Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии'

Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10153
4477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASSOCIATION OF SOUTHEAST ASIAN NATIONS (ASEAN) / THE ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС) / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTEGRATION / GLOBALIZATION / DIALOG INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

В статье исследуется взаимодействие двух главных тенденций современного мирового хозяйства глобализации и интеграции. Региональная интеграция, или регионализация выступает ведущим трендом последних десятилетий. Особенное внимание уделяется региональной интеграции в АТР, куда постепенно смещается центр развития мирового хозяйства. Интеграционные процессы в АТР напрямую касаются Российской Федерации,которая геополитически является частью региона, что требует от нашей страны проведения последовательной линии на активизацию сотрудничества с региональными группировками АТР и последовательного участия нашей страны в различных форматах взаимодействия в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration in Southeast Asia

This article examines the interaction of two major trends in the modern world economy -globalization and integration. Regional integration, or regionalization is the lead trend of recentdecades. Particular attention is given to the regional integration in the Asia-Pacific region, whichis gradually shifting the center of the world economy. The integration processes in the Asia-Pacificregion have a direct bearing on the Russian Federation, which is a part of the geopolitical region.Russia is bound to pursue a consistent strategy to enhance cooperation with regional groupings inthe Asia-Pacific region as well as its consistent participation in different formats of interaction inthe region is required.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии»

Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии

Современное мировое хозяйство представляет собой сложную систему взаимодействия национальных экономик, региональных экономических группировок, международных организаций, транснациональных компаний и банков, других бизнес-единиц, частных лиц, создающих ежегодно мировой валовый внутренний продукт (ВВП) стоимостью более 70 трлн долл. Проблематика и тенденции развития этой сложной, а подчас противоречивой системы определяют ту среду, в которой функционирует сегодняшний национальный и международный бизнес.

Вторая половина двадцатого века стала весьма знаменательным периодом в развитии человеческой цивилизации, поскольку выявились основные тенденции в развитии мирового хозяйства - глобализация и интеграция. Глобализация, понимаемая в широком смысле слова, означает значительное усиление, взаимное проникновение и взаимную обусловленность всех сторон общественной жизни и деятельности участников мирового хозяйства. Глобализация, в узком понимании этого термина, представляет собой накапливание элементов общего, схожего в социально-экономической жизни разных стран мира.

Вместе с тем, именно глобализация как объективный процесс наращивания элементов общего во многих сферах деятельности различных стран, лежит в основе развития современной мировой экономики.

При анализе уровня глобализации используют KOF Index of Globalization — Индекс уровня глобализации стран мира, который составляет Швейцарский экономический институт (KOF Swiss Economic Institute) 1. Данные таблицы 1 ранжируют 207 стран мира по 3 сферам глобализации: экономической, социальной и политической, а также по сводному показателю.

Для определения уровня экономической глобализации используются следующие параметры:

♦ реальные экономические потоки;

♦ экономические ограничения;

1 http://globalization.kof.ethz.ch/media/filer_public/2013/03/25/

rankings_2013.pdf

И.Ю. Ткаченко

УДК 339.9 ББК 65.5 Т- 484

♦ количество информационных потоков;

♦ число личных контактов граждан;

♦ количество контактов в области культуры.

Авторы составления индекса рассчитывают данные по 207 странам и ведут статистику, начиная с 2008 года.

Таблица 1

Топ 10 из рейтинга стран по индексу глобализации, 20122.

№ Страна Индекс глобализации

1 Бельгия 92,30

2 Ирландия 91,79

3 Нидерланды 91,33

4 Австрия 89,48

5 Сингапур 88,89

6 Дания 88,12

7 Швеция 87,63

8 Португалия 87,03

9 Венгрия 86,85

10 Швейцария 86,28

Источник: Составлено автором по данным Швейцарского экономического института (KOF Swiss Economic Institute) URL2013 KOF Index of globalization.http://globalization.kof. ethz.ch/media/filer_public/2013/03/25/rankings_2013.pdf

Глобализация как многогранное явление не может быть охарактеризована однозначно. Можно выделить некоторые положительные и отрицательные последствия глобализации для мирового хозяйства.

