Научная статья на тему 'Клиническая фармакология: особенности обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования'

Клиническая фармакология: особенности обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / CLINICAL PHARMACOLOGY / TRAINING / METHODS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева В. В., Верлан Н. В., Лемешко Е. Х., Бессонова Л. О.

Обсуждаются особенности преподавания взрослым слушателям. Показан опыт внедрения активных методов обучения на кафедре клинической фармакологии ИГИУВа. Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы дать слушателям не только новые знания, но и обеспечить развитие познавательных интересов, творческого мышления, формирования общих и специальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical pharmacology: features training in additional professional education

The peculiarities of teaching adult students have been discussed. Th e experience of introduction some innovative methods of training at the department of clinical pharmacology can be notifi ed as a signifi cant one. Th e creation and development of innovative methods of training can be caused by arising before the process of training new tasks consisting in the idea not only giving the students new knowledge but also providing them with the development of cognitive interest, creative thinking, formation of general and special competences.

Текст научной работы на тему «Клиническая фармакология: особенности обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования»

© КИРЕЕВА В.В., ВЕРЛАН Н.В., ЛЕМЕШКО Е.Х., БЕССОНОВА Л.О. — 2009

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Киреева, Н.В. Верлан, Е.Х. Лемешко, Л.О.Бессонова (Иркутский институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах; кафедра клинической фармакологии, зав. — д.м.н., доц. Н.В. Верлан)

Резюме. Обсуждаются особенности преподавания взрослым слушателям. Показан опыт внедрения активных методов обучения на кафедре клинической фармакологии ИГИУВа. Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы дать слушателям не только новые знания, но и обеспечить развитие познавательных интересов, творческого мышления, формирования общих и специальных компетенций.

Ключевые слова: слушатель, обучение, активные методы, клиническая фармакология.

CLINICAL PHARMACOLOGY: FEATURES TRAINING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

V.V. Kireeva, N.V. Verlan, E.H. Lemescko, L.O. Bessonova (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. The peculiarities of teaching adult students have been discussed. The experience of introduction some innovative methods of training at the department of clinical pharmacology can be notified as a significant one. The creation and development of innovative methods of training can be caused by arising before the process of training new tasks consisting in the idea not only giving the students new knowledge but also providing them with the development of cognitive interest, creative thinking, formation of general and special competences.

Key words: clinical pharmacology, training, methods, competences.

Клиническая фармакология как отдельная область медицины существует уже более 40 лет и занимается изучением самых различных проблем лекарственной терапии, начиная с методологии клинических испытаний, метаболизма лекарственных средств и заканчивая молекулярной фармакогенетикой и фармакоэкономикой. Клиническая фармакология ликвидирует разрыв между производителем лекарственных препаратов и клиницистами, так как охватывает фармакологические и клинические аспекты лечения, предлагает варианты оптимизации терапии на основе знаний о взаимодействии лекарств, учета их фармакокинетики и токсичности. Как наука клиническая фармакология занимает одно из лидирующих положений.

Для того чтобы избежать дефицита клинических фармакологов в будущем, необходимо готовить молодых специалистов прямо сейчас. Основное условие для подготовки специалистов — изменение качества обучения в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей. Недостаточные знания по фармакологии препятствуют рациональному использованию лекарственных препаратов. Объединить фармакологию, патофизиологию и клинические дисциплины в единое целое — основная образовательная цель клинической фармакологии.

Самой важной характеристикой взрослого ученика является большой и разнообразный опыт. Только один этот аспект делает обучение взрослых непохожим на обучение детей и молодежи, из этого следуют и особенности преподавания. Большей частью взрослые приходят с осознанным желанием учиться. В наше время учеба взрослых — почти всегда дело добровольное. Они ходят на занятия потому, что в этом есть необходимость. Приходя на цикл клинической фармакологии, врачи уже мотивированы к учебе. Специалисты нуждаются в знаниях для работы по созданию стандартов диагностики и лечения заболеваний, для реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения. Однако, обилие лекарственных средств существенно затрудняет принятие оптимального решения при выборе препарата в каждом конкретном случае. Для обеспечения клинически и экономически эффективного и безопасного лечения, врачи сами заинтересованы достигнуть высокого профессионализма, в буквальном смысле этого слова.

Для освоения дисциплины приходят врачи из многопрофильных лечебных учреждений с разной подго-

товкой и воспитанием. У каждого взрослого ученика, являющегося слушателем наших циклов, есть собственное представление о клинической фармакологии. Ряд специалистов уже занимают должность клинических фармакологов и имеют достаточный опыт, другие — являясь врачами общего профиля, ориентируются очень поверхностно. В ряде случаев врачи приходят с любопытством и представлениями, основанными не на реальности, а на том, что говорили или делали другие.

Для того, чтобы найти общий язык со взрослым слушателем, преподаватель должен обладать пониманием, гибкостью, терпением, юмором, быть тактичным, творчески подготовленным. При обучении взрослых необходимо соблюдать три постулата: любовь к своему предмету; желание поделиться знаниями и иметь базовую компетентность в дисциплине. Первые два требования — существенны, но очевидно — просты. А вот третий компонент зачастую пугает, и дело не в знании предмета преподавателем (хотя, несомненно, чем больше человек знает о предмете, тем больше он может дать), а в его способности передать эти знания.

