Научная статья на тему 'Основные категории гендерной педагогики'

Основные категории гендерной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4993
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Нина Юрьевна

Анализируются подходы к пониманию гендера, рассматриваются методологические основы исследований в гендерной педагогике, представлен процесс формирования гендера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic categories of gender pedagogy

The paper analyzes the approaches to understanding the gender, considers the methodological basis for research in gender pedagogy and presents the process of gender formation.

Текст научной работы на тему «Основные категории гендерной педагогики»

Педагогика

УДК 37.062(045)

Н.Ю. Ерофеева

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Анализируются подходы к пониманию гендера, рассматриваются методологические основы исследований в гендерной педагогике, представлен процесс формирования гендера.

Ключевые слова: гендер, гендерная педагогика.

Что такое гендерная педагогика? Это одно из направлений педагогики, которое занимается исследованием вопросов по обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

Еще со студенческой скамьи, а впоследствии и как педагогического работника, меня интересовали вопросы: если мальчики и девочки обучаются совместно, то есть ли особенности в их обучении? Ведь опыт раздельного обучения остался только опытом, а не стал традицией. Если педагогический коллектив состоит на 97% из представителей женского пола, то возможно ли так называемое «гармоничное развитие личности»? Каковы взаимоотношения преимущественно женского педагогического коллектива и детского коллектива (соотношение мальчиков и девочек в начальной школе соответственно 65% - 35%, в средней - 55% - 45%, старшей - 35% - 65%)? Почему основная масса учащихся-медалистов - девочки? Только ли потому, что их больше в старших классах или есть еще какие-то причины? Может ли информация в учебниках, написанных в основном мужчинами, не искажаться преподавателями-женщинами с учетом того, что существует такое понятие, как «женская логика»? Есть ли различия в воспитании мальчиков и девочек, в чем они проявляются?

Это только часть той массы вопросов, на которые мне бы хотелось найти ответ как педагогу, как родителю.

Научная информация все еще хранится под прессом устоявшихся традиционных представлений об универсальном обучении мальчиков и девочек. В лучшем случае предлагаются раздельные формы обучения без учета специфики полоролевого развития. Г ендерные исследования в педагогике у нас в стране - это пока еще новое и слабо разработанное научное направление. Имеются публикации о воспитании мальчиков и девочек, но практически отсутствуют публикации об особенностях их обучения. Ситуация была такова, что ученые говорили о «бесполой» педагогике. Как отрасль педагогической науки гендерная педагогика переживает период своего становления. Основной задачей гендерной педагогики является исследование педагогических

условий, способствующих успешной реализации возможностей мальчиков и девочек в учебно-воспитательном процессе, где учитель и ученик являются выразителями гендерных характеристик, ролей и статусов. Отечественная педагогика в этом направлении имеет ряд интересных исследований и научно обоснованных результатов, хотя комплексный анализ до сих пор не представлен в педагогической литературе. Решение этой очень трудоемкой задачи требует обобщения исследований в области не только педагогики, но и психологии, социологии, медицины, философии, соотнесения этих исследований друг с другом и интеграции их в систему учебно-воспитательного процесса.

Исследования гендерной педагогики дают возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты педагогической практики, корректировать процесс социализации молодежи в зависимости от пола, по-новому осмысливать, казалось бы, устоявшиеся понятия, выявить новые аспекты развития учебно-воспитательного процесса.

Гендерная педагогика - это широкое поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, возникновения социальных ролей и норм. Важным в изучении гендера является предоставление возможности педагогам видеть одновременно индивидуальное и культурное в личности как диалектически взаимосвязанное одно с другим. В процессе приобщения к культуре индивидуум постепенно усваивает культурные составляющие и тем самым формирует свою личность в соответствии с ними.

Общество базируется на равноправии мужчин и женщин, поэтому система обучения и воспитания не предусматривает деления по половому признаку, хотя в поведенческих характеристиках воспитания по отношению к мальчикам и девочкам существует различие. В то же время изучение работ зарубежных исследователей (А.Оак1еу, Ь.Меа80г, Р^ке8, 8.1Ке881ег, '^МсКеппа, Я.-ТоЬшоп, M.E.David) показывает отсутствие единства в толковании понятия «гендер». В гносеологическом плане понятие «гендер» происходит от греческого слова «генос» - происхождение и соответствует русскому понятию «род» как общность. Слово «род» в русском языке имеет несколько значений. Лингвистическое понимание перевода слова «гендер» -род, опыт рода, упускает из вида его научное толкование, которого придерживается большинство ученых в этой области, как у нас, так и за рубежом. Они используют понятие «гендер» с тем, чтобы высветить именно социальный аспект. При изучении материалов по гендерным исследованиям выявилось множество подходов к трактовке понятия «гендер», в более широких гендерных исследованиях особое внимание уделялось технологиям формирования понятия «гендер». Чтобы выделить понятийное ядро категории «гендер», мы решили вывести в таблицу формулировки и их смысловые понятия (табл. 1).

