ки, применения и оценки результатов обучения с использованием современных образовательных технологий через автоматизированную информационную систему.
Автоматизированная информационная система (АИС) академии предназначена для повышения качества управления учебным процессом за счет использования объективных данных, регистрируемых последовательно на каждом его этапе, а также для формирования в автоматическом режиме требуемой аналитической и итоговой отчетной информации.
Структура АИС соответствует решаемым с её помощью задачам и включает в себя ряд основных блоков.
- Блок «Структура и штат института» содержит структуру учебных подразделений института, обеспечивает управление их штатным расписанием, управление назначением сотрудников на должности и их увольнением, вычисление итоговой педагогической нагрузки преподавательского состава, формирование нестандартных запросов к базе данных по информации о сотрудниках института.
- Блок «Планирование учебного процесса» обеспечивает ведение сводного классификатора учебных циклов, проводимых в институте, формирование учебно-производственного плана учебных подразделений и сводного плана института в целом, формирование расписания проведения занятий и итоговой отчетности в рамках учебных циклов.
- Блок «Учебный процесс» включает автоматизированную регистрацию слушателей при поступлении на учебные циклы, формирование электронной карточки слушателя, формирование списков слушателей на получение сертификатов специалиста, регистрацию итоговой успеваемости слушателей на цикле, что значительно разгружает преподавателей от рутинной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферова М.А. Основные подходы к разработке дистанционных курсов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - Т. 90. №7. -С.256-258.
2. Голубчикова М.Г., Шпрах В.В., Крамарский В.А. Современные технологии и методы обучения в последипломном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - Т. 90. №7. - С.252-254.
- Блок «Отчетные формы и аналитика» позволяет в автоматическом режиме формировать аналитическую и итоговую государственную отчетность по итогам проведения учебного процесса.
- Блоки «Кафедры» и «Преподаватели» позволяет формировать кафедральные и индивидуальные планы учебной и научной работы в электронном виде, а также всегда иметь информацию о состоянии дел в данных видах деятельности.
Алгоритмы работы и состав информации, циркулирующей в АИС, соответствуют нормативным требованиям, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ. По мере изменения нормативно-правовой базы производится соответствующая корректировка алгоритмов, учётных и отчетных форм. Но основным преимуществом данной автоматизированной системы управления является возможность, предоставляемая преподавателям в выборе тех видов деятельности, методических и научных продуктов, которые им наиболее интересны. Любое достижение, запланированное и выполненное, как отдельным сотрудником, так и коллективом не останется незамеченным, а если оно сделано «сверх плана», то будет учтено при распределении стимулирующей части заработной платы.
Таким образом, система работы учреждения дополнительного образования направлена на организационнометодическое сопровождение преподавателей и оказание помощи врачам-педагогам в выборе индивидуальной педагогической траектории, способствует их продвижению от осознанной некомпетентности в каком-либо вопросе к осознанной компетентности в свое профессиональной деятельности.
3. Коклюхин С.П. Информационная система поддержки управления учебным процессом Иркутского ГИУВа (версия 1.1.): Рук-во пользователя. - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. -84 с.
4. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2008. - Т. 77. №2. - С.106-109.
Информация об авторах: Голубчикова Марина Геннадьевна - к.м.н., доцент, 664011, Иркутск, ул. Н.Набережная д.6,
e-mail: [email protected]
© СКВОРЦОВА Р.Г., КУЗЬМЕНКО В.В. - 2012 УДК 616-07: 378.046.4
НОВЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Раиса Григорьевна Скворцова1-2, Владимир Викторович Кузьменко1-2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра клинической лабораторной диагностики, зав. - д.б.н., проф. Р.Г. Скворцова; 2Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр, гл. врач - к.м.н. И.В. Ушаков)
Резюме. В работе представлен опыт использования нового направления в процессе освоения теоретических знаний в период повышения квалификации специалистов на кафедре клинической лабораторной диагностики. Показаны преимущества предоставления слушателям лекционного и дополнительного материала по проблемам клинической лабораторной диагностики на CD-R дисках.
