Научная статья на тему 'Основные подходы к разработке дистанционных курсов'

Основные подходы к разработке дистанционных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ТРЕБОВАНИЯ К КУРСУ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ КУРСА / DISTANCE TRAINING COURSE / PEDAGOGICAL DESIGN / DEMANDS TO THE COURSE / THE STRUCTURE OF THE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алфёрова М. А.

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алфёрова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic approach to distance courses elaboration

The quality of distance training depends on elaboration of perfect didactic academic material. Th e elaboration of such courses demands attentive and responsible attitude. Th e main steps in elaboration of distance course, demands to it's quality, the structure are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к разработке дистанционных курсов»

В то время как медицинская наука, ориентируясь на данные современных клинических исследований в области фармакотерапии, шагнула далеко вперед, при лекарственном обеспечении клиник часто используется устаревшая информация, полученная из рекламных и популярных источников. Поэтому для преподавателя клинической фармакологии необходимо быть в курсе последних новостей о лекарственных препаратах. К каждому занятию необходимо готовиться. Даже если цикл лекций был прочитан несколько раз, возможно, его необходимо подготовить как-то иначе, чтобы у врачей не создавалось впечатление, что преподаватель повторяет устаревшие и «пожелтевшие» лекционные записи.

Заглядывая в будущее клинической фармакологии, необходимо подчеркнуть важность подготовки молодых специалистов. Тот, небольшой опыт, который накоплен за короткий период работы клинических фармакологов в ЛПУ нашего региона показывает, что при

наличии у данных специалистов достаточных административных полномочий расходы на медикаменты снижаются в 1,5-2 раза, и в отделениях больниц появляются действительно нужные и эффективные современные лекарства. Несмотря на первоначально негативное отношение к новому специалисту, врачи признают, что с его помощью ассортимент больничной аптеки начинает формироваться, действительно исходя из их запросов реальной клинической практики.

Обсуждая вопросы новой стратегии обучения специалистов, необходимо отметить и наличие такой проблемы, как повышение квалификации самих преподавателей. Восстановление системы педагогической подготовки сотрудников кафедр, предложение возможностей общения с коллегами, посещение открытых занятий может явиться важной составляющей внедрения в жизнь новых методов совершенствования профессиональных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дрейвс В.А. Как учить взрослых. — Манхеттен, Канзас: 2. Белоусов Ю.Б. Перспективы для клинического фармаколога

Сеть Учебных Ресурсов. — 1997. — 94 с. // Качественная клиническая практика. — 2002. — №2. — С. 6-64.

Адрес для переписки: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ

© АЛФЁРОВА М.А. — 2009

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

М.А. Алфёрова

(Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Ключевые слова: курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.

BASIC APPROACH TO DISTANCE COURSES ELABORATION

M.A. Alpherova (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. The quality of distance training depends on elaboration of perfect didactic academic material. The elaboration of such courses demands attentive and responsible attitude. The main steps in elaboration of distance course, demands to it’s quality, the structure are discussed in the article.

Key words: distance training course, pedagogical design, demands to the course, the structure of the course.

Дистанционный курс — это аналог учебнометодического комплекса для обучающихся по традиционной заочной и экстерновой формам. Используя другую аналогию, дистанционный курс можно назвать путеводителем по учебной дисциплине со всеми присущими ему атрибутами. Фактически дистанционный курс — это разработанная с определенной степенью подробности пошаговая инструкция по освоению курса, т.е. по достижению целей, сформулированных в его описании. Как правило, дистанционные курсы разрабатываются с помощью различных программных продуктов, позволяющих представлять его содержание в форматах Интернета (HTML). Это могут быть как простейшие разработчики веб-сайтов, встроенные в текстовые редакторы, так и такие программы, как MS FrontPage, MS Publisher и др. Курсы могут разрабатываться и с помощью специальных программ-оболочек, предназначенных для дистанционного обучения (WebCT, Lotus Learning Space, BlackBoard, Доцент, Прометей, I’Logos и т.д.). Отличие лишь в том, что в специальных программах сразу задается шаблон структуры курса.

Дистанционный курс представляется двумя частями: содержательным и методическим наполнением.

Сам процесс разработки курса ведётся в соответствии с общими принципами педагогического дизайна дистанционного обучения.

С одной стороны, это методический дизайн — структурирование текстов, логическое выстраивание их частей, проектирование структуры понятийнокатегориального аппарата и инструментальной части курса — контролей, обсуждений, оценочных критериев, методическое обеспечение и т.д. Очень важная часть методического дизайна — формирование гипертекстовой структуры курса, т.е. системы ссылок и переходов между понятиями, содержательными и инструментальными блоками.

С другой стороны, дизайн — это «встраивание» текстов, написанных преподавателем и обработанных методистом, в стандартную веб-структуру, формирование системы переходов и ссылок. Ну и, разумеется, «наведение красоты» — разработка и реализация цветового решения, подбор иллюстраций, разработка специфичных способов визуализации, баннерных модулей и т.д.

Весь процесс разработки курса можно представить следующими этапами:

Начальный этап

На этом этапе разработки курса должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Выделим наиболее важные вопросы этого этапа: определение целевой аудитории; постановка целей и задач.

Подготовительный этап

На этом этапе необходимо проработать сценарий, который учитывал бы цели и задачи курса, особенности целевой группы. Сценарий выстраивается в соответствии с выбранной методикой обучения, организацией учебного процесса, методами взаимодействия преподавателя и обучающихся, видов и форм занятий.

В это время определяемся в выборе темы и отборе содержания, руководствуясь тем, что оно отличается от учебных материалов в традиционных формах обучения.

На подготовительном этапе структурируется и подготавливается учебный материал, проводится разбивка курса на разделы и на небольшие смысловые части — занятия (модули). Для каждого раздела и каждого занятия определяется заголовок.

Для каждого модуля подбирается соответствующая форма выражения (заголовок, текст, рисунки, таблицы, схемы, графики, звук, видео и т.д.).

В сценарии должны быть продуманы гиперссылки на литературу, ресурсы Интернет, дополнительные электронные учебные материалы, продуманы внутренние ссылки между модулями, что определяется выбором модели структурирования курса.

На этом же этапе нужно продумать систему контроля, оценки знаний, составить тесты, подобрать задачи, контрольные вопросы, задания, темы проектов и форумов. Разрабатываются методические материалы по изучению курса и календарь курса.

Сценарием определяется способ закрепления знаний и навыков, способ осуществления обратной связи.

Основной этап

На этом этапе непосредственно создаётся курс в соответствии со структурой содержания, определённой сценарием.

Содержание должно превалировать над формой, но форма тоже требует внимания. Представление материала должно быть как можно более строгим. Страница не должна содержать лишней информации, которая могла бы отвлечь внимание читающего, но должна содержать исчерпывающую информацию о теме и быть в доступной форме, т.е. содержать все ключевые слова и конкретные контексты в виде практических рекомендаций.

Заключительный этап

Это этап тестирования и доработки курса. Тестирование производится на экранах компьютеров различного разрешения и в разных браузерах. Курс должен пройти опытную эксплуатацию и, если это необходимо, дорабатывается. Прошедший тестирование и опытную эксплуатацию курс утверждается на Методическом Совете института и регистрируется как интеллектуальная собственность с учётом авторских прав коллектива разработчиков.

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов, поэтому необходимо очень внимательно и ответственно отнестись к разработке курса. Проанализировав предлагаемые для обучения курсы дистанционного обучения, можно сформулировать основные требования к курсу.

Содержание, структура и форма учебных материалов должна в первую очередь предусматривать оторванность обучаемых не только от преподавателей и сокурсников, но зачастую и от региональных центров с их научными библиотеками. Содержание создаваемых учебных модулей должно быть, в первую очередь, самодостаточно.

Опосредованное управление учебным процессом требует чётких инструкций по обучению.

Изучение курса должно носить активный характер. Для этого в состав учебно-методического комплекса включаются контрольные вопросы и задания. Они должны быть составлены так, чтоб выявлять необходимый минимум знаний, полученных при изучении курса. В свою очередь, материалы предлагаемого курса должны содержать ответы на поставленные вопросы.

«Необходимый минимум» учебного материала курса определяется объёмом утверждённой программы по аналогичному очному курсу.

В курсах общего усовершенствования (общеклинические курсы) нужно учесть различный уровень подготовки слушателей.

Курсы тематического усовершенствования также должны учитывать уровень подготовки, но и содержать самую последнюю информацию в данной предметной области.

Программы дистанционного обучения должны проходить общепринятую процедуру утверждения Методического Совета образовательного учреждения.

Многие требования к качеству дистанционного курса могут быть выполнены за счёт продуманного с точки зрения решения дидактических задач структурирования содержательной части курса.

В любом курсе дистанционного обучения должны быть представлены следующие блоки: информационный, инструктивный, блок материалов для изучения, контрольный.

При создании курса для отражения в нём всех четырёх составляющих предлагаем перечень разделов, некоторые из которых могут быть опущены в силу специфики курса.

Авторы и преподаватели курса

В этом разделе следует разместить фотографии и краткие творческие биографии авторов и преподавателей курса, основные публикации и темы научных исканий. Возможно включение аудио и видео роликов.

Введение

Введение должно указывать на задачи курса, на целевую аудиторию, на необходимый базис знаний и умений обучающегося для успешного освоения курса.

Этот раздел должен содержать краткое описание представленного учебного модуля, основные теоретические вопросы курса (в общей формулировке), указывать на роль и место изучаемого материала среди других разделов медицины. Здесь же должны быть указаны требования учебного плана курса согласно ГОС.

Организационные вопросы

В разделе указывается длительность курса, сроки изучения материалов курса, последовательность работы с курсом. Должно быть представлено расписание курса с указанием сроков прохождения разделов, сроков тестирования и сдачи контрольных заданий, дат виртуальных семинаров и форумов, разработки проектов. В этом разделе описывается система оценивания знаний учащихся.

Входной тест

В раздел должны войти тестовые задания, по которым можно определить исходный уровень знаний и скорректировать индивидуальные планы слушателей. Прохождение входного теста должно быть разовым.

Основные материалы курса

Содержательная часть курса представлена в виде текстовых модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами и определениями, ссылками на другие страницы курса и другие источники информации (литературные и сети Интернет). По каждому разделу должны быть сделаны выводы. Возможно представление перечня вопросов изучаемого раздела, невошедших в программу, с указанием источников для факультативного ознакомления.

Самоконтроль

Каждая тема должна сопровождаться тестированием, выполнением упражнений или решением ситуационных задач.

Количество попыток прохождения тематического

контроля не ограничивается и сопровождается ключом для просмотра правильных ответов и решений.

Выполнение упражнений можно сопроводить либо разъяснением ошибок, либо отсылками к учебному материалу.

Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий)

Глоссарий по возможности должен полностью отражать содержание курса. Материалы глоссария связываются с основным текстом курса гиперссылками. Сюда же можно внести список сокращений и аббревиатур.

Литература

В разделе размещается список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса М^еЬ-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения, с аннотацией каждого ресурса.

«Практические навыки»

Текст с перечнем практических навыков, которыми необходимо владеть учащемуся по завершении освоения данного модуля.

Средства сотрудничества

Здесь необходимо указать средства связи обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми по данному курсу (электронная почта, телеконференции, форумы).

Творческие задания

Курсовые работы, индивидуальные проекты и проекты в группах, эссе, ситуационные задачи и другие творческие задания, направленные на активное обучение.

Блок с файлами

В разделе предлагаются ссылки на презентации, на файлы, содержащие статьи из медицинских журналов, выдержки из справочников и т.д., ссылки на методические материалы, размещённые на сервере института и «выложенные» для изучения курса.

Вопросы и ответы

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещённые на Web-сайте и доступные для обучающегося.

Ситуационные задачи

Моделирование реальных проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике. Либо надо найти оптимальное решение, либо обосновать, проанализировать и показать пути решения, если оно уже предложено автором-разработчиком. Постановка ситуационной задачи должна быть чёткой и приводить к ограниченному числу решений.

Заключительный тест

Итоговое тестирование может проводиться в режиме реального времени (on-line). Если по завершении курса предстоит очная встреча с преподавателем (собеседование, проверка практических навыков и т.д.), итоговое тестирование может быть проведено в режиме off-line, но с ограничением, как по времени, так и по количеству выполнения теста (один раз).

Пакет анкет

К курсу рекомендуется прилагать комплект анкет для оценки курса и работы преподавателя, курирующего процесс дистанционного обучения.

Заключение

Разработка дистанционного курса — процесс очень сложный. Приступая к его оформлению, возникает множество вопросов. Следуя перечисленным в статье требованиям, опираясь на способы структурирования, этапы разработки курса, можно этот процесс выполнить с меньшими затратами.

В целом, дистанционное обучение является достаточно продуктивным способом взаимодействия с обучающимися, если это взаимодействие четко спланировано, обеспечено методически, организуется с использованием разнообразных дидактических средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Камерон, 2004. — 216 с.

2. Алфёрова М.А. Разработка курса дистанционного обучения в системе гЬодо8. Учебное пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. — 39 с.

3. Алфёрова М.А., Голубчикова М.Г. Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов. Методические рекомендации. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. — 24 с.

Адрес для переписки: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, М.А. Алферова — руководитель отдела технологий обучения

© ЗЕЛЕНИНА Т.Г., ТРОФИМОВ В.В., СМОЛЯНКО Л.Е., ЕВСТИГНЕЕВА И.Л. — 2009

АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Г. Зеленина, В.В. Трофимов, Л.Е. Смолянко, И.Л. Евстигнеева (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра терапевтической стоматологии, зав. — к.м.н., доц. Т.Г. Зеленина, кафедра ортопедической стоматологии, зав. — д.м.н., проф. В.В. Трофимов)

Резюме. Повышение качества последипломного образования становится все более насущной проблемой современности. Создание условий для освоения практических навыков для врачей прикладных специальностей — одно из обязательных требований подготовки специалистов. На стоматологических кафедрах Иркутского института усовершенствования врачей созданы все условия для качественной подготовки специалистов стоматологов. Это стало возможным благодаря тому, что кафедры работают на базе Ангарского стоматологического Центра — одного из крупнейших стоматологических центров не только Сибири и Дальнего Востока, но и России. Современное высокотехнологичное стоматологическое оборудование и материалы, наличие фантомного класса для слушателей циклов усовершенствования позволяют значительно повысить качество преподавания.

Ключевые слова: образование, мануальные навыки, фантомный курс.

TOPICALITY OF PERFECTION OF HAND SKILLS OF THE DOCTORS STOMATOLOGISTS IN SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

T.G. Zelenina, V.V. Trophimov, L.E. Smolianko, I.L. Evstigneeva (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Summary. The increase of quality of postgraduate education becomes a more and more essential problem. Creation of conditions for development of practical skills for the doctors of applied specialities — one of the obligatory requirements of preparation of the experts. On stomatology faculties of Irkutsk Institute Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education all conditions for qualitative preparation of the experts dentists are created. It became possible that the faculties work on base of Dentist Centre in Angarsk — one of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.