УДК 37.035.461:371.13 Пчелинцева Татьяна Сергеевна
аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии
Тольяттинского государственного университета
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
https://doi.org/10.24158/spp.2018.4.19 Pchelintseva Tatiana Sergeevna
PhD student, Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT SCHOOL WHEN TRAINING AND SUPPORTING TEACHERS
Аннотация:
Актуальность проведенного теоретического исследования связана с обновлением федеральных государственных образовательных стандартов в России, в которых уточнены требования, предъявляемые к организации внеурочной деятельности в школе. Целью статьи является раскрытие сущности и содержания внеурочной деятельности и ее организации. Автором рассматриваются понятия внеурочной деятельности в различные временные периоды в России. Отмечается влияние реформирования образования на его содержание и развитие. Приведены организационно-педагогические условия, способствующие формированию компетенций педагогов внеурочной деятельности, основное место среди которых занимает наставничество как наиболее эффективная форма педагогической поддержки и сопровождения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что обучение педагогов внеурочной деятельности в школе является важным и необходимым условием ее эффективной организации и способствует выполнению требований ФГОС.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, педагог внеурочной деятельности, компетенции педагога, наставничество, сопровождение педагога, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции.
Summary:
The relevance of the theoretical study is related to the renewed Federal State Educational Standards in Russia which clarify the requirements for extracurricular activities at school. The purpose of the study is to reveal the essence and content of extracurricular activities and their arrangement. The research deals with the concepts of extracurricular activities in different periods in Russia. The influence of education reform on its content and development is noted. The research considers the teaching arrangements conducive to the development of skills in teachers of extracurricular activities. Mentoring is the main skill as it is the most effective form of teaching assistance and support. The author concludes that training educators to carry out extracurricular activities at school is an important and necessary condition for their effective arrangement. It contributes to the fulfillment of the requirements of the Federal State Educational Standards as well.
Keywords:
extracurricular activities, teacher of extracurricular activities, teacher skills, mentoring, supporting teacher, Federal State Educational Standard, skills.
На современном этапе развития образования организация различных видов деятельности в школе осуществляется в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Во ФГОС образовательная среда описывается различными компонентами, основным из которых является социальный. В образовательных организациях перед педагогами стоит важнейшая задача: сформировать положительную, нравственную и развитую личность. Духовно-нравственное воспитание школьников основывается на привитии им моральных, духовных и эстетических ценностей, что позволяет развить у детей этическую сферу сознания, сориентировать их в современном обществе, социальной среде. Наиболее эффективно эта задача решается в рамках организации внеурочной деятельности, так как такая деятельность направлена на социализацию, воспитание и всестороннее развитие учащихся.
Внеурочная деятельность позволяет расширить образовательное пространство, создать условия для развития учащихся, обеспечить поддержку и сопровождение ребенка [1]. Таким образом, грамотная организация внеурочной деятельности способствует социализации и развитию детей, делает их успешными. В связи с этим в федеральных государственных образовательных стандартах внеурочной деятельности уделено особое внимание. Однако в российских школах внеурочная деятельность не является новым явлением.
Рассматривая развитие внеурочной деятельности в России, можно выделить следующие ее проявления: внеклассная работа, внешкольная работа, внеурочная работа [2]. В середине XX в. в стране бурно развивались различные отрасли науки и техники. На фоне развития социализма возрастали культурные и общеобразовательные потребности населения. В связи с этим
была поставлена новая важнейшая задача - модернизация образования, его содержания. Поэтому в 1958 г. на основании принятого закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в стране было введено всеобщее обязательное среднее образование [3].
Внеклассная работа как часть учебно-воспитательного процесса была направлена на организацию досуга учащихся, их свободного времени и представляла собой занятия в школе, направленные прежде всего на углубление полученных учащимися знаний и умений, а также на развитие их индивидуальных способностей.
Внешкольная работа осуществлялась специальными учреждениями дополнительного образования вне школы. Это дворцы и дома пионеров, дома техники, профсоюзы крупных предприятий, музыкальные школы, школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, детские библиотеки, клубы юных натуралистов и пр. Внешкольная работа выполняла следующие основные функции: раскрытие индивидуальных особенностей и способностей учащихся, их познавательной активности, побуждение к различным видам деятельности и профессиональная ориентация, организация свободного времени школьников [4].
Внеклассную и внешкольную работу советского периода можно охарактеризовать как неотъемлемую часть прежде всего воспитательного процесса, так как особое внимание в школе уделялось именно воспитывающей функции. Однако укрепление и развитие советской школы обогатили воспитательную работу новыми формами и средствами воспитания, новыми идеями и методами [5].
