ЛИТЕРАТУРА
1. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г Экспертиза качества образования: европейский подход. — Йошкар-Ола: Учебноконсультационный центр, 2008. — 106 с.
2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. — Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. — 58 с.
3. Всемирная Федерация Медицинского образования/ Ассоциация медицинских школ в Европе Международная
рабочая группа. Международные стандарты Всемирной Федерации Медицинского образования по улучшению качества в медицинском образовании. Европейская спецификация для базового и последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития. // Медицинское образование в Европе рабочая группа по обеспечению качества. Офис ВФМО. Университет Копенгагена, Дания, 2002. — 80 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, тел. 8(3952)243661, е-mail: [email protected] Малов Игорь Владимирович — ректор, профессор, д.м.н.
Хамнуева Лариса Юрьевна — ученый секретарь, профессор, д.м.н.,
Щербатых Андрей Викторович — проректор по учебно-воспитательной работе, профессор, д.м.н.
© КАЛЯГИН А.Н. — 2010
КЛИНИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ, НОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
А.Н. Калягин
(Иркутский государственный медицинский университет, Россия)
Резюме. В статье изложены представления о современной лекции и её месте в образовательном процессе высшей школы, требованиях к содержанию лекции, технических средствах обучения, которые могут применяться. Отдельно рассмотрена клиническая лекция, как уникальный вид лекции, свойственный высшей медицинской школе. Обсуждается её классический вариант с демонстрацией больного и современный инновационный вариант, когда реальный больной заменён на виртуальное изложение сведений о реальном пациенте. При изложении материала автор опирается на опыт собственной лекционной практики.
Ключевые слова: клиническая лекция, требования, типы лекций, новации, клинические демонстрации.
CLINICAL LECTURE TODAY: TRADITIONS, INNOVATIONS, PERSPECTIVES
A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary: The idea of modern lecture and its place in educational process of higher school, requirements to content of a lecture, technical equipment for teaching, which may be used, have been presented in the paper. A clinical lecture as a unique type of lecture, characteristic for higher medical school, has been considered separately. Its classic variant with demonstration of a patient as well as a modern innovation variant, when a real patient is replaced by virtual presentation of a data of a real patient are under discussion. In presenting the material the author used the experience of his own lecture practice.
Key words: clinical lecture, requirements, types of lectures, innovations, clinical demonstrations.
Лекция — это один из важнейших видов учебной деятельности и организации учебного процесса в вузе, который практикуется в образовательном процессе с древнейших времён. Значимость лекции для подготовки специалиста трудно переоценить, так как она зачастую читается наиболее маститым сотрудником кафедры и позволяет интимно прикоснуться к его профессиональному мастерству, увлечь и заворожить.
Лекция проходит в официальной обстановке и имеет публичный статус. Признаками официальности являются: 1) чётко установленное время лекции, 2) присутствие большого числа слушателей (обычно это курс или поток студентов), 3) лектор обычно является авторитетным специалистом (заведующим кафедрой, профессором или доцентом), 4) чётко соблюдается форма проведения лекции — монологичное изложение материала.
По современному определению, лекция (от лат. lectio — чтение) — это цельно-оформленное речевое произведение публичной адресованности на научные темы обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителя [4].
Успех любого публичного выступления складывается из двух компонентов — коммуникативного и речевого имиджа [6]. Цель лекции заключается в том, чтобы передать знания так, как они должны быть усвоены. Для лекции характерно расчленение её содержания на 3 ча-
сти (вступление, информационная часть и заключение). Материал подаётся порциями, что позволяет его фиксировать письменно. Характерна иллюстративность излагаемого материала с помощью рисунков мелом или неперманентным маркером на доске или флип-чарте, подготовленных слайдов, таблиц и т.д. Подготовленный характер выступления (наличие плана лекции, тезисов, конспекта, презентации со слайдами). Каждая лекция продолжается 1 ч. 30 мин с или без перерыва. Все указанные черты позволяют преобразовать видение содержательной части лекции из монолога, направленного в аудиторию, в диалог со слушателями. Компоненты диалога возникают за счёт восприятия лектора аудиторией, за счёт задаваемых вопросов (в устной или письменной форме), за счёт полемического обдумывания слов лектора и согласия или несогласия с ними.
При общении лектора со студентом нужно читывать ряд психологических особенностей, которые повышают эффективность восприятия материала за счёт овладения вниманием слушателя и установления позитивного контакта с ним.
