Научная статья на тему 'Анализ готовности обучающихся к включению в мобильный учебный процесс в дополнительном профессиональном образовании'

Анализ готовности обучающихся к включению в мобильный учебный процесс в дополнительном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / МОБИЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOBILITY / MOBILE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / FULL TIME AND CORRESPONDENCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферова Марина Алексеевна, Баженова Юлия Викторовна, Голубчикова Марина Геннадьевна

В статье представлен аналитический материал по результатам исследования готовности обучающихся в системе дополнительного профессионального медицинского образования к включению в мобильный учебный процесс с использованием дистанционных технологий обучения. На основе анализа мнения обучающихся специалистов авторы делают выводы о возможностях совершенствования образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алферова Марина Алексеевна, Баженова Юлия Викторовна, Голубчикова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The anaiysis of readiness of students to be involved in mobile training in supplementary professional education

The article represents the analytical materials based on the results of investigations of preparation of students in the system of continuing professional education, so it shows that they are able to be included in a mobile educational process of using distanced technologies in education. The authors have made a conclusion, based on opinions of students, about opportunities of improving educational process in the system of continuing professional education.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности обучающихся к включению в мобильный учебный процесс в дополнительном профессиональном образовании»

Таким образом, использование интерактивных форм и методов обучения в процессе практических занятий по общей хирургии позволяет:

1. студенту приобрести опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

2. учебной группе получить навык общения и взаимодействия в малой группе, формирования ценностно-ориентированного единства группы;

ЛИТЕРАТУРА

1. БелобородовВ.А., ПинскийС.Б., Брегель AM., Келъчевская Е.А. Инновации в учебно-исследовательской работе студентов на кафедре общей хирургии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010. - Т. 98. №7. - С.22-24.

2. Косолапова М.А., Бфанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР. - Томск: ТУСУР, 2012. - 86 с.

3. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (Методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. - 58 с.

3. системе преподаватель - группа приобрести нестандартное отношение к организации образовательного процесса, сформировать мотивированную готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных группах.

Наличие положительных факторов от интерактивных методов обучения позволяет их рекомендовать к широкому использованию при проведении практических занятий по предмету «общая хирургия».

REFERENCES

1. Beloborodov V.A., Pinskii S.B., Bregel A.I., Kelchevskaja E.A. Innovations in educational- research work of the students at the department of general surgery // Sibirskij Medicinscij Zurnal (Irkutsk). - 2010. - Vol. 98. №7. - P.22-24. (in Russian)

2. Kosolapova M.A., Bfanov V.I., Kormilin V.A., Bokov L.A. The position about interactive teaching methods of students on FGES 3 at the technical university: for teachers of TUSMR. - Tomsk: TUSMR, 2012. - 86 p. (in Russian)

3. Reutova E.A. The use of active and interactive teaching methods in educational process of high school (Methodical recommendations for teachers Novosibirsk of GAU. - Novosibirsk: Publishing house, NGAU, 2012. - 58 p. (in Russian)

Информация об авторах:

Фролов Александр Петрович - к.м.н., доцент кафедры общей хирургии с курсом урологии, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: frolov7788@rambler.ru; Белобородов Владимир Анатольевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей хирургии с курсом урологии, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: bva555@yandex.ru

Information About the Authors:

Frolov Aleksandr Petrovich - MD, PhD, associate professor, 664003, Irkutsk, Krasnoe Vosstanie st., 1, e-mail: frolov7788@rambler.ru; Beloborodov Vladimir Anatolyevich - MD, PhD, professor, the Head of Department, 664003, Irkutsk, Krasnoe Vosstanie St., 1,

e-mail: bva555@yandex.ru

© АЛФЕРОВА М.А., БАЖЕНОВА Ю.В., ГОЛУБЧИКОВА М.Г. - 2014 УДК: 378.046.4:371.3

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВКЛЮЧЕНИЮ В МОБИЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Марина Алексеевна Алферова1, Юлия Викторовна Баженова1, Марина Геннадьевна Голубчикова2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, отдел технологий обучения, зав. - М.А. Алферова, кафедра лучевой диагностики,

зав. - к.м.н., доц. Б.И. Подашев; 2Восточно-Сибирская государственная академия образования, ректор - д.физ.-мат.н., проф. Н.А. Перязев, кафедра педагогики, зав. - д.п.н., проф. Е.Л. Федотова)

Резюме. В статье представлен аналитический материал по результатам исследования готовности обучающихся в системе дополнительного профессионального медицинского образования к включению в мобильный учебный процесс с использованием дистанционных технологий обучения. На основе анализа мнения обучающихся специалистов авторы делают выводы о возможностях совершенствования образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: мобильность, мобильный учебный процесс, дистанционные технологии обучения, очно-заочное обучение.

