Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в учебном процессе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей'

Современные образовательные технологии в учебном процессе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунько Ольга Вячеславовна

Представлена характеристика современных образовательных технологии в учебном процессе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей: кейс-методы, ролевые игры, метод проектов, мозговой штурм, ситуационные задачи и оригинальные разработки сотрудников кафедры. Анализ использования инновационных технологий в учебном процессе на кафедре психиатрии позволяет сделать вывод об улучшении качества образовательного процесса: активизируется работа на семинарах и практических занятиях; улучшается усвоение учебной информации; формируются навыки отстаивания собственной точки зрения с учетом приобретенных знаний; появляется интерес к углублению своих профессиональных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунько Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies in educational process of psychiatry department of Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education

Th e characteristic of modern educational technologies in educational process of Psychiatry Department is presented: cases methods, role games, method of projects, brain storm, situational tasks and original elaborations of employees of the Department. Th e analysis of innovative technologies use in educational process of Psychiatry Department allows to draw a conclusion on improvement of educational process quality: work at seminars and practical lessons becomes more active; mastering the educational information improves; skills of asserting own point of view are formed taking into account the got knowledge; there is an interest to a perfecting the professional knowledge.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в учебном процессе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей»

ЛИТЕРАТУРА

1. Горяев Ю.А. Пути активизации познавательной деятельности студентов на лекциях. // Вестник Балтийской педагогической академии. — 2009. — Вып. 92. — С. 18-22.

2.ЖуковаЕ.В., ПогореловаИ.Г., Калягин А.Н. Педагогическая техника как один из компонентов мастерства преподавателя высшей школы. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2009. — Т.85. №2. — С. 125-126.

3. Жукова Е.В., Погорелова И.Г., Калягин А.Н. Вербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2010. — Т. 92. №1. — С. 136-138.

4. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. / Под ред. Т.А. Ладыженского, АК. Михальской. — М., 1989. — С. 99.

5. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2009. — Т.86. №3. — С. 172-174.

6. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие. / Под ред. А.А. Деркача. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 386 с.

7. Шантуров А.Г Вузовская лекция. — Иркутск, 1994. — 268 с.

Информация об авторе: 664046, Иркутск, а/я 62, тел. (3952) 703722, 708661, e-mail: akalagin@mail.ru

Калягин Алексей Николаевич — доцент, к.м.н.

© ПЕТРУНЬКО О.В. — 2010

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

О.В. Петрунько

(Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Россия)

Резюме. Представлена характеристика современных образовательных технологии в учебном процессе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей: кейс-методы, ролевые игры, метод проектов, мозговой штурм, ситуационные задачи и оригинальные разработки сотрудников кафедры. Анализ использования инновационных технологий в учебном процессе на кафедре психиатрии позволяет сделать вывод об улучшении качества образовательного процесса: активизируется работа на семинарах и практических занятиях; улучшается усвоение учебной информации; формируются навыки отстаивания собственной точки зрения с учетом приобретенных знаний; появляется интерес к углублению своих профессиональных знаний.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, учебный процесс.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF PSYCHIATRY DEPARTMENT OF IRKUTSK STATE INSTITUTE FOR POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION

O.V. Petrunko

(Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education, Russia)

Summary. The characteristic of modern educational technologies in educational process of Psychiatry Department is presented: cases — methods, role games, method of projects, brain storm, situational tasks and original elaborations of employees of the Department. The analysis of innovative technologies use in educational process of Psychiatry Department allows to draw a conclusion on improvement of educational process quality: work at seminars and practical lessons becomes more active; mastering the educational information improves; skills of asserting own point of view are formed taking into account the got knowledge; there is an interest to a perfecting the professional knowledge.

Key words: modern educational technologies, educational process.

Объективная реальность привела к необходимости пересмотра педагогической парадигмы в работе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей и активному внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий, базирующихся на принципе конструктивизма. Отметим, что это, несомненно, привело и к изменению и роли преподавателя в учебном процессе.

Конструктивизм рассматривает учение как активный познавательный процесс, в котором учащиеся создают новые идеи, взгляды, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах и понятиях [3]. Обучающийся отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль педагога-конструктивиста заключается в том, чтобы помогать учащимся, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом преподаватель и учащийся являются соучастниками этого

Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить.

