УДК 378.147
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ: О ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
О.В. Арзыбова1, Е.Н. Тараканова2
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения всех ступеней общего образования, введением внеурочной деятельности в качестве обязательного компонента учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Речь идет об основных направлениях и задачах внеурочной деятельности, об этапах ее организации педагогом в школе. Подчеркивается значимая роль средств информационно-коммуникационных технологий в организации внеурочной деятельности школьников, в формировании образовательных результатов обучающихся. Приводится обоснование целесообразности использования средств информационно-коммуникационных технологий на всех этапах реализации внеурочной деятельности.
Детально анализируется понятие ИКТ-компетентностей педагога - общепользовательской и общепедагогической - в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
На основе диагностического исследования уровня сформированности ИКТ-компетентностей у педагогов Самарской области, которые проходят обучение на курсах повышения квалификации, проводимых преподавателями кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, делается вывод о том, что практически у всех педагогов сформирован достаточный уровень общепользовательской ИКТ-компетентности, но общепедагогическая ИКТ-компетентность находится на стадии формирования. Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости работы педагога над повышением уровня своего мастерства, отработкой соответствующих умений и навыков. В статье отмечается, что формирование у студентов - будущих педагогов навыков организации внеурочной деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий является важным элементом подготовки будущих педагогов. Анализируется имеющийся опыт подготовки студентов к реализации внеурочной деятельности в школе. Рассматриваются примеры применения блогов, сетевых сообществ, онлайн-сервисов для организации внеурочной деятельности с обучающимися. Делается вывод о необходимости системной работы в вузе по формированию у студентов умений и навыков организации внеурочной деятельности со школьниками с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, внеурочная деятельность, образовательные результаты, высшее профессиональное образование, информационно-коммуникационные технологии, сетевые сообщества, ИКТ-компетентность педагога.
Олеся Владимировна Арзыбова, кандидат психологических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Елена Николаевна Тараканова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Социально-экономические процессы, происходящие в современном российском обществе, нарастающие темпы научно-технического прогресса не могли не привести к изменениям на всех уровнях системы образования.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения всех ступеней общего образования для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся особая роль отводится внеурочной деятельности.
В диссертационных исследованиях, предшествующих появлению новых образовательных стандартов, внеурочная деятельность рассматривается как фактор развития личности обучаемых и воспитательной системы образовательного учреждения в целом [1], как условие гуманитарного влияния на сельских школьников [2], как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества [3]; внеурочной деятельности отводится особая роль в воспитании патриотизма [4] и гражданском становлении подростков на основе развития целостной личности [5]. В диссертационных исследованиях последних лет особое внимание уделяется роли внеурочной деятельности в формировании социально-ценностной направленности личности, профессионального самоопределения [6, 7].
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. При планировании ее учителем она должна определяться в первую очередь в соответствии с интересами и потребностями самих обучающихся. Внеурочная деятельность имеет направленность на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играет при правильной организации важную роль в развитии обучаемых, выстраивании межличностных отношений в классе и формировании школьного коллектива.
В соответствии с образовательными стандартами внеурочная деятельность организуется учителем по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [8]. Формы организации (примеры содержатся в стандарте [8]), определяемые образовательным учреждением, оказывают непосредственное влияние на формирование результатов обучения [9].
Перечень средств и форм работы со школьниками вне урока огромен. Педагоги используют как традиционные, давно известные формы, так и появившиеся недавно в практике образования. Но нельзя забывать, что современный школьник - это представитель цифрового поколения. Это человек, для которого неотъемлемой частью жизни является взаимодействие с ресурсами и сервисами сети Интернет, но в то же время не обладающий навыками их использования с образовательными и культурно-просветительскими целями.
