Научная статья на тему 'Роль интеграционного сотрудничества евразийских государств в обеспечении взаимодействия и компромисса интересов экономики, политики, обороны и безопасности: итоги Саммита ШОС 2017 г'

Роль интеграционного сотрудничества евразийских государств в обеспечении взаимодействия и компромисса интересов экономики, политики, обороны и безопасности: итоги Саммита ШОС 2017 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
848
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ САММИТА ШОС -2017 / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В ЭКОНОМИКЕ / ПОЛИТИКЕ / ОБОРОНЕ / БЕЗОПАСНОСТИ / FINAL DECLARATION OF THE SCO SUMMIT / STRATEGIC COOPERATION OF RUSSIA AND CHINA IN ECONOMY / POLITICS / DEFENSE / СИСТЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье рассмотрены вопросы сотрудничества евразийских государств в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) по итогам Саммита ШОС 2017 г. в Астане. Отмечено, что союз России и Китая является центральным элементом системы международ-ных отношений в Евразии, а внешняя политика двух стран, как в Евразии, так и в отношении периферийных центров силы, будет исходить из интересов сохранения и расширения со-вместной сферы влияния. Проанализированы перспективы развития экономики, политики, обороны и безопасности России и Китая как симбиоза приоритетов их будущего стратегиче-ского сотрудничества. Показано значение Астанинской Декларации ШОС 2017 г. в обеспе-чении экономической и финансовой стабильности государств членов ШОС. Рассмотрены перспективы сотрудничества стран членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС зафиксированные в мно-госторонних договоренностях 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow Conference on International Security on April 26-27, 2017. (MCIS-2017) in the search for optimal solutions to the problems of global and regional security

This article examines matters relating to the cooperation of Eurasian States in the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), on the basis of the SCO Summit in Astana, the year 2017. Noted that the Union of Russia and China is the central element of the system of international relations in Eurasia, and the two countries ‘ foreign policy, as in Eurasia, and in relation to peripheral centers of power will proceed from the interests of preserving and expanding cooperative spheres of influence. Analyzed the development of the economy, politics, defence and security, Russia and China as a symbiosis of their future strategic cooperation priorities. Shows the value of the Astana Declaration SCO 2017 in promoting economic and financial stability of the SCO member States. The prospects of cooperation of member countries of EAEU, SCO, BRIC embodied in multilateral arrangements 2017.

Текст научной работы на тему «Роль интеграционного сотрудничества евразийских государств в обеспечении взаимодействия и компромисса интересов экономики, политики, обороны и безопасности: итоги Саммита ШОС 2017 г»

Роль интеграционного сотрудничества евразийских государств в обеспечении взаимодействия и компромисса интересов экономики, политики, обороны и безопасности: итоги Саммита ШОС 2017 г.

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Директор Института проблем безопасности СНГ, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы сотрудничества евразийских государств в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) по итогам Саммита ШОС 2017 г. в Астане. Отмечено, что союз России и Китая является центральным элементом системы международных отношений в Евразии, а внешняя политика двух стран, как в Евразии, так и в отношении периферийных центров силы, будет исходить из интересов сохранения и расширения совместной сферы влияния. Проанализированы перспективы развития экономики, политики, обороны и безопасности России и Китая как симбиоза приоритетов их будущего стратегического сотрудничества. Показано значение Астанинской Декларации ШОС 2017 г. в обеспечении экономической и финансовой стабильности государств — членов ШОС. Рассмотрены перспективы сотрудничества стран — членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС зафиксированные в многосторонних договоренностях 2017 г.

Ключевые слова: итоговая декларация Саммита ШОС — 2017, стратегическое сотрудничество России и Китая в экономике, политике, обороне, безопасности, система глобального евразийского экономического партнерства.

Moscow Conference on International Security on April 26-27, 2017. (MCIS-2017) in the search for optimal solutions to the problems of global and regional security

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal "International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences

Abstract: This article examines matters relating to the cooperation of Eurasian States in the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), on the basis of the SCO Summit in Astana, the year 2017. Noted that the Union of Russia and China is the central element of the system of international relations in Eurasia, and the two countries ' foreign policy, as in Eurasia, and in relation to peripheral centers of power will proceed from the interests of preserving and expanding cooperative spheres of influence. Analyzed the development of the economy, politics, defence and security, Russia and China as a symbiosis of their future strategic cooperation priorities. Shows the value of the Astana Declaration SCO 2017 in promoting economic and financial stability of the SCO member States. The prospects of cooperation of member countries of EAEU, SCO, BRIC embodied in multilateral arrangements 2017.

