Научная статья на тему 'Актуальность совершенствования мануальных навыков врачей стоматологов в системе последипломного образования'

Актуальность совершенствования мануальных навыков врачей стоматологов в системе последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
43
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ФАНТОМНЫЙ КУРС / EDUCATION / HAND SKILLS / PHANTOM RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленина Т. Г., Трофимов В. В., Смолянко Л. Е., Евстигнеева И. Л.

Повышение качества последипломного образования становится все более насущной проблемой современности. Создание условий для освоения практических навыков для врачей прикладных специальностей одно из обязательных требований подготовки специалистов. На стоматологических кафедрах Иркутского института усовершенствования врачей созданы все условия для качественной подготовки специалистов стоматологов. Это стало возможным благодаря тому, что кафедры работают на базе Ангарского стоматологического Центра одного из крупнейших стоматологических центров не только Сибири и Дальнего Востока, но и России. Современное высокотехнологичное стоматологическое оборудование и материалы, наличие фантомного класса для слушателей циклов усовершенствования позволяют значительно повысить качество преподавания.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленина Т. Г., Трофимов В. В., Смолянко Л. Е., Евстигнеева И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Topicality of perfection of hand skills of the doctors stomatologists in system of postgraduate education

The increase of quality of postgraduate education becomes a more and more essential problem. Creation of conditions for development of practical skills for the doctors of applied specialities one of the obligatory requirements of preparation of the experts. On stomatology faculties of Irkutsk Institute Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education all conditions for qualitative preparation of the experts dentists are created. It became possible that the faculties work on base of Dentist Centre in Angarsk one of largest Dentist centеres not only in Siberia and Far East, but also in Russia. Modern equipment and the materials, presence of a phantom class for the students of cycles allow considerably to increase the qualyity of teaching.

Текст научной работы на тему «Актуальность совершенствования мануальных навыков врачей стоматологов в системе последипломного образования»

контроля не ограничивается и сопровождается ключом для просмотра правильных ответов и решений.

Выполнение упражнений можно сопроводить либо разъяснением ошибок, либо отсылками к учебному материалу.

Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий)

Глоссарий по возможности должен полностью отражать содержание курса. Материалы глоссария связываются с основным текстом курса гиперссылками. Сюда же можно внести список сокращений и аббревиатур.

Литература

В разделе размещается список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения, с аннотацией каждого ресурса.

«Практические навыки»

Текст с перечнем практических навыков, которыми необходимо владеть учащемуся по завершении освоения данного модуля.

Средства сотрудничества

Здесь необходимо указать средства связи обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми по данному курсу (электронная почта, телеконференции, форумы).

Творческие задания

Курсовые работы, индивидуальные проекты и проекты в группах, эссе, ситуационные задачи и другие творческие задания, направленные на активное обучение.

Блок с файлами

В разделе предлагаются ссылки на презентации, на файлы, содержащие статьи из медицинских журналов, выдержки из справочников и т.д., ссылки на методические материалы, размещённые на сервере института и «выложенные» для изучения курса.

Вопросы и ответы

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещённые на Web-сайте и доступные для обучающегося.

Ситуационные задачи

Моделирование реальных проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике. Либо надо найти оптимальное решение, либо обосновать, проанализировать и показать пути решения, если оно уже предложено автором-разработчиком. Постановка ситуационной задачи должна быть чёткой и приводить к ограниченному числу решений.

Заключительный тест

Итоговое тестирование может проводиться в режиме реального времени (on-line). Если по завершении курса предстоит очная встреча с преподавателем (собеседование, проверка практических навыков и т.д.), итоговое тестирование может быть проведено в режиме off-line, но с ограничением, как по времени, так и по количеству выполнения теста (один раз).

Пакет анкет

К курсу рекомендуется прилагать комплект анкет для оценки курса и работы преподавателя, курирующего процесс дистанционного обучения.

Заключение

Разработка дистанционного курса — процесс очень сложный. Приступая к его оформлению, возникает множество вопросов. Следуя перечисленным в статье требованиям, опираясь на способы структурирования, этапы разработки курса, можно этот процесс выполнить с меньшими затратами.

В целом, дистанционное обучение является достаточно продуктивным способом взаимодействия с обучающимися, если это взаимодействие четко спланировано, обеспечено методически, организуется с использованием разнообразных дидактических средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Камерон, 2004. — 216 с.

2. Алфёрова М.А. Разработка курса дистанционного обучения в системе 1Ьодо8. Учебное пособие. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. — 39 с.

