И.В. Зеленева
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ БОЛЬШИХ ПРОСТРАНСТВ - АСЕАН И ЕАЭС
Статья посвящена перспективам сотрудничества Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Углубление интеграционных процессов необходимо для устойчивого регионального развития. Взаимодействие Больших пространств (АСЕАН и ЕАЭС) будет способствовать экономическому росту, региональной стабильности. Однако внутри этих группировок имеется ряд разногласий, что сказывается как на дальнейшем углублении интеграции, так и на отношениях с партнерами за пределами объединений. Возможности сотрудничества двух организаций пока что ограничены, но имеются перспективы по линии АСЕАН - Россия и ЕАЭС - Вьетнам.
Ключевые слова: АСЕАН, ЕАЭС, Россия, Вьетнам, интеграция, Региональный форум АСЕАН, зона свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам.
В условиях глобализации стихийно или целенаправленно создаются региональные центры экономического, политического и культурно-цивилизационного характера. Формирование концепций идентичности становится для этих центров важнейшей задачей, решение которой немыслимо без комплексного учета внутрирегиональных и международных политических процессов. Число интеграционных групп растет, возникает проблема взаимодействия с другими акторами мировой политики, с соседними или дружественными государствами - экономическими партнерами. Большие пространства вынуждены подчиняться логике развития -расширению, которое может идти путем сотрудничества или борьбы, итогом которой может стать поглощение одного пространства другим.
Появление новых геополитических структур в Евразии, а тем более сотрудничество между ними может увеличить шансы устой-
© Зеленева И.В., 2016
чивого развития. Взаимопроникновение, сближение двух больших пространств в формате налаживания механизмов сотрудничества в разных сферах не только приведет к экономическому росту, но и укрепит региональную и глобальную безопасность. Таким образом, представляется интересным изучить трансформацию региональных структур в Азии и выявить механизмы сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН для оценки возможностей дальнейшего углубления интеграционных процессов, что усилило бы устойчивость их экономик к мировым кризисам и создало независимые структуры. Последнее представляется важным ввиду серьезного экономического присутствия Китая и США в данном регионе.
Как АСЕАН, так и ЕАЭС были образованы в связи с политическими и экономическими трансформациями в регионах. С уходом колониальных держав в Юго-Восточной Азии образовался вакуум власти, который мог привести к политическому вмешательству посторонних акторов, поэтому идея соседей, работающих вместе, стала решающим фактором в объединении. Исторически процесс объединения стран -участниц ЕАЭС был обусловлен необходимостью глубоких преобразований постсоветского экономического пространства.
Эффективность интеграции. Сравнительный анализ АСЕАН и ЕАЭС
По сравнению с АСЕАН ЕАЭС является молодой организацией, поскольку образовалась только 1 января 2015 г. В целом структура организаций различается мало, однако в отличие от ЕАЭС АСЕАН ведет свою работу в разных направлениях. Эти направления определяются прежде всего сгруппированными по секторам министерскими органами, которые действуют в рамках концепции АСЕАН, принятой в 2003 г. Данная концепция основывается на триединой идее сообществ АСЕАН - Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества, соответственно в этих трех направлениях осуществляется деятельность специальных органов. В ЕАЭС главный упор сделан на экономическое развитие и сотрудничество в рамках Евразийской экономической комиссии по обеспечению условий функционирования и развития Союза, а также разработке предложений в сфере экономической интеграции. Несмотря на то что территория ЕАЭС превышает территорию АСЕАН почти в пять раз, население АСЕАН превышает население ЕАЭС так же почти в пять раз. Совокупный ВВП организаций относительно не разли-
чается, однако оборот внешней торговли АСЕАН намного больше, чем у ЕАЭС. Отсюда можно сделать вывод об эффективности экономических и финансовых механизмов в АСЕАН (табл. 1).
Обе группировки находятся в стадии формирования экономического союза, причем ЕАЭС намеревается создать и валютный союз. По оценкам экспертов, торговле в ЕАЭС мешает ряд барьеров, поэтому пока что она идет не так успешно, как планировалось. Согласно докладу Евразийского банка развития, нетарифные барьеры увеличивают издержки бизнеса на 15-30 % от стоимости товаров, произведенных в странах - партнерах по Евразийскому экономическому союзу1.