Key words: final Declaration of the SCO Summit, 2017 strategic cooperation of Russia and China in economy, politics, defense, security, global system of Eurasian Economic Partnership.

Экономика, политика, оборона и безопасность —

симбиоз приоритетов будущего стратегического сотрудничества

России и Китая

В настоящее время особую актуальность приобретает соблюдение государствами мира универсального принципа равной и неделимой безопасности применительно к Евро-Атлантическому, Евразийскому, Азиатско-Тихоокеанскому и другим регионам мира. Востребована сетевая дипломатия, предполагающая гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач. На передний план, наряду с военной мощью государств, выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные. Однако стремление некоторых государств использовать механизмы международных структур для реализации геополитических интересов наносит ущерб поиску добрососедских путей урегулирования споров и решения существующих международных проблем мирными средствами на основе норм международного права1.

Учитывая выше отмеченные тенденции современных международных отношений, Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» положил начало развитию новой стратегии безопасного развития России и укрепления сотрудничества в сфере коллективной безопасности со странами СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и др. В разделе «Современный мир и внешняя политика Российской Федерации» в п. 7-8 Указа определено, что существующие военно-политические союзы хотя и действуют на региональном уровне, не способны обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз. В услови-

ях возросшей взаимозависимости всех народов и государств уже не имеют перспектив попытки обеспечения стабильности и безопасности на отдельной территории.

Таким образом, данным документом определены стратегические приоритеты российской внешней и внутренней политики на пути поиска взаимодействия и компромисса векторов экономики, обороны и безопасности с учетом новых вызовов международного уровня.

Особая роль в международном экономическом и оборонном сотрудничестве Российской Федерации отводится научно-техническому и экономическому сотрудничеству с Китайской Народной Республикой в целях укрепления межгосударственных механизмов обеспечения безопасности государств евразийского пространства.

19.04.2017 г. Председатель КНР Си Цзиньпин подписал Указ о создании новых 84 воинских соединений в рамках масштабной реформы Народно-освободительной армии Китая», которым намечены пути модернизации вооруженных сил КНР, которая начата с 2015 г.2 Он ясно демонстрирует, что помимо «цифровой» модернизации экономики в Китае, провозглашенной на Саммите Группы-20 в 2016 г. в китайском Ханчжоу, сформирована и реализуется новая стратегия модернизации вооруженных сил Китая на базе новейших приоритетов экономического развития3. На Саммите Группы-20 в 2016 г. отмечались масштабные возможности использования потенциала евразийских интеграционных организаций и союзов в целях расширения международного сотрудничества России, Китая, других ев-

1 Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/820

2 Указ Председателя КНР Си Цзиньпин от 19.04 2017 г. «О масштабной реформе Народно-освободительной армии Китая (China Daily 19.04.2017) http://katyusha.org/view?id=5548

3 Указ Председателя КНР Си Цзиньпин от 19.04 2017 г. «О масштабной реформе Народно-освободительной армии Китая» (China Daily 19.04.2017) //http://katyusha.org/view?id=5548

разийских и азиатско-тихоокеанских государств в направлении обеспечения безопасности государств евразийского и азиатского регионов.

Однако формирование единства приоритетов стратегического сотрудничества России и Китая с учетом интересов обеих стран в области экономики, политики, обороны и безопасности может столкнуться с попытками США и их партнеров по НАТО дестабилизировать обстановку в Восточной Азии, спровоцировав, например, северо-корейский кризис. И это при том, что США и Китай связывают тесные торгово-экономические отношения. В этих условиях китайская дипломатическая мудрость ищет компромиссы в сложнейших геополитических процессах, расширяя как политические, так и культурно-этнографические векторы взаимодействия со всеми странами мира.

Министр иностранных дел КНР Ван И в интервью газете «Жэньминь жибао» заявил, что в отношениях Китая и США в будущем могут возникнуть некоторые сложности. Несмотря на это в 2017 г. Китаю необходимо способствовать стабильности для плавного перехода в китайско-американских отношениях, открывать новые перспективы сотрудничества, создавать более здоровые и стабильные рамки для отношений крупных держав, расширять дружеские отношения со всеми странами мира4.

