Научная статья на тему 'Иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС России с использованием автоматизированных обучающих систем'

Иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС России с использованием автоматизированных обучающих систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ / AUTOMATIC TEACHING SYSTEMS / CADETS OF INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могильниченко Светлана Витальевна

Статья посвящена проблеме иноязычной подготовки курсантов в учебных заведениях МЧС России. Рассматривается роль АОС в учебном процессе и ее основные функции. Автор предлагает алгоритм по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могильниченко Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIREIGH LANGUAGE TEACHING OF THE CADETS OF INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA USING AUTOMATIC TEACHING SYSTEMS

The article deals with the problem of foreign language teaching of the cadets of Institutions of EMERCOM of Russia. The role and functions of automatic teaching systems in teaching process is considered. The author offers the algorithm of computer technology usage in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС России с использованием автоматизированных обучающих систем»

УДК 811.111:373.5:004

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

С.В. Могильниченко

Статья посвящена проблеме иноязычной подготовки курсантов в учебных заведениях МЧС России. Рассматривается роль АОС в учебном процессе и ее основные функции. Автор предлагает алгоритм по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: автоматическая обучающая система (АОС), иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС России.

Подготовка любого современного специалиста в высших учебных заведениях предполагает формирование разнообразных профессиональных умений и навыков с последующим их развитием и совершенствованием. Важным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля является приобретение опыта языковой коммуникации.

Эффективность учебного процесса по иностранным языкам в неязыковых учебных заведениях зависит от ряда факторов, ведущим из которых является мотивация, определяемая его профессиональной направленностью. В учебных заведениях системы МЧС иностранный язык является одним из учебных предметов гуманитарного цикла [2]. Динамические процессы, происходящие в обществе, привели к изменению требований к профессиональной компетенции специалиста. В итоге значительно возросли образовательные и самообразовательные функции иностранного языка, его профессиональная значимость.

Значительную роль в этом сыграла возросшая интеграция структур МЧС в соответствующие международные структуры. На заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийноспасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке были утверждены положения о квалификационных требованиях, предъявляемых к спасателям. Квалификация «спасатель международного класса» присваивается спасателю, принимавшему участие в международных спасательных работах и имеющему документ, подтверждающий знание иностранного языка [5].

В условиях реальной востребованности специалистов со знанием иностранного языка традиционная система его изучения предполагает значительное изменение целей, структуры, содержания и организации профессиональной подготовки, а также введение в образовательный курс новых форм и методов преподавания.

Анализ существующей методики обучения иностранному языку в учебных заведениях пожарного

Могильниченко Светлана Витальевна - ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России», тел. (473) 236-33-05.

профиля свидетельствует о том, что она не всегда предоставляет обучаемым оптимальные условия для овладения изучаемым предметом. При этом одной из важнейших проблем является недостаток времени, отводимого программой на аудиторные занятия (2 часа в неделю), что не может соответствовать требованиям, предъявляемым к уровню подготовки современного специалиста.

Вместе с тем анализ предъявляемых требований к обязательному минимуму владения иностранным языком, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в частности, по подготовке специалистов в области пожарной безопасности, показал, что перед преподавателями поставлена задача формирования умений, необходимых будущим специалистам для решения проблем, связанных с их профессиональной деятельностью [2]. К таким умениям относятся сбор, анализ, обработка и систематизация научно-технической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий, содействие внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники средствами иностранного языка.

Рассмотрев формы и методы подготовки специалистов пожарной безопасности по иностранному языку, мы можем сделать вывод, что значительная часть времени (до 20%) отводится на индивидуальную самостоятельную работу учащихся под руководством преподавателя. Она включает в себя:

- самостоятельную работу учащихся, связанную с выполнением текущих заданий преподавателя по учебнику и являющуюся обязательной для всех учащихся;

- самостоятельную индивидуальную работу, направленную на устранение отдельных пробелов в их знаниях, выявленных при определении стартового уровня, а также дополнительную тренировку, являющуюся обязательной лишь для отдельных учащихся;

- индивидуальную самостоятельную работу, представляющую собой практику в том или ином виде речевой деятельности и являющуюся обязательной для всех учащихся.

При организации учебного процесса по иностранному языку в среднем специальном учебном заведении возникают некоторые проблемы.

Во-первых, предполагается, что программа обучения иностранному языку в техническом учебном заведении опирается на знания и умения, приобретенные в базовом курсе средней школы, но практика работы показывает, что выпускники имеют разный уровень подготовки. Эго требует дифференцированного подхода к учащимся, развития их мотивационной сферы и учета предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности.

Во-вторых, при небольшом количестве учебных часов, отводимых на аудиторные занятия по дисциплине «Иностранный язык», повышается роль самостоятельной работы, которая требует тщательной организации и управления, так как нагрузка по общим гуманитарным, естественноматематическим и профильным дисциплинам очень велика.

Целью иноязычной подготовки обучающихся в неязыковых учебных заведениях является не только формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо), но и обучение самостоятельной деятельности в реальной деловой ситуации. Общей целью обучения является формирование у обучающихся способности к адекватным речевым действиям на иностранном языке в ситуациях, связанных с их профессиональной деятельностью.

Важно, чтобы они умели определить информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость проблем, которые описываются в текстах и статьях; формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе информации, выявлять закономерности, т.е. творчески перерабатывать фактическую информацию, повышая тем самым профессионально значимые виды интеллектуальной активности.

Решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения в средних технических учебных заведениях возможно лишь на основе целенаправленного применения новых компьютерных технологий в учебном процессе [3].

