Полученные в результате психологической диагностики данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы и скорректировать ее. Если речь идет о тьюторском сопровождении в области физической культуры и ВФСК ГТО, то в качестве контрольных методик, помимо перечисленных выше, могут быть использованы физкультурно-спортивные тесты и нормативы ВФСК ГТО [1, 4].
Список литературы /References
1. Дегтярева Т.О. Готская А.И. Подходы, формы, методы и технологии работы тьютора в области здорового образа жизни и физической культуры Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Москва, 2015. С. 551.
2. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.
3. Леван Т.Н., Айзман Р.И., Блинова Н.Г. и др. Формирование здоровья детей и подростков в условиях непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под общ. ред. Т.Н. Ле-ван. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013.
4. Третьякова Н.В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности: монография / Под науч. ред. В.А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2014.
ПРОЕКТ КАК ПУТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Григорьева О.А. Email: [email protected]
Григорьева Ольга Анатольевна - мастер спорта международного класса, учитель физической культуры высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья рассматривает вопросы организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. В статье отражено мнение автора об организации внеурочной деятельности в школе и обоснована актуальность дальнейшего изучения различных форм организации внеурочной деятельности для подростков 11-12 лет. Автор проанализировал существующие варианты организации внеурочной деятельности в школе, привел аргументы, доказывающие, что рассмотренные варианты не являются оптимальными и организация внеурочной деятельности в школе требует дальнейшего изучения и улучшения. Автор выразил мнение, что применение проектов и научно-исследовательских разработок педагогов ОУ, относящихся к реализации внеурочной деятельности в школе, на практике могут существенно улучшить эту деятельность и помочь детям в самоопределении и самореализации своего потенциала. В защиту высказанного мнения автор приводит в статье результаты исследования, проведенного на основе реализации своей методической разработки «Проект «Моя спортивная страна».
Ключевые слова: внеурочная деятельность, образовательное учреждение, образование.
THE PROJECT AS WAY OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTION Grigorieva O.A.
Grigorieva Olga Anatolyevna - Master of Sports of International Class, Physical Education Teacher of the Highest Category, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF ST. PETERSBURG GOVERNOR PHYSICO-MATHEMATICAL LYCEUM № 30,
SAINT-PETERSBURG
Abstract: article considers questions of the organization of extracurricular activities in educational institutions. In article the opinion of the author on the organization of extracurricular activities is reflected in school and relevance offurther studying of various forms of the organization of extracurricular activities for teenagers of 11-12 years is proved. The author has analysed the existing options of the organization of extracurricular activities at school, has adduced the arguments proving that the considered options aren't optimum and the organization of extracurricular activities at school demands further studying and improvement. The author has expressed opinion that application of projects and research and development of teachers of OU relating to realization of extracurricular activities at school in practice can significantly improve this activity and help children with self-determination and self-realization of the potential. In protection of the expressed opinion the author provides results of the research conducted on the basis of realization of the methodical development "The My Sports Country project" in article. Keywords: extracurricular activities, educational institution, education.
УДК 1174
DOI: 10.20861/2304-2338-2017-105-001
Изменения в окружающем мире и сознании людей вынуждают систему образования изменяться, выбирая новые формы и методы образования и воспитания подрастающего поколения. Появляются новые требования к построению учебного процесса и внеурочной деятельности, которые ломают давно укоренившиеся стереотипы и порождают разногласия в понимании простых, на первый взгляд, понятий. Общаясь с различными представителями педагогического сообщества России, я пришла к выводу, что понимание правильной организации внеурочной деятельности в формате нового Федерального государственного стандарта образования (ФГОС) сильно различается в различных образовательных учреждениях (ОУ). Наиболее часто встречаются три подхода:
1. Внеурочная деятельность является обязательными « дополнительными уроками» для учащихся.
2. Внеурочная деятельность - это замена работы отделений дополнительного образования, т.е. секции и кружки « по интересам».
3. Внеурочная деятельность необязательна, достаточно лишь отчитываться о ее наличии на бумаге.
Здесь я не буду рассматривать третий вариант - это прерогатива органов надзора за качеством образования.
