- сочетания различных действий по реализации внешнего представления знаний (осуществление принципов наглядности, доступности, систематичности);
- развития творческого, конструктивного, алгоритмического мышления благодаря уменьшению доли репродуктивной деятельности при общении с компьютером;
- совершенствования умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации поиска, отбора, систематизации профессионально значимой информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);
- осуществления оценки результатов деятельности и, при необходимости, оперативной обратной связи для своевременной коррекции педагогического процесса;
- создания благоприятного психологического климата при решении учебных, ква-зипрофессиональных и собственно профессиональных задач (использование психологических закономерностей в представлении материала).
1. Околелов О.П. Дидактическая специфика современного вузовского учебника // Педагогика. 2003. № 10. С. 20-25.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. С. 71.
3. Саранцев И.Г. Методологические основы школьного учебника математики // Педагогика. 2003. № 10. С. 25-35.
4. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М., 2003. С. 79-80.
5. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. По-лат. М., 1998. С. 36.
6. Андропова Е.В. Роль новых информационных технологий в учебном процессе // Аспирант и соискатель. 2003. № 2. С. 142-146.
Поступила в редакцию 10.09.2008 г.
Dyachek T.P., Medovikov D.P. The potential of electronic textbooks in forming of computer competence of a future specialist of social work. The article considers the opportunities of electronic textbooks in the process of forming computer competence of a future specialist of social work. Didactic opportunities of electronic textbook are revealed by analyzing its model, which includes the following components: the content of the specific academic subject; educational processes; special instrumental tools; pedagogical management and self-government.
Key words: new computer technologies, didactic means, electronic textbook, computer competence of a future social work specialist.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МЧС НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.В. Могильниченко
Статья посвящена проблеме личностно-ориентированного подхода к процессу обучения английскому языку в средних специальных учебных заведениях. Рассматривается роль АОС в учебном процессе и их основные функции. Автор предлагает алгоритм по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс.
Ключевые слова: индивидуальный подход, личностно-ориентированный подход, автоматизированные обучающие системы (АОС), компьютерные технологии.
Подготовка любого современного специалиста в высших и средних учебных заведениях предполагает формирование разнообразных профессиональных умений и навыков с последующим их развитием и совершенствованием. Важным компонентом профессио-
нальной подготовки современного специалиста любого профиля является приобретение опыта языковой коммуникации.
Эффективность учебного процесса по иностранным языкам в неязыковых учебных заведениях зависит от ряда факторов, веду-
щим из которых является мотивация, определяемая его профессиональной направленностью. В учебных заведениях системы МЧС иностранный язык является одним из учебных предметов гуманитарного цикла [1]. Динамические процессы, происходящие в обществе, привели к изменению требований к профессиональной компетенции специалиста. В итоге значительно возросли образовательные и самообразовательные функции иностранного языка, его профессиональная значимость.
Значительную роль в этом сыграла возросшая интеграция структур МЧС в соответствующие международные структуры. На заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке были утверждены положения о квалификационных требованиях, предъявляемых к спасателям. Квалификация «спасатель международного класса» присваивается спасателю, принимавшему участие в международных спасательных работах и имеющему документ, подтверждающий знание иностранного языка [2].
В условиях реальной востребованности специалистов со знанием иностранного языка традиционная система его изучения предполагает значительное изменение целей, структуры, содержания и организации профессиональной подготовки, а также введение в образовательный курс новых форм и методов преподавания.
Анализ существующей методики обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях пожарного профиля свидетельствует о том, что она не всегда предоставляет обучаемым оптимальные условия для овладения изучаемым предметом. При этом одной из важнейших проблем является недостаток времени, отводимого программой на аудиторные занятия (2 часа в неделю), что не может соответствовать требованиям, предъявляемым к уровню подготовки современного специалиста [3].