Лекция ориентирована на спонтанный характер восприятия, потому должна быть заранее подготовлена. Дело в том, что при первом восприятии информации из устной речи человеческая память воспринимает 5-7 слов, это диктует необходимость разделять речевой поток на небольшие отрезки и при необходимости повторять наиболее важные термины и определения.
Необходимо прогнозировать понимание содержание лекции слушателями, это определяется предполагаемым средним базисом знаний в аудитории. Это предположение основывается на знании содержания программы предыдущих этапов обучения. Начальный уровень понимания слушателей связан с пониманием темы лекции, второй уровень — это понимание смыслового содержания, т.е. всего хода изложения мысли, её развития, аргументации, высший уровень понимания — это не только понимание смыслового содержания, но и понимание мотивов лектора. Оптимальным является второй уровень понимания, он наблюдается у хорошо успевающих студентов.
Необходимо диалогизировать речь лектора, что позволит сделать слушателя участником анализа, синтеза и восприятия информации. Рекомендуется шире применять приёмы автокомментирования, которые позволяют придать речи целостность: 1) выделение фрагментов речи («Начнём с...», «Продолжим разбирать то-то...», «Завершим тем-то.»); 2) обозначение перехода к новому вопросу, блоку информации («Начнём рассматривать новый блок информации.», «Подходим к третьему вопросу.»); 3) введение цитаты, иллюстрации («Вот традиционный пример.», «По этому поводу Мудров говорил.»); 4) характеристика собственной речи («Мы только кратко рассмотрели это.», «Это дискуссионное понимание.»). Важно использовать невербальные коммуникационные средства (интонации, жесты, мимика, позы, контакт глазами), которые позволяют эмоционально, на подсознательном уровне влиять на усвоение учебного материала [2]. Целесообразно вводить контакто-устанавливающие обороты: 1) этикетные формулы («Уважаемые коллеги!», «Пожалуйста, ваши вопросы!»); 2) призывы к участию в обдумывании («Представьте себе.», «Предположим, что.»); 3) обращение к базисным знаниям («Вы хорошо знаете то-то, я вам напомню.», «Вы помните то-то.»); 4) вопросы, проверяющие восприятие («Понятно излагаю?», «Вы же понимаете отличие артрита и атроза?»); 5) подключение различных типов мышления с использованием каких-то забавных историй; 6) применение риторических вопросов («Курица или яйцо?» и др.). Возможно применение проблемного изложения, подчеркивающего драматизм излагаемого вопроса, историю изучения какой-то темы с использование индуктивной (от аргументов к выводу) и дедуктивной (от вывода к аргументу) аргументации. Например, можно рассказать об истории развития представлений о кислотоподавляющих агентов — особой группы гастроэнтерологических лекарственных препаратов от препаратов неспецифического действия до ингибиторов протоновой помпы.
Каждая лекция должна быть критически оценена самим лектором и его коллегами [2, 6]. Этот анализ позволяет внести коррективы в свою дальнейшую педагогическую деятельность. Для оценки лекции применяются следующие критерии: 1) объективность — это способность излагать вопросы, соответствующие современному состоянию научной мысли, обращать внимание на возможные дискуссионные вопросы; 2) лаконизм — не стоит стремиться к всестороннему изложению материала по одному какому-то аспекту в неподготовленной аудитории необходимо определить оптимальную меру знаний, нуждающихся в передаче студентам; 3) ясность — это способность говорить убедительно и максимально понятно, это достигается, прежде всего, хорошим пониманием вопроса самим лектором (максима Аристотеля: «Ясность мысли — ясность речи — ясность общественного интереса»); 4) образность — это способность лектора привести яркие примеры, клинические ситуации, а не только сухие слова и абстрактные понятия; 5) целенаправленность — это способность чётко формулировать цель изложения материала («Вы должны научиться отличать ревматоидный артрит и
анкилозирующий спондилоартрит», «Вы должны знать отличительные признаки побочных дыхательных шумов»); 6) смысловое напряжение — это способность наращивать напряжённость изложения материала в зависимости от его содержания, от важности его усвоения студентом; 7) смысловая насыщенность речи — единицы информации должны даваться последовательно, нельзя в короткий интервал времени давать сложные понятия, нужно время для их осмысления; 8) использование юмора — применение острот и юмора для демонстрации ума лектора, его доброго нрава и позитивной направленности.