При организации внеурочной деятельности первого варианта можно отметить как плюсы, так и минусы. Несомненный плюс в том, что обучающиеся в таких образовательных учреждениях дети по окончании уроков не остаются «безнадзорными». Ведь реалии сегодняшнего дня таковы, что более 80% родителей в будние дни до 17-18 часов заняты на работе, в то время как уроки у их детей заканчиваются к 15-16 часам. За 7-8-летним ребенком обычно в это время по
возможности присматривает кто-то из неработающих родственников: сестры, братья, бабушки, дедушки. Однако с 11-12-летним дело обстоит уже совсем иначе. Как правило, 11-12-летний подросток по окончании школьных занятий оказывается предоставлен сам себе. А ведь возраст 10-12 лет - это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. В этом возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств, ярко проявляется желание ребенка самореализоваться и достичь успеха, желание познавать и самостоятельно делать выводы об окружающем мире [1. 12]. Никем не контролируемая чрезмерная любознательность и активность подростков зачастую приводят их в трудные ситуации. Исходя из этого «обязательность» внеурочных занятий под руководством и контролем педагогического работника, в определенном смысле - наименьшее зло. Почему - зло? Для ответа на этот вопрос отвлечемся от нового понятия « внеурочная деятельность» и обратимся к старому понятию «досуг», существовавшему еще во времена СССР. В то время считалось, что освоение образовательной программы - это обязательное время учебы в школе, а досуг - это время для самовыражения ребенка, реализации его личностных интересов и увлечений. Сегодня в этом плане мало что изменилось, но при осуществлении третьего подхода к организации внеурочной деятельности может возникнуть противоречие между интересами и увлечениями ребенка и возможностями их реализации, представляемыми тем образовательным учреждением, в котором он обучается. В этом случае «обязательное» посещение неинтересных, ненужных ребенку кружков или секций будет не только бессмысленным, но и вредоносным для развития и самореализации его внутреннего «Я», мотивации к самосовершенствованию и самообразованию. Я уже не говорю об отрицательном воспитательном воздействии подобного подхода. В рассмотренной ситуации наиболее разумным кажется второй вариант организации внеурочной деятельности: замена уже существующих в ОУ кружков и секции дополнительного образования на внеурочные. Только в чем же здесь новизна подхода к образованию и воспитанию? По сути, мы имеем ту же «конфету», только в иной обертке - были в школе кружки по интересам, они же и остались.
Сегодня ФГОС требует от педагогического сообщества понимания взаимосвязи как всех внешних воздействий, так и аспектов внутреннего развития ребенка: духовно-нравственного, социального, спортивно-оздоровительного, общекультурного и общеинтеллектуального. Организация внеурочной деятельности должна соответствовать этим требованиям, лишь тогда она будет новаторской и полезной. На мой взгляд, есть три наиболее важных условия при организации внеурочной работы в ОУ:
1. Осуществление совокупности всех направлений внеурочной деятельности без отрыва одного от другого.
2. Создание в ОУ и учреждениях дополнительного образования единого педагогического пространства для качественно новой внеурочной работы.
3. Создание для занимающихся возможности осознанного выбора, то есть создание возможности ознакомления учащегося с максимальным разнообразием направлений внеурочной деятельности на практике для его последующего самоопределения.
4. Сокращение времени, потраченного ребенком для ознакомления с большим количеством направлений внеурочной деятельности, поскольку ритм жизни и загруженность детей не позволяют им посещать по отдельности 5-6 кружков или секций разной направленности.
Такие требования к организации внеурочной деятельности ставят перед администрацией ОУ задачу по объединению усилий всего педагогического коллектива для создания принципиально нового формата организации досуга учащихся.
Одним из положительных примеров подобного формата может служить предложенная мной в 2014 году методическая разработка «Проект воспитания и физического развития « Моя спортивная страна». По мнению Степаненковой Э.Я. [2],
физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. А поскольку моя специализация физкультура и спорт и в этой области я являюсь профессионалом, у меня возникла идея взять за основу проекта именно физкультурно-спортивную отрасль, а вокруг нее, как стержня, нанизать самые разные виды занятий. С этим трудно не согласиться - физическая культура и спорт не могут быть обособлены от общественной жизни, и в каждом спортивном событии или физкультурно-массовом мероприятии задействованы не только спортсмены, которые в нем участвуют, но и политики, журналисты, организаторы, артисты, менеджеры, экономисты и так далее. То есть любое спортивное событие сопровождают самые разные виды деятельности, а значит, перенося эту ситуацию на «внеурочку», можно помочь детям понять, что активная жизненная позиция и здоровьесбережение - это не только физкультура и спорт, но и все разнообразие общественной жизни, которая их окружает. А попробовав это разнообразие на практике, ребенок сможет сам сделать выбор - куда ему идти, где он сможет достичь больших успехов, какая область ему наиболее интересна - журналистика или организация акций и мероприятий, социальная работа, публичность или область познания, - как он лучше воспринимает и понимает окружающий мир, каким образом ему легче определить свое место и роль в нем.