Таблица 1

Выделение понятийного ядра категории «гендер»

Формулировка Где приводится Смысловое понятие

«Гендер» (gender) - обозначение пола как социального явления [11. С. 14] Термин для обозначения пола как социального явления.

«Гендер» - обозначение принадлежности к классу, группе, категории [22] Классификационный термин.

Г ендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом. Московский центр гендерных исследований (понятийный аппарат) Организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими).

Г ендер - взаимоотношения полов на фоне различных социальных структур, включает в себя два момента: проблему положения женщин в обществе, ее миссию на Земле и проблему половой идентификации. [15. С. 22] Причина существующих противоречий в различных сферах жизни общества.

Гендер - теория полярности женского и мужского начала, основа доктрины о природном превосходстве одного из полов: либо женского (фено-центризм), либо мужского (андроцентризм). [4. С. 14] Теоретическое обоснование, предопределяющее социальное положение индивида в обществе в зависимости от его половой принадлежности.

Гендер - область исследований женской проблематики. [12. С. 11] [16. С. 10] Объект исследования для применения «гендерного аппарата и арсенала научных методов».

Гендер - социальные отношения, а не биологический пол. [1. С. 124] Способ взаимодействия между полами.

Продолжение Табл. 1

Гендер - способ выявления в истории разнообразия и изменчивости. [5. С. 31] Метод исследования.

Г ендер - исследовательская и образовательная сфера в объяснении различий между мужчинами и женщинами в обществе. [14. С. 11] Предмет исследования.

Г ендер как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении. [9. С. 84] Социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и «гендерный дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужчинам и женщинам действия и взаимодействия.

Гендер как идеологический конструкт (одна из феминистских линий) [19] Идеологический конструкт. Представители этой позиции подчеркивают, что в восприятии мужчин только женщины имеют гендер, мужчины же могут не иметь такого знака специфичности, т.к. они представляют все человечество.

Г ендер - форма полового символизма. Половая дифференциация представлена и закреплена на первичных уровнях человеческого существования через половой символизм. Исследования этнографов на материалах проблемы половой дифференциации в рамках изучения брачно-семейной обрядности, воспитания детей. Символика мужского и женского, данная через противопоставление, выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. В половом символизме большинства культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. «Женское» - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью.

Многообразие подходов к трактовке понятия категории «гендер» позволило выделить родовые понятия и объединить их в группы, каждая из которых выражает ту или иную конкретную смысловую сущность, позволяющую использовать категорию «гендер» при обосновании построения педагогического процесса (табл. 2).

Таблица 2

Выделение функциональной смысловой сущности категории «гендер»

Родовые понятия Раскрываемая смысловая сущность

Центральное понятие, основное исходное положение теории, инструментальное отражение гендерной концепции. Г ендер как концептуальная основа.

Выражение закономерностей взаимоотношений, выражение теории взаимоотношений характеризует способы использования взаимоотношений в соответствии с характеристиками пола. Г ендер как отражение закономерностей процесса взаимоотношений полов.

Обоснованность введения каждой из этих категорий должна обеспечиваться:

— концептуальными основаниями, то есть указанием на основные идеи науки, обосновывающие гендер;

— дидактическими основаниями - раскрытием связи формулируемого гендерного понятия с закономерностями образовательного процесса;

— процессными основаниями - раскрытием знаний о содержании, методах и организации обучения на основе гендерного аспекта;

— управленческими основаниями - представлением основ требований к практической организации учебного процесса на гендерной основе.

Биологический фактор и социализация пола и есть две исходные для углубленного понимания источников теории гендера.

Определив основания для введения понятия «гендер» в педагогическую концепцию, мы рассматриваем «гендер» как социальный конструкт, отражающий процесс социализации личности. Применяя гендер как средство управления образовательным процессом, определяем ход преподавания и учения в соответствии с гендерными обоснованиями.

Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ро-

лей; соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе.

Г ендер - это не природой закрепленная данность, это то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений, то есть то, что стало полом в процессе его социализации.

Выделяя понятийное ядро гендера в педагогике, мы выделили две концепции для развития гендерных исследований: теорию социальной конструкции «гендера» и теорию гендерной системы.

В логике первого подхода - гендер представлен как социальный конструкт. Выделяются характеристики, отражающие особенности в процессе обучения и воспитания личности: полоролевые стереотипы, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерная идентичность, гендерный дисплей, гендерный контракт, гендерная система.

