Научная статья на тему 'Россия плюс АСЕАН. Через сложности развития к конструированию достойного будущего'

Россия плюс АСЕАН. Через сложности развития к конструированию достойного будущего Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
521
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / АСЕАН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / REGIONAL INTEGRATION / INTEGRATION ASSOCIATIONS / ASIA-PACIFIC AREA / SOUTH EAST ASIA / ASEAN / RUSSIA-ASEAN STRATEGIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабир Людмила Сергеевна

В статье представлен анализ ключевых механизмов формирования диалогового партнерства Россия АСЕАН и дана их оценка в рамках основных направлений взаимодействия. Рассмотрена хронология создания органов управления диалогового партнерства. Раскрыты основные подходы к наполнению и расширению экономического сотрудничества. Описаны концептуальные принципы, положенные в основу регионального интеграционного объединения стран АСЕАН. Выделены специфические особенности этой модели интеграционного объединения и показаны сложности современного этапа развития процесса интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выдвигаются предположения о возможных перспективах дальнейшего взаимодействия России и государств членов АСЕАН в условиях качественных изменений, связанных с формированием новых многосторонних интеграционных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and ASEAN. Through the Challenges of Development to Building Up a Worthful Future

The paper analyzes the key mechanisms of the Russia ASEAN dialogue partnership formation and makes an assessment thereof with respect to the main cooperation areas. The chronology of the establishment of the dialogue partnership management bodies is outlined. The main approaches to the intensification and expansion of the economic cooperation are described. The conceptual principles that lay the foundation for the regional integration of ASEAN countries are examined, the specific features of this integration model are identified and the challenges of the current stage of the integration process development in the Asia-Pacific region are highlighted. The prospects of the further cooperation between Russia and ASEAN members in the situation of qualitative changes related to the formation of new multilateral integration associations are discussed.

Текст научной работы на тему «Россия плюс АСЕАН. Через сложности развития к конструированию достойного будущего»

УДК 339.924

РОССИЯ + АСЕАН: ЧЕРЕЗ СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО

КАБИР ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА, д-р экон. наук, профессор, профессор РАН, главный научный сотрудник НИФИ; профессор кафедры экономики и финансов Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт) E-mail: lkabir@yandex.ru

В статье представлен анализ ключевых механизмов формирования диалогового партнерства Россия - АСЕАН и дана их оценка в рамках основных направлений взаимодействия. Рассмотрена хронология создания органов управления диалогового партнерства. Раскрыты основные подходы к наполнению и расширению экономического сотрудничества. Описаны концептуальные принципы, положенные в основу регионального интеграционного объединения стран АСЕАН, выделены специфические особенности этой модели интеграционного объединения и показаны сложности современного этапа развития процесса интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Выдвигаются предположения о возможных перспективах дальнейшего взаимодействия России и государств - членов АСЕАН в условиях качественных изменений, связанных с формированием новых многосторонних интеграционных объединений.

Ключевые слова: региональная интеграция; интеграционные объединения; Азиатско-Тихоокеанский регион; Юго-Восточная Азия; АСЕАН; стратегическое партнерство Россия - АСЕАН.

Russia + ASEAN: Through the Challenges of Development to Building Up a Worthful Future

LUDMILA S. KABIR, ScD (Economics), full professor at the Russian Academy of Sciences, chief researcher at the NIFI; professor of the Economics and Finance Chair, the Moscow International Higher School of Business ('.MIRBIS") E-mail: lkabir@yandex.ru

The paper analyzes the key mechanisms of the Russia - ASEAN dialogue partnership formation and makes an assessment thereof with respect to the main cooperation areas. The chronology of the establishment of the dialogue partnership management bodies is outlined. The main approaches to the intensification and expansion of the economic cooperation are described. The conceptual principles that lay the foundation for the regional integration of ASEAN countries are examined, the specific features of this integration model are identified and the challenges of the current stage of the integration process development in the Asia-Pacific region are highlighted. The prospects of the further cooperation between Russia and ASEAN members in the situation of qualitative changes related to the formation of new multilateral integration associations are discussed.

