ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Могильниченко С.В., , к.п.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В условиях ускорения научно-технического процесса во всех сферах деятельности возрастают требования к интеллектуальному потенциалу человека и его общей культуре. Основной задачей образовательного учреждения становится воспитание гармонически развитой самостоятельной личности, способной к дальнейшему самообразованию в условиях постоянного технического прогресса.
В связи с этим актуальным становится создание в вузе организованной профессионально-ориентированной обучающей среды, неразрывно связанной с информационным и технологическим обеспечением учебного процесса. Обучающийся в данной среде рассматривается как активный субъект познания, ориентированный на самообразование и саморазвитие. Для этого необходим учет его индивидуальных психических особенностей, коммуникативных способностей, обучение в контексте будущей деятельности. Коммуникативная компетенция неразрывно связана с иноязычной языковой компетенцией и ее формированию уделяется значительное внимание в ведомственных вузах МЧС России [1].
В числе факторов, актуализирующих формирование иноязычной языковой компетенции в технических учебных заведениях, можно рассматривать такие как: процессы глобализации в современном мире, в том числе в профессиональной сфере и в образовании; развитие инновационных технологий в научно-технологическом пространстве; процессы модернизации образования и освоение новых технологий обучения в вузе. Формирование коммуникативной компетенции происходит посредством изучения иностранных языков в ходе ознакомления с национальными особенностями, историей, социальными нормами поведения принятыми в странах изучаемого языка, а так же природой межкультурных конфликтов и способами их разрешения.
Основные требования к иноязычной компетентности выпускника ведомственного вуза МЧС России закладываются в компетентностной структуре ФГОС третьего поколения и формируются под влиянием следующих факторов: существующих в России традиционных направлений вузовской языковой подготовки; общеевропейских требований к специалистам высшего образования; а также требованиями существующих российских профессиональных стандартов [2].
В связи с этим актуальным становится создание в вузе единой профессионально-ориентированной обучающей среды, неразрывно связанной с информационным и технологическим обеспечением учебного процесса. Обучающийся в данной среде рассматривается как активный субъект познания, ориентированный на самообразование и саморазвитие. Для этого необходим учет его индивидуальных психических особенностей, коммуникативных способностей, обучение в контексте его будущей профессиональной деятельности.
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в деятельностной основе, что предусматривает необходимость предоставления каждому обучающемуся достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в заданиях по формированию требуемых навыков и умений. Применение современных технологий и Интернета в учебном процессе предоставляет преподавателю и курсантам благоприятные условия и неограниченный доступ к аутентичной профессиональной информации на иностранном языке.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс вуза позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению курсантов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства новых информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости курсантов, стимулирует развитие самостоятельной работы.
Как известно, одной из существенных проблем иноязычной подготовки курсантов в вузах МЧС является отсутствие устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, а ведь именно мотивы профессиональной деятельности любого специалиста в главной степени определяют его отношение к учебному процессу. На наш взгляд, целенаправленно отбирать содержание обучения исходя из будущей специальности обучаемых следует уже на начальном этапе вузовской подготовки. Для этого на этапе профессионального отбора языкового материала преподавателям иностранного языка следует проанализировать предстоящую профессиональную деятельность курсантов, включив в содержание обучения широкий диапазон тем и ситуаций в рамках конкретной специальности, а так же терминологию изучаемой специальности [3].
Следует отметить, что изучение профессионального английского языка, как правило, происходит с опережением профессиональных знаний курсантов, так как иностранный язык изучается на 1-2 курсах вуза, а освоение общепрофессиональных дисциплин происходит преимущественно на старших курсах. Это позволяет нам говорить о формировании профессиональной компетенции специалиста средствами иностранного языка уже на начальном этапе вузовского обучения, что существенно влияет на поддержание интереса к его изучению, поддерживая тем самым учебную мотивацию курсантов. По мере накопления курсантами профессиональных знаний, умений и навыков у них возникает потребность в их практическом применении, основанная на понимании того, что действительно является важным для их профессионального роста.
Перед преподавателями иностранного языка встает очень важная задача не только овладеть лексикой и терминологией преподаваемой специализации, а также иметь представление о процессах и явлениях, которые будут изучать курсанты в рамках своей будущей специальности. Это позволит преподавателю создать условия, при которых обучаемые смогут высказываться на английском
языке с достаточным профессиональным наполнением, что в свою очередь, будет способствовать повышению их учебно-профессиональной мотивации [4].
Таким образом, профессиональный английский язык, изучаемый в вузах МСЧ России, становится фактором опережающего профессионального обучения, вооружает курсантов знаниями по их специальности, доказывая тем самым, что иностранный язык является существенным компонентом приобретения новых специальных знаний.
Список использованной литературы
1. Могильниченко С.В. Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения // Вестник Воронежского института МВД России. № 2 / 2014. - С.102-104.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность. - М.: 2015.
3. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография. - М.: АПК и ППРО, 2015. - С. 60-62.
4. Иноземцева К.М. Междисциплинарное сотрудничество преподавателей-лингвистов и предметников в условиях предметно-языковой интеграции / К.М. Инознмцева // European Social Science Journal. 2014, №8.