В логике второго концептуального подхода - рассматривается понятие «гендерная система», которое включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. В нашем исследовании гендерная система - это форма организации гендерной культуры, основанная на специально разработанной системе норм, правил, инструкций для выполняемых в ней социальных ролей. Примером гендерной системы могут служить семья, педагогический коллектив, группа и т.п. Гендерная культура - это социальная среда, способствующая закреплению или разрушению гендерных стереотипов. В анализе гендерной культуры большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.

Исследовательские работы в логике первого концептуального подхода

- способы обучения и воспитания на основе гендерных характеристик личности ограничиваются в основном изучением полоролевых стереотипов. Остальные структурные компоненты гендера: гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерная идентичность, гендерный дисплей, гендерный контракт, гендерная система - в области педагогики мало изучены.

Исследовательские работы в области второго концептуального подхода

- способы организации гендерной культуры как основы гендерной системы в педагогике являются также «белым пятном».

Методологическими основами в исследованиях гендерной педагогики могут стать:

- культурно-историческая теория развития личности, признающая приоритет социального над биологическим в психическом развитии человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.);

- постмодернистские идеи о конструктивистской природе культуры, социально-конструктивистской природе человеческого знания и опыта, о половой принадлежности и сексуальности человека;

- идеи социологов и психологов о гендерной идентичности как базовой структуре личности на всех этапах её развития, о непрерывности процесса конструирования и реконструкции гендера каждым индивидом на протяже-

нии всей его жизни; о природе отношений ребенка и общества в процессе гендерной социализации;

- учение об андрогинии (С. Бем) как условии эффективного развития и самореализации личности;

- педагогическая антропология как философская база воспитания (Б. М. Бим-Бад).

Круг вопросов, который требует своей разработки и исследований в связи с декларированием нового педагогического направления, определяется исходя из названных выше двух концептуальных подходов.

В первую группу исследовательских проблем, условно названную «Общество, пол, гендер», входят изучение гендерных характеристик личности в педагогической концепции: полоролевые стереотипы, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерная идентичность, гендерный дисплей, гендерный контракт, гендерная система; анализ формирования и условия усвоения полоролевых и гендерных стереотипов, конструирование технологий воздействия социума на индивида в целях формирования определенной модели гендерной идентичности.

Вторую группу условно определили - «Гендерная система как форма организации гендерной культуры». В эту группу вошли исследования гендерных систем семьи и педагогического коллектива, исследования форм организации их гендерной культуры.

К третьей группе исследований относятся проблемы внедрения гендерного подхода в работу школы и подготовки педагогических кадров. Это вопросы методологии и методики, стратегии и тактики продвижения гендерных исследований в профессиональную подготовку педагогов, методические аспекты внедрения гендерных инноваций в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. Для эффективного внедрения гендерного подхода в работу с детьми необходимо исследовать:

- факторы педагогической среды, как они влияют и какие наиболее предпочтительны в процессе формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста;

- формы школьной работы, какие значимы для гендерной социализации и ресоциализации, то есть изучить проблемы процесса обучения и воспитания с учетом гендерных характеристик личности;

- наиболее устойчивые и распространенные гендерные стереотипы педагогов, выявить способы их презентации воспитанникам, изучить методы и приемы.

Гендерные исследования отличаются от имеющихся традиционных исследований по «половому воспитанию» школьников.

Во-первых, в биологически ориентированных теориях «полового» воспитания становление женской и мужской идентичности рассматривалось как определяющая репродуктивная функция мужчины и женщины. Однако реально существующая действительность выявила несоответствие этих теорий практике бытия. Пол и гендер - это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы развития личности. Биологический пол является для личности ос-

новой для конструирования социального пола - гендера. Поэтому процесс становления и конструирования гендерной идентичности индивидов и гендерных отношений в гендерных системах семьи и школы является предметом изучения в педагогике.

Во-вторых, гендерная педагогика берет за основу то, что гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мальчиков и для всех девочек в рамках своего пола. Исследователи исходят из признания множественности, индивидуальности, пластичности гендерных различий и изучают создание той или иной модели идентичности каждым индивидом.

В-третьих, с переходом от тематики и проблематики «полового воспитания» в медико-гигиеническом смысле к проблематике гендерного воспитания медико-педагогические модели уступают место более перспективным психолого-педагогическим и социально-педагогическим моделям реконструкции объектов исследования.

Это не означает, что биология полов и сексуальности должна быть исключена из объектов внимания педагогов. Напротив, педагоги и школьные психологи, врачи-педиатры призваны быть в курсе новейших открытий биологии, медицины, генетики в вопросах пола.

Итак, целью гендерного подхода в образовании выступает изменение традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Таким образом, в результате внедрения гендерного подхода в образование будут созданы условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности с андрогинным набором характеристик.

Первоначально гендерные исследования развивались в рамках полоролевого подхода. Полоролевой подход стал первой теорией, объединяющей функционально обусловленное разделение мужских и женских ролей, этот подход помог осмыслить позиции мужчин и женщин в семье и обществе.

