УДК 37.01 © Е. И. Николаева, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14014
Ресурсы развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности
Николаева Елена Ивановна 1 2,
заместитель директора, аспирант. E-mail: [email protected]
1 Омский лицей № 25, Омск, 644076, Россия 2 Омский государственный педагогический университет, Омск, 644099, Россия
Аннотация. Рассматривается актуальная проблема развития ценностных ориентаций обучающихся в контексте внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, являясь достаточно широким понятием, имеет значительные педагогические ресурсы в развитии ценностных ориентаций обучающихся. Она не просто создает особую среду для формирования личности, а служит основой для развития ценностных ориентаций. Анализ исследований, посвященных систематизации педагогических ресурсов, позволил дать классификацию педагогических ресурсов внеурочной деятельности, способствующих развитию ценностных ориентаций. Предложенная классификация учитывает многообразие применяемых на практике педагогических ресурсов во внеурочной деятельности. Выделенные педагогические ресурсы и связи между ними помогают представить возможные взаимодействия между ними.
Ключевые слова: ценностные ориентации; внеурочная деятельность; ресурсы; педагогические ресурсы; педагогические ресурсы внеурочной деятельности.
Для цитирования: Николаева Е. И. Ресурсы развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 78-83. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14014
Основные положения
1. Внеурочная деятельность имеет значительные педагогические ресурсы в развитии ценностных ориентаций обучающихся. Она не просто создает особую среду для формирования личности, а является основой для развития ценностных ориентаций.
2. Эффективность развития ценностных ориента-ций обучающихся во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивается при использовании совокупности педагогических ресурсов, которые дают представления об адекватных ценностях и ценностных ориентациях, создают ситуации по осмыслению собственного жизненного опыта обучающимися, создают воспитывающую среду и позволяют вовлечь обучающихся в разнообразную практическую ценностно-ориентированную деятельность.
Введение. Ценностные ориентации представляют собой одну из важнейших характеристик личности, которая определяет отношение человека к окружающему миру, будучи частью мотивационной сферы, выступает регулятором поведения в тех или иных ситуациях. Проблема развития ценностных ориента-ций обучающихся в современных условиях особенно актуальна. В последние годы наблюдается понимание важности этого процесса со стороны ведущих социальных институтов, таких как семья, школа, церковь, общество и государство. Однако государственная политика в области формирования ценностных ориентаций является неопределенной, абстрактной, во многом декларативной. Ощущаются недостаточное понимание изменений, происшедших под влиянием различных факторов с субъектами воспитания, устаревание привычных форм и методов воспитания, среды, в которой «вечные ценности и идеалы отменены
монстром рынка» [1, с. 99]. Анализ программ воспитания и социализации как подраздела основной образовательной программы в различных общеобразовательных учебных заведениях показывает, что именно сейчас возникла острая необходимость возрождения и обновления внеурочной деятельности в современной школе как основы для формирования будущих специалистов, готовых к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. В процессе развития ценностных ориентаций личности как целенаправленной деятельности «по созданию условий для ознакомления, активного принятия и нахождения воспитанником собственного личностного смысла общечеловеческих ценностей» [2, с. 36] особую актуальность приобретает вопрос о педагогических ресурсах внеурочной деятельности.
Понятие внеурочной деятельности. Анализ литературы показывает [3, с. 59; 4, с. 7; 5, с. 69], что нет четкого определения понятия «внеурочная деятельность», авторы либо объединяют, либо устанавливают связи между внеурочной, внеклассной, внешкольной и внеучебной деятельностью (работой). Однако отождествление их не всегда оправданно, так как они указывают на различные признаки образовательной деятельности. Так, по времени проведения выделяют урочную и внеурочную деятельность, по отношению к решению учебных задач — учебную и внеучебную, по месту проведения — классную, внеклассную, внешкольную деятельность [6, с. 243]. Более точное определение принадлежит В. О. Кутьеву: «Внеурочная деятельность — это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки» [7, с. 4]. Таким образом, внеурочная деятель-
ность — широкое явление, которое включает в себя различные по содержанию, методике проведения, формам и способам руководства занятия.
С позиции развития ценностных ориентаций обучающихся внеурочная деятельность имеет принципиальное отличие от урочной. Включение обучающихся во внеурочную (внеучебную) деятельность предполагает определенную свободу выбора: ученик получает возможность реализовать себя в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями, используя возможности образовательного учреждения [8, с. 161]. Внеурочная деятельность базируется на добровольном участии с учетом интересов учащихся, при этом не являясь обязательной формой проведения свободного времени. Следовательно, внеурочная деятельность в силу своих отличительных качеств от урочной деятельности дает возможность учащимся неформально и более полно осуществлять процесс самопознания и познания окружающего мира, усваивать систему ценностей общества, формировать собственную систему ценностей. Следует отметить, что не всегда внеурочная деятельность выступает средством развития ценностных ориентаций личности обучающихся, а только тогда когда им представлена возможность взаимодействия с окружающим миром.
Педагогические ресурсы и их классификация. Внеурочная деятельность имеет значительные педагогические ресурсы в развитии ценностных ориентаций обучающихся. Их выявление и обозначение привело к необходимости осмыслить возможности ресурсного подхода как наиболее адекватного решаемой проблеме.
Слово «ресурс» пришло в русский язык из французского и употреблялось в финансовом и армейском деле, прежде всего в значении «резервы». В толковом словаре «ресурс» определяется как запасы, источники чего-нибудь, средство, к которому обращаются в необходимом случае *. Интересно мнение С. Б. Шустова о том, что педагогические ресурсы складываются целенаправленно, они управляемы и имеют четкие и ясные цели [9, с. 143]. Л. И. Клочкова отмечает, что «идеи ресурсного подхода имеют серьезные личностно-ориентированные и гуманистические основания. Они отвечают запросам такой глубоко гуманитарной сферы, как воспитание подрастающего поколения в условиях современных вызовов, глобального кризиса, неопределенности и конкурентности» [10]. В. И. Андреева пишет: «Понятие ресурс чаще всего отражает неиспользованные возможности, условия, средства, личностные качества и так далее, то есть все то, что потенциально, но вместе с тем и реально может быть задействовано и использовано для повышения гарантиро-ванности качества образования» [11, с. 3].
Исследователи приводят различные классификации ресурсов. Одни выделяют только два основных вида: внешние ресурсы — ресурсы среды, а также внутренние ресурсы — ресурсы личности [12]. Другие авторы внешние ресурсы дробят на различные составляющие: финансовые, материально-технические, социальные и т. д.
Кроме внутренних, учеными выделяется еще несколько подвидов ресурсов. Так, к внутренним ресурсам, еще их называют личностными, психологическими, индивидуальными, индивидуально-личностными, обращаются большинство исследователей ресурсного подхода в психологии и педагогике и предлагают рассматривать их «как системную интегральную характеристику личности, совокупность качеств, способностей, сил (физических и душевных), готовности к преодолению жизненных затруднений, достижению целей и личностных результатов» [13]. Это наиболее важные ресурсы, так как воспитание может быть эффективным только тогда, когда они понимаются, принимаются и используются. В литературе структура ресурсов личности отсутствует, но есть попытки перечисления личностных ресурсов, их описательного определения [14; 15; 16]. Несомненно, что в процессе развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности необходимо эффективно использовать внутренние ресурсы учащихся и педагогов.
В исследованиях, посвященных классификации внешних ресурсов школы, отмечается, что любые компоненты образовательной среды (от рабочей программы учителя до стенда в школьной рекреации, от управленческих технологий до системы методической работы школы и т. д.) являются в то же время и ее ресурсами [17, с. 18]. Так, к внешним ресурсам относят лаборатории, классы, учебники, средства массовой информации, библиотечные фонды, сеть Интернет, технические средства обучения [18, с. 52]. Внешние ресурсы также можно разделить на группы: «.. .институциональные (содержание и технологии определенного уровня образования, структура образовательного учреждения и организация учебно-воспитательного процесса в нем, наличие педагогов), субкультурные (специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей) и ресурсы социальной среды (взаимодействие участников образовательного процесса с другими социальными институтами воспитания)» [17, с. 19].
Следует отметить, что в федеральных образовательных стандартах содержатся условия реализации основной образовательной программы, которые соответствуют классификации ресурсов, принятых для социальных систем, их еще можно назвать внешними ресурсами образовательной среды: кадровые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические. При этом психолого-педагогические ресурсы не конкретизируются. Для более глубокого понимания педагогических ресурсов обратимся к точке зрения С. Б. Шустова. Он считает педагогические ресурсы особым видом ресурсов и отмечает их отличительные признаки. Так, педагогические ресурсы складываются целенаправленно, они управляемые, имеют четкие и ясные цели, для их формирования необходимо наличие педагога и ученика, они нацелены на приобретение профессиональных знаний и умений, требуют дополнительных специальных ресурсов — носителей информации (ме-
* Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2013. С. 628.
тодических рекомендаций, учебников, наглядных пособий и т. д.), требуют технических средств и методов обучения [9, с. 143]. В свою очередь Л. И. Клочкова выделила основные признаки воспитательного ресурса: сформированность комплекса воспитательных воздействий (целенаправленность, познавательность, эмоциональность, эстетичность, субъектность позиции ребенка); событийность (закрепление влияния на личном опыте ребенка, в традиции класса, в истории школы и др.); доступность участия каждого школьника соответственно его возрасту и способностям (социальная проба, социальная инициатива, социальное творчество и т. д.); ограниченность (проявляется в массовом характере воспитательного влияния и личностных особенностях присвоения идей, ценностей, фиксируемых в процессе рефлексии или последующей оценочной деятельности) [10]. Л. И. Клочкова предложила свою классификацию педагогических ресурсов, необходимых для воспитания, т. е. воспитательных ресурсов:
«— проектируемые воспитательные ресурсы, отражающие новые смыслы воспитания, которые существуют в форме зафиксированных моделей изменений, концепций, программ, идеи или миссии школы;
— уникальные воспитательные ресурсы, отражающие уникальные компетенции всех субъектов воспитательной деятельности. Они существуют в форме знания, информации; „прорывных" идей и проектов; в форме зафиксированного качества результата, инновационного продукта, освоенной инновации; в форме авторских методик, освоенных педагогами компетенций;
— технологии опережающего управления — прогнозирования, проектирования, программирования, планирования развития воспитания;
— технологии информационного обеспечения воспитательной деятельности — ИКТ, консалтинговые, диалоговые, экспертизы, тренинговые и пр.» [19].
Итак, под педагогическими ресурсами в контексте данного исследования мы будем понимать условия, возможности и средства общеобразовательной организации, которые необходимы для проведения и организации внеурочной деятельности в развитии ценностных ори-ентаций обучающихся. Классификацию педагогических ресурсов внеурочной деятельности, способствующих развитию ценностных ориентаций обучающихся, на наш взгляд, можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Классификация педагогических ресурсов внеурочной деятельности в развитии ценностных ориентаций обучающихся (Fig. 1. Classification of Pedagogical Resources of Extra-curricular Activities in the Development of Learners' Value Attitudes)
Личные ресурсы ученика включают его ценностные ориентации, знания об основах нравственного поведения, жизненную позицию, потребность в самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, потребность в интересном досуге, жизненный опыт.
Личные ресурсы педагога — профессионализм (прежде всего владение методиками и технологиями, позволяющими проектировать внеурочную деятельность в заданном направлении, способность актуализировать нравственный потенциал внеурочной деятельности), умение взаимодействовать с субъектами педагогической деятельности, креативность, инициативность, потребность в самосовершенствовании, жизненный и профессиональный опыт, система нравственных ценностей, мировоззрение.
Внешние ресурсы по отношению к субъектам воспитания представляют собой программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности (учебные пособия, учебные и рабочие программы, учебные планы); организационные формы внеурочной деятельности (кружки, беседы, занятия, мероприятия общешкольные, классные и т. д.); среду образовательной организации, в которой осуществляется внеурочная деятельность; групповые ценностные ориентации; педагогические технологии и методики, направленные на формирование и развитие ценностных ориентаций; общение внутриклассного сообщества, самоуправление, социальные практики, интернет-сообщества образовательной организации, проекты институционального уровня.
Внешние педагогические ресурсы по отношению к образовательной организации подразумевают нормативно-правовую документацию, общественные организации, волонтерство, учреждения культуры, проекты неинституционального уровня, интернет-сообщества, социальные практики.
Использование указанных педагогических ресурсов внеурочной деятельности в развитии ценностных ори-ентаций обучающихся имеет свои особенности. Так, необходимо четкое понимание целей использования ресурсов, определение владельцев ресурса, качественных и количественных показателей ресурсов, способов и возможностей управления ресурсами и их взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогические ресурсы внеурочной деятельности в процессе развития ценностных ориентаций, как и любые другие ресурсы, имеют пределы применения и пределы получения результатов. Это связано прежде всего с особенностями самого процесса воспитания, для которого характерны незавершенность во времени (продолжается всю жизнь), отсроченность результатов, сложность в определении «ответственного» за результаты воспитания и в измерении результатов воспитания. Существуют риски, способные привести к утрате или потере ресурсов.
Предложенная классификация педагогических ресурсов внеурочной деятельности на внешние и внутренние носит условный характер и не отрицает их диалектического единства.
Рис. 2. Структура внешних педагогических ресурсов внеурочной деятельности по отношению к субъектам воспитания (Fig. 2. Structure of External Pedagogical Resources of Extracurricular Activities in relation to the Subjects of Education)
Внешние педагогические ресурсы внеурочной деятельности. Остановимся более подробно на внешних педагогических ресурсах внеурочной деятельности по отношению к субъектам воспитания. Развитие ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности — сложный системный процесс, который может проводиться и развиваться с применением определенных педагогических ресурсов. Эффективность развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивается при использовании совокупности педагогических ресурсов, дающих представления об адекватных ценностях и ценностных ориентациях, образуют ситуации по осмыслению собственного жизненного опыта обучающимися, создают воспитывающую и самовоспитывающую среду и позволяют вовлечь обучающихся в разнообразную практическую ценностно-ориентированную деятельность.
Структура внешних педагогических ресурсов внеурочной деятельности по отношению к субъектам воспитания может включать следующие элементы (рис. 2):
— нормативно-правовые ресурсы — основная образовательная программа образовательной организации, локальные нормативные акты образовательной организации (например, устав образовательной организации, положение о внеурочной деятельности и другие нормативные документы, в которых закреплены идеи или установки педагогической поддержки ценностной ориентации обучающихся);
— организационно-содержательные ресурс — организационные формы внеурочной деятельности: классные и школьные мероприятия, беседы, мероприятия, проводимые совместно с родителями, выпускниками, социальными партнерами; программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности: учебный план, рабочие программы, планы, учебные пособия и др.;
— организационно-управленческие ресурсы — способы организации и система управления процессом развития ценностных ориентаций школьников;
— научно-методические ресурсы (способы организации образовательного процесса: методики и технологии);
— материально-технические ресурсы — материально-техническая оснащенность образовательного учреждения, школьная информационная система.
Указанные ресурсы включены в целенаправленно созданную систему, в которой они тесно взаимодействуют и позволяют педагогу эффективно развивать ценностные ориентации обучающихся во внеурочной деятельности. В основе использования данных ресурсов должна лежать идея создания социальной среды, которая будет способствовать развитию ценностных ориентаций. Организационно-содержательные ресурсы играют в этом главную роль. Для эффективного развития ценностных ориентаций необходимо особое внимание обратить на содержание и тематику курсов внеурочной деятельности, классных часов, бесед и т. д. Именно содержательный аспект внеурочной деятельности в большей степени способствует развитию у учащихся мировоззрения и системы ценностей и ценностных ориентаций.
Заключение. Отечественная педагогическая наука и практика накопили значительный опыт в развитии ценностных ориентаций обучающихся. На современном этапе, который характеризуется системными изменениями субъектов, объектов и условий воспитания, требуются осмысление, обновление и систематизация этого опыта в контексте внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет значительные педагогические ресурсы в развитии ценностных ориентаций обучающихся. Она не просто создает особую среду для формирования личности, а является основой для развития ценностных ориентаций. Предложенная классификация учитывает многообразие применяемых на практике педагогических ресурсов во внеурочной деятельности. Выделенные педагогические ресурсы и связи между ними помогают представить возможные взаимодействия между ними. В перспективе на основе идей ресурсного подхода необходимо продолжить анализ потенциала внеурочной деятельности для развития ценностных ориентаций обучающихся.
Список литературы
1. Князева М. Л. Черная культура и светлый человек // Педагогика. 2001. № 3. С. 97-101.
2. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 2. С. 34-41.
3. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012. № 5. С. 59.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор : пособие для учителя. М., 2010. 223 с.
5. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. 256 с.
6. Сластенин В. А. Педагогика : пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2002. 512 с.
7. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников : пособие для классных руководителей. М., 1983. 223 с.
8. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008. 256 с.
9. Шустов С. Б. Теория ресурсов и ресурсные кризисы: прошлое, настоящее, будущее (Аналитический обзор) : учеб. пособие. Н. Новгород, 2009. 164 с.
10. Клочкова Л. И. Реализация ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12821 (дата обращения: 12.06.2017).
11. Андреев В. И. Ресурсный подход к активации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования // Образование и саморазвитие. 2011. № 1(23). С. 3-7.
12. Воронин В. Т. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. Новосибирск, 2009. 122 с.
13. Клочкова Л. И. Механизм реализации идей ресурсного подхода в воспитании школьников: ресурс, компетенция, успешность // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14268 (дата обращения: 12.06.2017).
14. Коровкина Т. Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 211 с.
15. Гусева И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 205 с.
16. Цецорина Т. А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2002. 23 с.
17. Берестовицкая С. Э. Ресурсы школьного образования в мировоззренческом самоопределении старшеклассников // Педагогика. 2015. № 6. С. 15-25.
18. Джангазиева А. С. Педагогические ресурсы школы в организации первичной профилактики делинквентного поведения подростков-мигрантов // Человек и общество. 2013. № 1(34). С. 50-54.
