Научная статья на тему 'Учет межпредметных связей в иноязычной подготовке курсантов ви ГПС МЧС России'

Учет межпредметных связей в иноязычной подготовке курсантов ви ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет межпредметных связей в иноязычной подготовке курсантов ви ГПС МЧС России»

УЧЕТ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВИ ГПС МЧС РОССИИ

С.В. Могильниченко, к.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Курс иностранного языка в высших учебных заведениях технического профиля имеет коммуникативно-ориентированную и профессиональную направленность, задачи курса определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалиста соответствующего профиля.

Эффективность образовательного процесса, ориентированного на формирование у курсантов вузов МЧС России положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, обеспечивается как внутренними (личная заинтересованность курсантов в учебном процессе, межличностные отношения в учебной группе, положительное отношение к профессиональной подготовке) так и внешними мотивами (межпредметные связи, система непрерывного контроля знаний, индивидуализация и дифференциация обучения, методы поощрения и стимулирования). У курсантов в вузах МЧС зачастую наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, которая во многом определяется отсутствием у них осознанных целей обучения, а именно -отсутствием контактов с носителями языка, отсутствием необходимости умения вести переписку на иностранном языке, а также непониманием связи иностранного языка с другими изучаемыми в вузе дисциплинами.

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Это дает возможность преподавателю иностранного языка использовать его для расширения межпредметных связей, которые являются действенным стимулом познавательной деятельности обучаемых. Межпредметные связи играют большую роль при обучении любому предмету. Они создают фундамент для полноценного понимания и восприятия новых знаний, служат формированию навыков и развитию умений, а также позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт [1].

Межпредметные связи на занятиях по иностранному языку способствуют не только освоению нового материала, они играют важную роль в его закреплении, обобщении и повторении.

Рабочая программа по английскому языку в вузах МЧС России имеет явно выраженный профессионально ориентированный характер [2]. Однако следует учитывать, что в соответствии с ФГОС обучение иностранному языку осуществляется на 1-2 курсах. Таким образом, профессиональную лексику и тематику курсанты изучают с опережением на один-два года, что создает определенные трудности не только для обучаемых, но и для преподавателя, так как ему зачастую приходится объяснять технические и профессиональные термины, а не формировать иноязычные навыки и умения. Это ведет к тому, что преподаватели часто ограничиваются чтением научно-популярных и общетехнических текстов, что в свою очередь ведет к снижению мотивации у

курсантов к изучению иностранного языка.

Как показывает наш опыт, большинство курсантов ВИ ГПС МЧС России, закончив курс и сдав экзамен, перестают практиковаться в английском языке и утрачивают сформированные ранее иноязычные навыки и умения.

Решить эту проблему, на наш взгляд, можно несколькими способами. Во-первых, следует расширить совместную методическую работу кафедры иностранных языков с профессиональными и выпускающими кафедрами института. При непосредственном участии преподавателей этих кафедр возможно совместно разработать учебные и методические материалы по профильным дисциплинам для курсантов 1-2 курса, что позволит снять лексические трудности в восприятии профессионально направленной информации на иностранном языке [3]. Материалами для подобных совместных учебных пособий могут быть статьи из профильных журналов на английском языке, а также различные Интернет-ресурсы.

Также для дальнейшего поддержания полученного уровня иноязычной подготовки мы считаем целесообразным рекомендовать выпускающим кафедрам при написании курсантами рефератов и курсовых проектов включать в них обзор современной зарубежной литературы по изучаемой дисциплине. При написании дипломных проектов представляется возможным включать в них ссылки на литературу на иностранном языке, а также проводить сравнительный анализ изучаемых ими объектов с зарубежными аналогами.

Еще одним способом поддержания мотивации к изучению иностранного языка и его успешного использования для профессионального становления является введение в учебную программу в Воронежском институте ГПС МЧС России курса «Делового и профессионального английского языка» для курсантов 3-5 курсов, успешно сдавших экзамен по основной (базовой) программе. Программа данного курса направлена на дальнейшее совершенствование иноязычных навыков и умений, а также способствует повышению роли и качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями. На наш взгляд, успешное освоение данного курса позволит выпускнику читать статьи в профессиональных газетах и журналах, участвовать в работе международных конференций, выступать с докладами, а также вести дискуссии на профессиональные темы.

Все это призвано способствовать формированию профессиональной иноязычной компетенции у курсантов вузов МЧС, а также, интегрируя с другими гуманитарными дисциплинами, превращает иностранный язык из учебного предмета в средство приобретения знаний для дальнейшего личностного и профессионального роста [4]. Осознание того, что иностранный язык является средством получения личностно-значимой профессионально ценной информации, практическое использование этой информации в профессиональной деятельности является, на наш взгляд, важным фактором, поддерживающим мотивацию к изучению иностранного языка на всем этапе обучения.

Список использованной литературы

1. Онищук В.А. Урок в современной школе: учеб. / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 2008.

2. Иностранный язык: рабочая программа. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010. -15 с.

3. Апухтина Н.Н. О некоторых вопросах профессионально ориентированного обучения ИЯ в технических высших учебных заведениях по горным и геологическим специальностям / Н.Н. Апухтина // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Матер. Междунар. заочн. науч.-практ. конф. - Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. - С 11.

4. Могильниченко С.В. Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения / С.В. Могильниченко // Вестник ВИ МВД России. - 2014. - № 2. - С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.