Об этом и о многом другом из сферы евразийской безопасности говорится в российско-китайском Заявлении от 4 июля 2017 г., в котором было отмечено, что мир «разделен на сферы влияния, а современная международная система эволюционирует в сторону полицентричности. В этих условиях союз России и КНР является центральным элементом системы международных отношений в Евразии, а внешняя политика двух стран, как в Евразии, так и в отношении периферийных центров силы будет исходить из интересов сохранения и расширения совместной сферы влияния»5. Заявление уже определено как «историческое» начало формирования союзнического партнерства, первый этап которого отразился в двусторонних российско-китайских военно-морских учениях в Балтийском море «Морское взаимодействие - 2017»6.

Развитие евразийской интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества по итогам Саммита ШОС 2017 г.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является одних из тех механизмов международного объединения государств, который нацелен на поиск путей обеспечения взаимодействия и компромисса интересов экономики, политики, обороны и безопасности стран участников.

Несмотря на скептические взгляды западных аналитиков на перспективы евразийской интеграции в рамках ШОС, Организация демонстрирует устойчивые векторы развития, направленные на создание единого евроазиатского экономического пространства безопасности и стабильности.

4 РИА Новости https://ria.ru/east/20170103/1485112902.html

5 Российская газета 4 июля 2017 г. Отношения России и Китая. https://rg.ru/sujet/5224/

6 Российско-китайские военно-морские учения на Балтике «Морское взаимодействие - 2017» http://echo.msk.ru/ пе\^/2022450-е^о^т

8 февраля 2017 г. ШОС в рамках «круглого стола» рассмотрела вопросы экономического сотрудничества на евроазиатском пространстве в свете обеспечения безопасности и стабильности. Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов, представитель Таджикистана, отметил приоритетные направлениях многопланового сотрудничества и взаимодействия государств в сфере безопасности экономического развития в рамках ШОС7.

Главной темой обсуждения были проблемы формирования нового «Шелкового пути» в качестве комплексной инициативы, связующей страны и регионы на обширном пространстве от Тихого океана до Атлантики. Было отмечено, что с древних времен Шелковый путь формировался благодаря взаимовыгодным контактам народов, проживавших на его магистральных направлениях, их стремлению развивать торговлю, экономику, диалог культур. Таким образом, в современных условиях укрепление взаимного доверия, выработка совместных подходов к противодействию вызовам и угрозам на всем пространстве от Тихого океана до Атлантики позволит обеспечить успешное долгосрочное развитие ШОС8.

Озвученные ранее направления, цели и задачи евразийского интеграционного сотрудничества государств - членов ШОС в обеспечении взаимодействия и компромисса интересов экономики, политики, обороны, безопасности были рассмотрены на Саммите ШОС в Астане 9 июня 2017 г.

В выступлении на Саммите ШОС 2017 г. в Астане Президент Российской Федерации В.В. Путин определил стратегические задачи ШОС в области региональной и международной безопасности. Он подчеркнул, что приоритетом деятельности для ШОС всегда являлось и является обеспечение безопасности и стабильности на

внешних границах государств-членов путем честного и конструктивного объединения усилий всех стран на основе неукоснительного соблюдения международного права9.

Также В.В.Путин отметил, что наряду с устранением социальных и экономических причин, порождающих терроризм, необходимо делать все для нейтрализации идеологии терроризма при возрастающей роли Региональной антитеррористической структуры ШОС. При посредничестве России, Турции и Ирана в Астане прошли серии регулярных международных встреч по выработке договоренностей о прекращении огня между правительственными войсками Сирии и вооруженной оппозицией. Это стало реальным шансом придать импульс межсирийскому переговорному процессу в Женеве. Ключевое значение для обеспечения региональной стабильности имеет положение дел в Афганистане, чему могло бы способствовать восстановление приостановленной в 2009 г. деятельности Контактной группы «ШОС - Афганистан»10.

Идеи Форума международного сотрудничества «Один пояс - один путь» 14-15 мая 2017 г. в Пекине постепенно находят реализацию, в том числе путем координации международных, региональных и национальных проектов, ориентированных на сотрудничество в целях обеспечения устойчивого развития на основе принципов взаимного уважения, равноправия и взаимной выгоды. Президент России В.В. Путин особо подчеркнул важность объединения потенциалов ЕАЭС, ШОС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Китайской инициативы «Один пояс - один путь» для сопряжения интеграционных проектов в Евразии, положительно оценивая в этом контексте принятые на саммите решения, особенно о присоединении Индии и Пакистана к ШОС.