19. Клочкова Л. И. Механизм реализации идей ресурсного подхода в воспитании школьников: ресурс, компетенция, успешность // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 70-71.
Поступила 16.05.2018
UDC 37.01
Resources of Developing Learners' Value Attitudes during Extracurricular Activities
Yelena I. Nikolaeva 1 2,
deputy-head of the Lyceum, post-graduate student. E-mail: [email protected]
1 Omsk Lyceum No. 25, Omsk, 644076, Russia 2 Omsk State Pedagogical University, Omsk, 644099, Russia
The article dwells on the problem of development of the learners' value attitudes within extra-curricular activities. Extra-curricular activity, a concept of broad meaning, possesses significant pedagogical resources to develop learners' value attitudes. Not only does it create a special environment for building an individual but also underlies value attitudes. The examination of the researches devoted to systematization of pedagogical resources makes it possible to classify pedagogical resources of extra-curricular activity contributing to evolution of value attitudes. The suggested classification takes into account a variety of pedagogical resources applied in extra-curricular activity. The specified pedagogical resources and their connections help to conceive potential interactions between them.
Keywords: value attitudes; extra-curricular activity; resources; pedagogical resources; pedagogical resources of extracurricular activity.
Citation: Nikolaeva Y. I. Resources of Developing Learners' Value Attitudes during Extracurricular Activities. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. Pp. 78-83.
DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14014
References
1. Knyazeva M. L. Dark Culture and Light Person. Pedagogy. No. 3. 2001. Pp. 97-101. (In Russ.)
2. Rachkovskaya N. A., Serovetnikova S. A. Philosophical Basis for School Students' Values. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. No. 2. 2014. Pp. 34-41. (In Russ.)
3. Kupriyanov B. V. Additional Education and Extracurricular Activity: two Big Differences. People's Education. No.5. 2012. P. 59. (In Russ.)
4. Grigoryev D. V., Stepanov P. V. Extracurricular Activity. Methodical Constructor. Moscow, 2010. 223 p. (In Russ.)
5. Kodzhaspirov G. M. Pedagogy in Schemes, Tables and Lecture Notes. Moscow, 2008. 256 p. (In Russ.)
6. Slastenin V. A. Pedagogy. Moscow, 2002. 512 p. (In Russ.)
7. Kutyev V. O. School Students' Extracurricular Activity. Moscow, 1983. 223 p. (In Russ.)
8. Emelyanova I. N. Theory and Methods of Education. Moscow, 2008. 256 p. (In Russ.)
9. Shustov S. B. Theory of Resources and Resources' Crises: Past, Present and Future. Nizhny Novgorod, 2009. 164 p. (In Russ.)
10. Klochkova L. I. Resource Approach to School Students' Education: to the issue of terminology. Modern Problems of Science and Education. No. 3. 2014. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12821 (accessed 12.06.2017). (In Russ.)
11. Andreyev V. I. Resource Approach to Innovative Activity Arousal and Personal Self-Development in Higher Pedagogical Education. Education and Self-Development. No. 1(23). 2011. Pp. 3-7. (In Russ.)
12. Voronin V. T. Informational Technologies in Humanities' Researches. Novosibirsk, 2009. 122 p. (In Russ.)
13. Klochkova L. I. Mechanism of Resource Approach Used in School Students' Education: Resource, Competence, Success. Modern Problems of Science and Education. No. 5. 2014. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14268 (accessed 12.06.2017). (In Russ.)
14. Korovkina T. E. Socially Pedagogical Maintenance of a Future Teacher Professional Development at an Early Stage of Training at an Educational Institution. Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Kostroma, 2004. 211 p. (In Russ.)
15. Guseva I. A. Socially Pedagogical Maintenance of the Development of Student's Subject Position at an Educational Institution. Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Kostroma, 2006. 205 p. (In Russ.)
16. Tsetsorina T. A. Organization of Educational Process at School on the basis of Resource Approach. Extended Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Belgorod, 2002. 23 p. (In Russ.)
17. Berestovitskaya S. E. School Education Resources in High School Students' World-outlook and Self-Identity. Pedagogy. No. 6. 2015. Pp. 15-25. (In Russ.)
18. Dzhangazieva A. S. Pedagogical School Resources in Initial Prevention of Migrant Juvenile Delinquent Behaviour. Man and Society. No. 1(34). 2013. Pp. 50-54. (In Russ.)
19. Klochkova L. I. Mechanism of Resource Approach Used in School Students' Education: Resource, Competence, Success. Scientific Review. Pedagogical Sciences. No. 2. 2015. Pp. 70-71. (In Russ.)
Submitted 16.05.2018