Научная статья на тему 'Россия-АСЕАН - 20 лет сотрудничества'

Россия-АСЕАН - 20 лет сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2782
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
АСЕАН / ЮВА / АТР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / США В АТР / КНР И АСЕАН / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТРЕТИЙ САММИТ РОССИЯ-АСЕАН / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СОЧИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА / ASEAN / SOUTH-EAST ASIA / ECONOMIC COOPERATION / USA IN ASIAN PACIFIC REGION / CHINA AND ASEAN / TERRITORIAL CONFLICTS / JOINT PROJECTS / 3RD RUSSIA-ASEAN SUMMIT / FREE TRADE ZONES / EUROPEAN-ASIAN ECONOMIC TREATY / SOCHY DECLARATION / COMPLEX PLAN FOR COOPERATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мариан Валерий Пантелеевич, Синицын Алексей Юрьевич

В статье проводится анализ современного состояния политических и экономических международных связей России со странами членами АСЕАН. Приводится краткая история установления отношений России и АСЕАН, описаны роль и значение политики США и Китая для субрегиона ЮВА. Особое внимание уделено переговорам по текущим проектам российских представителей деловых кругов с видными деятелями стран АСЕАН. Проанализированы результаты проведения Делового форума и саммита Россия-АСЕАН; сделан ряд выводов по текущему положению международных связей с АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA-ASEAN: TWO DECADES OF DEVELOPMENT

The article provides an analysis of the contemporary status of political and economic international relations between the Russian Federation and ASEAN economics. It starts with a brief background of the initiation of Russia-ASEAN official relations followed by the role and meaning of US and China politics for South East Asia region. Special attention has been drawn to talks on current projects between some representatives of Russian business with prominent heads of ASEAN. Results of the Business Forum and Russia-ASEAN Summit are analyzed together with making conclusions concerning Russia-ASEAN international relations.

Текст научной работы на тему «Россия-АСЕАН - 20 лет сотрудничества»

Миропорядок

МАРИАН Валерий Пантелеевич — кандидат политических наук, профессор кафедры иностранных языков Дипломатической академии МИД РФ (119992, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2) СИНИЦЫН Алексей Юрьевич — кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Дипломатической академии МИД РФ (119992, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53ф/2; [email protected])

РОССИЯ-АСЕАН - 20 ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния политических и экономических международных связей России со странами - членами АСЕАН. Приводится краткая история установления отношений России и АСЕАН, описаны роль и значение политики США и Китая для субрегиона ЮВА. Особое внимание уделено переговорам по текущим проектам российских представителей деловых кругов с видными деятелями стран АСЕАН. Проанализированы результаты проведения Делового форума и саммита Россия-АСЕАН; сделан ряд выводов по текущему положению международных связей с АСЕАН. Ключевые слова: АСЕАН, ЮВА, АТР, экономическое сотрудничество, США в АТР, КНР и АСЕАН, территориальные конфликты, совместные проекты, третий саммит Россия-АСЕАН, зоны свободной торговли, Евразийский экономический союз, Сочинская декларация, Комплексный план действий по развитию сотрудничества

В 2016 г. отмечалось 20-летие установления конструктивного диалогового партнерства между Россией и странами АСЕАН. В результате в настоящее время АСЕАН является наиболее значимым партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Этому предшествовало длительное построение российско-асеановских отношений. В 1991 г. делегация СССР была впервые приглашена АСЕАН на 24-ю конференцию министров иностранных дел. Через 3 года, в 1994 г. Россия стала участником Регионального форума по безопасности АСЕАН (АРФ) в качестве консультативного партнера. В 1996 г. России был предоставлен статус полноправного партнера АСЕАН, что позволило российским представителям участвовать в мероприятиях АСЕАН в полном масштабе. Деятельность партнерства России и стран АСЕАН в эти десятилетия была объединена общими усилиями по развитию сотрудничества в самых разных сферах, охватывающих политическое, экономическое и культурное взаимодействие наших государств. Сотрудничество России с асеановской «десяткой» с самого начала его установления было и остается нацеленным на создание открытой и равноправной системы межгосударственных отношений, которая является основой обеспечения надежной безопасности и устойчивого развития как российской экономики, так и субрегиона Юго-Восточной Азии (ЮВА) в целом.