THE ANAIYSIS OF READINESS OF STUDENTS TO BE INVOLVED IN MOBILE TRAINING IN SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION

M.A. Alferova1, Y.V. Bazhenova1, M.G. Golubchikova2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education; 2East-Siberian State Academy of Education, Russia)

Summary. The article represents the analytical materials based on the results of investigations of preparation of students in the system of continuing professional education, so it shows that they are able to be included in a mobile educational process of using distanced technologies in education. The authors have made a conclusion, based on opinions of students, about opportunities of improving educational process in the system of continuing professional education.

Key words: mobility, mobile education, distance learning, full time and correspondence education.

Основной задачей дополнительного профессионального образования (ДПО) является совершенствование уровня подготовки специалистов, которые способствуют сохранению научного, культурного и духовного потенциала, обеспечивают преемственность научных и педагогических школ. Ускорение темпов современной жизни, нескончаемая череда

реформ в области высшего образования заставляет высшие учебные заведения подстраиваться под новые условия внешней среды. Информационное общество в XXI в. заинтересовано в предоставлении выбора режимов учебной деятельности для обучающегося на основе междисциплинарного подхода.

Современный этап развития общества характеризуется необходимостью непрерывности образования в любой сфере. Переход от традиционной к инновационной парадигме непрерывного образования проявляется в том, что преподаватели и обучающиеся дальше не могут в рамках традиционных форм и содержания решать задачи повышения профессионализма. Появляется ситуация востребованности нововведений, новых технологий обучения, соответствующих новым условиям и задачам. Это касается всех компонентов учебного процесса: цели, задач, содержания, методов и форм обучения, стиля общения преподавателя со слушателями [1,2,7].

В связи с этим возникает необходимость модернизации, формирования новой системы дополнительного профессионального образования, соответствующей современному уровню научно-технологического и социального развития, в основе которого должна лежать идея мобильности, быстрого реагирования на изменения [6].

В настоящее время важными задачами для Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования (ИГМАПО) являются расширение спектра образовательных услуг, повышение эффективности преподавания, создание условий для более доступного личностно-ориентированного обучения, упрощение взаимодействия преподавателя со слушателями, расширения возможностей самостоятельной работы курсантов, упрощение доступа обучающихся к образовательному контенту [3].

Для решения этих задач в академии наметилась тенденция развития и совершенствования мобильного учебного процесса на основе очно-заочных и дистанционных технологий, которая может быть использована для реализации системы непрерывного образования.

Целью работы являлась оценка готовности обучающихся к мобильному учебному процессу.

Материалы и методы

Для сбора данных, позволяющих оценить готовность обучающихся к мобильному учебному процессу, нами были применены методы анкетирования и тестирования. Первый опрос был проведен среди случайным образом выбранных 105 слушателей курсов повышения квалификации ИГМАПО по различным специальностям. Слушателям, оформляющимся на учебный цикл, предлагалось анонимно заполнить анкету, ответы на вопросы которой указывают на причину, по которой специалист прибыл на обучение, по собственной или внешней инициативе произошло это событие. Вопросы анкеты позволили оценить потребность специалистов в смене профессиональной деятельности; проанализировать причины такой потребности, выяснить, что препятствует реализации профессиональных планов специалиста.

Включение слушателей в мобильный учебный процесс определяется как факторами внутренней его готовности, например, способностью работать с электронными учебными ресурсами, так и внешними - качеством этих ресурсов. Для определения качества учебного содержания мобильного учебного процесса слушателям циклов по различным специальностям, уже освоившим часть учебной программы самостоятельно на основе электронных интерактивных модулей в среде дистанционного обучения, была предложена еще одна разработанная нами анкета. В этом анкетировании участвовало 79 слушателей.

Готовность слушателей к мобильному учебному процессу определялась также с помощью оценок, полученных слушателями в процессе тестирования их знаний. В этом анализе нами был применен статистический метод обработки данных 2-критерий. Для оценки результатов исследования использован пакет программ Вю81а1. Результаты оценены при уровне значимости р<0,05 [4].

Результаты и обсуждение

Анализ результатов был проведен на основе следующих полученных данных. На просьбу указать причину, по которой слушатели прибыли на обучение, только 9 (8,6%) человек указали формальную причину «продление сертификата», остальные 96 (91,4%) человек в качестве причины указали на производственную необходимость или на собственное жела-

ние повысить категорию, получить новую должность, освоить новые медицинские технологии, методики, аппаратуру.