Таблица 1
Сравнительные показатели ЕАЭС и АСЕАН*
Совокупный ВВП, трлн долл. Оборот внешней торговли, трлн долл. Население, млн человек Территория, кв. км
ЕАЭС 2,2 0,877 182,1 20 060 400
АСЕАН 2,57 2,377 625,0 4 435 618
Источники: Евразийский экономический союз. Официальный сайт. URL: http://www.eaeuni0n.0rg/#ab0ut-c0untries; Российский союз промышленников и предпринимателей. Официальный сайт. URL: http://xn--o1aabe. xn--p1ai/simplepage/638; ASEAN GDP Grows by 4.6 % // ASEAN. Официальный сайт. URL: http://www.asean.org/news/asean-secretariat-news/item/ asean-gdp-grows-by-46; Selected Basic Indicators // ASEANSTATS. URL: http://www.asean.org/images/2015/January/selected_key_indicators/ Summary%20table_as%20of%20December%202014_R.pdf (дата обращения: 14.10.2015).
Конфликты и территориальные споры заметно влияют на степень интеграции. Однако АСЕАН имеет положительный опыт в разрешении пограничных споров. Так, в 2008 г. Вьетнам и Камбоджа подписали соглашение об окончательной демаркации границ. В августе того же года достигнута трехсторонняя договоренность между Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом, закрепившая государственные границы в районе их стыка. В марте 2009 г. Бруней и Малайзия пришли к принципиальному согласию о морских и сухопутных границах, совместной разведке и добыче нефти и газа на
* Данные по ЕАЭС приведены за 2015 г., по АСЕАН - за 2014 г.
шельфе Южно-Китайского моря. В начале 2010 г. Индонезии и Малайзии удалось прийти к соглашению в вопросе о принадлежности сектора Амбалат (акватория моря Сулавеси)2. Но все эти соглашения не смягчают бушующего конфликта в Южно-Китайском море, где противниками являются как члены АСЕАН, так и государства, не входящие в ассоциацию.
Что касается других внешних факторов, то следует отметить, что АСЕАН оказывается в довольно непростом положении, поскольку за регион, в котором организация планирует играть ведущую роль, борются две сильнейшие мировые державы - США и Китай. Говоря о дипломатических отношениях в АСЕАН, нельзя не упомянуть подписанное в 2005 г. беспрецедентное Рамочное соглашение о взаимосовместимости Сингапура и Вьетнама (The Singapore-Vietnam Connectivity Framework Agreement). Этот документ не имеет аналогов в дипломатической истории Юго-Восточной Азии3.
Эффективность любой интеграции во многом зависит от работы институтов объединений. Так, например, в случае ЕАЭС - от того, сможет ли его постоянный регулирующий орган - Евразийская экономическая комиссия - быстро и продуктивно решить таможенный спор России и Белоруссии, найти механизмы, предупреждающие таможенные войны (такие как недавняя торговая война между Минском, Астаной и Москвой), действовать аккуратно, четко, учитывая интересы всех участников. Основным экономическим конкурентом ЕАЭС является Китай, который находится к востоку от Центральной Евразии и поддерживает тесные политические, экономические и культурные связи со странами интеграционного объединения. В понимании китайских исследователей текущие евразийские интеграционные процессы имеют огромное значение для западной части Китая. Успешное построение отношений Китая с ЕАЭС поможет обеспечить такое состояние внешнеполитической среды, которое будет способствовать углублению реформ и увеличению открытости КНР в ближайшие годы4.
Большие диспропорции в торговле можно заметить как в рамках АСЕАН, где старые члены Ассоциации имеют больший объем товарооборота друг с другом, нежели с новыми членами, так и в ЕАЭС, где активнее идет диалог между членами Таможенного союза Россией, Белоруссией и Казахстаном. Оба объединения имеют широкий круг одинаковых проблем и большое поле для дальнейшей работы, направленной на усиление интеграционных связей. Под интеграцией в рамках ЕАЭС в первую очередь понимаются совместные проекты российских энергетических компаний с зарубежными, а в перспективе - организация синхронной работы
энергосистем, установление единых правил и принципов ее регулирования. Так, в мае 2015 г. Высший Евразийский экономический совет принял Концепцию формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Целями создания такого рынка являются: обеспечение устойчивого развития экономик и энергетической безопасности государств-членов; повышение экономической эффективности и надежности функционирования электроэнергетических комплексов, формирование единого экономического пространства в сфере электроэнергетики.
Нельзя не заметить, что АСЕАН опережает ЕАЭС на один шаг, поскольку у нее выработаны механизмы сотрудничества в различных областях человеческой деятельности, к тому же существует множество программ взаимодействия с другими государствами и группировками, чего не хватает ЕАЭС. Вместе с тем конфликты внутри АСЕАН представляют угрозу интеграционному процессу, поэтому данный вопрос присутствует в повестке дня организации.
Существующие механизмы сотрудничества
К сожалению, механизмы сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН еще не выработаны. Однако идет эффективный диалог ассоциации с отдельными странами ЕАЭС. Особенно тесны контакты с Россией и Казахстаном, для взаимодействия с которыми АСЕАН уже осуществляет программы по разным направлениям, охватывающим почти все области государственных интересов. Также ведутся двусторонние диалоги отдельных стран ЕАЭС, в первую очередь России, Казахстана и Белоруссии, с отдельными странами АСЕАН.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) приобретает возрастающее значение во внешней политике России5. Это объясняется рядом факторов: евроазиатским геополитическим положением страны, усилением ее позиций в данном регионе, необходимостью развития Сибири и Дальнего Востока с помощью экономической интеграции с государствами, занимающими доминирующие позиции в АТР, а также с региональными организациями. Динамичное развитие восточных территорий России является национальным приоритетом на долгосрочную перспективу. Отсюда вытекает заинтересованность в более активном и плодотворном участии в интеграционных процессах в АТР, а также в использовании его потенциала для экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия выступает за создание в АТР транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах.
Взаимодействие АСЕАН со странами ЕАЭС имеет достаточно длинную историю. Прежде всего речь идет о сотрудничестве в области безопасности с СССР. Основанное в годы холодной войны на «балансе сил двух военно-политических блоков», после краха социализма оно трансформировалось в новую формулу - «безопасность на основе сотрудничества». Впервые в истории АСЕАН делегация СССР была приглашена в качестве гостя для участия в 24-й конференции министров иностранных дел стран - членов Ассоциации, состоявшейся 19-20 июля 1991 г. в Куала-Лумпуре. Будучи правопреемницей Советского Союза, Российская Федерация унаследовала традиционно дружественные отношения с Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей. Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию. АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируется ряд диалоговых механизмов и структур, в основе которых лежит система так называемых «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 1970-е гг.6
Членство РФ в Региональном форуме АСЕАН (АРФ) является важным фактором укрепления позиций России в АТР, позволяя ей не только вести активный диалог по вопросам безопасности с ключевыми партнерами, но и непосредственно влиять на процесс формирования новых структур безопасности в Азии. Вехой диалоговых отношений с АСЕАН стало присоединение России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia) 29 ноября 2004 г. Это отражает твердое намерение России сохранить мир и стабильность в регионе, что является своеобразным кодексом поведения, который регулирует межгосударственные отношения и выступает залогом партнерских отношений7. 13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия - АСЕАН, где было принято решение о регулярной организации таких встреч, но их периодичность пока не установлена. Была подписана Совместная декларация глав государств / правительств стран - членов АСЕАН и Российской Федерации о развитом и всеобъемлющем партнерстве. Россия и АСЕАН также приняли Комплексную программу действий на 2005-2015 гг. для реализации целей и задач, поставленных в Совместной декларации.
Объем товарооборота России со странами АСЕАН неуклонно растет. Так, в январе - июне 2014 г. он вырос на 6,2 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 8,8 млрд долл. При этом объем российского экспорта увеличился на 16,6 % и достиг 4,7 млрд долл., а импорта - снизился на 3,7 % (до 4,1 млрд долл.)8. Развиваются связи между представителями деловых кругов - создан Деловой совет Россия - АСЕАН, Финансовый фонд диалогового партнерства (ФФДП).
Казахстан также активно сотрудничает с АСЕАН в рамках многосторонних площадок, таких как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог сотрудничества в Азии, Форум «Азия - Европа» (АСЕМ). Причем Казахстан является инициатором создания СВМДА, выступает за подписание между СВМДА и АСЕАН Меморандума о взаимопонимании и надеется, что ряд государств Ассоциации в ближайшем будущем войдут в СВМДА в качестве членов или наблюдателей. Подгруппа АСЕАН во главе с Малайзией выступила в поддержку кандидатуры Казахстана на членство в АСЕМ9.
