Научная статья на тему 'Проблема подготовки преподавателей для медицинского образования к использованию в учебном процессе современных технологий'

Проблема подготовки преподавателей для медицинского образования к использованию в учебном процессе современных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТ TEMPUS-4 / TRAINING OF TEACHERS / ADDITIONAL MEDICAL EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / PROJECT TEMPUS-4

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубчикова Марина Геннадьевна, Шпрах Владимир Викторович, Пивень Дмитрий Валентинович, Алферова Марина Алексеевна, Горбачева Светлана Михайловна

Проблема подготовки преподавателей высшей медицинской школы является объектом внимания в странах Европы, в 2010 году она стала предметом реализации международного проекта Tempus-4. Tempus одна из программ Европейского Союза, которая оказывает содействие проведению социальных и экономических реформ в странах партнерах Европейского Союза. Зарубежный опыт показывает, что на современном этапе интеграция медицинского и педагогического знания происходит в направлении обеспечения грамотного использования достижений педагогической науки в реальном процессе взаимодействия с обучающимися. Преподаватель медицинской школы должен также обладать теоретическими знаниями и практическими навыками применения различных технологий в учебном процессе. Некоторые пути решения проблемы представлены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубчикова Марина Геннадьевна, Шпрах Владимир Викторович, Пивень Дмитрий Валентинович, Алферова Марина Алексеевна, Горбачева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TEACHERS TRAINING FOR MEDICAL EDUCATION TO USE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING PROCESS

Th e problem of teachers training in higher medical school is the object of attention in European countries; it is an object of realization of the international project Tempus-4 in 2010. Tempus is one of the programs of European Union, which facilitates social and economic reforms in partner countries of the European Union. Foreign experience shows that at the present stage integration of medical and pedagogical knowledge occurs towards proper use of the achievements of teaching science in the real process of interaction with students. Th e teacher of medical school must have theoretical knowledge and practical skills in diff erent technologies of training process. Some ways of problem decision are shown in this article.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки преподавателей для медицинского образования к использованию в учебном процессе современных технологий»

ПЕДАГОГИКА

© ГОЛУБЧИКОВА М.Г., ШПРАХ В.В., ПИВЕНЬ Д.В., АЛФЕРОВА М.А., ГОРБАЧЕВА С.М., МАНЬКОВ А.В. — 2010

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.Г. Голубчикова, В.В. Шпрах, Д.В. Пивень, М.А. Алферова, С.М. Горбачева, А.В. Маньков (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. Проблема подготовки преподавателей высшей медицинской школы является объектом внимания в странах Европы, в 2010 году она стала предметом реализации международного проекта Tempus-4. Tempus — одна из программ Европейского Союза, которая оказывает содействие проведению социальных и экономических реформ в странах партнерах Европейского Союза. Зарубежный опыт показывает, что на современном этапе интеграция медицинского и педагогического знания происходит в направлении обеспечения грамотного использования достижений педагогической науки в реальном процессе взаимодействия с обучающимися. Преподаватель медицинской школы должен также обладать теоретическими знаниями и практическими навыками применения различных технологий в учебном процессе. Некоторые пути решения проблемы представлены в данной статье.

Ключевые слова: подготовка преподавателей, дополнительное медицинское образование, современные образовательные технологии, информационные технологии, проект Tempus-4.

THE PROBLEM OF TEACHERS TRAINING FOR MEDICAL EDUCATION TO USE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING PROCESS

M.G. Golubchikova, V.V. Shprah, D.V. Piven, M.A. Alferova, S.M. Gorbacheva, A.V. Mankov (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. The problem of teachers training in higher medical school is the object of attention in European countries; it is an object of realization of the international project Tempus-4 in 2010. Tempus is one of the programs of European Union, which facilitates social and economic reforms in partner countries of the European Union. Foreign experience shows that at the present stage integration of medical and pedagogical knowledge occurs towards proper use of the achievements of teaching science in the real process of interaction with students. The teacher of medical school must have theoretical knowledge and practical skills in different technologies of training process. Some ways of problem decision are shown in this article.

Key words: training of teachers, additional medical education, modern educational technologies, information technologies, project Tempus-4.

В последнее время появились различные концепции подготовки преподавательских кадров, опирающиеся, как правило, на традиционные подходы и не всегда учитывающие специфику профессии. Не составляет исключение и высшая медицинская школа как социальный институт. Большинство ученых, медиков и педагогов отмечают недостаточность проводимой здесь работы. Не хватает средств, кадров, других материальных ресурсов, нет серьезных разработок идеологического и культурологического планов.