За истекшие 20 лет мировое развитие сделало крутой поворот, уверенно закрепив за Азиатско-Тихоокеанским регионом роль «локомотива» глобального роста. На данный момент в АТР производит 60% мирового ВВП, размещает 45% прямых зарубежных инвестиций, а с марта 2015 г. «десятка» стран АСЕАН договорилась о создании единой структуры банковской интеграции. Россия, две трети территории которой географически располагаются в Азии, не может стоять в стороне от процессов, происходящих в АТР. Вместе с другими странами Евразийского экономического союза она стремится углублять установившиеся связи со странами региона, снимать барьеры на пути развития торговых отношений и улучшать инвестиционный климат. Реалистичной основой для подобных планов являются два ключевых фактора. Первое — мы не имеем политико-экономических противоречий со странами ЮВА, поэтому у России нет никаких барьеров для укрепления и развития международных связей с этим субрегионом. Второе — это единство задач, стоящих перед Россией и странами «десятки». К таким задачам следует отнести, прежде всего, модернизацию и повышение уровня конкуренто-

способности наших экономик, которые способны обеспечить устойчивый рост в интересах дальнейшего процветания наших народов.

В условиях сворачивания экономических связей с западными странами диверсификация внешних связей, расширение областей сотрудничества России со странами АСЕАН, «поворот страны на Восток» являются одними из ключевых приоритетов внешней политики России. При этом первопричиной поворота являются не столько политические разногласия с Западом, сколько необходимость развития регионов Сибири и Дальнего Востока [Канаев, Пятачкова 2016].

Расширение сотрудничества основывается на участии российской стороны в наиболее представительных политических механизмах АТР. Россия является активным членом таких структур, как восточноазиатские саммиты (ВАС), совещания министров обороны стран — членов АСЕАН и диалоговых партнеров (СМОА плюс), которые с 2010 г. проводятся с участием представителей российского Министерства обороны; Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), АСЕАН+8 и ряд других. Структура многосторонней дипломатии ВАС занимает центральную роль в формировании нового межгосударственного интеграционного объединения — Восточноазиатского сообщества. Члены ассоциации сформулировали три условия участия в ежегодных восточноазиат-ских саммитах, которые должны быть приняты сторонними государствами: присоединение к Балийскому договору, наличие статуса полномасштабного диалогового партнера Ассоциации и субстантивный характер сотрудничества с АСЕАН. Российская сторона соответствует всем трем требованиям. Заявка России на присоединение к этому механизму была подана 15 июля 2005 г., а решение о присоединении России к ВАС было одобрено на 5-м саммите, проходившем в Ханое в 2010 г. В рамках проведения ВАС определены 5 направлений сотрудничества: финансы, энергетика, чрезвычайное реагирование, здравоохранение и образование. Помимо ВАС, для выстраивания отношений между Россией и странами «десятки» используются также и такие крупные организации, как Совместный комитет сотрудничества Россия—АСЕАН (СКС), Совместный планово-распорядительный комитет Россия—АСЕАН (СПРК), Финансовый фонд диалогового партнерства Россия—АСЕАН (ФФДП) и Совместная рабочая группа Россия—АСЕАН по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (СРГ).

АСЕАН справедливо считается центром интеграционных процессов в АТР и инициатором различных форм регионального сотрудничества. Ассоциация служит основой для создания площадок международной дипломатии в регионе. Диалоговое партнерство выполняется с помощью совместных комитетов по сотрудничеству, на основе деятельности которых регулярно проводятся встречи министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу. Страны АСЕАН выражают свою заинтересованность в политическом присутствии России как в ЮВА, так и в АТР в целом. Это происходит вследствие восприятия России странами — членами Ассоциации в качестве крупной региональной державы, способной поддерживать интересы «десятки» и существующий баланс сил в регионе, где традиционно сохраняется присутствие США и постепенно набирает мощь Китай [Иванов 2011].