Keywords: regional integration; integration associations; Asia-Pacific area; South East Asia; ASEAN; Russia-ASEAN strategic partnership.

Введение

Глобализация требует от стран все большей открытости и демонстрирует эффективность включения в мировую систему различных интег-

рационных объединений. В настоящее время интеграционные объединения созданы и функционируют во всех регионах мира [1], в том числе в Юго-Восточной Азии, где давно действует

АСЕАН1. С 1996 г. Российская Федерация стала полноправным партнером в рамках диалогового сотрудничества в АСЕАН, но двадцатилетний период партнерства пока не привел к существенной степени интеграции [2, с 400]. В то же время по причине выдвижения АСЕАН ряда региональных экономических финансовых инициатив [3, 4] ее роль в регионе становится все более ощутимой.

Поскольку главной целью сотрудничества в рамках всеобъемлющего партнерства, выстраиваемого АСЕАН, обозначен поиск коллективного ответа на многообразные вызовы глобализации, а страны при этом демонстрируют решимость к реформированию международной финансовой системы в целях придания ей всеобъемлющего и справедливого характера, то актуальным вопросом, интересующим сегодня экономистов и политиков, является оценка перспектив создания в рамках партнерства Россия — АСЕАН возможностей, ведущих к повышению макроэкономической и финансовой стабильности в регионе.

Международная интеграция как новый фактор роста российской экономики: азиатско-тихоокеанский вектор

Одной из особенностей начала XXI в. в сфере внешнеэкономических отношений России следует признать всесторонний подъем и расширение масштабов сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона [5, 6] (далее — АТР). Это дает основание по-новому раскрыть содержание взаимодействия Российской Федерации как с отдельными странами этого региона, так и с отдельными региональными объединениями. Тенденция, заданная в начале века, получает сегодня дальнейшее развитие в планах российского правительства. Так, в новой редакции «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», утвержденной Правительст-

1 АСЕАН (англ. Association of South East Asian Nations — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) была образована в 1967 г. в составе Таиланда, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин. Впоследствие число стран организации увеличивалось (Бруней вошел в ее состав в 1984 г.; Вьетнам — в 1995 г.; Лаос и Мьянма — в 1997 г.; Камбоджа — в 1999 г.). Сегодня АСЕАН — это 10 стран Юго-Восточной Азии.

вом РФ 14 мая 2015 г., поставлены в том числе задачи, направленные на укрепление позиций России и российского бизнеса в АТР, например:

1) увеличить экспорт российской продукции как на основе расширения присутствия России на традиционных рынках, так и посредством освоения новых перспективных страновых рынков;

2) эффективно реализовать потенциал экономической интеграции, особенно в рамках такого формата, как АСЕАН.

Поставленные задачи планируется решать на основе расширения взаимодействия с государствами — членами АСЕАН посредством осуществления совместных инвестиционных проектов, выстраивания эффективных партнерских связей между малым и средним бизнесом России и государств — членов АСЕАН, финансовой и организационной помощи бизнесу при осуществлении совместных инвестиционных проектов, формирования эффективной системы кадрового обеспечения сотрудничества в рамках партнерства Россия — АСЕАН2.

При этом Правительством РФ заявлен высокий уровень приоритета данного направления экономической интеграции [7].

Таким образом, стратегические планы Правительства РФ предусматривают углубление финансово-экономического сотрудничества России со странами АТР. В связи с этим неизбежно встает вопрос о формате, механизмах и масштабах сотрудничества.