Другой важнейшей тенденцией развития мирового хозяйства последнего времени выступает регионализация, или региональная интеграция. При всей разнице подходов к определению этого феномена следует отметить, что регионализация

- это процесс взаимопроникновения национальных экономик, который формализуется в образование региональных экономических группировок стран, находя-

2 2013 KOF Index of globalization http://globalization.kof.ethz.ch/media/filer_

public/2013/03/25/rankings_2013.pdf

щихся чаще всего в непосредственном территориальном соседстве и являющихся давними торговыми партнерами.

В современном мире насчитывается значительное количество региональных и межрегиональных объединений стран, каждое из которых находится на своей стадии интеграции. На наш взгляд, именно регионализация, т.е. процесс складывания региональных экономических группировок и взаимодействие этих группировок на внешнем контуре между собой составляют отличительную особенность последнего времени. Интеграция, как известно, имеет два основных уровня: а) базовый, или внутрирегиональный уровень, состоящий из международных экономических, культурных, политических, демографических и прочих отношений между экономикам стран региона, и б) уровень политической, институциональной надстройки, когда происходит складывание общих институтов, регламентирующих общие процессы в интеграционных группировках.

До последнего времени можно было с уверенностью утверждать, что наивысшего уровня интеграционные процессы достигли в Европе, где Европейский Союз и его ядро - Европейский Валютный Союз - чуть было вплотную не подошли к полной экономической интеграции.

Интеграционные процессы, поначалу активно развивавшиеся в Европе, постепенно стали распространяться на остальные регионы мира, поскольку положительный эффект от создания ЕС и Европейской валютной системы был очевиден и стал стимулом для разворачивания аналогичных процессов во всем мире.

Складывание региональных экономических группировок в АТР стало отражением этой мировой тенденции, но, в отличие от процессов интеграции в Европе, интеграция стран стала осуществляться как реакция на политические вызовы. Особенностью складывания региональных группировок в АТР стали «надстроечные аспекты» взаимодействия стран региона и обстоятельства политического характера, а именно сложная политическая обстановка в Юго-Восточной Азии в 60-е годы. Для политической ситуации того времени было характерно укрепление коммунистической идеологии на севере ЮВА, создававшее угрозу распространения ее на юг региона. Дополнительное напряжение в регионе создавала война во Вьетнаме.

Поэтому главным побудительным мотивом интеграции стала потребность в политической консолидации стран в целях противостояния коммунистическому влиянию. Интеграция в регионе осуществлялась при соблюдении норм государственного суверенитета, права каждой страны самостоятельно выбирать модель государственного развития и поначалу не предполагала изменения региональной геополитической структуры. Особенности интеграции в АТР также состоят в том, что здесь практически нет никаких наднациональных институтов, а форматы взаимодействия весьма разнообразны, что весьма актуально для противостояния негативным проявлениям процесса глобализации.

Это обстоятельство делает понятным и объяснимым преобладание внутрирегионального взаимодействия в отношениях стран региона друг с другом по отношению к внерегиональному. Отсутствие рывков и осторожность в продвижении интеграции через постепенные взаимные уступки и преференции, участие в общих инфраструктурных форматах тем не менее работают на складывание единого азиатского экономического пространства, основанного на приоритетах национальной суверенности, что позволяет говорить о регионализации как очевидном, но не немедленном процессе в этом регионе.

Эта постепенность и поэтапность тем более объяснима, если иметь в виду крайнюю неоднородность социально-экономических характеристик региональных держав (см. таблицу 2).

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели АСЕАН, 20123

Страна Население, тыс. чел. Прирост числен- ности населе- ниям ВВП (текущие цены) млн долл. Эко- номи- ческий рост,% ВВП на душу на-селе-ния (ППС). долл. Международная торговля

Экспорт. млн долл. Импорт млн долл. Торговый оборот, млн долл.