Лекция, как учебное выступление, должна включать в себя несколько компонентов: 1) обращение — это призыв к вниманию, приветствие слушателей лектором, к обращению может относиться и знакомство (представление лектора, его кафедры, успехов коллектива, который представляет лектор, в изучении вопросов преподаваемой дисциплины и т.д.); 2) обозначение темы — это очень важный компонент, правильно обозначенная тема позволяет привлечь внимание или, наоборот, — полностью отказаться от дальнейшего слушания; 3) повествование — это изложение основного материала лекции, оно может быть в виде исторических этапов изучения, стадий развития болезни, подходов к изучению различных авторов и т.д.; 4) описание — это систематического изложение представлений о предмете в целом и его отдельных частях; 5) доказательство — эта форма требуется особенно при введении нового понимания проблемы, отличающегося от более раннего, широко представленного в учебных пособиях и на предыдущих этапах обучения (наиболее актуальна для последипломной подготовки, когда по истечении ряда лет меняются отдельные подходы к медикаментозной терапии и диагностике заболеваний); 6) опровержение — дополняет предыдущий компонент, т.к. иногда нужно не только доказать что-то новое, но и опровергнуть предыдущее, иногда можно использовать попытку опровержения устоявшихся положений, чтобы продемонстрировать их сохраняющуюся актуальность; 7) воззвание — это обращение к внутреннему миру, сердцам слушателей, их духовным и идейным ценностям, этике.
Выступление перед аудиторией — это серьёзный психологический экзамен для начинающего лектора независимо от его статуса. Дрожь в теле перед выступлением испытывал Цицерон, ощущение похолодания в желудке — Черчиль. Основа преодоления этих проблем — это хорошая подготовка, придающая уверенность (изучение аудитории и адаптация лекции к ней, использование наглядных пособий, тезисов, плана лекции, репетиция лекции в узкой аудитории или наедине с собой, расчёт учебного времени лекции, хорошее владение артикуляцией дикцией и тоном, грамотность речи) [3].
Ряд вербальных признаков позволяют оценить лектора во время лекции []: быстрая речь — взволнованность, обеспокоенность, желание убедить в чём-то; медленная речь — высокомерность, усталость, угнетённое настроение; прерывистая речь — неуверенность; появление «гладкости» речи — возбуждение; лаконичность и решительность речи — уверенность в словах и ясность мыслей лектора; заикание — напряжение или обман; нерешительность в подборе слов, появление речевых недостатков (повторы, обрыв фраз), «мысли вслух» — неуверенность в себе; опускание речевых пауз — напряжение; слишком длинные паузы — незаинтересованность в излагаемом вопросе, отвлечённость мыслей, несогласие; появление в паузах слов-паразитов («ну», «э» и др.) — нерешительность или неуверенность в изложении материала, вспоминание забытого; вклинивание в слова уменьшительно-ласкательных суффиксов («ясненько», «понятненько») — эмоциональное напряжение, ехидство; умолкание или скупость в словах —
обида; постоянное прерывание других — напряжение, ярость.
Большую сложность для многих лекторов является формирование техники ответов на вопросы. Некоторые бояться ложных правил («Неправильно отвечать вопросом на вопрос»), но иногда нужно уточнить природу и суть вопроса прежде чем начать отвечать; некоторые убеждены, что во время лекции уже основательно ответили на вопрос, при этом аудитория может этого мнения не разделять, лучше при этом уточнить все ли хотят услышать ответ на этот вопрос — желающие могут остаться и им нужно дать пояснения. Есть ряд рекомендаций при ответе на вопросы: 1) никогда не стоит отвечать на вопрос прямо, пока не выясниться лежащее в его основе намерение; 2) будьте готовы к вопросам, старайтесь остро воспринимать суть вопроса; 3) сохраняйте эмоциональную отстранённость, не позволяйте спрашивающему переключиться на вас как личность, оставляйте такие вопросы на время после лекции.
Приятным слушателю будет получить оценку его вопроса («Это очень удачный вопрос.», «Я много размышлял над этой проблемой, приятно, что наши сомнения совпали .»), правильно будет использовать уточняющие вопросы, включающие логику самого спрашивающего («Что может произойти если.» — «Вот видите, здесь будет тот же эффект»), широко нужно применять вопросы-«бумеранги» («Это интересная идея. Давайте попробуем в ней разобраться») и т.д.
