УДК 378.147.88
О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПГСГА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
TRAINING STUDENTS
OF SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES FOR WORK IN CONDITIONS OF FEDERAL STATE STANDARD OF GENERAL EDUCATION IMPLEMENTATION
© О.Ф. Брыксина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© O F. Bryksina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье акцентируется внимание на актуальности проблемы, содержательных и технологических аспектах подготовки студентов педагогического вуза к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, формировании проектировочных умений и навыков, связанных с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
The article focuses on the relevance of the problem, content and technology aspects of preparing students for working and organizing the educational process in accordance with the state educational standard, developing designing skills associated with the use of information and communication technologies.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога; информационно-коммуникационные технологии; ФГОС общего образования; деятельностный подход; образовательные результаты.
Keywords: ICT-competence of teachers; information and communication technologies; the state educational standard of general education; activity-based approach; educational outcomes.
Время, в котором мы живем, - это эпоха технологической революции и лавинообразного роста нового знания. Появление новых вызовов времени диктует и новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его ступенях. Поэтому в течение последних трех лет учреждения высшего профессионального образования оссии, включая педагогические вузы, живут и работают в условиях новых образовательных стандартов. Переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр - магистр» потребовал кардинальных изменений в содержании и технологиях подготовки будущих педагогов. Это был не просто механический переход на новые учебные планы. Он потребовал прежде всего разработки широкого спектра новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, ориентированных на потребности и перспективы развития российской системы образования, и, что не менее важно, создание условий их реализации (учебно-методического обеспечения,
кадрового потенциала, внедрения инновационных технологий обучения и т.п.).
Сегодня одним из показателей уровня подготовки выпускника педагогического вуза (как ответ на вызов информационного общества) является его ИКТ-компетент-ность, готовность к внедрению средств информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Поэтому основная цель курса «Информационные технологии в образовании» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» - содействовать становлению профессиональной компетентности будущего педагога через формирование целостного представления о роли информационных технологий в современной образовательной среде и педагогической деятельности на основе овладения их возможностями в решении педагогических задач и понимания рисков, сопряженных с их применением.
Современному выпускнику педагогического вуза как никогда ранее необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных курсов, основан-
ных на деятельностном подходе. В качестве ключевых условий реализации основной образовательной программы общего образования названы овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Все это требует от будущего педагога использования инструментария, адекватного уровню развития современных технологий представления, обработки и передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.
Вполне очевидно, что эффективное внедрение информационных технологий непременно затрагивает важнейшие компоненты обучения, касающиеся формирования метапредметных результатов. Информационные технологии наилучшим образом обеспечивают учебную деятельность в том случае, если актуализированы умения мышления более высокого уровня, что напрямую соответствует поставленным в проекте ФГОС целям и задачам.
Вот почему остро встает проблема формирования у будущих педагогов навыков конструирования и оценки учебных заданий, предполагающих активную познавательную и исследовательскую деятельность школьников с использованием современных сервисов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и направленных на формирование мета-предметных результатов.
Так, одним из основных метапред-метных результатов, например, учащихся основной ступени общего образования, обозначается «формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные
инструменты и технические средства информационных технологий» [1].
Поэтому в ФГОС профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» в качестве базовой введена компетенция ПК-2: «готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения» [2].
Качество в данном случае связывается с достижением планируемых в ФГОС результатов: предметных, метапредметных и личностных. В этом случае предметом оценки могут выступать следующие субкомпетенции:
• ПК-2.1: готов планировать образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
• ПК-2.2: готов к использованию средств и сервисов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе для достижения планируемых в ФГОС результатов;
• ПК-2.3: готов к внедрению инновационных образовательных технологий с использованием средств ИКТ, направленных на реализацию деятельностного подхода и формирование у школьников планируемых в ФГОС результатов.