Бруней 399,8 1,7 16 969,7 1,0 55 405,2 13 182,2 3 674,1 16 856,3

Камбоджа 14 741,4 1,5 14 411,2 7,0 2 515,6 7 434,9 11 228,8 18 663,7

Индоне- зия 244 775,8 1,5 878 223,4 6,2 4 971,4 190 031,8 191 689,5 381 721,3

Лаос 6 514,4 2,0 9 083,1 7,9 2 904,5 2 655,2 3 503,5 6 158,8

Малайзия 29 518,0 1,6 305 154,4 5,6 16 975,6 227 387,3 196 615,5 424 002,8

Мьянма 60 994,1 1,0 53 998,7 5,9 1 490,4 7 509,8 6 525,9 14 035,7

Филиппи- ны 97 690,9 1,9 250 542,7 6,8 4 339,4 51 995,2 65 386,4 117 381,6

Сингапур 5 312,4 2,5 276 609,5 1,3 61 461,2 409 772,1 380 986,8 790 758,9

Таиланд 67 912,0 0,5 366 126,6 6,5 9 609,5 229 524,2 247 777,7 477 301,9

Вьетнам 88 772,9 1,1 141 669,1 5,0 3 706,5 114 510,7 113 282,5 227 793,3

АСЕАН 616 632 1,4 2312788,5 5,7 5 869,1 1 254 004 1 220 671 2 474 674

Источник: составлено автором по данным АСЕАН. URL: ASEAN Statistics http://www. asean.org/resources/2012-02-10-08-47-55

3 The ASEAN Economic Community Chartbook 2012 http://www.asean.org/news/item/se-lected-key-indicators

Интеграционные процессы в АТР шли по нескольким направлениям: официальному и неправительственному, узко- и внерегиональному, что вписывалось в идеологию «открытого регионализма», выдвинутую в Канберре в 1980 году в период активизации интеграционных процессов в мире. Развитием этой концепции стала Ванкуверская декларация, в которой определены условия и методы взаимодействия членов. Именно концепция «открытого регионализма» и составляет существо интеграционных процессов в мире. Внерегиональное сотрудничество также нашло воплощение в создании в 1989 году АТЭС, что стало, с одной стороны, отражением процессов глобализации в азиатском регионе, а с другой, — воплощением идеи тихоокеанского регионализма, реализованной США при активной поддержке их союзников — Японии и Австралии.

Так, в 1962 году, как реакция на учреждение в 1957 году Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), в Азии возник Японо-Австралийский Комитет по экономическому сотрудничеству, целью которого было создание основ для организации государств бассейна Тихого океана. Комитет стал основой для создания Тихоокеанского экономического совета — международной неправительственной организации, представляющей более 1000 руководителей высшего звена из генерирующих компаний, продажи которых охватывают весь Азиатско-Тихоокеанский регион. В 1980 году был создан Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — международная неправительственная организация на базе трехстороннего партнерства: правительства, бизнеса и научных кругов. Реализация концепции «открытого регионализма» привела к созданию АТЭС в 1989 году. Сеульская декларация 1991 года4 зафиксировала принятие АТЭС концепции открытого региона. В 1995 году было принято Пекинское заявление «Открытый регионализм для глобального процветания»5, в котором сформулированы принципы Азиатско-Тихоокеанской модели сотрудничества и развития - открытость, равенство и эволюционность.

Интеграционное взаимодействие в валютно-финансовой сфере призван был обеспечить созданный в 1965 году Азиатский банк6 развития в Токио, учредителями и акционерами которого стали региональные представители и представители развитых стран Европы и Америки. Идея доминирования в Азиатском банке развития региональных представителей реализуется через преобладание в его капитале долей стран региона. В настоящее время Банком разрабатывается проект

4 1991 APEC Ministerial Meeting Joint Statement - 1991 APEC Ministerial MeetingTHIRD APEC MINISTERIAL MEETING SEOUL, KOREA 12-14 NOVEMBER 1991 http://www.apec. org/Meeting-Papers/Ministerial-Statements/Annual/1991/~/media/Files/MinisterialStatements/ Annual/1991/91_amm_jms.ashx

5 СОВЕТ ПО ТИХООКЕАНСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

- СТЭС (справочная информация) http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/fc2e4121e6d9e-c5343256a0c003fb7d2/f58851627c0d3af243256a29003c4def?OpenDocument

6 Asian Development Bank Key Facts. http://www.adb.org/sites/default/files/pub/2012/USA.

pdf

Азиатской счетной единицы (ACU), что свидетельствует о движении региона к созданию валютного союза7.

Формирование концептуальных основ экономической интеграции в ЮВА в рамках межправительственного взаимодействия началось в 1960-е годы, когда по инициативе стран-участниц эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) разработали рекомендации по стимулированию взаимного экономического сотрудничества. В докладе Кансу (названным так по имени руководителя группы экспертов) были сформулированы направления стимулирования многостороннего экономического сотрудничества: выборочная либерализация торговли товарами, строительство совместных промышленных объектов, совершенствование процедур допуска прямых иностранных инвестиций в целях содействия их притоку в экономику стран-членов. Рекомендации экспертов ООН легли в основу для развития сотрудничества стран АСЕАН в различных сферах экономики. В отличие от Европейского Союза АСЕАН не имела никаких политических критериев и требований относительно гражданского общества, уровня политической свободы в странах и т.п. при вступлении в Ассоциацию. Таким образом, Ассоциация объединила страны различных экономических и политических систем с населением, на тот момент превышавшим полмиллиарда человек.