Основой отношений России и АСЕАН по-прежнему остаются экономические связи. Примером организации, которая развивает российские экономические инициативы в странах АСЕАН, является Деловой совет Россия— АСЕАН. Деятельность Совета учреждена и осуществляется под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ. В области экономического сотрудничества со странами АСЕАН Совет занимается решением таких задач, как мониторинг экономи-

ческого климата в странах АСЕАН; оценка приоритетных направлений сотрудничества; подбор деловых партнеров и организация конференций и бизнес-форумов; привлечение инвесторов из стран АСЕАН в Россию и выработка выгодных предложений российскому бизнесу по проектам в странах АСЕАН. Деловой совет Россия—АСЕАН занимается организацией индивидуальных и групповых деловых миссий в страны АСЕАН, которые направлены на освоение новых рынков и установление контактов с новыми партнерами и клиентами. Примерами состоявшихся миссий являются деловые поездки в Малайзию, Индонезию и Сингапур в 2014 г. и миссии в Малайзию и Бруней в 2015 г. Не остаются в стороне и вопросы продвижения Советом современных российских технологий в различных областях промышленности, а также оказания содействия российским деловым кругам в обеспечении доступа к высоким технологиям стран АСЕАН. Результатами социокультурного аспекта деятельности Совета является создание культурно-делового клуба «Русский дом» в Джакарте и организация гастрольных туров российских творческих коллективов в страны АСЕАН. Следует также упомянуть, что в развитии и укреплении связей Совета со странами АСЕАН значимую роль играют фонд «Русский мир», Российский совет по международным делам и Центр АСЕАН при МГИМО. Международную значимость этих связей подчеркивает тот факт, что на 13-й конференции стран АСЕАН, проходившей в Джакарте в прошлом году, совместная комиссия приняла решение объявить 2016 г. Годом русской культуры в странах АСЕАН и Годом культуры стран АСЕАН в России.

Не следует полагать, что взаимоотношения между Россией и странами АСЕАН проходят в политическом вакууме и находятся вне сферы влияния политики других крупных акторов. Прежде всего, следует учитывать усилившееся за последнее десятилетие присутствие в АТР Соединенных Штатов, объявивших XXI в. веком тихоокеанским. При этом подход к архитектуре безопасности и развитие американской стратегии были пересмотрены США по нескольким направлениям. Во-первых, было принято решение усилить американское военное присутствие через усиление островной военной базы Гуам. Во-вторых, спектр применения силы расширился от традиционного сдерживания до применения сбалансированной национальной силы, имеющей «жесткую» и «мягкую» составляющие. В-третьих, США предложили своим союзникам вносить более значительный вклад в обеспечение своей безопасности без ущерба союзническим отношениям с США. В-четвертых, развитие отношений в сфере безопасности со старыми союзниками, такими как Австралия, сопровождается привлечением новых, таких как бывший противник США Вьетнам [Иванов 2014: 325]. Заявление США о растущей роли АТР в американском внешнеполитическом векторе было неоднозначно воспринято в мире. Например, Китай оценил такое политическое изменение как политический инструмент активного сдерживания растущего влияния КНР в ЮВА и в АТР в целом. Более детальный анализ этой темы приводится в статье О. Иванова «Военно-политическая стратегия США в АТР» [Иванов 2013].

Вторым значимым игроком субрегиона ЮВА является Китай. Рост экономической мощи и военного потенциала руководство КНР стремится инвестировать в решение территориальных споров в свою пользу. Это, прежде всего, претензии Китая на расширенный континентальный шельф в Восточно-Китайском море, на который претендует союзник США Япония. Попытки КНР решить проблему Тайваня также приводят к конфликту как с США, так и с АСЕАН. Претензии Китая на Парасельские острова и острова Спратли сталкивают Китай с пятью странами АСЕАН. Территориальные споры Китая с Индией из-за Арунчал-Прадеш усиливают конфликтный потенциал в регионе. По мнению ряда амери-

канских аналитиков, все эти реалии могут вызвать желание стран АТР, и в частности Китая, изменить баланс сил региона в свою пользу [Иванов 2013].