Число обучающихся, прибывших на обучение по собственной инициативе составило 34 (32%) человека, что в 2 раза превышает число тех, в обучении которых заинтересовано только производство, и обучаться они приехали не по своей воле (17 (16%) человек). В остальных случаях общественные и личные интересы совпали (45 (43%) человек).

Полученные нами результаты анкетирования дают основание сделать заключение о том, что в большей степени (79 (75%) человек), специалисты проявляют не просто желание профессионально совершенствоваться, а осуществляют реальные действия в развитии своей мобильности. Высокий процент обучающихся по собственной инициативе явственно обозначился в последние годы. Связано это с нестабильностью экономики, бурными темпами развития технологий, страхом потери работы и, как следствие, необходимостью в непрерывном обучении. Сложившаяся сегодня экономическая ситуация не позволяет специалистам надеяться только на государство, она требует активности и большей ответственности от них самих. Новые мотивы профессионального и личностного совершенствования, в свою очередь, меняют отношение потребителей образовательных услуг к качеству, содержанию и организации учебного процесса, что влечет за собой повышенные требования к профессионализму педагога.

В этом же анкетировании мы оценивали мобильность специалистов с помощью вопроса: «Готовы ли Вы в случае необходимости к смене профессиональной деятельности?». Положительно на поставленный вопрос ответили 84 (80%) человека. Отрицательный ответ дали 21 (20%) человек, причем, мы обратили внимание на интересный факт, что эти результаты от возраста респондентов не зависят. Как видим, специалисты, в большинстве своем, готовы к смене профессиональной деятельности. Высокий показатель готовности к переменам указывает больше на мотивационную ее составляющую. При этом высокий показатель личностного стремления повышать свою квалификацию подтверждает целесообразность ресурсных вложений в систему дополнительного профессионального образования для поддержки специалиста и развития его личностной, социальной и профессиональной мобильности.

Не смотря на высокие показатели готовности к переменам и реализации ее через обучение, о своем желании сократить сроки учебного процесса высказались 78 (74%) человек, ответив положительно на вопрос анкеты «Важна ли для Вас при выборе цикла повышения квалификации его длительность?» и по переподготовке - «Страшит ли Вас длительность циклов переподготовки?», что может свидетельствовать о желании многих специалистов обучаться интенсивнее. В качестве основной причины слушатели указали «Невозможность на длительное время оставить семью, домашние дела, работу». Решение проблемы, связанной с длительностью обучения, посредством организации занятий по дистанционным технологиям видят 63 (60%) человека, остальные респонденты, из ответившие утвердительно, предпочли традиционную очную форму обучения, в большинстве своем, пояснив этот выбор неумением организоваться на самостоятельную работу и тем, что лучше усваивают материал в очной форме. Мы считаем, что обозначенный процент сторонников дистанционного обучения достаточно реалистично отражает показатель действительно профессионально мобильных специалистов в здравоохранении. Они наряду с узкоспециальными владеют информационно-коммуникационными компетенциями. На наш взгляд, остальных, 40% специалистов, нельзя однозначно отнести к категории отвергающих мобильное обучение. Такой показатель может быть связан с отсутствием опыта пользования компьютерными коммуникационными технологиями и обучения в дистанционной форме и, как следствие, естественными страхами.

Из 79 слушателей, уже освоивших часть учебной программы самостоятельно на основе электронных интерактивных модулей в среде дистанционного обучения, сложным самостоятельное освоение учебного материала в электронном варианте показалось 26 (32,5%) курсантам. В этой группе респондентов, соприкоснувшихся с технологиями дистанционного обучения, на вопрос «При наличии доступа в Интернет, выбрали ли бы Вы дистанционную форму обучения для сокращения длительности цикла?» положительно ответили 55

(69%) человек. Мы видим, что это более высокий процент в сравнении с результатами группы не обучавшихся по дистанционным технологиям. Нельзя игнорировать обозначившиеся величины, они говорят о существовании барьера, усложняющего обучение по новым технологиям.

Препятствием в использовании дистанционных технологий является недостаточная обеспеченность слушателей средствами качественной удаленной связи. По области ещё существует проблема скорости работы с Интернетом. Но ситуация постепенно улучшается, с каждым годом информационно-коммуникационные технологии становятся все более доступными (рис. 1).

■ ■

и кардиологии). Оценка усвоения знаний определялась по результатам квалификационного тестирования при помощи использующейся уже на протяжении 15 лет в учебном процессе академии независимой системы компьютерной проверки знаний ГКпош [5]. На рис. 2 представлены усредненные

95% 90% 85% 80% 75% 70% 65% 60%

92,0%

88,0« 87,2%

82,0% 817% 82'6%

I

щшщ

I

тт.