В медицинском вузе классическим видом лекции на клинической кафедре является, так называемая клиническая лекция.
Обычно клиническая лекция сопровождается демонстрацией больного [7], который соответствует тематике обсуждаемого материала, в идеале студенты видят больного на каждой лекции и он становится неотъемлемой фигурой их повседневной жизни. К сожалению, сегодня лекции читаются в аудиториях, которые могут располагаться вдали от клиники, больные зачастую не согласны на публичную демонстрацию.
На клинической лекции разбор конкретного больного должен перемежаться с теоретическими положениями и обсуждением результатов тех или иных исследований, чтобы снабдить студентов достаточным базисом знаний и показать методы их прикладного применения. В то же время, пребывание больного в аудитории, где подробно разбираются сложности его болезни, может привести к формированию ятрогенных заболеваний, потому целесообразно реальную демонстрацию смещать на начало или конец лекции.
На клинической лекции больной является не только объектом демонстрации, но и важнейшим показателем высокой актуальности проблемы, т.к. он испытывает живые человеческие эмоции, которые передаются студенческой аудитории, и подчёркивают, что в реальной жизни врач сталкивается с этой нозологией довольно часто. На сегодняшний день не все студенты будут одинаково следить за больным, многие будут обмениваться мнениями между собой, отвечать на сотовый телефон, читать газеты и книги, это может психологически травмировать больного.
В этой связи на кафедре пропедевтики внутренних болезней Иркутского государственного медицинского университета происходит апробация методики студенческих клинических демонстраций на лекции. Студентам предлагается распределить темы, рассматриваемые на лекциях, по группам. Затем, совместно со своим преподавателем группы подготовить клиническую демонстрацию в виде мультимедийной презентации. Для этого студенты курируют больного и выясняют его жалобы, анамнез, данные объективного исследования, получают результаты лабораторно-инструментального исследования. Полученные материалы докладываются на лекции в течение 5-7 мин и служат своеобразным
введением в проблему. Затем лектор может обращаться к ним как к примерам — соглашаться или несоглашать-ся с выводами, которые сделали студенты.
Преимуществами данных студенческих клинических демонстраций являются следующие моменты: 1) возможность преодолеть трудности в подготовке клинических демонстраций; 2) активное вовлечение студентов в работу с больным, т.е. обучение на основе опыта; 3) формирование у студентов навыка выступления перед аудиторией и подготовки презентационного материала; 4) создание атмосферы энтузиазма и заинтересованности в изучаемом предмете в студенческой среде; 5) активизация познавательной деятельности студентов [1].
Надо отметить, что на лекциях в медицинском вузе сегодня должны шире применяться информационные технологии. Это позволит реализовать ряд важнейших принципов дидактики:
1.Принцип наглядности — «золотое правило»: все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания, надо представлять через эти органы восприятия» (Ян Амос Каменский). Информационные технологии позволяют дополнить «золотое правило» Каменского — наглядно можно представлять не только то, что возможно для непосредственного восприятия чувствами, но и то, что выражается абстрактными законами, моделями, схемами.
2.Принцип доступности и посильности образования: изучаемый материал по уровню трудности должен быть доступен, но, в то же время, требовать напряжения умственных и духовных сил для усвоения. Информационные технологии позволяют генерировать задачи возрастающей сложности (трудности). Ученик сам будет отбирать задачи, требующие от него умственного напряжения.
3.Принцип индивидуализации обучения: каждый обучающийся уникален, каждый способен по-своему. Информационные технологии позволяют каждому учащемуся выстроить индивидуальную программу освоения необходимого учебного материала, обеспечивая доступ к базам данных и к преподавателю для консультаций.
4.Принцип сознательности и активности: студент должен выступать субъектом учебной деятельности. Информационные технологии позволяют максимально реализовать субъектную позицию учащегося.