Современные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) могут значительно расширить спектр форм организации внеурочной деятельности, существенно дополнить контент и разнообразить виды деятельности обучающихся. Сбалансированное и методически выверенное применение педагогом информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности для решения задач формирования планируемых во ФГОС образовательных результатов - личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий) - позволит существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Для реализации вышеназванных задач внеурочной деятельности педагогу необходим высокий уровень информационной культуры в целом. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» предъявляются требова-
ния к сформированности ИКТ-компетентностей педагога: общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической [10].
Общепользовательская ИКТ-компетентность означает сформированность у педагога базовых навыков по работе с программным и аппаратным обеспечением ПК, навыков поиска и обработки информации в сети Интернет, реализации коммуникации с использованием сетевых сервисов, а также знание правовых аспектов использования информационных ресурсов. Формирование этих навыков у бакалавров, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА), происходит на начальных курсах обучения.
Кроме того, в реализации внеурочной деятельности большое значение имеет и общепедагогическая ИКТ-компетентность педагога. Это педагогическая деятельность планирования, организации и объективного анализа образовательного процесса в современной телекоммуникационной среде (в том числе подготовка и обсуждение выступлений, проведение групповой работы с участниками образовательной деятельности в сети Интернет, осуществление сетевого взаимодействия и т. п.).
Сформированность у педагога двух вышеназванных компетенций будет способствовать повышению эффективности организации и результативности проведения внеурочной деятельности.
Непосредственно в организации внеурочной деятельности педагога можно выделить три основных этапа. Обозначим умения и навыки, которыми педагог должен обладать для успешной их реализации.
На первом - проектном - этапе педагог должен провести педагогическую диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся, запросов их родителей. На основе результатов этой диагностики решить задачу целеполагания, то есть сформулировать образовательные результаты конкретного вида внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, разработать методическую систему реализации конкретного направления внеурочной деятельности обучающихся. Эти умения приведут педагога к созданию документов: плана и программы внеурочной деятельности с обучающимися определенного возраста на определенный период времени.
На втором, организационно-деятельностном этапе, в рамках которого происходит функционирование разработанной системы внеурочной деятельности, в соответствии с созданными планом и программой педагог осуществляет выбор средств для ее проведения. Он отбирает такие сервисы и средства ИКТ, которые позволят сформировать запланированные образовательные результаты у обучающихся, реализуя системно-деятельностный подход. На этом этапе работы от учителя требуются умения грамотного и четкого методического сопровождения работы с обучающимися, гибкого и быстрого реагирования на изменения технологических возможностей средств ИКТ, появление нового инструментария.
По окончании временного периода проведения внеурочной деятельности, на аналитическом ее этапе, педагог должен уметь осуществлять анализ функционирования построенной им системы внеурочной работы с обучающимися. Для этого он должен владеть аналитическими умениями и опытом аналитической деятельности. Здесь он будет осуществлять повторную педагогическую диагностику (мониторинг) образовательных результатов обучающихся, сбор и анализ отзывов родителей, коллектива образовательного учреждения и общественности о результатах внеурочной деятельности, выявление слабых и сильных сторон разработанной методической системы и внесение корректив для реализации плана и программы данного вида внеурочной деятельности в будущем. Также на этом этапе может происходить распро-
странение уже отработанного педагогического опыта в профессиональном сообществе школы и за пределами конкретного образовательного учреждения.
При рассмотрении всех этапов организации внеурочной деятельности можно утверждать, что средства ИКТ позволят педагогу эффективно их реализовать.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о высоком уровне требований, предъявляемых к ИКТ-компетентности педагога в целом.
В течение 2013-2014 годов при обучении слушателей курсов повышения квалификации (КПК) на базе кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании ПГСГА нами проводилось наблюдение за уровнем сформированности ИКТ-компетентности педагогов образовательных учреждений г.о. Самара. Всего было обучено около 500 человек. Возрастной диапазон педагогов составлял от 27 до 59 лет. В большинстве случаев у педагогов старшего поколения уровень сформиро-ванности ИКТ-компетентности был более низким по сравнению с молодыми слушателями. Но кроме пользовательских навыков важен и методический опыт педагога. Молодые учителя - успешные пользователи, но им зачастую не хватает педагогического опыта для использования в полной мере своих навыков в образовательном процессе.