Россия поддерживает общие стратегические задачи, к решению которых стремится АСЕАН (либерализация торгово-инвестиционной деятельности, углубление экономической интеграции, расширение сотрудничества в целях инновационного роста, построение в Юго-Восточной Азии территории дружбы и сотрудничества, объединение транспортных и коммуникационных сетей) и имеет обоснованные намерения активно использовать укрепление связей с государствами — членами АСЕАН в интересах своей

2 См. раздел «Развитие международной интеграции» п. 3 «Продвижение бизнеса на новые рынки» части II «Поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности» Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. (новая редакция).

эффективной интеграции в систему финансовых и экономических отношений в АТР.

Основные этапы и механизмы формирования диалогового партнерства Россия - АСЕАН

Согласно представлениям об устойчивости регионального развития, сформировавшимся в АСЕАН [8, 9], вовлечение в формируемые интеграционным объединением механизмы сотрудничества крупных стран региона, к числу которых, кроме Китая, Японии, Южной Кореи и США, отнесена и Российская Федерация, признается важным шагом, обеспечивающим устойчивость процессам интеграции в Юго-Восточной Азии. По этой причине в 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН. За прошедшие 20 лет с момента установления между Россией и АСЕАН отношений диалогового партнерства был пройден большой путь. К настоящему времени сложилась опре-

деленная система взаимодействия России и АСЕАН, сформировались ключевые механизмы управления в рамках основных направлений взаимодействия (табл.1).

Рассмотрим основные, регламентируемые указанными выше документами, направления взаимодействия в экономической сфере.

1. Декларация о партнерстве и развитии3, принятая в июне 2003 г., является одним из первых документов, закладывающим основы современной системы отношений между Россией и Ассоциацией. Настоящим документом главной целью сотрудничества в рамках всеобъемлющего партнерства Россия — АСЕАН объявлен поиск коллективного ответа на многообразные вызовы глобализации, при этом страны подтверждают свою решимость предпринимать совместные действия по преобразованию мировой

3 Центр АСЕАН при МГИМО (У) МИД России. URL: http://asean.

mgimo.ru.

Таблица 1

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН: ключевые элементы экономического сотрудничества

Основные документы, регламентирующие деятельность партнерства Россия - АСЕАН Дата Используемые механизмы Дата

Совместная декларация министров иностранных дел Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе 19.06.2003 1. Постминистерские конференции 2. Совещания старших должностных лиц 3. СКС 4. СПРК 2003

Соглашение между Правительством РФ и правительствами государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития 10.12.2005 Финансовый фонд диалогового партнерства Россия - АСЕАН (ФФДП) 2005

Совместная декларация главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств -членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве 13.12.2005 Саммит Россия - АСЕАН

Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг. 13.12.2005 2005

Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация - АСЕАН 30.10.2010

Совместное заявление министров иностранных дел Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по случаю 15-летия диалогового партнерства Россия - АСЕАН 22.07.2011

финансовой архитектуры для обеспечения ее всеобъемлющего и справедливого характера.

Признавая преимущества глобализации, страны принимают решение усилить взаимодействие в разработке адаптационных механизмов, позволяющих противодействовать ее негативному влиянию. Для решения этой задачи они намерены всемерно развивать и укреплять сотрудничество и стремиться к росту преимуществ, получаемых государствами-партнерами от участия в региональных инициативах, а также укреплять меры доверия к партнерству как основы будущего развития. Документом определены и организационные механизмы, посредством которых партнеры планируют достигать поставленные цели. Это конференции министров иностранных дел, совещания отраслевых министров и их заместителей, функционирование Совместного комитета сотрудничества (далее — СКС) и Совместного планово-распорядительного комитета (далее — СПРК).

Таким образом, был сформирован общий формат и задан вектор сотрудничества в рамках диалогового партнерства, определены ключевые механизмы, обеспечивающие управление и функционирование.