7 ШОС.Новости. http://www.news.tj/ru/news/tajikistan/politics/20170220/gensek-shos-bez-obespecheniya-bezopasnosti-ne vozmozhno-obespechit-ustoichivoe-razvitie

8 Шанхайская Организация Сотрудничества. Круглый стол 8 февраля 2017 г. http://rus.sectsco.org/

9 Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на Саммите ШОС 9 июня 2017 г. в Астане// http://geo-politica.info/sammit-shankhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva.html

10 Там же.

Россия учитывает влияние различных факторов многостороннего сотрудничества государств и их итоги, выстраивая долгосрочную стратегию безопасности и развития. В конце 2016 г. для решения проблем экономического развития и обеспечения национальной безопасности Минэкономразвития России был разработан и направлен в Правительство РФ проект Стратегического прогноза развития России до 2035 года11. Документ нацелен на поиск механизмов взаимодействия условий стимулирующего развития основных социально-экономических секторов России и ее военно-стратегического и военно-технического потенциала. Проект предлагает реально совместить меры обеспечения национальной безопасности с возможностями экономического развития России, включая инвестиционные ресурсы страны, обеспечивающие доступность технологических прорывов для нужд обороны. Конечно, это сложная комплексная задача, она потребует глубокого анализа и осмысления предлагаемых мер Минобороны России, Минфина России, других государственных органов.

К 1 ноября 2017 г. Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ должно разработать Стратегию социально-экономического развития РФ до 2035 года, которая определит приоритеты, найдет баланс интересов разных слоев общества, сформулирует задачи развития личности и общества. Основой стратегии должен стать образ России, который будет соответствовать политике «ответственного сотрудничества и взаимодействия»12.

Принятая по итогам Саммита ШОС 2017 г. Астанинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества13 подтвердила, что ШОС утвердилась в качестве общепризнанного и авторитетного многосторон-

него объединения, деятельность которого направлена на поддержание безопасности и стабильности на евразийском пространстве, объединяющем государств-участников. Еще Хартия ШОС, принятая 15 лет назад, в 2002 г., воплотила готовность государств - членов ШОС к тесному плодотворному и разностороннему сотрудничеству на основе «шанхайского духа» взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию, приверженности целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, другим общепризнанным принципам и нормам международного права.

Несмотря на противостояние интересов европейских, ближневосточных, азиатско-тихоокеанских, южноамериканских государств, их политических и торгово-экономических группировок, развернувшееся в мировой политике и экономике, государства - члены ШОС продемонстрировали на Саммите 2017 г. уверенность и целеустремленность реализовать совместные намерения для поиска взаимовыгодного сотрудничества, поддержания стабильности, безопасности и мира в целях развития.

Государства - члены ШОС, принимая Аста-нинскую декларацию ШОС 2017 г., выступили за неукоснительное соблюдение целей и принципов Устава ООН, таких как принципы: равенства и суверенитета государств, невмешательства в их внутренние дела; взаимного уважения территориальной целостности, нерушимости границ, ненападения; мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, а также других общепризнанных норм международного права, направленных на поддержание мира и безопасности, развитие сотрудничества между

11 Минэкономразвития России внесло в правительство Стратегический прогноз РФ до 2035 года http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/macro/prognoz

12 Минэкономразвития России разработает Стратегию-2035 в диалоге с народом http://economy.gov.ru/minec/press/ massmedia/201719010

13 Астанинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, принятая по итогам Саммита ШОС 9 июня 2017 г. в г. Астане (Республика Казахстан) http://www.kremlin.ru/supplement/5206

государствами, укрепление независимости, обеспечение права самим определять свою судьбу и пути политического, социально-экономического и культурного развития.

Страны - члены ШОС подтвердили решимость последовательно выполнять положения Договора между государствами - членами ШОС о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в целях дальнейшего развития добрососедства и дружественных отношений в областях, представляющих взаимный интерес, в том числе превращения границ друг с другом в границы вечного мира и дружбы14.

Выступления глав государств - членов ШОС на Саммите ШОС 2017 г. и их позиции по Итоговой декларации ШОС 2017 г. показали, что государства - члены ШОС единодушны в намерениях выполнения обязательств по соблюдению положений Договора о нераспространении ядерного оружия, всестороннему сбалансированному продвижению всех зафиксированных в нем целей и принципов, усилению роли, эффективности и универсального процесса ядерного разоружения и укрепления глобального режима нераспространения ядерного оружия.

Государства - члены ШОС в условиях равной и неделимой безопасности для всех, с учетом всей совокупности факторов, оказывающих влияние на международную стабильность, показали, что стремятся к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях.