С окончанием холодной войны, а затем распадом Советского Союза центр внимания Ассоциации окончательно вышел за рамки политической сферы, которая ранее определяла основы объединения, распространившись на область экономики. В настоящее время интеграция в регионе не предполагает складывания политического объединения под какой-либо формой центральной власти. При сохранении национальных правительств и идентичности каждый участник интеграционных процессов в АТР может быть вовлечен в другие много- или двусторонние отношения со всеми прочими субъектами мирового хозяйства.

На первый взгляд, объединение всех государств Юго-Восточной Азии в рамках одной интеграционной группировки символизировало преодоление серьезных политических противоречий в регионе. Со времени создания АСЕАН был достигнут значительный прогресс в области экономической и политической модернизации. К очевидным достижениям можно отнести формирование особой культуры международного общения участников Ассоциации, не предполагающей доминирования какой-либо страны - участницы процессов интеграции. Вполне вероятно, что формирование региональной идентичности в Юго-Восточной Азии как стратегическая цель интеграционных процессов также станет вполне достижимой.

Однако участие в региональном объединении отнюдь не означало стремления стран региона к транснациональности или наднациональности, а скорее выражало желание участников сформировать институциональный формат мирного согласования позиций примерно равных участников регионального экономического

7 Abhijit Sen Gupta Exchange Rate Coordination in Asia: Evidence using the Asian Currency Unit http://www.adbi.org/files/2012.04.19.wp356.exchange.rate.coordination.asia.pdf

пространства. В условиях глобального противоборства двух блоков в 60-70-е годы многие конфликтные ситуации между самими участниками Ассоциации воспринимались как второстепенные, что откладывало их разрешение на несколько десятилетий. Международные нормы, созданные в рамках АСЕАН, сгладили масштаб применения насильственных методов в решении конфликтных вопросов странами региона, однако не привели к полному отказу от них.

Стратегия АСЕАН изначально строилась на своих особых принципах. Основная, но не всегда открыто декларируемая, задача Ассоциации заключалась в поддержании своего промежуточного и, по возможности, автономного положения по отношению к крупным внерегиональным державам с целью не допустить возникновения в регионе крупномасштабного конфликта с их участием. При этом наличие разделительных линий внутри самого региона усиливало риск подобного столкновения, а их нивелирование, наоборот, способствовало реализации целей Ассоциации. Таким образом, реальное стремление АСЕАН состояло не в максимально возможной интеграции, а в снижении риска межгосударственной конфронтации с внешним участием.

Возможности же разрешения противоречий между самими участниками интеграционной группировки, как полагает ряд исследователей, изначально были ограничены теми базовыми параметрами, которые были заложены в основание деятельности АСЕАН, - принципами суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Однако более внимательный анализ свидетельствует о том, что сама концепция «невмешательства» в случае стран АСЕАН также имела свою специфику.

Отмеченные принципы изначально не были нацелены на то, чтобы позволить странам Юго-Восточной Азии самостоятельно урегулировать свои внутренние или пограничные проблемы, а, скорее, обеспечивали иммунитет социальным силам, контролировавшим политическую и экономическую ситуацию в странах региона. Именно поэтому для того, чтобы обеспечить экономическое развитие, которое могло бы сделать коммунизм малопривлекательной альтернативой в глазах населения, межгосударственные противоречия стран-основательниц АСЕАН были отодвинуты на второй план. Та же логика диктовала апелляцию к принципу невмешательства и в ситуации, сложившейся после «холодной войны». Именно тогда правящим элитам региона с его помощью пришлось защищать сформировавшиеся в их странах политико-экономические режимы от призывов со стороны Запада установить в регионе более либеральные порядки, в силу чего урегулирование пограничных противоречий между странами региона не являлось приоритетом.