С целью формирования перечисленных результатов студент в ходе обучения должен:
о иметь практический опыт:
• планирования образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованием ФГОС в модельных условиях и в ходе педагогической практики;
• организации деятельности обучающихся с использованием средств и сервисов ИКТ, ориентированной на достижение планируемых в ФГОС результатов в модельных условиях и в ходе педагогической практики;
• проектирования образовательного процесса на основе инновационных образовательных моделей с использованием средств ИКТ, направленных на реализацию деятельностного подхода и формиро-
вание у школьников планируемых в ФГОС результатов в модельных условиях и в ходе педагогической практики;
о уметь:
• осуществлять целеполагание образовательного процесса через образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС;
• осуществлять выбор средств и сервисов ИКТ, ориентированных на реализацию деятельностного подхода и формирование планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
• планировать учебные ситуации, включающие деятельность обучающихся со средствами ИКТ и ориентированную на достижение планируемых в ФГОС результатов;
• проектировать образовательный процесс, ориентированный на достижение
Основные показатели оценки
Формулировка ПК Основные показатели оценки
ПК-2.1. Готов планировать образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС Осуществляет целеполагание учебной ситуации (учебного задания, урока, проекта и т.п.) в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-2.2. Готов к использованию средств и сервисов информационно-коммуникационных технологий для достижения планируемых в ФГОС результатов • Владеет технологическими навыками работы с современными сервисами и средствами ИКТ (ЦОР , сервисами Web 2.0, облачными документами и т.п.); • осуществляет выбор средств и сервисов ИКТ в соответствии с планируемыми результатами; • проектирует учебные ситуации с использованием средств ИКТ, направленные на формирование планируемых в ФГОС результатов
ПК-2.3. Готов к внедрению инновационных образовательных моделей с использованием средств ИКТ, направленных на реализацию деятельностного подхода и формирование у школьников планируемых в ФГОС результатов • Осуществляет выбор инновационных образовательных моделей деятельностного типа в соответствии с планируемыми результатами; • обеспечивает сопровождение деятельности в рамках выбранной модели средствами ИКТ; • проектирует деятельность учащихся с учетом специфики образовательной модели и средств ИКТ с целью достижения запланированных образовательных результатов
Таким образом, знакомясь с новым ИКТ-сервисом, студент должен уметь выбирать адекватную учебную задачу и про-
планируемых в ФГОС результатов, на основе инновационных моделей деятельност-ного типа с использованием средств ИКТ;
о знать:
• требования ФГОС к образовательным достижениям обучающихся и организации образовательного процесса;
• принципы и технологию работы средств и сервисов ИКТ, ориентированных на реализацию деятельностного подхода;
• основные требования к планированию учебной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС;
• общие характеристики и специфику инновационных образовательных моделей деятельностного типа, основанных на использовании высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий.
Таблица 1
сформированное™ ПК-2
ектировать учебное задание, ориентированное на развитие метапредметных результатов (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель проектирования учебных ситуаций
Например, одной из актуальных проблем является использование педагогом дидактического потенциала сети Интернет, разработка учебных заданий, требующих целенаправленного использования школьниками информации, представленной в сети Интернет, и ориентированных на следующие метапредметные результаты: «овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения» [1].
Говоря о метапредметных результатах обучающихся, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте в качестве дидактической цели, следует отметить значимость средств информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на развитие «умений создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» [1]. В этом плане видится актуальным освоение студентами социальных сервисов Web 2.0, позволяющих использовать различные техники визуализации результатов интеллектуальной деятельности: ментальные карты, кластеры, диаграммы «фишбоун».
Обучая студентов проектированию учебных заданий, ориентированных на формирование метапредметных результатов, особый акцент делается на интерак-
тивных моделях, дидактический потенциал которых переоценить невозможно. К сожалению, в педагогической практике редко встречаются примеры (методики) действительно эффективного использования таких моделей. Чаще всего учителя используют их на этапе объяснения материала, демонстрируя с помощью проектора. В то же время следует отметить, что учебные задания с использованием интерактивных моделей и виртуального компьютерного эксперимента в немалой степени способствуют умениям «планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач» [1].
Кроме того, нельзя недооценивать значимость средств ИКТ в плане формирования умений «организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы» [1], поскольку использование сервисов предполагает, как правило, реализацию технологии сотрудничества.
Все эти вопросы требуют активного обсуждения и анализа студентами уже накопленного педагогического опыта, генерирования инновационных подходов и методик использования средств ИКТ в об-
разовательном процессе. Кроме того, программа дисциплины «Информационные технологии в образовании» предполагает активную кооперированную деятельность студентов по проектированию учебных заданий, представление и обсуждение результатов после изучения каждого ИКТ-
Пример оце
С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты качественно меняются требования к планируемым образовательным результатам обучающихся и, соответственно, организации учебного процесса.
Разработайте учебную ситуацию, реализуемую в рамках выбранной вами инновационной образовательной модели и направленную на организацию активной познавательной деятельности (информационно-поисковой, экспериментально-исследовательской, аналитической, продуктивной и т.п.) учащихся с использованием средств/сервисов ИКТ (ЦОР, сервисов Web2.0, облачных документов) и достижение планируемых предметных и метапредметных результатов.
Для этого:
• выберите предмет, класс и тему, при изучении которой данная ситуация реализуется;
• кратко опишите образовательную модель (проектная деятельность, модель «1 ученик : 1 компьютер», «обучение вне стен классной комнаты», «перевернутый урок», BYOD («принеси свое устройство»), технология развития критического мышления на основе сервисов Web 2.0, технология сотрудничества и т.п.), в соответствии с которой вы планируете учебную ситуацию;
• определите тип учебной ситуации (исследование проблемы, тренинг, эксперимент, модельная ситуация и т.п.) и ее длительность;
• сформулируйте предметные результаты по теме и определите их практическую значимость;
• определите внутрипредметные и межпредметные связи изучаемой темы;
• выберите средство/сервис ИКТ, с использованием которого вы планируете
сервиса или средства, что и определяет методическую ценность курса.
Тем не менее основная цель данной дисциплины видится не в обсуждении частных методических рекомендаций, а в системном анализе целей и задач, технологий и методик формирования метапредметных результатов и ключевых умений XXI века.
»го средства
организовать деятельность, кратко опишите его дидактические возможности, реализуемые в данной учебной ситуации;
• вид деятельности учащихся (информационно-поисковая, информационно-познавательная, учебно-исследовательская, аналитическая, экспериментальная, продуктивная и т.п.), ее характер (индивидуальная, работа в микрогуппах и т.п.);
• определите личностные результаты, которые вы бы хотели развивать (формировать) у учащихся в данной учебной ситуации;
• определите перечень формируемых в данной учебной ситуации универсальных учебных действий;
• сформулируйте учебное задание: опишите вид деятельности, который должен выполнить учащийся; планируемый результат; перечислите информационные источники, которыми может воспользоваться учащийся для выполнения задания;
• дайте рекомендации учащимся по выполнению деятельности;
• смоделируйте ситуацию выполнения учащимся задания с ИКТ-сервисом (ментальной картой, лентой времени, Google-документом и т.п.), создайте продукт и укажите иЯЬ-адрес (адрес размещения в сети Интернет);
• продумайте способ само- или взаимопроверки правильности выполнения задания учащимися; критерии оценивания результата и самой деятельности педагогом, алгоритм выставления отметки;
• выполните самопроверку, используя СИеек-лист.
По мере выполнения этапов заполните технологическую карту.
Технологическая карта проектирования учебной ситуации
Автор
Предмет
Класс
Тема
Образовательная модель, технология
Учебная ситуация, длительность
Предметные результаты, их практическая значимость
Внутри- и межпредметные связи (знания)
Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности
Виды деятельности
Личностные результаты
Самоопределение Смыслообразование Ценностная ориентация
Метапредметные результаты
Р егулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные
Описание учебной ситуации
Задание
Р еализация (анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов) Выполнение Примечание
Продукт деятельности учащихся Описание, иКЬ-адрес
Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности
Процедура оценивания 1 этап. Формальная экспертиза.
В технологической карте указаны формальные атрибуты:
Присутствуют Отсутствуют
Автор Экспертиза завершена
Предмет Экспертиза завершена
Класс Экспертиза завершена
Тема Экспертиза завершена
2 этап. Содержательная экспертиза.
Бланк оценивания:
1 - соответствует
2 - соответствует частично
3 - не соответствует
1 2 3
ПК-2.1. Готов планировать образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
• предметные результаты сформулированы с учетом ФГОС, описана их практическая значимость 2 1 Экспертиза завершена
• личностные результаты сформулированы в соответствии с ФГОС и КДНР; правильно указан типологический признак личностных результатов 3 Экспертиза завершена
• метапредметные результаты сформулированы в соответствии с ФГОС; вид планируемых универсальных учебных действий соответствует виду деятельности 3 Экспертиза завершена
ПК-2.2. Готов к использованию средств и сервисов информационно-коммуникационных технологий для достижения планируемых в ФГОС результатов
• выбранный сервис ориентирован на формирование планируемых предметных, личностных и метапредметных результатов 3 Экспертиза завершена
• формулировка задания соответствует заявленному характеру деятельности учащихся с выбранным сервисом 2 1 0
• тип учебной ситуации и характер деятельности полностью соответствуют дидактическим свойствам выбранного сервиса 3 1 0
• смоделированный продукт деятельности учащегося отвечает требованиям задания 3 1 Экспертиза завершена
ПК-2.3. Готов к внедрению инновационных образовательных моделей с использованием средств ИКТ, направленных на реализацию деятельностного подхода и формирование у школьников планируемых в ФГОС результатов
• описанная учебная ситуация соответствует специфике выбранной образовательной модели 3 1 Экспертиза завершена
• анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов с использованием выбранного сервиса проведен в соответствии с базовыми дидактическими принципами, характерными для данной модели 3 1 0
• описан способ само- или взаимопроверки правильности выполнения задания учащимися; критерии оценивания результата и самой деятельности педагогом, алгоритм выставления отметки 3 1 0
Итого баллов
3 этап. Перевод баллов в оценочное суждение.
Количество баллов Оценочное суждение
17-28 баллов Результат сформирован
Менее 17 баллов Результат не сформирован
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 12.05.2014).
2. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года №788.
Сведения об авторе
Ольга Федоровна Брыксина, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: (846) 333-27-27.