Снова возвращаясь к российско-асеановскому сотрудничеству, среди последних российских внешнеполитических событий следует отметить проведение 14-й встречи Комитета по совместному сотрудничеству России и стран АСЕАН (ASEAN-Russia Joint Cooperation Committee — 14th ARJCC). Работа Комитета проходила 16 марта 2016 г. в секретариате АСЕАН в Джакарте, в председательствующем президиуме которого принимал участие посол России в Индонезии и АСЕАН Михаил Галузин. Комитет принял проект и приложения к Руководству оценки, утверждения, финансирования и отчетности по совместной деятельности России и АСЕАН. Был определен круг совместных проектов, финансируемых Финансовым фондом диалогового сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН (ARDPFF)1. Стороны выразили готовность повышать эффективность использования активов фонда ARDPFF в соответствии с положениями принятого Руководства, которые направлены на более активное инициирование новых проектов. Комитет также высоко отметил деятельность центра АСЕАН при МГИМО, направленную на популяризацию сведений о странах АСЕАН в России и углубление связей между Россией и странами АСЕАН.

19—20 мая 2016 г. в Сочи состоялся 3-й саммит Россия—АСЕАН. В преддверии саммита прошел Деловой форум, состоящий из двух параллельных сессий и пленарного заседания. На сессии «К новому экономическому партнерству Россия — АСЕАН: необходимые инструменты, механизмы и драйверы роста» было отмечено, что товарооборот между Россией и странами АСЕАН вырос в I квартале 2016 г. на 20%. Такой позитивной динамики нет больше ни с одной интеграционной группой.

По мнению экспертов, одним из драйверов экономического роста может стать трансграничная электронная торговля (ТЭТ). В настоящее время число участников электронных торгов, число операций, осуществляемых посредством электронных торговых площадок, постоянно увеличивается2. 19 ноября 2015 г. на инвестиционном саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре (Малайзия) был представлен совместный проект Ассоциации электронных торговых площадок (РФ) и корпорации «Сильверлейк» (Малайзия) по созданию единой торговой платформы Россия—АСЕАН, соединенной с системой банковских карт Сильверлэйк, которая будет предоставлять пользователям возможность осуществления взаиморасчетов в национальных валютах. Однако для дальнейшего развития этих направлений необходимо уделять внимание таким вопросам, как согласование технических регламентов, решение правовых аспектов и преодоление языковых барьеров.

На сессии «Российский экспортный потенциал: реализация стратегических приоритетов развития государств — членов АСЕАН» эксперты пришли к выводу, что у России и стран Ассоциации Юго-Восточной Азии есть большой потенциал для развития экспорта. В рамках сессии эксперты обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры и ее безопасности. Для поддержки совместных проектов нужны конкретные меры. Например, требуют решения проблемы в сфере сертификации товаров и таможенного регулирования, необходимо уско-

1 Co-Chairs' Press Release. The 14th ASEAN-Russia Joint Cooperation Committee Meeting. URL: http:// www.asean.org/co-chairs-press-release-the-14th-asean-russia-joint-cooperation-committee-meeting (accessed 30.11.2016).

2 Россия—АСЕАН: драйверы роста. Ассоциация электронных торговых площадок. Доступ: http:// www.aetp.ru/news/item/404278 (проверено 30.11.2016).

рить работу по созданию преференциальных торговых отношений, зон свободной торговли (ЗСТ), свободного перемещения капиталов1.