Проект «Моя спортивная страна» предназначен для помощи детям в их самоопределении в отношении направления дальнейшей творческой и социальной жизни и осознанного выбора каждым ребенком наиболее подходящего ему (в соответствии с его индивидуальными особенностями) вида деятельности.
Уникальность Проекта «Моя спортивная страна» в том, что он объединяет и координирует действия всех, задействованных в проекте, учителей различных предметов, тренеров, педагогов ОДОД, родителей, известных спортсменов и людей Санкт-Петербурга для оптимизации комплексного воспитания и физического развития детей 11-12 лет в процессе внеурочной деятельности.
Проект «Моя спортивная страна» дает детям возможность, занимаясь в одной секции всего 3 раза в неделю, ознакомиться на практике и изучить не только разнообразные виды спорта, но и социально адаптироваться, научиться дискуссировать и строить диалог, выступать в роли докладчиков, ходить в походы, самостоятельно организовывать и освещать различные мероприятия, научиться правильно сдавать комплекс ГТО, подбирать соответствующие своему развитию комплексы оздоровительного фитнеса и стретчинга и многое другое.
Проект уже прошел апробацию в ГБОУ «Санкт -Петербургский губернаторский физико-математической лицей № 30» и по результатам исследования, проведенного группой педагогов лицея с участием психолога и родителей учащихся, было выявлено, что Проект имеет большое практическое значение для правильного самоопределения и реализации потенциала участвующих в нем детей. Приведу сухие факты.
В мае 2016 года, после двух лет реализации Проекта, был проведен опрос некоторых спортивных тренеров, в результате которого получились следующие результаты.
120 100 80 60 40 20 0
показали отличные результаты
показали средние результаты
нет прогресса
показывают плохие результаты или бросили посещение секции
Рис. 1. Процентное соотношение детей по уровню роста спортивного мастерства в плавании
Черным цветом отмечено процентное количество детей, избравших серьезные занятия плаванием осознанно, после участия в Проекте. Белым цветом отмечено процентное количество детей, избравших вид спорта плавание без предварительного участия в Проекте. Данная диаграмма наглядно представляет, что участие в Проекте «Моя спортивная страна» помогло большинству детей верно определить плавание как наиболее подходящий для них вид спорта, поскольку здесь они показали очень высокий уровень прироста спортивного мастерства и гораздо больший, нежели их сверстники, не прошедшие занятия плаванием в рамках Проекта.
При этом есть незначительный процент детей, которым по результатам участия в Проекте понравилось плавание, но они показывают средние и низкие результаты. Данный факт может быть объясним поздним биологическим развитием этих детей и факторами внешней среды - например пропусками занятий по болезни или из-за насыщенной учебы.
Также можно отметить, что за время проведения исследования ни один ребенок не бросил заниматься плаванием. Я связываю данный факт с тем, что плавание считается одним из наиболее полезных видов двигательной деятельности детей и родители не хотят отказываться от занятий своих детей плаванием «для здоровья», несмотря на их плохие результаты в данном виде спорта.
Схожую картину можно было наблюдать в волейболе и настольном теннисе.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
показали отличные результаты
показали средние результаты
нет прогресса
показывают плохие результаты или бросили посещение секции
Рис. 2. Процентное соотношение детей по уровню роста спортивного мастерства
в баскетболе
Также о практической пользе реализации Проекта «Моя спортивная страна» говорит рост числа спортивных достижений учащихся ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30» и количество лицеистов, принимающих участие в физкультурно-спортивной и общественной жизни района. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация внеурочной деятельности в ОУ может быть оптимизирована на основе научно-методических и проектных разработок педагогов ОУ при активном участии и взаимодействии всего коллектива.
Список литературы /References
1. Спирин В.К., Вязанко М.В., Макарова Н.А. Индивидуальный подход как один из важнейших принципов модернизации базового курса физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. № 1. С. 11-13.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.