УДК 372.881.111.1
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ УЧЕБНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ МЧС
С. В. Могильниченко
Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Поступила в редакцию 7 октября 2015 г.
Аннотация: статья посвящена проблеме использования аутентичных учебников на занятиях по английскому языку в ведомственных вузах МЧС. Формирование профессиональной иноязычной компетенции курсантов и поддержание устойчивой мотивации к изучению английского языка возможны при активном их внедрении в учебный процесс.
Ключевые слова: профессиональная иноязычная компетенция, аутентичные учебники, ведомственные вузы МЧС.
Abstract: the article deals with the advantages and particular features of authentic textbooks in language teaching process in the educational Institutions ofEMERCOM. Sustaining motivation to learning English is possible under active implementation of authentic textbooks to the educational process.
Key words: professional foreign language competence, authentic textbooks, departmental higher education institutions of EMERCOM.
В условиях перехода к новой парадигме образования, к стандартам третьего поколения от высшей школы требуется совершенствование подготовки специалиста, компетентного не только в общепрофессиональном, но и коммуникативном, речевом, иноязычном отношениях. Во всех сферах деятельности возрастают требования к интеллектуальному и нравственному потенциалу человека, его общей культуре [1]. Основной задачей образовательного учреждения становится воспитание гармонически развитой самостоятельной личности, способной к дальнейшему самообразованию в условиях постоянного технического прогресса. В связи с этим актуальным становится создание в вузе организованной профессионально ориентированной обучающей среды, неразрывно связанной с информационным и технологическим обеспечением учебного процесса [2]. Обучающийся в данной среде рассматривается как активный субъект познания, ориентированный на самообразование и саморазвитие. Для этого необходим учет его индивидуальных психических особенностей, коммуникативных способностей, обучение в контексте будущей деятельности.
Целью курса «Английский язык» в вузах МЧС России является формирование межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции, необходимой для дальнейшего самообразования, профессионального общения и профессионального роста.
© Могильниченко С. В., 2016
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в его деятельностной основе, что предусматривает необходимость предоставления каждому обучающемуся достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в заданиях по формированию требуемых навыков и умений. Понимание значимости профессионально ориентированного обучения иностранному языку в условиях информатизации всей общественной жизни находит отражение в определении целей и содержания учебного процесса в ведомственных вузах, в частности в институтах Государственной противопожарной службы МЧС России. Перед преподавателями стоит задача формирования межкультурного профессионально ориентированного общения, которую можно решить в ходе формирования у курсантов совокупности компетенций, в том числе коммуникативной, социолингвистической и социокультурной [3].
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю нужно создать реальные и воображаемые ситуации общения на занятиях по иностранному языку, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.).
В вузах МЧС России наблюдается низкая мотивация у курсантов к изучению иностранного языка, которая во многом определяется отсутствием осознанных целей обучения, а именно - отсутствием контактов с носителями языка, отсутствием необходимости умения вести переписку на иностранном
Из опыта использования аутентичных учебников на занятиях по английскому языку в вузах МЧС
языке [4]. Поэтому восприятие некоторых заданий, например запоминания значительного объема лексики и диалогического материала, идет вразрез с отсутствием осознанной мотивации к этому. Создаваемая преподавателем на занятии атмосфера часто имеет большее значение, чем характер изучаемого материала. Поэтому, если курсант испытывает скуку во время занятия, аргументы о важности изучения английского языка его не убедят. Зачастую проблемы, связанные с низкой успеваемостью по иностранному языку, обусловлены негативной реакцией курсантов на методы и формы преподавания, оцениваемые ими на эмоциональном уровне.
Эффективность выполнения курсантами коммуникативных заданий нередко снижается из-за наличия устойчивых стереотипов работы с иноязычным материалом, основанных, в частности, на школьной практике ограничения речевой деятельности пересказами текстов или механическим заучиванием готовых диалогов.
Для формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка и повышению успеваемости в вузах МЧС России на занятиях по английскому языку широко используются аутентичные учебные пособия, например «English for the Military» [5] и «Environmental Science» [6]. В комплект наряду с учебником входит также рабочая тетрадь и аудио-курс.
Для занятий на 1 курсе преподаватели обращаются главным образом к учебнику «English for the Military», который позволяет курсантам корректно использовать в устном общении военную и терминологическую лексику на основе стандартных фраз, представленных в учебнике. Первокурсники предпочитают игровые формы работы с использованием аудиоматериала, создающие увлекательную атмосферу во время занятий по английскому языку в учебной аудитории. Учитывая потребность курсантов 1-го года обучения в лидерстве и самовыражении, преподаватель также создает благоприятную атмосферу для здоровой конкуренции, во многом способствующую личностному и профессиональному росту учащихся.
На 2 курсе на занятиях по английскому языку широко используется учебник «Environmental Science». Материалы данного учебника позволяют преподавателю формировать у курсантов социальную компетенцию, т.е., используя адекватные речевые средства, вступать в диалог на профессиональную тему, поддерживать его, подкреплять свои доводы практическими примерами. Также за счет опоры на освоенные в условиях чтения и аудирования иноязычных тексты формируется компенсаторная функция, которая позволяет предупредить недопонимание путем преодоления коммуникативного
барьера за счет использования изученных языковых средств.
Использование аутентичных учебников в учебном процессе имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ.
В первую очередь рассматриваемые учебные пособия сопровождаются аудиокурсами, что способствует формированию комплекса языковых навыков на основе большого разнообразия форм интерактивной работы.
Кроме того, учебные пособия предполагают изучение богатейшего лексического материала, содержащего современные военные термины и профессионализмы, представленные в составе устойчивых словосочетаний.
Наконец, аутентичные учебники представляют преподавателю и курсантам обширный профессиональный фактический материал, основанный на достоверной информации и учитывающий межкультурные аспекты их взаимодействия в военной и тех-носферной областях, что имеет неоспоримое значение для удовлетворения познавательных потребностей курсантов вузов МЧС.
Активное внедрение в учебный процесс в Воронежском институте ГПС МЧС России нестандартных форм учебной работы по иностранному языку, таких как профессионально направленные аутентичные учебники, компьютерные программы и интернет-технологии, позволило существенно усилить мотивацию к изучению иностранного языка у курсантов 2 курса, что, в свою очередь, положительно отразилось на их успеваемости.
Иностранный язык, интегрируя с другими научными областями знаний, превращается из учебного предмета в средство приобретения курсантами знаний для дальнейшего их использования в профессиональной деятельности и профессионального роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плеханова М. В. Роль и место культурной компетенции в структуре общей компетентности студентов технического вуза / М. В. Плеханова // Вестник ТГУ : Актуальные вопросы современной филологии : теоретические и прикладные аспекты. - Вып. 85. - Томск : ТМП-Пресс, 2006.
2. Девтерова З. Р. Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе / З. Р. Девтерова // Молодой ученый. - 2011. - № 9. - С. 203-205.
3. Сафонова В. В. Изучение языка международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж, 1996. - 238 с.
4. Могильниченко С. В. Иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС России на основе автоматизированной обучающей системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Могильниченко. - Елец, 2012. - 23 с.
С. В. Могильниченко
5. Mellor Clark S., Baker de Altamizano.Campaign Y. English for the Military. Text : Macmillan Publishers Limited, 2004. - 159 p.
Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Могильниченко С. В., доцент кафедры иностранных языков и культуры речи
E-mail: [email protected] Тел.: 8-910-345-69-10
6. Environmental Science. Student's Book / Virginia Enavs : Express Publishing, 2013. - 120 р.
Voronezh Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters
Mogilnichenko S. V., Associate Professor of the Foreign Languages and Speech Culture Department E-mail: [email protected] Tel.: 8-910-345-69-10