Так, генеральный директор по международным проектам АО «Российский экспортный центр» Михаил Мамонов отметил следующее: «По сравнению с 2014 годом наш экспорт в несырьевом сегменте вырос на 30%. Это показывает, что у нас сохраняется существенный потенциал для того, чтобы укрепить взаимоотношения между государствами АСЕАН именно в экспортном разрезе. Тем более что сейчас большинство государств АСЕАН реализуют масштабные программы национального развития, связанные с амбициозными планами по обновлению и модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Нам кажется, что российские компании могли бы активно участвовать в реализации этих программ».

Пленарное заседание «Партнерство Россия — АСЕАН в новой интеграционной архитектуре Азиатско-Тихоокеанского региона: возможности для бизнеса» провел президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Это заседание стало ключевым событием юбилейного саммита, ознаменовавшего 20-летие партнерских отношений между Россией и АСЕАН. Накануне Владимир Путин встретился со всеми лидерами стран АСЕАН. Участники дискуссии пришли к выводу, что партнерство России со странами АСЕАН представляется взаимовыгодным и отвечающим современным вызовам времени. Для дальнейшего сближения необходимо не только заключение соглашений и принятие программ, но и проведение работ по совершенствованию законодательной базы АСЕАН и России, по взаимному информированию бизнес-партнеров и в сфере торговли, и в сфере инвестиций. Эту задачу отчасти могут решить торгово-промышленные палаты и деловые советы.

Совершенно обоснованным представляется стремление АСЕАН к взаимодействию с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Заключены договоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Вьетнамом и ЕАЭС, подписаны меморандумы с Камбоджей и Сингапуром. На пленарном заседании выступил генеральный секретарь АСЕАН Ле Лыонг Минь. По его мнению, за последние годы сотрудничество стран АСЕАН с Россией принесло свои плоды, при этом страны «десятки» стремятся к тому, чтобы сотрудничество с Россией охватывало все стороны взаимоотношений. «Мы продолжаем развивать тесное сотрудничество с Россией, учитывая тот потенциал, который заложен в экономиках нашего региона», — отметил генеральный секретарь АСЕАН. Он подчеркнул, что новый этап развития отношений России и стран АСЕАН должен быть направлен на рост внешней торговли, укрепление энергетической, продовольственной и транспортной безопасности2.

По итогам Делового форума, состоявшегося в рамках саммита Россия— АСЕАН, прошел брифинг президента ТПП С. Катырина и председателя Делового консультативного совета Россия—АСЕАН О. Суваннавонга. Особое внимание уделялось вопросу создания новых зон свободной торговли между ЕАЭС и несколькими заинтересованными странами АСЕАН. «Полагаю, что спектр стран, имеющих такие соглашения, со временем охватит все страны АСЕАН», — сказал С. Катырин. О. Суваннавонг отметил, что Деловой форум позволил провести дискуссию о расширении сотрудничества между странами

1 В рамках Делового форума Россия—АСЕАН эксперты обсудили развитие транспортного потенциала региона. — Саммит Россия—АСЕАН. 19—20 мая 2016 г. Доступ http://russia-asean20.ru/news/ 20160519/142617.Ыш1 (проверено 30.11.2016).

2 АСЕАН планирует создать всеобъемлющую программу сотрудничества с Россией. — Саммит Россия—АСЕАН. 19—20 мая 2016 г. Доступ: http://russia-asean20.ru/news/20160519/167264.htm1 (проверено 30.11.2016).

АСЕАН и ЕАЭС, о взаимодействии в различных бизнес-сферах, в т.ч. связанных с высокими технологиями. «Необходимо развивать контакты между бизнес-сообществом России и АСЕАН. Мы этот процесс поддерживаем и надеемся, что такие мероприятия, как прошедший форум, позволят укрепить наши связи», — заявил О. Суваннавонг1.

