Научная статья на тему 'Современые технологии и методы обучения в последипломном медицинском образовании'

Современые технологии и методы обучения в последипломном медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MODERN TECHNOLOGIES / METHODS TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубчикова М. Г., Шпрах В. В., Крамарский В. А.

Статья посвящена проблеме использования современных активных технологий и методов в обучении медицинских кадров в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей. Представлены организационные и методические вопросы реализации данного опыта. Авторы считают, что хорошие результаты в обучении слушателей дают следующие методы: кейс-технологии, деловые игры, метод проектов, мозговой штурм, имитационный тренинг. Но самый большой эффект достигается при сочетании методов. Обучение с помощью активных технологий на циклах усовершенствования вызывает больший интерес у взрослых по сравнению с традиционными методами. Кроме того, современные технологии обучения повышают качество образования, что доказывается результатами итогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубчикова М. Г., Шпрах В. В., Крамарский В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies and methods of teaching in postgraduate medical education

This article is devoted to the problem of the experience in the sphere of using modern active technologies and methods on the base of Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education. Organizational and administrative questions of realization of the experience are given. Th e system improvement of educational process in the Institute of additional education is presented. Th e authors consider in detail the application of the following method: case-study, business games, a method of projects and other technologies of active training in postgraduate education of the medical staff. On the results of practices, the greatest eff ect is reached at a combination of methods. It brings the results. Th e training on the cycles of improvement of professional skill gives greater effi ciency of studies in comparison with traditional ones. Modern technologies of teaching raise quality of proves of specialists.

Текст научной работы на тему «Современые технологии и методы обучения в последипломном медицинском образовании»

семинара-тренинга и по его окончании нами была проведена самоаттестация слушателей с помощью анкет, разработанных и предложенных нам Фондом ООН в области народонаселения ЮНФПА по ВИЧ-инфекции. Сравнительные результаты самоаттестации в начале и в конце семинара представлены в таблице 3.

Таким образом, все слушатели продемонстрировали хорошие коммуникативные навыки, высокую скорость усвоения материала и приобретения навыков.

Комментарии слушателей о методах обучения на семинаре были следующими: 32% — очень своевременно, все будет применяться в работе, 18% — доступно, быстро и легко усвояется, 30% — метод великолепный, информативный, 20% — благодаря новому методу быстро и хорошо усваивается материал. На вопрос о сбалансированности работы мы получили следующие ответы (табл. 4):

Таблица 4

Вид занятия Достаточно Больше, чем достаточно Хотелось бы больше

Теория 84% 16%

Практика 79% 20% 1%

Дискуссии 96% 4%

Таблица 5

Ожидания

Отношение к проблеме %

За время тренинга изменилось отношение к проблеме 100%

Изменили свое отношение к ВИЧ-инфицированным пациентам и к себе 14

Определились основные работы с данной группой населения 23

Больше узнали — стали уверенней 25

Консультирование — реальный метод профилактики ВИЧ 17

Освоили технологию проведения занятий по ВИЧ-инфекции 6

Получили больше, чем ожидали, в т.ч. получили ответы, на все имеющиеся на сегодня вопросы 14

Безоценочность в отношении к пациентам 97

Систематизировали знания,появилась уверенность в себе, изменилось отношение к пациентам, нет боязни ВИЧ-инфекции, появилась готовность говорить на проблемную тему; 89

Появилось понимание, что проблема может войти в каждый дом, она живет рядом 50

Ожидания слушателей оправдались и все отметили, что их уровень знаний по ВИЧ-инфекции возрос, а отношение к проблеме — изменилось.

Таким образом, таблицу ожиданий можно было бы продолжить новыми пунктами (табл. 5).

Таким образом, очевидно, что поскольку основная доля контактов с ВИЧ-инфицированными женщинами приходится на акушеров-гинекологов, возникает настоятельная потребность в непрерывной подготовке специалистов по проблеме ВИЧ-инфекции, совершенствовании форм и методов работы по организации и проведению повышения квалификации кадров по

проблеме ВИЧ-инфекции. Ожидания организаторов семинара-тренинга оправдались.

Консультирование необходимо использовать как одну из форм профилактики ВИЧ-инфекции.

Тренинговые формы обучения необходимы в непрерывное образование.

Проведение краткосрочных семинаров-тренингов, с внедрением новых методов работы со слушателями можно рассматривать как одну из перспективных форм в непрерывном образовании врачей.

Именно качество данной деятельности будет определять в дальнейшем качество работы по диагностике, лечению и предупреждению ВИЧ-инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсон Дж. Р. Руководство по медицинской помощи ВИЧ-инфицированным женщинам. — М.: Версия. 2001. — С.12-15.