Для введения понятия «гендер» в педагогическую концепцию мы рассматриваем «гендер» как социальный конструкт, отражающий процесс социализации личности, состоящий из следующих компонентов: полоролевые стереотипы, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерная идентичность, гендерный дисплей, гендерный контракт, гендерная система. Развертывание структурных элементов предмета гендерных исследований предполагает разъяснение каждого понятия.

Понятие стереотипов было введено американцем Уолтером Липпма-ном. «Стереотипы, - писал У. Липпман, - это предвзятые мнения», которые «решительно управляют всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые - глубоко чуждыми» [19. С. 50]. Синоним стереотипа - это предрассудки, клише и шаблоны. Стереотипы подразделяются на полоролевые и гендерные.

Полоролевые стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщенные убеждения (представления) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Это придуманные и принятые в обществе представления о маскулинном и феминном поведении. Полоролевые стереотипы, усвоен -ные индивидом, становятся диктующим стандартом поведения, а самооценка личности становится заложницей этого стандарта. Далее процесс полотипи-зации заканчивается, так как личность начинает встречаться с таким понятием, как «выполнение гендерной роли». Биологический пол человека задает модель поведения человека, но человек живет в обществе и пытается адаптироваться под его нормы и правила, под те социальные роли, которые ему приходится по жизни выполнять. Мотивационные факторы побуждают человека регулировать собственное поведение таким образом, чтобы оно соответствовало культурным определениям женственности и мужественности, сформулированным обществом для выполнения гендерных ролей. Дети начинают обучаться умению соответствовать этим гендерным стереотипам и гендерным ролям. Сила социальных норм и культурных традиций оказывает свое непрестанное давление на сознание человека и формирует его взгляды, мнения, поведение, а порой и стиль жизни.

Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в обществе представления о выполнении той или иной социальной роли мужчиной и женщиной. В основе гендерных стереотипов лежат возможности человека, его умения. В течение жизни, даже в течение дня, сколько приходится выполнять социальных ролей? Пассажир, начальник, гость, друг, посетитель, покупатель и т.п. Любая житейская ситуация - это набор социальных ролей. Каждая роль несет в себе образ правильного и неправильного поведения, которое предписывается обществом, то есть создает так называемое клише, или шаблоны поведения, которое называется гендерным стереотипом. Почему гендерным, а не полоролевым стереотипом? Потому что полоролевой стереотип имеет четкое разделение: это для мужчин, а это для женщин, а гендерный стереотип учитывает возможности мужчин и женщин и позволяет выполнять социальную роль тому, у кого есть соответствующие для этой роли возможности и умения. То есть гендерный стереотип снимает ограничения для реализации личности своего потенциала. Но именно это ключевое различие между «должен» и «могу» вносит значительную путаницу в смысл понятий. Гендерные стереотипы идентифицируют с полоролевыми и считают, что они несут в себе одинаковое понимание. Мы до сих пор находимся в плену традиционных полоролевых стереотипов: «Ты же мальчик, почему так поступаешь?» или «Ты же девочка, тебе не нужно это делать». Тем самым мы ограничиваем личность в ее возможном развитии. Наверное, такой подход был необходим на определенном историческом этапе. Четкое разграничение социальных ролей на роли мужские и женские позволило создать определенный базис для выполнения различных норм и правил. Но общество меняется, меняется человеческий потенциал, меняется содержание социальных ролей, и простое разграничение на мужское и женское замедляет процесс развития самого человека. Появились профессии, которые в большей степени связаны с возмож-

ностями человека. У нас же до сих пор в системе домашнего воспитания все основано на полоролевых стереотипах, родители и окружающие поощряют детей, когда те ведут себя согласно образцам традиционного поведения, и осуждают, когда они используют модели поведения, свойственные другому полу. А система образования не только продолжает их закреплять, она вообще делает личность просто «обучающейся». Но можем ли мы свободно перейти от полоролевых стереотипов к гендерным? Способны ли мы освободиться от одних правил и культурных программ, привитых нам с детства, и перейти к программам и правилам, которые диктует нам общество, в котором мы живем? И в частности, насколько мы свободны или зависимы от того, женщина мы или мужчина, от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нем доминируют?

Вступая в социальный мир, каждый индивид (мужчина или женщина) обязан выбирать из готового набора стереотипов поведения тот, который соответствует его возможностям при выполнении гендерных ролей (гендерные стереотипы). Если этого не происходит, у человека возникают проблемы в жизни. Стереотипы могут выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой. Еще до рождения наших детей мы уже составляем для них примерную схему жизни. Очень часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. Унаследованные образы передаются из поколения в поколение, наши способы восприятия мира, наше отношение к природе, наши взаимодействия с другими перемешаны и влияют на нынешнюю ситуацию. Гендерные стереотипы создаются под гендерные роли.