2. Соглашением о сотрудничестве в области экономики и развития4, заключенным в конце 2005 г., были заложены основы торгово-экономического сотрудничества. Так, раздел «Экономическое сотрудничество» закрепляет решение сторон о содействии в развитии торговой, экономической и инвестиционной деятельности (ст. 2). Выделены и другие сферы, где страны намерены поощрять тесное сотрудничество и взаимодействие. К ним отнесены не только такие традиционные для нашей страны сферы сотрудничества, как добыча и переработка природных ресурсов, производство электроэнергии, но и сотрудничество в научной сфере, сфере охраны природы, развития транспортного сообщения, развития технологий в сфере распространения информации и телекоммуникаций, поддержки малого бизнеса, развития взаимодействия в сфере культуры, спорта и туризма (ст. 3). Кроме того, этим документом учреждается фонд с целью

4 Центр АСЕАН при МГИМО (У) МИД России [Электронная версия]. URL: http://asean.mgimo.ru.

финансирования мероприятий и проектов, реализуемых в рамках партнерства Россия — АСЕАН (ст. 6).

3. Документом, задавшим динамизм отношениям в рамках партнерства, по праву следует признать Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве5, подписанную главами государств в конце 2005 г. Существенным стало то, что в области экономического и социального развития страны:

1) подтвердили свои намерения развивать отношения в экономической сфере в соответствии с планами и принципами, закрепленными в Соглашении о сотрудничестве в области экономического развития;

2) достигли согласия по вопросу необходимости углубления и расширения экономического взаимодействия, повышения его качества посредством развертывания полномасштабного сотрудничества в сфере торговли и инвестиций, устранения несогласованных вопросов и гармонизации правил национального регулирования, формирования и развития кооперационных связей между управленческими структурами стран-партнеров;

3) решили приступить к реализации планов по построению Сообщества АСЕАН, которое было признано целью региональной экономической интеграции АСЕАН в 2003 г. на саммите лидеров стран АСЕАН в Бали. Сообщество АСЕАН подразумевает высокий уровень интеграции экономик государств-членов, что требует достижения близких уровней социального и экономического развития [10]. Это необходимо для того, чтобы повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность государств — членов АСЕАН и их партнеров по АСЕАН в случае принятия последними обязательств по построению Сообщества АСЕАН, а также повышения привлекательности в качестве единого рынка и производственной базы;

4) были приняты решения о разработке программы развития взаимодействия и

5 Центр АСЕАН при МГИМО (У) МИД России [Электронная версия]. URL: http://asean.mgimo.ru.

сотрудничества России и АСЕАН на 20052015 гг. и проведении регулярных саммитов Российская Федерация — АСЕАН с целью более тонкой и углубленной координации совместной деятельности стран в рамках всеобъемлющего партнерства.

4. Программа развития взаимодействия и сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг.6 В области экономики данный документ выделил приоритетным сотрудничество в шести сферах:

Во-первых, это торгово-инвестиционное сотрудничество. Здесь в центре внимания находятся содействие торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству; сотрудничество по обмену информацией; расширение контактов между государственными органами, регулирующими отношения в сфере технического регулирования и расширение взаимодействия в сфере технического регулирования; консультации высших должностных лиц по экономическому сотрудничеству; поддержка региональной интеграции; обмен делегациями деловых кругов.

Во-вторых, это сотрудничество в сфере промышленности, под которым определено расширение промышленного сотрудничества в отдельных отраслях производства (особым приоритетом выделена горнодобывающая промышленность) и высоких технологий; в сфере науки и инноваций; поощрение участия компаний стран диалога в значимых совместных мероприятиях и проектах, включая инвестиционные.

В-третьих, это энергетика — консультационно-информационное сотрудничество с целью выявления инвестиционных возможностей развития инфраструктуры; способствование коммерциализации применения технологий, использующих возобновляемые ресурсы; реализация мер по повышению энергоэффективности и стимулирование рационального энергопотребления, сохранения энергоресурсов, использования эффективных и экологически чистых энергетических технологий; сотрудничество в нефте-газовом секторе.