Интересным и значимым, на наш взгляд, стало событие, которое обозначило важность этой проблемы на международном уровне. В 2010 году запущен проект Европейского союза Tempus-4 под названием «Система обучения в течение всей жизни для преподавателей медицинских вузов». Целью проекта является создание системы обучения в течение всей жизни для преподавателей медицинских вузов. В качестве задач проекта обозначены: разработка квалификационных требований для преподавателей медицинских вузов; модернизация программы подготовки преподавателей медицинских вузов; усовершенствование механизмов аттестации педагогических кадров и внедрение современных инструментов по контролю качества медицинского образования; создание интерактивного ресурса «Медицинское образование» и др.

Общее руководство программой осуществляет Европейская Комиссия по вопросам образования и культуры (Брюссель, Бельгия). В составе участников пять европейских университетов и шесть российских вузов, а именно: Страсбургский университет, г. Страсбург, Франция; Люксембургский университет, Великое герцогство Люксембург; Рурский университет Бохума, Германия; Римский университет «Tor Vergata», Италия; Виртуальный медицинский университет Франкфонии, Франция; Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова; Омская го-

сударственная медицинская академия; Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск; Волгоградский государственный медицинский университет; Владивостокский государственный медицинский университет; Иркутский государственный институт усовершенствования врачей.

Кроме того, участником проекта является Минздравсоцразвития России. От системы дополнительного медицинского профессионального образования в состав участников включен Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, что является значимым не только для г. Иркутска, но и для продвижения в решении проблем совершенствования подготовки преподавателей, а, следовательно, и медицинских кадров, в Восточно-Сибирском регионе.

Многие авторы уже достаточно давно подчеркивают «тесную связь медицины с педагогикой, которая часто недооценивается администрацией учебного заведения и клиницистами, увлекающимися новейшими технологиями и принижающими роль человеческого фактора». «Обучение врача XXI века, — пишут они, — должно сводиться к способности человека не только определять причинно-следственные связи и на их основе через симптомы и синдромы устанавливать диагноз, придерживаться в лечении устоявшейся концепции, а учитывать многофакторность развития процессов, происходящих в природе. Для этого нужны иные критерии оценки фактов и событий, иной путь формирования профессионального мышления, иной стиль жизни. И тут, казалось бы, возникает ниша для педагогики в медицине... Наука, культура, образование, являясь, по своей сути, интернациональными, выполняют огромные мировоззренческие функции и играют не менее важную роль в подготовке врача завтрашнего дня» [3].

Но к этому пониманию в истории был проделан достаточно долгий путь. Совершенно очевидно уже в начале пути было понимание, что без обучения новых

Формы и методы оказания педагогической помощи в построении образовательной траектории врача-преподавателя

Рис. 1. Реализация форм и методов интеграции медицинского и педагогического знания в учреждении дополнительного медицинского образования

поколений человечество не могло бы существовать и развиваться. Каждый знает, что долгие тысячелетия обучение шло по системе «один учитель — один ученик»... Ремесла наследовались от отца к сыну, от матери к дочери ... Средневековые университеты родили новую идею. Стала развиваться и закрепляться новая система обучения: один учитель — лектор, профессор — группа обучающихся. Обучение, носило схоластический характер. Вершиной обучения считалась способность учащихся повторять как можно точнее за учителем его положения, фразы, слова. Немудрено, что такую невысокую цель вполне обеспечивала новая идея — одному учить многих.

Врачеванию обучали, исповедуя эти же идеи. Общие знания о тогдашней медицине студенты-медики получали по ставшей уже традиционной системе «один учитель — группа учащихся». Но, чтобы стать умелым врачом, практиком, надо было найти хорошего специалиста, заплатить ему немалые деньги за обучение и по системе «один учитель — один ученик» овладеть искусством врачевания.

Давно замечено: спрос рождает предложение, спрос на новые идеи в обучении людей предъявила научно-техническая революция. Быстрое развитие цивилизации потребовало в больших масштабах, образно говоря, новой формации человека. Не столько «гомо сапиенс» человека разумного, сколько «гомо габилис» человека умелого, человека умеющего хорошо, надежно и стабильно работать подчас в экстремальных условиях. Была осознана несостоятельность привычной традиционной общепринятой системы «один учитель — группа учащихся». Убедились, что эта система, вооружая людей знаниями, не обеспечивает им умение применять свои знания на практике.

Исследования психологов и педагогов показали, что обучение знаниям и умениям идет гораздо эффективнее, если система «учащийся — педагог» включает не только передачу собственно учебной информации — прямую связь, но обратную связь, т.е. сигналы о качестве усвоения этой информации. Чем сложнее область обучения, тем настоятельнее возникает необходимость эффективно управлять мыслительными операциями обучающихся. Для решения той или иной задачи, содержащей ряд противоречий, необходимо найти оптимальное решение с учетом каждого из них. И тогда родилась идея моделирования сложных ситуаций. Игровое имитационное моделирование различных проблем и конкретных ситуаций — идея нашего времени.