Ключевые слова: клиническая лабораторная диагностика, повышение квалификации врачей, дистанционное обучение.
THE NEW METHODS OF TRAINING OF EXPERTS AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL LABORATORY DIAGNOSTICS
R.G. Skvortsova1-2, V.V. Kuzmenko1-2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, 2Irkutsk Regional Clinical Advisory and Diagnostic Center)
Summary. In the paper the experience of use of the new trend in the process of development of theoretical knowledge in the period of postgraduate studies of the specialists at chair of clinical laboratory diagnostics is presented. The advantages of presenting a lecture and additional material on the problems of clinical laboratory diagnostics on CD-R disks has been shown.
Key words: clinical laboratory diagnostics, postgraduate studies of doctors, on-line teaching.
Клиническая лабораторная диагностика является комплексной медицинской специальностью, в которую входит большое число субдисциплин. Подготовка специалистов по этому направлению до 1997 года в медицинских ВУЗах России практически не велась, и в клинико-диагностических лабораториях (КДЛ) на должностях врачей-лаборантов работали врачи других специальностей, биологи, химики и даже ветеринары. В настоящее время специалистов для КДЛ готовят в ряде ВУЗов страны [3] по специальностям: врач-биохимик, врач-биофизик и врач-кибернетик, но этого крайне недостаточно. В КДЛ, согласно приказам МЗ и СР РФ [4], продолжают работать старые кадры и принимаются новые, но в основном без специального образования.
Повышение квалификации специалистов в этой области проводится на последипломном этапе в соответствии с утвержденными типовыми программами [6]. На циклах повышения квалификации, как правило, присутствуют совершенно разные по подготовке и возрасту специалисты, что существенно затрудняет процесс преподавания на современном уровне. Эти вопросы как «проблема с долгосрочным разрешением» обсуждались на научно-практической конференции «Лабораторная медицина в свете Концепции развития здравоохранения России до 2020 года» в 2009 году, но пока остаются трудно решаемыми.
Кроме того, структура преподавания специальности на последипломном этапе, в связи с требованиями системы менеджмента качества (СМК) и введением Национальных стандартов, усложнилась большим числом регламентирующих документов, часто опережающих наши реалии, и поэтому трудно воспринимаемых слушателями. Учитывая все выше сказанное, в практику преподавания клинической лабораторной диагностики на кафедре были внедрены новые для наших специалистов методы.
Целью настоящей статьи было представить новое направление в процессе освоения теоретических знаний при повышении квалификации специалистов на кафедре клинической лабораторной диагностики Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования (ИГМАПО).
На кафедре реализуется целый ряд форм профессиональной подготовки врачей клинической лабораторной диагностики: интернатура, циклы профессиональной переподготовки для специалистов с высшим медицинским образованием и для специалистов с высшим биологическим образованием, циклы тематического усовершенствования, декадники и стажировки. В каждой их этих форм присутствует элемент теоретической подготовки специалистов, требующий не только посещения лекций, но и самостоятельной подготовки. При использовании таких технологий как кейс-метод [1], деловые игры, метод проектов [2], так же необходима соответствующая профессиональная информация.
В настоящее время имеется достаточно специальной литературы по разделам клинической лабораторной диагностики, которую с успехом можно использовать для самообразования в рамках повышения квалификации специалистов. Однако, материально-техническая база большей части клинико-диагностических лабораторий на территории Иркутской области не позволяет специалистам иметь доступ на местах к этой литературе. В связи с вышесказанным в образовательный процесс кафедры был введен элемент системы дистанционного обучения (ДО) [5] с использованием стационарных электронных носителей (flash-карты, диски CD-R).