В-четвертых, транспорт, это сотрудничество в сфере обеспечения безопасности, кадрового

6 Центр АСЕАН при МГИМО (У) МИД России. URL: http://asean. mgimo.ru.

обеспечения, наращивания потенциала, обмена информацией, консультации.

В-пятых, финансы, это сотрудничество по противодействию преступлениям в финансовой сфере, включая борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма (в данную сферу взаимодействия входит налаживание обмена профессиональным опытом и информацией; оказание услуг по подготовке кадров и оказанию технической помощи; политическая поддержка со стороны России для получения государствами — членами АСЕАН иностранной технической помощи).

В-шестых, это малое и среднее предпринимательство — развитие более тесного сотрудничества между малыми и средними предпринимателями стран диалога, поощрение и способствование наращиванию организационного потенциала в сфере выполнения бизнес-услуг, упрощение и повышение эффективности взаимодействия государственных органов власти и управления и бизнеса с целью поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Следует заметить, что на первоначальном этапе выстраивания отношений участники всеобъемлющего партнерства большее внимание уделяли сотрудничеству в сфере политических отношений, национальной безопасности, энергетической безопасности, борьбе с терроризмом, противодействию трансграничной преступности, предупреждению стихийных бедствий и ликвидации их последствий. В начале ХХ! в. экономические проблемы развития стран партнерства Россия — АСЕАН начинают занимать все большее внимание в повестке встреч [11, с. 116], а начало текущего десятилетия вывело сотрудничество в финансово-экономической сфере на новый уровень.

Так, излагая перспективы дальнейшего укрепления и углубления диалогового партнерства в Совместном заявлении по итогам второго саммита Российская Федерация — АСЕАН (30.10.2010), страны не только подтверждают решимость дальнейшего укрепления сотрудничества в создании регионального экономического сообщества, заинтересованность в более глубокой вовлеченности России в процесс создания региональной архитектуры, приверженность делу

продвижения региональной экономической интеграции в АТР, но и решимость сделать новый шаг на пути углубления экономического сотрудничества Россия — АСЕАН. Оценивая успехи, которые были достигнуты в сфере торгового и экономического сотрудничества между партнерами с помощью уже выстроенных механизмов, обеспечивающих управление и функционирование в рамках партнерства Россия — АСЕАН, было принято решение о проработке новых инициатив экономического сотрудничества, в первую очередь о разработке дорожной карты

по дальнейшему интегрированию в сфере экономического сотрудничества.

Позже в Совместном заявлении министров иностранных дел Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по случаю 15-летия диалогового партнерства Россия — АСЕАН (22.07.2011), были подтверждены: 1) значимость наполнения российско-асеа-новского сотрудничества крупными инновационными проектами, осуществляемыми с целью достижения модернизаци-онных задач стран-партнеров;

Таблица 2

Механизмы диалогового сотрудничества и реализуемые ими функции

Механизм Функция

Постминистерские конференции Россия - АСЕАН Диалоговый, консультативный орган. Проводит регулярные обсуждения политических вопросов и консультации министров иностранных дел

Совещания старших должностных лиц Россия - АСЕАН Диалоговый, консультативный орган. Проводит регулярные встречи и консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес в следующих сферах: - совещания старших должностных лиц по политическим вопросам; - совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности, также создана Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности; - консультации старших должностных лиц по экономическим вопросам, также создана Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству; - консультации старших должностных лиц по энергетике, также создана Рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству

Совместный комитет сотрудничества Россия - АСЕАН (СКС) Орган, координирующий практическое взаимодействие. Вырабатывает рекомендации по вопросам сотрудничества; осуществляет отбор и организует реализацию мероприятий в рамках партнерства; утверждает положение о Финансовом фонде диалогового партнерства (далее - ФФДП) и определенный СПРК порядок финансирования одобренных мероприятий и программ; рассматривает и утверждает отчетность о деятельности СПРК и аудиторский отчет о проверке деятельности ФФДП

