Научная статья на тему 'Перспективы интеграции больших пространств - АСЕАН и ЕАЭС'

Перспективы интеграции больших пространств - АСЕАН и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC-ND
1136
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / ЕАЭС / РОССИЯ / ВЬЕТНАМ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ АСЕАН / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС ВЬЕТНАМ / ASEAN / EAEU / RUSSIA / VIETNAM / INTEGRATION / ASEAN REGIONAL FORUM / EAEU VIETNAM FREE TRADE AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зеленева Ирина Владимировна

Статья посвящена перспективам сотрудничества Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Углубление интеграционных процессов необходимо для устойчивого регионального развития. Взаимодействие Больших пространств (АСЕАН и ЕАЭС) будет способствовать экономическому росту, региональной стабильности. Однако внутри этих группировок имеется ряд разногласий, что сказывается как на дальнейшем углублении интеграции, так и на отношениях с партнерами за пределами объединений. Возможности сотрудничества двух организаций пока что ограничены, но имеются перспективы по линии АСЕАН Россия и ЕАЭС Вьетнам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the integration of large spaces - ASEAN and EAEU

The article is devoted to the prospects of cooperation between the Association of Southeast Asian Nations and the Eurasian Economic Union. The deepening of integration processes is needed to create sustainable regional development. The interaction of large spaces (ASEAN and EAEU) will contribute to economic growth, regional stability. However, within these groups there are a number of differences, which affects both the further deepening of integration and the relations with partners outside the unions. Thus, the prospects of cooperation between the two organisations so far are limited, but there are prospects in ASEAN Russia and EAEU Vietnam relations.

Текст научной работы на тему «Перспективы интеграции больших пространств - АСЕАН и ЕАЭС»

И.В. Зеленева

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ БОЛЬШИХ ПРОСТРАНСТВ - АСЕАН И ЕАЭС

Статья посвящена перспективам сотрудничества Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Углубление интеграционных процессов необходимо для устойчивого регионального развития. Взаимодействие Больших пространств (АСЕАН и ЕАЭС) будет способствовать экономическому росту, региональной стабильности. Однако внутри этих группировок имеется ряд разногласий, что сказывается как на дальнейшем углублении интеграции, так и на отношениях с партнерами за пределами объединений. Возможности сотрудничества двух организаций пока что ограничены, но имеются перспективы по линии АСЕАН - Россия и ЕАЭС - Вьетнам.

Ключевые слова: АСЕАН, ЕАЭС, Россия, Вьетнам, интеграция, Региональный форум АСЕАН, зона свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам.

В условиях глобализации стихийно или целенаправленно создаются региональные центры экономического, политического и культурно-цивилизационного характера. Формирование концепций идентичности становится для этих центров важнейшей задачей, решение которой немыслимо без комплексного учета внутрирегиональных и международных политических процессов. Число интеграционных групп растет, возникает проблема взаимодействия с другими акторами мировой политики, с соседними или дружественными государствами - экономическими партнерами. Большие пространства вынуждены подчиняться логике развития -расширению, которое может идти путем сотрудничества или борьбы, итогом которой может стать поглощение одного пространства другим.

Появление новых геополитических структур в Евразии, а тем более сотрудничество между ними может увеличить шансы устой-

© Зеленева И.В., 2016

чивого развития. Взаимопроникновение, сближение двух больших пространств в формате налаживания механизмов сотрудничества в разных сферах не только приведет к экономическому росту, но и укрепит региональную и глобальную безопасность. Таким образом, представляется интересным изучить трансформацию региональных структур в Азии и выявить механизмы сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН для оценки возможностей дальнейшего углубления интеграционных процессов, что усилило бы устойчивость их экономик к мировым кризисам и создало независимые структуры. Последнее представляется важным ввиду серьезного экономического присутствия Китая и США в данном регионе.