ШШШI

щ

2010 2011 2012

Рис. 1. Изменение оснащенности средствами компьютерной связи по данным анкетирования слушателей кафедры аллергологии и иммунологии.

В большей степени снизить проблемы дистанционного обучения, на наш взгляд, могло бы включение в учебную программу специального занятия, подготавливающего слушателей к новой форме обучения, организующее его на самостоятельный процесс познания, при этом, демонстрирующее возможности взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса посредством информационно-образовательной среды. Необходимость такого занятия отмечают 23 (29%) человек. Таким образом, можно говорить о потенциале внимания к дистанционной форме обучения.

Аудитория мобильного учебного процесса может быть расширена и за счет смешанной очно-дистанционной формы его организации. Мы придерживаемся мнения, что такая форма позволит сгладить и компенсировать сложности самостоятельного обучения по дистанционным технологиям.

Наряду с анкетными данными, указывающими на проблемы дистанционного обучения, на вопрос «Считаете ли Вы, что предложенная форма обучения приемлема в системе повышения квалификации?» положительно ответили 77 (97%) респондентов из 79. Это означает, что, приобретя опыт самостоятельного обучения с использованием дистанционных технологий, слушатель в следующий раз уже не станет воспринимать эту форму как дополнительную проблему. Мы уверены, если первый опыт дистанционного обучения сложится удачно, слушатель будет и в дальнейшем на него ориентироваться, более того, он быстрее войдет в процесс непрерывного обучения, которое представлено как формальной, так и неформальной системами. Сегодня мы наблюдаем, как образовательные среды, представленные на платформе Интернета, предоставляют широкие возможности получения неформального образования.

Предлагая слушателям изучить самостоятельно с использованием дистанционных технологий обучения ту или иную тему, преподаватели отмечали больший эффект в освоении следующих тем программы на очных лекционных и практических занятиях и в проведении семинарских занятий по рассмотренной самостоятельно теме. Слушатели, в большинстве своем, положительно отзывались о дистанционных занятиях. Более высокое качество усвоения предложенного материала с использованием новых технологий обучения по сравнению с тем, как это происходит традиционно на лекционных или семинарских занятиях, отметили 73 (92%) человек. Можно предположить, что этому способствовала возможность изучать материал в удобное время, в своем темпе, возвращаться к проблемным местам, многократной самопроверки знаний с помощью тестов и банка ситуационных задач.

Сравнение результатов усвоения слушателями знаний по одним и тем же дисциплинам с той лишь разницей, что одни циклы занятий проводились традиционно, а другие с использованием дистанционных технологий позволяет сделать вывод о том, что обучение на таких циклах не стало менее качественным. Сравнение проводилось на кафедрах, активно использующих новации в учебном процессе (аллергологии и пульмонологии, анестезиологии и реаниматологии, терапии

2007 2008 2009 2010 2011 ■ вх. □ итог.тестирование

2012

Рис. 2. Усредненные по циклам результаты входного и итогового тестирований уровня знаний слушателей кафедры аллергологии и пульмонологии.

результаты входного и итогового тестирования слушателей, обучение которых осуществлялось традиционно, и результаты - при активном применении технологий дистанционного обучения. Количество слушателей в этих двух группах было достаточным для использования нами при определении значимости различия (р<0,001) качества мобильного учебного процесса такого статистического метода обработки данных, как сравнительный анализ по 2-критерию. Количество (рис. 3), представляя динамику величины «прироста знаний» (разница между результатами итогового и входного тестирования) за тот же период, еще ярче демонстрирует качество дистанционного обучения. На графиках (рис. 2, 3) видна временная точка перехода на новые технологии - 2010 год. С этого времени прослеживается увеличение значения «прироста знаний».

Рис. 3. «Прирост знаний» - разница между усредненными по циклам результатами итогового и входного тестирования.

Результаты анкетирования слушателей Иркутской медицинской академии последипломного образования и объективные оценки усвоения ими знаний в учебном процессе с применением дистанционных технологий говорят в пользу дистанционного обучения специалистов, растущего интереса к новой форме обучения как со стороны слушателей, так и со стороны педагогов. Эти результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о реально существующих предпосылках организации мобильного учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования.

Таким образом, представленные результаты анкетирования слушателей академии и объективные данные о результатах тестирования их знаний позволяют констатировать актуальность дистанционного обучения, определенного

нами в качестве основного условия организации мобильного учебного процесса. Проведенный анализ выявил у врачей-специалистов направленность на развитие профессиональной мобильности, изменение требований к системе образо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Алфёрова М.А. Основные подходы к разработке дистанционных курсов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - №7. - С.253-255.