Совместный планово- распорядительный комитет Россия - АСЕАН Орган, координирующий практическое взаимодействие. Разрабатывает план мероприятий сотрудничества; рассматривает и отбирает мероприятия, рекомендуемые к финансированию из ФФДП; разрабатывает положение о ФфДп и вносит в него изменения; определяет порядок финансирования мероприятий и программ из ФФДП, подготавливает годовой отчет о деятельности СПРК

Саммит Россия - АСЕАН Диалоговый, консультативный орган. Укрепляет диалоговое партнерство, расширяет взаимовыгодные деловые отношения по всем направлениям и на всех уровнях

Финансовый фонд диалогового партнерства Россия - АСЕАН Финансовый институт. Финансирует реализацию совместных проектов сотрудничества, мероприятий и программ (проведение семинаров, конференций, научно-технических экспертиз и исследований, обмен делегациями, профессиональное обучение и осуществление другой деятельности, признаваемой содействующей развитию сотрудничества между Россией и АСЕАН), утвержденных СКС и реализуемых в рамках Комплексной программы действий

Источник: составлено автором по материалам Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД России. 111?!.: http://asean.mgimo.ru.

2) намерения углубить сотрудничество на торгово- инвестиционном направлении.

В процессе развития и углубления взаимодействия и сотрудничества между нашими странами происходило формирование целостной системы диалогового сотрудничества (табл. 2) и наращивание потенциала его управленческого воздействия.

Таким образом, сегодня в рамках диалога Россия — АСЕАН выстроена эффективная организационная структура, включающая консультативные органы, органы, координирующие практическое взаимодействие, финансовый институт. По сути дела, заложен еще один «кирпичик» в фундамент Всестороннего регионального экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) — многостороннего интеграционного проекта, выстраиваемого АСЕАН с 2011 г. на основе сотрудничества Ассоциации со странами — партнерами по диалогу [12].

Сложности развития партнерства Россия - АСЕАН: геоэкономический и геополитический аспекты

Развитие сотрудничества в рамках партнерства Россия — СЕАН находится под влиянием ряда факторов и условий. Во-первых, это концептуальные особенности избранной странами Юго-Восточной Азии модели интеграции в формате АСЕАН, получившей название «закрытый регионализм» [1, с. 7]. Эта модель региональной интеграции идеологически отличается от всех других моделей, поскольку АСЕАН задумывалась с целью противодействия внешним угрозам и предполагает невмешательство государств-членов во внутренние дела друг друга, выстраивание отношений на основе консультаций и диалогов, имеющих преимущественно неформальный характер7.

Во-вторых, это организационные принципы, которые положены в основу интеграционных процессов. В АСЕАН делается ставка на межправительственное сотрудничество и не предполагается формирование наднациональных органов регулирования с передачей последним части суверенитета [13, с. 25]. Ключевая роль признается за коммерческой и инвестиционной активностью

7 Развин П. А. Внешняя политика стран Юго-Восточной Азии и АСЕАН / Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона: учеб. пособие. М.: ДА МИД РФ, 1998. С. 169.

неправительственных участников взаимодействия — малого и среднего бизнеса. В задачи правительств государств-членов входит стимулирование этого взаимодействия всеми возможными способами.

В-третьих, это фактор времени. Сотрудничество в формате АСЕАН предполагает, что на основе постепенного расширения экономического взаимодействия государств-членов должно происходить формирование и развитие сотрудничества во всех остальных сферах жизнедеятельности.

