Научная статья на тему 'Роль новых информационных технологий в индивидуализации учебного процесса по иностранному языку в средних специальных учебных заведениях'

Роль новых информационных технологий в индивидуализации учебного процесса по иностранному языку в средних специальных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

198
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АЛГОРИТМ / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION TECHNOLOGIES / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могильниченко Светлана Витальевна

Статья посвящена проблеме личностно-ориентированного подхода к процессу обучения английскому языку в средних специальных учебных заведениях. Рассматривается роль автоматизированных обучающих систем (АОС) в учебном процессе и их основные функции. Автор предлагает алгоритм по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могильниченко Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES FOR THE INDIVIDUALIZATION OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN SECONDARY SPECIAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article is devoted to the problem of individual approach to teaching a foreign language in secondary special educational institutions. The author deals with the role and main functions of Electronic Teaching Systems for English teaching. An algorithm of using computer technologies when teaching a foreign language is offered in the article

Текст научной работы на тему «Роль новых информационных технологий в индивидуализации учебного процесса по иностранному языку в средних специальных учебных заведениях»

УДК 811.111:373.5:004

РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

С. В. Могильниченко

Воронежское пожарно-техническое училище МЧС России

Аннотация: Статья посвящена проблеме личностно-ориентированного подхода к процессу обучения английскому языку в средних специальных учебных заведениях. Рассматривается роль автоматизированных обучающих систем (АОС) в учебном процессе и их основные функции. Автор предлагает алгоритм по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: учебный процесс, компьютерные технологии, алгоритм.

Abstract: The article is devoted to the problem of individual approach to teaching a foreign language in secondary special educational institutions. The author deals with the role and main functions of Electronic Teaching Systems for English teaching. An algorithm of using computer technologies when teaching a foreign language is offered in the article.

Key words: educational process, information technologies, algorithm.

К потребностям времени относятся формирование и развитие творческого потенциала будущего специалиста, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей, информационной и профессиональной культуры, культуры поиска и использования информации. В настоящее время наблюдается быстрый рост информационных потребностей, среди которых выделяются потребности, необходимые для решения конкретных профессиональных проблем.

Подготовка любого современного специалиста в высших и средних учебных заведениях предполагает формирование разнообразных профессиональных умений и навыков с последующим их развитием и совершенствованием. Важным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля является приобретение опыта языковой коммуникации.

Целью курса иностранного языка в среднем специальном учебном заведении является овладение обучаемыми коммуникативной компетенцией, что позволяет использовать иностранный язык для дальнейшей учебной деятельности, иноязычной деятельности по изучению зарубежного опыта в профилирующей профессиональной области, а также для делового профессионального общения [10].

Эффективность учебного процесса по иностранным языкам в неязыковых учебных заведениях зависит от ряда факторов, ведущим из которых является мотивация, определяемая его професси-

© Могильниченко С. В., 2008

ональной направленностью. В учебных заведениях системы МЧС иностранный язык — один из учебных предметов гуманитарного цикла [2]. Динамические процессы, происходящие в обществе, привели к изменению требований к профессиональной компетенции специалиста. В итоге значительно возросли образовательные и самообразовательные функции иностранного языка, его профессиональная значимость.

Значительную роль в этом сыграла возросшая интеграция структур МЧС в соответствующие международные структуры. На заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийноспасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке были утверждены положения о квалификационных требованиях, предъявляемых к спасателям. Квалификация «спасатель международного класса» присваивается спасателю, принимавшему участие в международных спасательных работах и имеющему документ, подтверждающий знание иностранного языка [6].

В этой связи возникает острая необходимость в предъявлении новых требований к данному учебному предмету, а следовательно, в потребности в управляемом индивидуальном вариативном подходе к обучению на аудиторных занятиях по иностранному языку.

При достижении основной цели обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении возникают некоторые проблемы. Во-первых, разный уровень подготовки учащихся по дисциплине «Иностранный язык», что предпо-

лагает наличие дифференцированного подхода к обучаемым. Во-вторых, малое количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины (до 200 часов за два года обучения) [2]. И, в-третьих, недостаточное количество учебников, отвечающих требованием времени и содержащих тексты профессиональной направленности [8].

Вместе с тем анализ предъявляемых требований к обязательному минимуму владения иностранным языком, определенных Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, в частности по подготовке специалистов в области пожарной безопасности, показал, что перед преподавателями поставлена задача формирования умений, необходимых будущим специалистам для решения проблем, связанных с их профессиональной деятельностью [2]. К таким умениям относятся сбор, анализ, обработка и систематизация научно-технической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий, содействие внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники средствами иностранного языка.

При небольшом количестве учебных часов, отводимых на аудиторные занятия по иностранному языку, повышается роль самостоятельной работы, на которую отводится значительная часть времени (до 20 %). Индивидуальная самостоятельная работа и самостоятельная работа под руководством преподавателя требует тщательной организации и управления.

Это ставит задачу поиска новых методических приемов для развития самостоятельной деятельности учащихся при овладении навыками профессионально ориентированного опосредованного общения.

Целью обучения становится освоение обучающимися процедур поисковой деятельности. Важно, чтобы они умели определить информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость проблем, которые описываются в текстах и статьях; формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе информации, выявлять закономерности, то есть творчески перерабатывать фактическую информацию, повышая тем самым профессионально значимые виды интеллектуальной активности [5].

Решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения в средних технических учебных заведениях возможно лишь на основе целенаправ-

ленного применения новых компьютерных технологий в учебном процессе. Применение вычислительной техники в системе среднего специального образования имеет два направления:

1) обучение учащихся работе на компьютере и использование его в будущей профессиональной деятельности;

2) использование компьютеров и специальных программных продуктов как составной части самого процесса обучения, посредством которых реализуется технология обучения, в частности, иностранному языку [3].

