демографического фактора и геополитического потенциала, который гораздо больше и гораздо шире по пространственному размаху, чем у ОДКБ, ШОС уже является одной из крупнейших региональных организаций Евразии. Однако механизмов реагирования на новые угрозы и вызовы участникам организации явно недостаточно. Такие меры, как созыв внеочеред-
— членов ШОС и ОДКБ как фактор укрепления
ного заседания совета министров или секретарей советов безопасности, заявления генерального секретаря ШОС или направление миссий для ознакомления с обстановкой на местах не могут считаться адекватными в условиях нарастающих военных угроз.
Учитывая данные обстоятельства, а также интересы государств, одновременно являющихся участниками и ШОС и ОДКБ, в октябре 2007 г. был подписан «Меморандум о взаимопонимании с Организацией Договора о коллективной безопасности».
Подписание Меморандума между ШОС и ОДКБ позволило скоординировать взаимодействие государств - членов обеих организаций в вопросах борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, трансграничной преступностью, наркоторговлей и обеспечить более тесное сотрудничество в сфере национальной и региональной безопасности. Геополитически подписание Меморандума означало расширение сфер влияния, выходящих за пределы регионального сотрудничества, выстраивание отношений между организациями, взгляды которых совпадают по большинству вопросов безопасности, формирование и отстаивание на внешнеполитическом треке консолидированных позиций по важным проблемам глобальной и региональной безопасности.
При этом подписанный сторонами документ снял с повестки дня необходимость расширения военного сотрудничества исключительно в формате ШОС и обеспечил возможность проведения совместных учений в пределах территории государств - членов ОДКБ на базе органов, структур, сил и средств обеспечения региональной безопасности, сформированных в формате ОДКБ.
Для Российской Федерации подписание Меморандума обеспечило укрепление ее международных позиций путем расширения межгосударственных контактов по линии двух международных организаций, курирующих вопросы обеспечения безопасности в различных регионах мира.
Таким образом, центрально-азиатский «срез» показывает сложность, противоречивость и напряженность складывающейся в евразийском регионе ситуации. В условиях экономического деления стран региона на лидеров и аутсайдеров, наличия большого количества потенциальных вызовов и угроз религиозного, социально-экономического и политического характера сложно решать проблемы безопасности, модернизации и развития. В то же время расширение партнерских отношений и тесное взаимодействие по вопросам, связанным с обеспечением национальной и региональной безопасности, отвечает жизненно важным интересам всех без исключения государств региона. В этих условиях одним из наиболее перспективных институциональных инструментов решения большинства вышеуказанных проблем является ШОС.
Потенциал, ресурсы и возможности организации, особенно в области безопасности, транспортного, инвестиционного и энергетического сотрудничества, объективно повышают шансы на долгосрочное сотрудничество всех ее участников и создают дополнительные возможности для диалога со всеми странами евразийского региона, другими международными организациями, США и Западом.
Однако превратиться в реальный фактор региональной и мировой политики ШОС может лишь при усилении ее военно-политической составляющей, развитии договорно-правовой базы в сфере безопасности, включая неприкосновенность границ и оказание взаимопомощи в случае военной угрозы, а также при совершенствовании военно-политической структуры организации. Следовательно, военная модернизация ШОС не только давно назрела, но и необходима для решения накопившихся внутренних противоречий, коллективного противостояния надвигающимся угрозам и вызовам пространству ШОС, а также для обеспечения евразийской безопасности в целом.
Дальнейшее промедление и бездействие может оказаться большим риском и окончательно превратит ШОС в военно-политический альянс, не способный отстаивать интересы его участников с опорой на имеющийся силовой потенциал. Именно поэтому, на фоне четко обозначившихся угроз, необходимо решительно менять вектор силовых усилий, расширяя их до возможности проведения военных операций, в том числе и за пределами территории стран - участниц организации.
В условиях существующей неопределенности относительно направления развития ситуации в сфере безопасности и реальной возможности эскалации террористических угроз, к числу наиболее перспективных направлений совершенствования военно-политической структуры ШОС следует отнести:
• сосредоточение на институциональных вопросах развития;
• создание механизмов многостороннего военного сотрудничества по всему спектру централь-ноазиатских проблем безопасности и обороны;
• усиление правовой базы военного сотрудничества (правовое регулирование международного военного сотрудничества; повышение эффективности функционирования правового инструментария по предотвращению общих военных опасностей и нормативное закрепление механизмов его реализации;уточнение позиций отдельных стран ШОС по вопросам национальной безопасности и приведение их в соответствие с правовыми требованиями организации);
• обеспечение способности принимать военные меры, направленные на более полную реализацию уставных документов организации;
• заключение договоров о взаимопомощи, гарантирующих в случае военной угрозы оказание силовой поддержки;
• повышение способности к осуществлению превентивных мер;
• повышение способности и эффективности к проведению всего спектра миротворческих опе-
раций (по поддержанию мира, принуждению к миру и др. в соответствии с Уставом ООН);
• дальнейшее развитие и совершенствование институтов ежегодных военных учений «Мирная миссия», РАТС, совещаний министров обороны, начальников штабов армий;
• развитие и углубление партнерских отношений и диалога в сфере транспортного, инвестиционного, энергетического и гуманитарного сотрудничества со странами, получившими статус наблюдателей при организации, и максимальное использование их потенциала для обеспечения безопасности в регионе;
• оказание максимально-эффективного политического влияния на Афганистан, которому предоставлен статус наблюдателя при ШОС;
• повышение потенциала военного сотрудничества участников организации за счет создания новых военных форматов;
• углубление военной кооперации ШОС и ОДКБ и др.
Для Российской Федерации формирование дружеских, партнерских и союзнических отношений со странами евразийского региона является одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности. Во-первых, перед потенциальными военными угрозами подобные действия могут стать своеобразной страховочной мерой гарантии безопасности как для стран региона, так и для самой России. Во-вторых, укрепление сотрудничества ориентировано на упреждение дестабилизации в Центрально-Азиатском регионе и недопущение появления новых военно-политических союзов. В-третьих, обновленная
ШОС в условиях экономических и политических санкций США и Запада становится дополнительной возможностью для ослабления конфронта-
ционных тенденций и источником материальных (валютно-финансовых, торговых, инвестиционных и пр.) ресурсов.
Международные нормативно-правовые акты
1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15.06.2001 г. http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
2. Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре» от 07.06.2002 г. http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
3. Концепция сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 05.07.2005 г. http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
4. Положение о постоянных представителях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества при региональной антитеррористической структуре Шанхайской организации сотрудничества» от 07.07. 2005 г. http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
5. Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества» от 15.06. 2006 г. http://
www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
6. Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности» от от 15.06. 2006 г. http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
7. Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества» от 28.08.2008 г. http://www.mid.ru/ sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_ publisher/
8. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма» от 16.06.2009 г. http:// www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/
9. Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов Шанхайской организации сотрудничества» от 16.06.2009 г. http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/