2. Белоозеров Е.С., Буланьков Ю.П. ВИЧ-инфекция. — Элиста: Джангар, 2006. — 224 с.

3. Воронцова Н.Н., Жеребцова В.В., Епоян Т.А., Загайнова А.И., Игумнов С. А., РоманенкоЕ.И., СадовниковаВ.Н., Сидоренко С.И., Торопов П.Б., Шумейко ГМ. Медико-социальное сопровождение людей, живущих с ВИЧ, и членов их семей: Пособие для социальных работников. — Москва, 2006. — 114с.

4. Иоанниди Е.А., Морозова Н.А. ВИЧ-инфекция у беременных Волгоградской области.//Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2007. — №1. — С.44-45.

5. Иванова В.И. Современные тенденции подготовки научно-педагогических кадров в области медико-

биологических наук//Вестн. СПбГМА им И.И.Мечникова. — 2006. — №2 (7). — С.146-150.

6. Куманова Г.У., БашмаковаЛ.Н., Бутенко Е.Н. Работники коммерческого секса //Социологические исследования. — 2000. — №5. — С.51-59.

7. Морозова Н.А. Отношение к ВИЧ-инфицированным беременным женщинам в медицинском сообществе. Автореф. дис. канд. мед. наук. — Волгоград, 2007. — 59 с.

8. Покровский В.В. Эпидемия ВИЧ-инфекции в России — куда идешь? //Эпидемиол. и инфекц. бол. — 2004. — №4. — С.4-6.

9. Khalsa J.H., Francis H., Mazin R. Bloodborn and Sexually Transmitted Infections in Drug Abusers in the United States, Latin America, the Caribbean and Spain// Clinical Infectious Diseases. — 2003. — V. 37 (Suppl. 5). — S. 331-337.16.

Адрес для переписки: Ленок Галина Викторовна — заведующая кафедрой инфекционных болезней Иркутского государственного института усовершенствования врачей.

E-mail: [email protected]

© ГОЛУБЧИКОВА М.Г., ШПРАХ В.В., КРАМАРСКИЙ В.А. — 2009

СОВРЕМЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

М.Г. Голубчикова, В.В. Шпрах, В.А. Крамарский (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. Статья посвящена проблеме использования современных активных технологий и методов в обучении медицинских кадров в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей. Представлены организационные и методические вопросы реализации данного опыта. Авторы считают, что хорошие результаты в обучении слушателей дают следующие методы: кейс-технологии, деловые игры, метод проектов, мозговой штурм, имитационный тренинг. Но самый большой эффект достигается при сочетании методов. Обучение с помощью активных технологий на циклах усовершенствования вызывает больший интерес у взрослых по сравнению с традиционными методами. Кроме того, современные технологии обучения повышают качество образования, что доказывается результатами итогового контроля.

Ключевые слова: последипломное образование, технологии обучения, методы обучения.

MODERN TECHNOLOGIES AND METHODS OF TEACHING IN POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION

M. Golubchikova, V.V. Sprah, W. Kramarskij (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. This article is devoted to the problem of the experience in the sphere of using modern active technologies and methods on the base of Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education. Organizational and administrative questions of realization of the experience are given. The system improvement of educational process in the Institute of additional education is presented. The authors consider in detail the application of the following method: case-study, business games, a method of projects and other technologies of active training in postgraduate education of the medical staff. On the results of practices, the greatest effect is reached at a combination of methods. It brings the results. The training on the cycles of improvement of professional skill gives greater efficiency of studies in comparison with traditional ones. Modern technologies of teaching raise quality of proves of specialists.

Key words: modern technologies, methods teaching.

Положения Болонской Декларации, направленные на создание к 2010 году согласованного единого общеевропейского пространства высшего образования, задачи, поставленные в стратегических документах развития нашего государства и его образовательной системы до 2020 года, проецируются и на систему последипломной подготовки специалистов, на работу учреждений дополнительного профессионального образования. Это определяет новые функции врача-преподавателя, заставляет его по-другому выстраивать свою педагогическую траекторию. Обучающиеся, с которыми приходится работать педагогам в дополнительном образовании, очень часто достаточно хорошо подготовлены, обладают высоким уровнем профессиональных и ключевых компетентностей и могут сами осваивать новые знания.

На сегодняшний день, для врача-педагога, являющегося высококлассным профессионалом в своей медицинской специальности, осознание его некомпетентности происходит преимущественно в области педагогического знания, в вопросах использования современных технологий и методов обучения. Это имеет объективную причину, так как для данной деятельности врачей никто целенаправленно не готовит. Поэтому начало освоения педагогической траектории, в отличие от медицинской, у докторов, занимающихся преподавательской деятельностью, идет параллельно с их образовательной траекторией. Это одна из значимых особенностей организации учебного процесса в учреждениях дополнительного медицинского образования. Как показывает опыт, для педагогов-медиков, необходима педагогическая помощь на начальном этапе преподавательской деятельности, а иногда и дальнейшее педагогическое сопровождение, особенно в направлении использования тех или иных технологий в обучении слушателей.