Проводя занятия и обретая опыт, сотрудники кафедры сами становятся более компетентными. Звания и титулы преподавателя играют незначительную роль в признании и оценки курсантами его учительских способностей.

Заинтересовать слушателей своего цикла, сделать их участниками процесса освоения новых разделов возможно через внедрение в учебный процесс активных методов обучения (метода проектов, кейс-методов, деловых игр). Ведь большая разница, когда врач просто прослушает лекцию об антибиотиках, или когда он сам станет участником деловой игра «суд над антибиотиками». Сталкиваясь с определенной клинической ситуацией, специалист начинает понимать, что многое зависит от правильно подобранного лечения антибактериальном средством.

В процессе обучения важно поощрять вопросы и замечания слушателей, интересоваться их собственным опытом, чтобы не создавалось впечатления о формальной позиции преподавателя. Можно предложить привести на занятии примеры из собственного опыта, имеющие отношение к разбираемой теме, или выделить подгруппы для дискуссии и обмена опытом. Коллективно поработав над решением проблемы, все вместе сделают занятия лучше.

В то время как медицинская наука, ориентируясь на данные современных клинических исследований в области фармакотерапии, шагнула далеко вперед, при лекарственном обеспечении клиник часто используется устаревшая информация, полученная из рекламных и популярных источников. Поэтому для преподавателя клинической фармакологии необходимо быть в курсе последних новостей о лекарственных препаратах. К каждому занятию необходимо готовиться. Даже если цикл лекций был прочитан несколько раз, возможно, его необходимо подготовить как-то иначе, чтобы у врачей не создавалось впечатление, что преподаватель повторяет устаревшие и «пожелтевшие» лекционные записи.

Заглядывая в будущее клинической фармакологии, необходимо подчеркнуть важность подготовки молодых специалистов. Тот, небольшой опыт, который накоплен за короткий период работы клинических фармакологов в ЛПУ нашего региона показывает, что при

наличии у данных специалистов достаточных административных полномочий расходы на медикаменты снижаются в 1,5-2 раза, и в отделениях больниц появляются действительно нужные и эффективные современные лекарства. Несмотря на первоначально негативное отношение к новому специалисту, врачи признают, что с его помощью ассортимент больничной аптеки начинает формироваться, действительно исходя из их запросов реальной клинической практики.

Обсуждая вопросы новой стратегии обучения специалистов, необходимо отметить и наличие такой проблемы, как повышение квалификации самих преподавателей. Восстановление системы педагогической подготовки сотрудников кафедр, предложение возможностей общения с коллегами, посещение открытых занятий может явиться важной составляющей внедрения в жизнь новых методов совершенствования профессиональных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дрейвс В.А. Как учить взрослых. — Манхеттен, Канзас: 2. Белоусов Ю.Б. Перспективы для клинического фармаколога

Сеть Учебных Ресурсов. — 1997. — 94 с. // Качественная клиническая практика. — 2002. — №2. — С. 6-64.

Адрес для переписки: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ

© АЛФЁРОВА М.А. — 2009

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

М.А. Алфёрова

(Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Ключевые слова: курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.

BASIC APPROACH TO DISTANCE COURSES ELABORATION

M.A. Alpherova (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. The quality of distance training depends on elaboration of perfect didactic academic material. The elaboration of such courses demands attentive and responsible attitude. The main steps in elaboration of distance course, demands to it’s quality, the structure are discussed in the article.

Key words: distance training course, pedagogical design, demands to the course, the structure of the course.

Дистанционный курс — это аналог учебнометодического комплекса для обучающихся по традиционной заочной и экстерновой формам. Используя другую аналогию, дистанционный курс можно назвать путеводителем по учебной дисциплине со всеми присущими ему атрибутами. Фактически дистанционный курс — это разработанная с определенной степенью подробности пошаговая инструкция по освоению курса, т.е. по достижению целей, сформулированных в его описании. Как правило, дистанционные курсы разрабатываются с помощью различных программных продуктов, позволяющих представлять его содержание в форматах Интернета (HTML). Это могут быть как простейшие разработчики веб-сайтов, встроенные в текстовые редакторы, так и такие программы, как MS FrontPage, MS Publisher и др. Курсы могут разрабатываться и с помощью специальных программ-оболочек, предназначенных для дистанционного обучения (WebCT, Lotus Learning Space, Blackboard, Доцент, Прометей, I’Logos и т.д.). Отличие лишь в том, что в специальных программах сразу задается шаблон структуры курса.

Дистанционный курс представляется двумя частями: содержательным и методическим наполнением.

Сам процесс разработки курса ведётся в соответствии с общими принципами педагогического дизайна дистанционного обучения.

С одной стороны, это методический дизайн — структурирование текстов, логическое выстраивание их частей, проектирование структуры понятийнокатегориального аппарата и инструментальной части курса — контролей, обсуждений, оценочных критериев, методическое обеспечение и т.д. Очень важная часть методического дизайна — формирование гипертекстовой структуры курса, т.е. системы ссылок и переходов между понятиями, содержательными и инструментальными блоками.

С другой стороны, дизайн — это «встраивание» текстов, написанных преподавателем и обработанных методистом, в стандартную веб-структуру, формирование системы переходов и ссылок. Ну и, разумеется, «наведение красоты» — разработка и реализация цветового решения, подбор иллюстраций, разработка специфичных способов визуализации, баннерных модулей и т.д.

Весь процесс разработки курса можно представить следующими этапами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.