Также страны - члены ШОС, подтвердив свою позицию по международной безопасности, указали, что одностороннее и неограниченное наращивание систем противоракетной обороны одним государством или группой государств без учета интересов других стран, наносит ущерб международной и региональной безопасности и стабильности. По итогам Саммита ШОС 2017 г. государства - члены констатировали важность

14 Там же.

сохранения космического пространства свободным от оружия в целях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех и поддержания глобальной стабильности.

Следует сказать, что Астанинская Декларация Саммита ШОС 2017 г. по масштабам охвата способов урегулирования мировых проблем вышла на качественно более высокий уровень по сравнению с предыдущими итоговыми документами, поскольку отразила растущую солидарность государств ШОС в их стремлении наращивать согласованные усилия по противодействию угрозам безопасности, углублять диалог и сотрудничество по обеспечению комплексной безопасно-сти,в борьбе с терроризмом, кибертерроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, трансграничной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, а также по укреплению международной информационной безопасности, реагированию на чрезвычайные ситуации.

Все это нашло отражение в подписанной 9 июня 2017 г. в Астане Конвенции ШОС по противодействию экстремизму. Она направлена на укрепление международно-правовой базы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в соответствии с Глобальной контртеррористической стратегией ООН и соответствующими резолюциями СБ ООН.

Особый динамизм интересов стран - членов ШОС проявился в стимулировании деятельности органов ООН по скорейшему принятию Всеобъ-

емлющей конвенции ООН по борьбе с международным терроризмом, а также по ратификации с учетом национальных интересов государств -членов ШОС Девятнадцати Универсальных правовых инструментов ООН по борьбе с терроризмом.

В рамках Саммита ШОС 2017 г. государства -члены ШОС поддержали разработку в рамках ООН Универсального кодекса правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве и новой редакции Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности 2015 г. Государства - члены ШОС отметили, что в своей политике они поддерживают стремление стран и народов арабского мира к политико-дипломатическому урегулированию кризисов и конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки на основе взаимного уважения интересов, суверенитета и территориальной целостности, права самим определять свою судьбу без вмешательства извне, верховенства закона, а также норм и принципов международного права.

В рамках Саммита Шанхайской организации сотрудничества 9 июня 2017 г. в Астане были подписаны следующие документы15:

1) Астанинская декларация глав государств -членов Шанхайской организации сотрудничества от 9 июня 2017 г.;

2) Конвенция ШОС по противодействию экстремизму;

3) Решение Совета глав государств - членов ШОС о завершении процедуры приема Республики Индии в члены ШОС и предоставлении ей статуса государства - члена ШОС;

4) Решение Совета глав государств - членов ШОС о завершении процедуры приема Исламской Республики Пакистан в члены ШОС и предоставлении ей статуса государства - члена ШОС.

5) Решение Совета глав государств - членов ШОС о долевых взносах государств - членов ШОС в связи с предоставлением Республике Индии и Исламской Республике Пакистан статуса государства - члена ШОС.

6) Заявление глав государств - членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму;

7) План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в сфере туризма на 2017-2018 гг. и др.

Новые векторы экономического сотрудничества стран-членов ШОС в целях стабильности, безопасности, развития как противовес агрессивным вызовам XXI в.

Несмотря на вызовы и тенденции последнего времени, государства - члены ШОС проводят активную политику, направленную на усиление собственного экономического потенциала и реализуют долгосрочные стратегии развития.

Государства - члены ШОС, принимая Астанин-скую Декларацию ШОС 2017 г., выступили за развитие широкого международного сотрудничества в целях придания импульса восстановлению мировой экономики, обеспечения экономической и

финансовой стабильности, поддержки устойчивого, динамичного, сбалансированного и инклюзивного роста в условиях продвижения процессов экономической глобализации. Они подтвердили общее понимание, что мировая торговля должна вестись на основе принципов транспарентности и недискриминации, базируясь на общих для всех участников правилах. В этих целях были отмечены риски, связанные с усилением тенденции торгового протекционизма, подчер-

15 Заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 9 июня 2017 г. в Астане (Казахстан) http://www.kremlin.ru/supplement/5207

кнута важность противодействия любым его проявлениям, в частности устранения существующих и предотвращения новых торговых барьеров. Государства-члены выступают за формирование открытой мировой экономики и укрепление многосторонней торговой системы.