При оценке уровня сформированности общепользовательской ИКТ-компетентности было выявлено, что более 95 % педагогов-слушателей обладают навыками выполнения стандартных операций над файлами и папками в операционной системе, соблюдают технику безопасности при работе с ПК; 100 % педагогов владеют навыками клавиатурного ввода.
Практически все педагоги умеют использовать поисковые системы сети Интернет для поиска необходимой информации, но около половины не используют возможности расширенного поиска, поиска по картинкам и языка запросов поисковых систем, испытывают затруднения при отборе найденных ресурсов.
У 90 % педагогов есть личные адреса электронной почты. В большинстве случаев педагоги является участниками социальных сетей «В контакте», «Одноклассники» и других, но используют возможности сетей в основном для личного общения, не подозревая о наличии возможностей организации образовательного пространства на основе социальных сетей (например, сети «ВКонтакте»).
При анализе сформированности общепедагогической ИКТ-компетентности можно сделать вывод о том, что более 90 % педагогов применяют ИКТ в качестве средства для подготовки к выступлениям и обсуждениям разнообразных материалов на научно-методических конференциях, семинарах, педагогических советах и мероприятиях, другим формам взаимодействия с коллегами. Реже (в 70 % случаев) средства ИКТ используются для подготовки к урокам, ограничиваясь чаще всего небольшим перечнем ресурсов. Еще реже (менее 10 %) педагоги применяют сетевые технологии для осуществления взаимодействия с родителями (возможности АСУ РСО используются в основном только для выставления оценок в электронном журнале).
Около 60 % педагогов владеют навыками анализа имеющихся цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленных на сайтах и порталах педагогических сообществ. 80 % педагогов знают о существовании таких сообществ, но лишь 45 % из них регулярно читают новостные ленты сообществ, принимают участие в обсуждении, и еще меньшее количество размещают свои материалы в сети.
Не более 20 % педагогов знают о возможностях и владеют навыками организации консультативной работы по выполнению заданий обучающимися с помощью сервисов сети Интернет. Учителя не обладают достаточными знаниями о возможностях дистанционного обучения школьников и использования подобных ресурсов для личного профессионального роста.
Для оценивания образовательных результатов обучающихся ИКТ-инструментарий используют не более 10 % педагогов. 50 % учителей общеобразовательных школ не работают регулярно с электронным журналом класса, оставляя эту функцию системному администратору школы или учителю информатики.
Опыт межгрупповой и межшкольной коммуникации, организованной учителями школ, минимален. У 10 % из числа слушателей курсов повышения квалификации отмечен опыт участия в сетевых проектах, организованных другими учителями. Для организации и реализации внеурочной деятельности средства ИКТ используют в основном только учителя информатики и лишь незначительная часть учителей других предметов.
Таким образом, результаты исследования уровня сформированности ИКТ-компетентностей педагогов, прошедших обучение в качестве слушателей курсов повышения квалификации, показывают, что практически у всех педагогов сформирован достаточный уровень общепользовательской ИКТ-компетентности, но общепедагогическая ИКТ-компетентность находится только на стадии формирования. Обучение на курсах позволило в значительной мере этот уровень повысить.
Анализ ситуации, сложившейся в общеобразовательных учреждениях, позволяет сделать вывод о необходимости планомерной подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности средствами ИКТ в период обучения в вузе.
Для решения этой ключевой задачи с нового учебного 2015/2016 года в обучение на всех профилях направления «Педагогическое образование» в ПГСГА вводится дисциплина «Организация внеурочной деятельности средствами ИКТ» и будет проводиться набор на новый профиль подготовки бакалавров «Организация внеурочной деятельности».