В 1988 г. на Всероссийском съезде работников образования были разработаны новые принципы организации учебно-воспитательного процесса: демократизации, народности, гуманизации и гуманитаризации, деятельностный принцип, принцип дифференциации и непрерывности образования. Несмотря на это, к 1990-м гг. темпы развития образования снова снизились. Новая образовательная реформа не была реализована в полной мере из-за нестабильного состояния экономики в стране, что не позволило обеспечить процесс реформирования всеми необходимыми материальными и финансовыми ресурсами [6].
В 1991 г. президент Б.Н. Ельцин издал указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», который был направлен на улучшение и развитие системы образования и главным образом на материальное благосостояние педагогов. Программа воспитания реализовывалась в школах учителями, которые руководствовались принципами, предложенными уже современными исследователями (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газманом, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбургом) [7].
В результате реализации программы воспитания появился новый термин «внеурочная (внеучебная) работа», которая стала составной частью учебно-воспитательного процесса школы, основной из форм организации досуга и свободного времени школьников [8].
Реформирование образования - применение дифференцированного, деятельностного и культурологического подходов, руководство принципами гуманизма и природосообразности -все это способствовало развитию внеурочной работы. Тем не менее слабое материальное обеспечение школ, их низкое финансирование, длительное отсутствие ремонта в помещениях и устаревшее оборудование не позволили этому направлению стабильно развиваться. Начали массово закрываться многие учреждения дополнительного образования: дома пионеров, клубы, секции и пр. Успешному реформированию образования не способствовала и политическая обстановка в стране, а именно частая смена правительства и министров образования [9].
В настоящее время внеурочная работа представляет собой деятельность, которая организуется с классом или группой учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Согласно стандарту, внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [10].
Современная школа характеризуется многообразием направлений и форм внеурочной деятельности, что способствует личностному развитию учащихся и позволяет применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Следовательно, необходимо понимать, какие требования предъявляются к педагогам внеурочной деятельности. Необходимо обратиться к профессиональному стандарту педагога, который был утвержден приказом Министерства труда Российской Федерации 18 октября 2013 г. Согласно профстандарту, к трудовой функции учителя относятся различные необходимые умения, среди которых немаловажное место занимает умение «организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона» [11].
Умения педагогов эффективно организовывать внеурочную деятельность формируются как в процессе работы, так и через творческий подход к реализации своей педагогической дея-
тельности, а также через систему дополнительного и непрерывного образования. Следует заметить, что в условиях реализации ФГОС система обучения педагогов также требует переосмысления, новых подходов к содержанию и формам обучения.
Сформировать у педагогов умения эффективно организовывать внеурочную деятельность возможно либо через их обучение в рамках повышения квалификации, либо через систему дополнительного образования. Огромную роль играет сопровождение педагогов внеурочной деятельности в школе уже после их обучения. Помощь и поддержка опытных коллег способствуют не только быстрой адаптации молодых педагогов, но и развитию их профессиональной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм сопровождения педагогов является наставничество [12].
Для определения эффективности созданных организационно-педагогических условий на диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы автором проводилась диагностика сфор-мированности умений эффективно организовывать внеурочную деятельность у учителей в школах. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности этих умений. Полученные данные свидетельствовали о том, что уровень сформированности умений эффективно организовывать внеурочную деятельность по коммуникативному и деятельностному компонентам у учителей выше, чем по когнитивному и аналитическому. Результаты констатирующего эксперимента показали, что формирование компетенций наставничества у учителей в рамках традиционной системы организации педагогического процесса в школе осуществляется в недостаточной степени. Это проявилось прежде всего в том, что участники эксперимента имели весьма расплывчатое представление об организации внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС.
Таким образом, нами были сформированы необходимые организационно-педагогические условия для развития умений эффективно организовывать внеурочную деятельность, а именно:
- создание «Школы наставничества»;
- организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров для делового сотрудничества педагогов;
- обеспечение информационно-методической поддержки наставников (методическое обеспечение, мультимедийное оборудование);
- ориентация на субъектность личности, создание креативной среды, побуждение к рефлексивной деятельности, диалогизацию образовательного процесса;
- обучение будущих педагогов внеурочной деятельности (коуч-сессии, мини-лекции, психологические тренинги, семинары, мастер-классы, консультации и т. п.).
Через анализ и синтез, обобщение и конкретизацию педагоги в зависимости от своих личностных, персональных особенностей формировали у себя умения эффективно организовывать внеурочную деятельность. Это стало возможным благодаря их мыслительной, организационной и преобразующей деятельности в рамках созданных для них условий.
Достигнутая положительная динамика формирования умений организовывать внеурочную деятельность доказывает эффективность созданных условий. Разработанные в ходе исследования методические инструкции и рекомендации педагогам могут быть использованы при организации внеурочной деятельности в школах.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
- раскрыты научные основы процесса формирования умений организации внеурочной деятельности;
- обоснованы компоненты и уровни сформированности этих умений;
- обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия формирования умений организации внеурочной деятельности у учителей в школе.