На современном этапе в педагогике накоплено множество вариантов нетрадиционного обучения, направленных на активное участие обучающихся в процессе освоения знаний. Понимая важность данной задачи и актуальность педагогических знаний для специалистов, работающих в системе повышения квалификации врачей, руководство Иркутского государственного института усовершенствования врачей с 2005 года определило одной из приоритетных задач совершенствование использования современных образовательных технологий в учебном процессе при подготовке медицинских кадров.

Безусловно, эта задача решалась, наверное, с первых лет существования факультетов и институтов повышения квалификации врачей и провизоров. В литературе, касающейся вопросов истории, отмечается, что еще в 1970-е годы при прохождении слушателями цикла усовершенствования по специальности особое внимание уделялось методологии и организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, использованию технических средств преподавания, просмотру учебных кинофильмов с последующим обсуждением принципов их создания, обеспечению лек-

ций и практических занятий наглядными пособиями и препаратами, планированию научной работы на кафедре, распределению обязанностей между сотрудниками и т. д. Кроме того, преподаватели широко обменивались опытом практических занятий и чтения лекций в различных медицинских вузах, знакомились с организацией работы отдельных кафедр, с планированием и ведением научно-исследовательской работы. Слушатели факультетов широко обсуждали формы текущего, поэтапного и заключительного контроля.

На сегодня достаточно хорошее оснащение большинства кафедр Иркутского ГИУВа, позволяет организовать преподавателям педагогический процесс на современном уровне. В новой же образовательной среде преподаватель должен стать своего рода гидом, выступая связующим звеном между «информационным полем» и обучающимся». «Новое время ставит более грандиозные задачи перед преподавателями учебного заведения. Сегодняшнее поколение обучающихся выросло перед экранами компьютеров, держа в руках мобильные телефоны с возможностью выхода в Интернет. Оно уже не доверяет преподавателям, способным черпать информацию только из позавчерашних книг и не владеющих информацией о сегодняшнем положении дел в науке, технологиях и реальном секторе экономики. Качество подготовки специалистов, которое мы беспрерывно критикуем, изменится тогда, когда знания будут даваться с привязкой к реальности, а учебный процесс станет креативным и увлекательным, что без современных технологий невозможно...» [2].

В новых условиях развития дополнительного медицинского образования, подготовки профессионально грамотных и высокообразованных специалистов, вместо пассивного потребления информации, прежде всего, необходим ее поиск, процесс формирования у обучающихся знаний, умений использовать имеющийся информационный потенциал. Современный образовательный процесс представляет собой совместную работу его субъектов (преподавателя и обучающегося), находящихся в постоянном поиске, что и обеспечивает необходимость использования в нём современных образовательных технологий.

Поисковый характер деятельности обучающегося формирует у него мотивацию к освоению новой информации, потребность в самообразовании, изучении передового опыта, повышении своего мастерства, стремление к личностному самосовершенствованию. Преподавателю, следовательно, необходимо создавать

условия для подготовки учащегося нового типа — учащегося-исследователя. Такое обучение может осуществляться совместно с другими людьми, в большой группе, но все изменения в каждом человеке в процессе обучения глубоко индивидуальны. Поскольку обучение может быть эффективным, только если оно внутренне мотивировано для слушателя, то сам обучаемый должен быть активным «элементом» процесса обучения, нацеленным на субъективное «открытие» новых для себя знаний и навыков.

В медицинском образовании разработаны модели активного взаимодействия преподаватель — слушатель, ориентированные не на получение готовой, а на поиск новой информации. Активное обучение внутренне мотивированно и целенаправленно. Ключевыми словами для него являются «найти, создать, освоить». Реализуются эти принципы через современные образовательные технологии. Инновационные технологии в образовательном учреждении (т.е. технологии, основанные на нововведениях) несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане — это, прежде всего, условие повышения качества образования, а, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Учитывая особенности педагогического процесса в работе со слушателями в системе последипломного медицинского образования, мы выбрали для более активного освоения следующие методы и технологии обучения, как наиболее приемлемые при обучении взрослых: информационные технологии; дистанционные технологии; кейс-технологии; деловые игры; технология проектов; эвристические технологии (мозговой штурм); групповая дискуссия.