Вместе с тем анализ предъявляемых требований к обязательному минимуму владения иностранным языком, определенных Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, в частности по подготовке специалистов в об-
ласти пожарной безопасности, показал, что перед преподавателями поставлена задача формирования умений, необходимых будущим специалистам для решения проблем, связанных с их профессиональной деятельностью [1]. К таким умениям относятся сбор, анализ, обработка и систематизация научнотехнической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий, содействие внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники средствами иностранного языка.
Рассмотрев формы и методы подготовки специалистов пожарной безопасности по иностранному языку, мы можем сделать вывод, что значительная часть времени (до 20 %) отводится на индивидуальную самостоятельную работу учащихся под руководством преподавателя [3]. Она включает в себя самостоятельную работу учащихся, связанную с выполнением текущих заданий преподавателя по учебнику и являющуюся обязательной для всех учащихся; самостоятельную индивидуальную работу, направленную на устранение отдельных пробелов в их знаниях, выявленных при определении стартового уровня, а также дополнительную тренировку, являющуюся обязательной лишь для отдельных учащихся; индивидуальную самостоятельную работу, представляющую собой практику в том или ином виде речевой деятельности и являющуюся обязательной для всех учащихся.
При организации учебного процесса по иностранному языку в среднем специальном учебном заведении возникают некоторые проблемы.
Во-первых, предполагается, что программа обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении опирается на знания и умения, приобретенные в базовом курсе средней школы, но практика работы показывает, что выпускники имеют разный уровень подготовки. Это требует дифференцированного подхода к учащимся, развития их мотивационной сферы и учета предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности.
Во-вторых, при небольшом количестве учебных часов, отводимых на аудиторные занятия по дисциплине «Иностранный язык», повышается роль самостоятельной работы,
которая требует тщательной организации и управления, т. к. нагрузка по общим гуманитарным, естественно-математическим и профильным дисциплинам очень велика.
Целью иноязычной подготовки обучающихся неязыковых учебных заведений является не только формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо), но и обучение самостоятельной деятельности в реальной деловой ситуации. Общей целью обучения является формирование у обучающихся способности к адекватным речевым действиям на иностранном языке в ситуациях, связанных с их профессиональной деятельностью [4].
Важно, чтобы они умели определить информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость проблем, которые описываются в текстах и статьях; формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе информации, выявлять закономерности, т. е. творчески перерабатывать фактическую информацию, повышая тем самым профессионально значимые виды интеллектуальной активности.
Решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения в средних технических учебных заведениях возможно лишь на основе целенаправленного применения новых компьютерных технологий в учебном процессе [5].
Анализ опыта информатизации образовательных структур позволяет нам выделить три последовательных этапа этой деятельности:
- компьютеризация (функционирование
отдельных компьютеризованных мест, создание определенного минимума научно-
методического, технического, программного, финансового, организационного обеспечения);
- создание информационной инфраструктуры (соединение всех элементов в единую информационную систему на базе совместимых технических и программных ресурсов в виде локальной сети образовательного учреждения);
- вхождение в информационное образовательное пространство региона, страны, мира [6].
Исходя из вышесказанного компьютеризацию среднего профессионального образовательного учреждения мы можем опреде-
лить как этап формирования элементов будущей информационной системы. Этими элементами являются определенные минимумы научно-методического, технического, программного, организационного, финансового обеспечения и подготовки кадров. В Воронежском пожарно-техническом училище для организации учебного процесса с использованием новых технологий имеется дисплейный класс на 14 рабочих мест, разработаны компьютерные учебные программы разного уровня сложности, выделяется время для самостоятельной работы курсантов [7].
Для эффективной организации индивидуальной деятельности учащихся средних специальных учебных заведений важно разработать комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса с учетом внедрения активных методов и новых технологий обучения.
Автоматизированные обучающие системы (АОС) представляют собой программнотехнические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.