Таким образом, обучение и сопровождение педагогов внеурочной деятельности в школе, несомненно, является важным и необходимым условием ее эффективной организации, что способствует выполнению требований ФГОС. Однако проведенное исследование выявило не все аспекты обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску дополнительных организационно-педагогических условий формирования умений организовывать внеурочную деятельность по аналитическому и когнитивному компонентам.
Ссылки:
1. Мазуренко С.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] // Мир «Гармония»: сетевой клуб учителей, работающих по УМК «Гармония». URL: http://region56.ucoz.ru/load/organi-zacija_vneurochnoj_dejatelnosti_v_ramkakh_fgos_vtorogo_pokolenija_mazurenko_s_v/15-1 -0-106 (дата обращения: 23.03.2018).
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 240 с. ; Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.А. Бударный, Н.М. Шахмаев, В.В. Краев-ский ; под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М., 1975. 301 с. ; Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1918. 322 с.
3. Михащенко А.Л. История общего образования в России: XX в. : учеб. пособие для студентов ун-та. Курган, 2000. 269 с.
4. Невзоров М.Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике сер. 50-х - сер. 60-х гг. : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1989. 187 с.
5. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации / под общ. ред. В.З. Смирнова. М., 1959. 320 с.
6. Козловская Г.Е. Российское образование в постсоветский период, 1991-1999 гг. : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003. 430 с.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. 560 с. ; Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой : книга для учителя. М., 1991. 96 с. ; Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 96 с. ; Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М., 1997. 352 с.
8. Амонашвили Ш.А. Указ. соч.
9. Козловская Г.Е. Указ. соч.
10. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. № 1644 : зарег. в Минюсте РФ 6 февр. 2015 г. Рег. № 35915. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
11. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 26.02.2018).
12. Фетисова Т.С. Педагогическая поддержка и сопровождение профессионального развития молодых педагогов // Проблемы образования на современном этапе : материалы Всерос. студенческой науч. конф. (1-10 апреля 2014 г.). Тольятти, 2014. № 3. С. 199-203 ; Kram K.E. Phases of the Mentor Relationship // Academy of Management Journal. 1983. Vol. 26, no. 4. P. 608-625.
References:
Amonashvili, ShA 1990, Personal-humane basis of the educational process, Minsk, 560 p., (in Russian). Danilov, MA, Skatkin, MN, (eds.) Lerner, lYa, Budarny, AA, Shakhmaev, NM & Krayevsky, VV 1975, Didactics of secondary school: several issues of modern didactics, study guide, Moscow, 301 p., (in Russian).
Davydov, VV 1986, Problems of developmental learning: the theoretical and pivotal psychological research practices, Moscow, 240 p., (in Russian).
Fetisova, TS 2014, 'Teaching assistance and support for young teachers' professional development', Problemy obrazovaniya na sovremennom etape: materialy Vseros. studencheskoy nauch. konf. (1-10 aprelya 2014 g.), Togliatti, no. 3, pp. 199-203, (in Russian).
Gazman, OS & Kharitonova, NE 1991, In school with a game, a book for a teacher, 96 p., Moscow, (in Russian). Korolev, FF & Smirnov, VZ (ed.) 1959, The Soviet school in the period of socialist industrialization, Moscow, 320 p., (in Russian).
Kozlovskaya, GE 2003, Russian education in the post-Soviet period, 1991-1999, D.Phil. thesis, Moscow, 430 p., (in Russian). Kram, KE 1983, 'Phases of the Mentor Relationship', Academy of Management Journal, vol. 26, no. 4, pp. 608-625. https://doi.org/10.5465/255910.
Mazurenko, SV 2018,'Extracurricular activities within the Federal State Educational Standard of the Second Generation', Mir "Garmoniya": setevoy klub uchiteley, rabotayushchikh po UMK "Garmoniya", viewed 23 March 2018, <http://re-gion56.ucoz.ru/load/organizacija_vneurochnoj_dejatelnosti_v_ramkakh_fgos_vtorogo_pokolenija_mazurenko_s_v/15-1-0-106>, (in Russian).
Medynsky, EN 1918, Out-of-school education, its importance, arrangement and technology, 3rd ed., Moscow, 322 p., (in Russian).
Mikhaschenko, AL 2000, History of general education in Russia: the 20th century, study guide, Kurgan, 269 p., (in Russian). Nevzorov, MN 1989, Students' education problem while teaching the Soviet education science in the mid-1950s - mid-1960s, PhD thesis, Khabarovsk, 187 p., (in Russian).
Yakimanskaya, IS 1996, Personality-centered education in a modern school, Moscow, 96 p., (in Russian). Yamburg, eA 1997, School for everyone: adaptive model. (Theoretical foundations and practical implementation), Moscow, 352 p., (in Russian).