Работа по формированию у студентов умений и навыков для организации внеурочной деятельности средствами ИКТ ведется уже сейчас. Априори наибольшей готовностью к такому виду деятельности обладают студенты, обучающиеся по профилю «Информатика». За время обучения в ПГСГА они знакомятся и получают практический опыт работы с различными видами интернет-сервисов и другими ИКТ-средствами, которые можно использовать и при организации внеурочной деятельности.
Рассмотрим ряд практических примеров для иллюстрации использования средств ИКТ, интернет-сервисов и ресурсов в реализации внеурочной деятельности. Отметим при этом, что мы не ставим целью провести полный обзор ИКТ-средств, которые можно использовать в педагогической практике с указанной целью. Обозначим лишь ориентиры, тем более что нельзя осуществлять жесткую привязку к конкретным сервисам и ресурсам. Учителю необходимо знать технологические показатели и отбирать ИКТ-инструментарий в соответствии с возможностями, необходимыми для реализации данного вида внеурочной деятельности.
Наиболее широкими сферами применения обладают сервисы, реализующие возможность организации коллективной работы. Одним из ярких примеров могут служить сетевые сообщества (например Google-сообщества) [11]. Сетевые сообщества могут служить поддержкой практически любой формы организации внеурочной деятельности (кружков, клубов и др.). Они аккумулируют в себе информационную составляющую конкретного кружка, позволяют организовать взаимодействие школьников в ходе внеурочной деятельности, поделиться результатами своей деятельности с одноклассниками и не только, помогают обучающимся научиться планировать свое время и т. п. То есть участие школьника в работе сетевого сообщества ведет к формированию у него прежде всего метапредметных и личностных образовательных результатов.
Преподавателями кафедры создано и поддерживается несколько сетевых сообществ по различным направлениям, как общим, так и специализированным, например: «Культурно-просветительская деятельность педагога», «Увлекательное программирование», «Внеурочная деятельность с использованием ИКТ» и другие. Участниками сообществ становятся студенты различных факультетов (так как кафедра межфакультетская), что позволяет им приобрести практический опыт работы в сообществе и в будущем транслировать этот опыт в своей профессиональной деятельности.
Еще одним способом организации сетевого ресурса для поддержки внеурочной деятельности могут служить блоги. В этом случае блоги могут содержать учебные материалы, предоставлять возможности онлайн-дискуссии и в целом выполнять функции полноценного сайта [12]. В период обучения студенты приобретают и опыт ведения блогов, используя функции комментирования в блогах преподавателей и сокурсников, ведя собственные личные или тематические блоги, блоги-дневники прохождения педагогической практики.
Организация сообществ и блогов по простоте реализации имеет огромные преимущества перед разработкой сайта, поэтому могут быть наиболее востребованными в практической деятельности учителя.
В настоящее время одним из приоритетных направлений образования, требующих особого внимания и интенсивного развития, является инженерное образование, сфера ИТ-технологий. Это не может не находить своего отражения и в содержании внеурочной деятельности, одной из задач которой является профориентация подрастающего поколения. Подготовить будущего учителя к такой деятельности можно знакомя его с различными средами-играми и интернет-сервисами для обучения программированию детей (Kodu Game Lab от Microsoft, Alice фирмы Oracle, Scratch, Пиктомир, разработанный в НИИСИ РАН и многие другие). Нельзя забывать, что изучение основ алгоритмизации и программирования имеет высокий потенциал общеинтеллектуального развития школьников [13].
Школьный возраст - это время интенсивного развития воображения, воспитания обучающихся в художественно-эстетическом направлении. Большое количество школьных кружков посвящено творчеству, изобразительному искусству, музыке и т. п. Современные средства ИКТ дают школьникам возможность реализовать свой творческий потенциал в этом направлении. Педагог может предложить в качестве внеурочных занятий, например, работу в фотокружке (с обсуждением и размещением наиболее удачных фотографий и учебных материалов в сообществе или блоге) или в мультстудии. Создание мультфильмов - это деятельность, объединяющая в себе разные возможности аудио- и видеозаписи, фотофиксации, подбора соответствующего материала и обработки его для создания мультипликационного ролика. Но что самое важное - это возможность повышения мотивации школьников к внеурочным занятиям, развития интереса к созданию собственных продуктов деятельности, возможность в дальнейшем выбора образовательной траектории.