Учитывая сказанное, в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей ведется целенаправленная работа по созданию системы теоретической и методической помощи врачам-преподавателям в области педагогики и использования современных образовательных технологий. В рамках данной системы произведены структурные и содержательные изменения. Создан новый отдел технологий обучения, занимающийся вопросами информатизации учебного процесса, разработкой дистанционных курсов, проведением тестового контроля знаний, а также оказанием помощи преподавателям при использовании современных активных технологий обучения.

Для изменения подходов к преподаванию, конечно, нужна теоретическая база, необходимо обращаться к методологическим основам и научным предпосылкам той или иной технологии, чтобы организовать ее применение на должном уровне. В этом плане реализуются различные формы взаимодействия со специалистами-педагогами, чем обеспечивается интеграция медицинского и педагогического знания, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Большую роль в построении и реализации образовательной траектории врача-преподавателя играют циклы тематического усовершенствования и тематические проблемные семинары,

организуемые Институтом повышения квалификации Иркутского государственного педагогического университета. Для организации грамотной работы в данном направлении на кафедрах ИГИУВа курсовая подготовка сначала была организована для деканов, заведующих кафедрами и завучей. Затем цикл тематического усовершенствования по современным образовательным технологиям был проведен для молодых специалистов и всех желающих. В результате, преподаватели, прошедшие данную подготовку, отмечают, что испытывают значительно меньше затруднений при организации учебного процесса для своих слушателей, с удовольствием проводят занятия с использованием современных технологий и активизируют своих коллег к совершенствованию образовательного процесса.

Для повышения уровня методологической культуры преподавателей используется и такая известная форма работы, как методические советы. В Иркутском ГИУВе они проводятся с приглашением ученых, специалистов в области педагогики, психологии, менеджмента, освещающих теоретические основы различных педагогических проблем. Кроме того, на заседаниях методического совета рассматриваются практические вопросы, возникающие в ходе применения различных образовательных и информационных технологий, идет постоянный заинтересованный разговор об успехах и причинах затруднений, возникающих у преподавателей.

На выбор технологий оказывают влияние особенности самой медицинской специальности, в которой, безусловно, ярко выражены, как знаниевая. так и практическая составляющие. Среди наиболее часто встречающихся возражений о целесообразности использования различных обучающих технологий в медицинском образовании нужно выделить тезис о том, что нигде более, как у постели больного можно определить — обладает ли врач требуемыми знаниями, умениями и навыками. Однако далеко не всегда, и не каждый пример можно рассмотреть непосредственно «на больном». В то время как существующие активные технологии и методы обучения, позволяют не менее эффективно обучать специалистов. Поэтому, не умаляя важности метода клинических разборов, мы считаем не менее значимым использование и других активных методов. В дополнительном образовательном учреждении последипломного обучения, каким является Институт усовершенствования врачей, на выбор технологий и методов оказывает влияние также специфика контингента обучающихся, поскольку это всегда взрослая аудитория специалистов, раньше или позже, но уже получивших высшее образование. В связи с чем, преподавателям необходимо учитывать закономерности и принципы андрагогики.

На современном этапе преподавателями ИГИУВа активно осваиваются следующие методы и технологии активного обучения: деловые игры, метод проектов, «мозговой штурм», кейс-технологии, как наиболее приемлемые при обучении взрослых. Технологии активного обучения опираются не только на процессы восприятия, памяти и внимания, а, прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Как отмечает Д.В. Чернилевский, технологии называют активными, так как в них существенно меняются и роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности) [4].

Одной из технологий активного обучения является кейс-технология, а точнее, группа кейс-технологий, поскольку на сегодня существует множество вариантов использования данного способа активизации слушателей в процессе обучения [2]. Для врачей-преподавателей кейс-технологии представляют особый интерес, так как спектр методик обучения взрослых все-таки ограничен, а, учитывая медицинскую специфику, он еще более сужается. Кейсы же, как усовершенствованный вариант ситуационных задач, всегда использовались в медицинской дидактике. Мы рассматриваем кейс как не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая обучающихся к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой возможно придется столкнуться на практике.

Вариантом использования кейс-технологий является имитационный тренинг, который позволяет проигрывать различные ситуации с применением специального оборудования. Таким оборудованием располагают многие кафедры института, например, фантомы на стоматологических кафедрах, муляжи, динамические модели на кафедрах хирургии, акушерства и гинекологии, специальные тренажеры на кафедре скорой и неотложной помощи и другие.