Гендерные роли - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. В основе гендерных ролей лежат гендерные стереотипы. Выполнение этих ролей создает ситуацию, когда каждый человек стремится им соответствовать и получить одобрение окружающих. Гендерная идентичность - это соответствие поведения человека гендерным ролям на основе сложившихся в сознании гендерных стереотипов и установок. Вот именно на этой стадии и происходит изменение соотношения биологического и социального. Человек, пытаясь соответствовать предложенному стереотипу, а иначе «Что обо мне подумают окружающие?» меняет самого себя. Сложно сказать: хорошо это или плохо? Но личность, не желающая принимать и усваивать стереотипы, однозначно вызывает неодобрение окружающих. Кто-то становится «колючим», как ежик, кто-то смиряется и не протестует, возможно, пока не представятся соответствующие условия. Нам неоднократно приходится принимать тот факт, что человек меняется просто на глазах.

Процесс гендерной идентичности проходит между двумя составляющими - гендерным дисплеем и гендерным контрактом. Эти два понятия взаимодополняющие.

Основные категории гендерной педагогики

95

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Понятие «гендерного дисплея» было введено И. Гоффманом [15. С.35] как характеристика множества проявлений культурных составляющих пола, предписанных обществом нормами мужского и женского. Это проявление понимания личности о той или иной социальной роли, совокупность представлений о нравственных категориях заложенных в сознание индивидуума. Очень ёмкое и краткое определение нравственности дал Даниил Гранин: «Нравственность - это система ограничений». У каждой личности своя система ограничений, свое понимание, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Гендерный контракт - это набор социально сконструированных ожиданий (стереотипов) или идеальных представлений о социальной роли, которые порождены обществом и вложены в сознание индивидуумов. Понятие «гендерного контракта» было использовано шведской исследовательницей и. КМшап [21. С. 208-220] для характеристики гендерной системы как совокупности гендерных контрактов.

Это соотношение: гендерный дисплей (я так понимаю и поступаю) -гендерный контракт (так должно быть, стереотипное представление о социальной роли) - влияет на процесс гендерной идентичности (процесс соответствия социальной роли). Несоответствие понимания и ожиданий порождает внутренний конфликт личности и желание либо меняться под ожидания, либо противиться им.

Процесс гендерной идентичности эффективнее всего проходит в гендерной системе. Гендерная система - это форма организации гендерной культуры, основанная на специально разработанной системе норм, правил, инструкций для выполняемых в ней социальных ролей.

Примером гендерной системы может служить группа, коллектив. А вот семья представляет из себя пока еще полоролевую систему, хотя появились уже семьи, где семья - это гендерная система, где нет четкого разграничения на то, «кто и что должен» выполнять по дому. Гендерная культура - это совокупность стереотипов поведения, порожденных обществом и вложенных в сознание индивидуумов (гендерных контрактов) и множества проявлений культурных составляющих пола (гендерных дисплеев), определяющих соотношение между мужественностью и женственностью культуры.

Таким образом, процесс социализации личности или формирование гендера можно представить в виде схемы.

У каждой гендерной системы формируются свои гендерные контракты, и мы, пытаясь войти в эту систему, предъявляя свой набор культурных составляющих характеристик личности (гендерный дисплей), можем быть при-

^полоролевые

стереотипы

^гендерный

дисплей

^гендерная ^гендерная

идентичность система

^гендерный контракт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г ендер^ ^гендерные ^гендерные

стереотипы роли

няты этой системой или отвергнуты. Все зависит от понимания той социальной роли, которую необходимо проиграть. Великий В. Шекспир, конечно, прав: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Система может отвергнуть вас: либо вы не захотите исполнять эту роль, либо не знаете, как ее исполнить, либо не можете из-за отсутствия необходимых качеств для её исполнения.

Можно проиллюстрировать очень удачным примером из жизни известной американской актрисы Рене Зельвегер. В интервью для журнала «Psychologies» [23] она рассказала о своем замужестве, длившемся четыре месяца. Познакомились с будущем мужем во время участия в благотворительной кампании по сбору средств жертвам цунами в Азии. «Это был такой подъем... У твоей жизни вдруг появилась ясная, конкретная и, извините за пафос, возвышенная цель - помочь людям, выжившим в катастрофе. Это приподнятое состояние сказалось на нашем знакомстве: мы оба были в некой эйфории. Эйфория приняла за нас решение: мы поженились».

После этого события они приезжают в дом к актрисе, где в это время проживали (на время ремонта собственной квартиры) ее подруга с семьей. В результате оказалось...

«Молодожен Кенни приехал в дом, где кроме жены живут еще маленький ребенок, беременная женщина, незнакомый мужчина, три их кошки и моя кошка. А со всей этой компанией он делить меня был не готов. И я, и Кенни «вчитали» друг в друга смыслы, которых в нас не было. Я перед замужеством явно начала искать какой-то другой жизни».