2. Алфёрова М.А. Оценка педагогической эффективности дистанционного обучения посредством анкетирования слушателей // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2009. - №6. - С.193-194.

3. Алферова М.А., Голубчикова М.Г. Сопровождение преподавателей в процессе использования современных образовательных технологий // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2011. - №6. - С.289-292.

4. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М., 1999. - 459 с.

5. Зимина Н.А., Алферова М.А. Технологии тестирования знаний и умений обучающихся на примере Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования: метод.рекомендации. - Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2011. - 36 с.

6. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 46 с.

7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М., 2008. - 136 с.

вания и внимание к дистанционным технологиям обучения, что указывает на формирование нового заказа на образовательные услуги в форме мобильного учебного процесса.

REFERENCES

1. AlferovaM.A. Basic approach to distance courses elaboration // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2009. - №7. - P.253-255. (in Russian)

2. Alferova M.A. Estimation of pedagogical efficiency of distance course training by means of questioning // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2009. - №6. - P.193-194. (in Russian)

3. Alferova M.A., Golubchikova M.G. Accompaniment of teachers in during using of modern education technologies // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2011. - №6. - P.289-292. (in Russian)

4. Glanz C. Biomedical statistics. - Moscow, 1999. - 459 p. (in Russian)

5. Zimina N.A., Alferova M.A. Testing technology knowledge and skills of learner the case of the Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education: methodological recommendations. -Irkutsk, 2011. - 36 p. (in Russian)

6. Kuklev V.A. Formation of system of mobile training in open remote education: Avtoref. Dis. ... Dr. of ped. Scien. - Ulyanovsk, 2010. - 46 p. (in Russian)

7. Novikov A.M. Post-industrial education. - Moscow, 2008. - 136 p. (in Russian)

Информация об авторах:

Алферова Марина Алексеевна - нач. отдела технологий обучения ИГМАПО, 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, тел. (3952) 46-96-62, e-mail: Alfjorova@mail.ru; Баженова Юлия Викторовна - доцент кафедры, к.м.н., 664049, г. Иркутск, м-он Юбилейный 100, ИГМАПО, кафедра лучевой диагностики, e-mail: rg.dr@mail.ru; Голубчикова Марина Геннадьевна - доцент, к.п.н., кафедра педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования, 664011, Иркутск, ул.Нижняя Набережная, 6, ВСГАО, тел.: (3952) 241040, e-mail: mg2@bk.ru

Information about the authors: Alferova Marina - Head of the technologies of training department, 664049, Irkutsk, 100,Jubilejnij community, e-mail: Alfjorova@mail.ru; Bazhenova Yuliya - Associate Professor, PhD, MD, 664049, Irkutsk, 100, Jubilejnij community, Department of Radiologic diagnostics, e-mail: rg.dr@mail.ru; Golubchikova Marina - Associate Professor,PhD, MD,

e-mail: mg2@bk.ru.

© ФЕДЧИШИН Н.О. - 2014 УДК 614.252.1:616.314-089.23

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ЗУБНЫХ ТЕХНИКОВ

Никита Олегович Федчишин (Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. И.С. Кицул)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюме. Уровень современной ортопедической стоматологической помощи населению в значительной степени зависит не только от квалификации и качества подготовки стоматологов ортопедов, но и от материально-технического оснащения медицинских организаций и профессиональных компетенций зубных техников, работающих в них. Ограниченное использование современных зуботехнических технологий делает их недоступными большинству населения, а низкая конкуренция в области высокотехнологичного протезирования, обуславливает высокую его стоимость. Отставание в технологиях изготовления зубных протезов и профессиональном развитии приводит к снижению качества оказываемой населению помощи, зачастую неэффективное и некачественное протезирование еще больше усиливает проблему, увеличивает уровень нуждаемости в стоматологической ортопедической помощи.

Ключевые слова: ортопедическая стоматология, зуботехническая лаборатория, повышение квалификации.

ON THE PROFESSIONAL COMPETENCY OF DENTAL TECHNICIANS

N.O. Fedchishin

(Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Irkutsk, Russia)

Summary. Level of modern prosthetic dental care is heavily dependent not only on the skill and the quality of training of dentists orthopedists, but also on the material and technical equipment of medical institutions and professional competencies of dental technicians working in these institutions. Until modern technologies are not common, they are not available to the majority of the population, low competition in high-tech prosthetics, it results in a high cost. Stagnation in manufacturing technology and professional development leads to lower quality care provided to the population, often inefficient and poor prosthesis further exacerbates the problem and increases the level of need in dental and orthopedic care.

Key words: prosthodontics, dental laboratory, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.