ратуре. Слушатели знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Опровержение позиции оппонентов достигается приведением фактов из собственной практики или данных литературы; создание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии с подтверждение фактами и клиническими примерами.
В практической деятельности кафедры находят применение и элементы дистанционного образования. Так, на выездных циклах используется так называемая пред-цикловая подготовка. Заблаговременно в адрес лечебного учреждения, где будет проводиться обучение, высылаются вопросы для самоподготовки и необходимая литература. Данная практика позволяет подготовить курсантов для обучения на цикле; восстановить в памяти то, что забылось за 5 лет с момента последнего обучения. Разработан модуль дистанционного обучения по основным разделам психиатрии для обучения врачей общей практики. Внедрение инновационных интерактивных методов обучения, активное вовлечение слушателей в процесс получения знаний способствует формированию потребности в самостоятельной работе за рамками времени, отведенного на очную часть обучения. Кафедра проводит подготовительную работу по самообучению врачей в 5-летний период между сертификационными циклами в виде участия в научных конференциях, подготовки тезисов, что учитывается при аттестации врачей. Это будет способствовать и решению таких задач андра-гогики, как потребности в самостоятельном решении практических задач и личностно-профессионального развития. С учетом современной социально экономической ситуации кафедра психиатрии ориентируется на разработку курсов дистанционного обучения в системе
i.Logos [1]. К перспективному контингенту обучающихся на циклах дистанционного обучения можно отнести молодых специалистов, работающих в Иркутской области и других регионах, для которых отрыв от постоянного места работы и проживания является нежелательным и сопровождается материальными затратами. Требуется готовность со сторону руководителей медицинских учреждений к проведению очно-заочных циклов с использованием дистанционного обучения.
Среди собственных разработок кафедры психиатрии, в учебный процесс внедрена методика использования до начала занятий вопросов для определения индивидуального интереса слушателей. Данная технология позволяет определить уровень подготовки слушателей, помогают определить, на что необходимо обратить особое внимание при представлении лекционного материала. В целях оценки эффективности образовательного процесса и работы преподавателей используется анонимное анкетирование слушателей после каждого цикла обучения.
Внедрение новых технологий обучения ставит преподавателя в ситуацию необходимости постоянно пополнять свои профессиональные знания, проверять их востребованность путем обратной афференции со слушателями. Актуальным становится вопрос о построении и реализации для врача-преподавателя не только его врачебной, педагогической, но и образовательной траектории [4].
Анализ использования инновационных технологий в учебном процессе на кафедре психиатрии позволяет сделать вывод об улучшении качества образовательного процесса: активизируется работа на семинарах и практических занятиях; улучшается усвоение учебной информации; формируются навыки отстаивания собственной точки зрения с учетом приобретенных знаний; появляется интерес к углублению своих профессиональных знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферова М.А. Разработка курса дистанционного обучения в системе i.Logos: Метод. пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. — 39с.
2. Алферова М.А., Голубчикова М.Г Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов: Метод. рекомендации. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. — 24с.
3. Алферова М.А., Лебедев К.С. Технологии дистанцион-
ного обучения: Электронное учебное пособие. — Иркутск: Вектор, 2009.
4. Голубчикова М.Г Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров: Учебное пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. — 84 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.
Информация об авторах: 664079, Иркутск, микрорайон Юбилейный, д.100, ГОУ ДПО ИГИУВ, кафедра психиатрии; тел. /факс: (3952) 46-45-68; e-mail: рetrounko@maiLш Петрунько Ольга Вячеславна — доцент, к.м.н.
© КУЗЬМИН М.Ю., КОЗЛОВА Н.М. — 2010
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕКЦИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
М.Ю. Кузьмин1, Н.М. Козлова2
^Иркутский государственный университет, 2Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия)
Резюме. В статье рассматривается проблема использования техник нейролингвистического программирования (НЛП) при подготовке лекций. Обсуждаются способы установления раппорта со студентами.
Ключевые слова: лекция, НЛП, подготовка студентов медицинских ВУЗов.
USING OF NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING TECHNOLOGIES IN PREPARING LECTURES FOR STUDENTS OF MEDICAL HIGHER SCHOOL
M.Y. Kuzmin1, N.M. Kozlova2 ^Irkutsk State University, 2Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. The problem of Neuro-Linguistic Programming (NLP) technologies in preparing lectures for medical students is considered in the paper. The ways of rapport establishment are discussed.
Key words: a lecture, NLP, training of medical students.
Лекция как форма обучения получила широкое распространение в высшей школе. По определению, лекция (от лат. lectio — чтение) есть систематическое, последовательное, монологическое изложение учебного материала, как прави-
ло, теоретического характера. Классическая лекция относится к словесным, наиболее древним методам обучения. Она отличается более строгой структурой, объемом сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным
характером освещения знаний [1]. Важным достоинством лекции является тот факт, что она — наиболее экономичный способ передачи информации, так как материал излагается концентрированно [1].
Вместе с тем, при всех достоинствах лекции как способа подачи материала следует указать и на немаловажный недостаток: лекция зачастую неинтересна студентам. Более пристальный анализ психологических условий успешной лекции и теории лекции вообще с необходимостью приводят к постановке следующей проблемы. Формирование отношения к предмету, осознания его личностного смысла «для меня» происходит в деятельности. При этом «значение для меня» предмета может не совпадать с его объективным значением: этот феномен «отчуждения» описывал в психологии А. Н. Леонтьев. Например, в образовании какая-либо работа, совершаемая студентом, обычно имеет конечной целью получение положительной отметки, хотя объективно она выполняется для приобретения нового навыка, знания и т. п. Зачастую сложно сказать, какова действительная конечная цель: приобретение нового навыка или положительной оценки; оценка ли является индикатором успешного обучения или сам процесс учения осуществляется только с целью получения диплома.
Проблема — ее можно назвать фундаментальной проблемой образования, — по существу, заключается в том, что субъекта обучения, учащегося, по существу стимулируют запасаться знаниями «впрок». Образно выражаясь, старшее поколение, исходя из своего опыта, знает о необходимости передачи младшему поколению определенного знания; однако младшее поколение, не столкнувшись в своей деятельности со специфическими проблемами, не ощущает необходимости в этом знании, не осознает для себя его смысла. Отсюда, по нашему мнению, требует признания следующее положение: стремясь «вооружить» молодое поколение знанием, необходимым с точки зрения опыта старшего поколения для успешного существования в данном обществе и в данной роли, общество прибегает к манипуляции. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность использования при подготовке лекции таких мани-пулятивных техник, которые предлагаются в рамках нейролингвистического программирования.
По мнению Джозефа О'Коннора и Джона Сеймора, нейролингвистическое программирование — это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Применить НЛП можно фактически ко всем пунктам «успешной манипуляции». Мы остановимся только на проблеме установления контакта с субъектом и, конкретно, рассмотрим проблему взаимодействия лектора и аудитории в процессе чтения лекции [2].
С точки зрения НЛП, весь процесс чтения лекции, от появления преподавателя и до его ухода из аудитории, есть непрерывный акт коммуникации, трансляция информации в обе стороны. При этом в интересах каждой из сторон — лектора и слушателей — сделать этот процесс как можно более эффективным.
Для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно, существенным является раппорт или эмпатия [9]. Выдающиеся учителя — это те, которые устанавливают раппорт и входят в мир ученика и тем самым облегчают ученику переход к лучшему пониманию предмета или умения. Они хорошо ладят со своими студентами, и хорошие отношения облегчают обучение.
Раппорт можно достичь различными способами. Первый способ установления раппорта — присоединение к актуальным интересам. Раппорт может быть достигнут и путем анализа и учета существующих у другого человека «якорей» (стереотипных паттернов поведения). С точки зрения НЛП, различные эпизоды из богатой различными эмоциональными состояниями личной истории человека могут быть вос-
произведены с помощью триггера, некоторой ассоциации в настоящем, чтобы извлечь исходное переживание. Наконец, раппорт достигается через использование особенностей репрезентативных систем и модальностей другого субъекта. Человек применяет свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (перепредставлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым он получает, хранит и кодирует информацию в своем мозге, — картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы — известны как репрезентативные системы.
Различают визуальную систему, аудиальную и кинестетическую. «Разговаривая» с субъектом на языке его репрезентативной системы, можно, таким образом, достигнуть большего взаимопонимания. Такой разговор возможен как с использованием соответствующих «модально» — значимых слов, так и путем непосредственной трансляции визуальной, аудиальной или кинестетической информации, например, используя схемы, изображения или предлагая партнеру «коснуться» предмета, о котором идет речь.
Материалы и методы
Используя техники НЛП, мы разработали лекционное занятие по предмету факультетская терапия на тему «Функциональная диспепсия. Хронический гастрит.» для 4-го курса лечебного факультета. Целью нашего исследования была апробация лекции с использованием техник НЛП как инновационной формы обучения студентов медицинского университета.
Объект исследования: лекция как форма обучения
Предмет исследования: лекция с использованными техниками НЛП как инновационная форма обучения студентов медицинского университета.
Вместе с тем для достижения 3-х основных целей любой лекции — осознания студентами личностного смысла лекции, стимулирования интереса к ее теме и активизации мышления — помимо соблюдения правил логики в повествовании были использованы НЛП-техники для установления раппорта с аудиторией. Среди таких техник: использование невербальных способов общения (языка жестов), использование «академических якорей» (прежде всего якоря для трудного и важного содержания), стимулирование работы правого полушария мозга путем предложения студентам информации в графической форме (средства мультимедиа, рентгенографические снимки, электронное фото и т. п.), изменение прежде сформированного «якоря», использование «модально» — значимых слов, присоединение к эмоциям учащихся путем говорения на интересующие их темы.
Результаты и обсуждение
Согласно данным опроса, проведенного после лекционного занятия, 76% студентов положительно оценивали предложенный им лекционный материал, 24% не заметили в нем каких-то особенностей. Анализируя, при каких методах обучения запоминается больше информации, 70% студентов предположили, что лекцию, при подготовке которой использовались техники НЛП они запомнят лучше, 30% затруднились с ответом. Наконец, говоря о стилях общения с преподавателем, 68% нашли, что предложенный им на лекции стиль нравится им больше всего, 7% сочли, что он недостаточно авторитарный, 25% не определились с ответом. Вместе с тем, прямых данных об эффективности лекций с использованием техник НЛП как метода освоения материала у нас нет. Планируемое нами исследование, прямо направленное на оценку эффективности и связанное с проведением срезов знаний станет следующим этапом изучения техник НЛП как инновационной формы обучения студентов медицинского университета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаев Б.С. Методика преподавания психологии — 2. О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвисти-
СПб.: П-2, 2006. — 489 с. ческое программирование. — М.: Смысл, 2002. — 380 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, e-mail: [email protected] Козлова Наталья Михайловна — заведующая кафедрой, профессор, д.м.н.