Как показывает опыт, данные технологии позволяют активизировать аудиторию, использовать профессиональный и творческий потенциал обучающихся, опираться на их опыт; заставляют врачей посмотреть с другой стороны на некоторые аспекты их повседневной работы, кроме того, делают процесс обучения интересным и необычным.

Нужно отметить, что на сегодняшний день большинство преподавателей ИГИУВа осознают значимость этого и охотно включаются в реализацию на практике каких-либо нововведений. К данному пониманию привело детальное выстраивание системы работы с профессорско-преподавательским составом и опора на четкие алгоритмы в процессе разработки, применения и оценки результатов обучения с использованием современных образовательных технологий.

Чем больше в арсенале педагога вариантов проведения занятий, тем интереснее его взаимодействие с обучающимися. Для оказания помощи в освоении данных технологий для преподавателей проводятся циклы повышения квалификации, групповые занятия и индивидуальные консультации по возникающим вопросам, организуется обсуждение педагогических проблем на заседаниях ученого и Методического советов, желающим предоставляется возможность пройти переподго-

товку по программе «Преподаватель высшей школы». Большой стимул для преподавателей в продвижении их по собственной педагогической и образовательной траектории дает проведение открытых занятий, взаимо-посещение занятий, которые являются возможностью изучения опыта коллег, а также способом творческого самовыражения врача-преподавателя.

На представленной ниже схеме в общем виде показаны направления интеграции медицинского и педагогического знания и формы реализации данных направлений, используемые в Иркутском ГИУВе (рис. 1).

Как отмечается в теории и проверено на практике, продвижение личности по траектории своего непрерывного образования, имеет характер спирали, где каждый виток представляет собой цикл, начинающийся осознанной некомпетентностью и заканчивающийся осознанной компетентностью [1]. Этап осознания собственной некомпетентности заканчивается постижением личностных смыслов в овладении теми или иными знаниями, умениями, навыками. Далее следует этап целеполагания и проектирования индивидуальной образовательной траектории. После чего наступает время активных действий по реализации намеченных планов, в процессе чего формируется неосознанная компетентность.

В конце цикла должен присутствовать этап рефлексии, заканчивающийся осознанием формируемых компетентностей. Если на данном этапе происходит вновь осознание некомпетентностей, следует вернуться к предыдущим этапам, определить причину неудачи и скорректировать траекторию в нужном направлении.

При этом завершение цикла, осознание собственной компетентности, которая проверяется в соответствующей деятельности, должно сопровождаться ощущением успеха, чувством удовлетворенности от проделанной работы и ее результатов. Это будет мощным стимулом к следующему витку своей спиралевидной траектории непрерывного образования. На сегодняшний день, для врача-преподавателя осознание его некомпетентности происходит преимущественно в области педагогического знания. Это имеет объективную основу, так как для этой деятельности его никто целенаправленно не готовил. Поэтому освоение педагогической траектории, в отличие от медицинской, у врачей, занимающихся преподавательской деятельностью, идет параллельно с их образовательной траекторией.

Педагогическое мастерство — это не раз и навсегда установленные каноны единых требований преподавания, а постоянное творчество профессорско-преподавательского корпуса, решающего сложнейшие вопросы обучения и воспитания в духе лучших традиций. Поэтому подготовка преподавателей в данном направлении есть процесс непрерывный и творческий. Участие в международном проекте Тетрш-4, девиз которого «Образование через всю жизнь», даст возможности сделать этот процесс также системным и обоснованным. Дальнейшее распространение результатов проекта позволит развивать обучение медицинских кадров на более качественном уровне и получать удовлетворение от процесса как обучающимся, так и обучающим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубчикова М.Г Индивидуальная траектория непрерывного образования как способ личностной и профессиональной абилитации педагога // Модернизация образования: проблемы, пути решения: материалы международной научнопрактической конференции. — Иркутск, 2005. — С. 23-29.

2. Волков К. Конец мелового периода // Итоги, 2004. — №11. — С. 8-13.

3. Косарев И.И., Попков В.А. Педагогические аспекты высшего медицинского образования. — М.: ФГУП Экспериментальная типография, 2003. — С. 6-11.

Информация об авторах: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, тел. (3953) 46-53-33, е-шаіЕ man-aleksandrv@yandex.ru Маньков Александр Викторович — ассистент, к.м.н.,

Шпрах Владимир Викторович — ректор, заведующий кафедрой, проф., д.м.н.,

Пивень Дмитрий Валентинович — проректор по научной работе, заведующий кафедрой, проф., д.м.н., Горбачева Светлана Михайловна — заведующая кафедрой, проф., д.м.н.,

Голубчикова Марина Геннадьевна — доцент, к.п.н., Алферова Марина Алексеевна — начальник отдела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.