© ГОРБАЧЕВА С.М., МАНЬКОВ А.В., ГОЛУБЧИКОВА М.Г. - 2012 УДК 378.147
СТАНДАРТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Михайловна Горбачева1, Александр Викторович Маньков1, Марина Геннадьевна Голубчикова1'2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах; 2Восточно-Сибирская государственная академия образования, ректор - д.ф-м.н., проф. Н.А. Перязев,
кафедра педагогики, зав. - д.п.н., проф. Е.Л. Федотова)
Резюме. В статье представлен подход к оценке качества обучения слушателей на этапе дополнительного профессионального медицинского образования, разработанный в рамках международного проекта Tempus-4 «Система обучения в течение всей жизни для преподавателей медицинских вузов». Вариативность в выборе способов контроля слушателей является одним из средств выстраивания индивидуальной педагогической траектории преподавателей.
Ключевые слова: стандарт, стандарты контроля качества обучения, дополнительное профессиональное образование, индивидуальная педагогическая траектория, организационно-педагогическое сопровождение.
QUALITY CONTROL STANDARDS OF STUDENTS AS A MEANS OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS TRAJECTORY OF FURTHER EDUCATION
S.M. Gorbacheva1, A.V. Mankov1, M.G. Golubchikova1'2 ('Irkutsk State Medical Academy Continuing Education, 2East-Siberian State Academy of Education)
Summary. The paper presents an approach to assessing the quality of education students at the stage of additional professional medical education, developed within the project Tempus-4 “A Training system throughout the life of medical schools for teachers”. Variation in the choice of ways to control the audience is a means of building individual educational trajectory of teachers.
Key words: continuing professional education, individual educational trajectory, organizational and methodological support. ___________________________________________________________________________________________________________
Современный этап развития общества характеризуется необходимостью непрерывности образования в любой сфере. На сегодняшний день в системе дополнительного профессионального образования, особенно на послевузовском этапе (профессиональная переподготовка и повышение квалификации), отсутствуют обновленные образовательные стандарты и какие-либо регламентирующие требования к организации учебного процесса. Требования, как правило, прописываются к результатам подготовки обучающихся. В этой связи можно отметить, что контроль качества подготовки слушателей в дополнительном профессиональном медицинском образовании регламентируется нормативными документами, перечень которых представлен ниже:
- Закон РФ “Об образовании” №3266-1 от 10 июля 1992 г.
- Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №610.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. №210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».
- Приказ Минздрава России от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным процессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
- Письмо Министерства здравоохранения и социально-
го развития Российской Федерации от 19 марта 2009 г. №164/10/2-1797 (к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. №705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»).
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. №2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
- Рекомендации Министерства образования по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования от 21 ноября 2000 №35-52-172ИН/35-29.
- Стандарты медицинской помощи по специальностям.
- Типовые программы подготовки медицинских кадров.
Преподаватель дополнительного медицинского образования имеет возможность выбирать средства, методы, формы и технологии как организации образовательного процесса, так и проверки знаний обучающихся. Но чаще всего, ситуация выбора для врача-преподавателя выступает источником тревожности, так как медицинская деятельность изначально предполагает однозначность в понимании поставленных задач, а в педагогической деятельности это, практически не реально. Поэтому перед методическими службами в системе профессионального медицинского образования стоит задача сопровождения преподавателей в их профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, с одной стороны, возможность выбора собственной индивидуальной педагогической траектории, а, с другой, организационнометодическое сопровождение преподавателей, позволяют совершенствовать образовательный процесс и повышать его качество.
Останавливаясь отдельно на вопросе оценки качества знаний и умений обучающихся, мы считаем закономерным вопрос о системе стандартов оценки качества обучения. Поскольку стандартизация изначально предполагает единство подходов к процессу оценки, имеет смысл говорить о сквозной системе контроля качества обучения медицинских кадров, используя унифицированные способы проверки.
При определении и систематизации понятий использованы формулировки, предлагаемые авторами проекта «Система стандартов контроля качества обучения в меди-
Рис. 1. Система стандартов контроля качества обучения на этапе повышения квалификации
медицинских кадров.
цинском вузе» Северного государственного медицинского университета (г.Архангельск).
Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило), в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом (большая советская энциклопедия).
Стандарты контроля качества обучения - это установленные в образовательном учреждении требования к средствам оценки обучающихся, которым необходимо следовать в ходе их разработки и использования в процессе текущей, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации выпускников.
Обобщенные схемы стандартов контроля качества обучения для повышения квалификации и профессиональной переподготовки представлены на рисунках 1, 2.
Рис. 2. Система стандартов контроля качества обучения на этапе профессиональной переподготовки
медицинских кадров.