«Мне нужно было остановиться. Я остановилась на Кенни. Я вчитала в него свой, ему несвойственный смысл. Я написала для него роль. Он какую-то роль написал для меня. Но оба мы оказались неважными исполнителями ролей, на которые были утверждены. Я даже думаю, что это самая распространенная причина распада отношений: мы сообщаем человеку некий смысл, вписываем в свои планы, а он другой и тоже имеет право на планы».

У каждого свое представление о семье и о тех отношениях, какие должны в ней быть. Проявляя свои личностные качества в новой для вас ситуации, вы не учитываете тот факт, что новая семья (как гендерная система) выстраивается на тех отношениях, о которых вы договариваетесь.

Проще говоря, встречаются два человека из совершенно разных семей (гендерных систем), с различным представлением о семье и тех отношениях, которые должны в ней быть (гендерный контракт). Мало того, что нужно просто договориться о тех новых нормах и правилах, которые могут быть в вашей новой семье, нужно еще уметь адаптироваться к ним, проявляя соответствующие качества (гендерный дисплей). Вот он не простой процесс гендерной идентификации - соответствие тем новым социальным ролям, которые вам необходимо выполнить.

Самая сложная гендерная система - это педагогическая. Это система отношений, которую выстраивают в основном женщины, но исполняют различные гендерные роли. Выполнение этих ролей (педагог, классный руководитель, методист, руководитель, учитель - почему-то все мужского рода?) требует наличие качеств, присущих как мужчинам, так и женщинам, но все

ли могут проявлять эти качества? И надо ли? Может быть, поэтому все школы у нас предназначены для обучения в основном девочек? Посмотрите, кто больше всего получает медалей по окончании школы? Девочки. И это не только потому, что их больше, просто методы преподавания основаны на транслировании информации (женское начало), а не на экспериментальной и исследовательской деятельности (мужское начало).

Возразите мне: «Да урок 45 минут, когда проводить исследование? Успеть бы дать программу». Так ведь и расписание (как лоскутное одеяло) состоит из различных предметов, не связанных по содержанию между собой (я понимаю, это идеальный вариант, мы так привыкли жить). Да, раньше при наличии одного учебника на предмет и отсутствии компьютерных технологий мы могли перестроиться с одной информации на другую. А сейчас... Когда по одному предмету несколько учебников, объем информации возрос в невероятных размерах, а методы преподавания пока в основном все те же. Педагогическую систему как гендерную систему мы выстраиваем на сложившихся стереотипах в подходах:

к содержанию обучения. Само содержание учебников четко ориентировано на полоролевой подход (женщины по дому - «мама мыла раму», а мужчины - профессионалы);

к методам обучения, которые не учитывают возможности мальчиков и девочек, а ориентированы на среднего ученика. Вопрос еще и в том, умеют ли женщины-преподаватели донести суть содержания учебников, написанных в основном мужчинами, или меняют ее, давая авторскую трактовку учебного материала?

к системе управления. Женский коллектив имеет в основном женственную культуру, ориентированную на межличностые отношения, а не на цель, и самый эффективный способ управления таким коллективом - способ управления сплетнями и слухами. Такой подход оправдан самим определением: слух -это не точная информация или не полная, а сплетня - это слух с «макияжем», то есть с эмоциональным наполнением. Что очень успешно удается делать женщинам в силу генетических особенностей (передача информации).

В педагогической концепции понятия «гендер» последовательность его структурных составляющих отличается от психологической концепции (И.С. Кон, 1999, С.М. Бем) (табл. 3).

Таблица 3

Структурные элементы гендера (гендерные характеристики личности)

Психологическая концепция Педагогическая концепция

Гендерная индентичность Гендерные стереотипы Гендерные роли Г ендерные установки Полоролевые стереотипы Гендерные стереотипы, установки Гендерные роли Г ендерная идентичность Гендерный дисплей Гендерный контракт Г ендерная система

В педагогической концепции в основе процесса социализации личности находятся гендерные стереотипы и установки, которые создаются обществом под выполнение различных гендерных ролей, именно они служат эталоном или нормой соответствующего поведения личности, являются основополагающими в изменении соотношения биологического и социального, мужского и женского в человеке.

Научный базис гендерной педагогики

1.Биология. Теория полового диморфизма была сформулирована отечественным ученым доктором биологических наук, генетиком В. А. Геодакяном [7]. Женский пол - это носитель генетической информации, стабильное ядро популяции, а мужской пол - оболочка этого ядра. Информация из внешней среды попадает сначала на оболочку ядра, то есть в мужскую «подсистему», и природа, как скульптор, лепит новые формы, поэтому мужская половина -это как бы экспериментальный материал, на котором проверяются генетические свойства, передающиеся другому поколению.