В этой связи на Саммите 2017 г. в Астане страны - члены ШОС подчеркнули необходимость создать систему регионального торгово-экономического сотрудничества, принять дополнительные меры в целях создания благоприятных условий для развития торговли, содействия инвестиционной деятельности, совершенствования инфраструктуры, создания при наличии соответствующих условий индустриальных парков, а также улучшения качества жизни населения.

Избегая негативного влияния мировых финансовых кризисов, спада инвестиционной активности и других факторов сдерживающих развитие, государства - члены ШОС отметили взаимные стремления поддерживать инициативы, направленные на формирование благоприятных условий для развития регионального экономического взаимодействия, способствовать поиску новых моделей международного сотрудничества, выступать за содействие созданию благоприятных условий в интересах постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий, как предусмотрено Хартией ШОС.

Диверсификация структуры товарных потоков, расширение номенклатуры взаимных по-

ставок, транзит и экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью и другой продукции, развитие многостороннего сотрудничества в сфере транспорта; расширение транспор-тно-коммуникационных возможностей региона, в том числе путем строительства новых и модернизации действующих участков международных транспортных маршрутов; развитие железнодорожного транспорта, включая высокоскоростные магистрали; создание мультимо-дальных логистических центров; внедрение передовых и инновационных технологий; реализация совместных инфраструктурных проектов, включая создание Банка развития ШОС и Фонда развития ШОС, также обсуждались на Саммите ШОС 2017 г. в Астане в связи с активизацией деятельности государств по укреплению сотрудничества.

Продолжение взаимовыгодного разнопланового сотрудничества стран ШОС в сфере энергетики, в том числе в области использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, включает более широкое применение различных экономически эффективных, экологически чистых видов энергии и повышение ее эффективности в целях устойчивого развития, а также механизмы государственно-частного партнерства в целях реализации совместных финансовых, инфраструктурных и инвестиционных проектов с использованием потенциала Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС.

Проблемы унификации правовых основ регулирования стран-членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС в области экономики, торговли, финансов

На заседании Президиума Делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которое прошло в Бишкеке (Кыргызская Республика) 18 мая 2017 г. шла речь о подготовке торгово-экономического соглашения (ТЭС) Евразийского экономического союза с Китайской

Народной Республикой (КНР). Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским союзом и Китаем впервые за многие десятилетия оформит унифицированную правовую базу бизнеса и торговли стран ЕАЭС и КНР и придаст устойчивость модели такого экономиче-

ского взаимодействия16. При этом основное внимание будет уделяться проектам, где существует потенциал или где уже есть основания для кооперации бизнеса нескольких стран Евразийского союза и Китая.

Приоритетность проектов определяется в зависимости от их возможности расширить экспорт, их выгодности для всех заинтересованных сторон, а также скорости реализации проектов.

В процессе рассмотрения широкого спектра направлений сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики появилось еще два новых направления, которые включают сотрудничество в сфере экологической безопасности и сотрудничество со странами, с которыми планируется заключить преференциальные соглашения на уровне ЕАЭС. Стороны решили переименовать Комитет ДС ЕАЭС по торгово-экономическому сотрудничеству с КНР в Комитет Делового совета ЕАЭС по Торгово-экономическим отношениям (ТЭО) с КНР и с другими странами -участницами преференциальных соглашений17.

Быстро меняющиеся векторы международного экономико-финансового сотрудничества заставили евразийские страны искать новые возможности региональных зон свободной торговли

и валютно-платежных союзов. Президент России В. Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2016 г. подтвердил тенденции торгово-экономического партнерства России в рамках участия в ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, БРИКС.

Интегрированный товарный и валютно-финан-совый рынок ЕАЭС, ШОС, БРИКС может развиваться параллельно с валютными рынками ЕАЭС, ШОС, БРИКС, на котором повышается роль китайского юаня, включенного в корзину специальных прав заимствования (SDR) как мировая резервная валюта. Активы, выраженные в китайских юанях, начали обращаться внутри Международного валютного фонда (МВФ) наряду с долларом, евро, британским фунтом стерлингов и японской иеной с 1 октября 2016 г.18

Однако полностью мировой резервной валютой юань по международным нормам МВФ становится, когда юань широко используется в трансграничной торговле, имеет значительную долю в резервах центральных банков государств, обеспечен золотовалютными резервами государств, сохраняет стабильность во время финансового кризиса. Россия и Китай являются основными странами, которые планируют отказ от доллара в международных расчетах, поскольку в рамках нефтегазовых соглашений все расчеты планируются вести в рублях и юанях. Россия планирует перейти на расчеты в национальных валютах в энергетических соглашениях и с другими государствами.