В результате на новом историческом этапе интеграция в Юго-Восточной Азии уже не смогла выступать в роли универсального инструмента разрешения спорных ситуаций, особенно связанных с территориальными вопросами и внешними измерениями внутренних этно-конфессиональных проблем. Несмотря на то что механизм коллективного действия стран АСЕАН, в общем и целом сформировав-

шийся к концу 1990-х годов, позволял Ассоциации довольно успешно добиваться своих задач на международной арене, внутри региона неожиданно для многих участников Ассоциации на первый план стали выходить противоречия как между самими членами Ассоциации, так и неразрешенные территориальные споры стран АСЕАН и Китая, который к концу 20 века превратился в мощнейший фактор мирового хозяйства.

Развитие региональной интеграции было серьезно осложнено валютно-финансовым кризисом 1997 -1998 годов, охватившим страны ЮВА и остановившим на время поступательное развитие стран региона. Возникший как кризис корпоративных ценных бумаг наиболее развитых стран ЮВА и распространившийся на остальные сферы хозяйственной жизни всех стран, кризис не мог не оказать влияния на механизмы сотрудничества в АСЕАН. Наличие политической воли стран-участниц продолжить политику экономической интеграции говорила о политической воле и уверенности стран-участниц в возможности совместно справиться с возникающими трудностями. Причины азиатского кризиса коренятся, с одной стороны, в особенностях национальных экономических и социальных моделей, а, с другой, - в деятельности спекулятивного международного капитала. МВФ, со своей стороны, предложивший программу финансирования для выхода из кризиса, также сыграл весьма неоднозначную роль в этом процессе.

С этого времени доминирующей идеей Ассоциации стала экономическая интеграция и либерализация внутрирегионального сотрудничества. Принят ряд соглашений, создавших основы интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как представляется, в настоящее время именно АСЕАН, в состав которой входят десять стран региона (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам) стала ядром реальной интеграции в регионе. В рамках АСЕАН заключены договоренности о создании Зоны свободной торговли Ассоциации (АФТА). Переход к Зоне свободной торговли с 2003 года предусматривал снижение большинства тарифов во взаимной торговле и применение интеграционной системы преференций в рамках АСЕАН. В целях достижения более благоприятного климата в сфере промышленности и инвестиционной политики в ЮВА приняты рамочное соглашение о Зоне инвестиций (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Среди главных проблем, которые приходится решать руководителям стран объединения, можно выделить сохраняющийся разрыв в уровнях развития между членами АСЕАН, а также социальную и политическую нестабильность в некоторых странах Ассоциации.

Таким образом, исходя из понимания того, что интеграция представляет собой связывание отдельных частей или единиц в большее целое, это является для одних

- процессом, для других - состоянием, а для третьих - и тем и другим. При этом особенность восточного менталитета говорит о том, что для стран этого региона цель интеграция - скорее процесс, чем достижение результата, что и отражается в ряде особенностей интеграционных процессов в АТР.

Интеграционные процессы в АТР имеют ряд существенных особенностей. Экономической интеграции в регионе предшествовала интеграция политическая, а развитие процессов экономического сотрудничества осуществлялось через усиление внутреннего хозяйственного взаимодействия в рамках региона вокруг АСЕАН при одновременном включении в них различных форматов взаимодействия как региональных, так и внерегиональных субъектов мирового хозяйства. В настоящее время в регионе успешно развивается сотрудничество, как в рамках межправительственных объединений, так и на уровне менее политизированных, а потому более гибких форматов, в силу чего достигается более эффективное интеграционное сближение стран.

В 70-е годы начала формироваться система так называемых «диалогов» АСЕАН с крупнейшими государствами мира, прежде всего региона АТР, которые осуществляли тесное взаимодействие со странами - членами Ассоциации по широкому кругу экономических и политических вопросов. Система диалогов в полном объеме работает в настоящее время с 9 странами (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан8.

Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к СМИД Ассоциации в рамках т.н. Постминистерских конференций (ПМК) в форматах «10+10» и «10+1»9.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с Восточно-Азиатской «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате «10 + 3», который был формализован в 2000 году и предусматривает, в частности, проведение Саммитов в форматах «тринадцати» и «10+1» параллельно со встречами глав государств АСЕАН. В настоящее время регулярно проводятся Саммиты АСЕАН - ООН. Так, в частности, в Брунее состоялся 5 Саммит АСЕАН - ООН, где было подчеркнуто, что развитие сотрудничества АСЕАН и ООН, имеющих одинаковые приоритеты -искоренение нищеты и устойчивое развитие, объективно работает на позитивное развитие региона, а синергетический аспект взаимодействия позволяет достичь желаемые цели скорее и эффективнее10. Новая повестка также подразумевает за-

