С.В. Могильниченко,
кандидат педагогических наук, Воронежский институт ГПС МЧС России
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ УЧЕБНИКОВ
ORGANIZATION OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING PROCESS USING AUTHENTIC TEXBOOKS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
В статье рассматриваются особенности и преимущества использования аутентичных учебников при обучении курсантов вузов МЧС России английскому языку в условиях перехода к образовательному стандарту нового поколения.
The article deals with the advantages and particular features of authentic textbooks in language teaching process in the conditions of transition to the new educational standard.
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в ее деятельностной основе, что предусматривает необходимость предоставле-ния каждому обучающемуся достаточной прак -тики в соответствующем виде речевой деятель -ности, в заданиях по формированию требуемых навыков и умений. Понимание значимости профессионально ориентированного обучения иностранному языку в условиях информатизации всей общественной жизни находит отражение в определении целей и содержания учебного процесса в ведомственных вузах, в частности в ин -ститутах ГПС МЧС России.
Решению этой задачи служит распростра -нение новых информационных технологий, что привело к более активному использованию аутентичных учебных материалов и учебных программ для изучения иностранного языка, основанных на широком использовании ком -пьютера и интерактивных учебных средств в учебном процессе.
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю нужно создать реальные и воображаемые ситуации общения на занятиях по иностранному языку, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.).
Основной целью базового курса языковой подготовки в ведомственном вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции , которая необходима для адекватного и корректного решения коммуникативных задач в изучаемых ситуациях социально-бытового, делового и научного общения, развитие способ-
ностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития лич-ности [1].
В последние годы в вузах МЧС РФ препода -вание английского языка осуществляется на основе аутентичных учебных пособий, например «English for the Military» [2]. Их использование в учебном процессе имеет ряд преимуществ.
Во-первых, рассматриваемые учебные пособия сопровождаются аудиокурсами, что способствует формированию комплекса языковых на -выков на основе большого разнообразия форм интерактивной работы. Кроме того, они предполагают изучение богатейшего лексического материала, содержащего современные военные термины и профессионализмы, представленные в составе устойчивых словосочетаний.
Наконец, аутентичные учебники представляют обширный профессиональный информационный материал, основанный на достоверной информации и учитывающий межкультурные аспекты их взаимодействия в военной области, что имеет неоспоримое значение для познавательных потребностей курсантов ведомственных вузов.
Использование аутентичных учебников на первом курсе имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в практической работе с курсантами.
Курсанты первого курса впервые сталкива-ются со многими военными понятиями во время занятий английским языком с использованием аутентичных учебников. Отсутствие у них профессионального опыта обусловливает отсутствие сформированного понятийного аппарата, что неизбежно вызывает сложности в восприятии
значения многих терминов, профессионализмов и профессионально-жаргонной лексики.
Образ мышления первокурсников в большей степени основан на эмоционально-интуитивном восприятии вещей, чем на его логической составляющей. Преобладание эмоционального
восприятия мира над рациональным часто препятствую т успешной выработке умозаключений по обсуждаемым на занятиях темам [3].
Создаваемая преподавателем на занятии ат-мосфера часто имеет большее значение, чем ха -рактер изучаемого материала. Поэтому если курсант испытывает скуку во время занятия, аргументы о важности изучения английского языка его не убедят. Иногда проблемы, связанные с плохой дисциплиной во время занятий на первом курсе, обусловлены негативной реакцией курсантов на методы и формы преподавания, оцениваемые ими на эмоциональном уровне.
Эффективность выполнения курсантами
коммуникативных заданий нередко снижается из-за наличия устойчивых стереотипов работы с иноязычным материалом, основанных, например, на школьной практике ограничения речевой деятельности пересказами текстов или механи-ческим заучиванием готовых диалогов.
Слабая мотивация к изучению иностранного языка у первокурсников во многом определяется отсутствием осознанных целей обучения, а именно — отсутствием контактов с носителями языка, необходимости умения вести переписку на иностранном языке. Поэтому восприятие некоторых заданий, например запоминания значительного объема лексики и диалогического мате -риала, идет вразрез с отсутствием осознанной мотивации к этому.
Залогом успешного обучения иностранному языку является учет индивидуальных различий обучаемых, т .е. индивидуализация процесса обучения. Индивидуальный подход в обучении предполагает формирование навыков и умений по изучаемому предмету в соответствии с уста -новленными для данного вида стандартами, с учетом способностей и интересов учащихся. Индивидуализация обучения должна подкреп-ляться определением адекватного содержания учебного процесса, соответствующими методи -ческими средствами и приемами, учебными ма -териалами и технологиями.
Задачей вузовских преподавателей является формирование из школьников конкурентоспособных специалистов, не только владеющих на -бором фактических знаний, но и способных к независимому мышлению, эффективному анализу и принятию самостоятельных решений. По -этому аутентичные учебники английского языка являются не только непосредственно инструментом обучения иностранному языку, но и выполняют важную дидактическую функцию. С их помощью преподаватель решает многогранную
задачу как обучения профессиональному иностранному языку, так и адаптации выпускников школ к вузовской системе образования. Первостепенную роль в этом должно играть создание условий, заставляющих обучаемых понять, что прочные навыки владения иностранным языком невозможно сформировать только путем меха -нического запоминания иноязычной информации. В основе овладения английским языком лежит постоянный тренинг отдельных языковых навыков, чему активно способствуют аутентич-ные учебные пособия по английскому языку [4].
Можно отметить ряд факторов, подтверждающих эффективность учебной работы с курсантами 1 курса по аутентичным учебникам «English for the Military».
В отличие от взрослых курсанты воспринимают собственные ошибки и промахи менее болезненно, что позволяет преподавателю разнообразить количество форм работы, обеспечивая участие в ней каждого курсанта группы.
Курсанты ведомственных вузов имеют четко прописанное режимом дня время для самостоятельной подготовки, что создает благоприятные условия для формирования навыка самостоятельной работы.
Первокурсники предпочитают игровые формы работы, что может быть успешно использовано при создании увлекательной атмосферы во время занятий по английскому языку в учебной аудитории.
Умело учитывая стремление курсантов 1 курса к лидерству и самовыражению, преподава -тель может создать благоприятную атмосферу здоровой конкуренции, во многом способствующую личностному и профессиональному росту обучаемых.
Цель обучения иностранному языку в ведомственном вузе — это коммуникативная деятель -ность курсантов, то есть практическое владение иностранным языком. Задачей преподавателя является активизировать деятельность обучаемых в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Использование нестандартных форм учебной работы по иностранному языку, таких как профессионально направленные аутентичные учебники, компьютерные программы и Интернет-технологии, позволяют успешно решать постав -ленные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сафонова В. В. Изучение языка международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж, 1996. — 238 с.
2. S. Mellor Clark, Y. Baker de Altami-zano.Campaign. English for the Military. — Macmillan Publishers Limited, 2004. — 159 p.
3. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография / В.С. Оста -пенко. — Воронеж: ВИ МВД России, 2009. — 235 с.
4. Плеханова М.В. Роль и место культурной компетенции в структуре общей компетентности студентов технического вуза // Актуальные во -просы современной филологии: теоретические и прикладные аспекты: бюллетень «Вестника
ТГУ». Выпуск 85. — Томск: ТМП -Пресс, 2006.