3. Алфёрова М.А., Голубчикова М.Г. Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов. Методические рекомендации. — Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. — 24 с.

Адрес для переписки: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, М.А. Алферова — руководитель отдела технологий обучения

© ЗЕЛЕНИНА Т.Г., ТРОФИМОВ В.В., СМОЛЯНКО Л.Е., ЕВСТИГНЕЕВА И.Л. — 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Г. Зеленина, В.В. Трофимов, Л.Е. Смолянко, И.Л. Евстигнеева (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра терапевтической стоматологии, зав. — к.м.н., доц. Т.Г. Зеленина, кафедра ортопедической стоматологии, зав. — д.м.н., проф. В.В. Трофимов)

Резюме. Повышение качества последипломного образования становится все более насущной проблемой современности. Создание условий для освоения практических навыков для врачей прикладных специальностей — одно из обязательных требований подготовки специалистов. На стоматологических кафедрах Иркутского института усовершенствования врачей созданы все условия для качественной подготовки специалистов стоматологов. Это стало возможным благодаря тому, что кафедры работают на базе Ангарского стоматологического Центра — одного из крупнейших стоматологических центров не только Сибири и Дальнего Востока, но и России. Современное высокотехнологичное стоматологическое оборудование и материалы, наличие фантомного класса для слушателей циклов усовершенствования позволяют значительно повысить качество преподавания.

Ключевые слова: образование, мануальные навыки, фантомный курс.

TOPICALITY OF PERFECTION OF HAND SKILLS OF THE DOCTORS STOMATOLOGISTS IN SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

T.G. Zelenina, V.V. Trophimov, L.E. Smolianko, I.L. Evstigneeva (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. The increase of quality of postgraduate education becomes a more and more essential problem. Creation of conditions for development of practical skills for the doctors of applied specialities — one of the obligatory requirements of preparation of the experts. On stomatology faculties of Irkutsk Institute Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education all conditions for qualitative preparation of the experts dentists are created. It became possible that the faculties work on base of Dentist Centre in Angarsk — one of

largest Dentist centeres not only in Siberia and Far East, but also in Russia. Modern equipment and the materials, presence of a phantom class for the students of cycles allow considerably to increase the qualyity of teaching.

Key words: education, hand skills, phantom rate.

В условиях стремительно изменяющегося мира и развития высоких технологий практически во всех отраслях промышленности, с каждым годом повышаются требования к уровню подготовки специалистов, в том числе специалистов-стоматологов. Фраза «непрерывное образование в течение всей жизни» — стала не просто ориентиром на будущее, это реальная ситуация для специалистов, желающих оказывать качественные стоматологические услуги населению.

В последнее десятилетие в российской стоматологии произошло значительное обновление профессионального оборудования, заметно расширился ассортимент пломбировочных и других расходных материалов, изменились технологические подходы при оказании стоматологической помощи. Применение новейших технологий в нашей специальности коренным образом поменяло требования к уровню профессиональной подготовленности врачей стоматологов.

Стоматологические кафедры Иркутского государственного института усовершенствования врачей постоянно обновляют методические материалы лекционных, практических и семинарских занятий, включая в лекционный материал все самые современные сведения по диагностике и лечению стоматологических заболеваний [1,3]. Мы стараемся разнообразить педагогические приемы преподавания на кафедрах — помимо клинического разбора больных и решения ситуационных задач внедряем деловые игры.

В учебном процессе широко используются компьютерные технологии, все лекции представлены в мультимедийном исполнении. Слушатели циклов усовершенствования не только проходят компьютерное тестирование исходного уровня знаний и итоговое тестирование в конце цикла обучения, но и имеют возможность ознакомиться с некоторыми вопросами специальности, используя компьютерные обучающие программы.

Общеизвестно, что теоретические знания, не подкрепленные практикой — это «полузнания». Сегодня, для того, чтобы подготовить квалифицированные врачебные кадры, требуются высокотехнологичные оснащенные современной медицинской аппаратурой, укомплектованные классными специалистами лечебно-диагностические учреждения. Чем выше современный уровень базы, тем выше эффективность и качество преподавания, тем лучше подготовка специалистов.

Клинической базой кафедры терапевтической стоматологии Иркутского государственного института усовершенствования врачей является Ангарский стоматологический центр, оснащенный современным западноевропейским клиническим и технологическим оборудованием. При лечении пациентов применяются все передовые стоматологические технологии: эндодон-тическое лечение и реставрация зубов, эстетическое протезирование, металлокерамика и безметалловая керамика, протезирование на имплантатах. Профессиональная квалификация сотрудников Центра позволяет оказывать не просто современную, а именно высококачественную стоматологическую помощь.