Противники использования информационных технологий при подготовке и чтении лекции утверждают, что многие студенты сталкиваются с проблемой наличия нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно); слишком быстрого темпа чтения лекции и особенно — смены слайдов; мелкого нечитаемого шрифта и отсутствия поэтапности при воспроизведении сложных рисунков. Сторонники информационных технологий говорят о возможности с помощью мультимедийных лекций: 1) включить каждого студента в процесс самостоятельной деятельности на лекции с учетом его индивидуальных способностей (кто-то лучше воспринимает речь лектора, кто-то иллюстрации кто-то и то и другое); 2) осуществлять переход от простых знаний к более сложным; позволяют оптимизировать взаимодействие студентов и педагога на всех этапах лекции; 3) расширять сферу самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Таким образом, лекция в современном медицинском вузе должна основываться на традиционных педагогических принципах, но при этом постоянно развиваться и совершенствоваться с учётом изменений стиля образовательного процесса и перемен в обществе. При этом главной задачей лекции должна оставаться подготовка квалифицированного врача — выпускника медицинского вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горяев Ю.А. Пути активизации познавательной деятельности студентов на лекциях. // Вестник Балтийской педагогической академии. — 2009. — Вып. 92. — С. 18-22.
2. Жукова Е.В., Погорелова И.Г., Калягин А.Н. Педагогическая техника как один из компонентов мастерства преподавателя высшей школы. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2009. — Т.85. №2. — С. 125-126.
3. Жукова Е.В., Погорелова И.Г., Калягин А.Н. Вербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2010. — Т. 92. №1. — С. 136-138.
4. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. / Под ред. Т.А. Ладыженского, АК. Михальской. — М., 1989. — С. 99.
5. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2009. — Т.86. №3. — С. 172-174.
6. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие. / Под ред. А.А. Деркача. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 386 с.
7. Шантуров А.Г Вузовская лекция. — Иркутск, 1994. — 268 с.
Информация об авторе: 664046, Иркутск, а/я 62, тел. (3952) 703722, 708661, e-mail: [email protected]
Калягин Алексей Николаевич — доцент, к.м.н.
© ПЕТРУНЬКО О.В. — 2010
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
О.В. Петрунько
(Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Россия)
Резюме. Представлена характеристика современных образовательных технологии в учебном процессе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей: кейс-методы, ролевые игры, метод проектов, мозговой штурм, ситуационные задачи и оригинальные разработки сотрудников кафедры. Анализ использования инновационных технологий в учебном процессе на кафедре психиатрии позволяет сделать вывод об улучшении качества образовательного процесса: активизируется работа на семинарах и практических занятиях; улучшается усвоение учебной информации; формируются навыки отстаивания собственной точки зрения с учетом приобретенных знаний; появляется интерес к углублению своих профессиональных знаний.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, учебный процесс.
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF PSYCHIATRY DEPARTMENT OF IRKUTSK STATE INSTITUTE FOR POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION
O.V Petrunko
(Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education, Russia)
Summary. The characteristic of modern educational technologies in educational process of Psychiatry Department is presented: cases — methods, role games, method of projects, brain storm, situational tasks and original elaborations of employees of the Department. The analysis of innovative technologies use in educational process of Psychiatry Department allows to draw a conclusion on improvement of educational process quality: work at seminars and practical lessons becomes more active; mastering the educational information improves; skills of asserting own point of view are formed taking into account the got knowledge; there is an interest to a perfecting the professional knowledge.
Key words: modern educational technologies, educational process.
Объективная реальность привела к необходимости пересмотра педагогической парадигмы в работе кафедры психиатрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей и активному внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий, базирующихся на принципе конструктивизма. Отметим, что это, несомненно, привело и к изменению и роли преподавателя в учебном процессе.
Конструктивизм рассматривает учение как активный познавательный процесс, в котором учащиеся создают новые идеи, взгляды, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах и понятиях [3]. Обучающийся отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль педагога-конструктивиста заключается в том, чтобы помогать учащимся, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом преподаватель и учащийся являются соучастниками этого
Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить.
А. Дистервег
процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Новая информация, новый материал предлагается учащимся системно, как целостная концепция, теория, но без детализации, без «разжевывания». Обучающиеся в процессе активного диалога, стимулируемого преподавателем, пытаются уяснить некоторые положения, детали, неясности. Весь диалог строится на проблемной основе, связанной с реальными жизненными ситуациями, знакомыми учащимся.
Современные модели активного взаимодействия преподаватель — слушатель ориентированы не на получение готовой, а на поиск новой информации, где ключевыми словами являются «найти, создать, освоить» [2].
Используя основной принцип конструктивизма — создание собственного знания на основе ранее приобретенного опыта, ранее усвоенных знаний, педагогический процесс на кафедре психиатрии подчинен стремлению сделать учебный процесс максимально индивидуализированным, личностно-ориентированным. Для этого в начале обучения на циклах общего и тематического обу-