В-четвертых, это особенности современного этапа всемирного развития, проявляющиеся в том, что с начала текущего десятилетия в АТР происходит формирование сразу нескольких многосторонних интеграционных механизмов, которые вступают между собой в определенное противоречие [14]. Это уже названная инициатива АСЕАН по формированию Всестороннего регионального экономического партнерства, опирающаяся на идею и принципы интеграционной модели АСЕАН, продвигаемая Китаем инициатива создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Asia-Pacific, FTAAP) [12] и лоббируемое США соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве (Trans-PacificPartnership, TPP) [15]. Различие концепций этих многосторонних интеграционных инициатив, нацеленность на определенный круг стран АТР, очевидное или скрываемое позиционирование геоэкономических и геополитических интересов крупных государств, активно действующих в регионе (Китай, США), создает, с одной стороны, сложности развития дальнейшей интеграции в АТР, а с другой — открывает новые перспективы интеграционному процессу.

Независимо от того, какой проект окажется победителем (или стремление к достижению взаимосвязанности стран региона во всех сферах жизнедеятельности, или создание единого рынка в границах АТР, или стремление к переформатированию существующей системы глобального регулирования торгово-инвестицион-ных отношений), интеграционный процесс в АТР продолжит изменяться.

Выводы

Подводя итоги проведенного анализа, сформулируем ряд обобщающих положений:

1. Оценивая систему диалогового сотрудничества, можно сделать вывод, что сегодня сложилась полноформатная модель сотрудничества наших стран и ведется действительно стратегический диалог.

2. Создана система консультативных органов, охватывающая наиболее актуальные на настоящий момент времени направления сотрудничества, которая постепенно расширяется за счет добавления и дифференциации направлений.

3. Информационно-консультационная деятельность поддерживается достаточной по своей

структуре системой органов, координирующих взаимодействие, и финансовым институтом.

4. Взаимодействие между партнерами налажено и нет явных ограничений и противоречий между странами, препятствующих переходу отношений на новый уровень.

5. Несмотря на то что сотрудничество в рамках партнерства Россия — АСЕАН может быть подвержено влиянию новых форматов региональной интеграции, конструируемых крупными региональными государствами, перспективы этого сотрудничества не уменьшаются.

Литература

1. Аносова Л.А., Кабир Л.С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3. C. 4-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. акад. А. А. Дынкина; ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2011.

3. ASEAN Economic Community Blueprint 2025. URL: http://www.asean.org/storage/2016/03/AECBP_2025r_ FINAL.pdf.

4. ASEAN Finance Ministers Meeting. Regional Cooperation in Finance. URL: http://www.asean.org/asean-economic-community/asean-finance-ministers-meeting-afmm.

5. Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. М.: ФОРУМ, 2014.

6. Мазырин В.М. Россия в Индокитае: назад в будущее // Международная жизнь. 2010. № 10. С. 3748. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/323.

7. Лавров С.В. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь. 2010. № 10. С. 4-14. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/319.

8. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) Bangkok, Augustus 1967. URL: http://agreement. asean.org/media/download/20140117154159.pdf.

9. The ASEAN Charter [Электронный ресурс]. URL: http://www.asean.org/ storage/2016/02/The_ASEAN_ Charter.pdf.

10. ASEAN Vision 2020. URL: http://www.asean.org/?static_post=asean-vision-2020.

11. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. М.: ФОРУМ, 2010.

12. Аносова Л.А., Кабир Л.С. Китай в глобальном мире: технологии управления будущим // Экономика и управление. 2015. № 1. C. 4-9.

13. Бусыгина И.М. Региональная идентичность и региональная интеграция в современном мире: исследование взаимосвязи // Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. 2013. № 3. С. 16-30.

14. Петровский В. Дилеммы азиатско-тихоокеанской интеграции в геоэкономическом и геополитическом контексте // Международная жизнь. 2015. № 8. С. 108-122.

15. Перская В.В. Транстихоокеанское партнерство и вызовы для России // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 2. С.14-20.

References

1. Anosova L. A., Kabir L. S. Economic Integration and Economic Regionalism [Ekonomicheskaja integracija v sovremennom mire i ekonomicheskij regionalism]. Ekonomika i upravlenie — Economy and management, 2014, No. 3, pp. 4-11.