Как показывает практика, наибольший эффект достигается при сочетании методов. Это особенно актуально для такой продуктивной технологии, успешно используемой преподавателями большинства кафедр нашего института как игровая технология. Представления о сущности и специфике деловой игры не всегда однозначны [1]. Хочется отметить, что взрослая аудитория наших слушателей очень охотно включается в игровые процессы, доктора с удовольствием пробуют себя в разных ролях и отмечают эффективность такого обучения по сравнению с традиционной лекцией. Вот лишь некоторые примеры деловых игр, разработанных и используемых преподавателями ИГИУВа: «Врач — больной», «Консилиум», «Симпозиум», «Пресс-конференция», «Суд», «Погружение в историю», «Имитация производственной ситуации», «Проблемы и аргументы», «Слабое звено».

Очень часто используются деловые игры, в основе которых лежит кейс, то есть происходит сочетание методов, дающее хороший учебный эффект. Интересны в этом плане такие игры, как «Принятие решения об открытии аптечного учреждения», «Способы выхода из кризисной ситуации» (кафедра фармации); «Открытие физиотерапевтического предприятия» (кафедра физиотерапии и курортологии); «Оценка возможности размещения жилого микрорайона на выбранной площадке» (кафедра гигиены и профпатологии); «Легочное кровотечение», «Спонтанный пневмоторакс» (кафедра туберкулеза); «Особенности экспертизы временной нетрудоспособности работников, уволенных с работы по медицинским показаниям» (кафедра врачебно-трудовой экспертизы) и другие.

Активно осваивается и используется на практиче-

ских занятиях преподавателями, как хирургического, так и терапевтического факультетов, и такой известный метод, как «мозговой штурм». Эта методика предполагает коллективный способ быстрого генерирования необходимого разнообразия идей, которое может послужить основой для поиска решения проблемы. Генерировать можно не только идеи, но и информацию (то есть выяснять источники информации), формулировать вопросы, проблемы. Например, на кафедре семейной медицины мозговые штурмы проводятся на занятиях по темам: «Депрессия», «Алкоголизм», «Наркомания»; на кафедре акушерства и гинекологии обсуждалась тема: «Возможность применения аутогемотрансфузии при внутрибрюшных коагулопатических кровотечениях»; на кафедре клинической аллергологии и пульмонологии: «Дифференциальный диагноз интерстициальных заболеваний легких» и другие проблемы.

Еще один метод, давно используемый в практической педагогике — метод проектов, то есть обучение, при котором слушатели приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [3]. Как показал наш опыт, данный метод также может быть включен в арсенал врачей-педагогов чаще всего в преподавании терапевтических специальностей. Основная трудность, связанная с использованием метода проектов — это поиск проблем и прогнозирование образовательных продуктов, на основе которых слушатели буду осваивать материал цикла. К примеру, информационные проекты, предлагаемые слушателям, связаны с характеристикой заболевания или группы заболеваний, методами лечения. Продуктами могут быть: мультимедийная презентация, путеводитель, справочник и т.д. Практикоориентированные проекты могут иметь в итоге какие-либо творческие разработки: сценарий деловой игры, лекторий для родителей, написание кейса, методические рекомендации, составление тестов. Исследовательские проекты имеют такую, к примеру, направленность: «Региональные особенности заболеваний и их профилактика»; «Анализ заболеваемости в регионе и способы ее снижения»; «Анализ социологического опроса об используемых методах профилактики», «Объединение усилий разных специалистов, служб в решении эпидемиологических проблем» и т.д.

Большой стимул для преподавателей в освоении ими нетрадиционных технологий обучения дает проведение открытых занятий, взаимопосещение лекций, семинаров и практикумов с использованием современных методов, организация внутриинститутских конкурсов на лучшего преподавателя, на лучшую кафедру, которые являются возможностью изучения опыта коллег и презентации своих педагогических находок. Конечно, использование активных технологий и методов обучения требует времени, дополнительных усилий преподавателей. Но это приносит свои результаты. Слушатели, с которыми проводятся занятия с использованием активных технологий и методов обучения, отмечают их большую эффективность по сравнению с традиционными в плане освоения материала, рассмотрения многосторонних аспектов той или иной проблемы. И самое главное, использование нетрадиционных технологий обучения реально повышает качество подготовки специалистов, о чем свидетельствует успешное прохождение обучающимися итогового тестирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. — М.: Мастерство, 2002.

2. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руковод-

ство по кейс-технологиям. — СПб.: Питер, 2004.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: АРКТИ, 2003.

4. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. — М.: ЮНИТИ-ДАНа, 2002.

Адрес для переписки: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, профессор В.В. Шпрах, профессор В.В. Крамарский, доцент М.Г. Голубчикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.