Как АСЕАН, так и ЕАЭС были образованы в связи с политическими и экономическими трансформациями в регионах. С уходом колониальных держав в Юго-Восточной Азии образовался вакуум власти, который мог привести к политическому вмешательству посторонних акторов, поэтому идея соседей, работающих вместе, стала решающим фактором в объединении. Исторически процесс объединения стран -участниц ЕАЭС был обусловлен необходимостью глубоких преобразований постсоветского экономического пространства.

Эффективность интеграции. Сравнительный анализ АСЕАН и ЕАЭС

По сравнению с АСЕАН ЕАЭС является молодой организацией, поскольку образовалась только 1 января 2015 г. В целом структура организаций различается мало, однако в отличие от ЕАЭС АСЕАН ведет свою работу в разных направлениях. Эти направления определяются прежде всего сгруппированными по секторам министерскими органами, которые действуют в рамках концепции АСЕАН, принятой в 2003 г. Данная концепция основывается на триединой идее сообществ АСЕАН - Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества, соответственно в этих трех направлениях осуществляется деятельность специальных органов. В ЕАЭС главный упор сделан на экономическое развитие и сотрудничество в рамках Евразийской экономической комиссии по обеспечению условий функционирования и развития Союза, а также разработке предложений в сфере экономической интеграции. Несмотря на то что территория ЕАЭС превышает территорию АСЕАН почти в пять раз, население АСЕАН превышает население ЕАЭС так же почти в пять раз. Совокупный ВВП организаций относительно не разли-

чается, однако оборот внешней торговли АСЕАН намного больше, чем у ЕАЭС. Отсюда можно сделать вывод об эффективности экономических и финансовых механизмов в АСЕАН (табл. 1).

Обе группировки находятся в стадии формирования экономического союза, причем ЕАЭС намеревается создать и валютный союз. По оценкам экспертов, торговле в ЕАЭС мешает ряд барьеров, поэтому пока что она идет не так успешно, как планировалось. Согласно докладу Евразийского банка развития, нетарифные барьеры увеличивают издержки бизнеса на 15-30 % от стоимости товаров, произведенных в странах - партнерах по Евразийскому экономическому союзу1.

Таблица 1

Сравнительные показатели ЕАЭС и АСЕАН*

Совокупный ВВП, трлн долл. Оборот внешней торговли, трлн долл. Население, млн человек Территория, кв. км

ЕАЭС 2,2 0,877 182,1 20 060 400

АСЕАН 2,57 2,377 625,0 4 435 618

Источники: Евразийский экономический союз. Официальный сайт. URL: http://www.eaeuni0n.0rg/#ab0ut-c0untries; Российский союз промышленников и предпринимателей. Официальный сайт. URL: http://xn--o1aabe. xn--p1ai/simplepage/638; ASEAN GDP Grows by 4.6 % // ASEAN. Официальный сайт. URL: http://www.asean.org/news/asean-secretariat-news/item/ asean-gdp-grows-by-46; Selected Basic Indicators // ASEANSTATS. URL: http://www.asean.org/images/2015/January/selected_key_indicators/ Summary%20table_as%20of%20December%202014_R.pdf (дата обращения: 14.10.2015).

Конфликты и территориальные споры заметно влияют на степень интеграции. Однако АСЕАН имеет положительный опыт в разрешении пограничных споров. Так, в 2008 г. Вьетнам и Камбоджа подписали соглашение об окончательной демаркации границ. В августе того же года достигнута трехсторонняя договоренность между Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом, закрепившая государственные границы в районе их стыка. В марте 2009 г. Бруней и Малайзия пришли к принципиальному согласию о морских и сухопутных границах, совместной разведке и добыче нефти и газа на

* Данные по ЕАЭС приведены за 2015 г., по АСЕАН - за 2014 г.

шельфе Южно-Китайского моря. В начале 2010 г. Индонезии и Малайзии удалось прийти к соглашению в вопросе о принадлежности сектора Амбалат (акватория моря Сулавеси)2. Но все эти соглашения не смягчают бушующего конфликта в Южно-Китайском море, где противниками являются как члены АСЕАН, так и государства, не входящие в ассоциацию.