Невероятно гибок и удобен инструментарий интернет-сервисов для организации мониторинга. Так, например, Google-форма или другие онлайн-сервисы, позволяющие реализовать интернет-опрос, помогут педагогу на проектном этапе провести опрос школьников и выявить их интересы и потребности, увидеть и провести анализ взаимоотношений в классе или параллели классов, чтобы объединить потом учащихся в группы при организации внеурочной деятельности. Также с помощью подобных сервисов учитель может выявить запросы родителей в отношении предпочтительных направлений развития детей и форм их реализации. Умение использовать простые и удобные сервисы в диагностической работе станет успешной осно-
вой для сбора и анализа информации, а значит, и базой для разработки плана и программы внеурочной деятельности. Опрос, проведенный по окончании занятий со школьниками, позволит педагогу выявить динамику сформированности образовательных результатов обучающихся.
Огромным успехом на сегодняшний день пользуются в образовании сервисы-планировщики. Это графические планировщики на Realtimeboard или в Hangouts. Они помогут педагогу составить календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности. Традиционно для организации внеурочной деятельности могут применяться совместные с обучающимися Google-календари.
В результате такой организации обучения в вузе студенты - будущие педагоги не только получают навыки отбора сервисов и ресурсов, средств ИКТ для организации внеурочной деятельности, но и в ходе занятий по разным учебным дисциплинам моделируют такую деятельность учителя.
Студентами совместно с преподавателями уже разработано и подготовлено к апробации методическое сопровождение нескольких кружков и клубов для организации внеурочной деятельности школьников на основе средств ИКТ: «Мультсту-дия», фотокружок «Мир через объектив», «Дом моей мечты» (моделирование во FloorPlanner), клуб юных программистов, клуб «Издательское дело», кружок «Программируем роботов» и другие.
Все вышесказанное позволяет говорить о готовности будущих выпускников ПГСГА по направлению «Педагогическое образование» к реализации занятий по внеурочной деятельности, к планированию и отслеживанию динамики формирования образовательных результатов обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, к осуществлению отбора сервисов и средств ИКТ для организации такой работы.
Отметим, что работа по подготовке студентов к организации и реализации внеурочной деятельности должна быть системной и планомерной, что позволяет говорить о необходимости соблюдения логики в процессе подготовки педагогов. На начальных курсах они будут осваивать сервисы и средства ИКТ, необходимые и для организации обучения школьников, и для культурно-просветительской деятельности. То есть речь идет о формировании у студентов инструментальной готовности к применению ИКТ. Позднее, на старших курсах, потребуется введение в учебный план будущих учителей всех профилей дисциплины «Организация внеурочной деятельности средствами ИКТ», при изучении которой будет происходить освоение методической части профессиональной подготовки. Такой подход может служить ядром системной подготовки студентов к организации внеурочной деятельности на основе использования средств ИКТ и позволит быть выпускникам нашего вуза конкурентоспособными на рынке оказания образовательных услуг и востребованными специалистами в образовательных учреждениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Савина Е.М. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: дисс. ... к.п.н.: 13.00.01. - Ярославль, 2006.
2. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы (1-9 классы): дисс. ... к.п.н.: 13.00.01. - Смоленск, 2005.
3. Сидорова Л.Е. Внеурочная трудовая деятельность учащихся как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества (на примере создания якутских национальных изделий из меха): дисс. ... к.п.н.: 13.00.02. - М., 2005.
4. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности: дисс. ... к.п.н.: 13.00.01. - Оренбург, 2008.