В 2012 г. по итогам официального визита министра иностранных дел Республики Беларусь (РБ) в Индонезию и его переговоров с генеральным секретарем АСЕАН было принято решение об аккредитации чрезвычайного и полномочного посла РБ в Республике Индонезия в качестве постоянного представителя Республики Беларусь при АСЕАН. В феврале 2013 г. в Национальном собрании РБ была создана рабочая группа по сотрудничеству с Межпарламентской ассамблеей (МПА) АСЕАН. В 2014 г. товарооборот Беларуси со странами АСЕАН составил 851,9 млн долл. (в 2013 г. - 750,7 млн долл.): экспорт продукции - 566 млн долл., импорт - 285,8 млн долл., сложилось положительное сальдо в размере 280,2 млн долл. (в 2013 г. -23,2 млн долл.)10. При этом РБ имеет больше двусторонних контактов со странами АСЕАН (особенно с Малайзией, Индонезией и Сингапуром), нежели с самой интеграционной группировкой.
Перспективы
Россия, Беларусь и Казахстан имеют механизмы двустороннего сотрудничества с АСЕАН в разных областях деятельности, в то время как совместные институты и механизмы взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН находятся лишь в стадии оформления. Предстоит большая работа по их созданию и развитию. Если процесс интеграционного проникновения продолжится, то это станет хорошей ба-
зой для сотрудничества на уровне двух региональных группировок, создаст условия для устойчивого развития народов стран ЕАЭС и АСЕАН.
Конечно, наработанные двусторонние связи должны лечь в основу сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН. Вторым шагом на пути интеграционного процесса между двумя большими пространствами должно стать установление Зоны свободной торговли. Возможно, сначала в таком союзе будет участвовать лишь одна страна, входящая в ЕАЭС, и одно государство из АСЕАН. Необходимо привести в соответствие законодательства всех сторон и утвердить определенные категории товаров и их объемы, чтобы выгода была взаимной.
Достаточно успешно развивается российско-вьетнамское сотрудничество. На переговорах российской и вьетнамской правительственных делегаций, которые прошли в Ханое в 2014 г., стороны обсудили 12 совместных проектов во Вьетнаме. Наиболее крупные из них - продвижение российской авиатехники «Сухой Суперджет 100», строительство каскада тепловых электростанций, создание гостинично-туристической инфраструктуры, разведка и освоение шельфа, а также строительство вьетнамской АЭС. Таким образом, общий инвестиционный портфель РФ во Вьетнаме достиг 20 млрд долл., что вывело Россию в число лидеров по капитальным вложениям в этой стране11. Вьетнам также заинтересован в создании совместных предприятий в сфере вертолетостроения и судостроения.
Планы по расширению сотрудничества со странами АСЕАН есть и у Белоруссии. Так, например, она заинтересована в создании совместно с Вьетнамом и Лаосом транснациональной корпорации по производству калийных удобрений и намеревается построить во Вьетнаме комбинат фосфорных удобрений. Вьетнам является традиционным торговым партнером Белоруссии, между двумя странами осуществляется торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество. За последние десять лет товарооборот между Беларусью и Вьетнамом увеличился в четыре раза и достиг 170 млн долл.12
Однако для упрощения формальностей и быстроты сделок было бы более эффективным ведение общего диалога на уровне ЕАЭС -АСЕАН, что являлось бы более высокой степенью интеграции и благоприятно отразилось на экономиках всех стран, входящих в объединения. В связи с этим, выступая на заседании 35-й Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН в сентябре 2014 г., председатель Совета Федерации В. Матвиенко высказала мнение о целесообразности рассмотрения на парламентском уровне перспектив соз-
дания зоны свободной торговли (ЗСТ) по линии АСЕАН - ЕАЭС13. Всеобъемлющего проекта сотрудничества между двумя группировками еще не существует, но ведется работа в этом направлении. Мощным импульсом к развитию взаимодействия АСЕАН и ЕАЭС может стать присоединение Вьетнама к зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС14. Соглашение о ЗСТ с Вьетнамом, подписанное главами правительств России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Вьетнама в мае 2015 г., «предусматривает снижение ставок ввозных таможенных пошлин, обязательства по защите прав на интеллектуальную собственность, сотрудничество в области электронной коммерции, а также в сфере госзакупок, установлены единые принципы защиты конкуренции»15. Необходимо отметить, что это первое соглашение со странами дальнего зарубежья для ЕАЭС.
Заключение
Прямые механизмы сотрудничества АСЕАН - ЕАЭС еще не разработаны. Из всех стран - членов Евразийского экономического союза только Россия смогла, помимо двусторонних контактов, наладить эффективный диалог с группировкой АСЕАН в целом. Поэтому ЕАЭС может воспользоваться моделью сотрудничества России и АСЕАН, используя такие механизмы, как саммиты глав стран - членов АСЕАН и ЕАЭС, встречи старших должностных лиц и министров иностранных дел. Двусторонние механизмы следует перестроить на многосторонний формат диалога региональных группировок. Это позволит сократить присутствие США, ЕС и Китая в торговых и внерегиональных инвестиционных потоках и ускорить общую дедолларизацию региона путем использования национальной валюты в качестве платежного средства.
Большие перспективы открываются в связи с подписанием Соглашения о зоне свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС. Сотрудничество стран Таможенного союза (в частности, Российской Федерации) с Вьетнамом может стать основой интеграции и с другими странами АСЕАН.
Главными преимуществами сближения двух больших пространств - ЕАЭС и АСЕАН - будет открытие рынков, рост экспорта, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономик государств-участников. Экономическая безопасность сможет стать основой для обеспечения
региональной безопасности, будущее народов будет более предсказуемым и оптимистичным. Важные выгоды, которые может получить Россия от такого формата отношений, - экономический подъем Дальнего Востока и, как следствие, более глубокая интеграция в АТР.
Примечания
4
1 ЦИИ ЕАБР впервые дал развернутую оценку влияния нетарифных барьеров на взаимную торговлю в ЕАЭС и рекомендации по их устранению // Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.eabr.org/r/press_center/ press_releases/index.php?id_4=47912&start_4=01.01.1970&end_4=13.04.2015 (дата обращения: 13.04.2015).
2 Урляпов В.Ф. Расширение АСЕАН: мотивы, значения, последствия // Международная жизнь. 2010. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/ jauthor/material/330 (дата обращения: 04.05.2015).
3 Там же.
Ли Син, Ван Чэньсин. Китайская политология о смысле и перспективах Евразийского союза // Международные процессы. 2014. Июль - сентябрь. Т. 2. № 3 (38) [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/thirty-eighth/Li.pdf (дата обращения: 27.04.2015).
См.: Концепция внешней политики Российской Федерации, 2013 // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://archive.mid.rU//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a00 34c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f!0penDocument (дата обращения: 27.04.2015).
Справка об АСЕАН // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/foreigneconomicactivity/cooperation/economicaa/doc20130821_9 (дата обращения: 01.05.2015).
ASEAN-Russia Dialogue Relations [Электронный ресурс] // ASEAN. URL: http://www.asean.org/news/item/overview-of-asean-russia-dialogue-relations (дата обращения: 25.04.2015).
Объем товарооборота России со странами АСЕАН неуклонно растет [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/foreigneconomicactivity/201408282 (дата обращения: 15.10.2015). Казахстан и страны АСЕАН намерены укреплять сотрудничество // Министерство иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.kz/index.php/ru/poslednie-novosti/1711-kazakhstan-i-strany-asean-namereny-ukreplyat-sotrudnichestvo (дата обращения: 20.04.2015).
10 Сотрудничество Республики Беларусь с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии // Посольство Республики Беларусь в Республике Индонезия [Электронный ресурс]. URL: http://indonesia.mfa.gov.by/ru/ASEAN/ (дата обращения: 25.04.2015).
11 Балиев А. Мост в АСЕАН // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/05/20/torgovla.html (дата обращения: 29.06.2014).
12 Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС // International Centre for Trade and Sustainable Development [Электронный ресурс]. URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/подпи-сано-соглашение-о-создании-зоны-свободной-торговли-между-Вьетнамом-и (дата обращения: 16.10.2015).
13 Перспективы создания зоны свободной торговли по линии АСЕАН - ЕАЭС созрели для рассмотрения на парламентском уровне // Евразийский коммуникационный центр [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasec.com/ evrazijjskie-novosti/4870/ (дата обращения: 20.04.2015).
14 Вьетнам присоединился к зоне свободной торговли с ЕАЭС // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2015/05/29/vieteaes/ (дата обращения: 10.04.2015).
15 Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20150529/1067199933. html (дата обращения: 20.04.2015).