2. Strategic global forecast of 2030. Expanded option [Strategicheskij global'nyj prognoz 2030. Rasshirennyj variant]. Under the editorship of the academician A.A. Dynkina; IMEMO RAN. Moscow, Magistr, 2011.

3. ASEAN Economic Community Blueprint 2025. URL: http://www.asean.org/storage/2016/03/AECBP_ 2025r_FINAL.pdf.

4. ASEAN Finance Ministers Meeting. Regional Cooperation in Finance. URL: http://www.asean.org/asean-economic-community/asean-finance-ministers-meeting-afmm.

5. Titarenko M. L. Russia and China: strategic partnership and challenges of time [Rossija i Kitaj: strategicheskoe partnjorstvo i vyzovy vremeni]. Moscow, FORUM, 2014.

6. Mazyrin V. M. Russia in Indochina: back in the future [Rossija v Indokitae: nazad v budushhee]. Mezhdunarodnaja zhizn' — The International life, 2010, No. 10, рр. 37-48. URL: https:// interaffairs.ru/jauthor/material/323.

7. Lavrov S.V. Russia and an ASEAN can make a lot of things together [Rossija i ASEAN mogut mnogoe sdelat' vmeste]. Mezhdunarodnaja zhizn' — The International life, 2010, No. 10, рр. 4-14. URL: https:// interaffairs.ru/jauthor/material/319.

8. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) Bangkok, Augustus 1967. URL: http://agreement. asean.org/media/download/20140117154159.pdf.

9. The ASEAN Charter. URL: http://www.asean.org/ storage/2016/02/The_ASEAN_Charter.pdf.

10. ASEAN Vision 2020. URL: http://www.asean.org/?static_post=asean-vision-2020.

11. An ASEAN at the beginning of the XXI century. Actual problems and prospects [ASEAN v nachale XXI veka. Aktual'nye problemy i perspektivy]. Moscow, FORUM, 2010.

12. Anosova L. A., Kabir L. S. China in the global world: technologies of management of the future [Kitaj v global'nom mire: tehnologii upravlenija budushhim]. Ekonomika i upravlenie — Economy and management, 2015, No. 1, pp. 4-9.

13. Busygina I. M. Regional identity and regional integration in the modern world: research of interrelation [Regional'naja identichnost' i regional'naja integracija v sovremennom mire: issledovanie vzaimosvjazi]. Ezhegodnik Instituta mezhdunarodnyh issledovanij Moskovskogogosudarstvennogo instituta mezhdunarodnyh otnoshenij (Universiteta) — Year-book of Institute of the international researches of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2013, No. 3, рр. 16-30.

14. Petrovsky V. Dilemmas of the Asia-Pacific integration in a geoeconomic and geopolitical context [Dilemmy aziatsko-tihookeanskoj integracii v geojekonomicheskom i geopoliticheskom kontekste]. Mezhdunarodnaja zhizn' — The International life, 2015, No. 8, рр. 108-122.

15. Perskaya V.V. The transpacific partnership and challenges for Russia [Transtihookeanskoe partnerstvo i vyzovy dlja Rossii]. Jekonomika. Nalogi. Pravo. — Economy. Taxes. Low, 2016, No. 2, рр. 14-20.

Выступление В.В. Путина на пленарном заседании

Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 г.

Ведущие страны мира ищут источники роста, и ищут в использовании, в капитализации колоссального технологического потенциала, который уже имеется и продолжает формироваться прежде всего в цифровых и промышленных технологиях, робототехнике, энергетике, биотехнологиях и медицине, в других сферах. Открытия в этих областях способны привести к настоящей технологической революции, к взрывному росту производительности труда. Это уже происходит и неизбежно произойдет: неизбежно произойдет реструктуризация целых отраслей, обесценятся многие производства и активы, изменится спрос на профессии и компетенции, обострится и конкуренция как на традиционных, так и на формирующихся рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.