8 ASEAN-INDIA Dialogue Relations .http://www.asean.org/asean/external-relations/india

9 Chairman’s Statement of the 5th ASEAN-United Nations (UN) Summit http://www.asean. org/news/asean-secretariat-news/item/chairman-s-statement-of-the-16th-asean-japan-summit-copy

10 Celebrating 20 Years of ASEAN-India Dialogue Relations http://www.asean.org/news/ asean-secretariat-news/item/celebrating-20-years-of-asean-india-dialogue-relations?category_ id=27

щиту ресурсов нашей планеты, устойчивое потребление и производство, а также поддержку действий по решению проблемы изменения климата.

АСЕАН развивает двусторонние отношения с отдельными экономиками и странами на многосторонней основе. Так, например, с 2002 года проводятся отдельные Саммиты АСЕАН - Индия11. В декабре 2012 года отмечалось двадцатилетие сотрудничества АСЕАН и Индии12, что стало поводом для анализа состояния дел и перспектив кооперации обеих сторон по пути партнерства и процветания. Для обеих сторон одинаково актуальны такие вопросы, как защита мира, безопасности и стабильности в регионе, усиление обменов и контактов, активизация торговоэкономического сотрудничества и борьба с преступностью. Следует отметить, что в начале 90-х годов прошлого столетия Индия выдвинула стратегию «взгляд на Восток». В течение последних лет Индия постоянно поддерживала взаимные визиты на высшем уровне со странами АСЕАН и активно проводила прагматичное сотрудничество с ними в торгово-экономической и энергетической сферах. В настоящее время эта страна стремится к ускорению интеграции в Восточно-Азиатское сотрудничество.

Взаимодействие России и АСЕАН началось в 1991 году, а 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия) в увязке с Саммитом Ассоциации была проведена первая встреча лидеров Российской Федерации и АСЕАН. Сотрудничество России и АСЕАН осуществляется по широкому кругу вопросов, включая области политики и безопасности, экономики и устойчивого развития. Документальной основой сотрудничества является Комплексная программа действий на 2005-2015 годы.

В 1993 году с целью адаптации к новым условиям быстро меняющейся ситуации и содействия взаимному процветанию и развитию была создана Ассоциация Региональных администраций стран Северо-Восточной Азии, международная организация, ориентированная на обмены и сотрудничество в Северо-Восточной Азии в различных экономических и гуманитарных сферах, основой которой является взаимодействие 11 региональных администраций из 4-х стран: Китая, Японии, Кореи и России. В настоящее время количество региональных администраций -членов Ассоциаций объединяет 70 представителей региональных администраций из 6 стран: КНР, Японии, Республики Корея, КНДР, России, Монголии.

Идеи валютно-финансовой интеграции, возникшие в 60-ые годы, на настоящий момент реализованы в Азиатском банке развития и развиваются в направлении складывания валютно-финансового союза, основанного на Азиатской счетной единице - ACU, но данный процесс в настоящее время заморожен.

Интеграция в АТР идет в направлении материализации в известном смысле утопической идеи Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). В дальнейшем АТЗСТ призвана не только обеспечить либерализацию в узком смыс-

11 ASEAN-INDIA DIALOGUE RELATIONS http://www.aseansec.org/14802.htm

12ASEAN-Russia Dialogue Relations http://www.asean.org/news/item/asean-russia-dialogue-relations-2

ле, но и стать всеобъемлющим и высококачественным форматом, решать задачи в сфере торговли и инвестирования «следующего поколения». Как считают лидеры АТР, АТЗСТ должна быть сформирована в виде всеобъемлющего соглашения о свободной торговле за счет развития и продвижения уже существующих региональных начинаний, таких как АСЕАН+3, АСЕАН+6, Транс-Тихоокеанское партнерство и другие. Своего рода «инкубатором» АТЗСТ станет АТЭС, обеспечивая руководство и интеллектуальное насыщение процесса ее развития, а также выполняя ключевую функцию определения, формулирования и решения торгово-инвестиционных проблем «следующего поколения», которые может поставить перед нами создание АТЗСТ13.