Со стороны Китая формируется устойчивый курс на создание многосторонних валютных своп-линий с развивающимися странами, а также торговыми партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди партнеров по валютным сделкам с Китаем в юанях: Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Таиланд,

16 Шестое заседание Президиума Делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в Бишкеке (Кыргызская Республика) 18 мая 2017 г. http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-05-2017-1.aspx

17 Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР (о подготовке проекта) http://eurasian-studies. 0^/1^^/3694

18 Решение МВФ о статусе юаня как мировой резервной валюты с 01.10.2016 г. http://www.rg.ru/2015/12/02/yuan.html

Аргентина, Малайзия и ряд других стран. Общее количество заключенных Китаем своп-соглашений превышает 20, а их объем составляет около 4 трлн юаней. Соглашение о валютном свопе с Россией в размере 150 млрд юаней ($25 млрд) является одним из важнейших факторов реализации масштабного плана Китая по усилению роли юаня. Валютные свопы между Китаем и Россией могут рассматриваться как одна из мер, которые позволят сделать рубль и юань более устойчивыми, что, в свою очередь, позволит оказать позитивное влияние на устойчивость мировой финансовой системы19.

Позиция китайской стороны, выражающая поддержку мультилатерализма и глобализации, противостоит таким негативным явлениям, как протекционизм, национализм и изоляционизм. Кроме того, усиливается вклад Китая в международную безопасность, когда он все более играет ключевую роль в глобальном управлении безопасностью в рамках ООН. Все более весомыми становятся китайские программы совместно создать мировое сообщество государств, объединенных общей судьбой, на основе использования принципов взаимовыгодного сотрудничества, неукоснительного уважения исторических традиций развития народов и государств, их законов и тенденций эпохи, исходя из общих и долгосрочных интересов человечества.

Сотрудничество стран - членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС, зафиксированное в многосторонних договоренностях, принятых в рамках саммитов 2014-2017 гг., затрагивает в числе прочих вопросы сближения правовых основ управления, экономики и финансов.

Подробное регулирование полномочий уровней власти в экономической, торговой, финансовой сферах определено в конституциях стран -членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Так, Индия пошла пу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тем закрепления в своей Конституции законодательных полномочий в экономической, торговой, финансовой сферах в отдельных подробных перечнях: Перечнях Союза, штатов и Совместном перечне Приложения 7 к Конституции 1949 г.20 В Перечень полномочий штатов вошли полномочия по установлению: налогов на сельскохозяйственный доход, пошлин на передачу сельскохозяйственной земли, налогов на землю и здания, налогов на право на разработку недр (с учетом любых ограничений, установленных Парламентом), акцизов на отдельные товары, произведенные в соответствующем штате, налогов на потребление или продажу электроэнергии, налогов на куплю-продажу товаров (за исключением газет), транспортных налогов, налогов на животных, подушных податей, налогов на предметы роскоши и др.

Однако, чтобы такое распределение налоговых полномочий не привело к значительному налоговому дисбалансу, Конституция Индии в части XII «Финансы, собственность, контракты и иски» закрепили способы его устранения в форме разделения налоговых поступлений, когда полномочия по установлению и сбору налогов из Перечня Союза предоставлены центральной власти, а налоговые поступления подлежат распределению между Союзом и штатами на основании Указов Президента Индии (ст. 270) в фор-

19 Соглашение Китая о валютном свопе с Россией 2015 г. http://izvestia.ru/news/580112; http://www.vestifinance.ru/ articles/45678

20 The Constitution of India. Режим доступа: http://lawmin.nic.in/olwing/coi/coi-english/coi-indexenglish.htm (дата обращения: 26.04.2017).

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ I БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОСТРАНСТВЕ

ме бюджетных субсидий (грантов) отдельным штатам (ст. 275).

Распределение налоговых поступлений и субсидий подлежат применению только с учетом рекомендаций Финансовой комиссии Индии, основной задачей которой является составление рекомендаций для Президента Индии по распределению налоговых поступлений между Союзом и штатами. Финансовая комиссия формируется Президентом сроком на 5 лет и состоит из Председателя и четырех членов (ст. 280).