Автоматизированная обучающая система «Арктур» создана для поддержания сконструированного учебного процесса самостоятельной деятельности обучаемых при изучении иностранных языков для высших военно-учебных заведений [6]. Однако ее универсальность позволяет нам адаптировать ее к использованию в средних специальных учебных заведениях, в частности в пожарнотехнических училищах.
В средних специальных учебных заведениях при изучении иностранного языка АОС «Арктур» может использоваться для следующих целей:
1) теоретической подготовки;
2) наглядной иллюстрации теоретического и практического материала;
3) проведения начального контроля по заданным темам, а при необходимости - теоретического обучения с помощью текстовой и графической информации;
4) основного контроля - индивидуального или в составе группы - для экзамена по результатам обучения.
Степень автоматизации подготовительных этапов на 50-75 % делает рассматриваемую АОС полезной для обучающихся,
имеющих знания компьютера в объеме подготовленного пользователя.
Учитывая, что курсанты пожарнотехнических училищ проходят курс информатики уже на первом курса, данное требование не является ограничением для применения АОС «Арктур» при организации учебного процесса по иностранному языку уже с первого курса обучения.
Для индивидуальной работы курсантов нами были разработаны учебные тексты трех уровней сложности по изучаемым темам. Существуют специализированные программы анализа текста, в которых компьютер выступает в роли эксперта. Он помогает поль-зователю-преподавателю отбирать и анализировать учебные материалы. В качестве компонентов сложности текста выделяются четыре группы параметров: информативность текста, сложность предложений, ясность структуры текста и абстрактность изложения [8].
Принципиальным положением является поступательное движение от наиболее простых к все более сложным в терминологическом плане текстам при сохранении аутентичности материала.
Учебные тексты были разработаны в соответствии с тематическим планом для 2, 3, 4 семестров по всем изучаемым темам.
Задание, которое получает обучаемый на самоподготовку, содержит следующие материалы:
- учебный текст требуемого уровня сложности,
- тематический словарь слов и устойчивых словосочетаний,
- грамматику для данного текста.
В процессе индивидуальной самостоятельной деятельности обучаемый должен достичь следующих результатов: понять содержание текста (задача минимум), дать грамматически правильный перевод текста (задача максимум).
Внедрение в учебный процесс новых компьютерных технологий позволило нам в период с 2005 по 2008 г. поднять успеваемость по английскому языку (имеющих оценку «хорошо « и «отлично» с 8 до 18 %), повысить мотивацию к изучению иностранных языков у курсантов пожарно-технического училища, позволило более эффек-
тивно организовать самостоятельную работу курсантов [7].
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 3202 - Пожарная безопасность. М., 2001.
2. Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийноспасательных формирований и спасателей. Рекомендации МЧС и ГО РФ. М., 1997.
3. Примерные программы по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для средних специальных учебных заведений. М., 1996.
4. Профессиональная направленность обучения иностранным языкам и ее роль в подготовке инженерных кадров. Ташкент, 1990.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003.
6. Багрова А.Н. Моделирование учебной деятельности как условие организации управляемой самостоятельной работы учащихся по иностранному языку в рамках АСО на базе ЭВМ // Науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. Вып. 299. С. 33-41.
7. Могильниченко С.В. Английский язык при подготовке специалистов МЧС в среднем специальном учебном заведении // Технические и социально-гуманитарные проблемы профессиональной деятельности ГПС МЧС России: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2006. С. 206-208.
8. Лаврененко М.М. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
Поступила в редакцию 16.06.2008 г.
Mogilnichenko S.V. The problem of individual approach to teaching a foreign language in Emercom-system educational institutions using computer technologies. The article is devoted to the problem of individual approach to teaching a foreign language in secondary special educational institutions. The author deals with the role and main functions of Electronic Teaching Systems for English teaching. An algorithm of using computer technologies when teaching a foreign language is offered in the article.
Key words: individual approach, personality-oriented approach, Electronic Teaching Systems, computer technologies.