Анализ опыта информатизации образовательных структур позволяет нам выделить три последовательных этапа этой деятельности: компьютеризация (функционирование отдельных компьютеризованных мест, создание определенного минимума научно-методического, технического, программного, финансового, организационного обеспечения); создание информационной инфраструктуры (соединение всех элементов в единую информационную систему на базе совместимых технических и программных ресурсов в виде локальной сети образовательного учреждения); вхождение в информационное образовательное пространство региона, страны, мира [1].

Исходя из вышесказанного, компьютеризацию высшего профессионального образовательного учреждения мы можем определить как этап формирования элементов будущей информационной си-

стемы. Этими элементами являются определенные минимумы научно-методического, технического, программного, организационного, финансового обеспечения и подготовки кадров. В Воронежском институте ГПС МЧС России для организации учебного процесса с использованием новых технологий имеется 2 компьютерных класса на 14 рабочих мест, разработаны компьютерные учебные программы разного уровня сложности, выделяется время для самостоятельной работы курсантов [7].

Для эффективной организации индивидуальной деятельности курсантов учебных заведений МЧС России важно разработать комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса с учетом внедрения активных методов и новых технологий обучения.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) представляют собой программнотехнические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

Автоматизированная обучающая система «Арктур» создана для поддержания сконструированного учебного процесса самостоятельной деятельности обучаемых при изучении иностранных языков для высших военно-учебных заведений. [1]. Однако ее универсальность позволяет нам адаптировать ее к использованию в ведомственных учебных заведениях, в частности, в институтах МЧС России.

В учебных заведениях МЧС России при изучении иностранного языка АОС «Арктур» может использоваться для следующих целей:

1) теоретической подготовки;

2) наглядной иллюстрации теоретического и практического материала;

3) проведения начального контроля по заданным темам, а при необходимости - теоретического обучения с помощью текстовой и графической информации;

4) основного контроля - индивидуального или в составе группы - для экзамена по результатам обучения.

Степень автоматизации подготовительных этапов на 50-75% делает рассматриваемую АОС полезной для обучающихся, имеющих знания компьютера в объеме подготовленного пользователя.

Учитывая, что курсанты вузов МЧС России проходят курс информатики уже на первом курсе, данное требование не является ограничением для применения АОС «Арктур» при организации учебного процесса по иностранному языку уже с первого курса обучения.

Для индивидуальной работы курсантов нами были разработаны учебные тексты трех уровней сложности по изучаемым темам. Существуют специализированные программы анализа текста, в которых компьютер выступает в роли эксперта. Он помогает пользователю-преподавателю отбирать и анализировать учебные материалы. В качестве

компонентов сложности текста выделяются четыре группы параметров: информативность текста,

сложность предложений, ясность структуры текста и абстрактность изложения [6].

Принципиальным положением является поступательное движение от наиболее простых ко все более сложным в терминологическом плане текстам при сохранении аутентичности материала.

Учебные тексты были разработаны в соответствии с тематическим планом для 2, 3, 4 семестров по всем изучаемым темам.

Задание, которое получает курсант на самоподготовку, содержит следующие материалы:

- учебный текст требуемого уровня сложности,

- тематический словарь слов и устойчивых словосочетаний,

- грамматику для данного текста.

В процессе индивидуальной самостоятельной деятельности курсант должен достичь следующих результатов: понять содержание текста (задача минимум), дать грамматически правильный перевод текста (задача максимум).

Внедрение в учебный процесс новых компьютерных технологий позволило нам в период с 2007 по 2009 год поднять успеваемость по английскому языку (имеющих оценку «хорошо» и «отлично» с 8% до 18 %), повысить мотивацию к изучению иностранных языков у курсантов, более эффективно организовать самостоятельную работу курсантов [7].

Литература

1. Багрова А.Н. Моделирование учебной деятельности как условие организации управляемой самостоятельной работы учащихся по иностранному языку в рамках АСО на базе ЭВМ // Науч. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1989. Вып.299. С.33-41.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Г осударствен-ные требования к минимуму содержания и уровню по д-готовки выпускников по специальности 3202 - Пожарная безопасность. М.: 2001. 22 с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

4. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профтехучилищах Мет. пос. АПН СССР ВИИ профтехобразования. [под ред. Г.С. Гутариева]. СПб., 1992. 72 с.

5. Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийноспасательных служб, аварийно -спасательных формирований и спасателей / Рекомендации МЧС и ГО РФ. М.: 1997. 20 с.

6. Лаврененко М.М. Профессиональноориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов.: автореф. дис. ...канд.пед.наук:13.00.02. М., 200з. 170 с.

7. Могильниченко С.В. Английский язык при подготовке специалистов МЧС в среднем специальном учебном заведении: материалы международной научно -практической конференции «Технические и социально -гуманитарные проблемы профессиональной деятельности ГПС МЧС России: проблемы и перспективы». Воронеж: ВПТУ МЧС России, 2006. С. 206-208.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»

FIREIGH LANGUAGE TEACHING OF THE CADETS OF INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

USING AUTOMATIC TEACHING SYSTEMS

S.V. Mogilnichenko

The article deals with the problem of foreign language teaching ofthe cadets ofInstitutions ofEMERCOM ofRussia. The role and functions of automatic teaching systems in teaching process is considered. The author offers the algorithm of computer technology usage in the teaching process.

Key words: automatic teaching systems, cadets of Institutions of EMERCOM of Russia, foreign language teaching .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.