С участниками Делового форума встретились Владимир Путин и премьер-министр Лаоса Тхонглун Сисулит, который в этом году является председателем АСЕАН. Президент России отметил, что в качестве первого мероприятия на саммите предусмотрена встреча с представителями бизнеса стран АСЕАН и России. Это подчеркивает ту значительную роль, которую играет развитие торгово-экономического сотрудничества между Россией и странами «десятки». Товарооборот между странами АСЕАН и Россией нуждается в развитии, поскольку в настоящее время он выглядит достаточно скромно по сравнению, например, с товарооборотом стран АСЕАН с Китаем. Уровень инвестиционного взаимодействия также не соответствует имеющемуся потенциалу. Однако накоплен достаточный опыт взаимодействия России со странами АСЕАН в различных областях. Россия подготовила «дорожную карту», включающую 57 совместных проектов. Россия готова участвовать в транспортных проектах, удовлетворять растущий спрос АСЕАН на углеводороды и участвовать в проектах, связанных с развитием навигационных систем на основе российской спутниковой системы ГЛОНАСС. В свою очередь Россия заинтересована в участии бизнесменов из стран АСЕАН в проектах развития российского Дальнего Востока. «Соответствующее участие стран АСЕАН могло бы послужить драйвером экономического роста национальных экономик, способствовать устойчивому развитию Азиатского континента в целом», — отметил президент Российской Федерации. Также президент сказал о роли, которую в мировой экономике играют региональные интеграционные объединения. ЕАЭС является крупным рынком, и ряд стран АСЕАН уже проявили заинтересованность в сотрудничестве. В дальнейшем сопряжение ЕАЭС и АСЕАН могло бы стать началом создания общей Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

Премьер-министр Лаоса Тхонглун Сисулит в своем выступлении заявил, что для АСЕАН очень важно налаживание торговых и инвестиционных связей с Российской Федерацией. Он также отметил: «Все представители Делового форума могут внести свой вклад в этот процесс, поскольку являются локомотивом, позволяющим повысить качество этого взаимодействия. Вот почему я надеюсь, что этот Деловой форум внесет дальнейший вклад в продвижение и реализацию этих идей, позволит укрепить экономическое сообщество между Россией и АСЕАН, а также между Россией и другими странами на двусторонней основе путем использования имеющегося потенциала».

По итогам саммита была принята Сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству». Декларация состоит из нескольких разделов: «Укрепление диалогового партнерства», «Сотрудничество в области политики и безопасности», «Экономическое сотрудничество», «Социально-культурное взаимодействие», «Сотрудничество по сокращению разрывов в уровнях развития и по обеспечению взаимосвязанности» и раздела, посвященного механизмам реализации декларации2.

Был одобрен Комплексный план действий по развитию сотрудничества на 2016—

1 Деловой форум стал удобной площадкой для обсуждения интеграционных процессов. — Саммит Россия—АСЕАН. 19—20 мая 2016 г. Доступ http://russia-asean20.ru/news/20160520/222665.html (проверено 30.11.2016).

2 Саммит Россия — АСЕАН открывается в Сочи: от юбилея к стратегическому партнерству. — ТАСС. 19 мая 2016. Доступ http://tass.rU/politika/3293705http://tass.ru/politika/3293705 (проверено 30.11.2016).

2020 годы. Этот документ «определяет приоритеты и меры, которые необходимо принять обеим сторонам для дальнейшего углубления и расширения сотрудничества в области политики и безопасности, экономики, социально-культурной сфере и в целях развития, а также для реализации в полном объеме потенциала российско-асеановского партнерства по всем представляющим общий интерес направлениям с учетом Декларации "АСЕАН-2025: вместе в будущее" и ее рабочих планов, а также результатов выполнения Комплексной программы действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 гг.». Кроме этого, в период с января по апрель 2016 г. группа видных деятелей России и десяти стран АСЕАН подготовила развернутый доклад, посвященный перспективам сотрудничества России и стран АСЕАН1.

В заключение можно сделать ряд выводов.

1. В создавшихся экономических условиях введения санкций и ограничения возможного партнерства с западными странами для России крайне важным становится укрепление отношений с восточными партнерами, в числе которых не последнее место занимают страны АСЕАН. Это в значительной степени продиктовано и необходимостью принятия безотлагательных мер по модернизации сибирских и дальневосточных регионов.