Данные системы стандартов выстроены на основе многолетнего опыта работы учреждения дополнительного медицинского образования (Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования). Эффективность их подтверждается результатами тестирования слушателей и востребованностью предлагаемых циклов повышения квалификации и переподготовки со стороны потребителей образовательных услуг [1].
Как видно из схемы на рисунке 1, на этапе повышения квалификации медицинских кадров присутствуют все виды контроля: входной, текущий и итоговый, которые обеспечивают качество подготовки слушателей.
Учитывая краткосрочность данной формы подготовки (тематическое усовершенствование - от 72 часов; общее усовершенствование - от 144 часов), варианты текущего контроля качества обучения слушателей используются преподавателями выборочно в процессе занятий.
Входное и итоговое тестирование организуется отделом технологий обучения в специально отведенное время в предназначенных для этих целей компьютерных классах. Устный экзамен проводится по мере необходимости для слушателей, испытывающих трудности с прохождением итогового тестирования.
Стандарты контроля качества обучения для этапа профессиональной переподготовки представлены на рисунке 2. Они отличаются большим разнообразием, так как обучение в данном варианте дополнительного образования начинается с 500 часов.
В процессе текущего контроля дисциплины, согласно учебному плану, заканчиваются зачетами. Так же для профессиональной переподготовки по большинству предметов предусматривается скрининговое (текущее) тестирование, выполняющее функцию репетиционного перед итоговым, а также с целью текущего контроля знаний слушателей [2]. На этапе итогового контроля знаний обучающихся, кроме тестирования и обязательного устного экзамена, проводится оценка практических навыков слушателей, вызывающая, пожалуй, наибольшие затруднения в ее организации и проведении, так как на сегодняшний день нет нормативной базы, позволяющей регламентировать данную процедуру. В связи с чем, разработка данных стандартов является своевременным и актуальным процессом.
Безусловно, эта задача решалась, наверное, с первых лет
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубчикова М.Г., Горбачева С.М., Маньков А.В. Проект системы стандартов контроля качества обучения в дополнительном медицинском образовании: Методические рекомендации. - Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМаПо, 2011. - 44 с.
существования факультетов и институтов повышения квалификации врачей и провизоров. В литературе, касающейся вопросов истории, отмечается, что еще в 70-е годы при прохождении слушателями цикла усовершенствования по специальности особое внимание уделялось методологии и организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, использованию технических средств преподавания, просмотру учебных кинофильмов с последующим обсуждением принципов их создания, обеспечению лекций и практических занятий наглядными пособиями и препаратами, планированию научной работы на кафедре, распределению обязанностей между сотрудниками и т.д. Кроме того, преподаватели широко обменивались опытом практических занятий и чтения лекций в различных медицинских вузах, знакомились с организацией работы отдельных кафедр, с планированием и ведением научно-исследовательской работы. Слушатели факультетов широко обсуждали формы текущего, поэтапного и заключительного контроля.
Следует заметить, что предлагаемая система стандартов является обобщенной и может использоваться в зависимости от целей контроля, специфики кафедры, уровня подготовки обучающихся, личностных особенностей преподавателя. Не всегда тематика разделов обучения позволяет использовать все варианты стандартов. Соответственно, выбор наиболее эффективных форм текущего контроля является творческой задачей преподавателя, позволяет ему по-своему выстраивать собственную педагогическую траекторию. Это не относится к входному и итоговому контролю, где тест (для всех уровней дополнительного образования) и устный экзамен (для профессиональной переподготовки) являются обязательными.
Таким образом, на наш взгляд, принятие системы стандартов на уровне образовательного учреждения, четкое и однозначное их понимание и доведение до всех преподавателей позволяет, с одной стороны, выстраивать контроль качества обучения, а с другой, творчески организовывать образовательный процесс и проверять его результаты. Но в системе дополнительного медицинского образования это требует управленческих решений и организационно-методического сопровождения. В итоге это способствует разнообразию индивидуальных педагогических траекторий преподавателей и, тем самым, повышению интереса обучающихся к процессу профессиональной подготовки и повышения квалификации.
2. Зимина Н.А., Алферова М.А. Технологии тестирования знаний и умений обучающихся на примере Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования: Методические рекомендации. - Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2011. - 36 с.
Информация об авторах: Горбачева Светлана Михайловна - д.м.н., профессор, e-mail: [email protected]; Маньков Александр Викторович - к.м.н., доцент, 664049, Иркутск, м-н Юбилейный 100., ИГМАПО, e-mail: [email protected]; Голубчикова Марина Геннадьевна - к.м.н., доцент кафедры,
664011, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, д.6, e-mail: [email protected]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© ВЛАСОВА И.А. - 2012 УДК 614.2 (571.53)
ИРКУТСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОМУ ДИСПАНСЕРУ «ЗДОРОВЬЕ» 60 ЛЕТ
Ирина Андреевна Власова
(Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра медицинской реабилитации, зав. - д.м.н., проф. Д.Д. Молоков)