Что касается других внешних факторов, то следует отметить, что АСЕАН оказывается в довольно непростом положении, поскольку за регион, в котором организация планирует играть ведущую роль, борются две сильнейшие мировые державы - США и Китай. Говоря о дипломатических отношениях в АСЕАН, нельзя не упомянуть подписанное в 2005 г. беспрецедентное Рамочное соглашение о взаимосовместимости Сингапура и Вьетнама (The Singapore-Vietnam Connectivity Framework Agreement). Этот документ не имеет аналогов в дипломатической истории Юго-Восточной Азии3.

Эффективность любой интеграции во многом зависит от работы институтов объединений. Так, например, в случае ЕАЭС - от того, сможет ли его постоянный регулирующий орган - Евразийская экономическая комиссия - быстро и продуктивно решить таможенный спор России и Белоруссии, найти механизмы, предупреждающие таможенные войны (такие как недавняя торговая война между Минском, Астаной и Москвой), действовать аккуратно, четко, учитывая интересы всех участников. Основным экономическим конкурентом ЕАЭС является Китай, который находится к востоку от Центральной Евразии и поддерживает тесные политические, экономические и культурные связи со странами интеграционного объединения. В понимании китайских исследователей текущие евразийские интеграционные процессы имеют огромное значение для западной части Китая. Успешное построение отношений Китая с ЕАЭС поможет обеспечить такое состояние внешнеполитической среды, которое будет способствовать углублению реформ и увеличению открытости КНР в ближайшие годы4.

Большие диспропорции в торговле можно заметить как в рамках АСЕАН, где старые члены Ассоциации имеют больший объем товарооборота друг с другом, нежели с новыми членами, так и в ЕАЭС, где активнее идет диалог между членами Таможенного союза Россией, Белоруссией и Казахстаном. Оба объединения имеют широкий круг одинаковых проблем и большое поле для дальнейшей работы, направленной на усиление интеграционных связей. Под интеграцией в рамках ЕАЭС в первую очередь понимаются совместные проекты российских энергетических компаний с зарубежными, а в перспективе - организация синхронной работы

энергосистем, установление единых правил и принципов ее регулирования. Так, в мае 2015 г. Высший Евразийский экономический совет принял Концепцию формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Целями создания такого рынка являются: обеспечение устойчивого развития экономик и энергетической безопасности государств-членов; повышение экономической эффективности и надежности функционирования электроэнергетических комплексов, формирование единого экономического пространства в сфере электроэнергетики.

Нельзя не заметить, что АСЕАН опережает ЕАЭС на один шаг, поскольку у нее выработаны механизмы сотрудничества в различных областях человеческой деятельности, к тому же существует множество программ взаимодействия с другими государствами и группировками, чего не хватает ЕАЭС. Вместе с тем конфликты внутри АСЕАН представляют угрозу интеграционному процессу, поэтому данный вопрос присутствует в повестке дня организации.

Существующие механизмы сотрудничества

К сожалению, механизмы сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН еще не выработаны. Однако идет эффективный диалог ассоциации с отдельными странами ЕАЭС. Особенно тесны контакты с Россией и Казахстаном, для взаимодействия с которыми АСЕАН уже осуществляет программы по разным направлениям, охватывающим почти все области государственных интересов. Также ведутся двусторонние диалоги отдельных стран ЕАЭС, в первую очередь России, Казахстана и Белоруссии, с отдельными странами АСЕАН.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) приобретает возрастающее значение во внешней политике России5. Это объясняется рядом факторов: евроазиатским геополитическим положением страны, усилением ее позиций в данном регионе, необходимостью развития Сибири и Дальнего Востока с помощью экономической интеграции с государствами, занимающими доминирующие позиции в АТР, а также с региональными организациями. Динамичное развитие восточных территорий России является национальным приоритетом на долгосрочную перспективу. Отсюда вытекает заинтересованность в более активном и плодотворном участии в интеграционных процессах в АТР, а также в использовании его потенциала для экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия выступает за создание в АТР транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах.