5. Тимуршина Г.А. Внеурочная деятельность старших школьников как фактор их гражданского становления: дисс. ... к.п.н.: 13.00.01. - Н. Новгород, 2005.
6. Акимова О.И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида: дисс. ... к.п.н.: 13.00.03. - Екатеринбург, 2012.
7. Сухая Н.В. Формирование социально-ценностной направленности личности старшеклассника в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дисс. ... к.п.н.: 13.00.01. - Смоленск, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolgu.ru/files/ doc/D212_254_02/Suhaya_avt.pdf - Дата обращения: 15.02.2015.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html - Дата обращения: 15.02.2015.
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70435556/ - Дата обращения: 15.02.2015.
11. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/setevye-internet-soobschestva-suschnost-i-sotsiokulturnye-harakteristiki
12. Рождественская Л. Такие разные блоги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ljudmillar.blogspot.ru/2008/04/blog-post.html - Дата обращения: 15.02.2015.
13. Ладошкин Н.А. Организация развития интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности: проблемы и пути решения // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2013. - № 6. - С. 135-138 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razvitiya-intellektualnogo-potentsiala-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-problemy-i-puti-resheniya - Дата обращения: 15.02.2015.
Поступила в редакцию 25.02.2015; в окончательном варианте 06.03.2015
UDC 378.147
THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES USING IT: TRAINING OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL GRADUATES TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS OF THE EDUCATIONAL STANDARTS
O. V. Arzybova1, E.N. Tarakanova2
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
65/67, M. Gorkogo st., Samara, 443099
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
The article examines the current issues related to the implementation of the second generation of federal state educational standards, the introduction of extracurricular activities as an essential component of the educational process. Main directions and objectives of extracurricular activities, their organization stages and practical use are observed. The authors emphasize the importance of information and communication technologies in the organization of extracurricular activities of students and in students ' achievement of educational goals. The evaluation of the rationality of using IT at all the stages of extracurricular activities is provided.
In accordance with the professional standards of the teacher, a detailed analysis of teachers IT-competences is given (especially their pedagogical utility). Teachers of the department of information and communication technologies in education of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities usually hold professional development courses. On those courses diagnostic tests of Samara region teachers' IT-competencies are held. According to the results of those tests, it can be concluded that almost all teachers have sufficient level of basic IT-competence, but pedagogical IT-competence is at its beginner stage. The present research allows the authors to speak about the necessity of improving the teacher's skill and perfecting the relevant skills.
The article notes the importance of different elements in the preparation process of future teachers, mainly the formation of their skills in organization of extracurricular activities using IT. Authors analyze the available experience of students training for using extracurricular activities in school. For example, the application of blogs, online communities, and online services can be used in organization of extracurricular activities with the students. In the conclusion, the authors point out the necessity of systematic work on forming university students' skills in organization of extracurricular activities with the use of IT.
Keywords: educational standards, extracurricular activities, educational goals, higher education, information technology, online communities, IT competence of teachers.
Original article submitted 25.02.2015;
revision submitted 06.03.2015
Olesya V. Arzybova, candidate of Psychological science, Associate Professor at the Department of information and communication technologies in education.
Elena N. Tarakanova, candidate of Pedagogical science, Associate Professor at the Department of information and communication technologies in education.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ
И.Д. Белоновская1, Е.М. Езерская2
Оренбургский государственный университет 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Готовность к управлению рисками трактуется как актуальный компонент инженерной компетентности, который определяет возможность и результативность объективных, сознательных и грамотных действий, находящихся в компетенции бакалавра, по установлению характера производственно-технологических рисков и решению задач локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий деятельности производственных предприятий. В процессе ее формирования содержание инженерного образования соотносится с требованиями профессиональных стандартов, инновационных производств и рискологической аналитикой в отраслях промышленно-
Изабелла Давидовна Белоновская, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии машиностроения, металлорежущих станков и комплексов.
Елена Михайловна Езерская, соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики.