ПЕДАГОГИКА
© АЛФЁРОВА М.А., ГОЛУБЧИКОВА М.Г. — 2011 УДК 378.147
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Марина Алексеевна Алферова1, Марина Геннадьевна Голубчикова2 ('Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах; 2Восточно-Сибирская государственная академия образования, ректор — к.ф-м.н., проф. А.В.Гаврилюк)
Резюме. В статье представлен опыт работы Иркутского государственного института усовершенствования врачей с участием Восточно-Сибирской государственной академии образования по созданию системы теоретического и методического сопровождения врачей-преподавателей в области педагогики и использования современных образовательных технологий. Приведены краткие характеристики, а также варианты оформления используемых кафедрами института современных образовательных технологий, в том числе информационных и технологий активного обучения.
Ключевые слова. Образовательные технологии, педагогические технологии информационные образовательные технологии, электронные учебные материалы, ситуационные задачи, кейс-технологии, деловые игры, технология проектов, мозговой штурм, дискуссия.
THE ACCOMPANYING OF TEACHERS DURING APPLICATION OF THE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
M.A. Alferova, M.G. Golubchikova (tte Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education; tte East-Siberia State Academy of Education)
Summary. tte working experience of the Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education and the East-Siberia State Academy of Education on the creation of system of theoretical and methodical accompaniment for doctor-teacher who works in pedagogical area and for using the modern education technologies has been presented. The paper contains a brief review of modern informational educational technologies, using in some departments of the Institute, including active education technologies.
Key words: educational technologies, pedagogical technologies, information educational technologies, electronic training materials, situation problems, case-technologies, business games, project technologies, brainstorming, discussion.
Положения Болонской Декларации, направленные на создание к 2010 году согласованного единого общеевропейского пространства высшего образования, проецируются и на систему последипломной подготовки специалистов, на работу учреждений повышения квалификации, являющихся неотъемлемой частью непрерывного образования. В первую очередь это относится к положению названной декларации, связанному с обеспечением качества образования, необходимостью развития общих критериев и методологий по обеспечению качественной подготовки и переподготовки кадров.
В последнее время появились различные концепции подготовки медицинских кадров. Эти новации призваны, безусловно, восполнить брешь в их образовании. Однако чаще всего они мало чем отличаются друг от друга, часто современные технологии используются эпизодически, а не в системе. Не составляет исключение и высшая медицинская школа как социальный институт. Большинство ученых, медиков и педагогов отмечают недостаточность проводимой здесь работы. Не хватает средств, кадров, других материальных ресурсов, нет серьезных разработок идеологического и культурологического планов.
В связи с этим, интересным и значимым стало событие, которое обозначило важность данной проблемы применительно к медицинскому образованию на международном уровне. В 2010 году запущен проект Европейского союза Тешри§-4 под названием «Система обучения в течение всей жизни для преподавателей медицинских вузов», участником которого стал Иркутский государственный институт усовершенствования врачей. Целью проекта является создание системы обучения в течение всей жизни для преподавателей медицинских вузов. Зарубежный опыт показывает, что на современном этапе интеграция медицинского и педагогического знания происходит в направлении обеспечения грамотного использования достижений педагогической науки
в реальном процессе взаимодействия с обучающимися.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную работу его субъектов (преподавателя и обучающегося), находящихся в постоянном поиске новых знаний и эффективных образовательных технологий.
Поисковый характер деятельности обучающегося формирует у него мотивацию к освоению новой информации, потребность в самообразовании, изучении передового опыта, повышении своего мастерства, стремление к личностному самосовершенствованию. Преподавателю, следовательно, необходимо создавать условия для подготовки учащегося нового типа — учащегося-исследователя. Такое обучение может осуществляться совместно с другими людьми, в большой группе, но все изменения в каждом человеке в процессе обучения глубоко индивидуальны. Поскольку обучение может быть эффективным, только если оно мотивировано для слушателя, то сам обучаемый должен быть активным «элементом» процесса обучения, нацеленным на субъективное «открытие» новых для себя знаний и навыков.
В медицинском образовании разработаны модели активного взаимодействия «преподаватель — слушатель», ориентированные не на получение готовой, а на поиск новой информации. Активное обучение внутренне мотивированно и целенаправленно. Ключевыми словами для него являются «найти, создать, освоить». Реализуются эти принципы через современные образовательные технологии. Чем больше в арсенале педагога вариантов проведения занятий, тем эффективнее его взаимодействие с обучающимися.
Инновационные технологии в образовательном учреждении (т.е. технологии, основанные на нововведениях) несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане — это, прежде всего, условие повышения качества образования, а, следовательно, возмож-
Рис. 1. Классификация электронных учебных материалов
ность повысить конкурентоспособность конкретного учебного заведения на рынке образовательных услуг.
В настоящее время понятие «технологии» прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Мы будем отталкиваться от понимания термина «образовательная технология», как систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного образовательного процесса. Поскольку описание любого образовательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы, то педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.
Итак, в современном понимании педагогическая технология — это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, — это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность через конструирование и применение приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов [10].
Образовательной технологией обычно называют комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий [5].
В работе со слушателями в системе последипломного медицинского образования, мы выбрали для более активного освоения следующие методы и технологии обучения, как наиболее приемлемые при обучении взрослых:
— информационные технологии;
— дистанционные технологии;
— кейс-технологии;
— деловые игры;
— технология проектов;
— эвристические технологии (мозговой штурм);
— групповая дискуссия [4].
На этапе освоения предлагаемых технологий сотрудниками отдела технологий обучения оказывалась активная консультационная помощь преподавателям, в том числе и с посещением занятий. Наибольшее количество вопросов возникает у преподавателей относительно терминологии, соотнесения собственных методов работы с теми или иными технологиями. Тому есть и объективные причины. Активно развивающаяся наука, каковой является и педагогика, характеризуется тем, что в ней не существует устоявшейся глобальной системы понятий, одинаково понимаемых всеми.
Терминологические споры, которыми часто сопровождаются инновационные разработки, поглощают много времени и усилий, не приводя к сколько-нибудь разумным результатам. Представляется, что проще и полезнее, не вступая в подобные дискуссии, точно определить используемые понятия. Именно этому посвящены были разработанные методические рекомендации, которые позволяют врачам-преподавателям сориентироваться в имеющихся на сегодня педагогических технологиях, грамотно их оформлять и использовать в учебном процессе. Так, например, много вопросов возникает относительно информационных образовательных технологий и электронных учебных материалов, поскольку при проведении занятий с использованием активных методов преподавателями используются технические возможности кафедр и самого ИГИУВа: мультимедийная поддержка, проекторы, компьютеры, различные технические устройства, электронные учебные ресурсы, специальное оборудование в зависимости от темы и цели занятия.
При определении информационных образовательных технологий мы остановились на трактовке Г.К.Селевко, который называет ими все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Компьютерные технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер. Чтобы реализовывать в учебном процессе информационные образовательные технологии, необходимы обучающие средства, к которым относятся электронные учебные материалы[11].
В системе дистанционного обучения содержание образования разнообразно по методике его отбора, форме представления, компоновке и доставке учебного материала. Различные модели дистанционного обучения могут применяться в очной, очно-заочной и заочной организациях учебного процесса.
В основу обучения положена идея самостоятельной интерактивной работы слушателя. Однако самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения учащиеся (любого возраста и социального статуса), прежде всего, учатся приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Не противоречит принципу самостоятельности обязательное сопровождение со стороны преподавателя в процессе дистанционного обучения. Это именно он подбирает и предлагает обучающемуся активные методы познания, мотивирует его на протяжении всего цикла обучения, направляет в нужное русло и в результате, делает обучение качественным и создаёт условия для эго эффективности.
Методические рекомендации, разработанные в институте, помогают преподавателям определиться в том, что собой представляют компьютерные и дистанционные технологии, как правильно пользоваться ими в учебном процессе, что собой представляют электронные учебные материалы, разобраться в разнообразии их форм и вариантах включения в учебный процесс [1]. Во многом подбор электронных учебных ресурсов зависит от поставленной преподавателем и обучаемым цели, используемого технического средства и выбранной модели обучения.
Например, предлагаемая преподавателям схема классификации электронных учебных материалов, применяемых в учебном процессе (рис.1), помогает систематизировать знания о них и грамотно использовать. Уровень компетентности преподавателя и степень его готовности внедрять информационные технологии для выполнения профессионально-педагогических функций в значительной степени влияют на продуктивность обучения.
Для каждого вида представленных электронных учебных материалов преподавателям предлагается алгоритм оформления, поскольку немаловажным является письменное доказательство того, что технология, действительно, разработана и применяется. Это становится способом контроля и стимулирования преподавателей к изменению методов преподавания, так как включено в индивидуальные и кафедральные планы и отчеты, фиксируется в автоматизированной информационной системе института.