В настоящее время две кафедры — ортопедической стоматологии и терапевтической стоматологии находятся на базе поликлиники и, практически, являются ее составной частью — сотрудники поликлиники совмещают свою работу с преподаванием на кафедре, а сотрудники кафедр ведут лечебную и консультативную работу в клинике. Тесное сотрудничество поликлиники и кафедр позволяет демонстрировать слушателям циклов усовершенствования все современные технологии, применяемые в клинике. Причем это не просто демонстрация технологий, но и подробный разбор ключевых

моментов, возможность освоения отдельных операций.

Благодаря руководству Ангарского Центра стоматологии и особенно генеральному директору — профессору В.В. Трофимову был организован фантомный класс, оборудованный пятью современными стоматологическими установками производства Германии.

Наличие стоматологических фантомов позволило внедрить игровые имитационные технологии — имитационный тренинг в преподавание терапевтической стоматологии.

Восстановление функции и эстетики зубов и зубного ряда — одна из основных задач стоматологического лечения. Требования к функциональным и эстетическим свойствам пломбировочных материалов постоянно повышаются как со стороны пациентов, так и со стороны стоматологов. Совершенствование фотополимерных композиционных пломбировочных материалов, удовлетворяющих требованиям цветоустойчивости, максимального приближения физических свойств и внешнего вида к тканям естественных зубов, решило множество проблем относительно удобства работы с ними. Однако, когда врач работает с большим объемом композиционного материала, вопросы связанные с особенностями полимеризации и послеполимеризационной усадки, приобретают особое значение. Решать их становится труднее, а следовательно, повышается вероятность краевой разгерметизации и недостаточной полимеризации композита в глубоких участках полости, что приводит к рецидиву кариеса, послеоперационной чувствительности и появлению дефектов.

Для оказания высококвалифицированной стоматологической помощи важным условием является правильное применение самых современных медицинских знаний и технологий в лечении больных. Знания и навыки многих специалистов не позволяют им применять высокие технологии достаточно эффективно и в полном объеме, что приводит к дискредитации не только медицинских учреждений, но и самих технологий.

Возможность отработать на фантоме особенности препарирования кариозных полостей, нюансы пломбирования различными пломбировочными материалами расширяет круг профессиональных умений и навыков слушателей.

Во время работы в фантомном классе мы применяем компетентностный подход в обучении [2], т. к. уровень подготовки врачей в группе чаще всего значительно отличается. Опыт проведения фантомных циклов на нашей кафедре показывает, что 50% врачей нуждаются в отработке отдельных нюансов, деталей препарирования и пломбирования кариозных полостей различных классов, примерно 30% уже работали с современными пломбировочными материалами, но существует много пробелов в практической и теоретической подготовке. Около 20% слушателей не только не работали современными материалами, их приходится обучать работе на современных стоматологических установках, т. к. работая в ЦРБ, они не имеют доступа к современным технологиям.

Необходимо отметить, что после прохождения фантомного курса у слушателей формируется мотивация к реализации полученных знаний — приобретения если не новых установок, то, как минимум современных стоматологических материалов. Самые современные стоматологические технологии, отработанные на фантомах, становятся для слушателей привычными и не вызывают затруднений при их практическом применении в клинике. Следовательно, значительно повышается качество оказания стоматологической помощи населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козицина С.И., Грицай И.Г. Замещение дефектов твердых тканей зубов вкладками (клинические и технические этапы). — СПб.: МЕДИ, 2007. — 88 с.

2. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском об-

разовании. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2008. — Т. 77. №2. — С. 106-109.

3. Трофимов В.В., Белозеров Н.Д., Федчишин О.В. Инновационные технологии в протетике. — Иркутск, 2008. — 226 с.

Адрес для переписки: 665832, г. Ангарск, 6 микрорайон, дом 14,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Городская стоматологическая поликлиника. Зеленина Тамара Григорьевна, е-таіі: zel-tg@yandex.ru Зеленина Тамара Григорьевна — зав. кафедрой терапевтической стоматологии, к.м.н., доцент; Трофимов Виктор Венедиктович — зав. кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., профессор; Смолянко Людмила Евгеньевна — к.м.н. ассистент кафедры терапевтической стоматологии; Евстигнеева Ирина Леонидовна — к.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии