Научная статья на тему 'К вопросу о современных тенденциях в иноязычной подготовке специалистов МЧС России'

К вопросу о современных тенденциях в иноязычной подготовке специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LANGUAGE COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могильниченко С. В.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи английского языка и профессиональных дисциплин в ведомственном вузе, отмечается роль иностранного языка как стимула познавательной деятельности курсантов, представлены сферы применения информационных технологий в иноязычной подготовке специалистов МЧС для решения ими профессиональных задач и самообразования. Предлагаются различные виды работ для организации самостоятельной работы с использованием Интернет-ресурсов, а также рекомендации выпускающим кафедрам по поддержанию интереса к изучению английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE CONTEMPORARY TRENDS IN LANGUAGE TEACHING OF SPECIALISTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The article deals with the relationship of the English language and professional disciplines, the role of a foreign language as an incentive for the cognitive activity of students, the scope of information technology in foreign language training to solve their professional problems and self-education. Various types of work are offered for the organization of independent work with the use of Internet resources.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных тенденциях в иноязычной подготовке специалистов МЧС России»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 811.161.1:80

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

С.В. Могильниченко

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи английского языка и профессиональных дисциплин в ведомственном вузе, отмечается роль иностранного языка как стимула познавательной деятельности курсантов, представлены сферы применения информационных технологий в иноязычной подготовке специалистов МЧС для решения ими профессиональных задач и самообразования. Предлагаются различные виды работ для организации самостоятельной работы с использованием Интернет-ресурсов, а также рекомендации выпускающим кафедрам по поддержанию интереса к изучению английского языка.

Ключевые слова: профессиональная иноязычная коммуникация, межпредметные связи, Интернет-ресурсы, языковая компетенция, информационное общество.

В век ускорения научно-технического процесса в разнообразных сферах деятельности человека возрастают требования к интеллектуальному ресурсу личности, к его общей культуре. Первостепенной задачей любого образовательного учреждения становится воспитание гармонически развитой самостоятельной личности, способной к постоянному самообразованию в условиях технического прогресса. В различных отраслях человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, растет потребность в информации и средствах для ее обработки и использования; это в свою очередь приводит к необходимости качественного использования специалистами новых технологий как в своей профессиональной деятельности, так и непосредственно в процессе подготовки.

Одним из важных требований, предъявляемых к современному специалисту, претендующему на роль успешного руководителя в условиях развития международных контактов в области науки, производства и бизнеса, является практическое владение иностранным языком. Специалист в любой области должен понимать речь в сфере своей профессиональной коммуникации, обладать навыками ведения деловой переписки, быть готовым к общению с зарубежными партнерами.

Конкурентоспособность современного

специалиста в любой профессии, в том числе в государственной противопожарной службе, определяется как его высокой квалификацией в

профессиональной сфере, так и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычного общения. В настоящее время специалист МЧС России -это высококвалифицированный профессионал, который сочетает широкий кругозор с глубоким знанием конкретной области своей деятельности; который умеет выделять стратегические вопросы, а также наладить взаимодействие и взаимопонимание с населением, конкретной общественной группой, отдельными людьми; то есть это специалист, обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности [1].

Цель иноязычной подготовки курсантов вузов МЧС России - это не только формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности, таких как чтение, говорение, аудирование и письмо, а также подготовка их к самостоятельной деятельности в реальной деловой ситуации. Главной целью обучения является формирование у курсантов способности к адекватным речевым действиям на иностранном языке в ситуациях, связанных с их профессиональной деятельностью, т.е.

формирование языковой компетенции.

Это нашло свое подтверждение в период проведения в России Кубка конфедераций FIFA в

2017 году и чемпионата мира по футболу FIFA в

2018 году, когда возникла настоятельная потребность в специалистах оперативно-дежурных смен, диспетчеров телефона доверия, других должностных лиц и реагирующих подразделений МЧС, имеющих

достаточный опыт практического владения английским языком.

Формирование у курсантов иноязычных умений невозможно без целенаправленного формирования понятийно-терминологического аппарата получаемой ими специальности, расширения информационной базы на материале аутентичных текстов, умения решать типовые стандартные и профессионально-ориентированные задачи. Для этого преподавателю следует использовать знания по иностранному языку для расширения межпредметных связей, которые являются действенным стимулом познавательной активности обучаемых. Очень важно, чтобы курсанты в процессе учебы научились определять информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость рассматриваемых в статьях проблем; могли формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе полученной иноязычной информации; умели выявлять закономерности, т.е. творчески перерабатывать фактическую информацию, таким образом постоянно совершенствуя свою профессионально значимую интеллектуальную активность [2].

Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» в вузах МЧС России имеет явно выраженный профессионально ориентированный характер. Но преподавателям следует учитывать, что в соответствии с ФГОС третьего поколения преподавание иностранного языка осуществляется на 1-2 курсах [3]. Таким образом, профессиональную лексику и тематику курсанты изучают с опережением на один-два года. Это создает определенные трудности не только для обучаемых, но и для преподавателей, так как им часто приходится объяснять технические и профессиональные термины, а не формировать иноязычные навыки и умения. На практике это зачастую ведет к тому, что во время занятий преподаватели ограничиваются чтением

общетехнических или научно-популярных текстов, что в свою очередь вызывает снижение мотивации у курсантов к изучению иностранного языка.

На наш взгляд разрешить данную проблему можно несколькими способами. Во-первых, необходимо наладить совместную методическую работу кафедры иностранных языков с профессиональными и выпускающими кафедрами института. При непосредственном участии специалистов этих кафедр следует совместно разрабатывать различные учебные и методические материалы по профильным дисциплинам для курсантов 1-2 курсов, что позволит снять лексические трудности в восприятии ими профессионально ориентированной информации на иностранном языке [4]. Материалами для подобных совместных учебных пособий могут быть статьи из профильных журналов на английском языке, а также различные Интернет-ресурсы.

Также мы считаем целесообразным рекомендовать выпускающим кафедрам при

написании курсантами рефератов и курсовых проектов включать в них обзор современной зарубежной литературы по изучаемым дисциплинам, что будет мотивировать их к самостоятельной работе по иностранному языку, а также будет способствовать поддержанию у курсантов сформированного уровня иноязычной компетенции. При написании дипломных проектов представляется возможным включать в них ссылки на литературу на иностранном языке, а также проводить сравнительный анализ изучаемых ими объектов с зарубежными аналогами [5].

Еще одним способом поддержания мотивации к изучению английского языка и его активного использования для профессионального становления специалиста пожарной охраны является включение в учебную программу в Воронежском институте ГПС МЧС России курса «Делового и профессионального английского языка» для курсантов 3-5 курсов, сдавших экзамен по основной (базовой) программе. Программа данного курса направлена на дальнейшее совершенствование иноязычных навыков и умений, а также способствует повышению роли и качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями. Мы считаем, что успешное прохождение курса «Делового и профессионального английского языка» позволит выпускнику не только читать статьи в профессиональных газетах и журналах, но также участвовать в работе международных конференций, выступать с докладами и вести дискуссии на профессиональные темы с коллегами из других стран [6].

Целенаправленно отбирать содержание обучения исходя из будущей специальности обучаемых следует уже на начальном этапе вузовской подготовки. Для этого на этапе профессионального отбора языкового материала преподавателям иностранного языка следует проанализировать предстоящую профессиональную деятельность курсантов, включив в содержание обучения широкий диапазон тем и ситуаций в рамках конкретной специальности, а также терминологию изучаемой специальности [7]. Это позволит преподавателю создать условия, при которых обучаемые смогут высказываться на английском языке с достаточным профессиональным наполнением, что в свою очередь будет способствовать повышению их учебно-профессиональной мотивации. Таким образом, профессиональный английский язык, изучаемый в вузах МСЧ России, становится фактором опережающего профессионального обучения, вооружает курсантов знаниями по их специальности, доказывая тем самым, что иностранный язык является существенным компонентом приобретения новых специальных знаний.

Создание в вузе единой информационной среды позволяет широко использовать в учебном процессе Интернет-технологии как на занятиях, так и

во время самостоятельной работы курсантов [8, 9]. Для организации самостоятельной работы по иностранному языку с использованием Интернет ресурсов мы предлагаем применять следующие виды работы:

- чат-технологии и блоги - примите участие в чате с обсуждением образцов техники с выставки, разработайте ролик-презентацию своей организации и разместите его в блоге для последующего обсуждения,

- видеоконференции - обсудите с коллегами/партнерами возможности новых тушащих материалов и технологий,

- электронную почту - отправьте по почте резюме для устройства на работу в зарубежную фирму,

- тематические и профессиональные форумы

- найти на сайте форумы по интересующей тематике, принять участие в обсуждаемых вопросах, выразить свое мнение.

На наш взгляд, подобные виды работы носят неформальный характер, вызывая тем самым положительные эмоции, интерес к изучаемому

Библиография

1. Могильниченко С.В. Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения [текст] / С.В. Могильниченко // Вестн. Воронеж. института МВД России. - 2014. -№2. - С.102-104.

2. Иноземцева К.М. Междисциплинарное сотрудничество преподавателей-лингвистов и предметников в условиях предметно-языковой интеграции / К.М. Инознмцева // European Social Science Journal. - 2014. - №8.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность. - М.: 2015.

4. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: монография. -М.: АПК и ППРО, 2015. - С. 60-62.

5. Могильниченко С.В. Организация учебного процесса по иностранному языку в ведомственном вузе с использованием аутентичных учебников / C.В. Могильниченко // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 1 - С.176-178.

6. Могильниченко С.В. Языковые аспекты профессиональной деятельности специалистов МЧС России возможности // Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, март 2016 г. - Минск, УО «Военная академия Республики Беларусь», 2016.

- С. 81-82.

7. Могильниченко С.В. К вопросу об использовании межпредметных связей при обучении курсантов профессиональному английскому языку / С.В. Могильниченко //Известия ВГПУ. - 2016. - Т. 273. -№4. - С. 241.

материалу, а также стимулируют умственную и мыслительную деятельность.

Все вышеперечисленное призвано способствовать формированию у курсантов вузов МЧС России профессиональной иноязычной компетенции, а также, интегрируя с другими учебными дисциплинами, позволит превратить иностранный язык из учебного предмета в средство приобретения знаний для дальнейшего профессионального и личностного роста, что соответствует современным требованиям к профессиональному становлению специалиста.

Говоря о современном информационном обществе, необходимо отметить, что каждый человек должен иметь возможность получать доступ к информации, идеям и технологиям для того, чтобы внести свой вклад в развитие общества и человечества. Современные электронные помощники переводчика пока еще не работают на уровне необходимом и достаточном для этого, а потому изучение иностранного языка и умение извлекать информацию из зарубежных источников остается актуальным для профессионалов любого профиля, в том числе специалистов МЧС России.

References

1. Mogil'nichenko S.V. Formirovanie inoyazychnoj kompetencii kursantov vuzov MCHS Rossii: problemy i resheniya [tekst] / S.V. Mogil'nichenko // Vestn. Voronezh. instituta MVD Rossii. - 2014. - №2. -S.102-104.

2. Inozemceva K.M. Mezhdisciplinarnoe sotrudnichestvo prepodavatelej-lingvistov i predmetnikov v usloviyah predmetno-yazykovoj integracii / K.M. Inoznmceva // European Social Science Journal. - 2014. - №8.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya napravleniya podgotovki 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost'. - M.: 2015.

4. Krupchenko A.K., Kuznecov A.N. Osnovy professional'noj lingvodidaktiki: monografiya. - M.: APK i PPRO, 2015. - S. 60-62.

5. Mogil'nichenko S.V. Organizaciya uchebnogo processa po inostrannomu yazyku v vedomstvennom vuze s ispol'zovaniem autentichnyh uchebnikov / C.V. Mogil'nichenko // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2013. - № 1 - S.176-178.

6. Mogil'nichenko S.V. YAzykovye aspekty professional'noj deyatel'nosti specialistov MCHS Rossii vozmozhnosti // Sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, mart 2016 g. - Minsk, UO «Voennaya akademiya Respubliki Belarus'», 2016. - S. 81-82.

7. Mogil'nichenko S.V. K voprosu ob ispol'zovanii mezhpredmetnyh svyazej pri obuchenii kursantov professional'nomu anglijskomu yazyku / C.V. Mogil'nichenko //Izvestiya VGPU. - 2016. - T. 273. -№4. - S. 241.

8. Averkieva L.G., CHajka YU.A. Ispol'zovanie

Вестник Воронежского института ГПС МЧС России (Современные проблемы гражданской защиты) 2(27) 2018, ISSN2226-700Х

8. Аверкиева Л.Г., Чайка Ю.А. Использование компьютерных технологий (электронный учебник, web ct) для организации самостоятельной работы студентов при обучении профессиональному иностранному языку в техническом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 1 (8). - C. 12.

9. Могильниченко С.В. Применение новых технологий в иноязычном обучении: проблемы и возможности // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. - C. - 261.

komp'yuternyh tekhnologij (ehlektronnyj uchebnik, web ct) dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii professional'nomu inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. -Tambov: Gramota, 2011. - № 1 (8). - C. 12. 9. Mogil'nichenko S.V. Primenenie novyh tekhnologij v inoyazychnom obuchenii: problemy i vozmozhnosti // Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Ufa: RIO MCII OMEGA SAJNS, 2014. - C. - 261.

TO THE CONTEMPORARY TRENDS IN LANGUAGE TEACHING OF SPECIALISTS

OF EMERCOM OF RUSSIA

The article deals with the relationship of the English language and professional disciplines, the role of a foreign language as an incentive for the cognitive activity of students, the scope of information technology in foreign language training to solve their professional problems and self-education. Various types of work are offered for the organization of independent work with the use of Internet resources.

Key words: professional foreign language communication, intersubject communications, Internet resources, language competence, informational society

Могильниченко Светлана Витальевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин,

Воронежский институт - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии

ГПС МЧС России,

Россия, г. Воронеж,

тел. 8(473)242-12-65,

e-mail:samog2010@mail. ru.

Mogilnichenko S. V.,

Candidate of Pedagogical Science,

Assoc. Prof. of the department of humanitarian disciplines,

Voronezh Institute - a branch of FGBOU in the Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh.

© Могильниченко С.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.