В отличие от Индии, в Конституции Бразилии 1988 г.21, помимо полномочий регионального уровня власти (раздел IV «Налоги штатов и федерального округа» главы IV «Бюджет и налогообложение»), подробно урегулированы и полномочия муниципалитетов (раздел V «Муниципаль-

ные налоги» главы IV). Муниципалитеты могут устанавливать налоги: 1) на городские здания и земельные участки; 2) на любую передачу недвижимости или прав на нее; 3) на любые услуги, налогообложение которых не находится в ведении штатов и федерального округа (ст. 156). При этом Конституция отдельно устанавливает особенности установления налогов каждой из этих трех групп. Так, ставки налога на городские здания и земельные участки могут быть прогрессивными и различаться в зависимости от месторасположения или использования имущества; налог на передачу недвижимости или прав на нее находится в ведении муниципалитета, где расположена данная недвижимость; в отношении налога на услуги указано, что дополнительный закон должен определять некоторые условия обложения этим налогом.

Конституция ЮАР 1996 г.22 устанавливает, какие налоги провинции и муниципалитеты не имеют право взимать. Так, законодательные органы провинций могут устанавливать: налоги, сборы и пошлины, за исключением подоходного налога, налога на добавленную стоимость, общего налога с продаж, а также ставок по налогу на имущество и таможенным пошлинам; налоговые надбавки по плоской шкале, за исключением корпо-рационного налога, налога на добавленную стоимость, ставок по налогу на имущество и таможенным пошлинам (ст. 228). Муниципалитеты же могут устанавливать: ставки по налогу на имущество, налоговые надбавки со сборов, взимаемых за оказание услуг муниципалитетом или от его имени; «с санкции национального законодательства - любые налоги, сборы и пошлины, относящиеся к данному местному правительству, .... за исключением подоходного налога, налога на добавленную стоимость, общего налога с продаж и таможенных пошлин» (ст. 229)23.

21 Constituigao da Repiiblica Federativa do Brasil de 1988 // DOU de 05/10/1988 (n° 191-A, Segio I, pag. 1).

22 South African Government. Constitution of the Republic of South Africa. Режим доступа: http://www.gov.za/documents/ constitution-republic-south-africa-1996 (дата обращения: 26.04.2017).

23 Казеева Я.С. Правовое регулирование децентрализации полномочий в налоговой сфере: дис. ... канд. юр. наук по специальности 12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право. М.: МГИМО (У) МИД России, 2017. С.28.

Вместе с тем, только на основе конституционных положений трудно оценить степень различия регулирования экономической и финансовой централизации и децентрализации в государствах ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Конституции могут замедлить процесс развития экономической и

финансовой системы, но формальные конституционные положения не могут помешать эффективному распределению полномочий по сбору и распределению бюджетных доходов и обязанностей по расходованию средств24.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207990/820

2. Указ Председателя КНР Си Цзиньпин от 19.04 2017 г. «О масштабной реформе Народно-освободительной армии Китая (China Daily 19.04.2017) http:// katyusha.org/view?id=5548

3. Отношения России и Китая // Российская газета. 4 июля 2017. https://rg.ru/sujet/5224/

4. Российско-китайские военно-морские учения на Балтике «Морское взаимодействие - 2017» http:// echo.msk.ru/news/2022450-echo.htm

5. Шанхайская Организация Сотрудничества. Круглый стол 8 февраля 2017 г. http://rus.sectsco.org/

6. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на Саммите ШОС 9 июня 2017 г. в Астане. http://geo-politica.info/sammit-shankhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva.html

7. Астанинская декларация глав государств -членов Шанхайской организации сотрудничества,

принятая по итогам Саммита ШОС 9 июня 2017 г. в г. Астане (Республика Казахстан) http://www.kremlin.ru/ supplement/5206

8. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР ( о подготовке проекта) http://eurasian-studies.org/archives/3694

9. Решение МВФ о статусе юаня как мировой резервной валюты с 01.10.2016 г. http://www. rg.ru/2015/12/02/yuan.html

10. Соглашение Китая о валютном свопе с Россией 2015 г. http://izvestia.ru/news/580112; http://www. vestifinance.ru/articles/45678

11. The Constitution of India. Режим доступа: http:// lawmin.nic.in/olwing/coi/coi-english/coi-indexenglish. htm (дата обращения: 26.04.2017).

12. Constituiçâo da República Federativa do Brasil de 1988 // DOU de 05/10/1988 (n° 191-A, Seçao I, pág. 1).

13. South African Government. Constitution of the Republic of South Africa. Режим доступа: http:// www.gov.za/documents/constitution-republic-south-africa-1996 (дата обращения: 26.04.2017).

24 BootheP.M. Reforming Fiscal Federalism for Global Competition: A Canada-Australia Comparison. University of Alberta, 1996. P. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.