Научная статья на тему 'Основные положения организации внеурочной деятельности'

Основные положения организации внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11293
1570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИ / ПРИНЦИПЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Елена Михайловна

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Предлагается поэтапное описание основных мероприятий, моделей внеурочной деятельности, принципов и условий организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения организации внеурочной деятельности»

Раздел II

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

УДК 371.398 ББК Ч 420.058

Е. М. Рожкова

Основные положения организации внеурочной деятельности

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Предлагается поэтапное описание основных мероприятий, моделей внеурочной деятельности, принципов и условий организации. Ключевые слова: внеурочная деятельность; модели; принципы внеурочной деятельности; условия реализации.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности.

Внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования [3].

Внеурочная деятельность организуется:

- по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

- в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Организация внеурочной деятельности в ОУ в условиях перехода к ФГОС может быть осуществлена по ряду направлений:

1. Постановка цели и задач, определение принципов внеурочной деятельности. Цель внеурочной деятельности - формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов образовательных учреждений и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.

2. Заключение договоров между ОУ по ресурсному взаимодействию.

Организация внеурочной деятельности требует расширения спектра социальных партнеров школы, привлечения специалистов без педагогического образования для организации различных социальных практик и стажировок обучающихся. Посредником, координатором и активным участником ресурсного взаимодействия со школой должно стать учреждение дополнительного образования. Роль УДО в школе заключается в помощи администрации, классным руководителям и обучающимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы школьника в процессе организации внеурочной деятельности.

3. Определение должностных обязанностей педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности.

Образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов УДОД и др., формируя его нормативную базу.

При организации внеурочной деятельности предлагаются следующие виды:

- ведение внеурочной деятельности по направлениям учителями школы (учитель музыки, учитель технологии - художественно-эстетическое направление, проектная деятельность; учителя-предметники, учителя начальных классов - научно-познавательное направление, общественно-полезная деятельность; учитель физической культуры - спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое направление);

- ведение внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;

- ведение внеурочной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы и учреждений дополнительного образования.

Наиболее продуктивной представляется схема ведения внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

4. Составление программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации предложены четыре модели внеурочной деятельности, из которых три реализуются в нашей гимназии:

1. Модель дополнительного образования (на основе институциональной или муниципальной системы дополнительного образования).

2. Модель «школы полного дня».

3. Оптимизационная модель.

4. Инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-

биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Данная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной,

внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта [2].

Исходя из опыта работы гимназии, можно сказать, что инновационно-образовательная модель для основной и старшей школы является наиболее оптимальной, а для начальной школы больше подходят первая и вторая модели.

5. Для успешного введения ФГОС, в том числе и внеурочной деятельности, необходимо создать организационное, нормативное, информационное, финансовое обеспечение.

Организационное обеспечение может включать создание ресурсных центров, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

В этом случае обязательным элементом является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт, с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и который осуществляет научно-методическую

поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Финансово-экономическое обеспечение. В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

- информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

- информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации,контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения.

Научно-методическое обеспечение. Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования. Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:

- диверсификацию (т.е. расширение) форм методической работы в образовательном учреждении;

- диссеминацию (распространение) передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.

Кадровое обеспечение предполагает следующее: укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками; наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности [2].

6. Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Для контроля и анализа можно выбрать следующие объекты:

- познавательная активность, интерес к учению, школе;

- сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

7.Реализация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Принцип добровольности. Учащиеся включаются во внеурочную деятельность по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеурочной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать дополнительное изучение предмета, что будет требовать от него дополнительных усилий.

Принцип массовости предусматривает активное участие во внеурочных мероприятиях наибольшего количества учеников.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов.

Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

Г. И. Мокроусова и Н. Ю. Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности [1].

Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Самодеятельность -это основа творчества, а инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систе-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

матическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

Таким образом, для осуществления внеурочной деятельности необходимо учесть имеющиеся условия, провести организационную работу по очень многим направлениям, поскольку в условиях введения новых стандартов этому компоненту образования уделяется самое пристальное внимание.

1. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1989. - 192 с.

2. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Министерства образования и науки от 12 мая 2011 г. № 03-296. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55071318/.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Вестник образования России. - 2011. - № 15. - С. 39-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.