А. Дистервег

процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Новая информация, новый материал предлагается учащимся системно, как целостная концепция, теория, но без детализации, без «разжевывания». Обучающиеся в процессе активного диалога, стимулируемого преподавателем, пытаются уяснить некоторые положения, детали, неясности. Весь диалог строится на проблемной основе, связанной с реальными жизненными ситуациями, знакомыми учащимся.

Современные модели активного взаимодействия преподаватель — слушатель ориентированы не на получение готовой, а на поиск новой информации, где ключевыми словами являются «найти, создать, освоить» [2].

Используя основной принцип конструктивизма — создание собственного знания на основе ранее приобретенного опыта, ранее усвоенных знаний, педагогический процесс на кафедре психиатрии подчинен стремлению сделать учебный процесс максимально индивидуализированным, личностно-ориентированным. Для этого в начале обучения на циклах общего и тематического обу-

чения, профессиональной переподготовки проводится разделение курсантов на группы в зависимости от опыта работы, квалификации, вида трудовой деятельности (амбулаторное или стационарное звено), учитываются и результаты входного тестирования. Указанное деление на группы позволяет проводить учебный процесс с максимальным учетом изначального уровня профессиональных знаний и потребностей курсантов в его повышении.

В начале каждого цикла обучения курсантам предлагается на выбор раздаточная литература для изучения во время учебы и диски с электронной библиотекой изданий по изучаемому разделу, что дает возможность слушателям при самостоятельной работе выбрать те аспекты диагностики и терапии, которые для них более значимы в практической деятельности. Куратор цикла проводит инструктаж о возможности использования ресурсов библиотеки ГОУ ДПО ИГИУВа, ОГУЗ ИОКПБ№1 (по договоренности с руководством больницы) и библиотеки кафедры.

Для повышения мотивации обучения курсантов на цикле предлагается подготовить для обсуждения в процессе занятий отчет о своей профессиональной деятельности. Отчет курсанта с учетом замечаний и рецензии сотрудников кафедры в дальнейшем учитывается при прохождении аттестационной комиссии. Предлагается подготовить в виде тезисов опыт применения современной диагностической или терапевтической технологии. Этот материал после обсуждения на цикле может быть использовано слушателем для подготовки печатной работы в специализированные сборники.

В настоящее время проведение занятий с использованием активных методов стало возможным благодаря технической оснащенности кафедры современной аппаратурой. На кафедре имеются мультимедийные проекторы, компьютеры, ноутбуки, электронные учебные материалы.

В соответствии с современными образовательными технологиями [5] за последние 5 лет в учебный процесс на кафедре психиатрии внедрены: кейс-методы, ролевые игры, метод проектов, мозговой штурм, ситуационные задачи и собственные разработки.

Приведем характеристику кейс-технологий в учебном процессе на кафедре. Используется три вида кейсов: кейс в виде истории болезни, кейс в виде клинического разбора, кейс как эталон (образец) истории болезни.

Кейс в виде истории болезни (событие из реальной практики) содержит перечень (набор) вопросов к врачам-слушателям и заключительные комментарии преподавателя. Например, структура кейса по теме «Депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства» включает следующие разделы: вопросы к слушателям, анамнестические данные, результаты настоящего обследования, оценка депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств в виде Аффектограммы (оригинальная технология кафедры), проводимая терапия, динамика состояния в ходе терапии, резюме.

Кейс в виде клинического разбора содержит следующие разделы: вопросы к врачам-слушателям, анамнестические данные, результаты настоящего обследования, проводимая терапия, ее эффективность, текст беседы с пациентом на клиническом разборе, обсуждение данного случая различными специалистами (сотрудниками кафедры, неврологом, клиническим психологом и другими специалистами) с высказыванием альтернативных или противоположных мнений в отношении диагноза, тактики лечения, резюме.

Кейс как эталонная история болезни (образец) преимущественно находит применение при работе с клиническими ординаторами и интернами.