Таким образом, компьютеризацию среднего профессионального образовательного учреждения мы можем определить как этап формирования элементов будущей информационной системы. Этими элементами являются определенные минимумы научно-методического, технического, программного, организационного, финансового обеспечения и подготовки кадров. В Воронежском пожарно-техническом училище для организации учебного процесса с использованием новых технологий имеется дисплейный класс на 14 рабочих мест, разработаны компьютерные учебные программы разного уровня сложности, выделяется время для самостоятельной работы курсантов [9].

Для эффективной организации индивидуальной деятельности учащихся средних специальных учебных заведений важно разработать комплексное профессионально ориентированное учебно-методическое обеспечение учебного процесса, которое позволит оптимизировать самостоятельное овладение различными аспектами языка в зависимости от конкретных целей обучения. Важной задачей преподавателя иностранного языка является управление самостоятельной учебной деятельностью в учебных группах, в которых не предусматривается деление обучаемых по уровню их подготовки. Следует учитывать, что обучаемые с разным уровнем знаний работают в аудитории одновременно с набором текстов, объединенных единым тематическим стержнем, но выполняемые ими самостоятельно задания носят вариативный характер и отличаются по количеству и содержанию, а также по трудности их выполнения.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

АОС «Арктур» создана для поддержания сконструированного учебного процесса самостоятельной деятельности обучаемых при изучении иностранных языков для высших военно-учебных заведений. [1]. Однако ее универсальность позволяет нам адаптировать ее к использованию в средних специальных учебных заведениях, в частности, в пожарно-технических училищах.

В средних специальных учебных заведениях при изучении иностранного языка АОС «Арктур» может использоваться для следующих целей:

1) теоретическая подготовка;

2) наглядная иллюстрация теоретического и практического материала;

3) проведение начального контроля по заданным темам, а при необходимости — теоретическое обучение с помощью текстовой и графической информации;

4) основной контроль — индивидуальный или в составе группы — для экзамена по результатам обучения.

Степень автоматизации подготовительных этапов на 50—75 % делает рассматриваемую АОС полезной для обучающихся, имеющих знания компьютера в объеме подготовленного пользователя.

Учитывая, что курсанты пожарно-технических училищ проходят курс информатики уже на первом курса, данное требование не является ограничением для применения АОС «Арктур» при организации учебного процесса по иностранному языку уже с первого курса обучения.

Для индивидуальной работы курсантов нами были разработаны учебные тексты трех уровней сложности по изучаемым темам. Существуют специализированные программы анализа текста, в которых компьютер выступает в роли эксперта. Он помогает пользователю-преподавателю отбирать и анализировать учебные материалы. В качестве компонентов сложности текста выделяются четыре группы параметров: информативность текста, сложность предложений, ясность структуры текста и абстрактность изложения [7].

Принципиальным положением является поступательное движение от наиболее простых к все более сложным в терминологическом плане текстам при сохранении аутентичности материала.

Учебные тексты были разработаны в соответствии с тематическим планом для 2-го, 3-го, 4-го семестров по всем изучаемым темам [4].

Задание, которое получает обучаемый на самоподготовку, содержит следующие материалы:

— учебный текст требуемого уровня сложности;

— тематический словарь слов и устойчивых словосочетаний;

— грамматику для данного текста.

В процессе индивидуальной самостоятельной деятельности обучаемый должен достичь следующих результатов: понять содержание текста (задача минимум), дать грамматически правильный перевод текста (задача максимум).

Внедрение в учебный процесс новых компьютерных технологий позволило нам в период с 2005 по 2008 год поднять успеваемость по английскому языку (имеющих оценку «хорошо « и «отлично» — с 8 % до 18 %), повысить мотивацию к изучению иностранных языков у курсантов пожарно-технического училища, более эффективно организовать самостоятельную работу курсантов [8].

Применение ЭВМ в обучении иностранным языкам открывает новые перспективы для повышения эффективности учебного процесса, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладких В.В. Математическое моделирование в технологии обучения иностранному языку в военных инженерных вузах / В.В. Гладких, О.Н. Ус // Научнометодический сборник № 50. — М. : Воениздат, 2001. — С. 52—58.

2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 3202 — Пожарная безопасность. — М., 2001. — 22 с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — М. : Академия, 2003. — 192 с.

4. Иностранный язык : рабочая программа.— Воронеж : ВПТУ МЧС России, 2002 .— 15 с.

5. Комарова Э.П. Теоретические основы профессионального обучения иностранному опосредованному общению в неязыковом вузе: дис. ... д-ра пед. наук / Э.П. Комарова. — Воронеж, 2001. — 338 с.

6. Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийноспасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей : рекомендации МЧС и ГО РФ. — М., 1997. — 20 с.

7. Лаврененко М.М. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов : дис. . канд. пед. наук / М.М. Лавриненко. — М., 2003. — 170 с.

8. Могильниченко С.В. Английский язык при подготовке специалистов МЧС в среднем специальном учебном заведении / С. В. Могильниченко // Материалы

международной научно-практической конференции «Технические и социально-гуманитарные проблемы профессиональной деятельности ГПС МЧС России : проблемы и перспективы». — Воронеж : ВПТУ МЧС России, 200б. — С. 20б—208.

9. Могильниченко С. В. Перспективные технологии в обучении иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях / С.В. Могильниченко // Актуаль-

ные проблемы вузовского военного образования, гуманитарных и социально-политических наук : Сборник научно-методических материалов. — Воронеж: ВВВАИУ (ВИ), 2007. — С. 90.

10. Примерные программы по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для средних специальных учебных заведений. — М. : 1996. —

32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.