Для обучения специалистов с разным уровнем знаний наиболее эффективной оказалась комплексная технология
обучения - с использованием лекций - визуализаций и элементов ДО. Присутствие в группе специалистов с опытом работы и молодых, начинающих специалистов, оказалось взаимовыгодным при использовании этой технологии. Ещё более важным было отойти от привычного графика повышения квалификации специалистов «раз в пять лет», и перейти к непрерывному медицинскому образованию, что было заложено ещё в «Концепции развития лабораторной службы РФ 2002-2010 гг.», и до сегодняшнего дня остается актуальным.
Краткая характеристика проекта обучения специалистов клинической лабораторной диагностики с использованием вышеуказанной технологии представлена 4-мя основными этапами.
1-ый этап. Теоретический материал на кафедре слушатели осваивают, посещая лекции. В отличие от рутинных конспектов лекций и распространенной на «Западе» формы в виде слайд-конспектов, наши слушатели после прослушанной лекции имеют возможность воспроизвести полученную на кафедре информацию на своем ПК в полном объеме, используя диски CD-R (рис. 1).
Для этого курсантам выдается два диска CD-R объемом по 700 Mb с отдельным оглавлением для каждого диска. Оглавление можно распечатать и иметь под рукой на рабочем месте для поиска нужной информации.
Большой объем информации на дисках связан с вынужденным дроблением клинической лабораторной диагностики на отдельные специальности (клиническая биохимия, гематология, иммунология и т.д.), а каждый цикл тематического усовершенствования (ТУ) посвящен узкому разделу дисциплины. Взаимопроникновение и взаимосвязь дисциплин в клинической лабораторной диагностике требует всего комплекса знаний, чего, к сожалению, специалисты КДЛ в большинстве своем не получили в ВУЗах. К тому же на цикл ТУ зачастую, специалисты приходят без учета тематики, непосредственно связанной с их практической деятельностью. Просто подошло время аттестации или истек срок после последнего повышения квалификации.
Электронная форма предоставления слушателям профессиональной информации имеет целый ряд преимуществ:
- На диске CD-R записаны лекционные курсы циклов кафедры и тематические презентации ведущих специалистов РФ, предоставивших свои материалы для освоения теоретического цикла по указанным разделам.
- Весь лекционный материал и часть дополнительного материала на дисках CD-R, представлены в виде слайдов “PowerPoint”, которые могут быть использованы курсантами для подготовки собственных презентаций (Обзорные файлы).
Доступность больших объемов ■інформації и
Объем информации ограничен
Бумажные носители информации
Электронные носители информации
Возможность поиска необходимой информации до включения ПК в распечатанном оглавлении информационного СО -И диска
У
Экономия времени на поиск профессиональной информации
Рис.1. Сравнение бумажных и электронных форм предоставления материала для повышения квалификации врачей клинической лабораторной диагностики.
- Информационно-справочная литература включает полнотекстовые методические пособия, рекомендации и статьи по всем предлагаемым кафедрой темам циклов.
- Документы, регламентирующие деятельность специалистов КДЛ обновляются, по мере появления новых (Информационно-справочные файлы).
- Наличие на дисках такого объема информации дает возможность непрерывного повышения уровня знаний.
- Сознание, того, что материал лекций не конспектируется слушателями, во-первых, дает определенную свободу преподавателю в освещении материала, экономит время, а значит, увеличивает объем изложенной информации, во-вторых, позволяет слушателям сконцентрировать внимание на материале, а не на том, успеет ли он записать услышанное.
- Этот тип обучения преследует цель не только приобретения новых знаний, но и их воспроизведение. Материалы на диске (например, требования к преаналитическому этапу лабораторных исследований) нужны не только и не столько врачам клинической лабораторной диагностики, сколько врачам-клиницистам, лаборантам, медицинским сестрам, берущим биологический материал для исследований. Презентации по этой тематике доступны для воспроизведения. Важно, что в этом случае носителями необходимой информации могут быть уже наши курсанты.
Примитивизм формы предоставления информации на CD-R дисках пока диктуется отсутствием доступа к Интернету у большей части наших слушателей. Тем не менее, сотрудниками кафедры уже созданы несколько учебных модулей в программе ^одоБ, которые используются как элемент ДО.
Программа ^одоБ разработана компанией 1Рот1. Её функциональность привлекательна рядом технических решений, в числе которых:
- легкий импорт SCORM-курсов в систему;
- возможность экспорта курсов из системы;
- встроенный опНпе-редактор SCORM-совместимых курсов с возможностью редактирования HTML-страниц на сервере;
- простой, удобный интерфейс;
- простота установки;
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубчикова М.Г. Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров: Учебное пособие. - Иркутск.: РИО ИГИУВа, 2007. - 83 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: аРкТИ, 2003. - 112 с.
3. Пикалов И.В., Степанова Е.Г., Паламарчук М.В. и др. Подготовка компетентного лабораторного специалиста на кафедре клинической лабораторной диагностики // Лабораторная медицина в свете Концепции развития здравоохранения России до 2020 года: тр. науч.-практич. конф.
- М., 2009. - С.326.
- невысокие требования к компьютерам клиентов, на которых должен быть настроен доступ в Интернет и установлен один из распространенных браузеров.
2-ой этап. Полученные курсантами в начале тематического цикла CD-R диски служат вспомогательным материалом для индивидуальной подготовки по методикам деловых игр, ситуационных задач и методу проектов.
3-ий этап. Для закрепления полученных на циклах знаний, а так же для развития у слушателей способностей самостоятельно приобретать новые знания и развивать мышление, проводятся тематические конференции, на которых слушатели представляют собственные презентации на заданную тему. Для подготовки конференций слушатели используют имеющийся на дисках лекционный материал, дополнительно предоставляемую информацию, а так же библиотечные ресурсы ИГМАПО. Конференции ценны ещё и тем, что часто доклады специалистов представляют собственный опыт и дополняют лекционный курс случаями из практики. Доклады могут быть скопированы на любой электронный носитель для ознакомления слушателями. Специалисты, имеющие опыт работы по специальности, часто не умеют достаточного опыта в работе с ПК, в чем им помогают молодые специалисты. Так устанавливаются контакты и взаимопонимание.
4-ый этап. Тренинг по самотестированию в реальном времени перед сдачей экзамена можно проводить, как с домашнего компьютера, так и с ПК на кафедре, войдя на сайт некоммерческого партнерства (ассоциации) специалистов лабораторной диагностики http://asld.baikal.ru. Как в программе ^одоБ, так и на СD-R дисках курсантам предложены тестовые задания по всем вопросам клинической лабораторной диагностики с возможностью самоконтроля для подготовки к рубежному тестированию.
Как показывает опыт, применение комплексной технологии преподавания на курсах повышения квалификации врачей клинической лабораторной диагностики позволяет активизировать творческий и профессиональный потенциал обучающихся, улучшает и ускоряет восприятие материала, заставляет врачей с разных сторон посмотреть на некоторые аспекты своей деятельности, а также делает процесс обучения интересным и необычным.
4. Приказ Минздравсоцразвития России №210н от 23 апреля 2009 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации».
5. Сергеенко И.В. Концептуальные идеи моделирования и реализации дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - №7. - С.17-33.
6. Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по клинической лабораторной диагностике. - М.: Изд-во ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007. -197 с.
Информация об авторах: 664079, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел. (3952) 665593, e-mail: [email protected], Скворцова Раиса Григорьевна - заведующий кафедрой, д.б.н., профессор;
Кузьменко Владимир Викторович - заведующий лабораторией, к.м.н.
© КРАСНОВА Ю.Н. - 2012 УДК-378.046.4(571.53)+354:616.89-008.441.33
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА НА 2010-2015 ГОДЫ»
Юлия Николаевна Краснова (Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф.
В.В. Шпрах, кафедра геронтологии и гериатрии, зав. - к.м.н., доц. В.Г. Пустозеров)
Резюме. По результатам исследования GATS, Россия занимает лидирующие позиции по распространенности курения табака в мире. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило «Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы». В статье проведен анализ деятельности ИГМАПО в рамках реализации данной концепции. Представлена собственная образовательная