Для проведения рубежного и итогового собеседования в ходе проведения циклов, а также при проведении семинарских занятий широко используются разработанные сотрудниками кафедры комплекты ситуационных задач, что позволяет оценить возможность слушателя ориентироваться в конкретной практической ситуации с обоснованием алгоритма диагностики и терапии.

Считается, что для наиболее эффективного восприятия и запоминания материала обучающимися необходимо использовать все репрезентативные системы (системы переработки информации): визуальную (переработка информации зрительными образами), слуховую (переработка информации звуковыми ощущениями), кинестетическую (переработка информации телесными ощущениями). Каждый человек, как правило, пользуется преимущественно одной из перечисленных систем. Расширение возможностей восприятия информации обуславливается за счет ролевых игр, когда используются все репрезентативные системы, позволяет максимально запомнить необходимую информацию. На кафедре психиатрии в настоящее время используются следующие виды ролевых игр: «Конференция малых групп», «Врач-больной», «Суд», «Консилиум», «Пресс-конференция».

Исходя из педагогического опыта каф едры, можно сделать вывод, что, к примеру, деловая игра «Конференция малых групп» — это удобная технология для изучения критериев диагностики и дифференциальной диагностики психических расстройств, их систематики и классификации; психофармакологии (показания к назначению препаратов, противопоказания, побочные эффекты). В целом, этот метод может использоваться в ситуациях, где требуется выработать навыки операционального подхода и систематизации данных.

В настоящее время при подготовке слушателей широкое применение находит использование метода проектов. На кафедре психиатрии используются два вида проектов: информационные и исследовательские.

Информационные проекты предлагаются для врачей слушателей циклов общего и тематического усовершенствования, профессиональной переподготовки. В начале цикла врачи-слушатели выбирают из предложенного списка тему для представления проекта. Во время обучения курсант анализирует предложенную литературу, обсуждает с преподавателем кафедры свой проект. Защита проекта проводится в виде конференции с обсуждением представленного проекта другими курсантами и сотрудниками кафедры.

Исследовательские проекты предназначены преимущественно для клинических ординаторов и интернов кафедры. Предлагается выбрать тему для проведения научно-исследовательского поиска. Работа над проектом осуществляется совместно с сотрудниками кафедры с представлением результатов работы на внутрикафе-дральной конференции. В перспективе возможно продолжение научного исследования в качестве поисковой темы диссертационного исследования под руководством профессора А.С.Боброва.

Метод «мозговой штурм» как вариант семинара при обсуждении современного состояния проблем клинической психиатрии и наркологии находит применение на кафедре психиатрии. Данная технология позволяет оценить уровень подготовки врачей-слушателей, определить особенности их активности в группе. Применение данного метода в начале цикла позволяет преподавателю сформировать мнение о курсантах, помогает при распределении курсантов на группы для занятий на цикле.

Одним из обязательных этапов рассмотрения различных тем на семинарах является использование педагогической методики «Дискуссионный клуб». Обучение слушателей навыкам ведения дебатов важно, так как в процессе дискуссии у обучающихся формируются навыки, позволяющие сформировать принципы толерантного поведения. Участники дискуссии учатся аргументировано и логично выстраивать своё выступление, быть убедительными. Один из наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дебатов — это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то имеет другую точку зрения. При этом идет поиск компромисса для разрешения проблемы или сближения позиций оппонентов. Обязательными элементами дискуссии является определение актуальности темы путем представления разных точек зрения на рассматриваемую проблему в специализированной отечественной и зарубежной лите-

ратуре. Слушатели знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Опровержение позиции оппонентов достигается приведением фактов из собственной практики или данных литературы; создание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии с подтверждение фактами и клиническими примерами.

В практической деятельности кафедры находят применение и элементы дистанционного образования. Так, на выездных циклах используется так называемая пред-цикловая подготовка. Заблаговременно в адрес лечебного учреждения, где будет проводиться обучение, высылаются вопросы для самоподготовки и необходимая литература. Данная практика позволяет подготовить курсантов для обучения на цикле; восстановить в памяти то, что забылось за 5 лет с момента последнего обучения. Разработан модуль дистанционного обучения по основным разделам психиатрии для обучения врачей общей практики. Внедрение инновационных интерактивных методов обучения, активное вовлечение слушателей в процесс получения знаний способствует формированию потребности в самостоятельной работе за рамками времени, отведенного на очную часть обучения. Кафедра проводит подготовительную работу по самообучению врачей в 5-летний период между сертификационными циклами в виде участия в научных конференциях, подготовки тезисов, что учитывается при аттестации врачей. Это будет способствовать и решению таких задач андра-гогики, как потребности в самостоятельном решении практических задач и личностно-профессионального развития. С учетом современной социально экономической ситуации кафедра психиатрии ориентируется на разработку курсов дистанционного обучения в системе

i.Logos [1]. К перспективному контингенту обучающихся на циклах дистанционного обучения можно отнести молодых специалистов, работающих в Иркутской области и других регионах, для которых отрыв от постоянного места работы и проживания является нежелательным и сопровождается материальными затратами. Требуется готовность со сторону руководителей медицинских учреждений к проведению очно-заочных циклов с использованием дистанционного обучения.

Среди собственных разработок кафедры психиатрии, в учебный процесс внедрена методика использования до начала занятий вопросов для определения индивидуального интереса слушателей. Данная технология позволяет определить уровень подготовки слушателей, помогают определить, на что необходимо обратить особое внимание при представлении лекционного материала. В целях оценки эффективности образовательного процесса и работы преподавателей используется анонимное анкетирование слушателей после каждого цикла обучения.

Внедрение новых технологий обучения ставит преподавателя в ситуацию необходимости постоянно пополнять свои профессиональные знания, проверять их востребованность путем обратной афференции со слушателями. Актуальным становится вопрос о построении и реализации для врача-преподавателя не только его врачебной, педагогической, но и образовательной траектории [4].

Анализ использования инновационных технологий в учебном процессе на кафедре психиатрии позволяет сделать вывод об улучшении качества образовательного процесса: активизируется работа на семинарах и практических занятиях; улучшается усвоение учебной информации; формируются навыки отстаивания собственной точки зрения с учетом приобретенных знаний; появляется интерес к углублению своих профессиональных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферова М.А. Разработка курса дистанционного обучения в системе гЬодо8: Метод. пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. — 39с.

2. Алферова М.А., Голубчикова М.Г Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов: Метод. рекомендации. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. — 24с.

3. Алферова М.А., Лебедев К.С. Технологии дистанцион-

ного обучения: Электронное учебное пособие. — Иркутск: Вектор, 2009.

4. Голубчикова М.Г Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров: Учебное пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. — 84 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.

Информация об авторах: 664079, Иркутск, микрорайон Юбилейный, д.100, ГОУ ДПО ИГИУВ, кафедра психиатрии; тел. /факс: (3952) 46-45-68; e-mail: рetrounko@mail.ru Петрунько Ольга Вячеславна — доцент, к.м.н.

© КУЗЬМИН М.Ю., КОЗЛОВА Н.М. — 2010

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕКЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

М.Ю. Кузьмин1, Н.М. Козлова2

^Иркутский государственный университет, 2Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия)

Резюме. В статье рассматривается проблема использования техник нейролингвистического программирования (НЛП) при подготовке лекций. Обсуждаются способы установления раппорта со студентами.

Ключевые слова: лекция, НЛП, подготовка студентов медицинских ВУЗов.

USING OF NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING TECHNOLOGIES IN PREPARING LECTURES FOR STUDENTS OF MEDICAL HIGHER SCHOOL

M.Y. Kuzmin1, N.M. Kozlova2 ('Irkutsk State University, 2Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The problem of Neuro-Linguistic Programming (NLP) technologies in preparing lectures for medical students is considered in the paper. The ways of rapport establishment are discussed.

Key words: a lecture, NLP, training of medical students.

Лекция как форма обучения получила широкое распространение в высшей школе. По определению, лекция (от лат. lectio — чтение) есть систематическое, последовательное, монологическое изложение учебного материала, как прави-

ло, теоретического характера. Классическая лекция относится к словесным, наиболее древним методам обучения. Она отличается более строгой структурой, объемом сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.