Интеграция в АТР характеризуется последовательностью продвижения к созданию единого социально-экономического пространства в регионе, при этом, в зависимости от складывающегося формата, она характеризуется различной степенью глубины взаимного проникновения экономик. Политические мотивы и противоречия между странами различного уровня развития в известной степени тормозят интеграционные процессы, однако выбранный вектор развития в отношении формирования единого экономического пространства представляется несомненным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеющиеся форматы региональных связей в АТР отличаются разной степенью развитости, различным уровнем развития наднациональных институтов, степенью формализации. Так, центром интеграционных процессов, несомненно, выступает АСЕАН. Будучи наиболее цельным (при всех противоречиях функционирования) региональным образованием, имеющим сформированную институциональную структуру, стратегию и видение развития, АСЕАН является ядром «стягивания» конструктивных объединительных сил в регионе.

Стратегия АСЕАН в отношении регионализации в Восточной Азии состоит в том, чтобы поощрять центростремительные тенденции вокруг АСЕАН как ядра «стягивания» стран региона: через систему двусторонних соглашений о создании зон свободной торговли (ЗСТ) к построению будущее Восточно-Азиатское сообщество, для начала в формате АСЕАН+3. Соглашение о ЗСТ с Китаем (CAFTA) с января 2010 года вступило в силу для первой шестерки наиболее обеспеченных государств АСЕАН, а через 5 лет оно охватит и остальных членов АСЕАН. Аналогичные соглашения подписаны с Японией, Южной Кореей, а также с Индией и Австралией. Общей перспективой станет создание одной общей ЗСТ сначала в формате АСЕАН+3, а затем - объединение всех стран Восточной Азии.

Что касается АТЭС, объединяющего 21 экономику, тяготеющую к АТР (19 стран: Австралию, Бруней, Вьетнам, Канаду, Китай, Индонезию, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Перу, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южную Корею, Японию, и две территории: Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), то эта площадка взаимного увязывания ре-

13 Возможные модальности формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли http://www.kremlin.ru/ref_notes/777

гиональных интересов стран является весьма полезной для всех ее участников, но, с точки зрения региональной интеграции, малопродуктивной. Как представляется, ее можно рассматривать в качестве дополнительного форума, где страны-участницы могут обменяться мнениями по актуальным вопросам. Продвинуть проблемы, не решаемые в других международных форматах. В этом смысле представляется весьма знаменательным тот факт, что принятые на форуме АТЭС во Владивостоке решения в рамках «зеленого роста» по определению списка 54 экологических товаров, тарифные ставки на которые к 2015 году будут снижены до 5% и менее14. Ранее эту идею лидеры стран не могли продвинуть на международных форумах, в том числе, в рамках ВТО.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что провозглашенные, к примеру, АТЭС цели создания зоны свободной торговли для стран-участниц фактически к настоящему времени не реализованы, интеграционные процессы в АСЕАН тормозятся возникающими противоречиями между странами - участницами Ассоциации, а появление новых форматов связей в регионе свидетельствует о некоторой неудовлетворенности качеством интеграции в рамках существующих региональных группировок и необходимости отвечать на вызовы, которые идут со стороны внерегиональных субъектов мирового хозяйства, прежде всего Китая.

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить следующие обстоятельства. Региональная интеграция в АТР стала формой и содержанием развития региона, которые способствуют его неуклонному и устойчивому экономическому росту. Для России участие в региональных процессах в АТР имеет первостепенное и принципиальное значение, поскольку наша страна объективно является частью этого региона и наши национальные интересы требуют превращения нашей страны в силу, влияющую на формирование в АТР нового экономического пространства, которое объективно становится центром развития мирового хозяйства в 21 веке.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях: учебное пособие. М: Юнити-Дана, 2011.- 63 с. (Mantusov V.B. Mezhdunarodnaja jekonomicheskaja integracija v sovremennyh mirohozjajstvennyh otnoshenijah: uchebnoe posobie. M: Juniti-Dana, 2011.- 63 s.)

2. Панкадж Гемават: Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров. М.:Альпина Паблишер, 2013 г.- 415 с. (Pankadzh Gemavat: Mir 3.0. Global’naja integracija bez bar’erov. M.:Al’pina Pablisher, 2013 g.- 415 s.)

3. Официальный сайт АСЕАН. http://www.asean.org/ (Oficial’nyj sajt ASEAN)

4. Официальный сайт АТЭС www.apec.org/ (Oficial’nyj sajt ATJeS)

14 http://ria.ru/economy/20120909/746236668.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.