2. Россия является деятельным участником политических и экономических структур в АТР, что является основанием для продвижения российских интересов на Востоке. Об этом свидетельствует активное российское участие в таких авторитетных международных организациях, как ВАС, АРФ, СКС и др.

3. Развитие отношений с АСЕАН проходит в условиях острой конкуренции со стороны США и Китая, также включающих асеановскую «десятку» в число стран, где представлены значительные стратегические американские и китайские интересы. При этом следует отметить тот факт, что активизация участия Китая в локальных территориальных конфликтах в ЮВА демонстрирует все возрастающую экономическую и военную мощь Китая и рост его политических притязаний.

4. Анализ динамики экономического сотрудничества России со странами АСЕАН свидетельствует о развитии международных связей между их экономиками. Однако не следует забывать о необходимости совершенствования законодательной базы, проведения правовых и технических согласований ряда проектов. Нужно обратить внимание на имеющиеся сложности в сертификации товаров и выполнении таможенных процедур. Преодоление языкового барьера также играет важную роль вследствие полиэтничности государств ЮВА.

5. Экономические отношения отражают взаимную направленность отношений как для России, так и для АСЕАН. Их международные связи представляют собой «улицу с двусторонним движением» — об этом свидетельствуют интервью ведущих политических деятелей стран АСЕАН и их руководства, отражающие экономические и интеграционные интересы АСЕАН в России.

6. Прошедший 3-й сочинский саммит выявил новые тенденции экономического взаимодействия России со странами АСЕАН. Это запуск проектов по созданию ЗСТ с рядом стран Ассоциации, а также проработка вопросов интеграции АСЕАН с ЕАЭС. В перспективе может рассматриваться сопряжение ЕАЭС и АСЕАН с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), что может придать этому взаимодействию более масштабную перспективу.

1 Группа видных деятелей Россия—АСЕАН завершила свою работу. — МГИМО. 08.04.2016. Доступ: http://mgimo.ru/about/news/main/gmppa-vidnykh-deyate1ey_rossiya-asean/ (проверено 30.11.2016).

Список литературы

Иванов О.П. 2011. Внешняя и оборонная политика КНР. — Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. № 6(257). С. 48-56.

Иванов О. 2013. Военно-политическая стратегия США в АТР. — Мир и политика. № 7(82). С. 130-146.

Иванов О.П. Китай в тихоокеанской стратегии США. 2014. — XXI век: перекрестки мировой политики (под ред. М.А. Неймарка). Разд. 3. Региональные особенности геополитики. М.: Канон+. С. 322-335.

Канаев Е.А., Пятачкова А.С. 2016. АСЕАН в повороте России на Восток. — XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. М.: ИД НИУ ВШЭ. Кн. 2. С. 430-437.

MAR/AN Valeriy Panteleevich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Professor of the Chair of Foreign Languages, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (bld.1, 53/2 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119992) S/N/TSYN Alexey Urievich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Senior Lecturer of the Chair of Foreign Languages, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (bld.1, 53/2 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119992; alnasina@ live.ru)

RUSSIA-ASEAN COOPERATION: TWO DECADES OF DEVELOPMENT

Abstract. The article provides an analysis of the contemporary status of political and economic international relations between the Russian Federation and ASEAN economics. It starts with a brief background of the initiation of Russia-ASEAN official relations followed by the role and meaning of US and China politics for South East Asia region. Special attention is drawn to talks on current projects between some representatives of Russian business with prominent heads of ASEAN. Results of the Business Forum and Russia-ASEAN Summit are analyzed together with making conclusions concerning Russia-ASEAN international relations.

Keywords: ASEAN, South-East Asia, economic cooperation, USA in Asian Pacific Region, China and ASEAN, territorial conflicts, joint projects, 3rd Russia-ASEAN Summit, free trade zones, European-Asian Economic Treaty, Sochy Declaration, Complex Plan for Cooperation Development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.