2.Идея андрогинии, совмещения мужского и женского начал в одном лице широко представлена в мифах и религиозном сознании, философии (Платон), сексологии (И. Кон, 1988), психиатрии (Д. Исаев, В.Каган, 1988) [24. С. 18]. Процентное соотношение «мужского» и «женского» в каждом отдельном субъекте индивидуально, что и служит фундаментом дифференциальной психологии

3. Этнография, антропология. Различия между полами обусловлены природой и борьбой за выживание. Мальчики и девочки внутренне устроены по-разному, и это отличие серьезно влияет на то, как они поступают, живут, учатся. В процессе своего еще внутриутробного развития и дальше, после рождения, ребенок развивается как единая, саморегулирующаяся система, функционирующая по программе, веками отработанной эволюцией [13].

4.Кибернетика. Сравнение принципов работы мозга и электронной вычислительной машины. Такое сравнение интересно тем, что дает возможность глубже понять роль разных полушарий мозга в таких важнейших формах человеческой деятельности, как язык, математика, музыка [10]

5. Социология. Гендерной социализации детей способствует не сам базисный учебный план, а так называемый скрытый учебный план. По мнению Е. Ярской-Смирновой, скрытый учебный план - это, во-первых, организация самого учреждения, во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-третьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы, но и поддерживают гендерное неравенство [20].

6.Нейрофизиология. Физиологическое развитие, идущее различными путями, способствует различным способам сбора и обработки информации, что само по себе закладывает основу различного понимания окружающего мира и формирования различных установок. Мозг многих людей, практиче-

ски большинства, может адаптироваться к постоянным и интенсивным раздражителям современной жизни [25. С. 117].

7.Психология. Психотерапия. Мужской мозг функционирует несколько иначе, чем женский, из-за совместных усилий хромосом и гормонов. Мозг мужчин задействует отдельные участки, он более специализирован, а наибольшего эффекта достигает за счет концентрации, в то время как мозг женщин задействует разнообразные участки, обеспечивает взаимосвязь между ними и лучше справляется с задачей путем интеграции [3; 6]. Функционирование правого полушария связывают с восприятием пространства - измерением, определением направления, работой с группами предметов и другими объектами, с образным, интуитивным мышлением. Левое полушарие связано главным образом с вербальными умениями - речью, чтением и письмом, с рационально-логическим, знаковым мышлением [17].

8.Психология. О половых отличиях в скорости и созревании полушарий мозга у мужчин и женщин - у мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек - левое. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают [8]. Теория гендерной схемы предполагает, что половая типизация является результатом научения, следовательно, является поддающимся изменению явлением. Развивающийся ребенок обучается представлениям о мужском и женском в большей степени опираясь на информацию, предлагаемую родителями [2. С. 308-329].

9. Эпигенетика (отрасль молекулярной биологии). Заложенная в генах информация реализуется по-разному. Эпигенетика доказывает: самые незначительные явления могут оказывать огромное влияние на нашу жизнь, живые организмы фиксируют процессы своего приспособления к окружающей среде в хромосомах и передают информацию потомкам. Предположительно 20% генов подвергается эпигенетической регуляции - а значит, и влиянию среды. Нам необходимо строить мост между биологическими и социальными процессами. Это абсолютно изменит наш взгляд на вещи [18. С. 128-142]. Одним из вариантов построения такого «моста» и может стать гендерная педагогика.

Таким образом, мужское сообщество рассматривается природой как база для экспериментов, все изменения закрепляются в генофонде как видовой признак. Мужская клетка слаба, но она активна, и от нее зависит новое развитие человека; таким образом, мужчина на всю жизнь обречен изменять мир, в котором живет.

Женская клетка живуча, но инертна. Женщины сохраняют, поддерживают и передают традиции. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, и природа «бережет» его, а мужской пол ориентирован на прогресс. На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции, поэтому генетических отклонений у мужчин больше, чем у женщин.

Женский пол передает по наследству информацию о прошлом (это длительный отбор наследственной информации), а мужской пол передает информацию о настоящем (изменчивость социальной и экологической ситуации оставляет отпечаток в организме).

Таким образом, биологический пол человека задает модель поведения человека.

Мы же, не углубляясь в подобные исследования, не учитывая соотношения «мужского» и «женского» в каждом индивидууме, воспитываем детей в крайнем приближении к идеальному типу мужчины и женщины. Этим не только подавляются, но и уничтожаются в зародыше живые ростки. Наше воспитание подводит под одну мерку всех рождающихся с мужскими половыми органами и под другую - всех, обладающих женскими органами. Как девочки, так и мальчики страдают под давлением все уравнивающего воспитания.