Взаимодействие АСЕАН со странами ЕАЭС имеет достаточно длинную историю. Прежде всего речь идет о сотрудничестве в области безопасности с СССР. Основанное в годы холодной войны на «балансе сил двух военно-политических блоков», после краха социализма оно трансформировалось в новую формулу - «безопасность на основе сотрудничества». Впервые в истории АСЕАН делегация СССР была приглашена в качестве гостя для участия в 24-й конференции министров иностранных дел стран - членов Ассоциации, состоявшейся 19-20 июля 1991 г. в Куала-Лумпуре. Будучи правопреемницей Советского Союза, Российская Федерация унаследовала традиционно дружественные отношения с Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей. Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию. АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируется ряд диалоговых механизмов и структур, в основе которых лежит система так называемых «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 1970-е гг.6

Членство РФ в Региональном форуме АСЕАН (АРФ) является важным фактором укрепления позиций России в АТР, позволяя ей не только вести активный диалог по вопросам безопасности с ключевыми партнерами, но и непосредственно влиять на процесс формирования новых структур безопасности в Азии. Вехой диалоговых отношений с АСЕАН стало присоединение России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia) 29 ноября 2004 г. Это отражает твердое намерение России сохранить мир и стабильность в регионе, что является своеобразным кодексом поведения, который регулирует межгосударственные отношения и выступает залогом партнерских отношений7. 13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия - АСЕАН, где было принято решение о регулярной организации таких встреч, но их периодичность пока не установлена. Была подписана Совместная декларация глав государств / правительств стран - членов АСЕАН и Российской Федерации о развитом и всеобъемлющем партнерстве. Россия и АСЕАН также приняли Комплексную программу действий на 2005-2015 гг. для реализации целей и задач, поставленных в Совместной декларации.

Объем товарооборота России со странами АСЕАН неуклонно растет. Так, в январе - июне 2014 г. он вырос на 6,2 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 8,8 млрд долл. При этом объем российского экспорта увеличился на 16,6 % и достиг 4,7 млрд долл., а импорта - снизился на 3,7 % (до 4,1 млрд долл.)8. Развиваются связи между представителями деловых кругов - создан Деловой совет Россия - АСЕАН, Финансовый фонд диалогового партнерства (ФФДП).

Казахстан также активно сотрудничает с АСЕАН в рамках многосторонних площадок, таких как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог сотрудничества в Азии, Форум «Азия - Европа» (АСЕМ). Причем Казахстан является инициатором создания СВМДА, выступает за подписание между СВМДА и АСЕАН Меморандума о взаимопонимании и надеется, что ряд государств Ассоциации в ближайшем будущем войдут в СВМДА в качестве членов или наблюдателей. Подгруппа АСЕАН во главе с Малайзией выступила в поддержку кандидатуры Казахстана на членство в АСЕМ9.

В 2012 г. по итогам официального визита министра иностранных дел Республики Беларусь (РБ) в Индонезию и его переговоров с генеральным секретарем АСЕАН было принято решение об аккредитации чрезвычайного и полномочного посла РБ в Республике Индонезия в качестве постоянного представителя Республики Беларусь при АСЕАН. В феврале 2013 г. в Национальном собрании РБ была создана рабочая группа по сотрудничеству с Межпарламентской ассамблеей (МПА) АСЕАН. В 2014 г. товарооборот Беларуси со странами АСЕАН составил 851,9 млн долл. (в 2013 г. - 750,7 млн долл.): экспорт продукции - 566 млн долл., импорт - 285,8 млн долл., сложилось положительное сальдо в размере 280,2 млн долл. (в 2013 г. -23,2 млн долл.)10. При этом РБ имеет больше двусторонних контактов со странами АСЕАН (особенно с Малайзией, Индонезией и Сингапуром), нежели с самой интеграционной группировкой.