Методические рекомендации отдела технологий обучения для преподавателей дают разъяснение такому сравнительно новому понятию как педагогический дизайн [2]. В рекомендациях представлены приёмы адаптации традиционных способов обучения в дистанционный процесс. Педагогический дизайн включает в себя разработку содержательного и методического наполнения учебного курса.
С одной стороны, это методический дизайн — структурирование текстов, логическое выстраивание их частей, проектирование структуры понятийнокатегориального аппарата и инструментальной части учебного курса, контролей, обсуждений, оценочных критериев, методическое обеспечение и т.д. Очень важная часть методического дизайна — формирование гипертекстовой структуры курса, т.е. системы ссылок и переходов между понятиями, содержательными и инструментальными блоками [7].
С другой стороны, дизайн — это «встраивание» текстов, написанных преподавателем и обработанных методистом, в стандартную веб-структуру, формирование системы переходов и ссылок. Ну и, разумеется, «наведение красоты» — разработка и реализация цветового решения, подбор иллюстраций, разработка специфичных способов визуализации и т.д.
Технологии активного обучения, представленные ниже, могут использоваться, как с применением информационных технологий, так и самостоятельно. Как показывает опыт, данные технологии позволяют активизировать аудиторию, опираться на профессиональный и творческий потенциал, а также опыт обучающихся, заставляют врачей посмотреть с другой стороны на некоторые аспекты их повседневной работы, кроме того, делают процесс обучения интересным и необычным.
Приведем некоторые описания используемых в учебном процессе технологий и алгоритмов их оформления, предлагаемых преподавателям в качестве ориентира.
Под кейс-технологиями мы понимаем такой способ обучения, при котором обучающиеся рассматривают одну или несколько конкретных ситуаций или задач с целью усвоения теоретической информации и овладения навыками профессиональной деятельности [3].
Кейс — это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, провоцирующий дискуссию, привязывая обучающихся к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.
Разновидностью кейсов, а точнее, их предшественниками можно считать ситуационные задачи. Особенность ситуационной задачи заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение у преподавателя уже имеется. Обучаемому остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел и как его можно реализовать; или обучаемый должен проанализировать готовый вариант решения (ответа), предложенный автором-разработчиком ситуационной задачи. Ситуационная задача отличается от конкретной
ситуации более четкой постановкой вопроса, как с качественной, так и с количественной точек зрения.
Ниже представлен пример оформления ситуационных задач и других вариантов использования активных технологий обучения.
Порядок документального представления ситуационных задач
1. Учебный план. Место данного блока ситуационных задач в учебном плане (указывается курс, цикл, тема и место кейса в них).
2. Цель использования данных задач (на развитие каких компетентностей они направлены)
3. Содержание задач.
4. Методика использования задач в учебном процессе.
5. Рекомендации для обучающихся.
Ситуационная задача медицинского содержания
может быть составлена в виде кейса, если выполняется какое-либо из следующих условий:
— она охватывает несколько типичных случаев;
— отражает достаточно сложную проблему, требующую дополнительных данных;
— рассматривает проблему в динамике с постепенным представлением дополнительных данных;
— связана с вопросами организации работы людей, какого-либо подразделения;
— направлена на развитие коммуникативных умений сотрудников организации, решение этических проблем при взаимодействии врача и пациента.
Порядок документального представления кейсов
1. Название кейса, его вид.
2. Учебный план. Место кейса в учебном плане (указывается курс, цикл, тема и место кейса в них).
3. Цели. Что должен уметь обучающийся после работы с кейсом.
4. Краткий обзор кейса. 5-10 строк по содержанию кейса.
5. Вопросы для обсуждения (задания для слушателей). Предлагаются детальные вопросы для обсуждения в аудитории.
6. Анализ ситуации. Дается полная характеристика (контекст) ситуации, позволяющая ответить на вышеуказанные вопросы, выполнить задание (необходимая медицинская документация: данные ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы, данные лабораторных исследований и т.д.)
7. План работы с доской, слайдами и техническими средствами, оборудованием.
8. Аннотация. Краткие комментарии к опыту по использованию данного кейса в учебном процессе.
9. Рекомендуемая литература.
Деловая игра — системный способ моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных лиц и групп принятию решения.
Порядок документального представления деловой игры
1. Название игры ее вид.
2. Учебный план. На каком этапе учебного процесса используется.