«Психологи изучают ребенка, чтобы на простейших проявлениях детской психики легче понять и психику вообще; антрополог - чтобы найти в развитии ребенка указания и намеки на развитие всего человечества; археолог - чтобы в изделиях и рисунках ребенка найти аналогии с археологическими находками; филолог - чтобы в развитии детской речи уловить законы развития языка и пр. А педагог, пользуясь своими наблюдениями, может присоединить к ним результаты работ и психологов, и антропологов, и биологов и т.п. с тем, чтобы сообразовать с законами развития ребенка его воспитание, смену методов и материалов для его образования по мере возрастания своего воспитанника»[4. С. 14].

Гендерная педагогика - это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.

Главным в гендерной педагогике является изменение подходов к моделям и процедуре обучения, которые должны быть живее, интереснее и гибче, соединять в себе мужскую и женскую энергии, так как соотношение женственности и мужественности в каждом человеке индивидуально. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат новые социальные роли в этом меняющемся времени. Система отношений мужчин и женщин в нашем обществе, традиционно ориентированном на мужчин, основана на экономике и диктует мужские и женские роли: мужская роль - кормилец и защитник, женская - хранительница домашнего очага, воспитательница. Женское движение, сексуальная революция, новые технологии привели к резкому изменению ролей. В некоторых ситуациях произошел обмен ролями, а в других -они сменились совместным выполнением обязанностей. Многие традиционные представления о браке вывернуты наизнанку. Появился новый способ отношения к партнерству: не с позиции «ты должен и обязан», а «что ты можешь».

Почти все соглашаются, что мужчины и женщины - существа весьма различные, однако большинство людей затруднились бы определить, в чем именно заключаются эти различия. За последние годы вышло немало книг, авторы которых пытаются дать соответствующее определение. Следует при-

знать, что кое-чего в этом плане действительно удалось достичь, но многие публикации грешат односторонностью и, к сожалению, способствуют лишь усилению взаимного недоверия и обид между полами. Представления о том, как применять знания о культурных различиях полов к педагогике, еще окончательно не сформировалось, поэтому назначение данной статьи - донести идею о влиянии способов обучения и воспитания на процесс социализации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? / Общественные науки и современность. 1996. №6.

2. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 336 с.

3. Биддалф С. Воспитание мальчишек: Почему мальчишки такие разные, и как помочь им стать настоящими мужчинами / пер. с англ. И. А. Литвиновой. М.: РИ-ПОЛ классик, 2005. 224 с.

4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. 400 с.

5. Воронина О.А. Философия пола // Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1998.

6. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей / пер. с англ. М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2004. 301 с.

7. Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983. № 1. С. 70-80.

8. Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб.: Тус-карора, 1998. 184 с.

9. Здравомыслова Е.А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М.: МЦГИ, 1997.

10. Иванов В.В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 184 с.

11. Коростылева Н. Н. Гендерный конфликт как разновидность социальных конфликтов: дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 1998.

12. Михайлова Е.А. Регулирование трудовой миграции из России: гендерный аспект: дис. ... канд. социол. наук. М.,1999.

13. Плосс Г. Женщина: монография. Сыктывкар; Киров: ПЕРЯ-МАА-ГИПП. Вятка, 1995. Кн. 1,2,3.

14. Посадская А.И. Женские исследования в России: перспективы нового видения // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

15. Рыбцова Л.Л. Динамика ценностных ориентаций женщин в реформируемой России: гендерный подход: дис. .. д-ра социол. наук. Екатеринбург, 1998.

16. Ряжская Т.В. Социологический анализ процесса экологизации общественного сознания (гендерный аспект): дис. ... канд. социол. наук. М., 1999.

17. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

18. Уоттерс Э. Геном человека и эпигенетика // ГЕО. 2007. №7. С. 128-142.

19. Фридан Б. Загадка женственности / пер. с англ.; вступ. ст. О. Ворониной. М.: Изд. группа «Прогресс», «Литера», 1993. 496 с.

20. Ярская-Смирнова Е.Р. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план // Международный альманах гендерных исследований. Май 2000. Минск, 2000. С.6-9.

21. Hirdman U. The Gender Sistem // Moning on New Perspective on the Womens Move-ment.1991.

22. Lauretis T. Technologies of Gender. Bloomington, 1987. S. 633.

23. Psychologies. 2007. № 17.

24. Чекалина А. А. Гендерная психология: учеб. пособие. м.: Ось-89, 2006. 256 с.

25. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 349 с.

Поступила в редакцию 02.02.09

N. Yu. Yerofeeva, doctor of pedagogy, professor The basic categories of gender pedagogy

The paper analyzes the approaches to understanding the gender, considers the methodological basis for research in gender pedagogy and presents the process of gender formation.

Ерофеева Нина Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор,

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»,

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Е-mail: enu@au.ru, ninaerfeeva@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.