Перспективы

Россия, Беларусь и Казахстан имеют механизмы двустороннего сотрудничества с АСЕАН в разных областях деятельности, в то время как совместные институты и механизмы взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН находятся лишь в стадии оформления. Предстоит большая работа по их созданию и развитию. Если процесс интеграционного проникновения продолжится, то это станет хорошей ба-

зой для сотрудничества на уровне двух региональных группировок, создаст условия для устойчивого развития народов стран ЕАЭС и АСЕАН.

Конечно, наработанные двусторонние связи должны лечь в основу сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН. Вторым шагом на пути интеграционного процесса между двумя большими пространствами должно стать установление Зоны свободной торговли. Возможно, сначала в таком союзе будет участвовать лишь одна страна, входящая в ЕАЭС, и одно государство из АСЕАН. Необходимо привести в соответствие законодательства всех сторон и утвердить определенные категории товаров и их объемы, чтобы выгода была взаимной.

Достаточно успешно развивается российско-вьетнамское сотрудничество. На переговорах российской и вьетнамской правительственных делегаций, которые прошли в Ханое в 2014 г., стороны обсудили 12 совместных проектов во Вьетнаме. Наиболее крупные из них - продвижение российской авиатехники «Сухой Суперджет 100», строительство каскада тепловых электростанций, создание гостинично-туристической инфраструктуры, разведка и освоение шельфа, а также строительство вьетнамской АЭС. Таким образом, общий инвестиционный портфель РФ во Вьетнаме достиг 20 млрд долл., что вывело Россию в число лидеров по капитальным вложениям в этой стране11. Вьетнам также заинтересован в создании совместных предприятий в сфере вертолетостроения и судостроения.

Планы по расширению сотрудничества со странами АСЕАН есть и у Белоруссии. Так, например, она заинтересована в создании совместно с Вьетнамом и Лаосом транснациональной корпорации по производству калийных удобрений и намеревается построить во Вьетнаме комбинат фосфорных удобрений. Вьетнам является традиционным торговым партнером Белоруссии, между двумя странами осуществляется торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество. За последние десять лет товарооборот между Беларусью и Вьетнамом увеличился в четыре раза и достиг 170 млн долл.12

Однако для упрощения формальностей и быстроты сделок было бы более эффективным ведение общего диалога на уровне ЕАЭС -АСЕАН, что являлось бы более высокой степенью интеграции и благоприятно отразилось на экономиках всех стран, входящих в объединения. В связи с этим, выступая на заседании 35-й Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН в сентябре 2014 г., председатель Совета Федерации В. Матвиенко высказала мнение о целесообразности рассмотрения на парламентском уровне перспектив соз-

дания зоны свободной торговли (ЗСТ) по линии АСЕАН - ЕАЭС13. Всеобъемлющего проекта сотрудничества между двумя группировками еще не существует, но ведется работа в этом направлении. Мощным импульсом к развитию взаимодействия АСЕАН и ЕАЭС может стать присоединение Вьетнама к зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС14. Соглашение о ЗСТ с Вьетнамом, подписанное главами правительств России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Вьетнама в мае 2015 г., «предусматривает снижение ставок ввозных таможенных пошлин, обязательства по защите прав на интеллектуальную собственность, сотрудничество в области электронной коммерции, а также в сфере госзакупок, установлены единые принципы защиты конкуренции»15. Необходимо отметить, что это первое соглашение со странами дальнего зарубежья для ЕАЭС.

Заключение

Прямые механизмы сотрудничества АСЕАН - ЕАЭС еще не разработаны. Из всех стран - членов Евразийского экономического союза только Россия смогла, помимо двусторонних контактов, наладить эффективный диалог с группировкой АСЕАН в целом. Поэтому ЕАЭС может воспользоваться моделью сотрудничества России и АСЕАН, используя такие механизмы, как саммиты глав стран - членов АСЕАН и ЕАЭС, встречи старших должностных лиц и министров иностранных дел. Двусторонние механизмы следует перестроить на многосторонний формат диалога региональных группировок. Это позволит сократить присутствие США, ЕС и Китая в торговых и внерегиональных инвестиционных потоках и ускорить общую дедолларизацию региона путем использования национальной валюты в качестве платежного средства.

Большие перспективы открываются в связи с подписанием Соглашения о зоне свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС. Сотрудничество стран Таможенного союза (в частности, Российской Федерации) с Вьетнамом может стать основой интеграции и с другими странами АСЕАН.

Главными преимуществами сближения двух больших пространств - ЕАЭС и АСЕАН - будет открытие рынков, рост экспорта, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономик государств-участников. Экономическая безопасность сможет стать основой для обеспечения

региональной безопасности, будущее народов будет более предсказуемым и оптимистичным. Важные выгоды, которые может получить Россия от такого формата отношений, - экономический подъем Дальнего Востока и, как следствие, более глубокая интеграция в АТР.

Примечания

4

1 ЦИИ ЕАБР впервые дал развернутую оценку влияния нетарифных барьеров на взаимную торговлю в ЕАЭС и рекомендации по их устранению // Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.eabr.org/r/press_center/ press_releases/index.php?id_4=47912&start_4=01.01.1970&end_4=13.04.2015 (дата обращения: 13.04.2015).

2 Урляпов В.Ф. Расширение АСЕАН: мотивы, значения, последствия // Международная жизнь. 2010. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/ jauthor/material/330 (дата обращения: 04.05.2015).

3 Там же.

Ли Син, Ван Чэньсин. Китайская политология о смысле и перспективах Евразийского союза // Международные процессы. 2014. Июль - сентябрь. Т. 2. № 3 (38) [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/thirty-eighth/Li.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

См.: Концепция внешней политики Российской Федерации, 2013 // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://archive.mid.rU//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a00 34c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f!0penDocument (дата обращения: 27.04.2015).

Справка об АСЕАН // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/foreigneconomicactivity/cooperation/economicaa/doc20130821_9 (дата обращения: 01.05.2015).

ASEAN-Russia Dialogue Relations [Электронный ресурс] // ASEAN. URL: http://www.asean.org/news/item/overview-of-asean-russia-dialogue-relations (дата обращения: 25.04.2015).

Объем товарооборота России со странами АСЕАН неуклонно растет [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/foreigneconomicactivity/201408282 (дата обращения: 15.10.2015). Казахстан и страны АСЕАН намерены укреплять сотрудничество // Министерство иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.kz/index.php/ru/poslednie-novosti/1711-kazakhstan-i-strany-asean-namereny-ukreplyat-sotrudnichestvo (дата обращения: 20.04.2015).

10 Сотрудничество Республики Беларусь с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии // Посольство Республики Беларусь в Республике Индонезия [Электронный ресурс]. URL: http://indonesia.mfa.gov.by/ru/ASEAN/ (дата обращения: 25.04.2015).

11 Балиев А. Мост в АСЕАН // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/05/20/torgovla.html (дата обращения: 29.06.2014).

12 Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС // International Centre for Trade and Sustainable Development [Электронный ресурс]. URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/подпи-сано-соглашение-о-создании-зоны-свободной-торговли-между-Вьетнамом-и (дата обращения: 16.10.2015).

13 Перспективы создания зоны свободной торговли по линии АСЕАН - ЕАЭС созрели для рассмотрения на парламентском уровне // Евразийский коммуникационный центр [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasec.com/ evrazijjskie-novosti/4870/ (дата обращения: 20.04.2015).

14 Вьетнам присоединился к зоне свободной торговли с ЕАЭС // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2015/05/29/vieteaes/ (дата обращения: 10.04.2015).

15 Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20150529/1067199933. html (дата обращения: 20.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.