3. Цель, задачи.
4. Участники, возможные роли.
5. Время и место проведения.
6. Этапы проведения: подготовительный, организационный, заключительный.
7. Материалы для организации игры (необходимая медицинская документация: данные ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы, данные лабораторных исследований и т.д.)
8. Позиция преподавателя.
Технология проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством преподавателя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта, т.е. итоговым результатом работы слушателей над проектом может быть как
идеальный продукт: сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания, так и материальный (презентация, газета, альманах, альбом и т.д.) [9].
Порядок документального представления технологии проектов
1. Цикл, в рамках которого используется метод проектов.
2. Примерная тематика проектов для слушателей в рамках конкретной темы данного цикла.
3. Проектные папки выполненных проектов слушателей, содержащие следующую информацию:
3.1. Название проекта.
3.1 Руководитель (консультант) проекта.
3.2 Состав проектных групп и распределение ролей в них (Ф.И.О).
3.3 Тип проекта.
3.4 Заказчик проекта.
3.5 Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
3.6 Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
3.7 Необходимое оборудование.
3.8 Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне социума, лечебного заведения, группы обучающихся, личностная ориентация,).
3.9 Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
3.10 Планы выполнения проекта и отдельных его этапов.
3.11 Финансирование проекта.
3.12 Представление продуктов проекта.
Мозговой штурм — технология, предполагающая
коллективный способ быстрого генерирования необходимого разнообразия идей, которое может послужить основой для поиска решения проблемы. Генерировать можно не только идеи, но и информацию (то есть выяснять источники информации), формулировать вопросы анкеты и пр. Мозговой штурм — это возможность коллективного творчества практически в любой области человеческой деятельности.
Порядок документального представления мозгового штурма
1. Цикл, в рамках которого проводится «мозговой штурм».
2. Примерная тематика проблем для проведения «мозгового штурма».
3. Цели проведения «мозгового штурма».
4. Образовательные продукты слушателей (зафиксировать идеи, предложенные слушателями в процессе «мозгового штурма».
Дискуссия (от лат. — рассмотрение, исследование) — способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
Порядок документального представления групповой дискуссии
1. Тема дискуссии ее вид («Круглый стол», «Дебаты», «Эстафета», «Аквариум», «Вертушка»).
2. Учебный план. На каком этапе учебного процесса используется.
3. Цель, задачи.
4. Участники.
5. Время и место проведения.
6. Подготовка к дискуссии.
7. Этапы проведения дискуссии.
8. Позиция преподавателя
9. Материалы для организации дискуссии.
Данный перечень технологий может быть продолжен. Все зависит от стремления преподавателей активизировать учебный процесс и возможностей кафедры с точки зрения специфики содержания преподаваемых курсов, материальных и информационных ресурсов.
В связи с чем, представление материалов, с одной стороны, служит доказательством использования современных технологий в образовательном процессе, а с другой, должно реализовывать такое качество педагогической технологии, как воспроизводимость. То есть опыт, накопленный на кафедре и оформленный в соответствии с требованиями, может применяться другими преподавателями в ходе различных циклов, а также может служить хорошим ориентиром для разработки собственных сценариев занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферова М.А., Голубчикова М.Г. Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов: Методические рекомендации. — Иркутск: Изд-во ГОУ ДПО ИГИУВ, 2008. — 23 с.
2. Алферова М.А. Педагогический дизайн дистанционного курса: Методические рекоменедации. — Иркутск: Изд-во ГОУ ДПО ИГИУВ, 2009. — 24 с.
3. Голубчикова М.Г. Кейс — технологии в обучении врачей и провизоров. Учебное пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа,
2007. — 83с.
4. Голубчикова М.Г., Шпрах В.В., Крамарский В.А. Современные технологии и методы обучения в последипломном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал, 2009. — № 7. Часть 2. — С.252-254.
5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
6. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации. — М.: ГОУ ВУНЦМЦ МЗ РФ, 2001. — 304 с.
7. Моисеева М.В., Полат Е.С.,Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Камерон, 2004. — 216 с.
8. Никитина Н.Н. Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
12. Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс. // Дистанционное и виртуальное обучение.
2008. — №8 — С.41-46.
13. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2006. — 88 с.
Информация об авторах: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, тел. (3952) 46-96-62 Алферова Марина Алексеевна — начальник отдела, e-mail: Alf [email protected], Голубчикова Марина Геннадьевна — доцент, к.п.н. , e-mail: [email protected]